Тригонометрические уравнения
-
Замена переменной и сведение к квадратному уравнению
-
Разложение на множители
-
Однородные уравнения
-
Введение дополнительного угла
-
Универсальная подстановка
-
Учет ОДЗ уравнения
-
Метод оценки
-
Тригонометрические уравнения повышенной сложности.
Приемы решения
В данной статье мы расскажем об основных типах тригонометрических уравнений и методах их решения. Тригонометрические уравнения чаще всего встречаются в задаче 12 ЕГЭ.
В вариантах ЕГЭ задача, где нужно решить уравнение, состоит из двух пунктов. Первый пункт – решение самого уравнения. Второй – нахождение его корней на некотором отрезке.
Некоторые из методов (например, замена переменной или разложение на множители) являются универсальными, то есть применяются и в других разделах математики. Другие являются специфическими именно для тригонометрии.
Необходимых формул по тригонометрии не так уж и много. Учите наизусть!
Тригонометрические формулы.
Любой метод решения тригонометрических уравнений состоит в том, чтобы привести их к простейшим, то есть к уравнениям вида sin x = a, cos x = a, tg x = a, ctg x = a.
Если вы не помните, как решать простейшие тригонометрические уравнения, — читайте материал на нашем сайте: Простейшие тригонометрические уравнения, часть 1.
О том, что такое арксинус, арккосинус, арктангенс и арккотангенс, — еще одна статья на нашем сайте: Простейшие тригонометрические уравнения,часть 2.
Теперь — сами методы. Теория и примеры решения задач.
к оглавлению ▴
Замена переменной и сведение к квадратному уравнению
Это универсальный способ. Применяется в любых уравнениях — степенных, показательных, тригонометрических, логарифмических, каких угодно. Замена не всегда видна сразу, и уравнение нужно сначала преобразовать.
1. а) Решите уравнение:
б) Найдите корни уравнения, принадлежащие отрезку
Решение:
а) Рассмотрим уравнение
Преобразуем его, применив основное тригонометрическое тождество:
Заменяя sin x на t, приходим к квадратному уравнению:
Решая его, получим:
Теперь вспоминаем, что мы обозначили за t. Первый корень приводит нас к уравнению
Оно не имеет решений, поскольку
Второй корень даёт простейшее уравнение
Решаем его:
б) Найдем корни уравнения на отрезке с помощью двойного неравенства.
Разделим обе части неравенства на
Вычтем из обеих частей неравенства:
Разделим на 2 обе части неравенства:
Единственное целое решение – это n=0. Тогда — это единственный корень, который принадлежит отрезку
Ответ:
2. а) Решите уравнение:
б) Укажите корни этого уравнения, принадлежащие отрезку
Решение:
а)
Выразим косинус двойного угла по формуле
Получим:
Заменяя cosx на t, приходим к квадратному уравнению:
1)
2) нет решений, т. к.
Получим:
б) Отметим отрезок и найденные серии решений на единичной окружности.
Видим, что данному отрезку принадлежит только точка
Ответ: а)
б)
3. а) Решите уравнение:
б) Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие отрезку
Решение:
а) Чтобы упростить уравнение применяем формулу приведения.
Так как получим:
Сделаем замену: Получим квадратное уравнение:
Сделаем обратную замену.
1) — нет решений, т. к.
2)
б) Найдем корни уравнения, принадлежащие отрезку , с помощью двойного неравенства.
Для серии решений получим:
Так как то
Для серии решений получим:
отсюда
У этого неравенства нет целых решенией, и значит, из второй серии ни одна точка в указанный отрезок не входит.
Ответ: а)
б)
к оглавлению ▴
Разложение на множители
Во многих случаях уравнение удаётся представить в таком виде, что в левой части стоит произведение двух или нескольких множителей, а в правой части — ноль. Произведение двух или нескольких множителей равно нулю тогда и только тогда, когда хотя бы один из них равен нулю. Сложное уравнение, таким образом, распадается в совокупность более простых.
4. а) Решите уравнение:
б) Найдите все корни уравнения на отрезке
Решение:
а) Применяем формулу синуса двойного угла:
Ни в коем случае не сокращайте на косинус! Ведь может случиться, что cos x обратится в нуль, и мы потеряем целую серию решений. Переносим всё в одну часть, и общий множитель выносим за скобки:
Полученное уравнение равносильно совокупности двух уравнений: cosx = 0 и 2sinx — 1 = 0.
Получим:
Все эти три серии решений являются ответом в части (а).
б) Отметим отрезок и найденные серии решений на единичной окружности.
Видим, что данному отрезку принадлежат точки
Ответ: а)
б)
5. а) Решите уравнение:
б) Найдите все корни уравнения на отрезке
Решение:
Применим формулу суммы синусов:
Дальше действуем так же, как и в предыдущей задаче:
Решаем уравнение :
(1) |
Решаем уравнение :
(2) |
Ну что, перечисляем обе серии (1) и (2) в ответе через запятую? Нет! Серия (2) является в данном случае частью серии (1). Действительно, если в формуле (1) число n кратно 5, то мы получаем все решения серии (2).
Поэтому ответ в пункте (а):
б) Найдем корни уравнения, принадлежащие отрезку с помощью двойного неравенства:
Этот промежуток содержит 8 целых чисел: -2; -1; 0; 1; 2; 3; 4; 5.
Для каждого из этих n найдем x. Получим 8 решений на данном промежутке:
Ответ: а)
б)
6. В следующей задаче также применяется метод разложения на множители. Но это заметно не сразу.
а) Решите уравнение:
б) Найдите все корни уравнения на отрезке
Решение:
Используем формулу понижения степени:
Получаем:
Применяем формулу суммы косинусов:
Получаем:
Произведение двух множителей равно нулю тогда и только тогда, когда хотя бы один из множителей равен нулю, а другой при этом имеет смысл. Уравнение равносильно совокупности:
б) Найдем корни уравнения, принадлежащие отрезку с помощью двойного неравенства:
1)
Решив неравенство, получим:
Так как n ∈ Z, получим для n целые значения: 0, 1, 2.
Им соответствуют решения:
2) Из серии решений на указанном отрезке лежит только корень
Но он уже входит в первую серию решений.
Можно также заметить, что вся вторая серия решений является подмножеством первой.
Ответ: а)
б)
к оглавлению ▴
Однородные уравнения
7. а) Решите уравнение:
б) Найдите все корни уравнения на отрезке
Решение:
Такое уравнение называется однородным.
Степень каждого слагаемого в левой части равна двум. Точно так же, как в обычном многочлене степень каждого слагаемого равна двум. Мы помним, что степень одночлена — это сумма степеней входящих в него сомножителей.
Для однородных уравнений существует стандартный приём решения — деление обеих его частей на .
Возможность этого деления, однако, должна быть обоснована: а что, если косинус равен нулю?
Следующий абзац предлагаем выучить наизусть и всегда прописывать его при решении однородных уравнений.
Предположим, что cosx = 0. Тогда в силу уравнения и sinx = 0, что противоречит основному тригонометрическому тождеству. Следовательно, любое решение данного уравнения удовлетворяет условию cosx 0, и мы можем поделить обе его части на
.
В результате деления приходим к равносильному квадратному уравнению относительно тангенса:
Сделаем замену: получим:
б) Отметим отрезок и найденные серии решений на единичной окружности.
О том, как отметить на единичной окружности точки из первой серии решений, то есть арктангенс минус трех, читайте здесь: Простейшие тригонометрические уравнения, часть 2.
Видим, что данному отрезку принадлежат точки:
Ответ: а)
б)
8. а) Решите уравнение:
б) Найдите все корни уравнения на отрезке
Если бы в правой части стоял нуль, уравнение было бы однородным. Мы поправим ситуацию изящным приёмом: заменим число 3 на выражение
Получили однородное уравнение второй степени.
Так как не существует такой точки на единичной окружности, в которой одновременно синус и косинус равнялись бы нулю, мы разделим обе части уравнения на .
Получим:
Выполним замену: tgx = y, получим:
Обратная замена:
Ответом в пункте (а) являются две серии решений.
б) Найдем корни уравнения, принадлежащие отрезку с помощью единичной окружности. Для этого отметим на ней данный отрезок и найденные серии решений.
Видим, что данному отрезку принадлежит только точка
Ответ: а)
б)
к оглавлению ▴
Введение дополнительного угла
Этот метод применяется для уравнений вида acosx + bsinx=c. Он присутствует в школьных учебниках. Правда, в них рассматриваются только частные случаи — когда числа a и b являются значениями синуса и косинуса углов в 30°, 45° или 60°.
9. а) Решим уравнение:
б) Найдите все корни уравнения на отрезке
Решение:
Делим обе части на 2:
Замечаем, что
В левой части получили синус суммы:
отсюда
б) Отметим на единичной окружности отрезок и найденные серии решений.
Обратите внимание, что в этой задаче отрезок больше, чем полный круг. Как нам поступить? Один из способов – нарисовать рядом две окружности.
Видим, что данному отрезку принадлежат точки:
Ответ: а)
б)
Другой пример.
10. а) Решите уравнение:
б) Найдите все корни уравнения на отрезке
Решение:
Делим обе части на
Сделаем теперь для разнообразия в левой части косинус разности:
б) Найдем корни уравнения, принадлежащие отрезку с помощью единичной окружности. Отметим на ней данный отрезок и найденные серии решений.
Видим, что данному отрезку принадлежат точки 0 и
Ответ: а)
б)
Покажем, как применяется метод введения дополнительного угла в общем случае.
Рассмотрим уравнение
Делим обе части на
(4) |
Для чего мы выполнили это деление? Всё дело в получившихся коэффициентах при косинусе и синусе. Легко видеть, что сумма их квадратов равна единице:
Это означает, что данные коэффициенты сами являются косинусом и синусом некоторого угла :
Соотношение (4) тогда приобретает вид:
или
Исходное уравнение сведено к простейшему. Теперь понятно, почему рассматриваемый метод называется введением дополнительного угла. Этим дополнительным углом как раз и является угол
к оглавлению ▴
Универсальная подстановка
Запомним две важные формулы:
Их ценность в том, что они позволяют выразить синус и косинус через одну и ту же функцию — тангенс половинного угла. Именно поэтому они получили название универсальной тригонометрической подстановки.
Единственная неприятность, о которой не надо забывать: правые части этих формул не определены при . Поэтому если применение универсальной подстановки приводит к сужению ОДЗ, то данную серию нужно проверить непосредственно.
11. а) Решите уравнение:
б) Найдите все корни уравнения на отрезке
Решение:
Выражаем , используя универсальную тригонометрическую подстановку:
Делаем замену :
Получаем кубическое уравнение:
Оно имеет единственный корень .
Стало быть, , откуда
.
Сужения ОДЗ в данном случае не было, так как уравнение с самого начала содержало .
б) Найдем корни уравнения, принадлежащие отрезку с помощью двойного неравенства:
Получим, что
Ответ: а)
б)
Универсальная тригонометрическая подстановка может также пригодиться при решении задач по планиметрии из второй части ЕГЭ. Поэтому формулы лучше выучить.
к оглавлению ▴
Учет ОДЗ уравнения
12. а) Рассмотрим уравнение:
б) Найдите все корни уравнения на отрезке
Решение:
Перепишем уравнение в виде, пригодном для возведения в квадрат:
Тогда наше уравнение равносильно системе:
Решаем уравнение системы:
,
,
Второе уравнение данной совокупности не имеет решений, а первое даёт две серии:
Теперь нужно произвести отбор решений в соответствии с неравенством . Серия
не удовлетворяет этому неравенству, а серия
удовлетворяет ему. Следовательно, решением исходного уравнения служит только серия
.
Ответ в пункте (а): .
б) Найдем корни уравнения, принадлежащие отрезку с помощью двойного неравенства:
Неравенство имеет единственное целое решение
Тогда
Ответ: а)
б)
Мы рассмотрели основные методы решения тригонометрических уравнений, которые применяются в задаче 12 ЕГЭ.
Где же еще нам могут встретиться тригонометрические уравнения? Конечно, в задачах с параметрами. Или на олимпиадах по математике. Сейчас мы увидим еще несколько полезных приемов решения.
к оглавлению ▴
Метод оценки
В некоторых уравнениях на помощь приходят оценки .
13. Рассмотрим уравнение:
Так как оба синуса не превосходят единицы, данное равенство может быть выполнено лишь в том случае, когда они равны единице одновременно:
Таким образом, должны одновременно выполняться следующие равенства:
Обратите внимание, что сейчас речь идёт о пересечении множества решений (а не об их объединении, как это было в случае разложения на множители). Нам ещё предстоит понять, какие значения x удовлетворяют обоим равенствам. Имеем:
Умножаем обе части на 90 и сокращаем на π:
;
;
Правая часть, как видим, должна делиться на 5. Число n при делении на 5 может давать остатки от 0 до 4; иначе говоря, число n может иметь один из следующих пяти видов: 5n, 5m + 1, 5m + 2, 5m + 3 и 5m + 4, где. Для того, чтобы 9n+ 1 делилось на 5, годится лишь n = 5m + 1.
Искать k, в принципе, уже не нужно. Сразу находим x:
Ответ:
14. Рассмотрим уравнение:
Ясно, что данное равенство может выполняться лишь в двух случаях: когда оба синуса одновременно равны 1 или −1. Действуя так, мы должны были бы поочерёдно рассмотреть две системы уравнений.
Лучше поступить по-другому: умножим обе части на 2 и преобразуем левую часть в разность косинусов:
;
Тем самым мы сокращаем работу вдвое, получая лишь одну систему:
Имеем:
Ищем пересечение:
Умножаем на 21 и сокращаем на π:
Данное равенство невозможно, так как в левой части стоит чётное число, а в правой — нечётное.
Ответ: решений нет.
Это был тренировочный пример. А в задачах ЕГЭ решения есть всегда.
Посмотрите, как применяется метод оценки в задачах с параметрами.
15. Страшное с виду уравнение также решается методом оценок.
В самом деле, из неравенства следует, что
.
Следовательно, , причём равенство возможно в том и только в том случае, когда
Остаётся решить полученную систему. Это не сложно.
Перенесем в левую часть и вынесем общий множитель за скобки , получим:
Произведение равно нулю тогда и только тогда, когда хотя бы один из множителей равен нулю, а другой при этом имеет смысл.
Каждое уравнение равносильно совокупности:
Это значит, что синус угла х равен нулю, а его косинус равен 0, 1 или -1.
Или синус угла х равен 1, а косинус этого угла равен 0, 1 или -1.
Такие углы легко найти на тригонометрическом круге. Найденные серии решений запишем в ответ.
Ответ:
к оглавлению ▴
Тригонометрические уравнения повышенной сложности.
Приемы решения
16. Рассмотрим такое уравнение:
Сделаем замену .
Как выразить через t? Имеем:
,
откуда . Получаем:
Начнем со второго уравнения.
Так как и
то их сумма может быть равна 2, только оба слагаемых равны 1. Но на единичной окружности не существует точки, в которой одновременно синус и косинус равен единице. Значит, второе уравнение корней не имеет.
Решим первое уравнение методом введения дополнительного угла.
Для этого разделим обе части уравнения на и получим:
Ответ:
17. Помним формулы косинуса и синуса тройного угла:
,
Вот, например, уравнение:
Оно сводится к уравнению относительно :
,
,
Произведение двух множителей равно нулю тогда и только тогда, когда хотя бы один из множителей равен нулю, а другой при этом имеет смысл. Уравнение равносильно совокупности:
Решим второе уравнение с помощью замены sinx = t.
Получим: или
Обратная замена:
А решением первого уравнения sinx = 0 являются числа вида
Ответ:
Интересно, что формулы синуса и косинуса тройного угла также могут пригодиться вам в решении задач по планиметрии из второй части ЕГЭ.
18. Как бороться с суммой четвёртых степеней синуса и косинуса?
Рассмотрим уравнение:
Выделяем полный квадрат!
;
;
;
;
;
;
19. А как быть с суммой шестых степеней?
Рассмотрим такое уравнение:
Раскладываем левую часть на множители как сумму кубов: .
Получим:
;
С суммой четвёртых степеней вы уже умеете обращаться.
Мы рассмотрели основные методы решения тригонометрических уравнений. Знать их нужно обязательно, это — необходимая база.
В более сложных и нестандартных задачах нужно ещё догадаться, как использовать те или иные методы. Это приходит только с опытом. Именно этому мы и учим на наших занятиях.
Благодарим за то, что пользуйтесь нашими публикациями.
Информация на странице «Тригонометрические уравнения» подготовлена нашими авторами специально, чтобы помочь вам в освоении предмета и подготовке к ЕГЭ и ОГЭ.
Чтобы успешно сдать нужные и поступить в ВУЗ или колледж нужно использовать все инструменты: учеба, контрольные, олимпиады, онлайн-лекции, видеоуроки, сборники заданий.
Также вы можете воспользоваться другими статьями из данного раздела.
Публикация обновлена:
08.05.2023
Поздравляю вас, дорогие читатели!
Наконец-то мы дошли до решения тригонометрических уравнений. Сейчас мы решим несколько уравнений, которые похожи на задания ЕГЭ. Конечно, в реальном экзамене, задачи будут немного сложнее, но суть останется та же.
Для начала рассмотрим легкое уравнение (подобные мы уже решали в прошлых уроках, но повторить всегда полезно).
$$(2cos x + 1) (2sin x — sqrt{3}) = 0.$$
Думаю, объяснения, как решать, излишни.
$$2cos x + 1 = 0 text{ или } 2sin x — sqrt{3} =0,$$
$$cos x = -frac{1}{2} text{ или } sin x = frac{sqrt{3}}{2},$$
Горизонтальным пунктиром отмечено решение для уравнения с синусом, вертикальным — с косинусом.
Таким образом, итоговое решение можно записать, например, так:
$$left[ begin{array}{l}x= pm frac{2pi}{3},\x = frac{pi}{3}+2pi k. end{array}right.$$
Тригонометрическое уравнение с ОДЗ
$$(1+cos x)left(frac{1}{sin x} — 1right) = 0.$$
Важное отличие в этом примере, что в знаменателе появился синус. Хотя мы немного решали подобные уравнения в предыдущих уроках, стоит остановиться на ОДЗ поподробнее.
ОДЗ
`sin x neq 0 Rightarrow x neq pi k`. Когда мы будем отмечать решение на круге, эту серию корней мы отметим специально проколотыми (открытыми) точками, чтобы показать, что `x` не может принимать такие значения.
Решение
Приведем к общему знаменателю, а затем поочередно приравняем обе скобки к нулю.
$$(1+cos x)left(frac{1-sin x}{sin x}right) = 0,$$
$$1+cos x = 0 text{ или } frac{1-sin x}{sin x} = 0,$$
$$cos x = -1 text{ или } sin x=1.$$
Надеюсь, решение этих уравнений не вызовет затруднений.
Серии корней — решений уравнения — показаны ниже красными точками. ОДЗ отмечена на рисунке синим.
Таким образом, понимаем, что решение уравнения `cos x = -1` не удовлетворяет ОДЗ.
В ответ пойдет только серия корней `x = frac{pi}{2} + 2pi k`.
Решение квадратного тригонометрического уравнения
Следующий пункт нашей программы — решение квадратного уравнения. Ничего сложного собой не представляет. Главное — увидеть квадратное уравнение и выполнить замену как будет показано ниже.
$$3sin^2 x + sin x =2,$$
$$3sin^2 x + sin x -2=0.$$
Пусть `t= sin x`, тогда получим:
$$3t^2 + t-2=0.$$
$$t_1 = frac{2}{3}, t_2 = -1.$$
Выполним обратную замену.
$$sin x = frac{2}{3} text{ или } sin x = -1.$$
$$left[begin{array}{l}x = arcsin frac{2}{3} + 2pi k, \ x = pi — arcsin frac{2}{3} + 2pi k, \ x = -frac{pi}{2} + 2pi k. end{array} right.$$
Решение квадратного уравнения с тангенсом
Решим следующее уравнение:
$$newcommand{tg}{mathop{mathrm{tg}}}{tg}^2 2x — 6tg 2x +5 =0, $$
Обратим внимание, что аргумент у тангенса равен `2x` и чтобы получить окончательный ответ, нужно будет поделить на `2`. Пусть `t=tg 2x`, тогда
$$t^2 — 6t +5 =0, $$
$$t_1 = 5, t_2 = 1.$$
Обратная замена.
$$tg x = 5, tg x = 1.$$
$$left[begin{array}{l}2x = arctan{5}+pi k, \ 2x = frac{pi}{4} + pi k. end{array} right.$$
Теперь поделим обе серии на два, чтобы узнать, чему равен, собственно, `x`.
$$left[begin{array}{l}x = frac{1}{2}arctan{5}+frac{pi k}{2}, \ 2x = frac{pi}{8} + frac{pi k}{2}. end{array} right.$$
Вот мы и получили ответ.
Последнее уравнение (произведение тангенса на синус)
$$tg x cdot sin 2x = 0.$$
ОДЗ
Поскольку тангенс — это дробь, знаменателем которой является косинус, то в ОДЗ получим, что `cos x neq 0 Rightarrow x neq frac{pi}{2}+pi k.`
Решение
$$tg x =0 text{ или } sin 2x = 0.$$
Эти уравнения решаются легко. Получим:
$$x = pi k text{ или } 2x = pi k,$$
$$x = pi k text{ или } x = frac{pi k}{2}.$$
Теперь самое интересное: поскольку у нас было ОДЗ, нужно выполнить отбор корней. Отметим полученные серии корней на круге. (Как это сделать, детально показано в приложенном видео.)
Синим отмечено ОДЗ, красным — решения. Видно, что ответ будет `x = pi k`.
На этом пятый урок закончен. Обязательно практикуйтесь в решении уравнений. Одно дело в знать ход решения в общих чертах, другое дело — сориентироваться, при решении конкретной задачи. Постепенно отрабатывайте каждый элемент решения задачи. Сейчас главное — научиться грамотно работать с тригонометрическим кругом, находить с его помощью решения, видеть ОДЗ и правильно делать замены для квадратных уравнений.
Задачи для тренировки
Решите уравнения:
- `2 cos^2 frac{x}{2} + sqrt{3} cos frac{x}{2} = 0`,
- `3 {tg}^2 2x + 2tg 2x -1= 0`,
- `2cos^2 3x — 5cos 3x -3 =0`,
- `sin^2 4x + sin x — cos^2x =0` (применить основное тригонометрическое тождество),
- `4sin^2 left(x-frac{pi}{3} right) — 3 =0`.
На этом хватит. Будут вопросы — спрашивайте! Оставляйте лайки, если мой труд оказался полезен
Если проще: это уравнения, в которых неизвестные (иксы) или выражения с ними находятся внутри синусов, косинусов, тангенсов и котангенсов.
Примеры:
(2sin{x} = sqrt{3})
tg({3x}=-) (frac{1}{sqrt{3}})
(4cos^2x+4sinx-1=0)
(cos4x+3cos2x=1)
Как решать тригонометрические уравнения:
Любое тригонометрическое уравнение нужно стремиться свести к одному из видов:
(sint=a), (cost=a), tg(t=a), ctg(t=a)
где (t) – выражение с иксом, (a) – число. Такие тригонометрические уравнения называются простейшими. Их легко решать с помощью числовой окружности (тригонометрического круга) или специальных формул:
(sin x=a) (⇔) ( left[ begin{gathered}x=arcsin a+2πn, n∈Z\ x=π-arcsin a+2πl, l∈Zend{gathered}right.) |
(cosx=a) (⇔) (x=±arccosa+2πk, k∈Z) |
tg(x=a) |
ctg(x=a) |
Инфографику о решении простейших тригонометрических уравнений смотри здесь: (sinx=a), (cosx=a), (tgx=a) и (ctgx=a).
Пример. Решите тригонометрическое уравнение (sinx=-)(frac{1}{2}).
Решение:
|
Решим уравнение с помощью числовой окружности. Для этого: |
Ответ: (left[ begin{gathered}x=-frac{π}{6}+2πk, \ x=-frac{5π}{6}+2πn, end{gathered}right.)(k,n∈Z)
Что означает каждый символ в формуле корней тригонометрических уравнений смотри в видео.
Внимание! Уравнения (sinx=a) и (cosx=a) не имеют решений, если (a ϵ (-∞;-1)∪(1;∞)). Потому что синус и косинус при любых икс больше или равны (-1) и меньше или равны (1):
(-1≤sin x≤1) (-1≤cosx≤1)
Пример. Решить уравнение (cosx=-1,1).
Решение: (-1,1<-1), а значение косинуса не может быть меньше (-1). Значит у уравнения нет решения.
Ответ: решений нет.
Пример. Решите тригонометрическое уравнение tg(x=1).
Решение:
|
Решим уравнение с помощью числовой окружности. Для этого: (x=)(frac{π}{4})(+πk), (k∈Z). |
Ответ: (x=)(frac{π}{4})(+πk), (k∈Z).
Пример. Решите тригонометрическое уравнение (cos(3x+frac{π}{4})=0).
Решение:
|
Опять воспользуемся числовой окружностью. (3x+)(frac{π}{4})(=±)(frac{π}{2})(+2πk), (k∈Z) 7) Дальше решать в таком виде несколько трудновато, разобьем уравнение на два. (3x+)(frac{π}{4})(=)(frac{π}{2})(+2πk) (3x+)(frac{π}{4})(=-)(frac{π}{2})(+2πk)
(3x=-)(frac{π}{4})(+)(frac{π}{2})(+2πk) (3x=-)(frac{π}{4})(+)(frac{π}{2})(+2πk) |
Ответ: (x=)(frac{π}{12})(+)(frac{2πk}{3}) (x=-)(frac{π}{4})(+)(frac{2πk}{3}), (k∈Z).
Сводить тригонометрические уравнения к простейшим – задача творческая, тут нужно использовать и тригонометрические формулы, и особые методы решений уравнений:
— Метод введения новой переменной (самый популярный в ЕГЭ).
— Метод разложения на множители.
— Метод вспомогательных аргументов.
Рассмотрим пример решения квадратно-тригонометрического уравнения
Пример. Решите тригонометрическое уравнение (2cos^2x-5cosx+2=0)
Решение:
(2cos^2x-5cosx+2=0) |
Сделаем замену (t=cosx). |
(t=cosx) |
|
(2t^2-5t+2=0) |
Наше уравнение превратилось в типичное квадратное. Можно его решить с помощью дискриминанта. |
(D=25-4 cdot 2 cdot 2=25-16=9) |
|
(t_1=)(frac{5-3}{4})(=)(frac{1}{2}); (t_2=)(frac{5+3}{4})(=2) |
Делаем обратную замену. |
(cosx=)(frac{1}{2}); (cosx=2) |
Первое уравнение решаем с помощью числовой окружности. |
|
Запишем все числа, лежащие на числовой окружности в этих точках. |
Ответ: (x=±)(frac{π}{3})(+2πk), (k∈Z).
Пример решения тригонометрического уравнения с исследованием ОДЗ:
Пример(ЕГЭ). Решите тригонометрическое уравнение (frac{2cos^2x-sin{2x}}{ctg x})(=0)
(frac{2cos^2x-sin{2x}}{ctg x})(=0) |
Есть дробь и есть котангенс – значит надо записать ОДЗ. Напомню, что котангенс это фактически дробь: ctg(x=)(frac{cosx}{sinx}) Потому ОДЗ для ctg(x): (sinx≠0). |
ОДЗ: ctg(x ≠0); (sinx≠0)
(x≠±)(frac{π}{2})(+2πk); (x≠πn); (k,n∈Z) |
Отметим «нерешения» на числовой окружности. |
Решение: |
|
(frac{2cos^2x-sin{2x}}{ctg x})(=0) |
Избавимся в уравнении от знаменателя, умножив его на ctg(x). Мы можем это сделать, так как выше написали, что ctg(x ≠0). |
(2cos^2x-sin{2x}=0) |
Применим формулу двойного угла для синуса: (sin{2x}=2sinxcosx). |
(2cos^2x-2sinxcosx=0) |
Если у вас руки потянулись поделить на косинус – одерните их! Делить на выражение с переменной можно если оно точно не равно нулю (например, такие: (x^2+1,5^x)). Вместо этого вынесем (cosx) за скобки. |
(cosx (2cosx-2sinx)=0) |
«Расщепим» уравнение на два. |
(cosx=0); (2cosx-2sinx=0) |
Первое уравнение с решим с помощью числовой окружности. Второе уравнение поделим на (2) и перенесем (sinx) в правую часть. |
|
|
(x=±)(frac{π}{2})(+2πk), (k∈Z). (cosx=sinx) |
Корни, которые получились не входят в ОДЗ. Поэтому их в ответ записывать не будем. |
ctg(x=1) |
Опять используем окружность. |
|
Эти корни не исключаются ОДЗ, поэтому можно их записывать в ответ. |
Ответ: (x=)(frac{π}{4})(+πn), (n∈Z).
- Альфашкола
- Уроки по математике
- Подготовка к ЕГЭ. Профильный уровень.
- Задача 13 (С1). Тригонометрические уравнения, исследование ОДЗ
К сожалению, информация по данному уроку пока отсутствует.
Задача 13 (С1). Тригонометрические уравнения, исследование ОДЗ
Отзывы:
Все было хорошо. Преподаватель понравился.
Спасибо за урок! Камо Аркадьевич, вы великолепный, талантливый педагог! С уважением, Анастасия.
Очень благодарна Вам за терпение и внимательность, а главное профессионализм-)
Похожие уроки
ОДЗ (Область допустимых значений) — подробнее
Давай разберем пример, наглядно показывающий, что такое ОДЗ:
Решим уравнение ( displaystyle sqrt{2x+3}=x).
Все очень просто, если ты уже освоил тему «Иррациональные уравнения».
Возводим левую и правую части уравнения в квадрат:
( displaystyle 2x+3={{x}^{2}}text{ }Leftrightarrow text{ }{{x}^{2}}-2{x}-3=0).
Теперь решаем квадратное уравнение. Я воспользуюсь теоремой Виета (если забыл, что это такое, – посмотри тему «Квадратные уравнения»).
Получаем корни:
( displaystyle left[ begin{array}{l}x=3\x=-1end{array} right.)
Вроде все? А давай-ка теперь сделаем проверку – подставим полученные значения в начальное уравнение:
( displaystyle x=3:text{ }sqrt{2cdot 3+3}=3text{ }Leftrightarrow text{ }sqrt{9}=3) – все верно.
( displaystyle x=-1:text{ }sqrt{2cdot left( -1 right)+3}=-1text{ }Leftrightarrow text{ }sqrt{1}=-1) – неверно! А все почему?
Да потому, что мы не учли ОДЗ!
По определению квадратный корень из любого числа не может быть отрицательным.
Значит, глядя на уравнение ( displaystyle sqrt{2x+3}=x) мы должны сразу же написать:
( displaystyle left{ begin{array}{l}xge 0;\2x+3ge 0.end{array} right.)
Если помнишь тему «Иррациональные уравнения», ты сразу скажешь, что второе условие в этой системе писать необязательно. И правда, мы ведь потом возведем все в квадрат, и получится, что ( displaystyle 2x+3={{x}^{2}}), а значит – автоматически неотрицательно.
Итак, с помощью этих рассуждений приходим к такой области допустимых значений:
( displaystyle xge 0).
Тогда сразу становится ясно, что корень ( displaystyle x=-1) не подходит. И остается единственный ответ ( displaystyle x=3).
Всего мы изучаем несколько разных функций, для которых важна ОДЗ. Вот они со своими ОДЗ в удобной табличке.