Лирическое отступление — это элемент композиции лиро-эпического текста, находящийся внесюжетного повествования, отражает авторскую позицию и является композиционно-стилистическим приёмом.
Лирические отступления встречаются в произведениях кодификатора: в романе в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» и в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души».
Рассмотрим строфы и значение лирических отступлений на примере произведения А. С. Пушкина.
Лирические отступления в романе «Евгений Онегин»
Глава 1
С позицией А. С. Пушкина в произведении «Евгений Онегин» читатель знакомится уже в первой главе. В строфах XXV, XXIX — XXXIV, XXVI, XLV — LI , LV — LX автор повествует, что он живет в такой же эпохе, что и Онегин: «С ним подружился я в то время». Он испытывает к нему теплые чувства: «Мне нравились его черты». Александр Сергеевич в своих лирических отступлениях также сообщает, что «недуг скуки» и разочарованности в свете — их общий:
«Томила жизнь обоих нас;
В обоих сердца жар угас;
Обоих ожидала злоба
Слепой Фортуны и людей
На самом утре наших дней.»
Автор с особым вниманием относится к портрету героя и описывает все грани его мировосприятия в деталях:
«В своей одежде был педант
И то, что мы назвали франт.»;
«Мечтам невольная преданность,
Неподражательная странность
И резкий, охлажденный ум.«;
«Сперва Онегина язык
Меня смущал; но я привык
К его язвительному спору,
И к шутке, с желчью пополам,
И злости мрачных эпиграмм.» ;
«Евгений, тяжбы ненавидя,
Довольный жребием своим,
Наследство предоставил им,
Большой потери в том не видя
Иль предузнав издалека
Кончину дяди старика.».
Личность Пушкина в произведении ярко выражается в строфах XXVI, где он винит свой «бедный слог», высказывается про закономерность:
«Кто жил и мыслил, тот не может
В душе не презирать людей…».
Автор отмечает, что его мироощущение, несмотря на все же некоторые сходные признаки, отлично от Евгения. Писатель был рожден для «деревенской тишины» и предан душой природе.
В конце первой главы Пушкин рассуждает о процессе творчества, о подсознательном стремлении воплотить желаемый образ:
«Бывало, милые предметы
Мне снились, и душа моя
Их образ тайный сохранила;
Их после муза оживила».
Он метафорично заявляет, что любовь (воспоминание поэта о М. Волконской) способствует созданию его шедевров, ускоряет появление Музы:
«Прошла любовь, явилась муза,
И прояснился темный ум.
Видимо, авторская любовь к «женским ножкам» и «головам», пусть и уже исчерпанная «И скоро, скоро бури след /В душе моей совсем утихнет», поспособствовала созданию многих его произведений, в частности, «Евгения Онегина» : «Тогда-то я начну писать / Поэму песен в двадцать пять».
Глава 2
Во второй главе романа Пушкин использует лирические отступления в строфах XVIII, XX, XXXIX, XL. В них писатель рассуждал о страстной молодости «Зато и пламенная младость/Не может ничего скрывать», о любви в эту пору «Ах, он любил, как в наши лета/Уже не любят». Автор призывает читателей жить, а не бесследно «бродить в мироздании»: «Покамест упивайтесь ею,/Сей легкой жизнию, друзья!».
Глава 3
В третьей главе лирические отступления появляются в XI — XV, XXII — XXXI строфах. Уже в них авторское повествование подходит ближе к сюжету и размышления писателя звучат все чаще. Пушкин продолжает рассуждать на тему поэта и поэзии «Друзья мои, что ж толку в этом?/Быть может, волею небес,/Я перестану быть поэтом…» и затрагивает нравы людей своей эпохи «А нынче все умы в тумане,/Мораль на нас наводит сон». Далее автор описывает Татьяну:
«Тебя преследуют мечты:
Везде воображаешь ты»;
» Что так доверчива она,
Что от небес одарена
Воображением мятежным,
Умом и волею живой,
И своенравной головой,
И сердцем пламенным и нежным?».
Писатель восхищается Татьяной и ее чистой любовью к Евгению: «Кто ей внушал и эту нежность,/И слов любезную небрежность?». Автор жалеет героиню » За что ж виновнее Татьяна?/За то ль, что в милой простоте/Она не ведает обмана/И верит избранной мечте?» и разделяет с ней ее душевную муку «Татьяна, милая Татьяна!/С тобой теперь я слезы лью…».
Автор к концу главы вводит размышления о русском языке и о необходимости его изучения женщинам:
«Я знаю: дам хотят заставить
Читать по-русски. Право, страх!»
Он заявил, что порой неверное произношение слов красит женщину в его глазах «Владея слабо и с трудом,/Его так мило искажали» и даже если русский язык введут в общее употребление со всеми нормами, он не сменит манеру своего письма «Но я… какое дело мне?/Я верен буду старине».
Глава 4
Четвертая глава романа в стихах начинается с авторского размышления о любви «Чем меньше женщину мы любим,/Тем легче нравимся мы ей». Лирические отступления встречаются в VII — XI, XVIII — XXIV, XXVIII — XXXVIII. XXXIX.
Пушкин в четвертой главе снова возвращается к внутреннему портрету Евгения Онегина :
«Был жертвой бурных заблуждений
И необузданных страстей.
Привычкой жизни избалован,
Одним на время очарован,
Разочарованный другим…»;
«В красавиц он уж не влюблялся…
Он их искал без упоенья,
А оставлял без сожаленья,
Чуть помня их любовь и злость…»;
«Онегин жил анахоретом…»,
пишет об изменении его чувств с письмом Татьяны, о том, что возрождение скучающей души Онегина возможно:
«Онегин живо тронут был:
Язык девических мечтаний
В нем думы роем возмутил…«.
Автор возвращается к теме творчества, рассуждая об истинной награде лирика:
«Случалось ли поэтам слезным
Читать в глаза своим любезным
Свои творенья? Говорят,
Что в мире выше нет наград.»
Однако автор пренебрегает чтением своих стихов молодым девушкам, предпочитая компанию няни да уток:
«Но я плоды моих мечтаний
И гармонических затей
Читаю только старой няне…»
Лирические отступления на темы творчества, поэта и поэзии, интимные, философские помогают читателю понять лучше автора, его переживания и содержание произведения.
Глава 5
Лирические отступления в этой главе расположены в строфах I — VII, XL. В них автор извиняется за столь бурное обсуждение дамских «ножек» (1 глава строфы XXX — XXXII) и возвращается к портрету и мироощущениям Татьяны:
«Татьяна верила преданьям
Простонародной старины,
И снам, и карточным гаданьям,
И предсказаниям луны.
Ее тревожили приметы;
Таинственно ей все предметы
Провозглашали что-нибудь,
Предчувствия теснили грудь».
Глава 6
Шестая глава начинается со знакомства читателя с Зарецким «Картежной шайки атаман,/Глава повес, трибун трактирный» и с объявления о дуэли двух, казалось бы, друзей «Короткий вызов, иль картель/…/Звал друга Ленский на дуэль». В шестой главе лирические отступления появляются в IV — XI, XVIII, XXVIII, XXXIII, XXXIV — XLVI.
Пушкин не одобряет поступок Онегина и думает, что можно было избежать дуэли, притом, не оказаться трусом в глазах людей:
«Он мог бы чувства обнаружить,
А не щетиниться, как зверь;
Он должен был обезоружить
Младое сердце…»
Автор не забывает упомянуть чувства Татьяны при повествовании о дуэли «Когда б он знал, какая рана/Моей Татьяны сердце жгла!», он уже разделяет ее будущую горечь «Татьяна изнывала тайно»и говорит об ее упущенной возможности примирить друзей «Ах, может быть, ее любовь/Друзей соединила б вновь!».
Пушкин формулирует тему истинной дружбы, замечая, что Ленский «Убит приятельской рукой!» и в этом виновен не только Онегин, но и общественное мнение «Не разойтиться ль полюбовно?../Но дико светская вражда/Боится ложного стыда.»
Писатель снова возвращается к своим переживаниям, размышляя о своих печалях в «скорых тридцать лет»:
«Познал я глас иных желаний,
Познал я новую печаль;
Для первых нет мне упований,
А старой мне печали жаль.
Мечты, мечты! где ваша сладость?
Где, вечная к ней рифма, младость?
Ужель и вправду наконец
Увял, увял ее венец?»
Автор в лирических отступлениях часто упоминает читателя «милые друзья», «друзья» и задает ему риторические вопросы:
«Скажите: вашею душой
Какое чувство овладеет,
Когда недвижим, на земле
Пред вами с смертью на челе,
Он постепенно костенеет,
Когда он глух и молчалив
На ваш отчаянный призыв?»
Глава 7
Лирические отступления использованы автором в I — XI, XXIV, XXXIII — XXXVIII, LII, LV строфах. Большое значение в этой главе имеет воспетый Пушкиным пейзаж, разлука Татьяны с милым краем:
«Простите, мирные долины,
И вы, знакомых гор вершины,
…
Прости ж и ты, моя свобода!
Куда, зачем стремлюся я?
Что мне сулит судьба моя?»;
Размышления Пушкина, во время посещения Татьяной «барского дома», наполнены неким облегчением:
«И начинает понемногу
Моя Татьяна понимать
Теперь яснее — слава богу —
Того, по ком она вздыхать
Осуждена судьбою властной».
Татьяна не находит себе места и в Москве. Автор с состраданием отражает ее задумчивость и болезненное состояние души «Нигде, ни в чем ей нет отрад,/И облегченья не находит/Она подавленным слезам,/И сердце рвется пополам». Лирические отступления, касающиеся Татьяны, часто выражают авторское волнение о судьбе героини и желание облегчить ее любовную муку «Но здесь с победою поздравим/Татьяну милую мою».
Также в данной главе звучат авторское прощание с Ленским «Мой бедный Ленский!», размышления поэта на тему жизни и смерти:
«…за могилой
В пределах вечности глухой
Смутился ли, певец унылый,
Измены вестью роковой,
Или над Летой усыпленный
Поэт, бесчувствием блаженный,
Уж не смущается ничем,
И мир ему закрыт и нем?..«.
Автор верит, что за гранью человеческой жизни «глас вдруг молкнет» и теряется вся связь с милыми ранее сердцу людьми «Так! равнодушное забвенье/За гробом ожидает нас».
Однако тема жизни и смерти, затронутая автором — не последняя. Пушкин продолжает свои философские размышления, затрагивая тему недостатков русской жизни «Теперь у нас дороги плохи,/Мосты забытые гниют,/На станциях клопы да блохи»; делает акцент на прелестях зимней жизни «Зато зимы порой холодной/Езда приятна и легка».
Глава 8
Почти вся восьмая глава — это авторское повествование о переживаниях главных героев, об их встрече:
«Ужель та самая Татьяна,
Которой он наедине,
В начале нашего романа,
В глухой, далекой стороне,
В благом пылу нравоученья,
Читал когда-то наставленья,
Та, от которой он хранит
Письмо, где сердце говорит,
Где всё наруже, всё на воле,
Та девочка… иль это сон?..»
Лирические отступления использованы в I — XII, XX — XXII, XXVII — XXX, XXXIII, XXXIV, XLVIII — LI строфах.
Александр Сергеевич также возвращается к теме творчества «Близ вод, сиявших в тишине,/Являться муза стала мне…». Он обозревает собственный процесс создания произведений и ярких афоризмов:
«Она несла свои дары
И как вакханочка резвилась,
За чашей пела для гостей,
И молодежь минувших дней
За нею буйно волочилась,
А я гордился меж друзей
Подругой ветреной моей».
Автор задает читателям риторический вопрос, касающийся личности Евгения Онегина в романе «— Зачем же так неблагосклонно/Вы отзываетесь о нем?». Пушкин объективно оценивает главного героя, не испытывая к нему отвращения или слепую симпатию:
» Несносно (согласитесь в том)
Между людей благоразумных
Прослыть притворным чудаком,
Или печальным сумасбродом,
Иль сатаническим уродом,
Иль даже демоном моим.
Онегин (вновь займуся им),
Убив на поединке друга,
Дожив без цели, без трудов
До двадцати шести годов,
Томясь в бездействии досуга
Без службы, без жены, без дел,
Ничем заняться не умел.»
В конце главы автор передает терзающие чувства Онегина «В какую бурю ощущений/Теперь он сердцем погружен!» и прощается с читателями » Друг, недруг, я хочу с тобой /Расстаться нынче как приятель».
Как мы можем заметить, лирические отступления в романе неотделимы от сюжетного повествования. В. Г. Белинский писал, что ««Онегин» есть самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии и можно указать слишком на немногие творения, в которых Личность поэта отразилась бы с такою полнотою, светло и ясно, как отразилась в «Онегине» личность Пушкина. Здесь вся жизнь, вся душа, вся любовь его; здесь его чувства, понятия, идеалы.».
Лирическое отступление — это способ литературного выражения, который используется для описания эмоционального состояния персонажа (автора), его внутреннего мира, размышлений и переживаний. Оно может быть представлено в различных жанрах литературы, таких как поэзия, проза, драматургия и т.д. В данной статье мы рассмотрим определение и функции лирического отступления, а также приведем несколько примеров из различных литературных произведений.
Определение
Лирическое отступление — это часть литературного текста, которая выделяется из общего контекста и служит для выражения эмоционального состояния персонажа (автора), его внутреннего мира, мыслей и переживаний. Это может быть описание природы, размышления о жизни, отражение событий прошлого или настоящего, выражение чувств и эмоций и так далее.
Лирическое отступление отличается от прямой речи и диалога тем, что не является прямым общением между персонажами, а представляет собой монолог автора или героя. Также оно может иметь разную форму — стихотворение, поэтический, прозаический текст, отрывок из дневника и так далее.
Функции
Роль лирического отступления в тексте выражается в тех функциях, которые имеет данный фрагмент произведения.
- Выражение эмоционального состояния персонажа. Лирическое отступление позволяет автору передать эмоциональное состояние персонажа. Это позволяет читателю лучше понять героя и его поведение.
- Описание внутреннего мира. Лирическое отступление позволяет автору раскрыть внутренний мир персонажа, его мысли, переживания, философские убеждения и так далее. Это помогает читателю лучше понять мотивы героя и его поведение.
- Создание атмосферы. Лирическое отступление может использоваться для создания определенной атмосферы в литературном произведении. Оно может описывать природу, погоду, окружающую среду, особенности эпохи или города, что помогает читателю лучше представить место действия и вовлечься в происходящее.
- Выражение авторской позиции. Лирическое отступление также используется для выражения авторской позиции по поводу каких-либо событий или явлений. Это может быть выражение мировоззрения, философских убеждений или критика общественных явлений.
- Создание контраста между действием и мыслями персонажей. Когда автор использует этот элемент, чтобы показать, что происходит в голове у персонажа в моменты паузы в действии, это может создавать интересный контраст и глубину в произведении. Такой прием также используется для создания интенсивного драматического эффекта.
- Создание эффекта расширения времени в произведении. Когда автор останавливается, чтобы описать детали или переживания персонажа, может создать впечатление, что время замедляется или останавливается. Такой прием особенно эффективен в сценах, где происходят важные события, что позволяет читателю лучше понять происходящее.
- Создание эффекта контраста между различными частями произведения. Автор использует отступление, чтобы перейти к другой теме или настроению. Это создает интригу и удивление у читателя, а также помогает сохранить интерес и внимание к произведению.
В целом, лирическое отступление — это важный элемент литературного произведения, который может использоваться для создания различных эффектов и достижения различных целей. Он позволяет автору выразить свои мысли и чувства, а также помогает читателю лучше понять произведение и пережить его события.
Примеры
Примеры лирического отступления можно найти в различных литературных произведениях:
«Евгений Онегин» А.С. Пушкина
Один из самых известных примеров лирического отступления — это начало «Евгения Онегина», где автор описывает свои чувства и эмоции, вспоминая свою молодость и родные края. Здесь рассказчик как бы раскрывает для читателя свой прошлый мир, внутренние переживания и чувствует ностальгию по молодости, которая безвозвратно ушла:
В «Евгении Онегине» можно найти много лирических отступлений на различные темы: автобиография автора, впечатления о балах, жизни «золотой» молодежи того времени, и даже о женских ножках!
Люблю их ножки; только вряд
Найдете вы в России целой
Три пары стройных женских ног.
Ах! долго я забыть не мог
Две ножки… Грустный, охладелый,
Я всё их помню, и во сне
Они тревожат сердце мне.»
«Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова
В романе «Мастер и Маргарита» Михаил Булгаков использует множество лирических отступлений, которые дополняют основную сюжетную линию и помогают создать общую атмосферу произведения. Эти отступления представляют собой философские размышления, поэтические описания, воспоминания героев и многие другие элементы.
Одним из наиболее известных отступлений является монолог Мастера о любви, который он произносит в главе 13. В этом монологе Мастер говорит о том, как прекрасно ожидание любви:
Да, любовь поразила нас мгновенно. Я это знал в тот же день уже, через час, когда мы оказались, не замечая города, у кремлевской стены на набережной.
Мы разговаривали так, как будто расстались вчера, как будто знали друг друга много лет. На другой день мы сговорились встретиться там же, на Москве-реке, и встретились. Майское солнце светило нам. И скоро, скоро стала эта женщина моею тайною женой.
Она приходила ко мне каждый день, а ждать ее я начинал с утра. Ожидание это выражалось в том, что я переставлял на столе предметы. За десять минут я садился к оконцу и начинал прислушиваться, не стукнет ли ветхая калитка. И как курьезно: до встречи моей с нею в наш дворик мало кто приходил, просто сказать, никто не приходил, а теперь мне казалось, что весь город устремился в него. Стукнет калитка, стукнет сердце, и, вообразите, на уровне моего лица за оконцем обязательно чьи-нибудь грязные сапоги. Точильщик. Ну, кому нужен точильщик в нашем доме? Что точить? Какие ножи?
Значение лирического отступления в литературе
Лирическое отступление имеет важное значение в литературе. Этот элемент позволяет автору выразить свои мысли и чувства, а также углубиться в различные темы, которые не всегда могут быть выражены через действие и диалоги. Оно может быть использовано для создания образа или атмосферы, что помогает читателю лучше понять произведение и пережить его события.
Некоторые авторы используют лирическое отступление, чтобы выразить свою позицию по различным социальным, политическим или моральным вопросам. В таких случаях автор может использовать свой голос для выражения своих мыслей и чувств по темам, которые не всегда могут быть выражены через диалоги персонажей или события произведения.
Лирическое отступление — это важный элемент литературного произведения, который позволяет автору выразить свои мысли, эмоции и чувства, а также создать нужную атмосферу и образ. Оно может выполнять различные функции, такие как передача характера персонажей, создание атмосферы, описание окружающей среды, выражение авторской позиции.
Примеры лирического отступления можно найти в различных литературных произведениях, от классических до современных, что подчеркивает его важность и актуальность в литературе.
Автор: Анастасия Захарова
В романе «Евгений Онегин» насчитывается множество авторских отступлений. Именно благодаря им действие романа выходит за рамки частной жизни героя и расширяется до масштабов общероссийских. В. Г. Белинский назвал «Евгения Онегина» «энциклопедией русской жизни», поскольку авторские отступления раскрывают противоречия, тенденции и закономерности эпохи, на первый взгляд, не имеющие прямого отношения к сюжетной канве романа, но ярко демонстрирующие отношение к ним Пушкина. Однако, образ автора не исчерпывается только лирическими отступлениями (авторские комментарии и замечания рассеяны по всему тексту романа). По ходу романа автор, как и его герои, претерпевает эволюцию. Так, исследователи, изучая стиль поэта, отмечают разницу между главами, написанными до и после 1825 г. Автор не ассоциирует себя с Онегиным, подчеркивая различия в их отношении к жизни, природе, театру, вину, женщинам и т. д. Пушкин идет в своем развитии дальше, чем Ленский, становясь поэтом действительности и подчеркивая, что поэтическое и восторженное отношение к жизни — разные вещи. Сам поэт полагал, что он ближе всех Татьяне. В последних главах Пушкин — человек последекабрьской эпохи, он сформировался как поэт и личность. Таким образом, в романе Пушкин выступает как бы в двух ипостасях — автора и рассказчика, причем очевидно, что образ первого значительно шире, чем образ второго.
Принято выделять следующие группы авторских отступлений в романе:
1) Отступления автобиографического характера:
В те дни, когда в садах Лицея
Я безмятежно расцветал,
Читал охотно Апулея,
А Цицерона не читал,
В те дни, в таинственных долинах,
Весной, при криках лебединых,
Близ вод, сиявших в тишине,
Являться муза стала мне.
Моя студенческая келья
Вдруг озарилась: муза в ней
Открыла пир младых затей,
Воспела детские веселья,
И славу нашей старины,
И сердца трепетные сны.
И свет ее с улыбкой встретил;
Успех нас первый окрылил;
Старик Державин нас заметил
И, в гроб сходя, благословил.
(Гл. XVIII, строфы I-II)
2) Отступления философского характера (о течении жизни, о природе, о преемственности поколений, о собственном бессмертии):
Увы! На жизненных браздах
Мгновенной жатвой поколенья,
По тайной воле провиденья,
Восходят, зреют и падут;
Другие им вослед идут…
Так наше ветреное племя
Растет, волнуется, кипит
И к гробу прадедов теснит.
Придет, придет и наше время,
И наши внуки в добрый час
Из мира вытеснят и нас!
(Гл. II, строфа XXXVIII)
Как грустно мне твое явленье,
Весна, весна, пора любви!
Какое томное волненье
В моей душе, в моей крови!
С каким тяжелым умиленьем
Я наслаждаюсь дуновеньем
В лицо мне веющей весны
На лоне сельской тишины!
Или мне чуждо наслажденье,
И все, что радует, живит,
Все, что ликует и блестит,
Наводит скуку и томленье
На душу мертвую давно
И все ей кажется темно?
Или, не радуясь возврату
Погибших осенью листов,
Мы помним горькую утрату,
Внимая новый шум лесов;
Или с природой оживленной
Сближаем думою смущенно
Мы увяданье наших лет,
Которым возрожденья нет?
Быть может, в мысли нам приходит
Средь поэтического сна
Иная, старая весна
И в трепет сердце нам приводит
Мечтой о дальней стороне,
О чудной ночи, о луне…
(Гл. VII, строфы II-III)
Следует отметить, что далеко не все описания природы являются философскими авторскими отступлениями.
3) Авторские отступления о русском языке:
Я знаю: дам хотят заставить
Читать по-русски. Право, страх!
Могу ли их себе представить
С «Благонамеренным» в руках!
Я шлюсь на вас, мои поэты;
He правда ль, милые предметы,
Которым, за свои грехи,
Писали втайне вы стихи,
Которым сердце посвящали,
He все ли, русским языком
Владея слабо и с трудом,
Его так мило искажали,
И в их устах язык чужой
He обратился ли в родной?
He дай мне Бог сойтись на бале
Иль при разъезде на крыльце
С семинаристом в желтой шале
Иль с академиком в чепце!
Как уст румяных без улыбки
Без грамматической ошибки
Я русской речи не люблю.
(Гл. III, строфы XXVII-XXVIII)
4) Авторские отступления о литературе и культуре пушкинского времени, о литературных героях, о поэтических жанрах:
Волшебный край! там в стары годы,
Сатиры смелый властелин,
Блистал Фонвизин, друг свободы,
И предприимчивый Княжнин;
Там Озеров невольны дани
Народных слез, рукоплесканий
С младой Семеновой делил;
Там наш Катенин воскресил
Корнеля гений величавый;
Там вывел колкий Шаховской
Своих комедий шумный рой,
Там и Дидло венчался славой,
Там, там, под сению кулис
Младые дни мои неслись.
(Гл. I, строфа XVIII)
Свой слог на важный лад настроя,
Бывало, пламенный творец
Являл нам своего героя
Как совершенства образец.
Он одарял предмет любимый,
Всегда неправедно гонимый,
Душой чувствительной, умом
И привлекательным лицом.
Питая жар чистейшей страсти,
Всегда восторженный герой
Готов был жертвовать собой,
И при конце последней части
Всегда наказан был порок,
Добру достойный был венок.
А нынче все умы в тумане,
Мораль на нас наводит сон,
Порок любезен и в романе,
И там уж торжествует он.
Британской музы небылицы
Тревожат сон отроковицы,
И стал теперь ее кумир
Или задумчивый Вампир,
Или Мельмот, бродяга мрачный,
Иль Вечный жид, или Корсар,
Или таинственный Сбогар.
Лорд Байрон прихотью удачной
Обрек в унылый романтизм
И безнадежный эгоизм.
…Унижусь до смиренной прозы;
Тогда роман на старый лад
Займет веселый мой закат.
He муки страшные злодейства
Я грозно в нем изображу,
Ho просто вам перескажу
Преданья русского семейства,
Любви пленительные сны
Да нравы нашей старины.
(Гл. III, строфы XI-XIII)
5) Авторские отступления о любви и дружбе (часто носят ироничный характер):
Ho дружбы нет и той меж нами.
Все предрассудки истребя,
Мы почитаем всех нулями,
А единицами — себя.
Мы все глядим в Наполеоны;
Двуногих тварей миллионы
Для нас орудие одно,
Нам чувство дико и смешно.
(Гл. II, строфа XIV)
Чем меньше женщину мы любим,
Тем легче нравимся мы ей
И тем ее вернее губим
Средь обольстительных сетей.
Разврат, бывало, хладнокровный,
Наукой славился любовной,
Сам о себе везде трубя
И наслаждаясь не любя.
Ho эта важная забава
Достойна старых обезьян
Хваленых дедовских времян:
Ловласов обветшала слава
Co славой красных каблуков
И величавых париков.
Кому не скучно лицемерить,
Различно повторять одно,
Стараться важно в том уверить,
В чем все уверены давно,
Все те же слышать возраженья,
Уничтожать предрассужденья,
Которых не было и нет
У девочки в тринадцать лет!
Кого не утомят угрозы,
Моленья, клятвы, мнимый страх,
Записки на шести листах,
Обманы, сплетни, кольцы, слезы,
Надзоры теток, матерей,
И дружба тяжкая мужей!
(Гл. IV, строфы VII-VIII)
Любви все возрасты покорны;
Ho юным, девственным сердцам
Ее порывы благотворны,
Как бури вешние полям:
В дожде страстей они свежеют,
И обновляются, и зреют —
И жизнь могущая дает
И пышный цвет, и сладкий плод,
Ho в возраст поздний и бесплодный
На повороте наших лет,
Печален страсти мертвой след:
Так бури осени холодной
В болото обращают луг
И обнажают все вокруг.
(Гл. VIII, строфа XXIX)
6) Авторские отступления о современном обществе, нравах, вкусах, образовании, молодежи:
Мы все учились понемногу
Чему-нибудь и как-нибудь,
Так воспитаньем, слава Богу,
У нас немудрено блеснуть.
(Гл. I, строфа V)
Блажен, кто смолоду был молод,
Блажен, кто вовремя созрел,
Кто постепенно жизни холод
С летами вытерпеть умел;
Кто странным снам не предавался,
Кто черни светской не чуждался,
Кто в двадцать лет был франт иль хват,
А в тридцать выгодно женат,
Кто в пятьдесят освободился
От частных и других долгов,
Кто славы, денег и чинов
Спокойно в очередь добился,
О ком твердили целый век:
N.N. прекрасный человек.
Ho грустно думать, что напрасно
Была нам молодость дана,
Что изменяли ей всечасно,
Что обманула нас она;
Что наши лучшие желанья,
Что наши свежие мечтанья
Истлели быстрой чередой,
Как листья осенью гнилой.
Несносно видеть пред собою
Одних обедов длинный ряд,
Глядеть на жизнь, как на обряд,
И вслед за чинною толпою
Идти, не разделяя с ней
Ни общих мнений, ни страстей,
(Гл. VIII, строфа X-XI)
7) Авторские отступления о Москве:
Москва… как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!
Вот, окружен своей дубравой,
Петровский замок. Мрачно он
Недавнею гордится славой.
Напрасно ждал Наполеон
Последним счастьем упоенный
Москвы коленопреклоненной
С ключами старого Кремля;
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
He праздник, не приемный дар,
Она готовила пожар
Нетерпеливому герою.
Отселе, в думу погружен,
Глядел на грозный пламень он.
Авторские отступления о романе:
Я думал уж о форме плана
И как героя назову;
Покамест моего романа
Я кончил первую главу;
Пересмотрел все это строго;
Противоречий очень много,
Ho их исправить не хочу;
Цензуре долг свой заплачу
И журналистам на съеденье
Плоды трудов моих отдам;
Иди же к невским берегам,
Новорожденное творенье,
И заслужи мне славы дань:
Кривые толки, шум и брань!
(Гл. I, строфа LX)
9) Авторские отступления о дорогах России и ее будущем:
Когда благому просвещенью
Отдвинем более границ,
Co временем (по расчисленью
Философических таблиц
Лет чрез пятьсот) дороги, верно,
У нас изменятся безмерно:
Шоссе Россию здесь и тут,
Соединив, пересекут.
Мосты чугунные чрез воды
Шагнут широкою дугой,
Раздвинем горы, под водой
Пророем дерзостные своды,
И заведет крещеный мир
На каждой станции трактир.
Теперь у нас дороги плохи,
Мосты забытые гниют,
На станциях клопы да блохи
Заснуть минуты не дают;
Трактиров нет. В избе холодной
Высокопарный, но голодный
Для виду прейскурант висит
И тщетный дразнит аппетит,
Меж тем как сельские циклопы
Перед медлительным огнем
Российским лечат молотком
Изделье легкое Европы,
Благословляя колеи
И рвы отеческой земли.
(Гл. VII, строфы XXXIII-XXXIV)
10) Авторские отступления о дуэли и убийстве
Приятно дерзкой эпиграммой
Взбесить оплошного врага;
Приятно зреть, как он, упрямо
Склонив бодливые рога,
Невольно в зеркало глядится
И узнавать себя стыдится;
Приятней, если он, друзья,
Завоет сдуру: это я!
Еще приятнее в молчанье
Ему готовить честный гроб
И тихо целить в бледный лоб
На благородном расстоянье;
Ho отослать его к отцам
Едва ль приятно будет вам.
(Гл. VI, строфа XXXIII)
11) Авторские отступления о балах, о женских ножках, о вине, о кухне, об альбомах:
Во дни веселий и желаний
Я был от балов без ума:
Верней нет места для признаний
И для вручения письма…
(Гл. I, строфа XXIX)
Конечно, вы не раз видали
Уездной барышни альбом,
Что все подружки измарали
С конца, с начала и кругом.
Тут непременно вы найдете
Два сердца, факел и цветки;
Тут, верно, клятвы вы прочтете
В любви до гробовой доски;
Какой-нибудь пиит армейский
Тут подмахнул стишок злодейский.
В такой альбом, мои друзья,
Признаться, рад писать и я,
Уверен будучи душою,
Что всякий мой усердный вздор
Заслужит благосклонный взор
И что потом с улыбкой злою
He станут важно разбирать,
Остро иль нет я мог соврать.
Ho вы, разрозненные томы
Из библиотеки чертей,
Великолепные альбомы,
Мученье модных рифмачей,
Вы, украшенные проворно
Толстого кистью чудотворной
Иль Баратынского пером,
Пускай сожжет вас божий гром!
Когда блистательная дама
Мне свой in-quarto подает
И дрожь и злость меня берет,
И шевелится эпиграмма
Во глубине моей души,
А мадригалы им пиши!
(Гл. IV, строфы XXVIII — XXX)
Назначение лирических вставок
Лирические отступления в произведении «Евгений Онегин» позволяют читателю узнать множество фактов об особенностях жизни в Российской империи начала XIX в. Они являются неотъемлемой частью структуры романа и важны для правильного восприятия текста.
Пушкин стал первым русским поэтом, применившим этот литературный прием. По этой причине «Евгений Онегин» является одним из немногочисленных художественных произведений, где в подробностях описываются бытовые ситуации, характерные для той эпохи.
В лирических вставках автор рассуждает на следующие темы:
- дружба и любовь;
- современные увлечения;
- нормы этики и морали;
- роль поэзии;
- красота русской природы.
Лирические отступления автора в «Евгении Онегине» раскрывают масштабность композиции. В произведении присутствует огромное количество рассуждений на различные темы, не связанные с его основной тематикой.
Лирические выноски позволили Пушкину начинать повествование с новой точки. Они дают читателям возможность осознать главные тенденции и моральные нормы эпохи Нового времени. С помощью авторских вставок можно узнать отношение рассказчика к важным социальным, политическим и культурным проблемам.
Отступления в главах романа
В первой главе автор знакомит читателя с главным героем романа. Пушкин описывает черты характера, внешность и жизненные принципы Евгения Онегина. Лирические отступления в этой главе посвящены театру. Александр Сергеевич показывает свою любовь к театральному искусству и петербургским балам. В дальнейшем повествовании Пушкин указывает на равнодушие главного героя к театру. С помощью этого литературного приема поэт подчеркивает отличительные особенности характера Онегина.
Вторая глава романа начинается с описания деревенской местности. Эти строфы не входят в список лирических вставок, потому что они являются экспозицией. Рассказчик описывает локации, где будут разворачиваться основные события второй главы. Это важно для дальнейшего повествования. Авторские отступления присутствуют в 14, 17 и 18 строфах. В них раскрываются нюансы дружеских отношений в дворянском обществе, и описываются факты из жизни автора. При помощи этих вставок Пушкин хотел оставить память о себе для будущих поколений.
Третья глава посвящена взаимоотношениям Онегина и Татьяны. Здесь лирические выноски показывают основные планы Александра Сергеевича. Пушкин сочувствует Татьяне. Эти строфы доказывают связь автора с героями романа.
В четвертой и пятой главах присутствует множество рассуждений Онегина. Они не являются лирическими отступлениями и описывают основные мотивы центрального персонажа. В них демонстрируется обескураженность Евгения, обусловленная любовным признанием Татьяны. Авторские отступления посвящены увлечениям светской молодежи. Пушкин в подробностях описывает девичьи альбомы для стихотворений и письменных признаний в любви. Также поэт рассуждает о значимости поэзии.
В 6 главе присутствует большое количество строф, где Александр Сергеевич размышляет о целесообразности убийства человека. Он сожалеет о гибели Ленского после дуэли с Онегиным. Пушкин понимает, что он прошел половину жизненного пути. Автор осознает, что нужно жить дальше, несмотря на смерть близкого человека.
В 7 главе автор описывает весенние пейзажи и пробуждающуюся природу. Весна была самым нелюбимым временем года поэта. По этой причине он показал ее в мрачных тонах.
В заключительной главе автор вспоминает свою жизнь. Он описывает детство, годы учебы, путешествия на Кавказ и в Молдавию.
В лирических отступлениях Пушкин также рассуждает о нравах современного общества. Поэма заканчивается внесюжетной вставкой, где автор прощается с читателем.
Основные разновидности
В романе Пушкина «Евгений Онегин» можно увидеть 7 основных типов лирических вставок. Их характеристика:
- Автобиографические. В них рассматривается жизненный путь А. С. Пушкина. В произведении присутствует большое количество фактов из детства и юношества автора. В дальнейшем эти выноски использовались литературоведами при составлении подробной биографии Александра Сергеевича.
- Литературно-полемические. Поэт рассуждает о литературном языке и обилии иностранных слов в современной русской речи. Автор также выражает свое отношение к классицизму, реализму, сентиментализму и романтизму.
- Морально-этические. Пушкин рассуждает о нравах людей в Российской империи начала XIX столетия. Он размышляет о дружбе, любовных отношениях, институте семьи и конфликтах между разными поколениями.
- Природные. Автор описывает живописные места, находящиеся в России. Он восхищается красотой русской природы и дает характеристику всем временам года.
- Исторические. Поэт перечисляет множество фактов из российской истории. Наибольшее количество авторских отступлений на эту тематику посвящено Отечественной войне 1812 г. Пушкин пишет о влиянии этого исторического события на развитие Российской империи и формирование пушкинского поколения.
- Бытовые. Александр Сергеевич приводит факты из повседневной жизни представителей разных сословий. Он описывает методы воспитания светской молодежи и популярные виды народных развлечений. Также в бытовых лирических вставках можно узнать о моде XIX в.
- Морально-этические. Автор старается найти ответы на сложные философские вопросы. Эти выноски переполнены глубокими мыслями на темы дружбы, любви, добра и зла.
Примеры основных разновидностей лирических выносок в романе представлены в таблице.
Вид лирических отступлений | Цитата из литературного произведения |
Автобиографические | «Там некогда гулял и я, Но вреден север для меня» |
Литературно-полемические | «Описывать мое же дело: Но панталоны, фрак, жилет, Всех этих слов на русском нет…» |
Философские или морально-этические | «Увы! На жизненных браздах Мгновенной жатвой поколенья По тайной воле провиденья, Восходят, зреют и падут; Другие им вослед идут… Так наше ветреное племя Растет, волнуется, кипит И к гробу прадедов теснит. Придет, придет и наше время…» |
Исторические | «Москва… как много в этом звуке Для сердца русского слилось! Как много в нем отозвалось!» |
Бытовые | «Мы все учились понемногу Чему-нибудь и как-нибудь, Так воспитаньем, слава Богу, У нас немудрено блеснуть» |
Природные | «Когда мальчишек радостный народ Коньками режет лед» |
Образ автора
Благодаря большому количеству дополнительных выносок и вставок автор романа сопровождает читателя по мере развития сюжетных линий. Пушкин производит анализ событий в романе и сопоставляет их с реалиями жизни XIX столетия. Он позволяет читателю перенестись во времени и почувствовать атмосферу старой эпохи. Многие тенденции того времени характерны и для современного мира, поэтому читатель может вынести для себя урок и найти ответы на многие интересующие вопросы.
Александр Сергеевич оценивает поступки героев с разных сторон. Он может выразить несогласие с персонажем и объяснить свою точку зрения при помощи лирических выносок. Автор показывает различия в мировоззрении, взглядах на жизнь и приоритетах.
Выступая в роли рассказчика, поэт выражает свое отношение к событиям в «Евгении Онегине» и показывает настоящую жизнь, поэтому он уделил большое внимание раскрытию характеров как главных, так и второстепенных персонажей.
По мере прочтения романа читатель может проследить изменение сознания Александра Сергеевича. В начале произведения автор показывает себя в роли новатора и революционера. Он имеет амбициозные идеи и противодействует старым порядкам. В конце романа Пушкин становится более рассудительным и вдумчивым. Он уделяет больше внимания философии и смыслу жизни.
Частично это связано с взрослением автора. Александр Сергеевич начал работу над романом в 24 года, а закончил спустя 8 лет. За этот временной промежуток сознание поэта сильно изменилось под влиянием трагических событий в личной жизни.
Лирическое отступление (или Авторское отступление)
Предмет
Литература
Разместил
🤓 dimerbalis1979
👍 Проверено Автор24
форма авторской речи; слово автора– повествователя, отвлекающееся от сюжетного описания событий для их комментирования и оценки или по иным поводам, прямо не связанным с действием произведения.
Научные статьи на тему «Лирическое отступление (или Авторское отступление)»
Категории художественной формы. Внесюжетные элементы
Существуют три главных разновидности внесюжетных элементов композиции:
Авторские отступления
Описание…
Авторские отступления
Определение 3
Авторскими отступлениями называются более или менее развернутые…
На первый взгляд может показаться, что такие авторские отступления мешают развитию действия, нарушая…
Авторские отступления выполняют следующие функции:
Знакомство читателя с личностью автора
Дают возможность…
Известны случаи, когда автор составил целое произведение из авторских отступлений (например, произведение
Статья от экспертов
О переводе на русский язык лирических отступлений в поэме Р. Гамзатова «Горянка»
Цель. Статья представляет собой попытку рассмотрения перевода лирических отступлений в поэме Расула Гамзатова «Горянка» с аварского языка на русский для выявления степени адекватности их переложения. Методы. Применив сравнительно-сопоставительный метод исследования, авторы проводят анализ фрагментов текста поэмы Расула Гамзатова «Горянка» на аварском и русском языках. Выводы. Пропущены лирические отступления, важные для раскрытия идейного содержания произведения, для выражения субъективных мыслей автора. Потеря экспрессивности авторского слова, искажение и упущение важных для раскрытия проблемы произведения лирических отступлений значительно обедняет поэму в переводе на русский язык.
Факультативные элементы: отступления, концовка, пролог, эпилог
Выделяют три разновидности внесюжетных элементов:
Авторские отступления.
Описания….
Определение 3
Авторские отступления – это авторские высказывания, более или менее развернутые, лирического…
Авторское отступление – это особая форма авторской речи, отклонение автора от сюжетного повествования…
, взгляды, образ жизни, привычки (например, авторские отступления в «Евгении Онегине»)….
Еще одна функция авторских отступлений – намеренная задержка развития действия.
Статья от экспертов
Лирические источники и лирическое окружение романа М. Ю. Лермонтова «Вадим»
Статья посвящена взаимосвязям лермонтовского романа «Вадим» с лирическими и лиро-эпическими произведениями писателя, созданными в 30-е годы XIX века. Обращается внимание на особенности индивидуально-авторского стиля, специфику лиризма романа М. Ю. Лермонтова, место авторских отступлений в структуре эпического произведения, трактовку романтического героя-индивидуалиста.
Повышай знания с онлайн-тренажером от Автор24!
- Напиши термин
- Выбери определение из предложенных или загрузи свое
-
Тренажер от Автор24 поможет тебе выучить термины с помощью удобных и приятных
карточек