Как найти формулу цветка биология 6 класс

Цветок — орган семенного размножения покрытосеменных растений, который представляет собой видоизменённый побег.

Цветоножка — это видоизменённый стебель, а чашечка, венчик, тычинки и пестики — видоизменённые листья.

Цветок снаружи окружает околоцветник. Околоцветник выполняет защитную функцию, к тому же лепестки могут привлекать опылителей.

строение цветка_ziedu struktūra_flower structure2.png

Рис. (1). Цветок с двойным околоцветником

Если околоцветник образуют чашелистики (чашечки) и лепестки (венчика), то это — двойной околоцветник.

Если околоцветник образован более или менее одинаковыми листочками околоцветника, то его называют простым околоцветником.

строение цветка_ziedu struktūra_flower structure.png

Рис. (2). Цветок с простым околоцветником

В цветке яблони есть лепестки и чашелистики — у них двойной околоцветник. Двойной околоцветник имеют цветки сливы, гороха, шиповника и других растений.

У тюльпанов в цветке одинаковые листочки — у них простой околоцветник. Листочки простого околоцветника могут быть крупные и яркие, как у тюльпана, а могут быть невзрачные, как у свёклы.

apple-blossom-g4f4f12458_640.png

tulips-g067c2a464_640.png

Рис. (3). Цветок яблони

с двойным околоцветником

Рис. (4). Цветок тюльпана

с простым околоцветником

Известны растения, например, ива и белокрыльник, в цветках которых околоцветник отсутствует. Такие цветки называют голыми.

Простой околоцветник может быть раздельнолистный (у тюльпана) или сростнолистный (если листочки срастаются вместе, как у ландыша).

В двойном околоцветнике тоже может наблюдаться срастание лепестков и чашелистиков, и тогда образуется сростнолепестный венчик и сростнолистная чашечка.

Если венчик цветка состоит из несросшихся лепестков, то он свободнолепестный.

Примеры: 

  • в цветках томата, петунии, картофеля срастаются и чашелистики и лепестки;
  • в цветках груши, редьки дикой, сурепки, печёночницы свободны чашелистики и лепестки; 
  • в цветках колокольчика срастаются лепестки, а чашелистики свободны.

liverflower-gd4f493cbb_640.jpg

flowers-g699bfaf35_640.png

Рис. (5). Свободнолепестный цветок

печёночницы

Рис. (6). Сростнонолепестный цветок

колокольчика

Репродуктивные части цветка: пестик и тычинка

В середине цветка находятся репродуктивные части цветка: пестик(-и) и тычинки.

тычинкаипестикputekšņlapuunpistolistamenandpistil.png

Рис. (7). Строение тычинки и пестика

У пестика имеются три части: завязь, столбик, рыльце. Тычинка состоит из пыльника и тычиночной нити.

В пестике образуются женские половые клетки. В тычинке образуются мужские половые клетки.

Строение цветка часто показывают формулой. При её записи используют следующие обозначения: Ок — части простого околоцветника, Ччашелистки, Л — лепестки, Т — тычинки, П -пестики.

Число частей цветка указывают индексами — цифрами, записанными внизу справа от буквы (

Ч4

— это (4) чашелистика). Если одинаковых частей много, то ставят знак

.

Если части срастаются между собой, то цифру, обозначающую их число, берут в скобки (

Л(5)

 — венчик образован пятью лепестками, которые срослись).

Если какие-нибудь одноименные части цветка различаются расположением или размерами, то записывают несколько цифр, а между ними ставят знак (+) (

Т(9)+1

 — десять тычинок, девять из которых сросшиеся, а одна свободна).

Пример:

формула цветка тюльпана —  

О3+3Т3+3П

, картофеля —

Ч(5)Л(5)Т5П1

.

Цветки обоеполые и раздельнополые

У обоеполых цветков имеются и тычинки, и пестик.

У раздельнополых цветков имеются или только тычинки (тычиночные, или мужские, цветки), или только пестик (пестичные, или женские,  цветки).

обоеполый и раздельнополый_divmāju un vienmāju_Monoecious and Dioecious — копия.png

Рис. (8). Обоеполые и раздельнополые цветки

Растения однодомные и двудомные 

Если пестичные и тычиночные цветки развиваются на одном растении (например, у огурца и кукурузы), такие растения называют однодомными.

мужскойиженскийцветокvīriešuunsieviešuziedimaleandfemaleflowerw500.png

Рис. (9). Однодомное растение (орешник)

Если пестичные и тычиночные цветки располагаются на разных растениях (например, у ивы, тополя, конопли), такие растения называют двудомными.

shutterstock_1977194372.jpg

shutterstock_1949579014.jpg

Рис. (10). Тычиночные цветки ивы

Рис. (11). Пестичные цветки ивы

Цветы на верхушке стебля могут находиться по одному или могут быть собраны в соцветие.

Источники:

Рис. 1. Цветок с двойным околоцветником. https://image.shutterstock.com/image-vector/vector-illustration-schematic-longitudinal-section-600w-763510858

Рис. 2. Цветок яблони. https://cdn.pixabay.com/photo/2017/06/01/10/37/apple-blossom-2363115_960_720. 08.10.2021

Рис. 3. Цветок с простым околоцветником. https://image.shutterstock.com/image-vector/flower-anatomy-plant-reproductive-system-600w-1462945148.

Рис. 4. Цветок тюльпана. https://cdn.pixabay.com/photo/2018/03/26/16/38/nature-3263198_960_720. 08.10.2021

Рис. 5. Свободнолепестный цветок. https://cdn.pixabay.com/photo/2015/03/12/13/21/hepatica-670179_960_720. 08.10.2021

Рис. 6. Сростнолепестный цветок. https://cdn.pixabay.com/photo/2017/07/01/16/57/flowers-2462044_960_720. 08.10.2021

Рис. 7. Строение тычинки и пестика. https://image.shutterstock.com/image-vector/structure-stamen-carpel-flower-part-600w-1318599074

Рис. 8. Обоеполые и раздельнополые цветки. © ЯКласс

Рис. 9. Однодомное растение (орешник).  https://image.shutterstock

Рис. 10. Тычиночные цветки ивы. https://www.shutterstock.com/ru/image-photo/pussy-willow-on-branch-yellow-blooming-1902684904

Рис. 11. Пестичные цветки ивы. https://www.shutterstock.com/ru/image-photo/pussy-willow-branch-on-blurred-bokeh-1945146742

Формулы цветков растений

16-Янв-2014 | Нет комментариев | Лолита Окольнова

Не часто, но все же встречается в вопросах ГИА и ЕГЭ по биологии тема, которая относится к ботанике, проходят ее в 7 или 8 классе, поэтому к моменту подготовки к экзаменам она успешно забывается…

Итак, рассмотрим строение цветков и соцветий и

Формулы цветков растений

Царство Растений принято делить на отделы, потом — на  классы (одно-и двудольные), далее — порядок (его часто пропускают) и затем уже  на семейства.

У растений класса двудольные количество лепестков в цветке кратно 4 или 5, у однодольных — 3 и околоцветник простой, либо совсем отсутствует.

Растения каждого из семейств имеют общие признаки. У цветковых растений основными признаками являются строение цветка и плода, тип соцветия, а также особенности внешнего и внутреннего строения вегетативных органов.

Соответственно, у каждого семейства цветковых есть своя формула.

 Для начала давайте рассмотрим более детально строение цветка (при подготовке к ЕГЭ обычно цветок рассматривают только в контексте двойного оплодотворения).

Формула цветковых растений

 
формулы цветков

Стеблевая часть:

  • цветоножка
  • цветоложе

 Околоцветник:

  • чашелистики
  • лепестки венчика

 Генеративная часть:

  • пестик
  • тычинки
  • Завязь

Соцветие  — часть системы побегов покрытосеменного растения, несущая цветки и в связи с этим разнообразно видоизмененная. Соцветия обычно более или менее чётко отграничены от вегетативной части растения.

Биологический смысл возникновения соцветий — в возрастающей вероятности опыления цветков  ветроопыляемых , так и  насекомоопыляемых растений.

Закладываются соцветия внутри цветочных или смешанных почек.

 
формулы цветков
 

Для построения формулы цветковых растений используют Околоцветник и Генеративную часть

  1. В международной системе сначала указывают пол цветка (мужской, женский или двудомный), в школьном формате этот пункт зачастую пропускают;
  2. обозначают симметрию (правильный или неправильный цветок) — этот пункт тоже пропускаем;
  3. буквами указывают:

О — околоцветник

Ч — чашелистики;

Л — лепестки;

Т — тычинки;

П — пестики;

  • числами указывают число элементов, если их больше 12, то ставят знак «бесконечность»;
  • дополнительные обозначения:
    числа в скобках — сросшиеся элементы;
    знак «+» — круговое расположение элементов.

Примеры:

Формула цветка тюльпана *О3+3Т3+3П(3)

цветок правильный, околоцветник простой и состоит из шести листочков (причём они различаются), шести тычинок (тычинки также неодинаковые) и трёх сросшихся плодолистиков.

Формула цветка шиповника – *Ч5Л5Т∞П∞

цветок правильный, с 5 чашелистиками и 5 лепестками. Тычинок и пестиков много (более 12)

формулы цветковых растений

 
Еще можно добавить сюда Семейство Сложноцветные

Формула цветка: Л(5)Т(5)П1
Соцветие – корзинка.
Плод – семянка.

Пример вопроса из теста ГИА:

Цветок одуванчика — это

1) головка
2) корзинка
3) цветок, имеющий 5 сросшихся тычинок и 5 сросшихся лепестков
4) цветок с  числом лепестков и тычинок больше 12

Ответ: т.к. одуванчик относится к семейству сложноцветных, то его формула Л (5)Т (5) — соответствует ответу 3)

Вопросы по формулам цветков растений встречаются на экзаменах редко, но стоит их выучить — на всякий случай


 

  • примеры вопросов ОГЭ по строению цветка
  • несколько ЕГЭ вопросов

Обсуждение: «Формулы цветков растений»

(Правила комментирования)

Инфоурок


Биология

ПрезентацииПрезентация — Лабораторная работа «Формула, диаграмма цветка»

Презентация — Лабораторная работа «Формула, диаграмма цветка»

Скачать материал

Лабораторная работа

Тема: Формула, диаграмма цветка.

Цель: усвоить приемы с...

Скачать материал

аудиоформат

  • Сейчас обучается 56 человек из 35 регионов

  • Сейчас обучается 45 человек из 24 регионов

  • Сейчас обучается 37 человек из 24 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Лабораторная работа

Тема: Формула, диаграмма цветка.

Цель: усвоить приемы с...

    1 слайд

    Лабораторная работа

    Тема: Формула, диаграмма цветка.

    Цель: усвоить приемы составления характеристик цветков с помощью формул и диаграмм
    Ход работы:

  • I. Анализ строения цветкалепестоктычинкапестикчашелистикЦветок вишни

    2 слайд

    I. Анализ строения цветка
    лепесток
    тычинка
    пестик
    чашелистик
    Цветок вишни

  • лепестокпестикитычинкичашелистикЦветок  малины

    3 слайд

    лепесток
    пестики
    тычинки
    чашелистик
    Цветок малины

  • Цветок  лилии пестиктычинкалепесток

    4 слайд

    Цветок лилии
    пестик
    тычинка
    лепесток

  • II. Формула цветка 
        1. Изучение правил составления формулы...

    5 слайд

    II. Формула цветка
    1. Изучение правил составления формулы
    цветка

  • Буквы 
Ч – чашелистики   
Л – лепестки  
Т – тычинки   
П – пестики   
О – пр...

    6 слайд

    Буквы
    Ч – чашелистики
    Л – лепестки
    Т – тычинки
    П – пестики
    О – простой
    околоцветник
    Формула цветка – краткое описание строения цветка с помощью букв, цифр и знаков:
    Цифры
    1,2 – количество
    частей цветка
    (3) – сросшиеся
    части цветка

    Знаки
    ∞ – число частей цветка более 12
    1+(2) – части цветка,
    различающиеся по форме
     – неправильный цветок
     – правильный цветок
    ♂ – тычиночный цветок
    ♀ – пестичный цветок
    – двуполый цветок


    Ч(5)
    Ч(5)Л1+2+(2)
    Ч(5)Л1+2+(2)Т1+(9)
    Ч(5)Л1+2+(2)Т1+(9)П1
    неправильный цветок
    чашелистиков 5 сросшихся
    лепестки: 1 крупный+2 меньше+ (2) сросшихся
    тычинки: 1 свободная+ (9) сросшихся
    пестик 1

  • 1 крупный лепесток2 лепестка меньше2 лепестка сросшихсячашелистики сросшиесяЦ...

    7 слайд

    1 крупный лепесток
    2 лепестка меньше
    2 лепестка сросшихся
    чашелистики сросшиеся
    Цветок гороха
    Ч(5)Л1+2+(2)Т1+(9)П1

  •        2. Составление формул различных цветков   
           (работа в тетради)

    8 слайд

    2. Составление формул различных цветков
    (работа в тетради)

  • Цветок  паслёновых *Ч(5)Л(5)Т(5)П1*Ч(5)Л(5)Т5П1

    9 слайд

    Цветок паслёновых
    *Ч(5)Л(5)Т(5)П1
    *Ч(5)Л(5)Т5П1

  • *Ч4Л4Т2+4П1Цветок  капустных

    10 слайд

    *Ч4Л4Т2+4П1
    Цветок капустных

  • *Ч5Л5Т∞П∞  Цветок  шиповника

    11 слайд

    *Ч5Л5Т∞П∞
    Цветок шиповника

  • *О3+3Т3+3П(3)           Цветок  тюльпана

    12 слайд

    *О3+3Т3+3П(3)
    Цветок тюльпана

  •        3. Расшифровка формул цветков

    13 слайд

    3. Расшифровка формул цветков

  • Ч(5)Л1+2+(2)Т1+(9)П1
Ч(5)Л(1+2+(2))Т1+(9)П1Цветок бобовых*Ч(5)Л(5)Т5П1
*Ч(5...

    14 слайд

    Ч(5)Л1+2+(2)Т1+(9)П1
    Ч(5)Л(1+2+(2))Т1+(9)П1
    Цветок бобовых
    *Ч(5)Л(5)Т5П1
    *Ч(5)Л(5)Т(5)П1
    *Ч5Л5Т∞П∞
    *Ч5Л5Т∞П1
    *Ч(5)Л5Т∞П1
    *О3+3Т3+3П(3)
    Цветок тюльпана
    Цветок розовых
    Цветок паслёновых

  • III. Диаграмма цветка 
      1. Изучение правил составления диаграммы...

    15 слайд

    III. Диаграмма цветка
    1. Изучение правил составления диаграммы
    цветка

  • Диаграмма цветка — схематическая проекция цветка на плоскость, перпендикулярн...

    16 слайд

    Диаграмма цветка — схематическая проекция цветка на плоскость, перпендикулярную к оси цветка.
    -диаграмма даёт более полное (чем формула) представление о строении цветка, т.к. на ней отображено и взаимное расположение его частей, чего нельзя показать в формуле
    -последовательность изображения как и в формуле ‒ сначала чашелистики (наружный круг), затем лепестки (второй круг), тычинки ‒ третий круг, внутренний круг ‒ пестик (-ки).

  • пестикичашелистиклепестоктычинки-диаграмму составляют по поперечным срезам не...

    17 слайд

    пестики
    чашелистик
    лепесток
    тычинки
    -диаграмму составляют по поперечным срезам нераскрытых цветочных почек

  • -каждая часть цветка имеет определённое изображение на диаграмме:чашелистики...

    18 слайд

    -каждая часть цветка имеет определённое изображение на диаграмме:
    чашелистики
    тычинки
    пестики
    лепестки

  • 2. Составление диаграммы различных 
            цветков (работа в тетр...

    19 слайд

    2. Составление диаграммы различных
    цветков (работа в тетради)

  • Цветок  бобовых

  • Цветок  капустных

    21 слайд

    Цветок капустных

  • Цветок  шиповника

    22 слайд

    Цветок шиповника

  •        3. Расшифровка диаграммы цветков ответ

    23 слайд

    3. Расшифровка диаграммы цветков
    ответ

  • Цветок  табака

  • ответСтамино́дий ‒ видоизменённая, недоразвитая, лишённая пыльника тычинка, у...

    25 слайд

    ответ
    Стамино́дий ‒ видоизменённая, недоразвитая, лишённая пыльника тычинка, утратившая способность производить пыльцу (стерильная). Стаминодии бывают в виде нитей, волосков, чешуек, бородавочек, бугорков.
    стаминодии

  • Цветок  белозо́ра болотного (золотни́чка боло́тная)стаминодиитычинкипестикиле...

    26 слайд

    Цветок белозо́ра болотного (золотни́чка боло́тная)
    стаминодии
    тычинки
    пестики
    лепесток

  • ответ

  • Цветок  шиповника

    28 слайд

    Цветок шиповника

  • ответтычинки с волосками

    29 слайд

    ответ
    тычинки с волосками

  • Цветок  о́чного цвета полевого (семейство Первоцветные)

    30 слайд

    Цветок о́чного цвета полевого (семейство Первоцветные)

  • ответ

  • Цветок  тюльпана, лилии

    32 слайд

    Цветок тюльпана, лилии

  • IV. Составление формулы и диаграммы цветка по  
      словесному описаниюЩаве...

    33 слайд

    IV. Составление формулы и диаграммы цветка по
    словесному описанию
    Щавель густой:
    околоцветник чашечковидный, состоит из 6 зеленых листочков, образующих два круга (в каждом по 3),
    тычинок шесть, располагаются парами против наружных листочков околоцветника,
    пестик состоит из 3 плодолистиков.

  • IV.  ВыводыПочему детали строения  цветка – важнейшие признаки, используемые...

    34 слайд

    IV. Выводы
    Почему детали строения цветка – важнейшие признаки, используемые в определении цветковых растений?

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 265 959 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

«Биология», Шаталова СП., Сухова Т.Е.

«Биология. Человек», Сонин Н.И., Сапин М.Р.

«Биология. Бактерии, грибы, растения», Пасечник В.В.

«Биология. Человек», Сонин Н.И., Сапин М.Р.

Рейтинг:
5 из 5

  • 19.04.2018
  • 4291
  • 30

«Биология. Общая биология (базовый уровень)», Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т.

«Биология. Общая биология. Профильный уровень», Захаров В.Б. и др.

  • 19.04.2018
  • 625
  • 3

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «ФГОС общего образования: формирование универсальных учебных действий на уроке биологии»

  • Курс повышения квалификации «Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности»

  • Курс повышения квалификации «Государственная итоговая аттестация как средство проверки и оценки компетенций учащихся по биологии»

  • Курс повышения квалификации «Нанотехнологии и наноматериалы в биологии. Нанобиотехнологическая продукция»

  • Курс повышения квалификации «Основы биоэтических знаний и их место в структуре компетенций ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Анатомия и физиология: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Гендерные особенности воспитания мальчиков и девочек в рамках образовательных организаций и семейного воспитания»

  • Курс профессиональной переподготовки «Биология и химия: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация производственно-технологической деятельности в области декоративного садоводства»

  • Курс повышения квалификации «Составление и использование педагогических тестов при обучении биологии»

  • Курс повышения квалификации «Инновационные технологии обучения биологии как основа реализации ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и выполнение работ по производству продукции растениеводства»

  • Скачать материал


    • 20.04.2018


      12415
    • PPTX
      29.6 мбайт
    • 910
      скачиваний
    • Рейтинг:
      4 из 5
    • Оцените материал:





  • Настоящий материал опубликован пользователем Кононенко Алла Петровна. Инфоурок является
    информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте
    методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них
    сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
    сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал

  • Кононенко Алла Петровна

    • На сайте: 5 лет и 8 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 217172
    • Всего материалов:

      28

Цветок

Цветок – сложная система органов полового размножения, которая представляет собой видоизмененный и укороченный побег.

Строение

Самая яркоокрашенная часть цветка – это венчик, который может состоять из отдельных лепестков (как у лютика, фиалки) – такой венчик называют раздельнолепестным. У душистого табака лепестки срастаются между собой – это венчик сростнолепестный.

Венчик часто окружён чашечкой, состоящей из чашелистиков. Чашечка также может быть раздельнолистной или сростнолистной. Чашечка и венчик вместе составляют околоцветник. У одних цветков чашечку и венчик легко различить (гвоздика, роза). Такой околоцветник называют двойным. У других растений все листочки околоцветника одинаковы (тюльпан, лилия). Здесь нет ни чашечки, ни венчика. Такой околоцветник называют простым.

строение цветка

Если самая заметная часть цветка получила название околоцветник, значит не она главная в цветке. Действительно, важнейшие части цветка расположены в его центре – это тычинки и пестики. Каждая тычинка состоит из пыльника и тычиночной нити. Важнейшая часть тычинки – пыльник, в нём развивается пыльца.

В пестике же выделяют три части: завязь, столбик и рыльце. У ряда растений в пестике отсутствует столбик (тюльпан). Самая главная часть пестика – завязь. Она содержит в себе семязачатки.

У многих растений пестик один, но тычинок всегда много от трёх (у злаков) до сотни (у шиповника). Тычинки могут быть разной длины.

Все вышеперечисленные части цветка располагаются на цветоложе – это осевая часть цветка – расширенная часть цветоножки, которая в свою очередь, является частью стебля. Встречаются цветки, у которых нет цветоножки. Такие цветки называют сидячими.

Формула цветка

Удобно строение цветка изображать в виде формулы, в которой используют такие сокращения:

  • О – листочки околоцветника простого
  • Ч – чашечка
  • Л – лепестки
  • Т – тычинки
  • П – пестики

Число частей цветка обозначают цифрами (Л5 – пять лепестков). Если число частей цветка так велико, что не сосчитать, то ставят знак бесконечности – ∞.

Когда части цветка срастаются между собой, соответствующую цифру ставят в скобки: Л(5) – сростнолепестный венчик из пяти лепестков.

Интересно, что все части цветков располагаются обычно кругами. Бывает, что одноимённые части расположены в несколько кругов – тогда между ними ставят знак +. Например, Т5+5 – в цветке 10 тычинок расположены в два круга. Так, формула цветка сурепки Ч2+2Л4Т2+4П1 обозначает, что в цветке 4 чашелистика расположены в двух кругах, 4 лепестка, 6 тычинок, из которых 2 в одном кругу, а 4 – в другом и один пестик.

Формулы цветков по семействам

формулы цветков по семействам

Ботаники обозначают строение цветка не только формулами, но и схемами (их иногда называют диаграммами цветка). Фигурная скобка внизу некоторых схем – это кроющий лист. Фигурными скобками обозначают также чашелистики. Простыми скобками – лепестки.

Виды цветков

У большинства растений цветки имеют и тычинки, и пестики. Такие цветки называются обоеполыми. У некоторых растений одни цветки имеют только пестики (пестичные или женские цветки), другие – только тычинки (тычиночные или мужские цветки) – такие цветки называют однополыми (тыква, облепиха, кукуруза, дуб, тополь). У огурца, ольхи, орешника однополые мужские и женские цветки находятся на одном растении. Такие растения называют однодомными. У конопли, крапивы, ивы, хмеля, облепихи пестичные и тычиночные цветки находятся на разных экземплярах. Это – двудомные растения.

Соцветия

Соцветием называют совокупность цветков, расположенных в определённом порядке близко один к другому.

Как правило, каждый цветок соцветия мелкий и невзрачный. Но если такие цветки собраны вместе – создаётся иллюзия крупного и яркого цветка. В природе соцветия встречаются гораздо чаще, чем одиночные цветки. Биологическое значение соцветий заключается в том, что они с большей вероятностью обеспечивают перекрестное опыление (ветром, насекомыми), и, соответственно, образование семян. Собранные в соцветия одиночные цветки становятся более яркими, ароматными и, следовательно, более привлекательными для насекомых. Больше цветков, пусть и мелких – больше пыльцы, больше пестиков, способных её уловить. Следовательно, повышаются шансы попадания мелкой пыльцы на рыльца пестиков ветроопыляемых растений. Чем лучше прошло опыление, тем больше семян образуется на растении.

Число цветков в соцветии может быть очень большим до 300 тыс. у рогоза и до 6 млн. у одного из видов пальм (корифа).

Классификация соцветий

В основу классификации соцветий положен способ ветвления.

В соцветии различают главную ось и боковые оси. Если цветки находятся на главной оси, то это простое соцветие, если на боковой – сложное соцветие. Как правило, в соцветии не все цветки распускаются одновременно. Цветение может начинаться с центрального цветка (тогда количество цветков в соцветии неизменно), а может – с крайних цветков. Пока они цветут, продолжается закладка новых бутонов, и количество цветков в соцветии может изменяться.

В соцветиях нет вегетативных листьев, но цветки у простых соцветий (или боковые оси у сложных) выходят из пазух маленьких листочков – прицветников, а это значит, что каждый цветок имеет то же происхождение, что и побег.

Простые соцветия – все цветки расположены на главной оси, а сама главная ось имеет разную форму и толщину. Причём, цветки могут иметь цветоножки, а могут быть и сидячими. Рассмотрим простые соцветия: кисть, простой колос, початок, головку, корзинку, зонтик, щиток.

Простые соцветия

  • Кисть – удлинённая главная ось, цветки на цветоножках (черёмуха, колокольчик, ландыш, капуста).
  • Простой колос – удлинённая главная ось, цветки сидячие (подорожник, ятрышник).
  • Початок – удлинённая, но толстая и мясистая главная ось, цветки сидячие (женские соцветия кукурузы, белокрыльник).
  • Головка – утолщённая и укороченная главная ось, цветки сидячие или на коротеньких цветоножках (клевер).
  • Корзинка – укороченная, блюдцевидно расширенная главная ось, цветки сидячие, расположены плотно друг к другу (подсолнечник, одуванчик, астра).
  • Зонтик – главная ось укорочена и от её верхушки отходят цветоножки почти одинаковой длины (примула, вишня).
  • Щиток – удлинённая главная ось, цветки на цветоножках разной длины. Причём, чем ниже цветок, тем длиннее его цветоножка. В результате – все цветки оказываются на одном уровне.

Сложные соцветия

  • Метёлка – от удлинённой главной оси отходят ветвящиеся боковые оси. Они несут или цветки (сирень), или простые соцветия – например, колоски (овёс).
  • Сложный зонтик – главная ось укорочена, от неё отходят простые зонтики (петрушка, морковь, укроп, дудник).
  • Сложный колос – от удлинённой главной оси отходят простые колоски (пшеница, ячмень, рожь, пырей).

виды соцветий

Типы и способы опыления

Типы опыления (перенос пыльцы с пыльника тычинки на рыльце пестика)

  • Самоопыление (пыльца переносится на пестик того же цветка)
  • Перекрестное опыление (пыльца перено­сится на пестик другого цветка)

Способы опыления:

  1. Опыление ветром
  2. Опыление насекомыми
  3. Искусственное (пыльца специально переносится человеком)

Плод

Плод – орган растения, который образуется из цветка. Семена окружены, покрыты околоплодником, поэтому цветковые растения получили название покрытосеменных. Только у цветковых растений семя защищено от внешних воздействий околоплодником и имеет наиболее благоприятные условия для развития. Околоплодник защищает семя с зародышем от повреждений и неблагоприятных воздействий окружающей среды. Плоды обеспечивают развитие семени, а также способствуют их распространению.

Виды плодов

Плоды чрезвычайно разнообразны. Разделить их на группы можно по разным признакам. Например, по строению околоплодника – на сочные (у тыквы, томата, сливы) и сухие (у лещины, подсолнечника, фасоли).

У первых – околоплодник становится мясистым, сочным. В нём накапливаются питательные вещества: сахара, белки, жиры, витамины и ароматические вещества. У вторых – околоплодник становится твёрдым.

Важный признак – количество семян в плоде, которое зависит от количества семязачатков в завязи. Если семязачаток был один, то и семя будет одно. Если семязачатков много, то и плод будет их содержать много – до сотен тысяч!

По количеству семян различают плоды односемянные (у пшеницы, дуба) и многосемянные (у мака, гороха, крыжовника).

Сухие многосемянные плоды, как правило, при созревании семян раскрываются и семена выпадают. Сухие односемянные и все сочные плоды обычно не раскрываются.

  • Сочный односемянный плод абрикоса, черешни, сливы – костянка называется так из-за деревянистого внутреннего слоя околоплодника – косточки.

  • У смородины, крыжовника, баклажана – также сочный, многосемянной плод, но средний сочный слой околоплодника покрыт тонкой кожицей – это ягода.

  • Многосемянные сухие плоды – это боб (фасоль, горох) и стручок (горчица, сурепка, редька). У боба семена сидят на створках, а у стручка – на внутренней перегородке.

  • Сухие односемянные плоды – зерновка, семянка, орех, жёлудь. Зерновка – плод (а не семя!) многих злаков (пшеница, рожь, ячмень, кукуруза) – имеет плёнчатый околоплодник, который плотно срастается с семенной кожурой семени.

  • У семянки (подсолнечник, одуванчик) кожистый околоплодник с семенной кожурой не срастается. У ореха (липа, лещина, фундук) – околоплодник деревянистый, а у жёлудя (дуб) – околоплодник кожистый.

  • Коробочка – сухой односемянный плод, который открывается или крышечкой (белена), или дырочками (мак), или створками (тюльпан).

виды плодов

Семена

Семя — особая многоклеточная структура сложного строения, служащая для размножения и расселения семенных растений, обычно развивающаяся после оплодотворения из семязачатка (видоизмененный женский спорангий) и содержащая зародыш.

Строение семян

  1. Снаружи семя покрыто семенной кожурой, которая защищает внутренние части семени от высыхания и механических повреждений. Семенная кожура развивается из покровов (интегумента) семяпочки.
  2. Эндосперм — ткань, содержащаяся внутри семени, обычно окружающая зародыш и снабжающая его питательными веществами в ходе развития. У голосеменных эндосперм представляет собой ткань женского гаметофита. Часто на ранних стадия развития он имеет синцитиальное строение, позднее в нём формируются клеточные стенки. Клетки эндосперма исходно гаплоидные, но могут становиться полиплоидными. У цветковых эндосперм обычно образуется в ходе двойного оплодотворения в результате слияния центральной клетки (центрального ядра) зародышевого мешка с одним из спермиев. У многих цветковых клетки эндосперма триплоидны. У кувшинки эндосперм образуется при слиянии спермия с гаплоидной клеткой зародышевого мешка, так что его ядра диплоидны. У многих цветковых ядра эндосперма имеют набор хромосом более чем 3n (до 15 n).
  3. Под кожурой находится зародыш — маленькое будущее растение. Зародыш у многих цветковых состоит из зародышевого корешка, зародышевого стебелька, зародышевой почечки и семядолей. У других групп (например, у подавляющего большинства орхидных) зародыш до прорастания семени не имеет дифференцированных органов.

На самом растении семена не прорастают. Чем дальше от материнского растения семя прорастёт – тем больше возможность для дальнейшего распространения вида, тем меньше растения будут конкурировать между собой за свет, почвенное питание. Семена распространяются на большее или меньшее расстояние от материнского растения самостоятельно или с помощью ветра, воды, животных и человека.

строение семян

Распространение семян

К саморазбрасыванию способны чаще сухие семена. Плоды коробочки рассыпают их при качании стебля (мак, тюльпан). Из стручков и бобов семена часто выстреливают (недотрога, горох). Семена таких растений имеют хорошо развитую семенную кожуру, которая защищает их после того, как они оказались вне плода.

У растений с односемянными сухими плодами (жёлудь, орех, семянка, зерновка) рассеиваются сами плоды вместе с семенем. Семенная кожура у таких семян развита слабо, функцию защиты выполняет околоплодник. Такие плоды часто распространяют звери, которые ими питаются и делают запасы (бурундуки, белки, мыши).

Семена сочных плодов распространяют животные, которые их поедают. Такие семена должны сохранить способность прорастать, пройдя через пищеварительный тракт животного (некоторые при этом даже улучшают свою всхожесть). Поэтому у них есть плотная семенная кожура (у ягод) или каменистый слой околоплодника – косточка.

Некоторые семена переносят насекомые. Например, муравьи перетаскивают семена трав с сочными придатками-выростами (чистотел, копытень, фиалка). Поэтому заросли этих растений могут указывать и на муравьиные тропы.

Человек также участвует в распространении семян. Занимаясь сельским и лесным хозяйством, он случайно или сознательно расселяет плоды и семена ценных и сорных трав, а также древесных растений, изменяя растительный покров Земли.

Плоды и семена, которые распространяются ветром или очень лёгкие (орхидеи), или имеют увеличенную парусность за счёт разнообразных крылышек (клён, ясень), парашутиков и хохолков (одуванчик, осина, иван-чай).

Плоды водных и околоводных растений распространяются водой. Соответственно они не намокают и приспособлены к плаванию, иногда на очень большие расстояния (кокосовая пальма, осока).

Задание ollbio03101120162017в1

С помощью буквенного шифра дайте описание растения, представленного на рисунке.

Семейство: А – Розоцветные; Б – Крестоцветные; В – Орхидные; Г – Бобовые; Д – Лилейные; Е – Злаковые.
Цветок: Ж – актиноморфный; З – зигоморфный; И – неправильный
Завязь: К – верхняя; Л – нижняя
Плод: М – ягода; Н – орешек или многоорешек; О – костянка; П – зерновка; Р – семянка; С – стручок или стручочек; Т – боб; У – коробочка
Околоцветник: Ф – двойной; Х – простой; Ц – редуцированный

На рисунке представлен Венерин башмачок (Paphiopedillum) – растение из семейства Орхидных. Остальные «школьные» семейства явно не подходят.
Шифр ответа: В, З, Л, У, Ф или Х (равнозначные).

pазбирался: Надежда | обсудить разбор

Задание ollbio06920162017

Для изображенных на диаграммах цветков подберите соответствующие формулы. Диаграммы цветков:
Ca (Calyx) – чашечка; Co (Corolla) – венчик; Р (Perianthium) – простой околоцветник; A (Androecium) – андроцей, собрание тычинок; G (Gynoecium) – гинецей, собрание плодолистиков


Задание предполагает умение «читать» диаграммы и формулы цветка. На рисунке А показан цветок с 5 сросшимися чашелистиками, 5 сросшимися лепестками, 5 свободными тычинками и 2 сросшимися плодолистиками в центре. Такому строению соответствует только одна формула – В. * Ca(5)Co(5)A5G(2).
На рисунке Б показан цветок с 6 тычинками (три чуть-чуть дальше от центра, и еще три – чуть ближе; как говорят учёные – в двух кругах) и тремя сросшимися плодолистиками в центре (красные стрелки). Такому строению соответствует только одна формула – З. * P3+3A3+3G(3). На рисунке В суммарно 4 чашелистика, 4 лепестка, 6 тычинок и 2 плодолистика. Такому цветку соответствует только одна формула: Е. * Ca2+2Co4A2+4G(2). На рисунке Г цветок с многочисленными (больше 12) тычинками и пестиками – А. * Ca5Co5AG.

pазбирался: Надежда | обсудить разбор

Задание ollbio065820162017

Для изображенных на диаграммах цветков подберите соответствующие формулы. Диаграммы цветков:

Формулы: Ч – чашелистики; Л – лепестки; Ок – листочки околоцветника; Т – тычинки; П – плодолистики.


Задание предполагает умение «читать» диаграммы и формулы цветка.
На рисунке А показан цветок с 6 тычинками (три чуть-чуть дальше от центра, и еще три – чуть ближе; как говорят учёные – в двух кругах) и тремя сросшимися плодолистиками в центре (красные стрелки). Такому строению соответствует только одна формула – З. * Ок 3+3Т3+3П(3).
На рисунке Б показаны 5 сросшихся лепестков, 5 тычинок и два плодолистика. Такому строению соответствует только формула Д. * Ч0Л(5)Т5П(2). Обратите внимание, что самый наружный круг чашелистиков показан условно, пунктиром. В данном случае чашелистики редуцировались. На рисунке В суммарно 4 чашелистика, 4 лепестка, 6 тычинок и 2 плодолистика. Такому цветку соответствует только одна формула: И. * Ч2+2Л4Т2+4П(2) . На рисунке Г десять тычинок: девять из них соединены линией (срослись), а еще одна – свободная. Если учесть, что срастание обозначается скобками, то можно подобрать только
одну соответствующую формулу: А. ↑ Ч(5)Л1,2,(2)Т(5+4),1П1. Формула Е не годится, поскольку там все тычинки свободные, и находятся в одном круге.

pазбирался: Надежда | обсудить разбор

Задание ollbio055820162017

Назовите растительные ткани, которые употребляются в пищу в блюдах из корнеплодов моркови (считайте, что перед употреблением морковь моют и чистят). 

А. Пробковая ткань
Г. Сердцевина
Б. Эпидерма
Д. Первичная ксилема
В. Вторичная флоэма
Е. Вторичная ксилема

Ответ: В, Д, Е.

pазбирался: Надежда | обсудить разбор

Задание ollbio035820162017

С помощью буквенного шифра дайте описание растения, представленного на рис.

Семейство: А – Розоцветные; Б – Крестоцветные; В – Паслёновые;
Г – Бобовые; Д – Лилейные; Е – Злаковые.
Цветок: Ж – актиноморфный; З – зигоморфный; И – неправильный
Завязь: К – верхняя; Л – нижняя
Плод: М – ягода; Н – орешек или многоорешек; О – костянка; П – зерновка; Р – семянка; С – стручок или стручочек; Т – боб; У – коробочка
Околоцветник: Ф – двойной; Х – простой; Ц – редуцированный.

 


На рисунке представлено растение из сем. Крестоцветные. Об это можно догадаться по строению цветка (4 длинных и 2 коротких тычинки, 4 лепестка, раздвоенных на верхушке) и по плодам (стручочки).
Шифр ответа: Б, Ж, К, С, Ф.

pазбирался: Надежда | обсудить разбор

Задание ollbio025820162017

Перед вами список пищевых продуктов, в состав которых либо входят сами живые организмы и их части, либо продукт приготовлен при помощи живых организмов (продукты обозначены буквами). Во втором столбце даны зашифрованные писания этих живых организмов (обозначены цифрами).
♦ Описания каких организмов даны цифрами? Как их используют при приготовлении продуктов?
♦ Установите соответствие между пунктами первого и второго столбца. Обратите внимание на то, что одному продукту может соответствовать несколько организмов и наоборот.
Организмы, которые могут случайно попасть в продукт, не указывайте!


При выполнении задания важно сразу соотнести живые объекты, из которых приготовляют определенные продукты питания, и их зашифрованные описания.
1. Это растения с чертырьмя чашелистиками и четырьмя лепестками. Признак, типичный для сем. Крестоцветных (Капустных). Можно более узко указать, что это – капуста. Многие крестоцветные – медоносы, их нектар пчёлы могут собирать для получения мёда.
Соответствие: 1 – Е, И.
2. Эти организмы не имеют ядра, генетический материал организован в виде кольцевой ДНК. Описание соответствует бактериям. Бактерии случайно могут попадать во все продукты. Однако для производства некоторых продуктов они необходимы. Так, молочнокислые бактерии используются для получения кефира, сметаны, а также квашении капусты и солении огурцов.
Соответствие: 2 – Б, В, Е, З.
3. Глаза этих организмов состоят из отдельных фасеток (омматидиев). Такой признак есть, в частности, у насекомых. Из всего перечня продуктов с помощью насекомых получен только мёд.
Соответствие: 3 – И.
4. Это почкующиеся одноклеточные организмы, с ядром, митохондриями и клеточной стенкой, но у них нет хлоропластов. Описание соответствует дрожжам. Дрожжи используются в производстве кефира и хлебного кваса, причем в производстве хлебного кваса – дважды. Сначала для выпечки хлеба, а потом – для сбраживания самого напитка. Случайно дрожжи
могут попадать в мёд или размножиться в сметане, образовать плёнку на поверхности огуречного рассола. Но эти ответы не стоит считать правильными.
Соответствие: 4 – Б, Ж.
5. У этих растений плод – тыквина. Явное указание на представителей семейства Тыквенные, к которым относится огурец.
Соответствие: 5 – З.
6. Это животные с четырёхкамерным сердцем и с четырёхкамерным желудком, три из пяти пальцев конечностей у них недоразвиты. Строение сердце позволяет сказать, что это – либо птицы, либо млекопитающие. Четырёхкамерный желудок характерен для некоторых представителей Парнокопытных. Он состоит следующих отделов: рубца, сетки, книжки и
сычуга. Строение конечностей также соответствует Парнокопытным. Наиболее вероятно, что дано описание коровы. Таким образом, все молочные продукты (кефир, сметана) произведены с ее участием. Кроме того, из соединительных тканей получают желатин, который используется
в пищевой промышленности как желирующий агент. Поэтому можно указать, что фруктовое желе также получено с участием продуктов из коровы.
Соответствие: 6 – А, Б, В.
7. Это растения из класса Двудольных с числом частей цветка, не кратным четырём. Под это описание подходят очень многие растения (более конкретно в контексте вопроса сказать нельзя). В частности, многие плодовые растения, которые дают фрукты, многие медоносы, а также сахарная свекла. Кроме того, у представителей семейства Злаковых также число частей цветка не кратно 4. Это означает, что мы можем указать достаточно много продуктов, полученных с использованием таких растений: фруктовое желе (фрукты, сахар, лимонная кислота), мармелад (сахар, лимонная кислота, лимон), сахар рафинад, хлебный квас, соленые
огурцы, мёд.
Соответствие: 7 – А, Г, Д, Ж, З, И.
8. Эти живые организмы накапливают багрянковый крахмал, а также образуют фикобилисомы. Явно имеются в виду Красные водоросли («багрянки»). Из них получают агар-агар, который используют как желирующий агент. Поскольку указано, что фруктовое желе приготовлено на желатине, этот ответнельзя считать правильным. Агар-агар из перечисленных продуктов используется только для производства мармелада.
Соответствие: 8 – Г.
9. Это растения с невзрачными цветками из класса Однодольных, обычно опыляются ветром. Описание соответствует представителям семейства Злаковые (Мятликовые). Зерновки злаков используют в производстве хлеба, т.е. один из продуктов – хлебный квас. Кроме того, сахар можно
получить из сахарного тростника (в задании не указано, какое растение использовали в производстве).Сахар входит в состав желе и мармелада. Его также добавляют при приготовлении кваса. Конечно, злаками откармливают корову, но такие ответы с участием пищевых цепей не будут
засчитаны.
Соответствие: 9 – А, Г, Д, Ж.

pазбирался: Надежда | обсудить разбор

Задание ollbio09920172018

На рисунках изображены растения, для которых характерно перекрестное опыление. Укажите способ опыления для каждого из них.

Способы опыления:
1. Опыление навозными жуками (сапрокантарофилия).
2. Опыление пчелами (мелиттофилия).
3. Опыление летучими мышами (хироптерофилия)
4. Опыление фиговыми осами (бластофагами).
5. Опыление ветром (анемофилия).


А. Сосна – 5. Опыление ветром (анемофилия).
Б. Раффлезия – 1. Опыление навозными жуками (сапрокантарофилия).
В. Яснотка – 2. Опыление пчелами (мелиттофилия).
Г. Аройник – 1. Опыление навозными жуками (сапрокантарофилия).
Д. Фикус (инжир) – 4. Опыление фиговыми осами (бластофагами).

pазбирался: Надежда | обсудить разбор

Задание ollbio06920172018

На картинках изображены растения, которые имеют видоизмененные органы. Найдите соответствие между изображенными растениями и названиями метаморфозов. Укажите для каждого случая, в результате видоизменения какого органа образована данная структура. Дайте не только название, но и соответствующие шифры ответа в виде букв и цифр.

Метаморфозы: I. Корнеплод. II. Корневая шишка. III. Клубнелуковица.
IV. Луковица. V. Клубень.
Органы: 1. Побег. 2. Корень. 3. Корень и стебель. 4. Лист. 5. Почка (видоизмененный побег).

Пример ответа: Е (Гранат) – IX (Семенная кожура) – 7 (Саркодерма).


А (Картофель клубненосный) – V (Клубень) – 1 (Побег)
Б (Редис посевной) – I (Корнеплод) – 3 (Корень и стебель)
В (Лук репчатый) – IV (Луковица ) – 5 (Почка (видоизмененный побег))
Ответ 1 (Побег) также считается правильным.
Г (Батат (Ипомея батат)) – V (Клубень) – 2 (Корень)
Ответ II (Корневая шишка) также считается правильным.
Д (Морковь посевная) – I (Корнеплод) – 2 (Корень)
Ответ 3 (Корень и стебель) также считается правильным.

pазбирался: Надежда | обсудить разбор

Задание ollbio03920172018

С помощью буквенного шифра дайте описание растения, представленного на рисунке.

Семейство: А – Сложноцветные; Б – Злаки; В – Мальвовые; Г – Розоцветные; Д – Паслёновые;
Е –Лилейные.
Листорасположение: Ж – очередное; З – супротивное; И – мутовчатое.
Цветок: К – актиноморфный; Л – зигоморфный; М – неправильный.
Завязь: Н – нижняя; О – верхняя.
Плод: П – ягода; Р – орешек или многоорешек; С – семянка; Т – зерновка; У – листовка; Ф – стручок или стручочек; Х – боб;
Ц – коробочка.
Околоцветник: Ч – редуцированный;
Ш – двойной; Э – простой.

 


Ответ: А, Ж, Н, С, Ш.

pазбирался: Надежда | обсудить разбор

Задание ollbio085820172018

На рисунках изображены растения, для которых характерно перекрестное опыление. Укажите способ опыления для каждого из них.
Способы опыления:
1. Опыление навозными жуками (сапрокантарофилия).
2. Опыление пчелами (мелиттофилия).
3. Опыление летучими мышами (хироптерофилия)
4. Опыление фиговыми осами (бластофагами).
5. Опыление ветром (анемофилия).


А. Шалфей – 2. Опыление пчелами (мелиттофилия).
Б. Ячмень – 5. Опыление ветром (анемофилия).
В. Аройник – 1. Опыление навозными жуками (сапрокантарофилия).
Г. Агава – 3. Опыление летучими мышами (хироптерофилия)
Д. Фикус (инжир) – 4. Опыление фиговыми осами (бластофагами).

pазбирался: Надежда | обсудить разбор

Задание ollbio065820172018

На картинках изображены растения, которые имеют видоизмененные органы. Найдите соответствие между изображенными растениями и названиями метаморфозов. Укажите для каждого случая, в результате видоизменения какого органа образована данная структура. Дайте не только название, но и с соответствующие шифры ответа в виде букв и цифр.

А – Лук репчатый; Б – Свекла обыкновенная; В – Картофель клубненосный; Г – Капуста огородная; Д – Крокус посевной (шафран).
Метаморфозы:
I. Клубень. II. Луковица. III. Клубнелуковица. IV. Корнеплод. V. Кочан.
Органы:
1. Побег. 2. Корень. 3. Корень и стебель. 4. Лист. 5. Почка (видоизмененный побег).

Пример ответа: Е (Гранат) – IX (Семенная кожура) – 7 (Саркодерма).


А (Лук репчатый) – II (Луковица) – 1 (Побег) Ответ 5. (Почка (видоизмененный побег)) также считается правильным.
Б (Свекла обыкновенная) – IV (Корнеплод) – 3 (Корень и стебель)
В (Картофель клубненосный) – I (Клубень) – 1 (Побег)
Г (Капуста огородная) – V (Кочан) – 1 (Побег)
Ответ 5. (Почка (видоизмененный побег)) также считается правильным.
Д (Крокус посевной (шафран)) – III (Клубнелуковица) – 1 (Побег)

pазбирался: Надежда | обсудить разбор

Задание ollbio045820172018

Растения иногда называют «биохимическими фабриками», поскольку они образуют множество самых разнообразных веществ. Часто эти вещества встречаются только у определенных растений. Именно эти «редкие» вещества позволяют человеку использовать растения как лекарства. Ниже приведен список лекарственных растений.
1. Иван-чай узколистный
2. Кофе аравийский.
3. Табак обыкновенный.
4. Орехи кола.
5. Шоколадное дерево (Какао)
6. Морковь посевная
7. Одуванчик обыкновенная
8. Чайный куст (Камелия китайская).
Распределите эти растения по трем группам:
А. Содержат ядовитый алкалоид никотин.
Б. Содержат алкалоид кофеин, стимулирующий нервную систему.
В. Не содержат ни кофеина, ни никотина.


А. Содержат ядовитый
алкалоид никотин
Б. Содержат алкалоид кофеин, стимулирующий нервную систему В. Не содержат ни кофеина,
ни никотина.
3. Табак обыкновенный. 2. Кофе аравийский.
4. Орехи кола.
5. Шоколадное дерево (какао).
8. Чайный куст (Камелия китайская).
1. Иван-чай узколистный
6. Морковь посевная.
7. Одуванчик обыкновенный.

 

pазбирался: Надежда | обсудить разбор

Задание ollbio035820172018

С помощью буквенного шифра дайте описание растения, представленного на рисунке. 

Семейство: А – Сложноцветные; Б – Злаки; В – Мальвовые; Г – Розоцветные; Д – Паслёновые; Е –Лилейные.
Листорасположение: Ж – очередное; З – супротивное; И – мутовчатое.
Цветок: К – актиноморфный; Л – зигоморфный; М – неправильный.
Завязь: Н – нижняя; О – верхняя.
Плод: П – ягода; Р – орешек или многоорешек; С – многосемянка; Т – зерновка; У – листовка; Ф – стручок или стручочек; Х – боб;
Ц – коробочка.
Околоцветник: Ч — редуцированный; Ш – двойной;
Э – простой.

 


Ответ: В, Ж, К, О, Ц, Ш, Э.

pазбирался: Надежда | обсудить разбор

Задание ollbio03101120172018в2

С помощью буквенного шифра дайте описание растения, представленного на рисунке слева.

Семейство: А – Розоцветные; Б – Крестоцветные; В – Паслёновые; Г – Бобовые; Д – Лилейные; Е – Мимозовые.

Цветок: Ж – актиноморфный; З – зигоморфный; И – неправильный

Завязь: К – верхняя; Л – нижняя

Плод: М – ягода; Н – орешек или многоорешек; О – костянка; П – зерновка; Р – семянка; С – стручок; Т – стручочек; У – боб; Ф – коробочка.

Околоцветник: Х – двойной; Ц – простой; Ч – редуцированный


Ответ: Е, Ж, К, У, Х

pазбирался: Надежда | обсудить разбор

Задание EB2419t

Ученик сказал, что капуста — это двудольное однолетнее растение, которое относится к классу крестоцветных (капустных) и имеет плод — кочан.Найдите ошибки в ответе и прокомментируйте их.


Капуста – двулетнее растение.

Крестоцветные (капустные) – семейство, а не класс.

Плод крестоцветных – стручок или стручочек.

Ответ: см. решение

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор

Задание EB17856

Какой хромосомный набор характерен для вегетативной, генеративной клеток и спермиев пыльцевого зерна цветкового растения? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки.


  1. набор хромосом вегетативной и генеративной клеток — n;
  2. вегетативная и генеративная клетки пыльцы образуются путём митоза при прорастании гаплоидной споры;
  3. хромосомный набор спермиев — n;
  4. спермии образуются из генеративной клетки путём митоза

Ответ: см. решение

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор

Задание EB11500

Какой хромосомный набор характерен для клеток зародыша и эндосперма семени, листьев цветкового растения. Объясните результат в каждом случае.


  1. в клетках зародыша семени диплоидный набор хромосом — 2n, так как зародыш развивается из зиготы — оплодотворённой яйцеклетки;
  2. в клетках эндосперма семени триплоидный набор хромосом — 3n, так как образуется при слиянии двух ядер центральной клетки семязачатка (2n) и одного спермия (n);
  3. клетки листьев цветкового растения имеют диплоидный набор хромосом — 2n, так как взрослое растение развивается из зародыша.

Ответ: см. решение

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор

Задание EB20857

Установите последовательность процессов, происходящих при размножении и развитии цветковых растений, начиная с момента формирования пыльцы. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

  1. проникновение спермиев в зародышевый мешок
  2. образование триплоидной клетки
  3. прорастание пыльцевой трубки
  4. формирование семени из семязачатка
  5. образование генеративной и вегетативной клеток

В пыльцевых мешках созревают мужские половые клетки — спермии, а в зародышевом мешке, как мы установили в задании выше, — женские половые клетки — яйцеклетки.

В задании сказано: начиная с момента формирования пыльцы.

Пыльца — генеративные клетки, так что начало — 5) образование генеративной и вегетативной клеток

5

Спермии не просто проваливаются каким-то образом в зародышевый мешок. Они делают это посредством пыльцевой трубки.

5 3 1

Осталось два варианта:

2) образование триплоидной клетки

4) формирование семени из семязачатка

Логично, что последний пункт — формирование семени, предпоследний — образование триплоидной клетки

Ответ: 53124

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор

Задание EB12539

Определите правильную последовательность образования зиготы у покрытосеменных растений.

  1. образование гаплоидной макроспоры
  2. мейоз
  3. образование восьмиядерного зародышевого мешка
  4. формирование яйцеклетки
  5. оплодотворение
  6. митоз
  7. зигота

Начнем с очевидного: в конце образуется зигота. А этому предшествует оплодотворение

5 7

Для оплодотворения однозначно нужна яйцеклетка:

4 5 7

Яйцеклетка находится в зародышевом мешке:

3 4 5 7

Теперь выберем три варианта, которые остались и порассуждаем:

  1. образование гаплоидной макроспоры
  2. мейоз
  3. митоз

Яйцеклетка гаплоидна.

Макроспора гаплоидна.

А вот зародышевый мешок восьмиядерный.

Логично предположить, что макроспора несколько раз поделилась митозом (без деления генетического материла надвое), чтобы образовать зародышевый мешок. Значит, вначале была макроспора, затем она поделилась митозом, затем образовался зародышевый мешок, а предшествовал всему этому мейоз.

Ответ: 2163457

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор

Задание EB16427

Установите правильную последовательность стадий развития семени цветкового растения.

  1. прорастание пыльцевой трубки
  2. опыление
  3. проникновение пыльцевой трубки в семяпочку и оплодотворение
  4. развитие зародыша
  5. образование зиготы

Начнем с конца. С зародыша.

4

Зародыш развиваться должен из зиготы.

5 4

Чтобы была зигота, спермий должен оплодотворить яйцеклетку.

3 5 4

Для оплодотворения должно произойти опыление, для чего должна прорости пыльцевая трубка.

2 1 3 5 4

Ответ: 21354

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор

Задание EB13939

Установите последовательность этапов развития индивидуального однолетнего покрытосеменного растения из семени

  1. образование плодов и семян
  2. появление вегетативных органов
  3. появление цветков, опыление
  4. оплодотворение и формирование зародыша
  5. прорастание семени

Нарисуем табличку для удобства.

По условию задания нам нужно отследить развитие, начиная с семени.

5

Есть органы вегетативные, есть генеративные. Для жизни нужны вегетативные, для оплодотворения-генеративные. В первую очередь должны появиться вегетативные органы.

5 2

Необходимо оставить потомство. Появление цветков, опыление, оплодотворение

5 2 3 4

Заканчивается все появлением плодов и семян

5 2 3 4 1

Ответ: 52341

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор

Задание EB10818

Установите последовательность этапов двойного оплодотворения у покрытосеменных растений.

  1. проникновение спермиев в зародышевый мешок
  2. перенос пыльцы на рыльце пестика
  3. слияние ядра одного спермия с ядром яйцеклетки, другого спермия — со вторичным ядром зародышевого мешка
  4. образование диплоидной зиготы и триплоидной клетки
  5. прорастание пыльцевой трубки в семязачаток

Раз кто-то уже добрался до 11 задания, то, наверняка уже знает, что двойное оплодотворение присуще цветковым растения (то есть покрытосеменным), заканчивается оно тем, что яйцеклетка не просто оплодотворяется, а еще и образуется триплоидная клетка, из которой будут поступать питательные вещества.

Для удобства нарисуем табличку. Не обязательно идти с начала, никто не узнает, если мы пойдем немного с конца, немного с начала.

4

Раз зигота образовалась, то спермии должны были яйцеклетку оплодотворить:

3 4

До оплодотворения спермиям надо проникнуть к яйцеклеткам:

1 3 4

Чтобы оплодотворение произошло, на рыльце пестика должна попасть пыльца:

2 1 3 4

Ну и остается попадание спермиев по пыльцевой трубке

2 5 1 3 4

Готово!

Ответ: 25134

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор

Задание EB21526

Все приведённые ниже термины, кроме двух, используются для описания изображённого на рисунке процесса двойного оплодотворения у цветковых растений. Определите два термина, «выпадающие» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

  1. Пыльцевая трубка достигает зародышевого мешка.
  2. В оплодотворении участвуют вегетативная клетка и спермий.
  3. Из материнских клеток спор образуются микро и макроспоры.
  4. Гаметы — спермии и яйцеклетки — образуются в результате мейоза микроспор.
  5. Яйцеклетка оплодотворяется одним спермием, а другой спермий оплодотворяет центральную клетку.

https://bio-ege.sdamgia.ru/get_file?id=28047


2) В оплодотворении участвует спермий и яйцеклетка. Из вегетативной клетки и другого спермия развивается эндосперм.

4) Гаметы образуются путем митоза, а не мейоза.

Ответ: 24

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор

Задание EB14032

Процесс оплодотворения у цветковых растений характеризуется

  1. образованием цветка
  2. слиянием спермия с центральной клеткой
  3. формированием пыльцевого зерна
  4. слиянием спермия и яйцеклетки
  5. образованием зиготы в зародышевом мешке
  6. делением зиготы путём мейоза

Процесс оплодотворения у цветковых растений характеризуется слиянием спермия с центральной клеткой и слиянием спермия и яйцеклетки; образованием зиготы в зародышевом мешке

Органом полового размножения покрытосеменных растений является цветок. Оплодотворение происходит после попадания пыльцы на рыльце пестика. Этому процессу предшествует прорастание пыльцевого зерна на рыльце пестика. Прорастание начинается с набухания пыльцевого зерна и развития пыльцевой трубки, которая растет через ткани рыльца и столбика, врастает в полость завязи, достигает семязачатка и входит в него через микропиле (от греч. «микро» малый и «пиле» — ворота).

В семязачатке к этому времени бывает развит зародышевый мешок, образовавшийся из мегаспоры и состоящий из семи клеток, одна из которых — яйцеклетка (женская гамета), а самая крупная — центральная клетка с двумя ядрами.

Когда пыльцевая трубка дорастает до зародышевого мешка и входит в него, она лопается и спермии осуществляют оплодотворение — один сливается с яйцеклеткой, образуя зиготу, а другой — с центральной клеткой. Этот процесс называют двойным оплодотворением. Из зиготы затем развивается зародыш, а из центральной клетки эндосперм (ткань, запасающая питательные вещества). После оплодотворения из семязачатков формируются семена, а сам цветок превращается в плод.

Ответ: 246

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор

Даниил Романович | Просмотров: 25.9k

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Как составить мицеллу онлайн
  • Как составить акт списания основных средств ос 4 образец заполнения
  • Как найти хорошего мужа спрашиваю
  • Как найти сайт для sql injection
  • Как составить резюме уже работающему

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии