Как найти икону на которой нет названия

  • #1

Добрый вечер всем. Нашла вот такую икону. Никаких надписей нет. Помогите определить образ Богоматери. Спасибо

  • IMG_20180906_155229.jpg

    IMG_20180906_155229.jpg

    3,1 MB

    · Просмотры: 1.304

  • #5

Склонение головы Богородицы похоже.
Однако, на Тихвинской иконе пята Богомладенца развернута наружу:

Отличительной особенностью извода Богоматери Тихвинской является легкий разворот Богоматери.
Богомладенец также изображается вполоборота с необычно согнутой ногой и пяткой, развернутой наружу.

  • #6

Склонение головы Богородицы похоже.
Однако, на Тихвинской иконе пята Богомладенца развернута наружу:

Значит, какой-то другой извод Одигитрии. Надо искать далее.

  • #7

Ошибся, прошу простить. А Вам Василий благодарность)

  • #8

Здравствуйте. Помогите найти название иконы и какую-то информацию о ней.

  • WP_20181012_23_20_58_Pro.jpg

    WP_20181012_23_20_58_Pro.jpg

    3,5 MB

    · Просмотры: 606

  • #9

Спасибо за совет. Написала на форумы. На одном ответили «возможно это тюремная поделка так как сделана не по канонам церкви ибо на нимбе Христа нет букв которые там просто обязаны быть»…. никто не может определить, в церквях говорят разное, кто Смоленская, кто Казанская.. др. варианты(((( …. Как поступить не знаю — если это и подделка, что делать в таком случае?

  • #10

Здравствуйте, Елена!

Да, действительно на нимбе Христа нет греческих букв «ОΩН«. В трех видимых сторонах креста нимба пишутся буквы греческого слова «ОΩН«, что значит Сущий. Также, как и нет сокращенного надписания имени Иисус Христос, составленного из двух пар букв под титлами «IС ХС». Однако, есть надписание Μρ. ФY, что означает Матерь Божия. О том как складывалась иконография нимба Иисуса Христа и о надписаниях на иконах — читайте в данных статьях.

https://azbyka.ru/nadpisi-na-ikonax
https://bizantinum.livejournal.com/85246.html

О надписи на венце Спасителя и об имени Пресвятыя Богородицы.

«О буквах ОΩН, которые иконописцы пишут на венце Спасителя, да будет тебе известно, что слово это эллинское, то есть, греческое и значит на русском язык: „СЫЙ», а это слово „сый»значит: „который есмь», или „который существует». Этим наименованием назвал Себя Вседержитель Моисею, когда посылал его в Египет, сказав ему: «тако речеши сыном израилевым: СЫЙ посла мя к вам» (Исх. 3, 14). Так назвал Себя Вышний потому, что Он один по существу есть сущий, не имея ни начала, ни конца, но всегда есть, заключая в Себе и прошедшее, и настоящее, и будущее, почему и называется присносущным. Прочие же все Его дела, видимые и невидимые, от Него и по Его благодати имеют бытие, и жизнь, и движение, и пребывание; Он же ни от кого не произошел и не получил бытие, но Сам Собою всегда был, есть и будет в бесконечные веки—безначальный, бессмертный и бесконечный по естеству, жизнь всего живущего и бытие всего существующего. Ангелы и души человеческие созданы Им по благодати, а не сами собою получили бытие, и от Него имеют бессмертие. Но об этом достаточно.

А что иконописцы пишут с обеих сторон иконы Богоматери слова: Μρ. ФY. то знай, что и эти письмена и слова суть греческие, и значат: „Митир Феу»(Μητήρ Φεού), по–русски же это значит: Матерь Божия, а не Марфа, не Мирфу, как некоторые, по неведению греческого языка, думают. Имя Божией Матери—Mapия, а не Марфа и не Мирфу.»

-Максим Грек-

Наиболее вероятно, что это Смоленская Одигитрия. Однако может быть и каким-либо редким изводом Казанской иконы Божией Матери. Однако, каким бы образом эта икона ни была — Божия Матерь — Она у нас одна, независимо от образа.

«Поделка» (с одним «п») и «Подделка» (с двумя п») слова всё же разные и по написанию, и по смыслу.

Смущаться и переживать не стоит. Если вас очень волнует данный вопрос, то можете побеседовать в храме с православным священником. Опишите ему ситуацию, в том числе касающуюся надписаний. Если икона не освящена, то в случае, если священник посчитает возможным освятить данный образ, попросите освятить. И можете молиться перед данной иконой.

Всего доброго!

Последнее редактирование: 24 Ноя 2018

  • #11

Добрый день, Василий!
Огромная благодарность за развернутый ответ. Я так для себя уже и решила, что Божья Матерь одна, если и не определиться ее название, то уже и не важно. В храм схожу, с батюшкой посоветуюсь.
По поводу слова «поделка», я коечно просто описалась, )))) имела ввиду конечно подделку, с русским языком у меня все хорошо. Но спасибо за указание на описку, впредь самой надо быть внимательней……
Я уже изучаю списки Смоленкой, очень похоже, что это она.
Еще раз благодарю за неравнодушие. Благослави Вас Господи!

  • #12

А какие надписи вы хотите увидеть на чеканке,середины- конца 20 века?

  • #13

Доброго времени суток! Помогите , пожалуйста, узнать название иконы.

Последнее редактирование: 6 Дек 2018

  • #14

Светлана,какой иконы?Открывал на разных носителях-иконы не вижу.

  • #15

Спасибо большое! Вот все же получилось загрузить !!! Буду очень благодарна !

  • Изображение 021.jpg

    Изображение 021.jpg

    34 KB

    · Просмотры: 504

  • #17

Последнее редактирование: 27 Дек 2018

  • #18

Спасибо вам большое Василий! Я так давно искала как называется образ Богородицы!!! Когда- то я получила благословение этим образом.

  • #19

Добрый день . Недавно я нашла икону , но понять, что за образ -Не могу. Помогите узнать название иконы . Спасибо

  • 20190221_115853.jpg

    20190221_115853.jpg

    983,1 KB

    · Просмотры: 666

  • #20

Иерусалимская икона Божией Матери.Находится в подземной гробнице Богородицы в Иерусалиме- рядом с Гефсиманским садом .Чудотворная.

Принцип действия системы опознаний такой: новые изображения, которые надо опознать, выводятся выше старых, и помечаются красной (недовольной) мордашкой — их надо опознавать. Владелец информируется о каждом ответе по email. Когда после нескольких одинаковых ответов владелец решит, что опознание верно, он завершит его. Завершенные опознания отмечены зеленой (веселой) мордашкой и находятся в конце списка. Их опознавать не надо, за исключеним случаев, когда предложенное опознание явно неверно; однако, при ответе на завершенное опознание владелец изображения не получит извещения о новом ответе.

Добавлять изображения на опознание и опознавать изображения могут только зарегистрированные пользователи. Пожалуйста, войдите в систему под своим именем для продолжения… Вход | Регистрация.

3231[икона]

(1370×918, 481 Kb)

Уменьшить

Опознать / читать ответы

Добавлено на опознание: 2023-05-10 22:33:26

Владелец: PetrK

Владелец доволен опознанием? Пока еще нет… [not happy]

Ответов нет.

3230[икона]

(565×887, 161 Kb)

Уменьшить

Опознать / читать ответы

Добавлено на опознание: 2023-05-10 22:33:05

Владелец: PetrK

Владелец доволен опознанием? Пока еще нет… [not happy]

Описание владельца: Здравствуйте! Помогите, пожалуйста, определить икону и ее примерный возраст. Спасибо!

Ответов: 2. Последний ответ: Здравствуйте. На иконе изображены св.апостолы Петр (с ключом от рая) и Павел. А вот время написания — лучше к спецам. Или 19 век или монастырская икона, написанная намного ранее.

3228[икона]

(2160×2160, 2020 Kb)

Уменьшить

Опознать / читать ответы

Добавлено на опознание: 2023-04-28 23:21:48

Владелец: vsv0691

Владелец доволен опознанием? Пока еще нет… [not happy]

Описание владельца: Помогите опознать название и период написания. Икона со стеклярусом и накладным венцом. Киот и изоражение без надписей. Знаю, что Троеручица, но это все

Ответов: 1. Последний ответ: Здпавсивуйте! Ещё раз, пожалуйста, сформулируйте свой вопрос. Вы что хотели попросить узнать? Название иконы Вы написали верное. Образ Богородицы называется Троеручица. Историю образа, если захотите, найдёте на этом сайте. Слева для нас написаны гла […]

3227[икона]

(1080×2340, 898 Kb)

Уменьшить

Опознать / читать ответы

Добавлено на опознание: 2023-04-15 20:15:13

Владелец: KatePanfilova1992

Владелец доволен опознанием? Пока еще нет… [not happy]

Описание владельца: Помогите опознать икону

Ответов: 2. Последний ответ: см. http://pravicon.com/image-3234 http://pravicon.com/image-28264 http://pravicon.com/image-35261

3226[икона]

(1080×2340, 898 Kb)

Уменьшить

Опознать / читать ответы

Добавлено на опознание: 2023-04-15 20:15:08

Владелец: KatePanfilova1992

Владелец доволен опознанием? Пока еще нет… [not happy]

Описание владельца: Помогите опознать икону

Ответов нет.

3224[икона]

(3072×4096, 2926 Kb)

Уменьшить

Опознать / читать ответы

Добавлено на опознание: 2023-04-05 14:36:39

Владелец: Moleben

Владелец доволен опознанием? Пока еще нет… [not happy]

Описание владельца: Икона куплена дочерью но название не запомнила

Ответов: 2. Последний ответ: см. http://pravicon.com/icon-279

3223[икона]

()

Уменьшить

Опознать / читать ответы

Добавлено на опознание: 2023-04-04 14:11:58

Владелец: Buselak123

Владелец доволен опознанием? Пока еще нет… [not happy]

Описание владельца: Икона досталась в наследство, никаких данных о ней нет

Ответов нет.

3222[икона]

(3024×4032, 1439 Kb)

Уменьшить

Опознать / читать ответы

Добавлено на опознание: 2023-04-04 13:34:23

Владелец: Buselak123

Владелец доволен опознанием? Пока еще нет… [not happy]

Описание владельца: Икона досталась в наследство, никаких данных о ней нет

Ответов: 2. Последний ответ: Здравствуйте! Скажите, пожалуйста ,Борис, а храм в Вашей станице или недалеко от Вас есть? Какие данные Вы хотите узнать? Паспортные данные у иконы есть Она Ваше наследство и кто-то из родни перед ней молился. Начните с этого, если Вам что-то интере […]

3221[икона]

(4000×3000, 4002 Kb)

Уменьшить

Опознать / читать ответы

Добавлено на опознание: 2023-03-29 21:31:27

Владелец: Rognar

Владелец доволен опознанием? Пока еще нет… [not happy]

Описание владельца: Надписи на иконе не читаемы.
Сзади:
— остатки бумажного ценника Калужской епархиальной лавки в дореформенной орфографии;
— клеймо, предположительно, Первой московской художественно-изобразительной артели (неразборчиво второе слово). Под клеймом, предположительно, трудно разбираемые три фамилии.

Ответов: 3. Последний ответ: действительно проглядел бороду но расцветка прическа прложение рук свиток сразу бросилось в глаза первое впечатление было Лев Римский, свт. http://pravicon.com/icon-2260 но везде у него евангелие а не свиток проще назначить или получше расмотр […]

3220[икона]

(4624×2084, 2829 Kb)

Уменьшить

Опознать / читать ответы

Добавлено на опознание: 2023-03-23 11:27:47

Владелец: KRISTINAG

Владелец доволен опознанием? Пока еще нет… [not happy]

Ответов нет.

3219[икона]

(3072×4096, 4384 Kb)

Уменьшить

Опознать / читать ответы

Добавлено на опознание: 2023-03-22 20:16:08

Владелец: Andreevna19

Владелец доволен опознанием? Пока еще нет… [not happy]

Ответов нет.

3218[икона]

(3072×4096, 4384 Kb)

Уменьшить

Опознать / читать ответы

Добавлено на опознание: 2023-03-22 20:15:33

Владелец: Andreevna19

Владелец доволен опознанием? Пока еще нет… [not happy]

Ответов нет.

3217[икона]

(2480×3508, 4722 Kb)

Уменьшить

Опознать / читать ответы

Добавлено на опознание: 2023-03-17 13:13:51

Владелец: Ramil21

Владелец доволен опознанием? Пока еще нет… [not happy]

Описание владельца: Из интернета

Ответов: 1. Последний ответ: «Страстная»

3216[икона]

(3120×4160, 3712 Kb)

Уменьшить

Опознать / читать ответы

Добавлено на опознание: 2023-03-15 12:10:15

Владелец: natalya000

Владелец доволен опознанием? Пока еще нет… [not happy]

Ответов нет.

3215[икона]

(4032×3024, 6030 Kb)

Уменьшить

Опознать / читать ответы

Добавлено на опознание: 2023-03-04 16:30:27

Владелец: Pishik

Владелец доволен опознанием? Пока еще нет… [not happy]

Ответов нет.

3214[икона]

(1280×957, 208 Kb)

Уменьшить

Опознать / читать ответы

Добавлено на опознание: 2023-03-02 15:03:49

Владелец: Valerii

Владелец доволен опознанием? Пока еще нет… [not happy]

Ответов нет.

3213[икона]

(950×1170, 222 Kb)

Уменьшить

Опознать / читать ответы

Добавлено на опознание: 2023-03-01 19:21:17

Владелец: Poligraf

Владелец доволен опознанием? Пока еще нет… [not happy]

Ответов: 5. Последний ответ: вероятно, предположительно СВЯТЫЕ, или ИЗБРАННЫЕ СВЯТЫЕ…?

3212[икона]

(4608×3456, 7750 Kb)

Уменьшить

Опознать / читать ответы

Добавлено на опознание: 2023-03-01 13:13:52

Владелец: Samrus

Владелец доволен опознанием? Пока еще нет… [not happy]

Ответов нет.

3211[икона]

(4608×3456, 7567 Kb)

Уменьшить

Опознать / читать ответы

Добавлено на опознание: 2023-03-01 13:13:33

Владелец: Samrus

Владелец доволен опознанием? Пока еще нет… [not happy]

Ответов нет.

3210[икона]

(4608×3456, 7834 Kb)

Уменьшить

Опознать / читать ответы

Добавлено на опознание: 2023-03-01 13:13:15

Владелец: Samrus

Владелец доволен опознанием? Пока еще нет… [not happy]

Ответов нет.

3209[икона]

(4608×3456, 7826 Kb)

Уменьшить

Опознать / читать ответы

Добавлено на опознание: 2023-03-01 13:12:50

Владелец: Samrus

Владелец доволен опознанием? Пока еще нет… [not happy]

Ответов нет.

3208[икона]

(4608×3456, 7925 Kb)

Уменьшить

Опознать / читать ответы

Добавлено на опознание: 2023-03-01 13:12:22

Владелец: Samrus

Владелец доволен опознанием? Пока еще нет… [not happy]

Ответов нет.

3207[икона]

(4608×3456, 7710 Kb)

Уменьшить

Опознать / читать ответы

Добавлено на опознание: 2023-03-01 13:09:39

Владелец: Samrus

Владелец доволен опознанием? Пока еще нет… [not happy]

Ответов нет.

3206[икона]

(2922×3573, 5085 Kb)

Уменьшить

Опознать / читать ответы

Добавлено на опознание: 2023-02-26 13:15:36

Владелец: Vivod

Владелец доволен опознанием? Пока еще нет… [not happy]

Описание владельца: Иоаким и Анна

Ответов: 1. Последний ответ: в чем вопрос если Описание владельца: Иоаким и Анна правда забыли Иоанна Богослова

3205[икона]

(4000×3000, 6018 Kb)

Уменьшить

Опознать / читать ответы

Добавлено на опознание: 2023-02-26 13:11:46

Владелец: Vivod

Владелец доволен опознанием? Пока еще нет… [not happy]

Описание владельца: Деисис
Офпосинья
Василий и 12 апостолов
Иван
Марта
Онисья
Евдокия

Ответов: 1. Последний ответ: в чем вопрос если вроде имена прочитаны правда не понял где 12 апостолов

В 24.01.2018 в 03:19, ТатьянаКудрявцева сказал:

У иконописца спросить — он вам точно ответит

Идея, конечно хорошая.. заминка в одном только — в наличие иконописца… Может быть адресом/эл.почтой  такового можете поделиться?


P.S. размещала свой вопрос на сайте pravicon.. один из ответов скорее смутил, чем прояснил что-то:  » Это скорее всего влияние западной (польской) живописи на Украине. Икона могла быть написана униатами, католиками или под этим влиянием. а посмотрите польские сайты, даже интересно и нам напишите, мне напоминает образ П.Б. Пасовская, известная у нас как Пасовская,Пасовская Цесарская = равно царская, посмотрите корону у младенца), как вариант копии. (что не совсем обязательно).»

Grigoriewa

27 октября 2014

Как найти нужную икону в храме

Нередко при посещении незнакомого храма бывает трудно сориентироваться. В храме множество икон, но есть ли среди них тот образ, перед которым вам хотелось помолиться. Обратитесь за помощью к служащим храма или прихожанам. Но если некому подсказать, можно присмотреться к типу изображения и самостоятельно определить, что это за образ.

Как найти нужную икону в храме

Почтить празднуемое событие

Если в этот день празднуется событие из жизни Спасителя или Богоматери, либо святого, к иконе которого вы и хотите подойти, то в центре храма обычно выкладывается этот образ на аналой. Эта икона считается праздничной. Если в храме нет отдельной иконы поминаемого в этот день события или святого, то на аналой кладут минейную, т.е. месячную икону. Данный святой или событие будет изображено на ней в числе всех святых и событий данного месяца. В воскресный день  на аналое всегда располагается образ Воскресения Христова.

Найти икону Богородицы

Существует множество вариантов изображения  Богоматери. Типы иконографии изображения Богоматери делятся на несколько групп.

Тип «Умиление» —  в греческой иконописи этот тип называется «Сладкое лобзание». Богородица и младенец прильнули друг к другу ликами, Христос обнимает Мать за шею рукой. Также  к этому типу относятся иконы, где Богородица  изображается одна. Это иконы Богоматери  — Умиление (Дивеевская), Владимирская, Донская, Почаевская, Взыскание погибших, Феодоровская. 

Тип «Одигитрия» —  с греческого «Путеводительница». Богородица изображена фронтально и указывает рукой на младенца, сидящего на другой ее руке. При этом он благословляет рукой. Это иконы Богоматери — Иверская, Казанская, Смоленская, Троеручица.

Тип «Знамение» —  с греческого»Молящаяся» — Богородица с приподнятыми руками, полуфигура Христа в юношеском облике расположена в сфере на уровне груди Богородицы. Это иконы — Знамение Новгородская, Корчемная, Курская-Коренная, Царскосельская.

Найти икону святого

Для этого необходимо знать, кто он: преподобный, мученик, целитель, апостол, святитель и т.д. Каждый чин святого имеет свои обязательные иконографические атрибуты. Одним из опознавательных знаков служит одежда. У мучеников цвет одежды обычно красный, а у преподобных одежда темных оттенков.

Апостолы-евангелисты изображаются пишущими Евангелие, в руках мучеников обычно крест или изображены орудия мучения — колесо, меч и т.д., врачи-бессеребреники держат сосуд с лекарствами или ложечку, столпники изображаются стоящими на столпе.

Желательно знать портретные черты известных святых: так, почти всегда узнаваемы Николай Чудотворец, Серафим Саровский, Пантелеимон Целитель, Георгий Победоносец, Царская семья.

Можно помолиться и поставить свечу своему святому или/и нескольким святым перед  иконой «Всех святых».

Сегодня на необъятных просторах сети встречается много заманчивых предложений, купить икону в интернет магазине. И человеку ищущему духовных ценностей, поддержки и помощи у Бога не всегда легко определиться в вопросе где и какую икону приобрести. В многочисленных галереях икон можно найти прекрасные образцы церковного искусства, как дорогие эксклюзивные иконы, написанные по индивидуальному заказу, рукописные иконы, так и доступные недорогие иконы массового производства с использование лучших технологий современной печатной техники. Магазин икон при иконописной мастерской “Радонежъ” предлагает мерные, именные, семейные и храмовые иконы– исключительно ручной работы.

Давайте рассмотрим несколько вариантов, какую икону выбрать:

Определение возраста старинной иконы требует профессионального подхода

Чтобы определить возраст и ценность иконы, необходимо учитывать множество специфических критериев. Важны не только технические моменты и атрибуты, перечисленные выше, но и художественные особенности. Мастера разных веков, школ, стилей отличались разной техникой нанесения краски и манерой изображения святых.

Человеку, далекому от искусствоведения и иконописи, не получится самостоятельно определить, сколько лет антиквариату. Сделать это помогут только профессионалы, много лет работающие в этой сфере. Одна из таких экспертных в Москве. Обратившись к ее специалистам, можно определить период создания, стоимость изделия в режиме онлайн и получить консультацию по быстрой и выгодной продаже.

«Дело иконотворения», или Как писали иконы на Руси

Древняя Русь не знала такого вида искусства, как живопись. Первыми живописными изображениями на Руси стали иконы. Древнерусская иконопись по праву считается лучшей в мире. И хотя иконопись как искусство вместе с ее канонами пришла на Русь из Византии, древнерусская иконопись вскоре стала самобытной. Беря свое начало в Х веке, она вплоть до века XVII оставаясь ядром древнерусской культуры.

«В мастерской иконописца». Егор Зайцев, 1998 год

Технология написания икон своеобразна и сложна. Традиции и устоявшиеся приемы затрагивали не только иконографию, но и выбор материала, на котором писались иконы, вещество грунта, способ подготовки поверхности под живопись, технологию изготовления красок и, наконец, последовательность письма.

На чем писали иконы

Писали иконы чаще всего на досках: использовали липу, на Севере — лиственницу и ель, в Пскове — сосну. Вообще выбор древесины для изготовления икон был обусловлен местными традициями и тем, какие породы деревьев были распространены в данной конкретной местности.

Дорогие иконы старались писать на кипарисе: это дерево дольше сохраняется, не впитывает влагу (кстати, традиционно на кипарисовых досках писались иконы в Византии).

Это только на первый взгляд кажется, что для создания иконы подойдет любая доска. На самом деле даже выбор материала для будущих икон был строго регламентирован.

Изготовлением досок для икон занимались, как правило, древоделы. Процесс этот был длительным и трудоемким. Доску вытесывали из бревна, выбирая самый крепкий слой ствола — внутренний. Кроме того, дерево должно было быть сухим и выдержанным.

Для маленьких икон могла использоваться одна доска. Для икон большого размера соединялось несколько досок — их склеивали между собой специальным столярным клеем. Для того чтобы на доске держался грунт, лицевая сторона заготовки отстругивалась зубчатым рубанком. С тыльной стороны доска также остругивались, а чтобы избежать коробления доски в будущем, в неё врезались шпонки.

На лицевой стороне доски обычно делалась неглубокая выемка — ковчег, ограниченный по краям доски незначительно возвышающимися над ним полями.

В иконе все символично: ковчег здесь являет собой образ спасения, как ковчег Завета. Возвышающиеся края доски над ковчегом – это поле, а скос между полем и ковчегом называется лузга.

Характер крепления, глубина ковчега и ширина полей нередко позволяют определить время и место изготовления иконной доски. Поля древних икон ХI-ХII веков, как правило, широкие, а ковчег глубокий. Более поздние иконы имеют узкие поля, а с XIV века иконы иногда писались на досках без полей.

На доску наклеивали холст — паволоку, а на паволоку наносили сделанный из мела и рыбьего (чаще осетрового) клея грунт — левкас. После просушки доски левкас шлифовался до такой степени, что поверхность будущей иконы становилась похожей на гладкую кость.

Прежде чем начать писать икону, доску для нее надо тщательно подготовить.

Итак, доска для будущей иконы готова. А дальше начиналось самое интересное.

Соборное творчество

На Руси икону обычно писала целая артель, которой руководил один мастер — он был духовным наставником и от него зависело воплощение сакрального (божественного) смысла изображаемого.

Евангелист Лука пишет икону Богоматери (Михаил Дамаскин, XVI век).

Большинство иконописцев были монахами, и мы часто не знаем их имен — художник не ставил свою подпись на иконе, потому что воспринимал себя как смиренное «орудие» Бога.

При соборном процессе разные части иконы писали разные мастера: знаменщики, личники, доличники, позолотчики и олифщики.

На подготовленную основу наносили прориси — контуры будущего изображения. Сначала выполняли первую прорисовку изображений, затем вторую, более подробную. Первая прорисовка делалась легким касанием угля из берёзовых веток, вторая — коричневой или чёрной краской.

Троица Новозаветная. Вот с таких прорисей начинался процесс написания иконы.

Для каждой иконы был образец прориси: для Богоматери Умиление — свой, для Троицы — свой. Эти образцы — подлинники указывали, какой должна быть «подлинная», соответствующая канону икона. Подлинники, служившие образцами, хранились в монастырях.

Наносили прориси знаменщики — они «знаменовали», какая будет создана икона.

После этого начинали собственно письмо. Сначала золотили то, что требовалось: свет, поля иконы, складки одежды, венцы. Затем выполняли доличное письмо: фон, одеяния, детали. На заключительном этапе писались лик и руки (это называлось личное письмо).

Образ Спас Золотая Риза был написан в XI веке специально для Руси. Свое название икона получила из-за утраченного ныне сплошного позолоченного оклада. Иконе можно поклониться в Успенском соборе московского Кремля.

Наиболее сложное в написании иконы — изображение лика. Лики пишутся плавями, то есть жидко разведенными красками, так, чтобы один цвет неприметно перетекал в другой. В завершение работы иконописец наносит так называемые пробела или оживки, которые придают иконе яркость, а лику — выразительность. Иногда фон иконы покрывается тончайшим слоем золота, что придает иконе особо торжественный вид.

Для золотого фона наклеивали на паволоку почти прозрачные листы золотой фольги, а тонкие линии часто прописывали твореным золотом.

Какими красками писали иконы

При написании икон применяли краски, в которых связующей средой являлась эмульсия из воды и яичного желтка — темпера.

Темпера как нельзя лучше подходила для написания икон: она требовала от мастера неспешной работы, которая была сродни монашеской аскезе: темперой нельзя моделировать, ее можно лишь наслаивать, строго следя за тем, чтобы новый слой ложился на просохшую краску. Так шло постепенное «раскрытие» образа. То, что мастер видел духовным взором, проявлялось на доске в немеркнущих красках темперы.

Традиционно используемые в иконописи для приготовления красок минеральные пигменты. После их предварительной очистки и растирания полученные цветные порошки разводят в эмульсии на основе яичного желтка.

Темперная живопись требует виртуозной техники и высокой культуры письма. Этого достигали в течение долгих лет ученичества.

В завершение работы икону покрывали масляным лаком — олифой. Он делал поверхность блестящей, а краски — более яркими. Однако же именно олифа стала впоследствии причиной забвения подлинной древнерусской иконы.

Почему поновляли иконы?

Все дело в том, что олифа, которой покрывали иконы, имеет свойство сильно темнеть. И через 50-100 лет после создания иконы от яркого изображения на доске оставалась лишь коричневая пленка, сквозь которую едва проглядывали темные силуэты. Но и «постаревшая» икона по-прежнему оставалась священной, и ее нельзя было выбросить. Поэтому икону поновляли — поверх существующего изображения по тем же или похожим прорисям писали новое, опять покрывали олифой, и… через сто лет повторялась та же история.

Если внимательно присмотреться к иконе Владимирской Богоматери XII века, то можно увидеть на ней несколько слоев: от XII века сохранились только лики младенца Христа и Богоматери, а все остальное — это живопись XV и XVI веков.

Сменялись поколения художников, изменялись и каноны. Например, иконописец XVII века был гораздо свободнее в своем искусстве и писал по-иному, чем иконописец XV столетия. Он мог изобразить больше деталей и фигур, написать богатый фон. Кроме того, появлялись новые краски, которых еще не знали прежние художники. И порой икона со временем из-за многочисленных поновлений преображалась так, что зритель и не догадывался, какой она была раньше.

Под несколькими слоями живописи мог скрываться шедевр Рублева или Дионисия.

Поэтому древнерусская иконопись долго оставалась неизвестной, и лишь в начале XX века старые иконы начали расчищать, бережно, слой за слоем снимая позднюю, в основном не очень хорошую живопись, пока не добирались до первоначального изображения.

Каким должен был быть иконописец

Важно отметить, что иконотворчество на Руси считалось делом почётным и ответственным, оно рассматривалось как дар Божий и духовный подвиг, требующий соответствующей праведной жизни.

Работе мастера предшествовал строгий пост, усердные молитвы, получение благословения от духовного наставника и уединение. Написание иконы было актом общения с миром иным и требовало духовного и физического очищения, когда все плотское по возможности подавлялось.

Преподобный Алипий Печерский. Стенная роспись В.М. Васнецова в Свято-Владимирском соборе Киева (1885–1895 гг.).

С именем Алипия Печерского связано зарождение русской иконописи домонгольского периода.

Вот какие требования к личности и образу жизни иконописца мы можем прочитать в определениях Стоглавого собора 1551 года: «Подобает быть живописцу смиренну, кротку, благоговейну, не празднословцу, не смехотворцу, не сварливу, не завистливу, не пьянице, не грабителю, не убийце, наипаче же всего хранить чистоту душевную и телесную со всяким опасением; а кто не может до конца так пребыть, пусть женится по закону. Подобает живописцам часто приходить к отцам духовным, во всем с ними советоваться и по их наставлению жить в посте, молитве и воздержании со смиренномудрием, без всякого зазора…»

Возможно, и в вашем доме хранятся старинные деревянные иконы, ставшие семейной реликвией, святыней, передающейся от поколения к поколению. И это прекрасная традиция.

А в нашем интернет-магазине «Япос» вы можете приобрести замечательные иконы, изготовленные в Дивеевских мастерских с соблюдением технологий древних мастеров и украшенные бисером, золотым шитьем, натуральными камнями. Они обязательно займут достойное место в домашнем иконостасе и будут храниться в вашей семье много лет.

Вам может повезти и вы найдете на старой иконе подпись иконописца, по которой легко определите, старинная икона или нет. Часто встречаются иконы с дарственными, авторскими и владельческими надписями, которые также помогают в атрибуции. Если икона идет в серебряном или золотом окладе, на нем должны быть клейма, по которым также можно определить “возраст”.

Но из этого правила также есть исключения:, к примеру, оклад сделали позднее, чем написали саму икону, или под ранний оклад подобрали позднюю икону. В таких случаях только опытный эксперт по антиквариату сможет определить старинная икона или нет, если да, то в каком веке она была написана.

Не знаете, как продать икону в Киеве, Харькове, Одессе, Херсоне, Николаеве, Сумах, Днепре и других городах Украины? Звоните (099) 447-63-93.

Фактор №2

Определите сюжет вашей иконы. Сделать это самому будет непросто, в некоторых случаях даже на скупке антиквариата сходу не дадут ответ. Есть такие сюжеты, которые появились не так давно, к примеру, Царственные мученики — они были причислены к лику святых в 21 веке, так что понятно, что икон 17, 18 и 19 веков с ними быть не может. И таких примеров, как с Царскими мучениками, много.

Самые распространенные иконы — это Господь Вседержитель и Пресвятая Богородица. Атрибутировать остальные сюжеты без помощи эксперта по антиквариату будет трудно. К примеру, только на коне могут быть великомученик Георгий Победоносец, Архангел Михаил, святой мученик Трифон.

Иконопись в Древней Руси

Появление древнерусских икон относится к знаменательному событию, связанному с крещением Руси, под руководством киевского князя Владимира Святославовича.

Первыми иконами на Руси являются работы великого иконописца Феофана Грека. Приехав из Византии в Новгород, а затем в Москву, он стал главным основоположником всей отечественной иконографии. Среди его созданных произведений, самыми известными иконами киевской Руси, являются следующие работы:

Донская икона Божией Матери

Донская икона Божией Матери

Икона Преображения Иисуса Христа на горе Фавор

Икона Преображения Иисуса Христа на горе Фавор

Апостол Петр

Апостол Петр

Также среди самых признанных и наиболее почитаемых святынь являются иконы 15 века Андрея Рублева.

Творчество Андрея Рублева сумело внести огромный вклад и важное значение в развитие русско-православной иконографии.

К числу наиболее признанных его произведений относят:

Икона «Троица»

Икона «Троица»

Икона«Спас»

«Спас»

Преображение Господне

Преображение Господне

Рождество Христово

Икона Рождество Христово

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Как найти рыночный способ
  • Как найти произведение комплексных чисел онлайн
  • Как найти своего святого по дате рождения
  • Отключен превышено время ожидания в торрент как исправить
  • Как найти в консультанте учебники

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии