Ремарка — это авторское замечание, пояснение, сноска в драматическом произведении. В ремарке может быть отражена авторская позиция, психологическое состояние героев, может быть указано место действия, прошлое персонажей, их жесты и мимика.
Задание ЕГЭ с использованием ремарки
Преимущественно, термин «ремарка» встречается в заданиях без выбора ответа (№5 — №7)
- Укажите термин, которым обозначаются авторские комментарии в тексте пьесы (почти шепотом; вся сцена вполголоса; бросается между ними; вся в слезах).
- Останавливая ее; отходит, всплеснув руками; указывая на Милона — напишите название подобных авторских замечаний в тексте драматургического произведения.
Примеры использования автором ремарки:
- Сатин только что проснулся, лежит на нарах и рычит («На дне» М. Горький)
- Гостиная, в ней большие часы, справа дверь в спальню Софии, откудова слышно фортопияно с флейтою, которые потом умолкают. Лизанька среди комнаты спит, свесившись с кресел. Утро, чуть день брезжится. ( «Горе от ума» А. С. Грибоедов)
- Г-жа Простакова Кафтан весь испорчен. Еремеевна, введи сюда мошенника Тришку. Он, вор, везде его обузил. Митрофанушка, друг мой! Я чаю, тебя жмет до смерти. Позови сюда отца.;
Действие в деревне Простаковых ; Софья вошла, держа письмо в руке и имея веселый вид. (» Недоросль» Д.И. Фонвизин)
Что такое авторская ремарка
Слово «ремарка» в переводе с французского означает «примечание», «пометка», «замечание». В литературе это элемент повествования, не являющийся частью сюжета.
Задача ремарки – уточнить, что происходит с героями, как меняется окружающая их обстановка и т.д. Это один из композиционно-стилистических приемов, которыми пользуется автор, чтобы сделать повествование более ярким и образным. Ремарка может быть напрямую связана с сюжетом или иметь к нему косвенное отношение. Наиболее яркие примеры авторских ремарок можно найти в драматических произведениях. Это, например, написанные в начале каждого акта фразы о том, где происходит действие, какие предметы присутствуют на сцене, кто из героев движется в данный момент и т.д. Иногда авторская ремарка представляет собой всего одно слово. Например, если речь идет о персонаже, ремарка может выглядеть как «подходит», «засыпает», «отворачивается» и т.д. Бывают и очень длинные ремарки, занимающие страницу или даже больше. Такая ремарка замешает часть сюжета. Она может как подчеркивать основную линию повествования, так и противоречить ей, создавая вспомогательный сюжет.
Авторская ремарка, стоящая в начале повествования или его фрагмента, может уточнять обстоятельства места или времени, дополнять данные о происходящих одновременно с основным повествованием событиях. Такие ремарки чаще всего (но не обязательно) встречаются в драматических произведениях. Авторское примечание может также отсылать автора к финалу. В художественной прозе довольно часто встречается другой вид ремарок. Писатель может, например, включить в повествование свои личные воспоминания, связанные с его автобиографией или с событиями, не связанными с основным сюжетом, свидетелем которых он был.
К отдельному виду авторских ремарок относятся пояснения, которые довольно часто оформляются как сноски или примечания. Эти пометки могут уточнять самые разные вещи – даты, сведения об исторических деятелях и событиях, о том, откуда автор взял те или иные факты для своего произведения и многое другое.
К авторским ремаркам относятся и всевозможные обращения автора к читателям. Яркий пример такой ремарки – мораль в басне, которая не связана с тем, о чем говорилось ранее, но в то же время уточняет сказанное. К этой же форме относится посылка во французской балладе. Автор может обращаться к читателю с нравоучением или иронически. Иногда авторская ремарка провоцирует читателя на то или иное отношение к событиям.
Эти загадочные названия тоже обозначают виды ремарок. Лирическое отступление применяется, чтобы показать эмоциональное отношение автора к описываемым событиям. Флешфорвард отсылает читателя к последующим событиям. Этот вид ремарки довольно часто применяется в исторической прозе. Флешбэк — отсылка к предыдущим событиям повествования. Этот вид ремарки еще называется аллюзией. Иногда автор в эпилоге коротко рассказывает, что произошло с героями дальше. Это тоже авторская ремарка.
Ремарка – это пояснение автора к тексту, описывающее обстановку, поведение действующих лиц.
Диалог – это письменный или устный способ общения двух или более действующих лиц путем обмена репликами, мнениями, вопросами-ответами.
Монолог – это речь действующего лица, обращенная к зрителю, к самому себе или сценическому партнеру, не требующая ответа лица, к которому она обращена.
Николай Васильевич Гоголь придавал огромное значение ремаркам и использовал их в огромном количестве. Его ремарки в комедии «Ревизор» определены характерами персонажей. Они служат подчеркиванию созданных автором образов взяточников, мошенников, казнокрадов, льстецов, обманщиков, плутов, прикрытыми чиновничьими мундирами и поэтому чувствующими свою безнаказанность.
Пример 1:
(Городничий. Действие первое, явление I)
В этом примере писатель несколькими поставленными в ряд ремарками создает психологическую эволюцию персонажа. Мы видим три ремарки:
- «бормочет вполголоса, пробегая скоро глазами»;
- «значительно поднимает палец вверх»;
- «остановясь»
Они помогают точнее представить себе состояние городничего во время чтения письма.
Пример 2:
(Хлестаков с Осипом. Действие второе, явление II)
Например, Гоголь указывает на состояние героя при произнесении того или иного текста. В этом примере мы видим тоже три ремарки, сопровождающие слова Хлестакова.
1) «говорит громким и решительным голосом»,
2) «громким, но не столь решительным голосом»,
3) «голосом вовсе не решительным и не громким, очень близким к просьбе».
К внесюжетным элементам произведения относятся описание, вставные эпизоды и авторские отступления. И любой из этих терминов может ответить на вопрос: «Что такое ремарка?»
Суть термина «ремарка»
Это слово заимствовано из французского языка (remargue), в переводе оно означает «примечание», «замечание», «авторская сноска». В произведениях им отводится значительная, а иногда и главенствующая роль. Динамичную сторону романа или рассказа представляет развивающийся сюжет, а вот авторские отступления, сноски, ремарки, объясняющие его или дополняющие, относятся к статичной стороне. Этот композиционно-стилистический прием может быть весьма разнообразным. С его помощью автор может прибегать к автобиографическим воспоминаниям, выказывать свое эмоциональное отношение к действию, что в литературе получило название лирического отступления.
Многофункциональность ремарки
Авторские ремарки могут принимать даже форму эпилога, завершающего сюжет. Иногда этот литературный прием сводится к указанию места и времени действия, иногда за текст выносятся авторские переводы диалогов героев. Так, в «Войне и мире» такие сноски занимают по две-три страницы. Такой литературный прием как аллюзия, форму которой может принимать ремарка, относит читателя к предыдущим сюжетным событиям. Существует авторское примечание, рассказывающее о последующих сюжетных поворотах. Есть ироничные, нравоучительные размышления и уточнения автора. Все вышеперечисленные приемы способны ответить на вопрос о том, что такое ремарки в литературе.
Место ремарки в драматургии
Особое место принадлежит этому литературно-художественному приему в драматургии. Чаще всего в театре ремарке отводится роль инструкции, пояснительной записки. Объяснить поступки, характер действующих лиц, их эмоциональное состояние, место и время действия в пьесе – ее основная функция. Обычно в тексте драматического произведения место ремарки перед началом действия – указание времени суток, расположение мебели, нахождение окна или балкона, а дальше по ходу диалога ее место в скобках. Авторское примечание может указать на тон разговора – (произносит тихо или кричит), подсказывает действия героев, ведущих диалог – (доставая меч), их эмоциональное состояние – (входит взволнованный Петров). Что такое ремарка в пьесе? Это чисто служебная часть общего текста, вносящая ясность в сюжет пьесы.
Метаморфозы термина
Начиная с периода античности, ремарка претерпевала определенные изменения, но долгое время ей отводилась незначительная объясняющая функция – чему посвящено произведение или что оно собой представляет. Дидро с целью полного подчинения актера своей авторской и режиссерской идее превратил ремарку в самостоятельную художественно-повествовательную часть драматического произведения. Новые сценические приемы, разработанные этим реформатором сцены, превратили ремарки в целые инструкции с подробным описанием всего, что должно произойти на сцене. Вплоть до позы, до незначительного жеста героев. Подробная, детальная авторская разработка будущего спектакля – вот что такое ремарка у Дени Дидро, который был не только крупным философом, но и видным французским драматургом конца XVIII века.
Ремарка как главенствующая часть произведения
Обширны авторские сноски и в драматических произведениях Гоголя. Вообще, пьеса состоит из реплик (разговор действующих лиц) и ремарок (их движение и жесты, мимика и интонации). Это обусловило определенное ограничение художественных возможностей жанра. Чтобы как-то компенсировать этот недостаток, авторские примечания все более расширяются, появляется такой род литературы, как lesedrama – драма для чтения. «Маленькие трагедии» Пушкина и «Фауст» Гете — яркие его представители. В них роль отступлений, авторских размышлений, объяснений сюжета очень велика. В любом случае одна из двух составляющих пьесы, роль которой переоценить нельзя, вот что такое ремарка.
Кратко:
Ремарка (от фр. remarque — примечание, заметка) — пояснения, даваемые автором в драматическом произведении с указанием возраста, внешних черт, поведения, жестов, интонации действующих лиц, а также сценической обстановки и проч. Они адресованы читателям, режиссерам и исполнителям.
Некоторые драматурги придавали ремарке особенное значение. Например, Н. Гоголь в комедии «Ревизор» подробно описал персонажей во вступительных ремарках, а затем написал «Замечания для господ актеров», в которых уточнил смысл примечаний, данных по ходу пьесы, а особенно — финальной «немой» сцены: «Произнесенные слова поражают, как громом, всех. Звук изумления единодушно излетает из дамских уст…».
Источник: Справочник школьника: 5—11 классы. — М.: АСТ-ПРЕСС, 2000
Подробнее:
Ремарка (от фр. remarque — замечание, пояснение) — в драматургическом произведении: замечание автора, находящееся в начальном и/или конечном положении явления, действия, помещенное между репликами персонажей.
Цель ремарки:
1) обрисовать обстановку, в которой происходит действие (обычно в начале или конце действия, явления), дать физический или психологический портрет действующего лица, одновременно в ряде случаев дать авторскую оценку событий. Например, в конце III действия комедии Грибоедова «Горе от ума», после знаменитого обличительного монолога Чацкого «В той комнате незначущая встреча…», читаем: «Оглядывается: все в вальсе кружатся с величайшим усердием. Старики разбрелись к карточным столам». Этими двумя фразами Грибоедов дает понять очень многое. Во-первых, ясно, что в начале своего монолога герой находится в центре внимания персонажей. Внимание рассеивается по мере произнесения им своей патетической речи: никому, кроме него самого, она не интересна. Так «фамусовское общество» отторгает инородное тело. Во-вторых, проводится жесткая граница между разными моделями поведения: стандартной «светской» и, по Ю. Лотману, «декабристской». Времяпрепровождение за танцами, картами и др. представители передовой молодежи считали праздной тратой времени (см.: Лотман Ю. Быт и традиции русского дворянства (XVIII — начало XIX вв.)).
2) Помочь актеру и режиссеру при постановке пьесы пояснить детали декораций и костюмов, общую организацию сценического пространства, поведение актера на сцене, даже мимику и жесты. В ряде случаев ремарка служит непосредственным способом разделения пьесы на действия и явления. Она всегда оповещает о появлении и уходе со сцены того или иного действующего лица.
3) С течением веков пьеса начала мыслиться автором не только как спектакль, играющийся на театральных подмостках, но и как собственно текст, который читатель может воспринимать и наедине с собой, вне театрального пространства, читая, как любое произведение. Что же представляет собой ремарка в литературе в этом контексте? Это указание на обстановку, которую читателю следует представить себе для понимания происходящего. Тогда ремарка напоминает обычное прозаическое описание, данное в очень сжатом виде.
4) В истории литературы появление все более и более подробной, развернутой ремарки означает изменяющуюся трактовку личности автора. Если в древности автор — скорее проводник некоторого божественного действа и текста, то в последующие эпохи его деятельность осознается как личностная, его роль возрастает, оценки, раздумья, приоритеты и др. приобретают все большее значение. Ремарка в литературе обозначает процесс возрастания роли субъекта творчества.
Античная драма почти не знала ремарок – за редким исключением. Автор пьесы таким образом как бы дистанцировался от происходящего, самоустранялся, придавая действию «объективный» характер. По мере движения литературного процесса и развития авторского субъективизма ремарки в литературе не только стали более подробными, но и начали определяться жанром и стилем драматургического произведения.
Распространенная, описательно-предметная ремарка — черта реалистической драматургии XIX — начала XX в. Особенной детализацией отличаются они в натуралистической драме. Например, в пьесе Гауптмана «Возчик Геншель» описываются одновременно и физические действия, и психологические состояния: «Геншель, без видимого волнения, хватает Гауфе за грудь, встает и оттесняет тщетно сопротивляющегося старика к стеклянной двери; резко обернувшись, нажимает левой рукой ручку двери и выталкивает Гауфе наружу; при этом происходит следующий разговор <…>» (действие IV). Символический характер приобретают ремарки в пьесах Чехова, Ибсена. Сравним две ремарки из «Вишневого сада»: «Все сидят, задумались. Тишина. Слышно только, как тихо бормочет Фирс. Вдруг раздался отдаленный звук, точно с неба, звук лопнувшей струны, замирающий, печальный» (действ. II); «Слышится отдаленный звук, точно с неба, звук лопнувшей струны, замирающий, печальный. Наступает тишина, и только слышно, как далеко в саду топором стучат по дереву» (действ. IV). Почти дословное повторение одного и того же описания создает образный, эмоциональный лейтмотив пьесы.
В пьесах Леонида Андреева ремарки имеют философско-символическую окраску (самое начало пьесы «Жизнь Человека», в котором дается ключ к пониманию всего произведения — и для постановщика или актера, и для читателя).
В целом можно сказать, что ремарка в литературе развивается вместе с развитием понимания авторского субъективизма, роли автора и авторского начала в создании произведения искусства.
Источник: Литературный словарь. — М.: «ЛУч», 2007