Методическая
разработка «Как оформить «дано»
Задачи
на вычисление и доказательство состоят из двух частей: «дано» задачи и
«решения» («доказательства»).
Правильно
оформленное «дано» задачи позволяет понять, что имеется в условии и что нужно получить.
«Дано» состоит из трёх частей: графической, символической записи условия
задачи и вопроса задачи.
Вначале
пишут слово «дано:», далее делают рисунок. В задачах на вычисление и
доказательство он должен быть схематичным и правдоподобным. Обозначения
объектов на рисунке берём из условия, а если их не хватает или нет
вообще, то вводим свои обозначения. Рисунок помогает нам увидеть элементы
фигуры, конфигурацию фигур, спрогнозировать будущие построения и логику
решения.
Затем
необходимо записать с помощью символов, используя местами термины, условие
задачи, опираясь на рисунок. Символическая запись учит лаконично формулировать
мысль, заменять сложные конструкции понятий и объектов группой простых.
Вопрос
задачи отделяется от символической записи длинной чертой и записывается
формально-словесно. Если вопрос задачи начинается со слова «найти», то
после его формулировки пишется «решение». Если вопрос задачи начинается
со слова «докажите», то после его формулировки пишется «доказательство».
Если нужно и доказать, и найти, то пишется — «решение».
Чем
геометрическая задача отличается от алгебраической? А тем, что алгебраическая
задача самодостаточна, то есть всё необходимое для решения есть в условии, в
то время как при решении геометрической задачи приходится привлекать факты
со стороны, которых нет в условии. Образно говоря, алгебраическая задача
варится в собственном соку, тогда как при приготовлении геометрической задачи
нужно постоянно добавлять ингредиенты.
Требования к оформлению решений математических задач
Оформление текстовых задач:
Краткая запись задачи выполняется обязательно в любой удобной для этого форме: таблица, схема, словесная краткая запись и пр.
Например:
Решение задачи записывается по действиям или выражением с пропуском одной клетки между действиями.
Запись наименований обязательна, запись пояснений делается кратко. Ответ к задаче записывается, начиная с числительного. Принятые сокращения, такие как: см, кг, м и т.д. в ответе записываются кратко.
Оформление математических выражений и равенств:
Расстояние между выражениями вниз составляет 2 клетки.
Между столбиками выражений, неравенств, уравнений делаем отступ вправо на 4 клетки (пишем на пятой).
При вычислении выражений с несколькими математическими действиями их порядок фиксируется над знаком простым карандашом. Затем решение расписывается полностью под выражением с фиксацией конечного результата в записи выражения.
Оформление решения уравнения:
Решение уравнения записывается в столбик.
Вычисления проводятся справа на свободных клетках.
Проверка найденного значения неизвестного проводится письменно или устно, в зависимости от типа уравнения (иррациональное, логарифмическое и т.д.).
Ответ записывается обязательно.
Оформление геометрической задачи:
Краткая запись геометрической задачи, исходя из условия, делится на две части- чертёж и «Дано». С левой стороны будет записываться «Дано» — краткая запись данных, а справа чертёж. Чертёж выполняется простым карандашом при помощи геометрических инструментов (линейка, циркуль, транспортир) по имеющимся данным или в пропорции (7 — 8 класс, в 9 – 11 классах чертежи допускается выполнять ручкой, так как на экзамене карандаш не используется). Буквенное «имя» фигуры записывается заглавными буквами латинского алфавита, начиная с левого нижнего угла по часовой стрелке (или согласно данному чертежу). Запись вопроса задачи начинать со слова «Найти: Р» или просто под чертой указывать искомую величину РАВСД-?.
Далее записывается слово «Решение» или «Доказательство». В решении сначала записывается формула, затем в неё подставляются числовые данные. Если в ходе необходимо провести предварительные вычисления, то запись выполняется по действиям, как в текстовой задаче. Текстовые пояснения к действиям выполняются по необходимости и определяются из сложности условия задачи. Ответ в геометрической задаче записывается обязательно кратко с помощью символов. При оформлении задачи на доказательство необходимо придерживаться логическим выводам каждого последующего этапа. В конце доказательства необходимо писать «ч.т.д.»
Образец записи геометрических задач:
-
-
November 16 2012, 17:56
- Дети
- Cancel
Оформление задач
Друзья, у нас с мамой однокашницы возникла одна и та же проблема.
Геометрия — 8 класс. В полный рост встала проблема — как оформлять решения.
Нужны образцы, а то дети мучительно бредут в потемках…
Тупо ориентироваться на сборники ГИА?
Или?
Как оформить задачу про площадь прямоугольников? Со словами Дано, Найти, Решение?
Найди верный ответ на вопрос ✅ «Как оформить задачу про площадь прямоугольников? Со словами Дано, Найти, Решение? …» по предмету 📙 Математика, а если ответа нет или никто не дал верного ответа, то воспользуйся поиском и попробуй найти ответ среди похожих вопросов.
Искать другие ответы
Новые вопросы по математике
Главная » Математика » Как оформить задачу про площадь прямоугольников? Со словами Дано, Найти, Решение?
Памятка по решению геометрических задач.
Нахождение ПЕРИМЕТРА(Р).
Правило
Периметр – это сумма длин сторон какой-нибудь геометрической
фигуры.
Кратко будем обозначать геометрические понятия следующим образом:
Р пр – это периметр прямоугольника;
Р кв — это периметр квадрата;
а — это длина большей стороны фигуры;
в — это ширина стороны фигуры (иногда буква может меняться на
любую другую )
а
в
- Нахождение периметра прямоугольника (Рпр ) можно находить
3 способами: Рпр = а+в+а+в (этот способ применяется, когда нужно найти
периметр любой другой геомет. фигуры)
Рпр = а ∙ 2+в ∙ 2;
Рпр = (а+в) ∙ 2 (этим способом мы будем пользоваться чаще!)
2. Нахождение сторон прямоугольника (а или в)
а = Рпр : 2 – в:
в = Рпр : 2 – а
а
- Нахождение периметра квадрата (Ркв) по формуле:
Ркв = а ∙ 4
- Нахождение стороны квадрата (а)
а = Ркв : 4
Оформление задачи в тетради
Например :
Дано: а
а = 5см
в = 3см в
Рпр — ?
(если нужно начертить чертёж, то его нужно чертить на этом месте, а
решение начинать с середины листа, а если не требуется начертить
чертёж, то решение выполнять нужно на этом месте )
Решение.
Рпр = (а+в) ∙ 2
Рпр = (5см +3см) ∙ 2 = 16 (см)
Ответ: Рпр = 16 см
(Аналогично выполняются подобные задачи геометрического характера.)
Нахождение ПЛОЩАДИ(S).
Правило
Площадь – это внутренняя часть какой-нибудь геометрической фигуры.
Кратко будем обозначать геометрические понятия следующим образом:
Sпр – это площадь прямоугольника;
Sкв — это площадь квадрата;
а — это длина большей стороны фигуры;
в — это ширина стороны фигуры (иногда буква может меняться на
любую другую )
а
в
- Нахождение площади прямоугольника (Sпр ) по формуле:
Sпр = а ∙ в
- Нахождение сторон прямоугольника (а или в):
а = Sпр: в;
в = Sпр:а
а
а
3.Нахождение площади квадрата (Sкв) по формуле:
Sкв = а ∙ а
4.Нахождение стороны квадрата (а)
а = Sкв : а
Оформление задачи в тетради
Например: ( данные могут быть разные, но оформление одинаковое)
Дано: Решение.
а = 5см Sпр = а ∙ в
Sпр = 15см2 в = Sпр: а
в — ? см в = 15см2 : 5 см = (3 см)
Рпр -?см Рпр = (а+в) ∙ 2
Рпр = (5см + 3 см) ∙ 2 = 16 (см)
Ответ: в = 3 см; Рпр = 16 см
5.Нахождение площади прямоуг.треугольника (Sтр) по формуле:
Sтр. = (а ∙ в):2
а
в