Как исправить запинки речи

Запинки в речи

Запинки в речи – это непреднамеренные остановки речи несудорожного или судорожного характера. Могут иметь физиологическое происхождение, быть признаком речевых, неврологических, психических нарушений. Проявляются спотыканием, повторами звуков, слогов и звукосочетаний, прерывающими высказывание. Диагностируются по данным неврологического, логопедического, психологического обследования. Терапия включает создание спокойных условий в семье и коллективе, соблюдение речевого режима. При логопатологии проводятся логопедические занятия и медицинские мероприятия (массаж, психотерапия, ФТЛ, медикаментозная коррекция).

Классификация

В зависимости от патогенетической основы запинки в речи могут иметь судорожный и несудорожный механизм возникновения:

  • судорожные запинки (речевые судороги) – типичное проявление заикания. По форме бывают клоническими и тоническими, по месту образования – артикуляционными, голосовыми, дыхательными, смешанными;
  • несудорожные запинки – включают физиологические итерации, спотыкания при клаттеринге, тахилалии.

Причины запинок в речи

Возрастные несовершенства речи

Повторы звукокомплексов и слов наблюдаются у значительного числа детей в возрасте 3-5 лет. Это период активного развития связного высказывания, совершенствования лексико-грамматических категорий.

Накопление словаря идет быстрыми темпами, на ребенка обрушивается большой поток сенсорной информации. При этом речевые возможности ребенка еще в достаточной степени ограничены, психические функции находятся в процессе формирования, а работа артикуляционного аппарата несовершенна. На этом фоне развиваются физиологические запинки (итерации).

«Застревания» на отдельных звуках чаще появляются у детей соматически ослабленных, имеющих диагноз «СДВГ», отягощенную по заиканию наследственность. Запинки в речи у ребенка могут быть спровоцированы сильным эмоциональным потрясением: ссорами родителей, переводом в другой детский сад, сменой места жительства. Чаще они возникают в межсезонье, могут сохраняться в течение нескольких недель или месяцев, исчезать и снова появляться.

Запинки носят несудорожный характер, возникают в любом месте слова и фразы (чаще в словах со сложной слоговой структурой, стечением согласных, сложных предложениях). Дети неоднократно повторяют звуки и их сочетания, переставляют местами слоги, спотыкаются при произнесении фразы. Часто говорят на вдохе, из-за чего речевое высказывание прерывается. Сами дети не замечают своего речевого дефекта, относятся к нему спокойно.

Обычно физиологические запинки исчезают без дополнительного вмешательства по мере совершенствования речевых навыков и развития ВПФ. Достаточно обеспечить ребенку комфортную эмоциональную обстановку, правильное речевое окружение. Однако при стойком закреплении неправильного речевого стереотипа несудорожные запинки могут перерасти в судорожные – заикание.

Эмоциональный стресс

Речевые запинки наблюдаются у взрослых вследствие сильного волнения. Такие спотыкания расцениваются как проявления тревожности, невротического склада личности. Запинки возникают в разных ситуациях: на экзамене, во время публичного выступления, при знакомстве с новыми людьми. Чем больше человек старается держать ситуацию под контролем, говорить четко и уверенно, тем сильнее начинает запинаться.

Кратковременные запинки появляются при испуге, в таких случаях говорят, что человек «начал заикаться от страха». Однако во всех этих случаях речевые итерации кратковременны и преходящи. Речь нормализуется, как только исчезает стрессовый фактор.

Заикание

Речевые судороги – ведущий симптом логоневроза и неврозоподобного заикания. При этом происходит навязчивое непроизвольное повторение слогов («ма-ма-магазин») и/или застревание на отдельном звуке («п-п-петух»). Запинки чаще случаются на определенных «трудных» звуках ([к], [п], [т]) или звукосочетаниях со стечением согласных ([кр], [ст] [тр]), на ударных и предударных слогах, на первом слоге в слове.

Иногда судороги проявляются молчанием, так как из-за спазма речевой мускулатуры человек не может начать фразу. Заикающийся может ощущать речевую судорогу как наличие препятствия в гортани, сдавление грудной клетки, напряжение мимической мускулатуры и мышц брюшного пресса. Частота запинок, их длительность возрастает в незнакомых условиях, при посторонних людях.

При заикании страдает темп и ритм речи, слитность и плавность высказывания. На речевые симптомы накладываются вторичные невротические реакции: речевые уловки, сопутствующие движения, вегетативные проявления. Возникает логофобия – боязнь устной речи. Самостоятельно, без специальной терапии судорожные запинки из речи не исчезают.

Тахилалия

Речь взахлеб отличается чрезмерно убыстренным темпом, дизритмическим характером с внезапными остановками и последующими прорывами. Возникают запинки, непреднамеренные повторы, проглатывания слогов и слов. Теряется внятность и разборчивость устной речи. Если пациенту с тахилалией указать на его речевые ошибки, то запинки и персеверации временно исчезают, однако темп речи все равно остается быстрым.

Особенно ярко все речевые недостатки проявляются при волнении, в моменты спора и эмоционального возбуждения. В неречевой сфере отмечается моторное беспокойство, тики, дефицитарность внимания, вспыльчивость, вазомоторные реакции. В некоторых случаях речевые запинки при тахилалии переходят в позднюю форму заикания.

Клаттеринг

Полтерн, или клаттеринг, как частный случай тахилалии, характеризуется несудорожным прерыванием речи на фоне ее ускоренного темпа. Для данного речевого нарушения типичны спотыкания, повторы звуков и слогов, их пропуски, перестановки местами. Запинки проявляются хаотичными беззвучными движениями языка и губ, необоснованными паузами во фразах. Из-за поспешности в речи окончания слов часто «проглатываются», иногда «выпадают» целые словосочетания и фразы.

При клаттеринге также страдают другие стороны речевой деятельности: нарушается плавность и мелодичность речи, отсутствуют логические остановки и ударения, возникает назальный оттенок голоса, появляются ошибки на письме. Речевой поток сопровождается беспокойным поведением, гримасами, рассеянностью внимания. Из-за неразборчивости речи вербальная коммуникация затруднена, дефект не осознается.

Нарушение регуляторных механизмов ЦНС

Судорожные запинки в речи могут появиться «на выходе» пациентов из моторной алалии, афазии, дизартрии. Причина этого явления кроется в интенсивном коррекционно-логопедическом воздействии, когда объем и темп введения нового речевого материала не соответствует функциональным возможностям мозга. Обычно возникают повторы последних слогов, при этом пациент никак не может перейти к новому слову.

Дискоординированные судороги артикуляционных мышц, как правило, не трансформируются в патологическое заикание. При организации грамотной коррекционно-педагогической помощи такие запинки успешно компенсируются без рецидивов.

Другие причины

Возникновение запинок в речи может быть связано с неблагополучным речевым окружением: быстрым темпом речи родителей, подражанием заикающимся друзьям или близким. В ряде случае запинки возникают вторично, на фоне различных расстройств:

  • задержки психического развития;
  • неврологических заболеваний: нейроинфекций, травм ЦНС, болезни Паркинсона, хореи, псевдобульбарного синдрома;
  • психических нарушений: олигофрении, биполярного расстройства.

Диагностика

Появление речевых запинок служит поводом немедленно обратиться за консультацией логопеда. Чем раньше будет установлена их причина и характер, тем эффективнее будет лечебно-коррекционное воздействие. Диагностика состоит из трех блоков:

  • Логопедическое обследование. Включает исследование устной речи, ее темпо-ритмической и интонационно-мелодической организации. Определяется вид запинок, условия их возникновения. Оцениваются характеристики голоса, дыхания. Задача логопедической диагностики – дифференциация несудорожных запинок от заикания.
  • Неврологическое обследование. Консультация врача-невролога предполагает изучение анамнеза, выявление нервно-психических расстройств и факторов, послуживших появлению запинок в речи пациента. С целью исключения патологии головного мозга назначаются инструментальные методики: ЭЭГ, ЭхоЭГ, церебральная МРТ.
  • Психологическое обследование. Проводится анализ ВПФ: внимания, памяти, мышления. На данном этапе диагностики уделяется внимание состоянию общей и ручной моторики, различных видов праксиса, гнозиса. Анализируются личностные особенности пациента, его реакция на свой дефект, наличие страха речи.

Лечение

Режим

Если запинки в речи ребенка имеют физиологический характер, необходимо организовать оптимальный общий и речевой режим: обеспечить достаточный дневной и ночной сон, увеличить время прогулок на свежем воздухе. Важно временно ограничить поступление новой информации, свести к минимуму просмотр телевизора, компьютерные игры, посещение массовых мероприятий. В речевом общении нужно соблюдать следующие рекомендации:

  • не акцентировать внимание ребенка на запинках, не просить его повторить слово заново;
  • разговаривать с ребенком спокойно, негромко, чуть медленнее, чем обычно;
  • использовать короткие фразы, простые слова;
  • заниматься пением, разучивать стихи, соответствующие возрасту, с отстукиванием ритма или маршировкой.

Психологическая коррекция

Показана пациентам с эмоциональными запинками в речи, заиканием, тахилалией, полтерном. Данное направление коррекционной работы способствует снижению фиксации на речевом дефекте, устранению логофобии, овладению новыми механизмами саморегуляции, расширению коммуникативных возможностей. Основными методами психокоррекционной работы являются сеансы психотерапии и гипноза, тренинги общения, аутогенные тренировки.

Логопедическая коррекция

С учетом причин, лежащих в основе речевых запинок, проводятся занятия по развитию речи, коррекции заикания, преодолению тахилалии и т. д. Логотерапия направлена на выработку нового речевого стереотипа, его закрепление во всех коммуникативных ситуациях. В работе используются следующие методы и приемы:

  • Артикуляционная гимнастика. Упражнения помогают укрепить мышцы речевого аппарата, снять излишнее напряжение мускулатуры при фонации, сделать артикуляционные движения более точными, сформировать необходимые кинестезии. Используются упражнения для мышц языка, губ, неба, мимических мышц. Голосовая гимнастика способствует развитию силы голоса, просодических компонентов.
  • Дыхательная гимнастика. Правильное речевое дыхание – залог свободной, плавной речи. В ходе занятий осуществляется постановка диафрагмального нижнереберного дыхания. Овладение техникой речевого дыхания позволяет без запинок и пауз произносить фразы различной длины.
  • Логопедическая ритмика. Логоритмические упражнения способствуют нормализации темпа и ритма речи, синхронизации дыхания и артикуляции, развитию общей моторики. Занятия проходят под музыкальное сопровождение. Для отработки ритма используется маршировка, хлопки, прыжки.
  • Занятия с помощью ИКТ. В комплексной работе по преодолению заикания широко применяются компьютерные технологии. Они основаны на эффекте биологической обратной связи, помогают улучшить качество и повысить эмоциональную окраску речи, устранить запинки.

Оздоровительные мероприятия

Организуются на базе поликлиники или дневного неврологического стационара. Цель – нормализация регуляторной функции ЦНС, повышение адаптационных механизмов. Пациентам с патологическими запинками в речи назначаются:

  • курсы медикаментозной терапии (седативные препараты, витамины группы В, ноотропы, противосудорожные ЛС):
  • физиотерапевтические процедуры (электрофорез со спазмолитиками, электросон);
  • водные процедуры (хвойные, углекислотные, кислородные ванны, оздоровительное плавание);
  • массаж (общий медицинский, нейроседативный, ШВЗ);
  • иглорефлексотерапия;
  • лечебная физкультура.

    Предупреждение и устранение речевых запинок (Предлагаемые советы в равной степени относятся и к предупреждению заикания у детей) у детей должно быть предметом серьезного внимания со стороны логопедов, воспитателей и родителей. Этот вывод вытекает из сказанного выше о запинках несудорожного и судорожного характера.

    В чем же будут выражаться особенности воспитания детей в этом направлении?

   Взрослым, желающим уберечь ребенка от речевых запинок, нужно позаботиться прежде всего об упорядочении его поведения и развитии речи.

   Упорядочение поведения. Известно, в какой степени характер речи человека связан с его психическим состоянием, с особенностями его высшей нервной деятельности. Возбужденного, чем-то встревоженного человека мы обычно узнаем по быстрым, отрывистым фразам, громкому голосу и т.д. Торопливый, разбросанный характер речи, изобилуемый разного рода перескакиванием и отвлечениями, как правило, характеризует человека суетливого, неорганизованного. На практике мы видим несомненную связь между темпом речи и темпом движений. Особенно это приемлемо по отношению к детям, ибо они еще не научились маскировать свои эмоции.

    Для упорядочения поведения ребенка необходимо создать условия, способствующие его нормальному психическому развитию и неторопливо-спокойной речи.

   К числу таких условий в первую очередь относится создание для ребенка определенного и твердого режима, который вырабатывает у него привычку к четкому чередованию различных видов деятельности, устанавливает определенный ритм жизни и благоприятствует нормализации работы высшей нервной деятельности и всего организма.

  Нормализации поведения способствует также уравновешенная, спокойная атмосфера, царящая в семье, ровное и ласковое отношение к ребенку окружающих. Отрицательное влияние на психическое развитие оказывают ссоры и скандалы дома, свидетелем которых ребенок может быть. Не следует забывать, что особенно чутко и болезненно он воспринимает явления, суть которых он не в состоянии полностью осознать. Это не может не отражаться на состоянии его высшей нервной деятельности: ребенок растет запуганным, раздражительным, очень неустойчивым в своих желаниях, неспокойным и т.д.

   Подобную картину можно наблюдать и в тех семьях, где ребенок подвергается физическим наказаниям. Боль, страх, обида, которые несут с собой эти наказания, часто достигают не той цели, которой хотелось бы родителям. Вместо осознания своего поступка ребенок запуган, унижено его человеческое достоинство, а отсюда могут появиться и такие качества, как трусость, ложь, озлобленность и все вышеперечисленные неровности поведения. Родители, которые телесно наказывают ребенка, забывают о том, что наказание должно воспитывать, а не устрашать. Гораздо убедительнее и эффективнее действует на ребенка разъяснение его вины или наказание в спокойной форме. Лишение одного из удовольствий с разъяснением вины заставляет ребенка анализировать и сопоставлять свое поведение с действиями окружающих и влияет значительно сильнее в воспитательном отношении, нежели крик или физические наказания.

   Капризы, детские истерики, так резко выбивающие ребенка из спокойного, уравновешенного поведения, так истощающие его нервную систему и служащие почвой для разнообразных отклонений в психическом и речевом развитии, — это обычно результат неправильного отношения к нему со стороны взрослых. Неумение или нежелание взрослых с. первых же дней сознательной жизни окружить ребенка ласково-требовательным отношением; потакание детским капризам, его избалованность способствуют неумению или нежеланию осознавать, что ему дозволено, а что нет. В основе большинства детских капризов, которые нередко перерастают в детские неврозы, лежит неосознанное ребенком различие между доступным и недоступным, желаемым и невозможным.

   Напомним, что все сказанное о воспитании у ребенка спокойного, уравновешенного поведения имеет значение не только для его полноценного психического развития. Уравновешенное поведение ребенка — необходимая предпосылка для нормализации у него речевого общения с окружающими.

   С этой целью полезно воспитывать у ребенка умение длительно заниматься одной какой-либо игрой или делом. Это приучает к вдумчивому и углубленному осмысливанию своей деятельности. Этим мы уберегаем ребенка от излишне частого переключения с одной деятельности на другую, от одного занятия к следующему и тем самым устраняем возможные причины его неусидчивости, суетливости, несобранности.

    Говоря о вредности резкого переключения от интересного занятия к другому и тем более диктуемому извне, И.П.Павлов писал: «Классический пример в этом отношении представляют так называемые капризные дети. Вы приказываете им что-нибудь сделать, т.е. требуете от ребенка затормозить один раздражительный процесс и начать другой. И дело доходит часто до сильной сцены. Ребенок бросается на пол, стучит ногами и т.д.».

  Таким образом, взрослым необходимо стремиться воспитывать у ребенка увлеченность, длительную заинтересованность каким-либо занятием, а также уметь в случае необходимости безболезненно переключить его на другой вид деятельности. Нужно заблаговременно предупредить ребенка о необходимости заканчивать одно занятие и начинать другое. Если он излишне капризен, раздражителен, неспокоен, логопед должен рекомендовать родителям обязательно обратиться к врачу психоневрологу для консультации.

   Развитие речи. Сделать речь ребенка четкой, содержательной фонетически и грамматически правильной, выразительной — желание и цель каждого родителя и воспитателя. Особенное значение такая речь имеет для детей, предрасположенных к нарушениям ее плавности и темпа, т.е. для тех, у кого наблюдаются запинки в речи, перестановки, недоговаривания звуков и слов во фразе и пр.

    В этом случае воспитательная работа по развитию речи строится по трем направлениям.

  Первое — расширение у детей понятий и представлений с одновременным увеличением их словарного запаса. Как мы уже знаем, в основе многих речевых запинок лежит неумение ребенка сразу правильно оформить словами свою мысль, которую он должен передать слушателям. Это может зависеть от недостаточного понимания того или иного момента, явления, о которых он хочет рассказать (теряет логическую последовательность изложения, появляется сумбурность речи), или от ограниченного словарного запаса (затрудняется в выборе нужного слова, выражения).

   Вот почему взрослые должны обращать внимание ребенка на окружающие его предметы и явления, объяснить их назначение и сущность. Чтение и рассказывание сказок способствует расширению понятий, представлений и словарного запаса ребенка; но необходимо предостеречь от перегрузок детей многообразием сказок, рассказов, стихов, так как это может привести к нежелательным результатам — к появлению речевых запинок вплоть до заикания.

    Поэтому, рассказывая, читая или показывая что-либо ребенку, не нужно стремиться к быстрому переключению его на новый материал. Значительно больше пользы ему принесет углубленная работа с одним материалом, который можно внимательнее осмыслить, ознакомиться с новыми понятиями и словами, пересказать по вопросам и целиком, сопоставить со знакомыми представлениями, сделать выводы и пр. Спустя некоторое время полезно заставить ребенка пересказать то, что он слышал ранее. Периодическое возвращение к знакомому материалу (сказке, рассказу, картинке, объяснению и т.д.) не только принесет радость, но и будет совершенствовать его знания, словарный фонд и выразительные средства.

  Второе — воспитательная работа по предупреждению и устранению речевых запинок у детей должна быть направлена на способности последовательно излагать свои мысли, желания. Неумение при изложении материала правильно распределить свое внимание между его мысленным содержанием и речевым выражением также ведет к запинкам, недоговариваниям, хаотичности в речи. Поэтому взрослые должны воспитывать у ребенка способность говорить неторопливо, спокойно, правильно строить фразы, воспитывать неторопливый темп речи на личном примере воспитателей и родителей. Это будет способствовать равномерному и последовательному течению мысли и речи ребенка.

   Третье — при предупреждении или устранении речевых запинок у детей нельзя недооценивать и значение фонетических несовершенств их речи. Недостатки звукопроизношения могут, как мы знаем, мешать правильному оформлению и течению детской речи.

  К концу пятого года жизни ребенок должен научиться правильно произносить все звуки русского языка. Поэтому работу по совершенствованию фонетической и грамматической сторон речи ребенка следует начинать как можно раньше. У маленьких детей этого можно добиться путем звукоподражательных игр, путем показа правильной артикуляции звуков. С детьми 4—6 лет можно проводить и более сложные речевые упражнения.

   Нередки случаи, когда взрослые постоянно напоминают ребенку о его речевом дефекте, смеются, упрекают и даже наказывают за нежелание говорить правильно. Такое отношение со стороны взрослых приводит к тому, что ребенок начинает болезненно реагировать на свой речевой дефект, становится замкнутым, раздражительным.

   Означает ли это, что не нужно вовсе обращать внимание ребенка на то, что он говорит неправильно?

 Можно прямо сказать, что без активного участия ребенка немыслима успешность речевой работы с ним. Дети рано сами начинают осознавать речевые несовершенства у себя и у своих сверстников. По мнению ряда авторов (А.Н.Гвоздев, Д.Б.Эльконин и др.), дети уже с 2—3 лет начинают выступать в качестве «борцов» за правильное произношение. Речь для них «становится не только полноценным средством общения и познания, но и предметом сознательного изучения».

  Поэтому можно и нужно привлекать внимание ребенка к тому, что он иногда говорит неправильно. Но делать это надо в том случае, если взрослые: а) обучают ребенка правильной речи, показывают, как строить фразу, выразить свою мысль и т.д.; б) при этом замечания делают ребенку тактично, без ущемления его достоинства; в) указывая на недостатки, обращают внимание ребенка и на положительные качества, поощряют его успехи; г) делая замечания, уверены, что ребенок сможет выполнить данные указания. Все это воспитывает у ребенка стремление устранить недостаток в своей речи.

  Ребенок старшего дошкольного возраста, понимая, что его речь неправильна, должен стремиться к ее совершенствованию, но при этом он должен обязательно знать и чувствовать, что может говорить хорошо.

  В младшем дошкольном возрасте, когда дифференцировки и самоконстроль у детей еще слабо развиты, целесообразно ограничиваться только одним показом, как нужно говорить.

Предупреждение и устранение у детей речевых запинок должно проводиться путем нормализации детской речи в их повседневной деятельности, в играх, в общении со взрослыми и сверстниками, путем специальных речевых занятий.

   Особо следует обратить внимание на речевые занятия с ребенком. Это могут быть ежедневные спокойные беседы о прочитанных стихах, сказках, событиях за день и т.п. Проводя беседу, взрослые должны помнить, что речь их служит образцом правильной речи и ребенок подражает этим образцам.

  Нормализации плавности и темпа речи у детей способствует конкретизация излагаемого ими материала. Взрослые в этом случае как бы намечают опорные пункты, которые облегчают ребенку формулирование своих мыслей, правильное построение своего ответа, сообщения. Полезны в данном случае конкретные и наводящие вопросы.

  Для конкретизации речи ребенка можно использовать как опорные моменты и всевозможные предметы, игрушки, картинки, все то, с чем связана повседневная жизнь ребенка и о чем он собирается рассказать. Полезно, чтобы ребенок сопровождал свои действия (рисование, лепку, труд и т.д.) речью.

   Речь взрослых на занятиях способствует упорядочению и развитию речи ребенка и тем самым помогает предупреждать и устранять речевые запинки.

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Привет, меня зовут Александр Дегилевич. Преподаю курс от заикания по своей авторской методике. В отличии от других специалистов, я заикался 16 лет и знаю проблему изнутри. Ступора, зажимы, замена слов и логофобия были моей реальностью.

Логопеды и психологи не решили проблему.
Более 10 лет назад я исправил свою речь и теперь привожу своих учеников к такому же результату. 

Почему возникает заикание?

Заикание — вершина айсберга. Главная проблема —  речевой ступор. 

Нужно отличать заикание и запинание. Запинание — это многократное повторение отдельных звуков. Только 5% моих учеников обращаются с такой проблемой. В повседневной жизни повторения звуков происходят у обычного человека в стрессовых ситуациях и особо не беспокоят.

Заикание – это в первую очередь речевой ступор: задержка дыхания, напряжение лицевых мышц и состояние бессилия от невозможности произнести слово.

По статистике заикающихся мужчин в разы больше, чем женщин (примерно 10 к 1), но реальные причины такого распределения неизвестны.  

Основная проблема, с которой я работаю более конкретная – речевой ступор и задержка дыхания во время речи. Буквально 1 опыт такого ступора закрепляет состояние фобии: «А если это повторится вновь?» Человек боится повторения ступора, тем самым его провоцирует.

Симптомы заикания. Почему заикание не болезнь?

Симптомы заикания — нарушение дыхания, голоса и артикуляции  во время речи. Приобретенная форма психического расстройства, при котором человек испытывает страх и потерю внимания перед произношением отдельных звуков или слогов.

Заикание – это ситуативное нарушение речи. Запинок нет при пении, наедине с собой и с близкими людьми. Количество зависаний и ступоров зависит от психологического состояния, и проявляются в отдельных фразах. Одно и тоже слово заикающийся человек может произнести как с запинками, так и без. Поэтому классические методы лечения будут бесполезны.

Поможет ли логопед при заикании?

Занятия с логопедом дают результат в 30% случаев при детских формах заикания. Причина такой низкой эффективности простая: логопед работает ТОЛЬКО с речевым аппаратом и не обращает внимания на фобию. Эффективность занятий с логопедом у взрослого человека не более 7%.

По теме эффективности работы психолога и гипнолога я рекомендую посмотреть подробное видео:

Поможет ли логопед-дефектолог?

Довольно быстро я понял, что обычные логопеды не специализируются на речевых отклонениях. Они занимаются с условно здоровыми детьми, которым нужна проработка отдельных звуков «Р» или «Л». Поэтому некоторые обращаются к логопедам-дефектологам.

Такой специалист исправляет нарушения речи, которые возникли в результате психологических или физических отклонений в развитии детей. В основном они работают через логопедические упражнения с детьми-аутистами, с ЗПР (задержками психологического развития), с УО (умственной отсталостью), с детьми с нарушением двигательной системы, ДЦП.

При разработке своей программы я взаимодействовал с несколькими логопедами-дефектологами. В процессе консультаций с ними понял, что они довольно поверхностно разбираются в проблеме и способах её решения.

Проблема лечения заикания плохо изучена. Логопедам сокращают часы обучения, поэтому реальная эффективность занятий низкая. 

В научной среде проблему заикания считают сложной, слабо изученной и практически нерешаемой. Поэтому большинство специалистов пытаются помочь, но не имеют комплексного подхода в этом вопросе. С другими речевыми нарушениями логопеды используют эффективные приёмы.

Большинство моих взрослых учеников ранее обращались к логопедам и дефектологам, но положительной динамики не происходило.

Про связь заикания и психосоматики можно прочитать ТУТ

Формы и виды заикания

Различают 3 формы заикания: тоническая, клоническая и комбинированная.

Тоническая форма – длительные паузы в словах и растягивание гласных, звуковые ступоры и зависания, при которых человек делает акцент на согласные.

Чаще всего тоническая форма возникает из-за психологического давления. Человек зажимает губы, зубы, язык и старается через зажим продавить слово. Он часто применяет эффект разгона.  Пытается перед сложным словом набрать больше воздуха или сделать движения телом (ногой, рукой или головой) и на этом движении выйти из ступора.

Клоническая форма – многократный повтор звука, слога или части слова, при этом человек не в силах продолжить речь. При клонической форме часто изменяется мимика. Заикающийся пытается выйти из цикла повторений с помощью переключения внимания на различные движения.

Комбинированная форма сочетает в себе тоническую и клоническую. Комбинированная форма встречается редко, чаще всего является формой прогрессирующего недуга.

Заикание может развиваться в любом возрасте. Даже у взрослого человека, который много лет говорил без проблем в речи. Обычно заикание развивается из клонической формы, когда человек торопиться сказать мысль, но речевой аппарат не успевает ее проговорить. В такие моменты возникают повторы звуков.

Этапы развития заикания

Существуют 4 этапа.


Формирование заикания


Осознание проблемы


Закрепление опыта


Стабилизация формы заикания

1. Формирование заикания. Формируется в младшем детском возрасте (3 — 5 лет). При этом ребенок не осознает, что с его речью что-то не так и не пытается себе помочь. Логофобии на данном этапе нет. Вероятность полного «спасения» ребёнка от недуга — высокая. На этом этапе заикания больше похоже на повторении звуков, и пока нет  судорожных попыток протолкнуть звук силой.

2. Осознание проблемы. Ребёнок начинает чувствовать свою проблему, которая может проявляться уже не только при волнении, но в простых бытовых ситуациях. Степень проявления ступоров умеренно-средняя. Ещё не наблюдается резких тиков и силовых судорожных движений при возникновении трудностей. Как правило, такой этап проходит в возрасте 5-7 лет.

3. Закрепление опыта. Ребёнок начинает вступать в коммуникацию в общественных местах, на уроках в школе. Проблема лишь увеличивается от стрессовых ситуаций. После череды неудачных диалогов появляется состояние стыда и отчаяния, что усиливает жёсткие речевые ступоры, гримасы, логофобию. Ребенок пытается заменять слова и старается говорить как можно меньше. Это происходит примерно в возрасте 7 -10 лет.

4. Стабилизация формы заикания. «Крайняя степень», при которой человек начинает не только заменять слова, но и активно избегает общения, чтобы нанести себе и своей психике как можно меньше боли. В такой форме ощущаются серьёзные проблемы с логопедией, психологией и психосоматикой. На четвертую степень заикания люди попадают в возрасте от 10-16 лет, но бывают и исключения. Большинство взрослых, обращающихся ко мне за помощью, к сожалению, уже имеют эту степень заикания.

Методы лечения заикания. Плюсы и минусы

Существует несколько методик, которые я также использую частично в своей работе.

Методика Арутюнян

Методика Лилии Зиновьевны Арутюнян (Андроновой) пользуется известностью в России и странах СНГ. В большей части по ней преподают в центре Арлилия, которая на момент 2022 года имеет 6 филиалов по России.

Плюсы.

Методика Арутюнян эффективна в раннем возрасте, потому что в детстве легче исправить речевые ступора. У детей «маленький стаж» заикания поэтому еще не сформировались импульсы и логофобия.

Минусы.

Эта техника лечения основана на закреплении навыка растягивании гласных, чтобы получить уверенность, что человек может разговаривать без зажимов. Таким образом, метод Арутюнян подменяет понятия речь и пение. Курс длится более 2 месяцев, но переход от растягивания гласных к нормальной речи происходит только у некоторых учеников.

Методика Арутюнян
Скачать PDF

Скачать в формате Microsoft Word

Вывод.

Эффективность методики Арутюнян в большинстве случаев кратковременная. Даже после года интенсивных занятий многие люди все равно испытывают сложности. Подробнее об услугах центра Арлилия я написал ТУТ ( в том числе обратную связь от мамы мальчика, которого там год пробовали лечить)

Методика Снежко

Программу Романа Снежко я проходил сам в 2011 году. Он привлек меня громкими обещаниями про 100% избавление от заикания за 3 дня с пожизненной гарантией. Я заплатил 100 тыс.руб. и примерно на 60% улучшил речь. Это произошло благодаря моему усердию и терпению.

Основа курса Снежко – техника «открытого слога», впервые появилась в работах Ю.Б. Некрасовой, которая работала над социальной реабилитацией людей с заиканием. Снежко пытается отрицать этот факт и выдает свою методику за принципиально новый метод.  

Плюсы.

В целом программа лечения действенная. Снежко объединил методики Ю.Б. Некрасовой со своими наработками и умозаключениями.

Минусы.

Стоимость высокая. Агрессивный маркетинг Для полного избавление от заикания 3 дней недостаточно. Реальной гарантии нет. В неудачах Снежко обвинит Вас.

Подробнее о плюсах и минусах в моем видео.

Методика Снежко
Скачать PDF

Скачать в формате Microsoft Word

Вывод.

Программа Снежко способна уменьшить количество речевых ступоров и снизить страх общения. За 3 дня навык не может закрепиться, а «результаты» на видео временные и обусловлены синдромом «кабинетной речи». При таком синдроме, спустя некоторое время работы с психологом человек перестает бояться и говорит свободнее. После выхода из «кабинета Снежко» ученики продолжают сильно заикаться.

Подробнее о ценности методики Романа Снежко можно ознакомиться ТУТ

Методика В.И. Селиверстова

Используется логопедами в детских больницах и реабилитационных центрах. В данной программе активную роль играют родители и атмосфера в доме. Последователи методики убеждены, что заикание возникает из-за нарушения темпа речи и психологического состояния ребенка. Поэтому используются игровые приемы, которые призваны создать благоприятную атмосферу для нормализации темпа речи ребенка.

Преподаватели выделяют разные типы ступоров: судорожного и не судорожного характера. Судороги речевого аппарата разделяют на голосовые, дыхательные, артикуляционные и смешанные. Исходя из типа нарушения, подбирают упражнения для исправления речи.

Методика В.М. Шкловского

Курс В.М. Шкловского рассчитан на 3-4 месяца и включает в себя работу по логопедии и психологии. Особое внимание уделяется вегетативным симптомам: ком в груди, потливость, чувство жара, покраснение лица и шеи. Методика чем-то похода на Арутюнян, но дополнительно используются методы внушения и НЛП.

Методика И.Г.Выгодской, Л.П.Успенской и Е.Л.Пеллингер

Используется в основном для лечения заикания детей дошкольного возраста. Все обучение проходит в игровой форме. Ключевая задача преподавателей состоит в том, чтобы научить ребенка плавному звучанию речи, непрерывности дыхания и сохранению чувство ритма.

В данном подходе дополнительно используется метод мышечной и эмоциональной релаксации. Для детей младшего школьного возраста могу порекомендовать специалиста Н.А.Тригуб в центре «Контракт». Она работает по методике Арутюнян и имеет свои наработки.

Неработающие методики

Народные средства

Народные средства не помогают в лечении заикания.  Они не влияют на мышечные ступора и логофобию.

Гипноз и НЛП

Гипнолог помогает пациенту вспомнить травмирующее событие, которое привело человека к заиканию. Специалист по гипнозу ставит в основу своей работы поиск травмирующего события в прошлом и детальный его разбор. Специалист не работает с нарушением механики при заикании.

Более подробно в моем видео:

Логоритмика

В основу методики входят двигательные упражнения под музыку, связанные с изменением интонацией речи. Пациентов учат преодолевать заикание через движения.

Логопедический массаж

Не используется в качестве основной методики.  Основная помощь массажа достигается в снятии гипертонуса челюстно-лицевых мышц и устранения артикуляционных зажимов.

Иглоукалывание

Такая же дополнительная методика как массаж. Целью иглоукалывания является расслабление мышц речевого аппарата. Но сам способ произношения слов и попытка использовать артикуляцию в речи не меняется, поэтому заикающийся продолжает использовать ступора, как способ преодоления зажимов.

Электроэнцефалография

Помогает обнаружить судорожные активности отдельных участков мозга и путем воздействия слабых электрических токов расслабить участки речевого центра.

Лечение таблетками

Заикание не болезнь, поэтому вылечить заикание не получится. Большинство существующих таблеток направлены на снижение нервной возбудимости, например Фенибут, но они не помогут в борьбе с недугом.

Моя методика

В своей работе я объединил несколько успешных обучающих программ. В основном Снежко и Некрасовой, но использую методики частично, т.к. многие упражнения не приносят результат.

Принципы

Моя задача работать с причиной, а не следствием. Каждое упражнение я проверил на себе, т.к до 23 лет сильно заикался.

Программа лечения

Мой авторский курс длится 2-3 месяца. Занятия провожу очно или по Skype. Мы работаем с убеждениями, логопедией, психологией и нейрофизиологией. Подробнее с концепцией моего подхода можно ознакомиться ТУТ

Как я работаю

В отличие от других специалистов я знаю проблему изнутри, т.к много лет заикался. Врачи-логопеды до конца не понимают проблему, поэтому не могут предложить последовательную программу по исправлению речи, которая есть у меня.

Я не просто преподаю готовый курс. С каждым новым занятием корректирую учебную программу под ученика. Не существует «готовой таблетки» чтобы вылечить заикание, потому что проблема может быть в убеждениях, мышечных импульсах, дыхании, артикуляции и неверном произношении отдельных звуков.

С результатами моей работы можно ознакомиться ТУТ

Что я не делаю:

— не стараюсь исправить проблему только одним способом: психологическим или медикаментозным. В редких случаях рекомендую прием препаратов как дополнение к основной работе.

— не делаю работу за ученика. Мы разбираем каждую ошибку и учимся ее исправлять. Я являюсь Вашим наставником и личным тренером, поэтому если вы не готовы к совместной работе, ко мне обращаться не стоит.

— не работаю в группах. Каждая проблема индивидуальна, поэтому невозможно дать универсального решения для всех.

В чем сложность лечения заикания?

Проблема не решается с помощью одного метода. Работа строится комплексно. Каждая новая ошибка в артикуляции влияет на уверенность в речи. А неуверенность порождает фобию и новые зажимы. 

Самая частая мысль в таких состояниях: «не могу, не получится, впереди трудный звук». В этот момент человек вспоминает прошлый негативный опыт и проецирует его на настоящий момент.

Такое действие приводит к задержке воздуха, и мозг останавливает речевой процесс. Человек боится ступора, поэтому возникает повышенное внимание на внутреннем состоянии, которое отвлекает от речи.

Заикающийся человек очень боится непроизвольных остановок. В такие моменты он начинает помогать себе физически и сжимать мышцы. Большинство речевых процессов у человека происходят бессознательно. Но заикающиеся пытаются контролировать эти процессы, что вызывает избыточное давление на речевой аппарат и диафрагму.

Таким образом появляется фобия: страх испытывать неприятное чувство от заикания. Цель моей обучающей программы – разорвать этот порочный круг.

Когда ждать результат?

Ощутимый прогресс в преодолении заикания наблюдается уже на 2-3 занятии.  Следующие 80% времени мы тратим только на закрепление нового навыка и отработку сложных моментов, а также проводим работу над ошибками. Подробнее о методике ПРОРЫВ можно прочитать ТУТ

Какие гарантии?

Многие курсы обещают 100% гарантию. Это ошибка!

Ученик цепляется к цифре «100%» и начинает зацикливаться на каждой незначительной запинке. Зацикленность рождает фобию «а вдруг заикание вернется?». Человек слишком много внимания направляет на процесс речи и провоцирует развитие логофобии. 

Я не привязываю Вас к 100% .
Моя конечная цель – привезти человека к удобной для него речи. Это не значит, что Вы всегда будете говорить как диктор без запинок. В речи обычного человека запинки составляют 12-15% и зависят от общего самочувствия, внимания и координации.

Минимально при Вашем ответственном подходе, я могу гарантировать снижение заикания на 50%, но дальнейший результат во многом зависит от вас. Изначально мы ставим цель на 100% результат и делаем всё для этого необходимое.

Наша цель – исключить ступор в речи, а запинки сделать естественными и комфортными.

Результат Пояснение
Минимальный Уменьшение ступоров во время общения с любым человеком на 50%. Ощутимый результат  для самого себя.
Оптимальный Устранение ступоров на 70% и комфортный выход из любых запинок. Навык самостоятельного разбора и устранения 50% ошибок .
Идеальный Устранение ступоров на 90% и более. Комфортная речь в любой момент. Стабильный навык.

Отличие моего курса – бесплатное пожизненное сопровождение ученика и разбор ошибок.

У моих учеников есть возможность обращаться ко мне за помощью в любое время после основного курса. На консультациях мы разберем проблему и проведем корректирующую работу над ошибкой. О всевозможных ГАРАНТИЯХ в этой теме можно прочитать ТУТ

Заикание – как «карточный домик». Я провожу индивидуальные занятия по следующим направлениям.

Дыхание

Нарушение дыхательной функции — одна из пяти причин возникновения ступора в речи. Невозможно одновременно задерживать дыхание и говорить. Заикающийся в момент страха часто не замечает, что дыхание перехватило и судорожно начинает пытаться протолкнуть «сложное слово» с помощью мышц речевого аппарата: губ, челюсти, языка и мелких лицевых мышц. На занятиях учу человека правильному дыханию во время разговора. Закрепляем этот навык личным общением в разговорах по телефону с незнакомыми людьми.

Голос

Некоторые мои ученики напрягают голосовые связки во время речи, от этого их голос становится зажатым, обрывистым и неуверенным. Другие методики пробуют работать с голосом, изменяя его.

Такой подход помогает нейтрализовать заикание на поверхностном уровне, но сама проблема остается нерешенной. Часто после такой коррекции голоса заикание только усиливается, т.к внутренне мы хорошо изменяем голос в несвойственной нам манере, для того чтобы скрыть проблему.

Артикуляция

При речевом ступоре артикуляция всегда усиленная и неправильная. Нарушение артикуляции и работы мимических мышц – это реакция на расстройство. При разговоре с кем-то человек пытается напряженно выдавливать звуки. Главный критерий – ощущение удобства. Если неудобно – значит неправильно.

Некоторые специалисты в первую очередь работают с развитием артикуляции. Но проблема обратная.

У заикающегося идеальная артикуляция!

У заикающегося идеальная артикуляция!

Разговоры наедине с собой подтверждают этот факт. Задача моей программы максимально снизить артикуляцию, исключить избыточное давление. Для этого я разработал упражнения и глубокие психологические практики.

Мышление при заикании

При нарушении речи мысли становятся зыбкими, отвлекают человека от предмета разговора. В идеале он должен думать только о предмете речи, а не о том каким образом ему сказать слово или фразу. Нормализации мышления в моем курсе отведено несколько модулей, процесс небыстрый.

Мышления приходит в норму, но только после исправления физических ступоров. Под ступором мы понимаем резкую остановку процесса говорения и попытки противодействовать силой своему «замершему» речевому аппарату. Без работы с мышлением результаты физических упражнений могут быть неустойчивыми.

Нарушение темпа речи

Замедленная речь  – визитная карточка многих центров лечения заикания. Проблема в том, что ученик действительно может говорить медленно без заикания. Но можно ли такую речь назвать нормальной?

Медленный темп – это костыль, а не решение проблемы.

Его применение лишь доказывает, что у человека нет врожденной патологии, иначе она бы она появлялась независимо от обстоятельств. Подстройка темпа речи – одна из проблем. Темп речи должен зависеть от вашего самочувствия, а не от скорости речи собеседника.

В центрах человека учат корректировать темп речи, говорить медленно вне зависимости от состояния, но это неестественно, поэтому навык не закрепляется. У многих учеников не получается перейти с замедленного темпа на нормальный. Это главная проблема центра «Арлиллия». Они полгода общаются на медленной скорости речи, но не знают как выходить из речевого ступора.

Дыхательные упражнения

Специалисты думают, что проблема ступоров в речи связана с легкими. Многие логопеды предлагают дыхательные упражнения как основной метод коррекции логоневроза. Например, методика Стрельниковой на 90% состоит из дыхательных практик. Мой опыт опровергает эту гипотезу, т.к в детстве я занимался бегом, плаванием и единоборствами. На заикание это не повлияло. Зачастую наоборот заикания проявляется в том, что человек от страха делает слишком большие вдохи. Таким образом, происходит гипервентиляция грудного отдела и перенасыщение кислородом. Так возникает лишнее напряжение в легких и речевом аппарате. При нормальной речи человек обходится минимальным объемом воздуха для передачи максимального объема информации.

Я использую дыхательные упражнения только для тренировки непрерывности звукового потока, чтобы заикающийся не останавливал речь и звук. На моих занятиях совершенно неважно как происходит вдох или выдох, легкими или диафрагмой.

Логофобия. Страх говорить

Логофобия – это страх говорить в присутствии других людей. Она проявляется в потере внимания, координации и рваном дыхании. Человек ощущает сложность в формулировании мыслей и произношении слов.

Многие думают, что заикающийся боится людей. Это не так!

Заикающийся испытывает неуверенность. До начала речи он предчувствует неизбежность проявления речевых ступоров и боится выглядеть нелепо. В момент речи у него на лице появляется бессилие и страдание.

Логофобия приводит к физическому проявлению заикания. Сперва заика видит яркую картину ступора в голове и проецирует ее в речь.

Как устранить логофобию?

Психологи и гипнологи не устраняют логофобию, потому что она вызвана не психологическими, а реальными физическими проявлениями: зажимами, ступорами и состоянием дискомфорта. Невозможно себя успокоить, если ты испытываешь реальные трудности.

Но это состояние быстро проходит при получении первого уверенного положительного опыта речи. Вместо логофобии мои ученики получают ощущение управляемости и контроля за ситуацией. В некоторых случаях появляется чувство эйфории, которое тоже опасно. Часто оно приводит к ускорению темпа речи и сбою.

Заикание у детей

Дефект речи возникает у 4% детей, как правило, в возрасте 4-6 лет от испуга. Обычно это происходит после любого нервного потрясения. К 7 годам у 30% из них речь приходит в норму.

В лечении заикания детей нужен особый подход. Важную роль играют родители и окружение. Нужно внимательно понаблюдать за ребенком и проанализировать в какие моменты возникают проблемы.

Если трудности с речью появляются только в стрессовых ситуациях и при посторонних людях, то дело в невротическом заикании, т.е в приобретенном. При такой форме ребенок хорошо говорит с близкими, но сбивается с чужими людьми.

Если ребенок заикается даже сам с собой, тогда причина может быть в нарушении работы речевого центра мозга. Но такие ситуации случаются редко.

Ребенку при заикании нельзя давать советы: «Успокойся, расслабься, не переживай».!

Такие советы не работают, т.к ему нужно не расслабиться, а выполнить речевую задачу. Ребенок должен отдать этому процессу усилия, а не готовиться к молчанию.

Я занимаюсь с детьми старше 11 лет. Для детей дошкольного возраста советую обратиться в центры речи по методикам И.Г.Выгодской, Л.П.Успенской и Е.Л.Пеллингер. Большинство  психологов и логопедов будут работать с такой проблемой менее эффективно. Подробнее о том, как я занимаюсь с детьми до 11 лет, ТУТ

Эффективный курс для детей от 5ти до 10 лет

Проблему заикания у детей может решить логопед-дефектолог в центре речи. В этом видео я рассказываю об одном из таких центров:

Вывод. Взрослым людям с заиканием я не рекомендую обращаться за помощью ни к логопедам, ни к логопедам-дефектологам. Детям в возрасте 5-7 лет рекомендую обращаться только к проверенным специалистам.

Заикание у подростков

Навык заикания усиливается в подростковом возрасте, когда начинается активная социализация. Ситуацию усугубляет поток новой информации, ребенок испытывает психологическое напряжение от объема информации, которую нужно освоить. Также очень сильно на заикание влияет нехватка сна. 

Именно в подростковом возрасте возникают элементы соперничества и сравнения себя с другими. В такие моменты растет логофобия, которую усиливают даже маленькие запинки, которые были в детстве. Поэтому родителям важно следить за графиком сна ребенка.

Заикание у взрослых

Заикание во взрослом возрасте мешает в личной и профессиональной деятельности. Большинство заик ищут менее «разговорную» профессию. Основные трудности взрослый человек испытывает во время стресса: от экзаменов и поиска работы и старается сводить количество устной речи к минимуму.

Мой курс рассчитан в основном на взрослую аудиторию. Результаты моих взрослых учеников более предсказуемы, чем у детей, т.к они более ответственно подходят к обучению. 

УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ О КУРСАХ ПО ИЗБАВЛЕНИЮ ОТ ЗАИКАНИЯ МОЖНО ТУТ

Методика по преодолению заикания | ключевые особенности

У ребенка в речи появились запинки. Что делать?

Запинки в речи могут возникнуть у любого ребенка и со временем пройти без всякого лечения. Средний возраст возникновения запинок 3-5 лет. Такие запинки могут появляться, длиться 2-3 месяца, затем исчезать и снова появляться, и так на протяжении нескольких лет.

Иногда они могут быть вызваны «лексическим взрывом» то есть быстрым нарастанием активного словаря, иногда ситуация в семье может быть причиной таких запинок.

Есть простые правила, которые могут уменьшить запинки, сократить период, когда у ребенка наблюдается заикание.

Общая рекомендация: Проанализировать все ситуации, в которых участвует ребенок. Минимизировать или исключить возможные стрессы.

РЕЧЬ ВЗРОСЛОГО

Не задавайте ребенку вопросов, требующих сложных ответов. Заикание чаще всего проявляется, когда ребенку задают вопросы и ждут от него ответа Поэтому старайтесь обращаться к мальчику с просьбами, которые он может выполнить, задавайте вопросы. требующие только односложных ответов. Не нужно инициировать сложные диалоги. Дело в том, что заикание — это нарушение коммуникативной стороны речи. Играя самостоятельно и сопровождая свою игру речью, дети обычно не заикаются.

Темп и эмоциональность вашей речи. Разговаривать лучше в медленном темпе, плавно. Следует избегать эмоциональных обсуждений.

Говорите за ребенка. Комментируйте происходящее, рассказывайте о произошедших событиях и переживаниях ребенка, если он сам затрудняется это сделать.

ОГРАНИЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ.

Ограничьте поступление новой информации, чтобы избежать перегрузки нервной системы.

Желательно исключить просмотр телевизора, можно ограничиться мультиками, но только уже известными ребенку.

Читайте знакомые книги, репертуар книг обновляйте редко.

РЕЖИМ

Создайте спокойную предсказуемую обстановку. Лучше играть в подвижные активные игры днем, а вечером спокойные, например с водой, рисование, лепка.

РЕЧЬ РЕБЕНКА

Не фиксируйте внимание на речи ребенка не демонстрируйте ему свое недовольство и беспокойство, вызванные заиканием.

Не просите его повторить правильно, без запинок, более медленно, не говорите с ним и при нем о заикании.

Не торопите ребенка, дайте ему время на ответ.

Вы можете устраивать с ребенком совместное пение – это даст ему навык плавной речи без заикания.

Все эти рекомендации желательно применять в периоды появления запинок. В промежутках правила остаются теми же, но более мягком варианте.

Заикание у детей – это расстройство темпо-ритмической стороны речи, вызванное повторяющимися судорогами в артикуляционном, голосовом или дыхательном отделе речевого аппарата. Заикание у детей характеризуется «застреванием» на отдельных звуках, их неоднократным, непроизвольным повторением, сопутствующими движениями, вегетативными реакциями. Термин имеет несколько синонимов: логоневроз, логоклония, лалоневроз.

У детей можно часто наблюдать так называемые физиологические итерации, проявляющиеся в запинках, повторении детьми некоторых звуков и слогов. Причинами такого нарушения могут быть недостаточное развитие темпо-ритмической стороны устной речи, нарушение функциональной деятельности слухового, речевых и двигательных анализаторов. Если у ребенка слабая нервная система и существуют другие неблагоприятные факторы, то физиологические повторения могут приобрести стойкий характер и перейти в заикание.

Среди заикающихся детей мальчиков больше, чем девочек. Это связано со структурой полушарий. Полушария у девочек организовано так, что левое полушарие работает лучше, чем правое.

В основном заикание у детей начинается в период 3-5 лет – на данном этапе речь развивается самым активным образом, но, так как при этом речевая функция может быть не до конца сформирована, могут возникать разного рода речевые патологии.

Причины

Мы перечислим самые распространённые причины появления заикания у детей возрастом от 3 до 5 лет. Данная патология может возникать по целому ряду причин, быть врожденной или приобретенной.

К врожденным факторам развития дефекта относят:

  1. Разного рода патологии при беременности и вынашивании плода (кислородное голодание, инфекционные процессы и др.).
  2. Проблемы во время родового периода (травмы, ранние роды и др.).
  3. Генетическую предрасположенность по одной из линий родства.
  4. Индивидуальные особенности личности, особенности нервной системы  (преобладания процессов возбудимости, гипертревожность).

Приобретенное заикание провоцируется:

  • Шоковая травма. Смерть одного из родителей или значимого близкого. Хронический стресс.
  • Психологическая травма. Физическое или психологическое насилие. Буллинг. Унижение со стороны сверстников или в семье.
  • Физиологическими процессами. Особенности развития полушарий головного мозга ребенка, данная причина может быть исключительно возрастной особенностью и решиться сама собой в ходе взросления ребенка.
  • Перенесенные заболевания. Одной из причин нарушения  речи также может стать с перенесенные инфекционные заболевания (менингит, энцефалопатия и т.д.). Сезонные заболевания ОРВИ, грипп и другие заболевания верхних дыхательных путей.  Речь также может нарушиться по причине разного рода травм, ушибов, сотрясений вследствие падения или аварий. Диагностированный сахарный диабет, также может стать причиной возникновения заикания у детей.
  • Ложное заикание. Такого рода заикания может стать наследование данного симптома от одного из близких. При этом истинных патологий у ребенка может не быть. Данный вид заикания особенно характерен для маленьких детей которые находятся в возрасте научения речи через копирования.
  • Попытки переучить ребенка леворукости. Попытки насильно обучать леворукого ребенка писать правой рукой могут вызвать сильные нарушения в речи ребенка. Дети пишущие левой рукой  достаточно ранимы и ранимы.
  • Тревожная обстановка дома. Созерцание конфликтных ситуаций между членами семьи, может негативно сказаться на нервной системе ребенка, как следствие вызвать нарушение речи в форме заикания.
  • Авторитарное воспитание. Нарушение личных границ ребенка, физические наказания и запугивание ребенка часто вызывают логоневроз.
  • Умственное переутомление. Задачи сверх сил ребенка, без учета возрастных возможностей ребенка, как физических так и психических.  Преобладание учебной деятельности над игровой. Переизбыток кружков секций, отсутствие времени и свободного пространства для самоорганизованной ребенком деятельности.
  • ·Нарушение режима сна, недосып.

Среди  причин заикание есть ещё ряд психосоматических факторов  вызывающих заикание: 

  • · Истерический тип: резкая смена условий в социальной ситуации (например в семье все разрешали делать все что захочет, а пойдя в детский сад, ребенок столкнулся с запретами, ограничениями и правилами);
  • Неврастенический тип: унижение личности и особенностей ребенка, отсутствие похвалы, сравнивание с другими детьми;
  • Психастенический тип: гиперопека родителей, обесценивание и отсутствие веры в ребенка, что он справиться и у него получиться, могут также привести к нежеланию говорить и сильным  нарушениям в речи ребенка.

Симптомы заикания у детей. 

Внешние проявления дефекта речи могут отличаться в зависимости от причин и степени тяжести логоневроза. Но почти во всех случаях есть некоторые общие признаки:

  • Запинки в речи и длинные паузы между словами, слогами и буквами.
  • Речевые судороги клонические, тонические, смешанные. Возникновение клонических судорог чаще всего наблюдается в начале формирования логоневроза. Характеризуется повторением первых буквы или слогов в словах.
  • Нарушение темпа дыхания. Дыхательные у заикающихся детей всегда поверхностные, прерывистое.
  • Искажение в  интонации речи. Наличие судор, запинок часто приводят к нарушениям интонационным нарушениям в речи ребенка.
  • Монотонная, невыразительная, не эмоциональная речь.
  • Судороги и спазмы при произношении, чаще всего возникают  в начале или середине слова слова.
  • Затянутые паузы между звуками в середине слова, растягивание звука.
  • Нервные тики при произношении.
  • Нарушение сна, появление ночного энуреза, нарушение аппетита и пищеварения.

К сопутствующим симптомам заикания относятся:

  • повышенная тревожность;
  • навязчивое беспокойство;
  • моторные и речевые тики;
  • спастика мышц лица.

Наличие всех этих проявлений, вызывает избегающее поведение у ребенка — он старается избегать ситуаций, где необходимо высказаться.

Как помочь заикающемуся ребенку:

Заикание у детей 3-5 лет, вполне эффективно поддается коррекции, при раннем его диагностировании. Чем скорее определить причину, вызвавшую дефект речи, тем быстрее и легче ее устранить . Существует множество методов лечения заикания, но задача у всех одна — заставить речевые центры работать синхронно с одинаковой скоростью. В основу положено торможение речевого центра Брока и возбуждение других двигательных центров отвечающих за речь.

Коррекция заикания

Цель коррекции при заикании — это выработка нового стереотипа речеобразования. Комплексное лечение заикания ведет к наилучшим результатам в работе по устранению этого речевого дефекта.

Ниже мы описали наиболее эффективные и распространенные методы лечения и коррекции заикания у детей.

Массаж

Массаж – обязателен при заикании. Массаж является дополнительный способом коррекции и лечения заикания. Массаж нужен, чтобы улучшить кровообращение в структурах мозга, которые отвечают за двигательные реакции речевого аппарата.

Существуют несколько эффективных методик массажа при заикании:

Традиционный массаж

Данный вид массажа применяется для определенных участков тела, делает его опытный массажист, используя определенные приемы и техники в зависимости от целей и задачей массажа. Данный вид массажа способствует расслаблению мышц речевого аппарата и прилегающих к нему мышц. У заикающегося часто можно наблюдать гипертонус мышц шеи и верхнего плечевого пояса. Добившись расслабления этих зон, достигается расслабление корня языка и, соответственно, снижается тонус мышц нижней челюсти.

Положительное воздействие на артикуляцию оказывает расслабляющий массаж головы, шейного отдела, воротниковой зоны, спины, грудной клетки и плеч.

Зондовый массаж

Зондовая техника массажа выполняется с использованием специальных зондов. Массаж отличается довольно жестким воздействием, поэтому применяется в комплексной терапии заикания у детей от 4 лет. Противопоказаниями к технике зондового массажа является склонность к эпилепсии, судорогам!

Точечный массаж

Массаж снимает излишнюю возбудимость и тревожность, способствует расслаблению речевого центра. Данный вид массаж родители могут делать самостоятельно, так как манипуляции в данном виде массажа очень просты. Освоив технику точечного массажа, можно воздействовать на мышцы находящиеся в гипертонусе и воздействуя на определенные сегменты, достичь расслабления языка и челюстных мышц.

Сегментарный массаж

Данный массаж направлен на непосредственное воздействие на мышцу отвечающую за речь. Эффективность данного вида массаж возможна при его системном выполнении.

Дыхательная гимнастика. Дыхательная гимнастика полезна для лечения любого вида заикании, а также его профилактики в раннем возрасте у детей. Дыхательная гимнастика — это комплекс специальных упражнений для расслабления и тонизирования мышц речевого аппарата. С помощью простых заданий ребенок учится правильно дышать, осваивает ритм и темп вдохов, выдохов.

Занятия с логопедом – дефектологом

Занятия с логопедом являться неотъемлемой частью при устранении заикания у детей. Занятия с логопедом способствуют:

  • устранению нарушений в темпе и ритме речи;
  • развитию моторных функций;
  • развитию координации слов и ритмизованного движения;
  •  формированию фонационного (речевого) дыхания;
  • развитию плавности речи в различных её формах;
  •  развитие интонационных характеристик речи.

Медикаменты

Медикаментозное лечение заикания необходимо при выраженных клинических симптомах, при заикании органического происхождения. Также, медекаментозное лечении нобходимо при заикания возникшего в результате основного заболевания или длительного течения заикания. Цель назначения медикаментов при заикании:

  • Снижения частоты судорог речевых мышц.
  • Стимуляции отделов головного мозга отвечающих за речь.
  • Снижения спастики мышц участвующих в речевой деятельности.
  • Нормализации эмоционального состояния.

Профилактика:

Профилактике заикания способствует создание спокойной обстановки. Устранение факторов, которые могут провоцировать приступы заикания. Создание благоприятной, спокойной обстановки. Отсутствие критики относительно дефекта речи ребенка.

Общие рекомендации профилактики логоневроза у детей от 3 до 5 лет

  1. При обнаружении дефекта речи у ребенка, следует оградить его от всего, что может  вызывать эмоциональное напряжение, в том числе от длительного просмотра телевизора.
  2. Включайте ребенку классическую, расслабляющую музыку – ее лечебный эффект давно признан даже официальной медициной. Особенно благоприятно на детскую психику влияет музыка Моцарта, Бетховена, Грига, Шопена.
  3. Не стоит рассчитывать только на свои силы. Не стесняйтесь обращаться к специалистам, чем быстрее удастся победить заикание у ребенка, тем легче ему будет общаться, учиться, познавать мир.
  4. Занятия с ребенком должны носить систематический характер. Нельзя делать длительных перерывов.
  5. Организуйте сон ребенку не менее 8 часов в день (при необходимости дневной сон), исключите активные и компьютерные игры в вечернее время. Ограничьте время просмотра мультиков. Таким образом, уменьшится перенапряжение центральных отделов речи.
  6. Организуйте правильное общение. Разговаривайте с малышом спокойно, не спеша и плавно, выговаривая все слова. Общаясь с ребенком, старайтесь использовать вопросы, ответы на которые простые и односложные. Если малышу трудно выговорить фразу самостоятельно, произнесите её вместе.
  7. Следите за питанием.В рационе должна преобладать растительно-молочная пища. Следует ограничить шоколад, сладости, острую, соленые и жаренную пищу.
  8. Профилактика заикания у неврологически и психически здоровых детей довольно проста и заключается она в хороших семейных отношениях. Там, где нет конфликтов, ссор, и есть любовь и понимание, у ребенка гораздо меньше рисков стать заикой. Вылечить заикание куда сложнее, чем предотвратить. Заикание у ребенка порой проявляется для того, чтобы родители поняли собственные ошибки.
  9. Отучить заикаться нельзя, можно лишь помочь, наладить взаимопонимание и сотрудничество с ребенком. И помните, что любовь и вера в способности малыша творит настоящие чудеса, которые даже традиционная медицина не всегда способна объяснить. Верьте в своего ребенка, и у него все получится.

Как правильно вести себя мамам и папам малышей, страдающих от заикания?

  • Сократите любые эмоциональные нагрузки ребенка. Оградите малыша от прослушивания громкой музыки, агрессивных игр, длительного просмотра телепередач
  • Приучите ребенка к прослушиванию спокойной классической музыки
  • Играйте с малышом, читайте ему добрые сказки, рассказывайте обо всех полученных положительных эмоциях
  • ·Контролируйте отдых ребенка. Следите за режимом. Обязательно совершайте прогулки, выезжайте на природу, занимайтесь гимнастикой
  • На всем протяжении лечения патологии важно обеспечить ребенку доброжелательную обстановку. Не стоит критиковать и ругать малыша, если у него сохраняется дефект. Напротив, важно поощрять даже тот факт, что ребенок начал лечение, увлекся им, не боится посещать логопеда и другие сопутствующие занятия.

Прогноз

Заикание у детей обычно полностью проходит, если лечебно-оздоровительная терапия организована правильно. Иногда могут возникать рецидивы во время обучения в школе и в пубертатный период.

Конечно, преодоления заикания зависит от многих условий, в первую очередь от его механизмов, от сроков начала комплексного воздействия и полноты его применения, а также от возраста ребенка. При заикании, развивающегося на почве врожденного отягощений или приобретенного вследствие перенесённых болезней, прогноз менее благоприятно. В большинстве случаев прогноз при заикании благоприятный и социальная адаптация заикающихся осуществляется в достаточно высокой степени.

Записаться на прием вы можете по телефонам:
8 (495) 104 31 51 или 8 (926) 084-11-51.

Учредитель центра психологической поддержки — «Хронос», организатор центра телесной терапии и психосоматики. Более 12 является практикующим аналитическим, клиническим и детским психологом. Консультант федеральных телеканалов.
Подробнее

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Сложноподчиненные предложения как их найти в тексте
  • Как составить план график на следующий год
  • Ошибка в цене контракта как исправить
  • Как найти наибольшее значение стороны треугольника
  • Concrt140 dll что это за ошибка как исправить

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии