Как не звучать монотонно
Чек-лист оценки выступлений
Четыре аспекта, которые помогут сделать выступление живым
Монотонность в речи мешает и слушателям, и самому выступающему, поэтому от нее лучше избавляться. Есть несколько вещей, на которые нужно обратить внимание, чтобы сделать выступление увлекательным и запоминающимся.
Что такое монотонность
Монотонность — это однообразное, ровное звучание речи без пауз и выделения главных мыслей.
Например, выступление монотонно, когда спикер говорит слишком медленно или наоборот — тараторит. Или когда речь построена на одной эмоции, например, выступающий говорит только весело или только грустно — тогда выступление тоже получается монотонным. Речь из-за этого звучит сухо и неинтересно.
Спикеры, в первую очередь, сосредоточены на содержании, поэтому иногда не контролируют подачу, — так возникает монотонность. Выступающий не успевает отслеживать, с какой скоростью, он говорит, использует ли паузы и эмоции.
Из чего состоит питч
Почему от монотонности стоит избавляться
Когда речь однообразная, слушатели быстро устают. Они теряют нить повествования: одни уходят в свои мысли, другие достают телефоны, а третьи начинают переговариваться. Это может создать шум в зале, который будет отвлекать спикера. Выступающий начнет волноваться и сбиваться.
Вы точно вспомните хотя бы одного преподавателя, лекции которого было сложно слушать. Как этот человек проводил занятие? Скорее всего, он монотонно читал с листочка, всегда говорил тихо и не заботился о том, чтобы вы уловили главную мысль лекции. На таких лекциях студенты больше всего переговаривались между собой и отвлекались, потому что преподавателю не удавалось удержать их внимание.
И наоборот, точно был классный преподаватель, который вел скучнейший предмет, но на его лекции ходил весь поток. А все потому что учитель умел завладеть вашим вниманием при помощи подачи: заботился, чтобы вы успевали воспринимать информацию, поэтому делал паузы, эмоционально приводил примеры и голосом подчеркивал важные идеи.
Что помогает разнообразить речь
Сделать речь более живой можно с помощью акцентов и контрастов.
Акценты в речи — это выделение при помощи голоса и пауз ключевых идей выступления, которые зрители должны запомнить лучше всего. Акценты также позволяют удерживать внимание аудитории.
Контрасты — это инструмент, с помощью которого можно отделить одну часть выступления от другого, переключить внимание слушателей, всколыхнуть чувства аудитории.
Использовать акценты и контрасты в речи можно при помощи трех инструментов:
- голос,
- паузы,
- эмоции.
Далее разберем, как работает каждый из инструментов.
Мы расскажем вам про самые эффективные приемы подачи. Но если вам интересно прокачать не только подачу, но и содержание и взаимодействие с публикой, у бюро Глагол есть набор
«Карточки спикера»
— 86 карточек с описанием приемов для публичных выступлений и примерами, как их использовать.
Работа с голосом
Опытные спикеры используют в выступлениях два аспекта, которые связаны с голосом — скорость речи и ее громкость.
Скорость речи
Скорость речи — инструмент спикера, который помогает расставлять акценты в выступлении и удерживать внимание аудитории. Лучше всего менять скорость речи по ходу выступления, чтобы сфокусировать внимание слушателей на главном.
Ускорение речи поднимает динамику и создает ощущение ажиотажа. Такая подача подходит для этапа кульминации или когда вам нужно быстро перечислить не очень значимые события.
Замедление речи помогает вернуть внимание аудитории — вы можете изменить тон выступления или подчеркнуть главное. Прием работает, когда нужно выделить важные моменты, обозначить тему или проговорить ключевой вывод.
Посмотрите выступление доктора биологических наук Михаила Гельфанда на TEDxSadovoeRing. В нем видно, как спикер работает со скоростью. Сначала он быстро рассказывает про историю развития науки, а затем замедляется на примере про Екатерину II и делает паузу. Зрители успевают за это время отреагировать на шутку и сделать передышку — подготовиться к новой информации. Дальше он продолжает рассказ снова на высокой скорости.
Выступление доктора биологических наук Михаила Гельфанда на TEDxSadovoeRing
Что делать
Чтобы научиться работать со скоростью, возьмите текст, в котором идет перечисление предметов, событий и т. п. Читайте этот отрезок быстро и замедлите темп, когда он закончится.
Громкость речи
Громкость речи помогает выделить главные мысли: когда спикер говорит что-то громче или, наоборот, шепотом, аудитория включается.
Посмотрите выступление Кеши Скирневского на TEDxSadovoeRing. Обратите внимание, как он работает голосом — он то говорит спокойно и тихо, то усиливает громкость и одновременно говорит быстрее. Его интересно слушать, потому что его выступление похоже на захватывающий фильм — ждешь, что же там, в следующей сцене.
Выступление Кеши Скирневского на TEDxSadovoeRing
Что делать
Изменяйте громкость по ходу выступления. Определите мысль, которую хотите подсветить, и произнесите ее громче, чем остальное выступление. Или, наоборот, перейдите на шепот, как будто делитесь тайными знаниями. Оба приема привлекают внимание зрителей и заставляют их слушать очень внимательно.
Если у вас еще нет готового выступления, потренируйтесь на отрывке любого текста или на стихотворении. Сделайте пометки в местах, где нужно говорить громче и где тише, и пробуйте менять громкость во время чтения.
Вы можете тренировать не только громкость, но и скорость: по ходу чтения говорите громче и быстрее, чтобы создать напряжение, а последние две строчки, наоборот, произнесите тише и медленнее.
Паузы
Смысловая пауза — это пауза между блоками в выступлении. Она дает зрителям возможность осмыслить услышанное и логически структурирует выступление.
Во время выступления у человека нет возможности все держать под контролем. Спикер одновременно фокусируется на нескольких вещах: думает о том, что говорить, о презентации, боится забыть текст, переживает, как он выглядит и т. п. Фокус внимания рассеивается, поэтому про паузы выступающий может забыть.
Спикеру кажется, что паузы неуместны. На сцене время тянется дольше — секундная пауза превращается в минутную в голове выступающего. Он думает, что для людей в зале слишком долгая пауза — это показатель, что спикер не разбирается в теме или забыл текст. Это заблуждение — на самом деле, зрители спокойно воспринимают даже задумавшегося спикера.
Спикеры не делают паузы по двум причинам:
Пауза показывает, что выступающий заботится о своем слушателе. Таким способом спикер дает аудитории время понять смысл сказанного и подготовиться к следующему блоку выступления. Зрителям проще слушать, когда им дают время воспринять информацию.
Паузы используются не только для разделения блоков, но и чтобы подчеркнуть главную мысль.
Например, Саймон Синек в своем выступлении на TED часто делает паузы. Его речь очень логичная, и его легко слушать. Паузы Саймона не длинные — пары секунд достаточно, чтобы слушатели подготовились воспринимать новую информацию.
Выступление Саймона Синека на TED
Для начала набросайте структуру своего выступления.
Визуально отделите каждый смысловой блок от предыдущего. Вы можете сделать отступы, выделить цветом, или прописать текстом, где должна быть пауза.
Отрепетируйте свое выступление при помощи визуальной структуры. Делайте паузу, когда переходите от одного блока к другому. Если вам сложно сразу привыкнуть к остановкам, в момент паузы хлопните в ладоши или сделайте глубокий вдох. Затем продолжайте.
Постепенно вы научитесь осознанно делать паузы в нужных местах и уже будете чувствовать себя уверенно.
Как добавить паузы в выступление:
Эмоции
Если спикер все время говорит спокойно или звучит одинаково весело, выступление становится монотонным. Это можно исправить, если добавить разные эмоции: весело расскажите смешной случай, увлеченно приведите воодушевляющий пример, говорите серьезно о важной проблеме. Старайтесь, чтобы ваши эмоции соотносились с тем, о чем вы говорите.
Эмоции помогают спикеру вызывать чувства у аудитории или переключать внимание. Слушатели быстро считывают, как меняется настроение спикера и перенимают эти эмоции. Например, спикер может начать выступление с грустной истории и после этого бодро рассказать о том, как эта история разрешилась. Так выступление звучит более интересно, а слушатель вовлекается эмоционально — он сочувствует спикеру и радуется, когда тот говорит о решении.
Посмотрите выступление Димы Зицера на TEDxSadovoeRing. Он часто озвучивает персонажей своих историй — но не пародирует, а добавляет эмоции, паузы, меняет темп и тембр голоса. Например, когда Дима озвучивает просьбу ребенка (01:54), он меняет манеру речи и использует паузу.
Выступление Димы Зицера на TEDxSadovoeRing
Проанализируйте свое выступление.
Нарисуйте шкалу и отметьте на ней все элементы структуры вашего выступления:
Теперь добавьте эмоциональные элементы контента — например, историю своего провала — и чувства, которые должны испытать в этот момент слушатели — например, зрители засмеются:
Теперь пропишите приемы, которые позволят вам усилить ту или иную эмоцию у зрителей:
Разные эмоции в речи помогут сделать ваше выступление живым и запоминающимся.
Чтобы добавить эмоции, сделайте следующее.
Кликните на изображение для увелечения
Кликните на изображение для увелечения
Кликните на изображение для увелечения
Выводы
- Чтобы не звучать монотонно, расставляйте акценты и контрасты в речи. В этом вам помогут голос, паузы и эмоции.
- Чтобы выделить главные мысли, изменяйте темп речи — замедляйтесь, когда говорите о важном, и ускоряйтесь, чтобы создать динамику.
- Научитесь работать с громкостью голоса. Чтобы привлечь внимание слушателей к какой-то идее, усильте громкость речи или, наоборот, перейдите на шепот.
- Обязательно используйте паузы — они помогают вашим слушателям осмыслить информацию и структурируют выступление.
- Наполните выступление эмоциями. Эмоции вовлекают аудиторию и удерживают ее внимание.
Чек-лист оценки выступлений
Смотрите также
Самопрезентация — это не минута славы, а инструмент, чтобы установить контакт со слушателями и завоевать их доверие
Что такое активное и пассивное общение с залом и аудиторией. Формы активного и пассивного общения с аудиторией. Как подготовиться и правильно общаться с залом на выступлении.
Разработка гайдов, обучение и подписка на подготовку публичных выступлений
Как вести себя руководителю, если все пошло не по плану
И почему хорошая концовка важна
Три версии прогона
Как развить навык коммуникации
Чем больше общаюсь с людьми, которые хотят усовершенствовать свои голос и речь, тем чаще слышу, что основным камнем преткновения является монотонность. Умение сделать свою речь интереснее и ярче, разнообразить интонации голоса нетрудно – нужно просто придерживаться некоторых правил. Что же такое интонирование? Как интонацию голоса повысить или понизить? Когда это нужно делать, чтобы сделать речь понятной и акцентированной?
Правило первое
Подумайте сами: основные функции пунктуации – это отделение и выделение, значит, в устной речи любой знак препинания связан с остановкой, паузой? Без сомнения, за редким исключением, знаки препинания – это указатели пауз! И каждому из них соответствует определённое тональное изменение.
Правило второе
Начнём, пожалуй, с того, как интонировать в речи точку. Согласно учебникам, «точка ставится в конце повествовательных предложений и обозначает их законченность». Как интонировать голосом то, что называется законченностью? Прежде всего, отчетливой паузой и понижением тона. Однако зачастую в абзаце, который выражает мысль, не одно повествовательное предложение. В этом случае все паузы, кроме последней, сокращаются, и понижение тона значительно меньше. Эффект законченности в интонации речи придаёт замедление темпа.
Например, предыдущие 4 предложения этого текста передают одну мысль: как интонировать точку. При этом значительно понижать тон и замедлять темп имеет смысл только на трёх последних словах. В данном случае относительно места понижения интонации речи разночтений нет, но не всё так безоблачно.
Как правильно интонировать, скажем, такую фразу: «Полицейские применили слезоточивые газы против демонстрантов и арестовали некоторых из них». Здесь интонация речи должна быть понижена явно не на последнем слове, а на последнем ударном слове! Таким образом, завершающая интонация речи, обозначающая конец высказывания, приходится на последнее ударное слово предложения, в противном случае, фраза повисает в воздухе и требует продолжения. Различная степень понижения – от очень глубокого, когда окончание фразы кладётся «на дно», до еле ощутимого, зависит от степени завершенности высказывания.
Правило третье про интонации голоса в вопросах
Перейдём теперь к вопросительному знаку. Он тоже ставится в конце предложения, и различают два вида вопросительных форм. Вопросительный смысл первого выражается словами: кто, где, когда, что, сколько, частицей «ли». Другой вид предложений не имеет вопросительных слов. Вопросительные слова сами поднимают предложения в степень вопроса и не нуждаются в особом интонировании:
– Откуда ты, молодость?
– А кто твои, молодость,
В жизни герои?
– Чем в мире дороги
Твои знамениты?
– А песня какая
С тобой неразлучна?
Интонация голоса почти не повышается.
А вот когда нет вопросительных слов, то предложение может прозвучать и невопросительно. Интонация голоса является главным критерием смысловой нагрузки. Попробуем, используя интонирование с повышением, применить к каждому слову в упражнении:
«Мимозы Мила маме купила»
Мимозы (а не тюльпаны) Мила маме купила?
Мимозы Мила (а не кто-то другой) маме купила?
Мимозы Мила маме (а не сестре) купила?
Мимоза Мила маме купила (а не привезла с дачи)?
Соответственно, именно повышение интонации голоса сообщает собеседнику о том, какой именно ответ вы хотите получить. При этом чем острее ставится вопрос, тем сильнее повышение интонации голоса и более продолжительная пауза по окончании предложения. Впрочем, существуют вопросительные предложения, которые звучат не с повышением, а с понижением интонации голоса, например:
– Ну, не безобразие ли это?
– Не обидно ли?
По сути, в этих вопросах больше утверждения, чем вопроса, вот почему так происходит.
Правило четвёртое
Помимо этого, помните, что даже если вы читаете, а не пересказываете свой текст для аудиозаписи или публично на презентации, совещании, со сцены, стройте его таким образом, чтобы после утверждения чего-либо следовал вопрос. Именно вопросы обостряют внимание слушателя, потому что меняется интонационная структура. В начале пути к яркой, разнообразной речи очень желательно освоить интонационно-логический анализ текста.
Послушайте выступление Джулиана Трежера — специалиста по сценической речи, который очень популярно и увлекательно рассказывает, как говорить с эмпатией, Обратите внимание на тот фрагмент, где он говорит о просодике, то есть разнообразной мелодике речи, которая тем интереснее, чем большее количество голосо-речевых инструментов и приёмов применяется. Интонирование — главное оружие, но также важны смена темпа, громкости и тона голоса.
Желаю поскорее начать применение этих знаний, чтобы избавиться от монотонности!
Это вам тоже может быть полезно:
В нашем Instagram-аккаунте прошел уже второй прямой эфир с участием Ольги Ходаковой — педагога и коуча по публичным выступлениям с 17-ти летним стажем. В этот раз весь эфир был посвящен монотонности — главной убийце интереса любой аудитории. Ольга показала как решить проблему монотонности, поделилась несколькими эффективными техниками и как всегда ответила на все вопросы зрителей прямого эфира. В этой статье мы составили для вас пошаговую инструкцию для тех, кто хочет избавиться от монотонности в своих выступлениях.
К чему приводит монотонность?
Один человек — это тоже аудитория, особенно если этот человек решает, достанется ли вам работа вашей мечты или нет. Для успешного выступления необходимо уметь захватить внимание слушателя и не отпускать его до самого конца. Вашим зрителям должно быть интересно слушать вас, они должны чувствовать вашу любовь к тому, о чем вы рассказываете.
Пожалуй, главный враг любой аудитории — монотонная речь. Она способна вызвать в зрителях лишь зевоту и скуку, а заодно и подозрение того, что не так уж и сильно вам нужна работа, на которую вы собеседуетесь. Монотонность говорит о равнодушии оратора, она снижает внимание аудитории и мешает выделиться на фоне других соискателей.
Рассказывать о себе и отвечать на вопросы работодателя нужно эмоционально — вы должны с энтузиазмом показать, что действительно хотите работать и, более того, гордитесь своей работой и своими способностями. Даже если речь идет о монотонной работе, рассказывать о ней нужно увлекательно. Найдите в ней то, что вам нравится. Если же таких аспектов нет, то вам стоит задуматься о встрече с карьерным консультантом.
Мы же разберем несколько простых, но эффективных практик, способных помочь вам добавить красок в вашу речь.
Пункт 1: Работаем над дикцией
Это упражнение должно быть знакомо тем, кто смотрел наш первый эфир или читал этот текст. Все очень просто: отыщите у себя дома обычную пробку от вина. Ее нужно зажать между зубами и начать проговаривать простенькие скороговорки, например «Петя на паркете». Проговорите эту фразу сначала один раз медленно, потом несколько раз быстрее. По началу, возможно, будет трудно, но вы обязательно приноровитесь. Далее, пробку можно вытащить и повторить скороговорку несколько раз уже без нее — ваша дикция автоматически станет четче. Повторять это упражнение можно в любое время дня: например, совмещая с домашними делами.
Пункт 2: Расставляем эмоции и акценты
Для этого упражнения подойдет любая фраза, в которой содержится сразу несколько типов информации. Например «Оля, сегодня мы с тобой идем в кино». Попробуйте произнести ее вслух максимально монотонно и задумайтесь, какую именно информацию несет в себе эта фраза?
А теперь попробуйте несколько раз произнести эту же фразу вслух, каждый раз выделяя интонацией разные типы информации:
- Оля, СЕГОДНЯ мы с тобой идем в кино.
- Оля, сегодня мы с тобой идем В КИНО.
- Оля, сегодня МЫ с тобой идем в кино.
По сути, каждая из этих фраз сообщает собеседнику разную информацию. Помните: сперва должна быть мысль, а уже потом — слово. Если вы понимаете главную мысль того, о чем говорите, то вы без труда научитесь расставлять акценты в своей речи.
Далее, чтобы поработать над эмоциональной составляющей вашего рассказа, обратимся к другой фразе подобного рода: «Петр пень пилил пилой». По уже знакомой вам схеме, в зависимости от поставленного акцента, эту фразу можно произнести совершенно по-разному:
- ПЕТР пень пилил пилой.
- Петр ПЕНЬ пилил пилой.
- Петр пень ПИЛИЛ пилой.
- Петр пень пилил ПИЛОЙ.
Но давайте усложним задачу: представьте, что данная короткая фраза — это полноценный рассказ. Попробуйте обратиться к своему воображаемому собеседнику и пересказать ему эту историю с разными эмоциями: вы можете удивляться, восторгаться, жаловаться на этого Петра, распускать про него слухи и так далее. При этом обязательно представлять перед собой собеседника — это поможет проработать четкость речи, визуальный контакт, жестикуляцию и, самое главное, работу с посылом. Со временем вы научитесь четко понимать, что именно вы хотите донести до человека через эти слова.
Пункт 3: Сбрасываем адреналин
Быть напряженным или скованным перед собеседованием — это нормально. Я очень часто советую применять вышеописанные упражнения еще и для того, чтобы раскачаться, сбросить адреналин и таким образом лучше подготовиться к собеседованию. Возьмите любой знакомый вам текст, например классическое:
У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Всё ходит по цепи кругом
Ваша задача — рассказать этот текст вслух как можно больше раз с разными намерениями. Представьте, что этими словами вы должны кого-то замотивировать, или вы рассказываете страшную тайну, или трагическую новость и так далее. Слова не меняются — меняться должны только ваши эмоции.
Пункт 4: Учимся слышать себя.
Умение слышать себя и, соответственно, следить за качеством своей речи — это, по сути, мышца, которую можно натренировать. В этом смысле, собеседование — это показательное выступление, к которому нужно готовиться заранее. Для того, чтобы избавиться от монотонности, а заодно и от слов-паразитов, нужно внимательно слушать себя в бытовой каждодневной жизни. Очень внимательно следите за тем, что и как вы говорите своим близким, детям и друзьям. Если вы ловите себя на словах-паразитах, старайтесь избегать их. Если понимаете, что ваш рассказ монотонен — добавьте эмоций. Благодаря каждодневным тренировкам, вы сможете подойти к собеседованию во всеоружии.
Пункт 5: Репетируем.
Все на самом деле очень прозаично: чтобы научиться хорошо говорить, нужно много репетировать и тренироваться. Для этого не обязательно выкраивать время — все вышеописанные предложения можно делать во время прогулок с собакой, в пути от машины до подъезда, во время генеральной уборки и так далее.
Главное, помните: хорошая речь помогает в любой ситуации быть на коне. Более того, она способна оказывать колоссальное влияние на собеседника и аудиторию. Ваша речь — это ваша визитная карточка.
__
Ольга Ходакова еще обязательно вернется в прямые эфиры нашего Инстаграма. Если вы хотите, чтобы мы провели один из них на интересующую вас тему, обязательно расскажите нам об этом в комментариях!
Плохая дикция
Люди с четкой от природы дикцией встречаются редко. Но свою речь можно развить регулярными упражнениями для дикции до достижения приемлемого результата.
- Из чего состоит дикция речи
- Как улучшить взрослому и подростку
- Работа над дикцией и произношением
- Упражнения для дикции и голоса
- Упражнения для дикции и артикуляции
- Скороговорки для развития дикции
Дикция речи
Дикция — это отчетливое произношение звуков и слов с правильной их артикуляцией. Речевой аппарат
производит звуки, а его нарушения и дефекты являются причиной того, что дикция человека низкого качества.
Дикция речи состоит:
- Из отчетливой артикуляции;
- Правильной артикуляции;
- Манеры произношения: темпа и интонации.
Отчетливая артикуляция — правильное и четкое произношение звуков. Именно благодаря четкой
артикуляции речь оратора разборчива и его собеседники легко понимают то, что он хочет донести.
Нарушение этого показателя дикции может возникнуть из-за физиологических особенностей человека.
Улучшить четкость произношения звуков можно с помощью тренировок языка и мышц губ.
Правильная артикуляция — согласованное движение мышц артикуляционного аппарата. Негативно
влияют на артикуляцию нарушения прикуса, уздечки. При таких физиологических отклонениях может
появится картавость и гнусавость.
Тембр. Зачастую на манеру произношения влияет темперамент человека. Оратор может склоняться к
монотонности или ускорять свою речь. Часто именно торопливость встречается у людей с плохой дикцией.
Но, как показывает практика, практически любой человек может «победить» эту проблему.
Интонация. Что касается интонации, то она формируется прежде всего из умения отчетливо
произносить гласные звуки и ударения. Поставить интонацию можно с помощью некоторых дыхательных
упражнений и чтения вслух. Улучшить интонацию это очень трудная и кропотливая работа.
Как улучшить дикцию взрослому и подростку
Основной причиной недостаточного развития дикции можно назвать малоподвижность нижней
челюсти и неспособность достаточно широко открывать рот во время разговора. В результате слова
произносятся нечетко, глухо, речь кажется «скомканной».
Для улучшения речи разработаны речевые упражнения, которые помогут устранить недостатки
произношения звуков. Регулярное выполнение предлагаемых упражнений поможет исправить дефекты
дикции речи, сделать ее четкой и выразительной.
Работа над дикцией и произношением
Ораторский талант встречается крайне редко. Практически все известные люди усиленно готовятся к
каждому публичному выступлению. Известно, что Цицерон без подготовки не мог произнести ни единого
слова. А его до сих пор ставят в пример как великого ритора.
Существует очень много упражнений, с помощью которых ваша речь может стать четкой и красивой.
Среди них как универсальные упражнение, так и те, которые призваны помочь исправить конкретную
проблему. Например свистящего «С», невнятного «Л» или нарушения в произношении звука «Р». Для того,
чтобы решить эти проблемы придется поработать.
Упражнения для дикции и голоса
При публичном выступлении или при обычном разговоре мы используем мышцы языка и глотки. Логично, что
для того чтобы красиво говорить нужно «прокачать» эти мышцы.
Упражнения, которые помогут подготовить нужные мышцы:
- Прокачать мышцы участвующие в воспроизведении звуков можно регулярно произнося «А-Э-О».
При этом, важно стараться открывать рот не очень сильно. Эффекта можно достичь, если
произносить звуки как можно глубже в полости рта. - Очень хорошего эффекта можно достичь в дикции и тренируя губы. Для этого нужно произнести:
«ГЛ», «ВЛ», «ВН» — для верхней губы и «КС», «ГЗ», «ВЗ», «БЗ» — для нижней губы. - Также можно придать языку форму лопаты и произнести «И» и «Э» несколько раз. Теперь придадим
языку форму крючка и одновременно произнесем «О» и «У». - Продолжаем «прокачивать» мышцы языка. Закрываем рот и с помощью внутренних движений
неба, щек и губ тянем звук «М».
Упражнения для дикции и артикуляции
Так как в четком произношении активно участвует кончик языка, используем упражнения,
развивающие его гибкость:
- Представьте, что ваш язык, это молоточек и побейте его кончиком по зубам. Во время таких ударов
«проговаривайте» да-да- да-да. Затем попробуйте четко проговорить буквы «Т-Д». - Для четкого произношения букв «К» и «Г» нужно «прокачать» свою гортань. Для этого сделайте вдох
носом и полностью освободите легкие через рот. Высвобождение воздуха ртом должно происходить
резко и напоминать звук «Фу». Проведите такое упражнение несколько раз. - Если вы заметили у себя проблему при произношении букв «П» и «Б», то потренируйте свои губные
мышцы. Для этого нужно надуть щеки и выпустить воздух изо рта с помощью энергичного хлопка. - Также очень важно научиться контролировать количество воздуха. Для этого нужно пользоваться
дыхательной гимнастикой и практиковаться перед зеркалом. Попробуйте прочесть небольшой текст с
нормальной громкостью. Как правило, при этом вы легко можете контролировать свой голос. А
теперь, сделайте тоже самое, но увеличив громкость. Должны появится проблемы.
Скороговорки для развития дикции
Самым популярным способом улучшения своей дикции являются скороговорки. Их можно использовать
и в качестве разминки перед публичным выступлением. Вообще, заведите себе привычку ежедневно
проговаривать несколько скороговорок. Такая тренировка поможет вам преодолеть проблемы в
произношении некоторых звуков и сделает речь более убедительной и красивой.
Для такой тренировки не нужно выделять время. Вы можете повторять скороговорки во время сбора на
работу, езде в автомобиле, при работе дома. Специалисты считают, что три недели использования
скороговорок сделают речь плавной, а дикцию четкой.
Вот малая доля наиболее популярных скороговорок, которые помогут улучшить дикцию:
- Для тренировки звуков: р, л, м, н.
— Королева Клара строго карала Карла за кражу коралла.
— Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали. - Для тренировки звуков: б, п, в, ф, г, к, д, т, х.
— В поле Фрося полет просо, сорняки выносит Фрося.
— Все бобры для своих бобрят добры. - Для тренировки звуков: с, з, ш, ж, ч, щ, ц.
— Свиристель свиристит свирелью.
— Прецедент с претендентом.
Если же необходимо устранить довольно серьезные дефекты речи или быстрее поправить речь,
лучше всего обратиться к логопеду. В индивидуальном порядке или на специализированных
курсах логопеды помогут выявить все недостатки речи, на которые слушатель мог и не обращать
внимание. Также они подберут индивидуальные упражнения и подскажут, как поправить дикцию
именно в вашем случае.
Запишитесь на консультацию. Логопед-дефектолог центра определит индивидуальные причины плохой дикции, даст рекомендации по коррекции, а также составит план для занятий в центре и дома. Такая система работы сделает коррекционный маршрут наиболее эффективным и быстрым.
Диспросодия ‒ это расстройство интонационных, ритмических, мелодических характеристик речевой продукции. При нарушении просодических компонентов речь становится монотонной, гипофоничной, аритмичной, лишенной эмоциональной окраски и выразительности. Диспросодия присутствует в клинике дизартрии, ринолалии, темпо-ритмических расстройств, болезни Паркинсона, синдрома иностранного акцента. Диагностическая тактика предполагает проведение неврологического, психолого-психиатрического, логопедического обследования. Лечение проводится медикаментозными, психотерапевтическими, физиотерапевтическими средствами. Дополнительно необходима речевая терапия.
Причины диспросодии
Синдром иностранного акцента
Данный языковой феномен может иметь нейрогенное и психогенное происхождение. Нейрогенный синдром иностранного акцента (СИА) встречается у пациентов, перенесших инсульт или ЧМТ, страдающих рассеянным склерозом, опухолями головного мозга. Психогенное расстройство чаще связано с шизофренией, аутизмом, маниакально-депрессивным психозом, истерией.
Клинические проявления диспросодии в этих случаях характеризуются появлением в речи пациента иноязычного акцента. Звуки приобретают фонетические признаки другого диалекта. Изменяется речевая интонация, по-другому распределяются ударения в словах и логические паузы в предложениях. В голосе исчезают модуляции, появляется монотонность. При этом отсутствуют проблемы артикуляции, речь в целом остается понятной, семантически правильной и связной.
Дизартрия
Дизартрические нарушения представлены сложным симптомокомплексом, в структуру которого входят произносительные трудности, фонетические нарушения голоса. Просодические характеристики голоса в различной степени меняются при всех формах дизартрии: стертой, бульбарной и псевдобульбрной, экстрапирамидной, мозжечковой.
Признаки диспросодии у детей с дизартрией заметны уже в раннем возрасте: голосовые реакции не дифференцированы, отсутствует интонационная выразительность гуления и лепета. С развитием фразовой речи просодические нарушения становятся особенно заметными. Речь дизартрика маловыразительная, монотонная, темп замедлен, воспроизведение ритма нарушено. Отсутствуют или недостаточно развиты звуковые модуляции, отмечается ринофония, «затухание» голоса к концу фразу.
Для мозжечковой дизартрии патогномонична речевая дизритмия. Она выражается в скандированности высказываний, появлении лишних пауз, нарушении мелодики, колебаний силы голоса. Отмечается ринофония, голосовое дрожание, дефекты озвончения и смягчения – все это делает речь невнятной, напряженной.
Диспросодия
Ринолалия
Главной причиной диспросодии при открытой ринолалии служат анатомические дефекты артикуляционных органов (расщелины неба и верхней губы), обусловливающие утечку воздуха. Голос лишается звонкости, становится приглушенным, сдавленным, слабомодулированным с назальным оттенком. Затрудняется изменение высоты тона, управление мелодико-интонационными средствами высказывания. Страдает выразительность и внятность речи.
При закрытой форме ринолалии патологические изменения в носовой полости (аденоиды, гипертрофия слизистой, искривление носовой перегородки), напротив, делают ее непроходимой для воздушного потока. В этом случае также страдает тембр, высота и сила голоса, однако отмечается пониженный носовой резонанс. Типично искажение носовых фонем, глухость тона, появление неестественных интонаций в голосе.
Нарушение темпа речи
Замедление или ускорение темпа, речевая дизритмия меняют просодические характеристики речи в целом. Диспросодия характерна для следующих темпо-ритмический нарушений:
- Брадилалия. Отмечается растягивание слов, необоснованное увеличение пауз, скандированность произнесения. Диспросодии способствует фиксация голоса на одной высоте, отсутствию интонационной выразительности и плавности высказывания.
- Тахилалия. При тахифразии слова произносятся в быстром темпе, практически без пауз, как бы на одном дыхании. Отсутствие логических остановок, смысловых акцентов, мелодических интонаций делает речь неразборчивой. Тахилалия может протекать с явлениями заикания, дизартрическим компонентом.
- Клаттеринг. Речевой темп ускорен, однако высказывание постоянно прерывается паузами, неуместными восклицаниями, словами-эмболами. Отсутствие плавности речи сочетается с изменением силы голоса: от громких возгласов до тихого бормотания.
Заикание
Диспросодия при заикании обусловлена дезорганизацией темпо-ритмического рисунка высказывания. Заикающиеся стараются говорить быстро, чтобы успеть закончить фразу между речевыми судорогами. Однако очередной спазм мышц артикуляционного или голосового аппарата прерывает упорядоченный речевой поток – возникают судорожные запинки.
Нарушение речевой плавности усугубляется неправильным дыханием с неравномерным использованием воздуха. Страдает музыкальность речи: отсутствует контроль паузирования, гармония мелодики, эмоциональная окраска. Усилению диспросодии также способствуют формирующиеся со временем голосовые зажимы и логофобия.
Алалия
У детей с моторной алалией нарушены все компоненты экспрессивного высказывания. Лексический запас беден, в большом количестве присутствуют аграмматизмы, формирование фразы запаздывает, в связной речи используются жесты или звукоподражания. Диспросодия проявляется замедленностью речевого потока, неверной расстановкой логических ударений, несформированностью чувства ритма. Отмечается монотонность, фрагментарность, невыразительность речи.
Афазия
При эфферентной моторной афазии расстраиваются «кинетические двигательные мелодии». Распадается ритмическая структура слова, наблюдаются многочисленные застревания на предыдущих речевых фрагментах (персеверации). Существенно страдает мелодико-интонационная сторона: произношение становится отрывистым, «рваным», послоговым, замедленным. Диспросодия усугубляется при сочетании эфферентной моторной афазии с дизартрией.
Нарушения голоса
При различных голосовых расстройствах (дисфонии, фонастения) фонация становится шепотной, сдавленной, напряженной. Голос глухой, срывающийся, сиплый, быстро затухающий. Диспросодия выражается в потере мелодичности, интонационной выразительности, эмоциональности речи. Нарушениям голоса также свойственны субъективные ощущения: боль и першение в горле, голосовое утомление, ощущение комка.
Болезнь Паркинсона
Голосо-речевые расстройства развиваются у большинства пациентов с болезнью Паркинсона, нередко они возникают уже в дебюте заболевания. Постепенно изменяется голос: появляется осиплость, хрипотца, дрожание, гипофония. Возникают артикуляционные трудности.
Присоединяется диспросодия – речь замедляется, становится приглушенной, маломодулированной, утрачивает плавность и эмоциональную окраску. Типичны палилалии (аутоэхолалии). Подобные речевые нарушения, возникающие при БП, расцениваются в логопедии как гипокинетическая дизартрия. Аналогичные изменения характерны и для вторичного паркинсонизма.
Нарушения слуха
Диспросодия при тугоухости имеет стойкий и выраженный характер. Из-за отсутствия полноценного слухового контроля для слабослышащих пациентов затруднительно как восприятие, так и воспроизведение интонации, изменение высоты и силы голоса. Их голос звучит тускло, монотонно, невыразительно. Представляет трудность произношение вопросительного и побудительного высказывания. Произносительная сторона речи характеризуется оглушением звонких звуков, множественными заменами и смешениями звуков, нарушением слоговой схемы слова.
Редкие причины
Значительно реже диспросодия может быть этиологически связана со следующими состояниями:
- эпилепсия с геластическими приступами;
- хорея Гентингтона;
- апатия;
- абулия;
- кататония.
Диагностика
Оценка состояния просодических компонентов речи осуществляется логопедом, выявление основной патологии – узкими медицинскими специалистами: неврологом, оториноларингологом, психиатром. Обследование больного с диспросодией включает следующие диагностические блоки:
- Неврологическая диагностика. Нейровизуализация необходима для обнаружения органических изменений церебральных структур. Выполняется МРТ головного мозга, Эхо-ЭГ, ПЭТ-КТ. С целью определения электрической активности нейронов и нервно-мышечной передачи производится электроэнцефалография, электронейромиография.
- Исследование ЛОР-органов. Показано для выявления нарушений слуха, изменений голосовых складок, непроходимости носовой полости, небных расщелин как причины диспросодии. Эндоскопические исследования включают видеоларингостробоскопию, отоскопию, эндоскопию носа. Для оценки функции ЛОР-органов осуществляется регистрация аудиограммы, электроглоттографии, электромиографии гортани.
- Психодиагностика. Направлена на изучение психической деятельности пациента, дифференциальную диагностику патопсихологических синдромов. Используются специальные опросники, тесты, шкалы, проводятся беседы, наблюдение, эксперименты.
- Исследование устной речи. Логопедическое обследование при диспросодии предполагает анализ различных компонентов, составляющих просодическую организацию речи. Производится изучение восприятия и воспроизведения ритма, интонации, голосовых модуляций, логических ударений, речевого темпа и пр. Для обследования подбирается речевой материал, соответствующий возрасту. При отдельных нозологиях исследуется звукопроизношение, фонематические процессы, владение лексико-грамматическими категориями.
Электроэнцефалография
Коррекция
Медицинская реабилитация
Коррекция диспросодии складывается из проведения медицинской и речевой реабилитации. Конкретное содержание и продолжительность каждого этапа определяется основным заболеванием. В большинстве случаев терапевтический курс включают следующие общие направления:
- Фармакотерапия. Является основным методом терапии острых и хронических патологий ЦНС, психических заболеваний. Медикаментозное лечение назначается для минимизации повреждений церебральных структур, замедления прогредиентного течения патологических процессов, создания благоприятных условий для восстановительной работы. С учетом основной нозологии может включать прием ноотропов, антиконвульсантов, дофаминергических средств, антидепрессантов, нейролептиков и др.
- Психотерапия. Требуется при наличии у пациентов с диспросодией депрессии, вторичных психических наслоений, поведенческих расстройств. В лечебные курсы включают когнитивно-поведенческую терапию, обучение методам релаксации, аутотренинги, игровую терапию.
- Физиотерапия. Нормализации иннервации и мышечного тонуса способствует массаж (общий, ШВЗ), иглорефлексотерапия. Благоприятным действием на центральные и периферические органы речи обладают электрофорез, электростимуляция речевой мускулатуры, магнитотерапия, амплипульстерапия и др.
В ряде случаев для устранения органической основы диспросодии требуется хирургическая помощь: хейлопластика и уранопластика (при лицевых расщелинах), аденотомия и полипотомия (при рзрастаниях в носоглотке). При тугоухости показано слухопротезирование.
Речевая терапия
План логопедических занятий при диспросодии составляется после выявления ведущего речевого дефекта и его структуры. Работа по нормализации просодических компонентов проводится поэтапно:
- Подготовительные мероприятия: развитие речевого дыхания (дыхательная гимнастика), активизация артикуляционной моторики (артикуляционная гимнастика, логопедический массаж, электростимуляция VocaStim), выработка фонационных кинестезий (вокальные и ортофонические упражнения).
- Коррекция диспросодии: воспроизведение ритма, интонации, ударения, изменения голоса по силе и высоте;
- Автоматизация навыков: выполнение тренировочных упражнений на основе дидактического материала, закрепление умений в свободной речи.