Как найти основу словоформы

Основа слова. Основа словоформы
Основа словоформы — часть словоформы, которая
остается, если отделить флексию или флексию и
словоизменительный постфикс те, например:
стой-∅ -те, ид-и-те.
Основа словоформы
непрерывная
прерывистая
часть словоформы,
которая не включает
флексию и
словоизменительный
постфикс
часть словоформы,
которая не включает
флексию, но включает
словообразовательны
й постфикс
Яблок — о
Наел — а — сь
перестань — 0 -те
как — ую — нибудь
Основа словоформы
Простая
Сложная
состоит из одного
корневого морфа.
Прос-ит
состоит из двух или
нескольких простых
основ.
выбрасываj-ут
нефт-е-добывающий
Основа слова — общая часть основ словоформ данного слова,
которая не включает флексию, словоизменительный постфикс и
словоизменительный суффикс.
город — 0
город’ — е
Т.о.
основа слова — совокупность основ словоформ,
тождественных семантически и максимальноо близких
формально (единица парадигматическая, неконкретная,
нелинейная).
Основа глагольного слова: словоизменительный аффикс не
учитывается:
виде — ть
виде — л
виж — у
вид’ — ащ — ий
вид’ — ишь
вид’ — а
вид’ — ит
вид’ — ят
вид’ — им
Основа глагольного слова
Консонантная
(на согласную) перед
словоизменительным аффиксом, начинающимся с
гласной:
твердая (виж-),
мягкая (вид’-).
Вокалическая
(на гласную) перед
словоизменительным аффиксом, начинающимся с
согласной (виде-).
Членимость основ
Нечленимые основы
Членимые основы
Содержащие один
словообразовательный
морф и далее не
делимые:
Состоящие из двух и более морфов:
Стол, ветер, вода
*** Переходные случаи
(остаточная членимость основ):
Стол -ик, лёт-чик, по-на-купи-ть
Поп- адья, стекл-ярус, буженин-а
Членимость
Свободная
Остаточная
Слова со свободными и
Слова со связными
связными корнями,
уникальными морфемами:
входящими в двойные ряды
стекл-ярус, бужен-ина
соотношений:
изол-яция
агит-ация
изол-ировать агит-ировать
изол-атор
агит-атор
Свободные и связные корни
Свободный корень —
корневая морфема, морфалломорф которой может
совпадать с основой хотя
бы в одной словоформе.
Свободный корень входит в
двойные ряды
соотношений:
лет-чик, развед-чик
лет-чик, лет-ун
Связный корень — корневая
морфема, существующая только в
сочетании с другими аффиксами
(префиксами, суффиксами),
которая не может совпадать с
основой ни в одной словоформе.
в-ключи-ть — вы-ключи-ть (нет
ключи-ть, с основой не совпадает,
требует наличия префикса)
= радиксоиды — подобные корням:
radix — корень (лат.) oid
-подобный (греч.)
Членимость слов со связными корнями
1) зависит от характера значений морфем:
От-ня-ть — с-ня-ть — под-ня-ть
ясное пространственное значение, они легко вычленяются из состава
слова, приставки стали более значимы, чем бывший корень
Сравним:
Понять — внять
значение приставок не ясно, они не выделяются, основы стали
нечленымые (морфемные швы «заросли»)
2) зависит от принадлежности к определенной ЧР:
об-у-ть
раз-у-ть
НО обувь (розуви нет)
Остаточной членимостью обладают слова, не образующие
словообразовательный квадрат, содержащие унификсы (по
Земской — наращения — значимые, далее не делимые части
слова)- уникальные суффиксы (стекл-ярус, поп-адья), а
также унирадиксоиды — уникальные связные корни (буженина, мал-ина).
Особенности уникальных морфем:
1) фразеологичны по значению;
2) единичны (не повторяются);
3) выступают в связном виде.

В
лингвистической литературе понятие
основы слова истолковывается неоднозначно.
Истолкование понятия сводится к трем
разновидностям: 1) при проведении четкого
разграничения процессов словоизменения,
формообразования и словообразования
различают основы грамматические и
лексические, которые в зависимости от
актов изменения слова подразделяются
на основы словоизменения (стран-а,
сильн-ый, пиш-у), формообразования
(писа-л-а, писа-вш-ий) и словообразования
(писа-тель).

Основа
словоформы – это часть слова без
окончания и словоизменительного
постфикса –те, выражающего в глаголах
значение множественного числа, например:
читал-а, читавш-ий; читаj-у,
читаjщ-ий.
Основа словоформы выделяется в составе
отдельной грамматической формы слова
и потому так же, как морф и словоформа,
является конкретной линейной
(синтагматической) единицей.

Основой
слова называется общая часть всех
словоформ одного и того же слова, которая
остается при отсечении окончания,
постфикса – те и формообразующих
суффиксов.

Нечленимая
основа неделима, а членимая делится на
морфемы; основа является членимой только
тогда, когда есть другие однокоренные
слова, когда нет аффиксов, входящих в
эти основы. ( синева – синий, палец –
пальчик, трехпалый). Нечленимая основа
может существовать независимо от
членимой, а членимая основа всегда
зависит от нечленимой и без нее не
существует. (доброта – добрый).

Лексическое
значение нечленимой основы условное,
немотивированное, его значение нельзя
объяснить с точки зрения СРЯ, а значение
членимой основы мотивированное, его
можно всегда объяснить путем ссылки на
нечленимую основу. Членимыми простыми
основами. Членимыми простыми называются
основы, состоящие минимум из двух морфем,
одна из которых обязательно корневая:
градус-ник-, газет-чик-. В состав сложной
основы могут входить два и более корней:
пятикласс-ник-.Прерывистая основа
– основа слова,
прерванная флексиями или интерфиксами.
Встречается у слов
с постфиксамикупа-л-сяк-ого-либо или
у сложных слов: пар-о-ходдиван-ом-кровать-ю.

16. Морфема и морф. Вариантные морфемы.

 Морфема 
это наименьшая двусторонняя единица,
неделимая в плане значения. Морфема
является двусторонней единицей, т.к., с
одной стороны, она представляет собою
звук или комплекс звуков, с другой
стороны, морфемы всегда имеют определенное
значение.

Выделение
морфем в словоформе можно осуществить
только путем их сопоставления как внутри
самой словоформы, так и в сопоставлении
с другими словоформами. Итак, морфема
– это линейная структурно-семантическая
единица, функционирующая внутри слова
и взаимосвязанная с другими морфемами.

Наименьшая
формальная часть слова, имеющая значение,
называется 
морфом.
Например, в слове речной три морфа,
каждый из которых имеет свое значение.
В словоформе переглядываться шесть
морфов. Следовательно, морфема – это
обобщенная единица, морф – конкретный
представитель морфемы в словоформе.

Алломорфами одной
морфемы являются морфы, одновременно
характеризующиеся следующими признаками:
1) данные морфы имеют тождественное
значение, например: берег-, береж-, бреж-
(берега, бережок, прибрежный); ши-, шj-,
шей (шить, шью, шей); 2) они обладают
формальной (фонематической) близостью,
под которой понимается частичная
тождественность состава фонем и их
порядка при следующих различиях: а) на
месте какой-либо фонемы неоднофонемного
морфа в другом морфе выступает другая
фонема (фонемы): конч-, конц-, канч- (кончит,
концовка, заканчивать); город-, горож-,
гораж- (городить, горожу, загораживать);
б) одна из срединных фонем морфа
отсутствует в другом морфе: сон-, сн-
(сон, сна).

Таким
образом, тождественные по значению
морфы, формальное различие между которыми
связано с позицией в слове, являются по
отношению друг к другу алломорфами.

Алломорфы
в современном русском языке встречаются
как в разных формах одного и того же
слова: бр-, бер-, бир- (собрать, соберу,
собирать); ним-, ня- (снимать, снять), так
и в однокоренных словах: творог-, творож-
(творог, творожный); жа-, жн- (жать, жнец).

От
алломорфов одной и той же морфемы следует
отграничивать вариантные морфемы.

Вариантными
морфемами 
считаются
такие, которые различаются или в
стилистическом, или в словообразовательном
отношении. Например, вариантными являются
суффиксы -чик-, -щик- (летчик, каменщик).
Суффиксы -чик-, -щик- выступают как
варианты, отличаясь друг от друга лишь
словообразовательными связями: суффикс
-чик- присоединяется к основам слов,
оканчивающихся на д, т, з, с, ж: рассказчик,
разведчик; суффикс -щик- – ко всем другим
основам: каменщик, бомбардировщик.
Суффиксы -ее-, -ей- отличаются друг от
друга только стилистически: -ее- является
межстилевым, -ей- характерен для
разговорной речи и стихотворного языка:
милее, милей.

Такое
же различие встречается и во флексиях
творительного падежа единственного
числа существительных женского рода:
-ою-, -ой-, -ою- – межстилевое употребление,
-ой- – в разговорной речи: (водою, водой).

В
отличие от суффиксов префиксы мало
подвержены варьированию. Среди префиксов
имеются два типа изменений: 1) варьируются
префиксы, оканчивающиеся на з и с: без-,
бес-; воз-, вос-; из-, ис- (безбрежный,
бесполезный; возвести, восполнить;
изложить, исписать); 2) появляется гласный
звук [о] с целью устранения стечения
согласных на стыке приставки и корня:
в-, во-; вз-, взо-; раз-, разо- (вписать,
вогнать; взлететь, взойти; разжечь,
разобраться).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Словообразование

Словообразование

  1. Понятие о словообразовании

  2. Основа слова и основа словоформы. Типы основ

  3. Система синхронного словообразования

  4. Способы словообразования

  5. Словообразовательный, морфемный и этимологический анализ слова

Литература

___________________________________________________

  1. Понятие о словообразовании

Термин словообразование используется в двух значениях:

  1. образование слов, называемых производными, обычно на базе однокорневых слов по существующим в языке моделям с помощью аффиксации, словосложения, конверсии и других формальных средств;

  2. раздел языкознания, изучающий все аспекты создания, строения, функционирования и классификации производных и сложных слов.

Производные слова иначе называются дериватами (лат. derivatum ‘произведенное’), процесс их образования  – деривацией, а словообразование – дериватологией [ЛЭС, с. 467].

Словообразование выделилось в особый раздел науки сравнительно поздно: в 60-е–70-е гг. XX в. Традиционно словообразование рассматривалось либо как часть лексикологии, либо как часть морфологии. С одной стороны, словообразование является основным источником пополнения лексической системы языка. Морфемно-словообразовательные связи – важный фактор, определяющий системность лексики. Не случайно в зарубежной лингвистике словообразование и сейчас нередко рассматривается как раздел лексикологии.

С другой стороны, новые лексические единицы во многих языках образуются в первую очередь из существующих в языке морфем. Учение о словообразовании имеет общий раздел с морфологиейморфемику – учение о значимых частях слова, морфемах.

Различают синхронное и диахронное словообразование. Синхронный анализ направлен на выявление отношений между родственными словами, сосуществующими одновременно, без учета их исторических связей. При синхронном описании современной словообразовательной системы исходят из живых словообразовательных связей, которые осознаются носителями языка как реальные. Так, наречие вдруг не мотивируется в настоящее время существительным друг и считается непроизводным.

Диахронное словообразование занимается историческими изменениями в словообразовательной системе. При диахронном подходе устанавливают время и способ образования производного слова, изучают развитие его словообразовательной структуры и связей [ЭРЯ, с. 500; СРЯШ, с. 24–28].

  1. Основа слова и основа словоформы. Типы основ

Основа словоформы это ее постоянная часть без словоизменительных аффиксов, заключающая в себе лексическое значение.

Основы всех словоформ слова в совокупности образуют обобщенную (нелинейную) единицу – основу слова. Основы словоформ одного и того же слова имеют одинаковый или незначительно отличающийся фонемный состав:

  • руч-к-а, руч-к-е, руч-екø → руч-к — / руч-к’— / руч-ек-.

Незначимые морфемы при изменении слова могут появляться или исчезать:

  • дышать – дышу,

  • знамя – знамени [СРЯШ, с. 48–50].

Существует два основных параметра классификации основ:

  • по структуре,

  • по функции.

2.1.  Типы основ по структуре:

  • нечленимые (простые) и членимые (сложные, комплексные);

  • непроизводные и производные;

  • непрерывные и прерывистые.

2.1.1.  Нечленимые (простые) основы равны корню:

  • нож(ø), нов(ый), пе(ть), где

Членимые (сложные) основы представляют собой сочетание корня (корней) с одним или несколькими словообразовательными аффиксами:

  • нож-ик (ø), нов-еньк (ий), за-пе-ва(ть), кое-где, син-е-зелен(ый).

Между этими двумя четко противопоставленными классами (членимые и нечленимые) имеется множество промежуточных, переходных случаев, которые заставляют говорить о степенях членимости основы [СРЯ, с. 259].

2.1.2.  Непроизводные и производные основы отличаются по характеру выражения значения.

  • Непроизводная основа – основа, в составе которой не выделяются живые аффиксы и которая условно и немотивированно с точки зрения современных семантико-словообразовательных связей обозначает предметы и явления действительности

  • Производная основа – основа, образованная от другой основы, т.е. такая, в составе которой для данного состояния языка выделяется живой аффикс (аффиксы) и которая обычно обозначает реалии мотивированно, опосредованно, через установление их связи с другими реалиями [Розенталь, Теленкова, с. 187].

Сравним:

  • волк – волчонок – волчица.

В слове волк не отражено, почему именно этот звуковой комплекс называет данное животное. Непроизводное существительное волк не имеет внутренней формы: связь между значением слова и его строением отсутствует. Слова же волчонок и волчица имеют внутреннюю форму, так как их значение определяется значением их составных частей: основы волк- и суффиксов —′онок (ср.: слоненок, тигренок, лисенок) и иц(а) (ср.: львица, медведица); волчонок – детеныш волка, волчица – самка волка [СРЯ, с. 240].

Непроизводные основы, как правило, являются нечленимыми, т.е. равны корню:

  • стол-ø, жи-ть

Однако есть основы непроизводные, но членимые. Это, напр., основы, которые представляют собой сочетание корня с тематическим элементом:

  • чит-а-ть, люб-и-ть,

или сочетание значимого аффикса со связанным корнем, т.е. таким, который без словообразовательных аффиксов не употребляется:

  • о-де-ть, на-де-ть, раз-ть, об-ть…

Производные основы обычно являются членимыми (ср. волч-онок, про-читать). Но есть и нечленимые производные основы:

  • бег-ø, ход-ø, лов-ø…

Эти существительные считаются производными от глаголов бег-а-ть, ход-и-ть,
лов-и-ть, т.к. они обозначают процесс, а процессуальность – категориальное значение глагола. На этом же основании производными являются существительные

  • синь-ø, глушь-ø и т.д.

Они обозначают признак и мотивированы прилагательными синий, глухой и пр.

Это безаффиксный способ словопроизводства = конверсия (смена системы флексий).

Нечленимыми являются также производные основы в случаях типа

  • спец-ø ← специалист, маг-ø ← магнитофон,

  • нем.: Uni ← Universität,

  • англ.: doc ← doctor.

Итак, следует различать понятия

  • нечленимая основа и непроизводная основа,

  • членимая основа и производная основа.

Когда нечленимая основа является непроизводной, а членимая – производной, речь может идти о совпадении, а не о тождестве, так как мы имеем дело с двумя аспектами анализа основы:

  • синхронным (членимая – нечленимая) – результат морфемного анализа,

  • диахронным (производная – непроизводная) – результат словообразовательного анализа.

производная основа

непроизводная основа

живые аффиксы

выделяются

не выделяются

значение

мотивированно

немотивированно, условно

членимость

как правило, членимы

как правило, нечленимы

контрпримеры

нечленимые:

бег-ø…, синь-ø…, спец-ø …

членимые:

чит-а-ть…, о-де-ть…

2.1.3. Непрерывная основа представляет собой комплекс непосредственно связанных друг с другом морфем.

Прерывистая основа встречается нечасто, когда словообразовательные морфемы чередуются со словоизменительными морфемами:

  • гну-ть-ся, запек-л-о-сь, колебл-ет-ся…;

  • кт-о-то, к-ем-нибудь, как-ого-либо, ч[j]-эму-нибудь.

2.2.  Типы основ по функции:

  • производящие (мотивирующие),

  • производные (мотивированные).

Производящая основа – это основа (непроизводная или производная), от которой образовано данное слово:

  • домдля домашний, надомный;

  • холоддля холодный, холодндля холодноватый;

  • бел- – для белеть, беле- – для побелеть… [Розенталь, Теленкова, с. 187].

Производящая основа мотивирует производное слово, поэтому ее называют также мотивирующей.

Таким образом, термин производная основа входит в две пары терминов, противопоставленных на разных основаниях:

  • по структуре: производная ↔ непроизводная,

  • по функции: производная ↔ производящая.

  1. Система синхронного словообразования

Основная оппозиция в словообразовании – это противопоставление производящего (мотивирующего) слова производному (мотивированному).

Производным признается слово, звучание и значение которого мотивировано другим (однокоренным) словом того же языка. Ср.:

  • колос, колосок, колоситься, заколоситься…

Все эти слова имеют один и тот же корень колос-, но отношениями словообразовательной производности связываются:

  • колос и колосок,

  • колос и колоситься,

  • колоситься и заколоситься.

Направление словообразовательной производности (мотивации) определяется «золотым правилом» синхронного словообразования: производное слово всегда «ищет» свое производящее, а не наоборот:

  • драматург ‘тот, кто пишет драмы’ ← драма,

  • асфальтировать ‘покрывать асфальтом’ ← асфальт,

  • твердеть ‘становиться твердым’ ← твердый.

Обычно отношения словообразовательной производности возникают между двумя однокоренными словами. Мотивации такого рода называются единственными. Но в некоторых случаях одно и то же слово может мотивироваться двумя, реже тремя словами, отличающимися от него одинаковым количеством формантов:

  • неравенство неравный или равенство,

  • обучение – ‘действие по глаголу обучать или обучить’.

Такие мотивации называются неединственными (множественными).

Производное слово является элементарной единицей системы синхронного словообразования. Эта элементарная единица входит в комплексные единицы словообразовательной системы:

  • словообразовательную пару,

  • словообразовательную цепочку,

  • словообразовательную парадигму,

  • словообразовательное гнездо,

  • словообразовательный тип,

  • словообразовательную категорию [СРЯШ, с. 58–62].

3.1.  Словообразовательная пара

Словообразовательная пара – два слова, связанные отношениями словообразовательной мотивации:

  • дрессировать → дрессировка ‘действие по глаголу дрессировать’;

  • цена → бесценный ‘не имеющий цены’;

  • холм → холмистый ‘имеющий холмы’.

Общая для производного и производящего слова часть называется производящей базой:

  • слепнуть слеп (ой) + ну(ть);

  • синева син‘(ий) + ев(а).

Понятие производящая база шире понятия производящая основа, т.к. производящей базой могут быть не только основы словоформ, но и

  • целые слова: цвести → от-цвести,

  • словосочетания: глубоко уважаемый → глубокоуважаемый,

  • сочетание нескольких основ: свобод-+о+люб-+-ив (ый),

  • сочетание основы и слова: сух-+о+фрукты,

  • сокращенные части слов: заведующий лабораторией → завлаб.

Производящая база в производном слове часто сочетается со словообразовательным формантом. Словообразовательный формант представляет собой наименьшее в формальном и семантическом отношении словообразовательное средство, которым производное слово отличается от производящего:

  • лисий лис-(а) + ий; словообр. формант – суффикс —ий + смена системы флексий сущ. на систему флексий притяжат. прилагат.;

  • заоблачный за- + облак- (о) + -н(ый); словообр. формант конфикс за- …-н- + смена парадигмы.

Словообразовательный формант может состоять из одной или нескольких морфем. Он может быть непрерывным или прерывным [Русская грамматика, с. 134, СРЯШ, с. 64–66].

Словообразовательный формант выражает словообразовательное значение – обобщенное значение ряда мотивированных слов с одним и тем же формантом, отличающее все эти слова от их мотивирующих.

При установлении словообразовательного значения отвлекаются от конкретных лексических значений слов, ср.:

  • ‘производитель действия, названного основой’ (-тель),

  • ‘относящийся к тому, что названо производящей основой’ (-н-, -ов-: лес-н-ой, парк-ов-ый),

  • ‘невзрослость’ (-онок)… [ЭРЯ, с. 501].

3.2.  Словообразовательная цепочка

Словообразовательная цепочка – это ряд однокоренных слов, находящихся в отношениях последовательной мотивированности.

Напр., глагол учить мотивирует существительное учитель, а оно в свою очередь мотивирует слово учительница:

  • учить → учитель → учительница [ЭРЯ, с. 501].

Слова учить и учитель связаны отношениями непосредственной производности, а учить и учительница – опосредованной.

Начальным, исходным звеном цепочки является немотивированное слово. Чем дальше от исходного слова цепочки входящее в нее мотивированное слово, тем выше ступень его мотивированности (словопроизводства). Напр., мотивированность – слово 3 ступени мотивированности:

  • мотив → мотивировать1 → мотивированный2 → мотивированность3.

3.3.  Словообразовательная парадигма

Между однокоренными словами существуют не только отношения последовательной производности, но и отношения совместной производности (кодеривации).

Совокупность всех производных одного производящего, находящихся на одной ступени словопроизводства, представляет собой словообразовательную парадигму.

Члены одной словообразовательной парадигмы (кодериваты) противопоставлены друг другу своими словообразовательными значениями:

виноград-ин(а) – ‘единичность’

виноград → виноград-ник – ‘место’

виноград-арь – ‘лицо’

виноградн(ый) – ‘признак’.

В отличие от словообразовательной цепочки, словообразовательная парадигма не включает слово, от которого образованы все ее члены [СРЯ, с. 334; СРЯШ, с. 84–85].

3.4.  Словообразовательное гнездо

Словообразовательное гнездо – комплексная единица словообразовательной системы, представляющая собой упорядоченную совокупность всех однокоренных дериватов, связанных отношениями непосредственной или опосредованной производности с одним непроизводным (базовым) словом, называемым вершиной данного гнезда [Касаткин и др., с. 176].

Словообразовательное гнездо представляет собой

  • совокупность словообразовательных цепочек, имеющих одно и то же исходное слово (по горизонтали)

  • и совокупность словообразовательных парадигм (по вертикали):

смелость

смело

смелый → смельчак

смелеть → осмелеть

осмелиться

Все слова гнезда связывает корневая морфема как носитель основного элемента лексического значения [ЭРЯ, с. 503–504].

3.5.  Словообразовательный тип

Словообразовательный тип – это схема построения слов определенной части речи, абстрагированная от конкретных лексических единиц и характеризующаяся общностью

  1. части речи мотивирующих слов,

  2. форманта, тождественного в материальном и семантическом отношении:

  • рыба → рыб-ин(а)

  • лед → льд-ин(а)

  • горох → горош-ин(а)

  • жемчуг → жемчуж-ин(а)…

Словообразовательный тип иначе называется словообразовательной моделью.

Общее значение, которое отличает все мотивированные слова данного типа от их мотивирующих, является словообразовательным значением слов этого типа. Носителем словообразовательного значения является формант.

Так, глаголы прыгнуть, свистнуть, толкнуть принадлежат к одному словообразовательному типу, так как они:

  1. мотивируются глаголами (прыгать, свистеть, толкать);

  2. имеют общий формант – суффикс -ну- со словообразовательным значением однократности [Русская грамматика, с. 135; ЭРЯ, с. 501].

Нарушение одного из приведенных принципов свидетельствует о принадлежности производных слов к разным словообразовательным типам, напр.:

братство богатство дежурство

равенство бегство

руководство

Формальные характеристики приведенных слов абсолютно одинаковы: все они образованы при помощи суффикса -ств-, правда, первое – от субстантивной основы, вторые – от основ имен прилагательных, а третьи – от глагольных основ. Так что словообразовательное значение у них не совпадает:

  • братство имеет значение собирательности;

  • богатство, равенство обозначают ‘свойство или признак, названный производящей основой’;

  • дежурство, бегство, руководство – ‘действие, названное производящей основой’.

Следовательно, перед нами три словообразовательных типа с одинаковой формой, но с разным содержанием. Такие словообразовательные типы называются омонимическими.

Нередко встречается и обратное отношение – одинаковое содержание, но различное материальное выражение словообразовательных формантов:

ходьба освобождение переписка

стрельба горение рубка

пальба обучение варка

Все эти группы производных слов имеют одно и то же словообразовательное значение – ‘опредмеченное действие, названное производящим глаголом’, но их словообразовательные форманты не совпадают (-б-, —ениj-, -к-). Перед нами три синонимичных словообразовательных типа [СРЯШ, с.  70–72].

Словообразовательные типы отличаются друг от друга степенью регулярности и продуктивности.

  • Словообразовательная регулярность – это повторяемость формальных и семантических отношений слов в словообразовательной паре. Напр.:

  • влажный так относится к влажнеть, как прочный – к прочнеть, седой – к седеть.

Примеры нарушения регулярности могут касаться

а) формы: напр., в глаголе скудеть отсутствует конечная /н/ основы мотивирующего прилагательного (скудный),

б) семантики: напр., глагол хорошеть означает не ‘становиться хорошим, лучше’ вообще, а ‘становиться красивее’ о (человеке).

  • Продуктивность типа – это его способность служить образцом для производства слов. Тип, по которому в современном языке образуются новые слова, является продуктивным. Тип, по которому не образуются новые слова, является непродуктивным [Русская грамматика, с. 136–137]. Напр., в современном русск. яз.

  • продуктивен тип отглагольных существительных с суффиксами -ниj(э), -к(а): чтение, объявление, финансирование; прибавка, заправка, разноска…

  • непродуктивно отсубстантивное образование существительных с суффиксами
    -вор-, —амт-, -уз-, -оч-, -их-: детвора, почтамт, француз, светоч, жених [Гируцкий, с. 105].

Важно иметь в виду, что словообразовательный тип выделяется на другом основании, чем словообразовательное гнездо: в отличие от последнего он объединяет не однокоренные слова, а слова, образованные по одному образцу.

3.6.  Словообразовательная категория

Ряд синонимичных словообразовательных типов образует словообразовательную категорию. Словообразовательная категория формируется на основе единства словообразовательного значения в отвлечении от формальных средств его выражения. Здесь явно просматривается аналогия с грамматической категорией, основой которой является грамматическое значение при возможном разнообразии средств его выражения.

Напр., словообразовательную категорию имен деятеля образуют существительные словообразовательных типов с формантами

  • тель: учитель, строитель, руководитель…

  • -ник: ученик, проводник…

  • -щик/-чик: забойщик, наводчик…

  • -ец: владелец, умелец… [СРЯ, с. 333; СРЯШ, с. 72].

Понятие словообразовательной категории используется существенно реже, чем понятие словообразовательного типа.

Словообразовательная система языка представляет собой совокупность словообразовательных типов в их взаимодействии, а также совокупность словообразовательных гнезд [Русская грамматика, с. 137].

  1. Способы словообразования

Под способом словообразования понимается конкретный прием создания производного слова в диахронии и важнейшее средство выражения словообразовательного значения в синхронии [Камчатнов, Николина, с. 106].

Способ словообразования может объединять несколько словообразовательных типов с аналогичными словообразовательными средствами. [Русская, грамматика, с. 138; Алефиренко, с. 283].

Существуют разные классификации способов словообразования. В частности, их делят на

  • морфологический и неморфологические [Розенталь, Теленкова, с. 305–307; Гируцкий, с. 106–108; Вендина, с. 210–212; Алефиренко, с. 282];

  • аффиксальные и неаффиксальные (безаффиксные) [СРЯ, с. 308; Камчатнов, Николина, с. 106].

4.1.  Морфологический и неморфологические способы словообразования

Выделение морфологического и неморфологических способов словообразования берет начало в работах В. В. Виноградова (этот подход преобладает в учебниках по введению в языкознание). В таком случае обычно выделяют четыре основных способа словообразования:

  1. морфологический,

  2. морфолого-синтаксический,

  3. лексико-синтаксический,

  4. лексико-семантический.

1. Морфологический способ. В основе его – преобразование исходных лексических единиц в новые путем:

  • прибавления различных аффиксов,

  • усечения элементов исходной единицы.

Морфологический способ объединяет очень много конкретных способов. Основные из них:

  1. суффиксальный: лето → лет-н(ий), прокат → прокат-чик;
    фр. blanche ‘белый’ → blanch-eur ‘белизна’, dent ‘зуб’ → dent-ist ‘дантист’;

  2. префиксальный: бежать → при-бежать; фр. marche ‘ходьба’-marche ‘походка’; нем. zahlen ‘платить’ auszahlen ‘выплачивать’;

  3. постфиксальный: учить → учиться, красить → краситья;

  4. префиксально-суффиксальный: стакан под-стакан-ник, камень →
    о-камен’-е(ть);

  5. префиксально-постфиксальный: раз-бежать-ся, на-хлебать-ся;

  6. суффиксально-постфиксальный: горд-и-ть-ся, нужд-а-ть-ся.

  7. бессуффиксный (+ смена парадигмы): глух-ой → глушь, обвес-и-ть → обвес.

  8. Сложение – образование нового слова путем объединения двух или более основ:

  • лес-о-степь, вагон–ресторан;

  • англ. gobetween ‘посредник’, wellbred ‘хорошо воспитанный’;

  • нем. Schauspielhaus ‘театр’ (schauen ‘смотреть’, Spiel ‘игра’, Haus ‘дом’);

  • кит. чжоуé ‘сутки’ (‘день + ночь’), шāньшуй ‘пейзаж’ (‘гора + вода’).

  1. Усечение – сокращение производящего слова без учета морфемного шва:

  • зав, зам;

  • англ. sec ← second, pro ← professional;

  • фр. bacbaccalauréat ‘степень бакалавра’, labo laboratoire ‘лаборатория’.

  1. Аббревиация (лат. brevis ‘короткий’) – объединение сокращенных частей нескольких слов; эти части могут быть буквой, звуком, слогом или его аналогом; возможно сочетание усеченной части и целого слова или одновременное использование элементов разных типов:

  • вуз, НГУ, филфак, зарплата;

  • англ. Р.М. ← Prime Minister, Ph. D. ← Doctor of Philosophy.

2. Морфолого-синтаксический способ = конверсия (лат. conversio ‘превращение’) – переход слов или словоформ из одной части речи в другую (субстантивация, адъективация, адвербиализация, прономинализация, вербализация, переход их знаменательных частей речи в служебные – см. лекцию «Части речи»).

Основная причина перехода слов из одной части речи в другую – изменение условий синтаксического функционирования ЛЕ. Новые слова при этом являются продуктом расщепления единой ЛЕ, из которой выделяются две самостоятельные ЛЕ с разными лексико-грамматическими признаками [СРЯШ, с. 87–88].

3. Лексико-синтаксический способ – образование слова в результате сращения элементов словосочетания:

  • сумасшедший, долгожданный, злоумышлять, времяпровождение…

Этот процесс называется лексикализацией словосочетаний. Объединяясь в одну лексему, компоненты словосочетаний утрачивают фонетические, семантические и грамматические свойства отдельных слов:

  • есть ли → если, спаси бог → спасибо, один на десяте → одиннадцать,
    по
    дhломъ → поделом, и того → итого, Новъ городъ → Новгород;

  • фр. bon homme ‘хороший, добрый + человек’ → bonhomme ‘добряк’.

4. Лексико-семантический способ заключается в том, что в результате разрыва семантических связей между значениями многозначного слова образуются омонимы:

  • подоплека ‘подкладка’‘тайная причина’,

  • гнет ‘груз для отжима или прессования’ ‘эксплуатация’,

  • подполье ‘помещение под полом’ ‘нелегальное положение’.

Необходимо учитывать, что время, необходимое на образование нового слова с помощью разных способов, существенно различается.

Так, морфологическим способом слова образуются мгновенно. Разумеется, окказионализм не сразу становится фактом языка, но для слов, создаваемых по продуктивным моделям, период вхождения в язык невелик.

Деривация с помощью конверсии может занимать существенное время (рабочий человек → рабочий) и иметь место от случая к случаю, а может происходить быстро и быть регулярной (как, напр. в английском).

Производные слова, образованные лексико-семантическим и лексико-синтаксическим способами, появляются в языке не сразу, а в результате длительного исторического развития. Процесс образования их не регулярен, индивидуален.

Те способы, для функционирования которых необходимы длительные периоды времени, относят к диахронному (историческому) словообразованию [СРЯ, с. 318–320; СРЯШ, с. 90–91].

4.2. Аффиксальные и неаффиксальные способы словообразования

При делении способов словообразования на аффиксальные и неаффиксальные (безаффиксные) граница между ними проводится по-другому.

К безаффиксным способам относят:

  • сложение: диван-кровать (может пониматься широко и включать лексико-синтаксический способ: малознакомый),

  • усечение: спец, Uni,

  • аббревиацию: НГУ,

  • повтор: быстро-быстро, индонез. api ‘огонь’ – apiapi ‘спички’,

  • конверсию (морфолого-синтаксический способ),

  • расщепление многозначного слова на омонимы (лексико-семантический способ).

Разумеется, есть и гибридные способы, напр.:

  • сложение с аффиксацией: втор-о-курс-ник(ø), в-пол-сил-ы;

  • конверсия с префиксацией: англ. cage ‘клетка’ uncage ‘выпустить из клетки’, train ‘поезд’ entrain ‘садиться / сажать в поезд’;

  • сращение с суффиксацией: сиюминут-н-ый, междусобой-чик, немогузнай-к-а, сногсшиба-тельн-ый [Камчатнов, Николина, с. 106–107].

Иногда к способам словообразования относят также калькирование – образование нового слова по словообразовательной модели иноязычного слова:

  • носорог – калька с греч. rinokeros (rinos ‘нос’, keros ‘рог’), предлог – с лат. praepositio [Алефиренко, с. 285].

Способы словообразования формируются постепенно. Так, сравнительно «молодыми» способами являются аббревиация и усечение, получившие интенсивное развитие именно в 20 в.

Продуктивность тех или их способов словообразования в разных языках отличается и зависит от морфологического и синтаксического типа языка. Напр., конверсия характерна для многих индоевропейских языков, но в английском она имеет особенно широкое распространение, т.к. в нем слабо выражены морфологические показатели частей речи [Камчатнов, Николина, с. 107].

  1. Словообразовательный, морфемный и этимологический анализ слова

Синхронный словообразовательный и морфемный анализ слова тесно связаны, но при этом имеют разные цели и приводят к разным результатам.

5.1.  Словообразовательный анализ

Задача словообразовательного анализа – выяснить, является ли данная основа производной; если да, то установить производящую базу и определить каким способом она произведена.

Производящей базой является единица (основа, словоформа, словосочетание), непосредственно мотивирующая анализируемое слово и по смыслу, и по форме.

Чтобы найти производящую базу, надо соотнести анализируемое слово с двумя рядами единиц:

  1. включающих ту же основу,

  2. включающих то же (те же) словообразовательное средство.

Пример словообразовательного анализа: паровозный

  1. паровоз, паровоз-ик, паровоз-ищ-е;

  2. вагон-н-ый, камен-н-ый, дорож-н-ый.

Следовательно, прилагательное паровозный образовано с помощью суф. -н- от существительного паровоз, а не путем сложения основ пар- и воз-. Такой вывод вытекает из анализа семантики и формы прилагательного паровозный:

  1. оно значит ‘относящийся к паровозу’, т.е его значение мотивировано значением существительного паровоз;

  2. с формальной точки зрения оно включает основу существительного паровоз и суффикс прилагательных -н- [СРЯ, с. 271].

5.2.  Морфемный анализ

Цель морфемного анализа (в школе – разбор слова по составу) – установить, членимо ли слово на современном этапе и из каких морфем оно состоит.

Морфемный анализ тесно связан со словообразовательным: только поняв, как образовано слово, можно правильно разделить его на морфемы. При этом на вопрос, как образовано слово, морфемный анализ не отвечает [СРЯ, с. 271–272].

В современной лингвистике существует три основных принципа морфемного анализа слов:

  • принцип «двойного сравнения»,

  • принцип членимости, предложенный А. И. Смирницким,

  • принцип производности, опирающийся на критерий Г. О. Винокура.

Принцип «двойного сравнения» требует вхождения слова

в ряд слов с таким же корнем и

в ряд слов с таким же формантом

Ср. т.н. словообразовательный квадрат:

смел(ый) –– бодр(ый)

│ │

смел-ость –– бодр-ость

  • Принцип членимости допускает выделение минимальных структурных частей слова при соблюдении следующих условий:

  1. вхождение слова с данной основой в ряд слов с любой отождествляемой частью;

  2. наличие некоторого остатка:

  • ра-дуг(а) ← дуг(а), почт-альон(ø) ← почт(а).

  • мал-ин(а) ср. смород-ин(а), кал-ин(а); бужен-ин(а) ср. кон-ин(а), свин-ин(а).

Уникальные аффиксы называются унификсами, а «дефектный» корень – радиксоидом.

Использование этого принципа существенно расширяет круг членимых, но непроизводных слов.

  • Принцип производности базируется на анализе словообразовательной цепочки:

  1. сначала удаляются словоизменительные аффиксы выделяется основа;

  2. затем устанавливаются словообразовательные связи слова с учетом формы и семантики:

  • частотн-ость – ‘признак, свойство частотного’,

  • частот-н(ый) – ‘имеющий отношений к частоте’,

  • част-от(а) – ‘признак, свойство частого’,

  • част(ый) – непроизводное слово, основа которого совпадает с корнем.

Следовательно, морфемное строение слова частотность таково: част-от-н-ость(ø).

  • Очевидна зависимость вывода о членимости основ от выбранной методики морфемного анализа.

  • Принципы производности и членимости позволяют разделить на структурные части основы слов типа театр-ал (‘человек, любящий театр’), сек-ир(а) (‘то, чем секут’).

  • Принцип «двойного сравнения» не допускает их деления [СРЯ, с. 259–267; СРЯШ, с. 110–112].

Для того чтобы правильно произвести морфемный анализ слова, нужно учитывать не только соотношение двух слов (производного и производящего), но и соотношение слов в словообразовательном типе и – шире – в системе словообразования.

Так, в словах писарь (ср.: писать), пахарь (ср.: пахать) можно выделить глагольную основу писа-, паха- и суффикс —рь. Привлечение для анализа слов звонарь (ср.: звонить), лекарь (ср.: лечить) показывает, что —а- относится к суффиксу, который присоединяется к глагольному корню:

  • пис-арь (пис-а-ть), пах-а-рь (пах-а-ть),

  • звон-арь (звон-и-ть), лек-арь (леч-и-ть) [СРЯ, с.273].

5.3.  Этимологический анализ. Исторические изменения
в морфемно-словообразовательной структуре слова

При словообразовательном и морфемном анализе устанавливаются структурно-семантические признаки и связи, присущие слову в настоящее время. Изменения, произошедшие в морфемно-словообразовательном строении слов, выявляются путем этимологического анализа.

Его цели установить происхождение слова, вскрыть прошлые словообразовательные связи и прежнее морфемное строение, показать, как возникло его современное значение.

В процессе развития нередко утрачиваются производность и членимость слов. В результате изменения границ между морфемами образуются новые структурные части слов. При переходе из одной части речи в другую меняются функции отдельных морфем.

  • Исторические изменения в морфемно-словообразовательной структуре слова довольно разнообразны. К важнейшим из них относятся

  • опрóщение,

  • переразложение,

  • усложнение.

  • Опрóщение (деэтимологизация) – это процесс превращения производной основы в непроизводную (термин предложен В. А. Богородицким).

Его результат – слияние в одну корневую морфему значимых частей основы ранее производного слова:

  • дул(о) ← ду-л(о) (ср.: шил(о), мыл(о), рыл(о)),

  • колес(о) ← коле-с(о),

  • воздух ←воз-дух,

  • дотла ← до-тл-а,

  • англ.: woman ← др.-англ. wif ‘жена’ + man ‘человек’,

  • нем.: zurüсk ‘назад’ (ср.: Rücken ‘спина’).

Существует несколько основных причин опрощения (ср. причины исчезновения внутренней формы).

  1. Фонетические изменения.

Единственной причиной опрощения являются фонетические изменения, напр., в словах

  • жижа ← жидый + j; д+ j = ж;

  • затхлый ← задъхлый: [д] перед [х] после падения редуцированных перешел в [т].

  1. Семантические изменения.

Потеря семантической связи с мотивирующей основой:

  • слово дворец утратило семантическую связь со словом двор;

  • слово красный было образовано от слова краса. Оно утратило свое первоначальное значение ‘красивый’, стало обозначать один из цветов радуги и превратилось в непроизводное;

  • слово обруч потеряло семантическую связь со словом рука и свое первоначальное значение ‘браслет’.

  1. Архаизация родственных слов.

Слово подвергается опрощению, если из языка исчезают родственные слова. В противном случае слово продолжает осознаваться как членимое. Напр.,

  • слова колесо, колокол, около, калач пережили процесс опрощения, так как из употребления вышло слово коло ‘круг’;

  • существительное перечень стало непроизводным, т.к. исчезло слово перек ‘перечень’.

Как правило, названные причины действуют совместно.

В результате опрощения язык пополняется новыми корнями.

  • Переразложение – это процесс перемещения границ между морфемами при сохранении морфемной членимости слова (термин В. А. Богородицкого).

Количество морфем в слове может, как остаться неизменным, так и сократиться.

Переразложение особенно свойственно флективным языкам и обусловлено фузией, т.е. слиянием и взаимопроникновением контактирующих морфем.

Одним из первых переразложение отметил И. А. Бодуэн де Куртенэ на материале «сокращения основ в пользу окончаний» в славянских языках – перехода к окончанию тематического гласного а, принадлежавшего древней основе.

Это было вызвано фонетическими изменениями на стыке основы и флексии:

  • в форме В. п.ед. ч. *žena-m ст.-слав. жен-Х с носовым гласным [õ], ср. рус.
    жен-у.

Позже произошла унификация основы во всей парадигме склонения:

  • жена-мъ, жена-хь → жен-амъ, жен-ахъ.

По аналогии со склонением сущ. ж.р. выровнялись и окончания существительных м. и ср. рода:

  • стол-ам, стол-ами, стол-ах; сёл-ам, сёл-ами, сёл-ах

  • вместо стол-ом и т.д. (ср. поделом).

В глаголе снять исторически вычленялась приставка сън- и корень -я- (ср. взять). Теперь слово членится иначе: с-нять (ср. при-ня(ть), на-ня(ть)).

Одна из причин переразложения – выход из употребления соответствующей данному слову производящей основы при сохранении в языке других родственных слов. Напр.,

  • в слове удилище сейчас выделяется суффикс ­-лищ (а не ­-ищ, ср. город-ищ-е), в состав которого вошел суффикс , принадлежавший основе слова удило, утраченного в современном языке.

Суффикс —чик- / -щик- представляет собой объединение суффикса относительных прилагательных —ск- и суффикса —ик-.

В результате слияния аффиксов появились и новые приставки недо-, обез- (недовыполнить, обессилеть, обескровить).

Благодаря переразложению язык обогащается новыми исконными аффиксами.

Переразложение тесно связано с опрощением.

  • Усложнение – это превращение ранее непроизводной основы в производную. Т. е. это процесс, противоположный опрощению.

Чаще всего усложнению подвергаются заимствованные слова. Причины усложнения заключаются в особенностях освоения слова языковой системой. Так, некоторые слова начинают члениться в результате установления словообразовательных связей с другими словами.

Напр., голландское слово zondek (zon ‘солнце’, dek ‘покрышка’) было заимствовано как непроизводное зонтик, но под влиянием слов типа ножик, столик стало осмысливаться как уменьшительное образование. Отсюда возникло слово зонт.

Польское слово flaszka было заимствовано как фляжка (слово с непроизводной основой). Но по аналогии с парами книга книжка, нога ножка стало восприниматься как производное – отсюда фляга.

Существительное агитация пришло в русск. в XIX в. из немецкого языка (Agitation) в виде слова с непроизводной основой. Когда же рядом с ним стали употребляться слова агитатор, агитировать его основа пережила усложнение и стала члениться на непроизводную основу агит и суффикс ациj.

Усложнение имеет большое значение для словообразовательной системы: язык обогащает свой словообразовательный «инвентарь» за счет иноязычных аффиксов [Касаткин, Клобуков, с. 159; ЛЭС,  с. 370; Розенталь, Теленкова, с. 181, 201–202, 369; Розенталь, Голуб, с. 169–171; СРЯ-2, с. 53–62; СРЯШ, с. 114–116; ЭРЯ, с. 331].

Литература

Алефиренко Н. Ф. Теория языка. Вводный курс. М.: Академия, 2004. Словообразовательная структура слова. С. 278. Производные и производящие слова (основы). С. 278. Словообразовательный тип. С. 280. Словообразовательная модель. С. 281. Словообразовательное значение. С. 281–283. Способы словообразования. С. 283–286.

Вендина Т. И. Введение в языкознание. М.: Высшая школа, 2001. Способы словообразования С. 209–212. Опрощение, переразложение, изменение по аналогии. С. 216–219.

Гируцкий А. Я. Введение в языкознание. М.: ТетраСистемс, 2001. Словообразование и его основные единицы. С. 101–108.

Камчатнов А. М., Николина Н. А. Введение в языкознание. М.: Флинта, Наука, 1999. Производное слово как основная единица словообразования. С. 104–105. Способы словообразования. С. 106–109.

Касаткин Л. Л., Клобуков Е. В., Лекант П. А. Краткий справочник по русскому языку. М., 1995 (и другие издания). Морфемная структура слова. С. 158–160.

Кодухов В. И. Введение в языкознание. М.: Просвещение, 1987. Морфологические процессы. С. 259–261.

ЛЭС – Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1990. Опрощение (В. А. Виноградов). Основа (Е. С. Кубрякова, Ю. Г. Панкрац). С. 353. Словообразование (Е. С. Кубрякова). Словосложение ((В. А. Виноградов) С. 469. С. 349. Переразложение (В. А. Виноградов). С. 370

Маслов Ю. С. Введение в языкознание. М.: Высшая школа, 1997 (и другие изд.). Грамматическая структура слова и вопросы словообразования. С. 145–155.

Розенталь Д. Э., Голуб И. Б., Теленкова М. А. Современный русский язык. М.: Рольф, 2001. § 91. Изменения в морфологическом составе слова. С. 169–171.

Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. Словарь-справочник лингвистических терминов. М.: Просвещение, 1985 (и другие издания).

Русская грамматика. Т. 1. М.: Наука, 1980. Словообразование. Основные понятия. С. 133–142. 

СРЯ – Современный русский язык.  / Под ред. В. А. Белошапковой. М.: Высш. шк., 1989. Словообразование (Е. А. Земская). С. 308–379. Членимость и производность основ. С. 259–276. Словообразовательный и морфемный анализ слова. С. 270–273. Исторические изменения в составе слова. С. 273–276. Словообразовательный тип. С. 292–308. Способы словообразования. С. 308–320. Строение системы синхронного словообразования. С. 331–345.

СРЯ-2 – Современный русский язык. В трех частях. Ч. 2. Словообразование. Морфология. / Н. М. Шанский, А. Н. Тихонов. М.: Просвещение, 1981. Изменения в морфологической структуре слова. С. 53–62. Лексическая деривация. С. 62–78.

СРЯШ – Современный русский язык. Словообразование. Морфонология. Морфология. / под ред. проф. П. П. Шубы. Минск: Прогресс, 1998. С. 48–86. Способы словообразования. С. 87–113. Этимологический анализ. С. 114–117.

Шайкевич А. Я. Введение в лингвистику. М.: Академия, 2005. § 29. Историческая изменчивость морфемного состава слова. С. 81–83.

ЭРЯ – Русский язык. Энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия – Дрофа, 1997. Словообразование (В. В. Лопатин, И. С. Улуханов) С. 500–503. Словообразовательное гнездо (А. Н. Тихонов). С. 503–505.

14

Основа слова / основа
словоформы

۩ ——

▲ Основа слова-
Основная часть слова, остающаяся после
отделения от него словоизменительных
морфем, окончаний; слово без
словоизменительных морфем.(также
значение: Морфологически неизменяемая
часть слова, остающаяся после отделения
от него словоизменительных и
формообразовательных морфем; слово
без словоизменительных и
формообразовательных морфем)

Основой словоформы называется
часть словоформы, остающаяся после
отсечения флексийного морфа и
постфиксального морфа -те. При отсутствии
этих морфов основа совпадает со
словоформой. 

Часть слова без окончания
и словоизменительного постфикса -те.

Словоформа включает в
себя основу слова и формообразующие
суффиксы.

В узком смысле, то есть
обладающая признаками слова цепочка фонем,
формально отличающаяся от другой.

► Внутренней стороной
словоформы является полностью
охарактеризованная лексема, для которой
указаны все грамматические значения
присущие данной словоформе (например,
ботинки: им. п., мн.ч., читать: изъяв. накл.,
1 л., наст. вр., ед. ч.). Внешней стороной
словоформы может выступать: цепочка
морфем — на морфемном уровне, цепочка
морфонем — на морфонемном уровне,
цепочка фонем — на фонемном уровне,
цепочка букв — на орфографическом
уровне.

Если у двух внешне
различных словоформ совпадает внутренняя
сторона, то они представляют собой
варианты друг друга (например, тобою и
тобой). Также возможна омонимия словоформ,
к примеру, попугай (глагол в императиве)
и попугай (существительное), рыбы (им.
п., мн. ч.) и рыбы (род. п., ед. ч.).

Все словоформы одной
лексемы называются ее парадигмой (кот,
кота, коту, котом, коты и т. д.).

◄Правда, этот вопрос не всегда был для них важен, но в последние 15―20 лет дело обстоит именно так; и связано это с тем, что в генеративной теории появился новый объект изучения (первоначально отсутствовавший или ― что почти то же самое ―считавшийся «неинтересным»)
― слово, точнее, словоформа. 

Словоформа является
грамматическим видоизменением одного
и того же слова — лексемы. Это значит,
что словоформы имеют разное грамматическое,
но одно и то же лексическое значение
(пою, поешь, поет; кот, кота, коту). Разные
лексемы могут иметь одно и то же
грамматическое значение, но свое
лексическое значение. Так, слова окно,
дерево, озеро имеют одно и то же
грамматическое значение (выражают
предметность и значение среднего рода
имени существительного).
Лексические
и грамматические значения являются
таким образом двумя основными типами
значений, свойственных языку.

▼ Морфы, из которых
состоят словоформы русского языка,
делятся на корневые и аффиксальные;
аффиксальные морфы делятся на
префиксальные, суффиксальные,
интерфиксальные, постфиксальные и
флексийные. Корневой морф определяется
через понятие основы, а основа — через
понятия флексийного и постфиксального
морфов.

☼ Словоформа — слово
(лексема) в некоторой грамматической
форме (в частном случае — в единственно
имеющейся у слова форме), напр.: сад,
садами, белый, белую, пишет, вчера. С.
-двусторонняя единица. Её внешняя сторона
— это последовательность фонем с указанием
места ударения (в рус. языке). Внутренняя
сторона — это значение, как правило,
сложное, т.е. состоящее из нескольких
элементарных значений. Всякая С. обладает
нек-рыми синтаксическими свойствами,
т.е. способностью определённым образом
сочетаться с другими С. при построении
фразы. Совокупность синтаксических
характеристик С. образует её «синтактнку».
Строго говоря, син-тактика не входит во
внутреннюю сторону С. Однако связи между
синтаксическими характеристиками и
элементами значения столь многочисленны
и сложны, что традиционно эти два аспекта
С. рассматриваются вместе (т.е. внутренняя
сторона С. понимается в расширительном
смысле — как включающая и синтаксические
характеристики). Две внешне различные
С, у к-рых внутренняя сторона совпадает,
называются вариантами друг друга, напр.:
водой и водою. С другой стороны, возможна
омонимия С, напр.: попугай (сущ.) и попугай
(глагол), рыбы (род.п. ед.ч.) и рыбы (им. п.
мн.ч.). Совокупность всех С. слова (лексемы)
образует парадигму данного слова.

→форма слова —
совокупность морфологических и
фонологических характеристик слова,
определяющих его грамматическое
значение. Так, состав морфем слова
«учительница» (учи-тель-ниц-а)
указывает на его принадлежность к
существительным женского рода, стоящим
в именительном падеже единственного
числа. В языке афар (Эфиопия) фонологические
свойства слова fak показывают, что это
глагол в повелительном наклонении
(единственное число, 2-е лицо), т.к. это
единственная грамматическая форма,
оканчивающаяся на согласный.

©

http://lingvistics_dictionary.academic.ru/2583/основа_словоформы

http://ru.wikipedia.org/wiki/Словоформа

http://www.moyuniver.ru/question/47223/

В. А. Плунгян. Проблемы
грамматического значения в современных
морфологических теориях (обзор) (1999)

http://promo.ingate.ru/seo-wikipedia/slovoforma/

http://tsput.ru/res/lang/yazykozn/jaz_zn_9.htm

http://russkiyyazik.ru/863/

http://slovari.yandex.ru/~книги/БСЭ/Форма%20слова

http://www.textologia.ru/russkiy/morfemika-slovoobrazovanie/morfemika/osnova-slovoformi-i-vidi-morfov/138/?q=463&n=138

Гуманитарно
– экономический колледж

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ
КОМПЛЕКС

практического занятия

Дисциплина:
«Современный русский язык»

Тема: 
Основа слова и основа слоформы.

Специальность:
0111023 «Учитель русского языка и литературы»

семестр:
I

курс:
I 

группа:
114

Талдыкорган
– 2016 г.

Составил
преподаватель

______ Нурлан Н.
Р.

«___» __________
20__г.

Количество часов –
2

Цели занятия:

обучающая: прививать
знания учащихся по теме занятия;

                      
находить в словах основу слова.

развивающая:
развить аналитизм мышления, речь, память, кругозор

                          
учащихся.

воспитательная: воспитывать
любовь к  изучаемому предмету.

Тип обучения:
комбинированный.

Оснащение:
1. Учебное пособие по русскому языку для студентов

                           
неязыковых вузов. КазНМУ имени С. Д. Асфендиярова,

                           
Алматы, 2009г.;

                      
2. Учебник по предмету «Русский язык для 10 класса, авторы

                          
У. А. Жанпейс, Ш. Т. Кожакеева. Алматы «Мектеп», 2014г.

Что должен освоить
студент:
  основу слова и словоформы русского
языка.  

Что должен уметь
студент:
находить в словах основу слова.

План занятия:  
1. Организационный этап – 3 мин.

                             
2. Актуализация – 20 мин.

                             
3. Изложение нового материала – 30 мин.

                             
4. Закрепление нового материала – 15 мин.

                             
5. Подведение итогов занятия – 5 мин.

                             
6. Этап информации о домашнем заданий – 5 мин.

                             
7. Комментирование оценок – 2 мин.

I.
Организационный этап

        Приветствие. Проверка
присутствующих на занятий. Запись на доске даты и названия темы занятия.

II.
Актуализация

        Проверка
домашнего задания

               
(устный опрос учащихся по предыдущей теме занятия)

III.
Изложение нового материала

       
Основа словоформы  это
ее постоянная часть без словоизменительных аффиксов, заключающая в себе
лексическое значение.

       Основы всех словоформ слова в
совокупности образуют обобщенную (нелинейную) единицу — основу слова.
Основы словоформ одного и того же слова имеют одинаковый или незначительно
отличающийся фонемный состав:

                        Например: руч-к-а, руч-к‘-е, руч-ек-ø ,
руч-ек-.

         Незначимые морфемы при изменении
слова могут появляться или исчезать.

                       
Например: дышать
— дышу,

                                           
знамя — знамени
 

       Существует два
основных параметра
 классификации основ:

по структуре, по
функции.

1 Типы
основ по структуре

·        
нечленимые (простые) и членимые (сложные, комплексные);

·        
непроизводные и производные;

·        
непрерывные и прерывистые.

Нечленимые (простые)
основы равны корню:

                      
Например:
нож(ø), нов(ый), пе(ть)

·        
Членимые (сложные) основы представляют
собой сочетание корня (корней) с одним или несколькимисловообразовательными
аффиксами
:

                      
Например: нож-ик (ø), нов-еньк (ий), за-пе-ва(ть), кое-где,

                                           
син-е-зелен(ый).

Непроизводные и производные основы
отличаются по характеру выражения значения.

·        
Непроизводная основа — основа, в
составе которой не выделяются живые аффиксы и которая условно инемотивированно с
точки зрения современных семантико-словообразовательных связей обозначает предметы
и явления действительности

·        
Производная основа — основа,
образованная от другой основы, т.е. такая, в составе которой для данного
состояния языка выделяется живой аффикс (аффиксы) и которая обычно обозначает
реалии мотивированно, опосредованно, через установление их связи с
другими реалиями.

                     
Сравнение: волк — волчонок — волчица.

·        
В слове волк не отражено, почему именно этот
звуковой комплекс называет данное животное. Непроизводное существительное волк не
имеет внутренней формы
: связь между значением слова и его строением
отсутствует. Слова же волчонок и волчица имеют
внутреннюю форму
, так как их значение определяется значением их составных
частей: основы волк- и суффиксов —онок (ср.: слоненок,
тигренок, лисенок
) и -иц(а) (ср.: львица,
медведица
); волчонок — детеныш волка, волчица —
самка волка.

·        
Непроизводные основы, как правило,
являются нечленимыми, т.е. равны корню:

·        
                        Например: стол-ø, жи-ть…

·        
 

·        
Однако есть основы непроизводные, но членимые.
Это, например, основы, которые представляют собой сочетание корня с
тематическим элементом:

                       
Например: чит-а-ть, люб-и-ть,

·        
или сочетание значимого аффикса со связанным корнем,
т.е. таким, который без словообразовательных аффиксов не употребляется:

                       
Например: о-де-ть, на-де-ть, раз-ть, об-ть…

·        
Производные основы обычно
являются членимыми (ср. волч-онок, про-читать…).
Но есть и нечленимые производные основы:

                       
Например:
бег-ø, ход-ø, лов-ø…

·        
Эти существительные считаются производными от глаголов бег-а-ть,
ход-и-ть, лов-и-ть
, т.к. они обозначают процесс, а
процессуальность — категориальное значение глагола. На этом же основании
производными являются существительные

                       
Например: синь-ø, глушь-ø и т.д.

·        
Они обозначают признак и мотивированы прилагательными синий,
глухой.

·        
Это безаффиксный способ словопроизводства = конверсия (смена
системы флексий).

·        
Нечленимыми являются также производные основы в случаях типа

·        
Итак, следует различать понятия

·        
нечленимая основа и непроизводная основа,

·        
членимая основа и производная основа.

·        
Когда нечленимая основа является непроизводной, а членимая —
производной, речь может идти о совпадении, а не отождестве, так
как мы имеем дело с двумя аспектами анализа основы:

·        
Непрерывная основа представляет
собой комплекс непосредственно связанных друг с другом морфем.

·        
Прерывистая основа встречается нечасто,
когда словообразовательные морфемы чередуются со словоизменительнымиморфемами:

·        
гну-ть-сязапек-л-о-ськолебл-ет-ся…;

·        
кт-о-ток-ем-нибудькак-ого-либочj-ему-нибудь.

Словообразовательный
тип
 — это схема построения слов определенной части речи,
абстрагированная от конкретных лексических единиц и характеризующаяся общностью

1.    
части речи мотивирующих слов,

2.    
форманта, тождественного в материальном и семантическом отношении,
например:

·        
рыба ? рыб-ин(а)

·        
лед ? льд-ин(а)

·        
горох ? горош-ин(а)

·        
жемчуг ? жемчуж-ин(а)…

IV.
Закрепление нового материала

Задание
1:
Найдите основу следующих слов: острота, инструментальный,
составленный, словосочетание, числительное, радиостанция, телевизионный,
жизненный, отличающийся, активирующий.

Задание
2:
Задание по учебнику.

V.
Подведение итогов занятия

1. Что такое
основа?

2. Что такое
словоформа? Примеры.

3. Назовите типы
основ по структуре.

4. Чем отличаются
непроизводные и производные основы? Примеры.

5. Расскажите о
непрерывной и прерывистых основах.   

VI.
Этап информации о домашнем заданий

1. Читать лекцию.

VII.
Комментирование оценок

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Электронная школа как найти свою школу
  • Как найти комментарий в дзене чужой
  • Как найти книгу в epub
  • Как правильно составить резюме на работу примеры
  • Как найти супер песня

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии