Фото как нашли тутанхамона

Эпизоды из истории великого археологического открытия

«О мать Нейт! Простри надо мной свои крылья, извечные звезды…»
Надпись на саркофаге Тутанхамона

Начало: Открытие гробницы Тутанхамона. Цветные фотографии. Часть 1


Находки из гробницы Тутанхамона / Burton, Harry. Tutankhamun tomb photographs: a photographic record in 5 albums containing 490 original photographic prints ; representing the excavations of the tomb of Tutankhamun and its contents (Band 4) — [S.l.], [ca. 1923], 024. © Universitätsbibliothek Heidelberg. Source

«При нынешнем состоянии наших знаний мы можем с уверенностью сказать только одно: единственным примечательным событием его жизни было то, что он умер и был похоронен».
Говард Картер (1874-1939) о Тутанхамоне, фараоне из XVIII династии Нового царства Древнего Египта, правившем приблизительно в 1332-1323 годах до н.э.

Текст в кавычках – из книги Курта Керама «Боги, гробницы, ученые», впервые опубликованной в Западной Германии в 1949 году. Фотографии 1920-х годов сделаны Гарри Бертоном. Цветные – переведены в цвет для выставки «The Discovery of King Tut», которая 21 ноября 2015 года открывается в Нью-Йорке. Монохромные фотографии: из собрания Метрополитен-музея и из пяти альбомов снимков Гарри Бертона с раскопок гробницы Тутанхамона из Библиотеки Гейдельбергского университета.

Один показательный эпизод 1916 года из жизни археолога Говарда Картера, который через несколько лет, в 1922 году, откроет для науки и мира гробницу Тутанхамона.

« Он был человеком с практическим складом ума и одновременно редким храбрецом, настоящим сорвиголовой. Эти его качества в полной мере проявились во время одного памятного события 1916 года.

2.

Находки из гробницы Тутанхамона / Burton, Harry. Tutankhamun tomb photographs: a photographic record in 5 albums containing 490 original photographic prints ; representing the excavations of the tomb of Tutankhamun and its contents (Band 3) — [S.l.], [ca. 1923] Taf_06_Neg_82-84. © Universitätsbibliothek Heidelberg. Source

Он находился в кратком отпуске в Луксоре, когда однажды к нему в сильном смятении пришли старейшины деревни с просьбой оказать им поддержку и помощь. Дело в том, что из-за войны, которая стала чувствоваться даже здесь, в Луксоре сильно уменьшилось число чиновников, контроль и полицейский надзор ослабли; этим не преминули воспользоваться бравые потомки Абд аль-Расула, принявшиеся за свое традиционное ремесло. Одна из банд этих грабителей нашла на западном склоне холма, расположенного в самом конце Долины царей, какой-то клад. Едва об этом узнала банда их соперников, как они предприняли все возможное, чтобы завладеть предполагаемыми сокровищами. То, что разыгралось вслед за этим, напоминало плохой гангстерский фильм.

3.

Находки из гробницы Тутанхамона / Burton, Harry. Tutankhamun tomb photographs: a photographic record in 5 albums containing 490 original photographic prints ; representing the excavations of the tomb of Tutankhamun and its contents  (Band 3) — [S.l.], [ca. 1923] Taf_20_Neg_116-119. © Universitätsbibliothek Heidelberg. Source

Дело дошло до вооруженной схватки между обеими бандами. «Первооткрыватели» были разбиты и изгнаны, предполагалось, что кровавая распря на этом не закончится. Картер находился в отпуске, он не нес никакой ответственности за все эти безобразия, и все-таки он решил вмешаться. Впрочем, приведем его собственный рассказ:

4.

Burton, Harry. Tutankhamun tomb photographs: a photographic record in 5 albums containing 490 original photographic prints ; representing the excavations of the tomb of Tutankhamun and its contents (Band 2) — [S.l.], [ca. 1922} 38. © Universitätsbibliothek Heidelberg. Source

«Был уже поздний послеобеденный час. Я поспешно собрал тех немногих моих рабочих, которые еще не были мобилизованы, и, соответственным образом их вооружив, отправился к месту происшествия. Нам пришлось совершить при свете луны более чем шестисотметровое восхождение по склону горы, нависшему над Курной. Была уже полночь, когда мы прибыли на место; наш проводник показал мне веревку, свисавшую с отвесной скалы. Прислушавшись, мы услыша ли, как внизу трудились грабители. Прежде всего я перерезал веревку, лишив тем самым грабителей возможности ускользнуть, а затем, надежно укрепив свой канат, спустился по нему вниз. Спускаться в полночь на веревке в логово занятых своим делом грабителей — времяпрепровождение, не лишенное, во всяком случае, своеобразной занятности. Я застал там восемь человек, и, когда я приземлился, мне пришлось пережить несколько не слишком приятных мгновений. Я предложил им выбор: либо убраться, воспользовавшись моим канатом, либо остаться на месте, но уже без веревки, и, следовательно, не имея возможности выбраться на волю. В конце концов благоразумие одержало верх, и они убрались. Остаток ночи я провел там же».

5.

Burton, Harry. Tutankhamun tomb photographs: a photographic record in 5 albums containing 490 original photographic prints ; representing the excavations of the tomb of Tutankhamun and its contents (Band 2) — [S.l.], [ca. 1922} 39. © Universitätsbibliothek Heidelberg. Source

Чтобы составить себе полное представление об этом воинственном археологе, необходимо его скромный и даже несколько сухой рассказ, в котором об опасностях говорится лишь мимоходом и с юмором висельника, расцветить собственной фантазией. Впрочем, если бы Картер и предоставил грабителей самим себе, их все равно ждало разочарование. Дело в том, что найденный ими клад оказался гробницей, первоначально, вероятно, предназначенной для царицы Хатшепсут; никаких сокровищ там не было — стоял лишь незаконченный саркофаг из кристаллического песчаника. «

6.

Первая камера / Burton, Harry. Tutankhamun tomb photographs: a photographic record in 5 albums containing 490 original photographic prints ; representing the excavations of the tomb of Tutankhamun and its contents (Band 2) — [S.l.], [ca. 1922} 11. © Universitätsbibliothek Heidelberg. Source

Продолжение рассказа об открытии гробницы Тутанхамона.

« В одной лишь первой камере исследователи нашли не менее шестисот-семисот различных предметов. «

7.

Burton, Harry. Tutankhamun tomb photographs: a photographic record in 5 albums containing 490 original photographic prints ; representing the excavations of the tomb of Tutankhamun and its contents (Band 1) — [S.l.], [ca. 1922] 014. © Universitätsbibliothek Heidelberg. Source

« 13 мая при +37°С в тени по узкоколейке были доставлены к специально зафрахтованному пароходу первые тридцать четыре тяжелых ящика с находками. Расстояние было небольшое – всего полтора километра, но, так как рельсов не хватало, пришлось прибегнуть к хитрости: когда вагонетка проходила некоторое расстояние, путь позади нее разбирали, а снятые рельсы укладывали впереди вагонетки.

8.

В первой камере гробницы Тутанхамона – дыра под одним из трех больших лож. Отверстие ведет в боковую камеру, меньшую, чем первую, но также до отказа наполненную предметами обихода и драгоценностями. Фотограф Гарри Бертон / Burton, Harry. Tutankhamun tomb photographs: a photographic record in 5 albums containing 490 original photographic prints ; representing the excavations of the tomb of Tutankhamun and its contents (Band 3) — [S.l.], [ca. 1923]. Taf_41_Neg_165. © Universitätsbibliothek Heidelberg. Source

Так драгоценные находки проделали обратный путь спустя три тысячелетия после того, как они были торжественно доставлены с берега Нила в
гробницу усопшего царя. Еще через семь дней они были в Каире.

9.

Burton, Harry Tutankhamun tomb photographs: a photographic record in 5 albums containing 490 original photographic prints ; representing the excavations of the tomb of Tutankhamun and its contents (Band 4) — [S.l.], [ca. 1923] 036. © Universitätsbibliothek Heidelberg. Source

К середине февраля из первой камеры было вывезено все. Теперь можно было продолжить раскопки, чего с нетерпением ожидали все, и вскрыть третью дверь — ту самую, которая находилась между двумя статуями-часовыми. Теперь, наконец, настало время выяснить, находится ли в соседней камере мумия.

10.

Section of Tutankhamen’s Tomb. Image credit Stefano Benini. Source

Когда в пятницу, 17 февраля, в 2 часа дня в передней комнате гробницы собралось примерно двадцать человек, удостоившихся чести присутствовать при этом событии, ни один из них не подозревал, что именно суждено ему увидеть через какие-нибудь два часа.

11.

Burton, Harry. Tutankhamun tomb photographs: a photographic record in 5 albums containing 490 original photographic prints ; representing the excavations of the tomb of Tutankhamun and its contents (Band 5) — [S.l.], [ca. 1924] Taf_19. © Universitätsbibliothek Heidelberg. Source

Ведь после находки сокровищ, которые теперь уже были в безопасности, трудно было себе представить, что может быть найдено еще что-либо более ценное, более значительное.

Гости – члены правительства и ученые – заняли свои места. Когда Картер взобрался на своего рода помост, приставленный к двери (с него было удобнее разбирать кирпичную кладку), наступила мертвая тишина.

12.

Burton, Harry. Tutankhamun tomb photographs: a photographic record in 5 albums containing 490 original photographic prints ; representing the excavations of the tomb of Tutankhamun and its contents (Band 4) — [S.l.], [ca. 1923] 034. © Universitätsbibliothek Heidelberg. Source

С величайшими предосторожностями Картер принялся разбирать кладку. Работа была тяжелой и требовала много времени: кирпичи могли обрушиться и повредить то, что находится за дверью. Кроме того, нужно было попытаться сохранить в целости важные для науки оттиски печатей. Когда было проделано первое отверстие, «искушение сейчас же прервать работу, — пишет сам Картер, — и заглянуть в расширявшееся отверстие было так велико, что мне с трудом удавалось его побороть».

Мейс и Кэллендер помогали ему. Когда через десять минут Картер, несколько расширив отверстие, просунул в него электрическую лампочку, по рядам присутствующих пробежал тревожный шепот.

13.

Dec. 2, 1923. Carter, Callende, and two workers remove the partition wall between the antechamber and the burial chamber. Image: Harry Burton ©. The Griffith Institute, Oxford. Colorized by Dynamichrome for the Exhibition “The Discovery of King Tut” in New York.

То, что он увидел, было совершенно неожиданно, невероятно и в первое мгновение совершенно непонятно: перед ним была стена. Она тянулась и вправо и влево, вверх и вниз, тускло поблескивая при свете лампочки, она закрывала весь ход. Картер просунул руку как можно дальше: перед ним была массивная золотая стена! Он начал расширять отверстие. Теперь уже и все остальные увидели блеск золота. По мере того как он вынимал кирпичи, золотая стена вырисовывалась все явственнее, и тогда «мы, — пишет Картер, — словно по невидимым проводам, стали ощущать нараставшее волнение зрителей».

14.

December 1923. Carter, Callender and two Egyptian workers carefully dismantle one of the golden shrines within the burial chamber. Image: Harry Burton ©. The Griffith Institute, Oxford. Colorized by Dynamichrome for the Exhibition “The Discovery of King Tut” in New York.

Прошло еще несколько минут, и Картеру, Мейсу и Кэллендеру стало ясно, что представляет собой эта стена. Они действительно стояли перед входом в погребальную камеру, но то, что они приняли за стену, на самом деле было всего лишь передней стенкой самой огромной и дорогой усыпальницы, которую когда-либо кому-либо приходилось видеть, – усыпальницы, внутри которой должны были на ходиться саркофаги и наконец сама мумия.

15.

Shrines and sarchophagus of Tutankhamun, in KV62. via

Понадобилось два часа тяжелой работы для того, чтобы расширить отверстие настолько, чтобы в него можно было войти. Потом наступила пауза — казалось, натянутые до предела нервы не выдержат этого напряжения: на самом пороге были найдены рассыпанные бусины ожерелья, вероятно оброненного грабителями. Не обращая внимания на зрителей, которые, дрожа от нетерпения, ерзали на стульях, Картер с педантичностью истинного археолога, для которого не существует незначительных находок, тщательно собрал все бусины и лишь после этого продолжил работу. Погребальная камера, как оказалось, находилась примерно на метр ниже, чем передняя комната. Захватив с собой лампу, Картер спустился вниз. Да, перед ним был обитый листовым золотом ящик, покрывавший сверху саркофаг, причем он был столь огромен, что занимал чуть ли не все помещение. Лишь узкий проход – всего в 65 см – отделял его от стены. Продвигаться по этому проходу можно было только с величайшей осторожностью: он весь был заставлен погребальными приношениями.

Теперь наступил черед лорда Карнарвона и Лако. Войдя в камеру, они остановились в безмолвии. Затем они обмерили саркофаг. Позднейшие, более точные измерения дали следующие результаты: 5,20 х 3,35 х 2,75 м.

16.

Говард Картер открывает дверь второго позолоченного саркофага Тутанхамона / Jan. 4, 1924 Howard Carter, Arthur Callender and an Egyptian worker open the doors of the innermost shrine and get their first look at Tutankhamun’s sarcophagus. Image: Harry Burton ©. The Griffith Institute, Oxford. Colorized by Dynamichrome for the Exhibition “The Discovery of King Tut” in New York.

Он действительно был сверху донизу покрыт золотом, по сторонам его были инкрустации из блестящего синего фаянса, испещренные магическими знаками, которые должны были охранять покой умершего.

Теперь всех троих больше всего волновал один вопрос: сумели ли грабители проникнуть дальше, цела ли мумия? Картер обнаружил, что расположенные с восточной стороны большие двустворчатые двери были хотя и закрыты на засов, но не запечатаны. Дрожащей рукой он отодвинул засов. Со скрипом раскрылись двери, и перед ним оказался еще один обитый золотом ящик. Как и первый, он был заперт, но на этот раз печать была цела!

17.

Unbroken Seal on the Third Shrine, January 1924. Harry Burton (English, 1879-1940). The Egyptian Expedition of The Metropolitan Museum of Art. Gelatin silver print; 22.9 x 15.2 cm. (TAA 622). At the beginning of January 1924, the gold shrines surrounding the sarcophagus of Tutankhamun were opened, one after another. Source
[Spoiler (click to open)]
The double doors of the first shrine were closed only with sliding bolts of ebony, but the second and third shrines had been secured with elaborately tied ropes that bore clay seals stamped with impressions of the necropolis seal—a crouching jackal over nine bound captives.
Burton’s photograph of this uncut seal perfectly conveys the conflicting feelings of archaeological discovery. On the one hand, excitement, even impatience to see what is behind the sealed doors. On the other hand, hesitation and regret at having to cut a rope that someone so carefully tied and sealed more than thirty-three centuries ago.

Simple rope and a clump of clay impressed with seals promised that the treasures within this shrine had remained inviolate since the pharaoh’s burial. Once the seal was broken to allow the archaeologists access, only Burton’s photograph could evoke its original talismanic power and eloquently testify to the archaeologist’s eternal dilemma: as the excavation and tomb clearing reveal things hitherto unseen, it also forever removes them from their undisturbed state.

Все трое облегченно вздохнули. Наконец-то. До сих пор грабителям всюду удавалось их опередить. Здесь же первыми были они. Следовательно, мумия цела, невредима и находится там, где она была похоронена три тысячелетия назад.

18.

December 1923. Inside the outermost shrine in the burial chamber, a huge linen pall with gold rosettes, reminiscent of the night sky, covers the smaller shrines within. Image: Harry Burton ©. The Griffith Institute, Oxford. Colorized by Dynamichrome for the Exhibition “The Discovery of King Tut” in New York.

Тихо, насколько это только было возможно, прикрыли они дверь. Они чувствовали себя захватчиками, они видели блеклый полотняный погребальный покров, свисавший над внутренним ящиком; «мы слов но чувствовали присутствие умершего фараона, и долгом нашим было отнестись к нему с благоговением».

В этот момент, находясь на вершине научного успеха, они, казалось, были не способны к каким-либо дальнейшим открытиям: слишком грандиозным было то, что представилось их взорам, и все-таки уже буквально в следующую минуту они очутились перед новым открытием.

19.

Ковчег, в котором хранились сосуды с внутренними органами Тутанхамона. Его охраняют богини и кобры. Фотограф Гарри Бертон. AP Photo. via

Дойдя до другого конца погребального покоя, они неожиданно обнаружили маленькую, низенькую дверь, которая вела в следующее помещение — сравнительно небольшую по размерам комнату. С того места, где они находились, они могли видеть ее содержимое. Можно ли представить себе, что там было, если Картер после всего того, что он видел в гробнице, написал об этой комнате: «Даже беглого взгляда было достаточно, чтобы понять, что именно здесь находятся величайшие сокровища гробницы»?

20.

C. 1923. A statue of Anubis on a shrine with pallbearers’ poles in the treasury of the tomb. Image: Harry Burton ©. The Griffith Institute, Oxford. Colorized by Dynamichrome for the Exhibition “The Discovery of King Tut” in New York.

Посередине помещения возвышался покрытый золотом ларец. Его окружали изваяния четырех богинь-охранительниц, грациозные фигуры которых были так естественны и живы, а их лица настолько исполнены сострадания и скорби, что «уже одно сазерцание их казалось чуть ли не кощунством». «

21.

C. 1923. A gilded bust of the Celestial Cow Mehet-Weret and chests sit in the treasury of the tomb. Image: Harry Burton ©. The Griffith Institute, Oxford. Colorized by Dynamichrome for the Exhibition “The Discovery of King Tut” in New York.

« Дальнейшее исследование этой величайшей в истории археологии находки растянулось на несколько зим. К сожалению, первая зима пропала чуть ли не полностью: скончался лорд Карнарвон; кроме того, совершенно неожиданно возникли трения с египетским правительством по вопросу о продлении концессии и дележе находок. В конце концов благодаря вмешательству других стран удалось достичь приемлемого урегулирования вопроса. Работа могла продолжаться. Зимой 1926/27 года были сделаны наиболее важные дальнейшие шаги: был вскрыт обитый золотом ящик, были вынуты многочисленные драгоценные гробы и исследована мумия Тутанхамона. «

22.

Сокровищница / C. 1923. Chests inside the treasury. Image: Harry Burton ©. The Griffith Institute, Oxford. Colorized by Dynamichrome for the Exhibition “The Discovery of King Tut” in New York.

Последний этап первопроходнических работ – вскрытие саркофага:

« Работа была длительной и трудоемкой, она проходила в тесном помещении, в котором буквально негде было повернуться; любой промах, неверно приложенный полиспаст, упавшая балка могли привести к беде: повредить находившиеся здесь уникальные сокровища. Так же как крышка первого гроба, крышка второго изображала лежащего в богатом убранстве юного фараона, точнее говоря, это было скульптурное изображение фараона в образе бога Осириса. То же самое увидели и тогда, когда вскрыли третий гроб. В ходе всей работы ее участники обратили внимание на то, что гробы были очень тяжелы.

23.

Dec. 30th, 1923. Carter, Mace and an Egyptian worker carefully roll up the linen pall covering the second shrine. Image: Harry Burton ©. The Griffith Institute, Oxford. Colorized by Dynamichrome for the Exhibition “The Discovery of King Tut” in New York.

Здесь исследователи снова столкнулись с неожиданностью, которым, казалось, не будет конца. Когда Бертон сделал свои снимки, а Картер убрал цветы и снял полотняный покров, причина этой поразительной тяжести стала ясна с первого взгляда: третий гроб длиной 1,85 м был сделан из чистого массивного золота толщиной два с половиной — три с половиной миллиметра. Трудно было определить его материальную ценность. Однако вслед за этой неожиданностью, которую можно назвать приятной, последовала вторая, которая вызвала у исследователей серьезнейшие опасения.

24.

Фотограф Гарри Бертон. AP Photo. via

Еще тогда, когда они рассматривали второй гроб, они обратили внимание на то, что его орнамент местами попорчен сыростью. Теперь же выяснилось, что все пространство между вторым и третьим гробами наполнено по самую крышку какой-то черной склеившейся массой. Правда, им все же удалось очистить от этой похожей на вар массы двойное ожерелье из золота и фаянсовых бус, но перед исследователями встал тревожный вопрос: в каком состоянии находится мумия, не повредило ли ей это явно чрезмерное количество масел и смол? Когда один из сотрудников дотронулся до последнего куска полотна и гирлянды из украшенного бусами фаянса — на вид и то и другое, казалось, хорошо сохранилось, — они рассыпались: священные масла разъели их.

25.

Second Coffin, November 1925. Harry Burton (English, 1879–1940). The Egyptian Expedition of The Metropolitan Museum of Art. Gelatin silver print; 16.5 x 21.6 cm. (TAA 368). After the lid was removed from Tutankhamun’s outer coffin, a linen shroud gave only a hint of the gilded and inlaid coffin that lay within. A small wreath had been pressed around the vulture and cobra goddesses at the king’s brow, and garlands made from olive leaves, blue lotus petals, cornflowers, and celery leaves were draped over his chest. Source

Лукас тотчас же приступил к анализу этой массы. Очевидно, это была какая-то жидкая или полужидкая субстанци я, состоявшая в основном из жиров и смол, что же касается древесной смолы, запах которой эта масса издавала при нагревании, то ее присутствие первоначально не удалось доказать.

Теперь вновь всеми овладело волнение – наступал последний решающий момент.

Было вынуто несколько золотых гвоздиков, затем крышка гроба была приподнята за золотые скобы. Тутанхамон, которого они искали шесть долгих лет, лежал перед ними. «

26.

October 1925. Carter and a worker examine the solid gold innermost sarcophagus. Image: Harry Burton ©. The Griffith Institute, Oxford. Colorized by Dynamichrome for the Exhibition “The Discovery of King Tut” in New York.

« Мумия была и прекрасна и ужасна: в свое время ее с бессмысленной щедростью обмазали маслами и благовониями, а теперь все это склеилось, образовав черную, затвердевшую массу. На фоне темной бесформенной массы резко выделялась блестевшая истинно по-царски золотая маска; на ней, впрочем, так же как и на ногах, не было никаких следов масел.

После многих безуспешных попыток исследователям в конце концов все же удалось отделить деревянный гроб от золотого. Это был длительный процесс, в ходе которого пришлось нагреть золотой гроб до температуры в 500 С, предварительно обложив его для сохранности листами цинка.

27.

October 1925. Carter examines Tutankhamun’s sarcophagus. Image: Harry Burton ©. The Griffith Institute, Oxford. Colorized by Dynamichrome for the Exhibition “The Discovery of King Tut” in New York.

Когда же, наконец, уже можно было приступить к исследованию самой мумии, единственной мумии Долины царей, которая пролежала на одном месте никем не потревоженная тридцать три столетия, внезапно выяснилось одно немаловажное обстоятельство; вот как говорит о нем сам Kaprep: «Ирония судьбы – ученым пришлось в этом убедиться – заключалась в том, что те мумии, которые побывали в руках грабителей и жрецов, сохранились лучше, чем эта, нетронутая». Это неудивительно: они были спасены от разъедающего воздействия масел; нередко они были основательно повреждены (в тех случаях, когда их покой был потревожен не жрецами, а грабителями) и в большинстве случаев ограблены до нитки, но они сохранились гораздо лучше, чем мумия Тутанхамона, которая в этом огношении принесла ученым разочарование – пожалуй, единственное разочарование, которое им пришлось здесь пережить.

28.

Не из раскопок Говарда Картера / Mummy bandage from Tutankhamun’s embalming cache, New Kingdom, Dynasty 18, reign of Tutankhamun, ca. 1336–1327 B.C. Egypt, Upper Egypt; Thebes, embalming cache of Tutankhamun (Tomb KV 54), Valley of the Kings, Davis/Ayrton 1907. Linen; L. 165 cm, W. 6 cm. Gift of Theodore M. Davis, 1909 (09.184.797). This is a rare example of a real bandage woven with a selvage on each side. The majority of bandages used in mummification were strips torn from long sheets. The Metropolitan Museum of Art. Source

11 ноября в 9 час. 45 мин. утра анатом доктор Дерри сделал первый надрез в верхней части обмотанного промасленными полотняными бинтами туловища фараона. За исключением лица и ног, не соприкасавшихся с маслами, мумия была в ужасном состоянии. Окисление смолянистых веществ вызвало своего рода самовозгорание, которое было таким сильным, что в результате обуглилась не только значительная часть бинтов, но и мертвая ткань и даже кости мумии. Затвердевшую массу пришлось кое-где выковыривать с помощью скальпеля.

29.

Head of Tutankhamun. Period: New Kingdom, Amarna Period. Dynasty: Dynasty 18. Reign: reign of Tutankhamun. Date: ca. 1336–1327 B.C. Geography: From Egypt. Medium: Indurated Limestone. Dimensions: H. 17.2 cm; W. 16 cm; D. 23.6 cm. This head is a fragment from a statue group that represented the god Amun seated on a throne with the young king Tutankhamun standing or kneeling in front of him. The Metropolitan Museum of Art. Source

Совершенно неожиданное открытие было сделано, когда под серповидным валиком, напоминавшим по своей форме корону, был найден амулет. В самой находке амулета не было ничего необычного. Тутанхамон был полностью оснащен «магическим вооружением» – в складках бинтов, в которые была запеленута мумия, находилось бесчисленное множество амулетов и всяких символических и магических предметов. Как правило, такие амулеты были из гематита, а этот был железным! Амулет относился к числу наиболее ранних железных изделий Египта, и не без иронии следует заметить, что в наполненной чуть ли не до отказа золотом гробнице именно эта скромная находка имела наибольшую, с точки зрения историка культуры, ценность.

30.

Burton, Harry. Tutankhamun tomb photographs: a photographic record in 5 albums containing 490 original photographic prints ; representing the excavations of the tomb of Tutankhamun and its contents (Band 3) — [S.l.], [ca. 1923] Taf_17_Neg_104-107. © Universitätsbibliothek Heidelberg. Source

Наконец настал самый напряженный и чрезвычайно ответственный момент: начали удалять остатки бинтов с головы. Оказалось, что для этого достаточно легчайшего прикосновения кисточкой из соболиного волоса: истлевшие остатки льняной ткани рассыпались, и все присутствовавшие увидели… впрочем, дадим слово самому Картеру: «…благородное, с правильными чертами, полное спокойствия, нежное юношеское лицо с четко очерченными губами».

31.

Outermost Coffin, spring 1926 Harry Burton (English, 1879–1940). The Egyptian Expedition of The Metropolitan Museum of Art. Gelatin silver print; 16.5 x 21.9 cm. (TAA 364). Source

Трудно даже себе представить, какое невероятное количество украшений было найдено на мумии. Под каждым слоем бинтов обнаруживали все новые и новые драгоценности. Всего Картер насчитал сто одну группу различных украшений. На пальцах рук и ног были надеты золотые наконечники. Из тридцатитрех страниц, на протяжении которых Картер описывает вскрытие мумии, половина посвящена рассказу о найденных на ней сокровищах. Этот юноша, этот восемнадцатилетний фараон был буквально усыпан с ног до головы золотом и драгоценными камнями. «

32.

November 1925. Tutankhamun’s burial mask. Image: Harry Burton ©. The Griffith Institute, Oxford. Colorized by Dynamichrome for the Exhibition “The Discovery of King Tut” in New York.

« Но если этот восемнадцатилетний ничем не примечательный фараон, не совершивший ничего значительного, был похоронен с такой роскошью, переходящей по западноевропейским представлениям все дозволенные границы, то как же должны были хоронить Рамсеса Великого и Сети I? Какие же приношения и погребальные дары были собраны в их гробницах? Именно Сети I и Рамсеса имел в виду Дерри, когда он говорил: «Можно не сомневаться, что в каждой из их погребальных камер находилось больше драгоценностей, чем во всей гробнице Тутанхамона». Каким колоссальным богатствам суждено было на протяжении веков попасть в руки грабителей Долины царей! «

Текст из книги: Керам К. «Боги, гробницы, ученые». Роман археологии. /Пер. с немецкого А.С. Варшавского – СПб: «КЭМ», совместно с издательством «Нижегородская ярмарка», Н.Новгород, 1994. С. 60, 156-184.
Первое издание: М.,1963. Немецкое издание: Ceram «Gotter, Graber und Gelehrte». Roman Der Archaologie. Hamburg 1955.

Три коротких видеорассказа, подготовленных к выставке The Discovery of King Tut: Первая камера (#33), Погребальная камера и Сокровищница (#34); Золотая маска (#35). Английский язык.
Можно все три сюжета посмотреть в первом окне (#33), они будут воспроизводиться один за другим, а можно выбрать интересующий эпизод.

33.

Передняя – первая камера / The Discovery of King Tut. The Antechamber
[Spoiler (click to open)]
In November 1922, after five years of searching, Howard Carter and his patron Lord Carnarvon finally discovered the last resting place of Tutankhamun. His tomb was found directly beneath the tomb of Ramesses VI, which had been built much later on. As a result, the debris from the construction had been dumped into the entrance to Tutankhamun’s tomb – a stroke of luck for us today, since the boy king’s tomb does remained intact and hidden for more than 3,000 years.

This is the antechamber, looking exactly as it did when Howard Carter found it. Inside this chamber alone, Carter and other members of his excavation team found and recorded almost 700 objects: strange-looking animal figures, statues and gold – everywhere the brilliant glint of gold!

34.

Погребальная камера и Сокровищница / The Discovery of King Tut. The Burial Chamber and Treasury
[Spoiler (click to open)]
In November 1922, after five years of searching, Howard Carter and his patron Lord Carnarvon finally discovered the last resting place of Tutankhamun. His tomb was found directly beneath the tomb of Ramesses VI, which had been built much later on. As a result, the debris from the construction had been dumped into the entrance to Tutankhamun’s tomb – a stroke of luck for us today, since the boy king’s tomb does remained intact and hidden for more than 3,000 years.

Two figures standing guard indicated where the entrance to the burial chamber must be. On February 17th 1923, Carter began tearing down the wall that separated the antechamber from the mummy of the Pharaoh.

When the opening was large enough, Carter was able to peek through and spied a wall of gold. This later turned out to be a golden shrine. Between the shrine and the chamber walls there was just enough room to squeeze through.

35.

Золотая маска / The Discovery of King Tut. The Gold Mask.
The gold mask of Tutankhamun is recognized as one of the world’s most famous works of art. Made of solid gold and weighing some 25 pounds, it’s a masterpiece of early goldsmith’s work. Its value is priceless. But who really knows what it symbolizes?

Источники и дополнительные материалы:
Много другий информации на сайте выставки The Discovery of King Tut
Керам К. «Боги, гробницы, ученые». Роман археологии – полный текст книги.
Переведенные в цвет фотографии via: mashable.com
«Tutankhamun»: The Metropolitan Museum of Art Bulletin, v. 34, no. 3 (Winter, 1976–1977). Edwards, I. E. S. (1976–1977) – книга Метрополитен-музея в pdf
Начало: Открытие гробницы Тутанхамона. Цветные фотографии. Часть 1

Если видите ошибку – напишите, пожалуйста, т.к. текст копировался из pdf, не очень хорошо распознанного.

[ad_1]
4 ноября 2022 года исполняется 100 лет со дня открытия гробницы Тутанхамона в египетской Долине царей, что стало переломным моментом в мире археологии. Впечатляющая природа гробницы и ее сокровища дали беспрецедентное представление о том, на что было похоже царское захоронение Нового Царства, и сделали Тутанхамона одним из самых известных фараонов в истории.

Гарри Бертон (1879-1940) был официальным фотографом при открытии гробницы Тутанхамона Говардом Картером и лордом Карнарвоном в 1922 году. Бертон считался самым выдающимся фотографом-археологом своего времени, и здесь мы делимся некоторыми из его оригинальных фотографий знаменательное событие, когда гробница Тутанхамона была впервые вскрыта и исследована.

Долина царей, где была обнаружена гробница Тутанхамона. Несколько гробниц в Долине Царей постоянно оставались открытыми с древних времен, но входы во многие другие оставались скрытыми до 19 века (общественное достояние).

Долина царей, где была обнаружена гробница Тутанхамона. Несколько гробниц в Долине Царей постоянно оставались открытыми с древних времен, но входы во многие другие оставались скрытыми до 19 века (общественное достояние).

Вход в гробницу Тутанхамона нашли под грудами обломков. (Всеобщее достояние)

Вход в гробницу Тутанхамона нашли под грудами обломков. (Всеобщее достояние)

На фотографии Гарри Бертона запечатлена неповрежденная печать некрополя и веревочное крепление на третьем (из четырех) больших позолоченных алтарях, окружающих саркофаг Тутанхамона в Погребальной камере. Несломанная печать подтвердила, что тело короля осталось нетронутым, несмотря на то, что в древности гробницу несколько раз взламывали и грабили (общественное достояние).

На фотографии Гарри Бертона запечатлена неповрежденная печать некрополя и веревочное крепление на третьем (из четырех) больших позолоченных алтарях, окружающих саркофаг Тутанхамона в Погребальной камере. Несломанная печать подтвердила, что тело короля осталось нетронутым, несмотря на то, что в древности гробницу несколько раз взламывали и грабили (общественное достояние).

28 ОРИГИНАЛЬНЫХ фотографий открытия гробницы Тутанхамона

Нисходящий коридор, ведущий в вестибюль гробницы Тутанхамона. (Всеобщее достояние)

Эта фотография была сделана на том месте, где 5 ноября 1922 года была обнаружена запечатанная входная дверь. Объектив камеры Гарри Бертона направлен вверх по шестнадцатиступенчатой ​​лестнице в сторону верхней ступеньки, обнаруженной 4 ноября. (Всеобщее достояние)

Эта фотография была сделана на том месте, где 5 ноября 1922 года была обнаружена запечатанная входная дверь. Объектив камеры Гарри Бертона направлен вверх по шестнадцатиступенчатой ​​лестнице в сторону верхней ступеньки, обнаруженной 4 ноября. (Всеобщее достояние)

Участок блокады, запечатывающей внешний дверной проем гробницы, на его замазанной грязью поверхности видны оттиски официальных печатей некрополя и картуша Тутанхамона. (Всеобщее достояние)

Участок блокады, запечатывающей внешний дверной проем гробницы, на его замазанной грязью поверхности видны оттиски официальных печатей некрополя и картуша Тутанхамона. (Всеобщее достояние)

Одно из двух изображений, на которых Говард Картер (слева) и лорд Карнарвон вместе в гробнице. Они начинают процесс демонтажа стены между Вестибюлем и Погребальной камерой. (Всеобщее достояние)

Одно из двух изображений, на которых Говард Картер (слева) и лорд Карнарвон вместе в гробнице. Они начинают процесс демонтажа стены между Вестибюлем и Погребальной камерой. (Всеобщее достояние)

Говард Картер и лорд Карнарвон стоят в частично разобранной двери между вестибюлем и погребальной камерой. Лорд Карнарвон умер менее чем через два месяца после того, как была сделана эта фотография. (Всеобщее достояние)

Говард Картер и лорд Карнарвон стоят в частично разобранной двери между вестибюлем и погребальной камерой. Лорд Карнарвон умер менее чем через два месяца после того, как была сделана эта фотография. (Всеобщее достояние)

Храм Анубиса на пороге Сокровищницы, вид из Погребальной камеры. Фигура Анубиса была покрыта льняной рубашкой с начертанным картушем Эхнатона. (Всеобщее достояние)

Храм Анубиса на пороге Сокровищницы, вид из Погребальной камеры. Фигура Анубиса была покрыта льняной рубашкой с начертанным картушем Эхнатона. (Всеобщее достояние)

Говард Картер (на коленях), Артур Каллендер и египетский рабочий в погребальной камере смотрят через открытые двери четырех позолоченных алтарей на кварцитовый саркофаг Тутанхамона (общественное достояние)

Говард Картер (на коленях), Артур Каллендер и египетский рабочий в погребальной камере смотрят через открытые двери четырех позолоченных алтарей на кварцитовый саркофаг Тутанхамона (общественное достояние)

Говард Картер работает над крышкой второго (среднего) гроба, все еще находящегося в футляре первого (самого внешнего) гроба в погребальной камере Тутанхамона. (Всеобщее достояние)

Говард Картер работает над крышкой второго (среднего) гроба, все еще находящегося в футляре первого (самого внешнего) гроба в погребальной камере Тутанхамона. (Всеобщее достояние)

Говард Картер и египетский рабочий осматривают третий (самый внутренний) гроб Тутанхамона, сделанный из чистого золота, внутри футляра второго гроба. (Всеобщее достояние)

Говард Картер и египетский рабочий осматривают третий (самый внутренний) гроб Тутанхамона, сделанный из чистого золота, внутри футляра второго гроба. (Всеобщее достояние)

Золотая маска Тутанхамона на месте мумии царя, все еще внутри третьего (самого внутреннего) гроба из цельного золота. (Всеобщее достояние)

Золотая маска Тутанхамона на месте мумии царя, все еще внутри третьего (самого внутреннего) гроба из цельного золота. (Всеобщее достояние)

Гробница Тутанхамона. Вид на северную стену Вестибюля, на которой видны статуи часовых, охраняющие запечатанный дверной проем, ведущий в Погребальную камеру короля. (Всеобщее достояние)

Гробница Тутанхамона. Вид на северную стену Вестибюля, на которой видны статуи часовых, охраняющие запечатанный дверной проем, ведущий в Погребальную камеру короля. (Всеобщее достояние)

Статуи часовых охраняют дверной проем, ведущий в Погребальную палату короля, которая сейчас открыта. (Всеобщее достояние)

Статуи часовых охраняют дверной проем, ведущий в Погребальную палату короля, которая сейчас открыта. (Всеобщее достояние)

Гробница Тутанхамона. Разобранные колесницы и ложа с коровьими головами в южном конце Вестибюля. (Всеобщее достояние)

Гробница Тутанхамона. Разобранные колесницы и ложа с коровьими головами в южном конце Вестибюля. (Всеобщее достояние)

Кушетка с головой коровы в вестибюле гробницы Тутанхамона со множеством предметов, сложенных сверху. В пакетах внизу были куски мяса. (Всеобщее достояние)

Кушетка с головой коровы в вестибюле гробницы Тутанхамона со множеством предметов, сложенных сверху. В пакетах внизу были куски мяса. (Всеобщее достояние)

Гробница Тутанхамона. Белый ящик перед кушеткой со львом в вестибюле, содержащий, среди прочего, льняную одежду (рубашки, шали и набедренные повязки), 18 палок, 69 стрел и трубу (общественное достояние)

Содержимое одного из сундуков в гробницах Тутанхамона, содержащее льняную одежду и набедренные повязки. (Всеобщее достояние)

Содержимое одного из сундуков в гробницах Тутанхамона, содержащее льняную одежду и набедренные повязки. (Всеобщее достояние)

Богато украшенный сундук и другие предметы, найденные в гробнице Тутанхамона. Элементы были пронумерованы как часть процесса каталогизации. Потребовалось 10 лет, чтобы завершить каталогизацию более 5000 артефактов, найденных в гробнице. (Всеобщее достояние)

Богато украшенный сундук и другие предметы, найденные в гробнице Тутанхамона. Элементы были пронумерованы как часть процесса каталогизации. Потребовалось 10 лет, чтобы завершить каталогизацию более 5000 артефактов, найденных в гробнице. (Всеобщее достояние)

Львиная кушетка в вестибюле гробницы Тутанхамона. (Всеобщее достояние)

Львиная кушетка в вестибюле гробницы Тутанхамона. (Всеобщее достояние)

Сокровища гробниц, в том числе несколько египетских статуй Анкх. (Всеобщее достояние)

Сокровища гробниц, в том числе несколько египетских статуй Анкх. (Всеобщее достояние)

Запечатанные алебастровые «мастивные» вазы между кушетками с коровьими головами и львами у западной стены Вестибюля. (Всеобщее достояние)

Запечатанные алебастровые «мастивные» вазы между кушетками с коровьими головами и львами у западной стены Вестибюля. (Всеобщее достояние)

Богато украшенный стул/трон, сфотографированный Бертоном в гробнице Тутанхамона. (Всеобщее достояние)

Богато украшенный стул/трон, сфотографированный Бертоном в гробнице Тутанхамона. (Всеобщее достояние)

Одна из сандалий Тутанхамона, сфотографированная в гробнице. (Всеобщее достояние)

Одна из сандалий Тутанхамона, сфотографированная в гробнице. (Всеобщее достояние)

Артур Мейс и Альфред Лукас сохраняют колесницу из гробницы Тутанхамона за пределами «лаборатории» в соседней гробнице Сети II, декабрь 1923 года. Опубликовано в 1928 году как часть некролога Мейса.

Артур Мейс и Альфред Лукас сохраняют колесницу из гробницы Тутанхамона за пределами «лаборатории» в соседней гробнице Сети II, декабрь 1923 года. Опубликовано в 1928 году как часть некролога Мейса.

Сокровища гробницы были упакованы в деревянные ящики и перевезены из гробницы на берег Нила для перевозки в Каир на лодке. (Всеобщее достояние)

Сокровища гробницы были упакованы в деревянные ящики и перевезены из гробницы на берег Нила для перевозки в Каир на лодке. (Всеобщее достояние)

Перевозка гробниц египетскими рабочими. (Всеобщее достояние)

Перевозка гробниц египетскими рабочими. (Всеобщее достояние)

Верхнее изображение: Слева: коридор, ведущий в вестибюль гробницы Тутанхамона. Справа: момент открытия святилища Тутанхамона, обнажающего его саркофаг. (Всеобщее достояние).

Джоанна Гиллан

5-й граф Карнарвон Джордж Герберт в 1907 году нанял египтолога и археолога Говарда Картера для наблюдений и раскопок в Долине царей, а спустя 15 лет наступил долгожданный момент — вскрытие гробницы Тутанхамона. О том, как все это происходило, нам расскажут фото тех лет.

Поиски в долине, продолжавшиеся многие годы, давали весьма скромные результаты, что со временем навлекло на Картера гнев работодателя. В 1922 году лорд Карнарвон сказал ему, что со следующего года прекратит финансирование работ.

1923 год. Лорд Карнарвон, профинансировавший раскопки, читает на веранде дома Картера возле Долины царей.

Вскрытие гробницы Тутанхамона, 1922 год (21 фото)

Картер, отчаянно нуждавшийся в прорыве, решил возвратиться к ранее заброшенному месту раскопок. 4 ноября 1922 года его команда обнаружила ступеньку, вырубленную в скале. К концу следующего дня была расчищена целая лестница. Картер немедленно послал сообщение Карнарвону, умоляя его приехать как можно быстрее.

26 ноября Картер вместе с Карнарвоном открыл небольшой пролом в углу двери в конце лестницы. Держа свечу, он заглянул внутрь.

«Сначала я ничего не видел, горячий воздух вырывался из помещения, в результате чего пламя свечи мерцало, но вскоре, как только мои глаза привыкли к свету, из тумана медленно появились детали комнаты, странные животные, статуи и золото — всюду блеск золота.»
Говард Картер

Команда археологов обнаружила гробницу Тутанхамона, юноши-царя, правившего Египтом с 1332 до примерно 1323 г. до н.э.

Ноябрь 1925 года. Посмертная маска Тутанхамона.

Вскрытие гробницы Тутанхамона, 1922 год (21 фото)

Несмотря на следы того, что в гробницу дважды наведывалась древние грабители, содержимое комнаты оставалось практически нетронутым. Гробница была напичкана тысячами бесценных артефактов, в том числе здесь находился саркофаг с мумифицированными останками Тутанхамона.

4 января 1924 года. Говард Картер, Артур Каллендер и египетский рабочий открывают двери, чтобы впервые взглянуть на саркофаг Тутанхамона.

Вскрытие гробницы Тутанхамона, 1922 год (21 фото)

Каждый объект в гробнице был тщательно описан и каталогизирован перед изъятием. Этот процесс занял почти восемь лет.

Декабрь 1922 года. Церемониальное ложе в форме Небесной коровы, в окружении припасов и других объектов в передней комнате гробницы.

Вскрытие гробницы Тутанхамона, 1922 год (21 фото)

Декабрь 1922 года. Позолоченное ложе-лев и другие объекты в прихожей. Стена погребального покоя охраняется черными статуями Ка.

Вскрытие гробницы Тутанхамона, 1922 год (21 фото)

1923 год. Набор челнов в сокровищнице гробницы.

Вскрытие гробницы Тутанхамона, 1922 год (21 фото)

Декабрь 1922 года. Позолоченное ложе-лев и инкрустированная нагрудная одежда среди других объектов в передней комнате.

Вскрытие гробницы Тутанхамона, 1922 год (21 фото)

Декабрь 1922 год. Под ложе-львом в передней комнате несколько коробок и сундуков, а также кресло из черного дерева и слоновой кости, которое Тутанхамон использовал в детстве.

Вскрытие гробницы Тутанхамона, 1922 год (21 фото)

1923 год. Позолоченный бюст Небесной коровы Мехурт и сундуки находились в сокровищнице гробницы.

Вскрытие гробницы Тутанхамона, 1922 год (21 фото)

1923 год. Сундуки внутри сокровищницы.

Вскрытие гробницы Тутанхамона, 1922 год (21 фото)

Декабрь 1922 года. Декоративные алебастровые вазы в передней комнате.

Вскрытие гробницы Тутанхамона, 1922 год (21 фото)

Январь 1924 года. В «лаборатории», созданной в гробнице Сети II, реставраторы Артур Мейс и Альфред Лукас чистят одну из статуй Ка из передней комнаты.

Вскрытие гробницы Тутанхамона, 1922 год (21 фото)

29 ноября 1923 года. Говард Картер, Артур Каллендер и египетский рабочий оборачивают одну из статуй Ка для транспортировки.

Вскрытие гробницы Тутанхамона, 1922 год (21 фото)

Декабрь 1923 года. Артур Мейс и Альфред Лукас работают на золотой колеснице из гробницы Тутанхамона за пределами «лаборатории» в гробнице Сети II.

Вскрытие гробницы Тутанхамона, 1922 год (21 фото)

1923 год. Статуя Анубиса на погребальных носилках.

Вскрытие гробницы Тутанхамона, 1922 год (21 фото)

2 декабря 1923 год. Картер, Каллендер и двое рабочих удаляют перегородку между передней комнатой и погребальным покоем.

Вскрытие гробницы Тутанхамона, 1922 год (21 фото)

Декабрь 1923 года. Внутри внешнего ковчега в погребальном покое огромный льняной покров с золотыми розетками, напоминающими ночное небо, охватывает меньший ковчег.

Вскрытие гробницы Тутанхамона, 1922 год (21 фото)

30 декабря 1923 года. Картер, Мейс и египетский рабочий тщательно сворачивают льняной покров.

Вскрытие гробницы Тутанхамона, 1922 год (21 фото)

Декабрь 1923 года. Картер, Каллендер и двое египетских рабочих тщательно разбирают один из золотых ковчегов в погребальном покое.

Вскрытие гробницы Тутанхамона, 1922 год (21 фото)

Октябрь 1925 года. Картер изучает саркофаг Тутанхамона.

Вскрытие гробницы Тутанхамона, 1922 год (21 фото)

Октябрь 1925 года. Картер и рабочий изучают саркофаг из чистого золота.

Вскрытие гробницы Тутанхамона, 1922 год (21 фото)

История обнаружения гробницы Тутанхамона в цветных фотографиях

Автор:

27 ноября 2015 12:34

В 1907 году английский аристократ и коллекционер Джордж Герберт Карнарвон пригласил египтолога и археолога Говарда Картера возглавить археологические исследования в египетской Долине Царей. Картер заслужил репутацию педантичного учёного, скрупулезно ведущего регистрационные записи и заботящегося о сохранности древностей.

Погребальная маска Тутанхамона. Ноябрь 1925 г.

Погребальная маска Тутанхамона. Ноябрь 1925 г.

Говард Картер, Артур Каллендер и рабочий египтянин открывают вход в массивное святилище в погребальной камере гробницы и впервые видят саркофаг Тутанхамона. 4 января 1924 г.

Говард Картер, Артур Каллендер и рабочий египтянин открывают вход в массивное святилище в погребальной камере гробницы и впервые видят саркофаг Тутанхамона. 4 января 1924 г.

В течение нескольких археологических сезонов экспедиция Картера вела раскопки в Долине Царей, однако достигнутые результаты по-прежнему оставляли желать лучшего. В 1922 году истративший изрядные средства на археологические работы и обескураженный неудачами лорд Карнарвон объявил Говарду Картеру о своём решении прекратить финансирование проекта и свернуть поиски гробницы в данном районе по завершении текущего сезона. Более чем когда-либо заинтересованный в успехе Картер возобновил раскопки на оставленном им прежде без внимания участке возле группы разрушенных хижин.

Наконец, 4 ноября 1922 года экспедиция Картера обнаружила вырубленную в скале небольшую ступеньку, а к концу следующего дня от песка была расчищена целая лестница, ведущая к двери. Картер отправил лорду Карнарвону срочную телеграмму, умоляя его приехать незамедлительно. 26 ноября в присутствии лорда Карнарвона Картер проделал в углу двери отверстие и, освещая образовавшийся проём пламенем свечи, осторожно заглянул внутрь.

«Поначалу ничего не возможно было разглядеть, пламя слегка мерцало и колебалось в потоке тёплого воздуха, идущего из помещения. Лишь спустя некоторое время, когда мои глаза немного привыкли к свету, очертания комнаты стали постепенно проступать из темноты, странные животные, статуи и золото — блеск золота повсюду». Говард Картер

Церемониальная кровать в форме небесной коровы, запасы продовольствия и другие предметы в комнате, которую Картер окрестил «прихожей» гробницы. Декабрь 1922 г.

Церемониальная кровать в форме небесной коровы, запасы продовольствия и другие предметы в комнате, которую Картер окрестил «прихожей» гробницы. Декабрь 1922 г.

Позолоченная кровать в форме льва, сундук для хранения одежды и другие предметы в «прихожей». Статуи охраняют замурованный вход в усыпальницу фараона. Декабрь 1922 г.

Позолоченная кровать в форме льва, сундук для хранения одежды и другие предметы в «прихожей». Статуи охраняют замурованный вход в усыпальницу фараона. Декабрь 1922 г.

Модели лодок в комнате, которую Картер окрестил «сокровищницей» гробницы. Около 1923 г.

Модели лодок в комнате, которую Картер окрестил «сокровищницей» гробницы. Около 1923 г.

Под кроватью в форме льва в «прихожей» несколько коробок и ящиков, а также кресло из древесины эбенового дерева и слоновой кости, сделанное для Тутанхамона-ребёнка. Декабрь 1922 г.

Под кроватью в форме льва в «прихожей» несколько коробок и ящиков, а также кресло из древесины эбенового дерева и слоновой кости, сделанное для Тутанхамона-ребёнка. Декабрь 1922 г.

Позолоченный бюст богини неба Мехурт, изображаемой в виде коровы, а также сундуки в «сокровищнице» гробницы. Около 1923 г.

Позолоченный бюст богини неба Мехурт, изображаемой в виде коровы, а также сундуки в «сокровищнице» гробницы. Около 1923 г.

Сундуки в «сокровищнице» гробницы. Около 1923 г.

Сундуки в «сокровищнице» гробницы. Около 1923 г.

Украшенные замысловатой резьбой алебастровые вазы в «прихожей». Декабрь 1922 г.

Украшенные замысловатой резьбой алебастровые вазы в «прихожей». Декабрь 1922 г.

В созданной в гробнице фараона Сети II импровизированной лаборатории реставраторы Артур Мейс и Альфред Лукас вытирают пыль со статуи часового из «прихожей». Январь 1924 г.

В созданной в гробнице фараона Сети II импровизированной лаборатории реставраторы Артур Мейс и Альфред Лукас вытирают пыль со статуи часового из «прихожей». Январь 1924 г.

Говард Картер, Артур Каллендер и рабочий египтянин готовят статую часового к транспортировке. 29 ноября 1923 г.

Говард Картер, Артур Каллендер и рабочий египтянин готовят статую часового к транспортировке. 29 ноября 1923 г.

Реставраторы Артур Мейс и Альфред Лукас изучают золотую колесницу из гробницы Тутанхамона за стенами «лаборатории» в гробнице фараона Сети II. Декабрь 1923 г.

Реставраторы Артур Мейс и Альфред Лукас изучают золотую колесницу из гробницы Тутанхамона за стенами «лаборатории» в гробнице фараона Сети II. Декабрь 1923 г.

На погребальных носилках в «сокровищнице» гробницы ковчег с внутренностями фараона и статуя бога Анубиса – проводника умерших в загробном мире. Около 1923 г.

На погребальных носилках в «сокровищнице» гробницы ковчег с внутренностями фараона и статуя бога Анубиса – проводника умерших в загробном мире. Около 1923 г.

Говард Картер, Артур Каллендер и рабочие египтяне убирают перегородку, отделяющую «прихожую» от погребальной камеры. 2 декабря 1923 г.

Говард Картер, Артур Каллендер и рабочие египтяне убирают перегородку, отделяющую «прихожую» от погребальной камеры. 2 декабря 1923 г.

Внутри массивного святилища в погребальной камере огромный льняной покров с золотыми розетками, напоминающий ночное небо, закрывает вложенные друг в друга меньшие по размеру ковчеги. Декабрь 1923 г.

Внутри массивного святилища в погребальной камере огромный льняной покров с золотыми розетками, напоминающий ночное небо, закрывает вложенные друг в друга  меньшие по размеру ковчеги. Декабрь 1923 г.

Говард Картер, Артур Мейс и рабочий египтянин осторожно сворачивают льняной покров. 30 декабря 1923 г.

Говард Картер, Артур Мейс и рабочий египтянин осторожно сворачивают льняной покров. 30 декабря 1923 г.

Говард Картер, Артур Каллендер и рабочие египтяне аккуратно демонтируют один из золотых саркофагов внутри погребальной камеры. Декабрь 1923 г.

Говард Картер, Артур Каллендер и рабочие египтяне аккуратно демонтируют один из золотых саркофагов внутри погребальной камеры. Декабрь 1923 г.

Картер рассматривает саркофаг Тутанхамона. Октябрь 1925 г.

Картер рассматривает саркофаг Тутанхамона. Октябрь 1925 г.

Картер и рабочий египтянин изучают нижний саркофаг из чистого золота с мумией юного фараона. Октябрь 1925 г.

Картер и рабочий египтянин изучают нижний саркофаг из чистого золота с мумией юного фараона. Октябрь 1925 г.

Картер и рабочий египтянин изучают нижний саркофаг из чистого золота с мумией юного фараона. Октябрь 1925 г.

Картер и рабочий египтянин изучают нижний саркофаг из чистого золота с мумией юного фараона. Октябрь 1925 г.

Так была обнаружена одна из самых сенсационных находок в истории египтологии — гробница юного фараона Тутанхамона, правившего Египтом примерно с 1332 по 1323 года до н.э. Несмотря на двукратное вторжение древних мародёров, гробница предстала перед глазами Картера практически совершенно нетронутой. Исследователи увидели несметное количество бесценных предметов искусства, в том числе саркофаг с мумией самого Тутанхамона.
Говарду Картеру понадобилось целых восемь лет, чтобы каждый предмет из разнообразного и многочисленного инвентаря был тщательно задокументирован и занесён в каталог, прежде чем гробница была полностью очищена.
Чёрно-белые фотографии, сохранившие для потомков грандиозный момент обнаружения гробницы, были выпущены в цвете к Нью-йоркской выставке «Открытие Тутанхамона» (The Discovery of King Tut), принявшей первых посетителей в ноябре этого года.
Воссозданные с необычайной точностью помещения гробницы и находившиеся в них предметы предоставляют посетителям выставки бесценную возможность почувствовать себя на месте Говарда Картера и увидеть то, что увидели первооткрыватели в 1922 году.

Еще крутые истории!

Долина Царей

В 1906 году Картер познакомился с коллекционером древностей лордом Карнарвоном, решившем спонсировать археологические раскопки. В последующие годы они вели раскопки в разных частях фиванского некрополя, но только в июне 1914 года получили концессию на раскопки в Долине Царей.

Хотя многие исследователи были убеждены, что в Долине уже всё перекопано и найти ничего нового там невозможно, Говард Картер верил, что гробница Тутанхамона ещё не обнаружена и что она должна находиться неподалёку от центра Долины Царей. На зимний сезон 1914/15 года было намечено начало раскопок, но разразилась Первая мировая война, спутавшая планы археологов на время.

Старт раскопок начался в конце 1917-го. Картер приступил к расчистке треугольника, образуемого гробницами Рамсеса II, Мернептаха и Рамсеса VI. За один сезон археологи сняли значительную часть верхних слоёв на этом участке и добрались до входа в гробницу Рамсеса VI, где натолкнулись на рабочие хижины, стоявшие на основании из массы кремнёвых обломков, что в Долине обычно указывает на близость гробницы. Они хотели продолжать раскопки в том же направлении, но тогда доступ к гробнице Рамсеса — одной из самых популярных среди посетителей гробниц в Долине — оказался бы закрытым. Поэтому решено было подождать более благоприятной возможности.

1.jpg

Тутанхамон. (wikipedia.org)

Работа на этом участке была возобновлена осенью 1919 года. В том сезоне было запланировано полностью очистить весь треугольник от щебня. Для этого была нанята значительная партия рабочих. Когда леди и лорд Карнарвон приехали в марте 1920 года в Долину, весь щебень верхних наслоений был уже убран, можно было углубиться в почву. Вскоре археологи нашли небольшой тайник с тринадцатью алебастровыми сосудами, на которых стояли имена фараонов Рамсеса II и Мернептаха.

За исключением небольшого участка под рабочими хижинами, археологами был исследован весь расчищенный треугольник, однако гробницу так и не удалось обнаружить. Это место было временно оставлено. В следующие два сезона Картер занимался раскопками в маленькой прилегающей долине, где расположена гробница Тутмоса III.

Дело жизни Картера

Наконец Говард Картер решил приступить к загромождённому гранитными обломками и рабочими хижинами участку у подножья гробницы Рамсеса VI. Было решено начать раскопки пораньше, чтобы, если понадобится закрыть доступ к гробнице Рамсеса VI, сделать это в такое время, когда посетителей в Долине Царей ещё не так много.

Картер прибыл в Луксор 28 октября 1922 года. К первому ноября рабочие были готовы начинать работать. Прошлые раскопки не закончились рядом с гробницей Рамсеса VI. С этого места археологи продолжили копать траншею, направленную в южную сторону. Несколько дней ушло на то, чтобы убрать с участка древние хижины рабочих. К вечеру третьего ноября работа по их уборке была закончена.

Четвёртого ноября Говард Картер прибыл на место раскопок. Его поразила тишина, вызванная тем, что работу приостановили. «Я понял, что случилось нечто необыкновенное, и вскоре с радостью услышал: под первой же снятой хижиной обнаружена высеченная в скале ступенька. Это известие было слишком хорошим, чтобы я мог в него поверить. Однако быстро проведённая дополнительная расчистка убедила меня в том, что мы действительно обнаружили начало высеченного в скальном грунте спуска, который находился на четыре метра ниже входа в гробницу Рамсеса VI и на такой же глубине от теперешней поверхности Долины», — писал Картер в своём дневнике.

Следующие 24 часа продолжались непрерывные раскопки. Весь день рабочие ликвидировали груду щебня, которая мешала на входе. Также археологи расчистили двенадцать ступенек, после чего им удалось увидеть замурованный дверной проход. «Запечатанная дверь! Значит, это верно! Наконец-то мы были вознаграждены за все годы терпеливого труда. Насколько я помню, первым моим побуждением было возблагодарить судьбу за то, что моя работа в Долине не осталась бесплодной. С лихорадочно возрастающим возбуждением я начал осматривать оттиски печатей на замурованной двери, чтобы установить, кто покоится в этой гробнице. Но я не нашёл имени её владельца. Единственными разборчивыми оттисками были хорошо известные оттиски печати царского некрополя: шакал и девять пленных», — вспоминал Картер.

Археолог использовал фонарик, чтобы осмотреть помещение. Всё было завалено камнями. На ночь гробницу остались охранять рабочие.

2.jpg

Вход в погребальную камеру. (wikipedia.org)

Лорд Карнарвон в этот отрезок времени был в Великобритании. До его появления на месте раскопок работа приостановилась. В конце ноября он уже приехал в Луксор. В тот же день рабочие очистили лестницу, а также осмотрели дверь. Внизу оказалась надпись «Тутанхамон». По вскрытым оттискам стало очевидно, что гробницу когда-то уже открывали.

Следующим утром оттиски печатей зарисовали и запечатлели на фотоаппараты. После этого была разобрана дверь, а позже рабочие расчистили галерею.

26 ноября археологи продолжали медленно, но тщательно расчищать галерею. Ближе к вечеру недалеко от внешнего входа они обнаружили ещё один вход. «Дрожащими руками я проделал небольшое отверстие в левом верхнем углу замурованной стены. Темнота и пустота, в которую щуп свободно уходил на всю длину, говорили о том, что за этой стеной уже не было завала, как в только что очищенной нами галерее. Опасаясь скопления газа, мы сначала зажгли свечу. Затем, расширив немного отверстие, я просунул в него свечку и заглянул внутрь. Лорд Карнарвон, леди Эвелина и Коллендер, стоя позади меня, с тревогой ожидали приговора. Сначала я ничего не увидел. Тёплый воздух устремился из комнаты наружу, и пламя свечи замигало. Но постепенно, когда глаза освоились с полумраком, детали комнаты начали медленно выплывать из темноты. Здесь были странные фигуры зверей, статуи и золото — всюду мерцало золото! На какой-то миг — этот миг показался, наверное, вечностью тем, кто стоял позади меня, — я буквально онемел от изумления. Не в силах более сдерживаться, лорд Карнарвон с волнением спросил меня: «Вы что-нибудь видите?» Единственно, что я мог ему ответить, было: «Да, чудесные вещи!» Затем, расширив отверстие настолько, чтобы в него можно было заглянуть вдвоём, мы просунули внутрь электрический фонарь», — так описывал Картер это важнейшее событие в его жизни.

Гробница фараона

27 ноября 1922 года гробница была подключена к осветительной сети Долины. Лорд Карнарвон, леди Эвелина, Коллендер и Картер вошли в обнаруженное помещение и приступили к его подробному осмотру. В дальнейшем этот зал называли передней комнатой.

В зале стояли три больших позолоченных ложа. Боковыми сторонами каждого ложа служили скульптурные фигуры чудовищных зверей. Их тела были неестественно вытянуты во всю длину ложа, а головы вырезаны с потрясающим реализмом. Справа у стены стояли две статуи — чёрные скульптуры фараона в полный рост. В золотых передниках и золотых сандалиях, с булавами и посохами в руках, со священными уреями-хранителями на лбу — они стояли друг против друга. Между ними обнаружился замурованный проход.

Также в комнате громоздилось множество других вещей: сундуки с тончайшей росписью и инкрустацией, алебастровые сосуды, чёрные ковчеги, красивые резные кресла, инкрустированный золотом трон, трости и посохи всевозможных форм и рисунков, колесницы, сверкающие золотом и инкрустациями, портретная статуя фараона и так далее.

В середине декабря в передней комнате закипела работа. Необходимо было провести детальную фотосъёмку помещения. Затем предстояла кропотливая работа по разбору артефактов, которые очень скученно лежали в помещении. Часть из них находилась в прекрасном состоянии, но очень многие ценности требовали немедленной реставрации. Некоторые же вещи без предварительной обработки просто нельзя было взять в руки — они тут же рассыпались. Разборка предметов в передней комнате заняла в общей сложности семь недель. К середине февраля все вещи были перенесены в лабораторию, за исключением двух сторожевых изваяний, оставленных специально, каждый сантиметр пола был выметен и пыль просеяна, чтобы в ней не осталось ни одной бусинки, ни одного кусочка инкрустаций.

4.jpg

Говард Картер и его помощники. (wikipedia.org)

На 17 февраля 1923 года была назначена операция по открытию запечатанной двери. К двум часам дня приглашённые — всего около двадцати человек — собрались у гробницы. В передней комнате всё было подготовлено заранее. Чтобы предохранить статуи от возможных повреждений, их обшили досками, а между статуями воздвигли небольшой помост, чтобы с него можно было легко дотянуться до верхнего края дверного прохода. Вскрытие двери решили начать сверху, так как такой порядок работы был самым безопасным. Разборка замурованного прохода заняла два часа. Ещё во время разборки стало понятно, что это вход в усыпальницу фараона. В погребальном помещении находился большой огромный золотой ковчег, необходимый для того, чтобы защищать саркофаг. Стены помещения украшали яркие изображения и различные надписи. Также в этом месте хранились сокровища.

В начале 1920-ых годов 20 столетия началась работа по вскрытию саркофагов. Один из них был кварцитовым. В саркофаге находилось золотое изображение молодого царя.

В последующие сезоны велась работа по вскрытию гробов. Их оказалось три. Третий гроб длиной 1,85 метра был сделан из массивного золота. Маске этого золотого гроба было придано портретное сходство с царём, но черты его, хотя и условные, так как они символизировали Осириса, были более юными, чем на других гробах. Гроб украшал орнамент «риши» и фигуры Исиды и Нефтиды — сюжеты первого гроба. Их дополняли крылатые фигуры Нехебт и Буто. Эти фигуры богинь-хранительниц — эмблемы Верхнего и Нижнего Египта — резко выделялись на гравированном орнаменте, щедро украшавшем гроб, так как представляли собой пышные массивные накладки из перегородчатой эмали. Изображения богинь были инкрустированы полудрагоценными камнями. Под крышкой этого гроба покоилась мумия фараона.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Как найти объем цилиндра зная объем конуса
  • Как найти конец нитки на новой катушке
  • Как найти друга в венгрии
  • Круг вписан в трапецию как найти радиус
  • Как отпустить желание найти мужчину

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии