Дата публикации: 09 апреля 2017.
Урок и презентация на тему: «Математическая статистика, элементы статистики»
Дополнительные материалы
Уважаемые пользователи, не забывайте оставлять свои комментарии, отзывы, пожелания! Все материалы проверены антивирусной программой.
Скачать:
Математическая статистика, элементы статистики (PPTX)
Статистика, введение
Темой сегодняшнего урока будет математическая статистика.
Этот предмет занимается статистикой, используя различные математические методы. Математическая статистика — это самостоятельно развивающийся раздел математики, в котором существуют и свои уникальные способы решения различных задач.
Так чем же занимается и для чего нужна математическая статистика?
Предположим, что у учеников девятых классов измерили рост. Как представить полученные данные? Можно записать их в строчку друг за другом, можно разделить данные по классам, можно попробовать создать таблицу. Все эти способы довольно громоздки и неудобны. Будет сложно извлечь информацию из такого набора чисел. А теперь представьте, что измерили рост учеников девятых классов всех школ в городе. Количество измерений может перевалить за тысячу.
Математическая статистика занимается обработкой данных и представлением их в виде удобном для восприятия. Это только одна из задач статистики. Построение прогнозов и оценок; применение различных методов исследования; достоверность проведенных испытаний и многое другое — вот чем занимается статистика.
Как же обрабатывает информацию статистика?
- Данные измерений упорядочивают и группируют.
- Составляют таблицы распределений данных.
- По таблицам строят графики распределений.
- В итоге создается паспорт измерений, в котором собраны числовые характеристики полученной информации.
Давайте рассмотрим эти пункты.
Упорядочивание и группировка данных
Первое, что необходимо сделать при анализе данных, определить рамки, в которых находится исследователь. Выбираются наименьшее и наибольшее допустимые значения, которые могут не совпадать с полученными данными. Например, при измерении роста учеников, шансов, что кто-то будет ниже 140 сантиметров и выше 200 сантиметров очень мало. Если найдется такой вариант, то данные статистики можно подкорректировать.
При измерении роста могут получиться числа: 140,150,160,170,180,190,200 – это общий ряд данных, которые принято располагать в порядке возрастания. Общий ряд данных может быть и другим, например: 140,145,150,155,160,…,190,195,200. Как представить общий ряд данных зависит от конкретной задачи.
Пример. Составить общий ряд данных, включающих:
а) месяцы рождения одноклассников,
б) годов рождения родственников и друзей,
в) буквы, с которых начинается слово.
Решение.
а) Всего месяцев 12, если их перечислить по цифрам, то получим общий ряд: 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12.
б) Шанс, что кто-то из родственников старше 100 лет — мал, а что, кто-то родился в этом году — есть. Тогда общий ряд годов рождения можно составить так: 1910,1911,1912,…, 2009,2010,2011,2012,2013,2014.
в) Слово может начинаться с любой буквы алфавита, кроме ь, ы, ъ. Тогда возможны 30 вариантов, если их представить численным рядом, то получим: 1,2,3,4,…,28,29,30.
Понятие «общий ряд» не является строгим, в примере б) мы могли начать ряд с 1900 года, ряд так же назывался «общим».
При проведении эксперимента данные из общего ряда могут не встретиться. Вернемся к нашему примеру б) и рассмотрим конкретный случай.
Вова назвал года рождения родственников: 1935,1937,1960,1965,1980,1981,1997,2005.
Общий ряд представлял собой последовательность: 1910,1911,1912,…,2009,2010,2011,2012,2013,2014.
У Вовы встретились конкретные измерения, которые называются «вариантой измерения».
Варианта измерения – это возможный вариант проведенного измерения.
Если все варианты измерений перечислить по порядку, то получится ряд данных измерения.
Для нашего примера составим таблицу:
Пример. Выписать ряд, состоящий из букв, которые встречаются в словах: мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка, тетя, дядя.
Решение. Ряд будет выглядеть так: а, б, д, е, к, м, п, р, с, т, у, ш, я. Встретились 13 букв из 33.
Некоторые буквы встречаются несколько раз, например, буква а – девять раз, другие – реже.
Определение. Если среди всех данных конкретного измерения одна из вариант встретилась ровно к раз, то число к называют кратностью измерения.
В этом примере буква а имеет кратность — 9.
Запишем кратности для каждой из букв:
Далее варианты нужно сгруппировать. Создадим сгруппированный ряд данных:
а,а,а,а,а,а,а,а,а,б,б,б,д,д,д,д,е,е,е,к,к,м,м,п,п,р,р,с,с,т,т,т,т,у,у,ш,шя,я,я.
Число повторений каждой варианты равно кратности варианты.
Составление таблицы распределения данных
Если сложить все кратности, получится количество всех данных измерения или объем измерения. Объем измерения равен количеству букв встречающихся в наших словах. Для проверки всегда складывают кратности, сумма должна равняться количеству элементов измерения.
Далее вычисляют частоту варианты.
Частота варианты=Кратность варианты/Объем измерения.
Составим таблицу частот измерений:
Сумма всех частот всегда равна единице, так как это сумма всех дробей с одинаковым знаменателем, а сумма всех числителей как раз и равна знаменателю. Для удобства, часто переводят частоты в проценты от объема измерения. Составим таблицу еще одну таблицу, каждую частоту в новой строке помножим на 100.
Графическое представление данных
Давайте построим графики функций распределения по таблицам. Договоримся, что вместо букв будем использовать цифры 1,2,3,…,13.
Тогда наша таблица примет вид:
По оси абсцисс отложим цифры, соответствующие буквам, а по оси ординат – значения частот появления варианта. Графическое изображение имеющейся информации – график распределения частот.
Таблица значений:
График распределения частот:
График распределения частот также называют полигоном распределения.
Давайте построим график распределения частот процентов. Его тоже называют полигоном распределения процентов.
Таблица значений.
Полигон распределения процентов:
Даже не большая по объему данных задача, представляет собой довольно таки утомительную процедуру подсчета и составления таблиц и графиков распределений.
Числовые характеристики данных измерения
Наши данные обладают уникальными числовыми характеристиками. Давайте определим некоторые из них.
Разность между максимальной и минимальной вариантой называют размахом измерения.
На наших графиках — это область определения (разность крайнего правого значения и крайнего левого значения на оси абсцисс). В нашем примере размах равен $13-1=12$.
Варианта, которая встречается чаще других, называется модой. В нашем примере это буква а или число 1, в зависимости от обозначения.
Если у нас есть таблица распределения частот, то в строчке частот ищем наибольшее число, и смотрим, какому варианту оно соответствует. На графике, это точка в которой достигается максимальное значение.
Наиболее важная характеристика – среднее значение (среднее арифметическое или просто среднее).
Чтобы найти среднее значение нужно:
а) Просуммировать все данные измерения.
б) Полученную сумму разделить на количество вариантов.
Для нашего примера найдем среднее значение:
$frac{1*9+2*3+3*4+4*3+5*2+6*2+7*2+8*2+9*2+10*4+11*2+12*2+13*3}{40}=5,775$.
Среднее значение можно найти другим способом:
а) Каждую варианту умножить на ее частоту.
б) Сложить получившиеся значения.
Подсчитаем этим способом:
1*0,225+2*0,075+3*0,1+4*0,075+5*0,05+6*0,05+7*0,05+8*0,05+9*0,05+10*0,1+11*0,05+12*0,05+13*0,075=5,775.
Давайте рассмотрим еще один пример.
На экзамене по математике 25 учеников 9 класса получили такие оценки:
5,4,3,3,5,4,3,3,4,4,5,5,2,2,5,5,5,3,3,4,5,5,4,3,2.
а) Составить общий ряд данных. Упорядочить и сгруппировать.
б) Составить таблицы распределения и распределения частот.
в) Построить графики распределения и распределения частот.
г) Найти среднее, моду, размах.
Решение.
Возможны такие оценки: 1,2,3,4,5 – общий ряд данных.
В нашем примере встречаются оценки: 2,3,4,5 – ряд данных, все числа в ряде – варианты измерений.
Составим сгруппированный ряд: 2,2,2,3,3,3,3,3,3,3,4,4,4,4,4,4,5,5,5,5,5,5,5,5,5.
б) Объем измерения равен 25, так как 25 оценок выставлено.
Составим таблицу:
в) Нарисуем графики:
Полигон распределения данных:
Полигон распределения частот:
Полигон распределения частот процентов:
Все графики похожи между собой, различия только в масштабе оси ординат.
г)Найдем среднее значение:
$2*0,12+3*0,28+4*0,24+5*0,36=0,24+0,84+0,96+1,8=3,81$.
Мода: чаще всего встречается оценка пять, она и будет модой.
Размах: $5-2=3$.
Задачи статистики для самостоятельного решения
1.На экзамене по математике 50 учеников 9 класса получили такие оценки:
5,3,4,4,5,4,3,2,4,3,5,1,2,3,5,4,5,3,3,4,5,5,4,3,1,3,4,5,4,3,2,2,1,4,4,5,5,4,4,5,3,3,3,2,1,5,4,3,2,5.
а) Составить общий ряд данных. Упорядочить и сгруппировать.
б) Составить таблицы распределения и распределения частот.
в) Построить графики распределения и распределения частот.
г) Найти среднее, моду, размах.
Как рассчитать кубатуру
Кто не в курсе, то кубатура не что иное как объём тела, или вещества, занимаемое в пространстве. Вообще, людей с давних пор интересуют вопросы, связанные с объемами тела, например, сколько влезет в меня еды, или сколько места займёт этот камень в моей пещере.
Практически в каждой стране и культуре есть собственный простые методы и таблицы для измерения кубатуры, как для жидкости, так и для сыпучих материалов.
Давайте разбираться, неважно, будет ли это песок для стяжки, или бетон для фундамента, возможно количество досок в прицеп вашей машины, в этом вопросе нам поможет исключительно геометрия. Кубатура измеряется в кубических метрах, и сегодня мы с Вами рассмотрим формулу объёма прямоугольника.
Почему её, да потому, что она самая распространённая, и самая универсальная, это формула довольно простая, нам с вами надо перемножить длину, высоту и ширину. Давайте уже наглядно посмотрим как это могло бы выглядеть на практике.
Например, у нас с вами есть комната, длина её 5 м, ширина 3 м, и вы решили сделать песчано цементную стяжку высотой 10 см, то есть 0,1 м. Основным наполнителем для песчано цементной стяжки является песок, поэтому нам надо просчитать именно его кубатуру. Считаем, длина 5, ширина 3, высота будущей стяжки 0,1, получилось полтора кубических метра, соответственно нам с вами надо полтора куба песка. вот так вот такие вот дела. Ничего сложного, умножать и умножать и ещё раз умножайте.
Видео
Где используются кубические метры
Измерить кубатурой можно различные жидкости и сыпучие материалы, газы, древесину или бетон. При этом ее распространение весьма широкое, для определения количества израсходованной воды давно не используют литры. Кубичный счетчик устанавливается в доме, квартире и других сооружениях для определения количества израсходованных природных ресурсов.
В промышленности объемы в метрах кубических измеряются для правильного смешения материалов, учета их расхода. При этом они могут измеряться при использовании специальных счетчиков, которые представлены сложными конструкциями.
Провести правильно определение размера можно только при использовании соответствующих механизмов и инструментов. При этом есть возможность выполнить правильный перевод по таблице в сантиметры. Для того чтобы рассчитать вес изделия и для получения показателя в килограммах или тоннах используется формула, предусматривающая использование значения плотности.
Разновидности фундамента и кубатура
- столбчатый;
- ленточный;
- плитный.
Очевидно, расчет кубатуры в каждом отдельном случае индивидуален. Начнем со столбчатого фундамента:
Рассчитываем объем железобетонных опор (каждой по отдельности). Для этого перемножаем между собой ее стороны и высоту элемента основания.
- В случае круглого сечения столбиков умножаем квадрат их радиуса на число элементов.
- Результат умножаем на показатель высоты опоры.
- Полученное число умножаем на число необходимых для сооружения фундамента столбов. В итоге получим общий объем бетона.
- В случае связки элементов основания бетонным ростверком необходимо воспользоваться формулой параллелепипеда и рассчитать его объем.
При расчете кубатуры ленточного фундамента для начала определяем его сечение. Если оно ровное, трудностей с расчетом кубатуры возникнуть не должно. В этом случае умножаем периметр конструкции на ее толщину и ширину. Далее, следуем инструкции по расчету:
- например, имеем конструкцию со сторонами 10*10 метров. Ширина основания — 0.4 метра, толщина — 0.7 метра;
следовательно, периметр сооружения равен 40 метров (10*4). После перемножения величин получаем 11.2 метра. Однако это только показатель объема основания для стен снаружи;
- допустим, дом имеет две перегородки (длина одной из них — 10 метров, длина перпендикулярной первой — 5 метров, ширина обеих составляет 0.3 метра, толщина — 0.7 метра);
- перемножаем параметры одного из участков (10*0.3*0.7=2.1), затем второго (5*0.3*0.7=1.05). Далее, просто складываем полученные значения и получаем общий объем бетона, необходимого для устройства ленточного фундамента (11.2+2.1+1.05=14.35 м3).
Кубатура плитного фундамента вычисляется наиболее просто. Чтобы определить кубатуру плитного основания потребуется лишь перемножить показатели длины, ширины и толщины плиты.
Например, имеет следующие данные: 10, 0.4 и 10 метров. Вычисляем объем, перемножая показатели, и получаем 40 м3 — объем необходимого бетона.
Однако следует учесть, что в целях повышения прочности плитного фундамента нередко прибегают к оснащению плит ребрами жесткости. Если вы имеете дело именно с таким проектом, для того, чтобы рассчитать необходимое количество материала, нужно вычислить отдельно объем плиты и ребер и сложить полученные значения.
Итак, показатель, связанный с плитой мы уже знаем. Осталось подсчитать кубатуру ребер жесткости.
Допустим, в нашем случае основание имеет четыре усиленных элемента с показателями 10, 0.25 и 0.3 метра. Очевидно, объем одного ребра жесткости — 0.75 метра. Общий показатель для всех ребер равен 3-м кубометрам (0.75*4). Затем для вычисления общего количества раствора, необходимого для устройства плитного фундамента, нужно сложить полученные значения (40+3) и получим 43 м³.
Расчет кубатуры помещения
Если интересующее вас помещение имеет несложную форму, то рассчитать его кубатуру совсем нетрудно: просто перемножьте показатели ширины, длины и высоты помещения.
Если вы не располагаете одной или несколькими характеристиками помещения, измерьте их с помощью рулетки или дальномера. С целью повышения точности проводимых измерений можете замерять высоту и ширину противоположных стен по два раза, затем сложить и разделите полученное значение пополам (найдите среднее арифметическое).
Допустим, вам известна площадь помещения. Чтобы найти кубатуру необходимо этот показатель умножить на высоту.
Если же помещение имеет непростую форму, для начала условно разделите помещение на простые фигуры и, воспользовавшись геометрическими формулами, вычислите объем каждой из них, затем сложите значения.
Расчет кубатуры из массы
Если известна масса вещества, для которого необходимо рассчитать объем (кубатуру), следует для начала уточнить плотность этого вещества. Этот показатель можно измерить самостоятельно или же узнать в таблице плотности веществ.
Для того чтобы узнать количество кубических метров, следует разделить известный нам показатель массы вещества на его плотность. При этом масса измеряется в килограммах, а плотность в кг/м3.
Таблица перевода куба
Для перевода полученного значения может использоваться специальный калькулятор или таблица.
м3 | дм3 | см3 | мм3 | л |
1 | 1000 | 1000000 | 1000000000 | 1000 |
Приведенная выше информация указывает на то, что кубометр является важной единицей измерения, которая может применяться в различных сферах. Ее начинают изучать в школе, после этого она применяется в высшей математике, при профессиональной или другой деятельности.
Теги
Практическая работа
«Работа с градуировочными таблицами по определению объема нефтепродуктов»
1. Цель работы:
1.Закрепить знания по методам определения объема нефтепродуктов
2. Научится определять количество нефтепродуктов в резервуарах по градуировочным таблицам
3. Научиться работать со справочной литературой
2. Краткие теоретические сведения
В соответствии с Законом «Об обеспечении единства измерений», резервуары подлежат обязательной поверке. При этом проводится определение вместимости, градуировка резервуаров и составление градуировочной таблицы.
Градуировка резервуара — операция по установлению зависимости вместимости резервуара от уровня его наполнения, выполняемая организациями национальной (государственной) метрологической службы при выпуске из производства или ремонта и при эксплуатации.
Градуировка резервуаров проводиться в соответствии с требованиями ГОСТ 8.346-2000 и ГОСТ 5.870-2000.
Первичная градуировка емкостей выполняется после монтажа и проведения гидравлических испытаний.
Периодическая градуировка резервуаров проводится после окончания срока действия градуировочной таблицы, а также после проверки вместимости, ремонта и зачистки резервуаров. При обнаружении изменения базовой высоты резервуара, а также при реконструкции емкости, отражающейся на ее вместимости, проводят внеочередную градуировку резервуара.
Градуировка резервуаров проводится геометрическим, объемными статическим или динамическим методами, а также их комбинациями. Для поверки подземных резервуаров используют только объемный метод.
По данным проведенной градуировки резервуара составляется градуировочная таблица на каждый резервуар. Это позволяет контролировать точное количество получаемого и расходуемого топлива.
Градуировочная таблица отражает зависимость вместимости резервуара от уровня его наполнения. Таблицы градуировок действительны в течение 5 лет. К градуировочным таблицам резервуаров должны быть приложены поправки на неровности днища. Действующие градуировочные таблицы и акты измерений должны храниться на предприятии.
Как пользоваться градуировочной таблицей
Основной трудностью при работе с градуировочной таблицей является то, что в первой колонке «Уровень наполнения», единицы измерения — сантиметры, в то время как мы измеряем высоту топлива с точностью до миллиметра. В этом случае мы выписываем из таблицы объем, соответствующий целому количеству сантиметров и прибавляем произведение коэффициента вместимости (м3/мм) на количество миллиметров после целой части.
Для примера возьмем показания метроштока на уровне 2557 мм как на фото снизу. По градуировочной таблице ищем уровень в 255 см и соответствующее показание объема на данном уровне – 49,166 м3. Далее, коэффициент вместимости для интервала от 255 до 256 см, где находится наше значение 255,7 см, будет равен 0,014 м3/мм.
Умножаем 7 на 0,014 и получаем 0,098 м3. Суммируем значения объемов: 49,166 + 0,098 = 49,264 м3. Получается, что объем топлива для данного резервуара на высоте 2557 мм будет равен 49 м3 и 264 литра.
3. Задание
1.Используя градуировочную таблицу №1, рассчитать количество нефтепродукта в резервуаре
2. Расчеты выполнить в виде таблицы
Вариант 1
Задание 1.
№ |
Данные замеров |
Расчет |
1 |
Общая высота взлива, см |
138, 8 |
2 |
Общее количество, м3 |
|
3 |
Высота подтоварной воды, см |
1,2 |
4 |
Количество воды, м3 |
|
5 |
Количество топлива, м3 |
Задание 2.
№ |
Данные замеров |
Расчет |
1 |
Базовая высота (по акту), см |
360,0 |
2 |
БВ факт. |
356,0 |
3 |
Высота взлива, см |
128,3 |
3 |
Высота льда, см |
|
4 |
Общая высота, см |
|
5 |
Общее количество, м3 |
|
6 |
Количество льда, м3 |
|
7 |
Количество топлива, м3 |
3. Ответьте на контрольные тестовые вопросы;
1.Что называется базовой высотой
- Максимальный диаметр резервуара
- Высота резервуара, измеренная строго вертикально по наружной обечайке при горизонтальном расположении резервуара
- Расстояние по вертикали от плоскости, принятой за точку отсчета, до верхнего края горловины резервуара или измерительной трубки
- Расстояние от нижнего конца замерной трубы до ее верхнего
2. Мертвый остаток
- Некондиционный нефтепродукт, образовавшийся в результате длительного хранения свыше сроков установленных нормативной документацией
- Остаток пирофорных соединений, не удаляемых самовсасывающим насосом при подготовке резервуара к зачистке
- Уровень нефтепродуктов ниже нижнего края обратного клапана всасывающей трубы
3.Через какой период времени пересматриваются градуировочные таблицы на резервуары?
- 1 раз в 5 лет; 2. 1 раз в 8 лет; 3. После ремонта резервуаров; 4. 1 раз в 10 лет;
4. Периодичность проведения градуировки резервуаров
- 10 лет 2. Ежегодно 3. 5 лет 4. 25 лет
5. Допустимая погрешность градуировочных таблиц для эксплуатируемых резервуаров
1. Не более ±0,5% 3. Не более ±0,8%
2. Не более ±0,25% 4. Не более ±0,1%
Таблица № 1
Сегодня Бим, Бом и ребята изучают объем геометрических фигур, геометрическую фигуру — прямоугольный параллелепипед, а также как найти объем прямоугольного параллелепипеда, и какие существуют единицы измерения объема.
Объем геометрических фигур
Определение. Объем — это сколько места занимает фигура в пространстве.
Сегодня в цирке выходной. Бом прогуливает своих питомцев в парке, Бим помогает Бому.
— Вот я перед прогулкой зашел в магазин “Товары для животных” и купил специальные конфеты для твоих обезьянок, — обрадовал друга Бим. — Посмотри в какой объемной упаковке конфеты! Здесь можно измерить и длину, и ширину, и высоту коробки. А ведь раньше мы измеряли только длину и ширину донышка коробки.
— А ну-ка дай посмотреть! — попросил Бом. — Какая интересная коробка! Смотри, ее можно раскрыть с разных сторон.
— Ну да, — ответил Бим. — Ты только осторожнее, старайся открыть так, чтобы конфеты можно было вынуть только сверху. А то вдруг они разлетятся по всему парку! Попробуй тогда найди их все, да еще ведь и непонятно, сколько их там!
— Да, раньше мы рассматривали только плоские фигуры, — задумался Бом. — А у этой коробки могут быть три разных донышка, смотря с какой стороны ее открывать. И что же тогда в ней донышком называть? И как считать, сколько конфет в нее может поместиться? Вот если у донышка есть длина и ширина, но коробочка еще и высокая, то получается, что у нее и высота есть?
— Смотри, вон гуляют Коля, Вася и Оля! Может они нам объяснят?
Ребята тоже увидали Бима и Бома, да еще и с обезьянками. Как тут не подойти! Все радостно поздоровались друг с другом.
— Ой, какие обезьянки! — закричали дети.
Оля достала из сумочки банан:
— Можно угостить обезьянок? — спросила девочка.
— Конечно можно, — ответил Бом.
— Ой, у тебя, Оля, сумочка похожа на вот эту коробочку, у нее есть донышко, но она высокая. Значит, у сумочки тоже есть длина, ширина и высота. — удивился Бим. — Как же такие фигуры называются?
— Такие фигуры называются объемными, — ответил Вася. — Мы видим предметы вокруг нас: деревья, людей, машины, сумки, животных и еще очень много других предметов и у всех у них есть длина, ширина и высота.
— Люди договорились между собой, что такие предметы называются объемными, — добавил Коля, — и ввели понятие объема, то есть, сколько места занимает фигура в пространстве. Также решили, как измерять объем, — и ввели единицы измерения объема.
Объем прямоугольного параллелепипеда
Прямоугольный параллелепипед
Определение. Прямоугольный параллелепипед — это геометрическая фигура, имеющая внизу и вверху два одинаковых прямоугольника, у которых соответствующие вершины соединены отрезками, перпендикулярными к сторонам этих прямоугольников.
Объяснение продолжила Оля:
— Проще всего вычислить объем прямоугольного параллелепипеда. Прямоугольный параллелепипед — это геометрическая фигура, у которой внизу и вверху два одинаковых прямоугольника, соответствующие вершины прямоугольников соединяются отрезками. Эти отрезки перпендикулярны сторонам прямоугольников в верхнем и нижнем основаниях. Таких точек 8: 4 снизу и 4 сверху. В каждой такой точке получается 3 прямых угла и 3 отрезка.
Вот, посмотрите: на коробке тоже всего таких точек 8, из них 4 снизу на донышке и 4 сверху на крышечке. Эти 8 точек называют вершинами параллелепипеда. 12 линий (4 вверху, 4 внизу и 4 по бокам), которые соединяют вершины параллелепипеда называют ребрами, ребра образуют 6 прямоугольников (2 основания — донышко и крышечка, и 4 боковые стороны), которые называются гранями параллелепипеда.
Находим объем прямоугольного параллелепипеда
Правило. Для вычисления объема прямоугольного параллелепипеда надо длину основания умножить на ширину основания и умножить на высоту параллелепипеда.
Дальше объяснял Вася:
— Для того чтобы вычислить объем прямоугольного параллелепипеда, надо измерить длину двух прилегающих сторон прямоугольников (a, b) в основании и измерить длину ребра соединяющего нижнее и верхнее основания — это высота параллелепипеда (h). И потом перемножить длину этих сторон.
V = a × b × h (куб. ед. дл.).
— Давайте измерим объем вашей коробки и объем Олиной сумки, — предложил Коля.
Мальчик достал из портфеля угольник и начал прикладывать его по очереди к каждому углу коробки:
— Видно, что все углы прямые, — сделал вывод Коля. — Значит у нас прямоугольный параллелепипед. Длина и ширина сторон основания 5 см и 4 см:
a = 5 см, b = 4 см.
Высота параллелепипеда, то есть, длина отрезка, соединяющего верхнее и нижнее основания, — равна 6 см:
h = 6 см.
Значит, объем параллелепипеда равен
V = a × b × h, V = 5 × 4 × 6 = 120 (куб. см).
— Теперь измерим объем моей сумки-портфеля, — продолжила Оля. — Смотрим: все углы прямые, значит — можем воспользоваться формулой для объема прямоугольного параллелепипеда. Здесь у нас:
длина 30 см = 3 дм, ширина 20 см = 2 дм, высота 40 см = 4 дм.
Объем равен
V = 3 × 2 × 4 = 24 куб. дм.
Единицы измерения объема.
Единицами измерения объема являются:
1 куб. мм, 1 куб. см, 1 куб. дм, 1 куб. м, 1 куб. км,1 л.
— А в каких еще единицах измеряют объем? — поинтересовался Бим.
— Кроме кубических сантиметров и кубических дециметров, объем измеряют еще в кубических метрах, кубических миллиметрах, кубических километрах и в литрах, — ответил Вася. — Один литр равен объему куба (прямоугольный параллелепипед, у которого все стороны одинаковые) со стороной в 1 дм.
1 л = 1 куб. дм.
Кстати, Оля! Получается, что объем твоей сумки равен 24 л.
— При вычислении объема все три измерения — длина, ширина и высота, — должны быть записаны в одинаковых единицах измерения длины: или в миллиметрах, или в сантиметрах, или в дециметрах, или в метрах, или в километрах, — заметил Коля. Затем применяют формулу вычисления объема прямоугольного параллелепипеда:
V = a × b × h (куб. ед. дл.).
Если надо, то числа раздробляют, а уже после вычисления объем укрупняют. Есть специальные таблицы для перевода одних единиц измерения объема в другие единицы измерения объема.
Таблицы перевода единиц измерения объема
1 куб. см = 1000 куб. мм
1 куб. дм = 1000 куб. см
1 куб. дм = 1000 000 куб. мм
1 куб. дм = 1л
1 куб. м = 1000 000 000 куб. мм
1 куб. м = 1000 000 куб. см
1 куб. м = 1000 куб. дм
1 куб. м = 1000 л
1 куб. км = 1018 куб. мм
1 куб. км = 1015 куб. см
1 куб. км = 1012 куб. дм
1 куб. км = 109 куб. м
— Давайте теперь запишем для ребят вопросы, — подытожил Бом:
- Что такое объем?
- Что такое прямоугольный параллелепипед?
- Как найти объем прямоугольного параллелепипеда?
- Единицы измерения объема — это?
И ответы:
- Объем — это количество места, которое занимает фигура в пространстве.
- Прямоугольный параллелепипед — это геометрическая фигура, имеющая внизу и вверху два одинаковых прямоугольника, у которых соответствующие вершины соединены отрезками, перпендикулярными к сторонам этих прямоугольников.
- Для вычисления объема прямоугольного параллелепипеда надо длину основания умножить на ширину основания и умножить на высоту параллелепипеда.
- Единицы измерения объема — это:
1 куб. мм, 1 куб.см, 1 куб.дм, 1 куб. м , 1 куб.км,1 л.
Заключение
— Бим, пойдем отведем обезьянок в цирк, — поглядел на часы Бом. — Им пора обедать. Спасибо, ребята! Вы нам с Бимом помогли разобраться, что такое объем, что такое прямоугольный параллелепипед, найти объем прямоугольного параллелепипеда, узнать единицы измерения объема. До встречи в цирке!
Оригинальная идея подачи материала принадлежит Стуловой Лилии Валериевне (преподаватель математики от 5 лет и старше).
Не забудьте оценить наши старания! Комментарии приветствуются. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен и в других социальных сетях!!!)))
Формула объема в таблице в Excel помогает быстро посчитать объем нужной фигуры, а сделать это можно при помощи инструкции выше.
- Параллелепипед;
- Сфера;
- Пирамида;
- Цилиндр;
- Конус.
Видеоинструкция
Формула объема параллелепипеда в Excel
Для этого потребуется использовать формулу:
=(Длина)*(Ширину)*(Высоту)
Пример можно скачать ниже:
Сфера
Для шара можно воспользоваться конструкцией:
=(4/3)*ПИ()*(D8^3)
Пример:
Пирамида
В этом случае можно воспользоваться:
=((1/2)*B24*D24*SIN(F24))*(1/3)*H24
Пример:
Цилиндр
Задачу с данной фигурой можно решить через:
=ПИ()*C14*C14*F14
Пример:
Конус
В случае с конусом объем вычисляется через формулу:
=((1/2)*B24*D24*SIN(F24))*(1/3)*H24
Пример: