Как правильно составить программу наблюдения

Программа наблюдения

Наблюдение
как метод психологического исследования
должен быть объективным
и достоверным. Для повышения достоверности
полученных данных
используются два способа: многократность
длительных наблюдений, либо
проведение наблюдения несколькими
независимыми исследователями. И в
том и в другом случае помогает программа
наблюдения. Программа наблюдения
организует наблюдение на протяжении
некоторого периода времени
и обеспечивает сохранение единообразия
процедуры.

Программа
наблюдения
состоит из нескольких этапов:

  1. Определение
    цели
    и задач
    наблюдения (для чего и с какой целью).

  2. Определение
    предмета,
    объекта, ситуации
    .
    В
    качестве предмета могут
    выступать речевые или поведенческие
    реакции, экспрессия лица, глаз, тела,
    движения, физические воздействия;
    объектом может быть индивид или группа
    в целом. Выписать объекты наблюдения
    и убедиться, что через них возможно
    познать изучаемый феномен. Определить
    и описать ситуации. Определить временные
    рамки, составить график.

  1. Выбор
    способов
    наблюдения
    и регистрации данных (как наблюдать и
    вести записи). Запись является одной
    из главных проблем при использовании
    метода наблюдения.

  1. Составление плана
    наблюдения (ситуация — объект — время).

  1. Обработка
    результатов обусловлена его целями,
    выбранным видом и
    планом.

  2. Интерпретация
    полученной информации. Обычно дается
    качественное
    описание наблюдаемого явления, т.к.
    статистическая обработка
    невозможна из-за небольшого количества
    данных.

Остановимся
более подробно на некоторых аспектах
программы наблюдения.

Наблюдение
всегда начинается с постановки цели.
Так
как наблюдение это, прежде всего,
восприятие, то цель наблюдения становится
средством управления
восприятием, обеспечивающим избирательность,
видение одних объектов
и «отсеивание» других. В
психологических исследованиях наиболее
типичными являются следующие
цели:

  • изучение
    содержательных характеристик тех или
    иных психических явлений
    (определение свойств, признаков, присущих
    явлению);

  • изучение
    особенностей поведения, деятельности
    и общения людей, имеющих
    разные психологические характеристики;

  • изучение
    людей как носителей тех или иных
    психических особенностей и сопоставление
    результатов с известными признаками;

  • изучение
    причин, лежащих в основе проблем у
    разных людей, в разных условиях
    деятельности и общения.

После
определения цели необходимо выяснить,
что необходимо фиксировать
при изучении интересующего нас явления.

Для
этого, во-первых, нужно
определить предмет
наблюдения.
Для этого важно не только дать понятие
о наблюдаемом явлении, но и характеристику
многообразия его проявлений,
свойств, закономерностей протекания
и т. д. Например, целью наблюдения может
быть изучение особенностей речи у
младших подростков. Предмет – речь
младших подростков. Значит, наблюдателю
помимо психологической характеристики
речи, необходимо знать и особенности
ее протекания у наблюдаемой группы.

Во-вторых, следует
познакомиться в литературе с методами
или методиками, выделяющими признаки
психического явления, составляющие
объект наблюдения. Выше мы говорили о
тех показателях, которые могут стать
объектом наблюдения.

И,
в-третьих, необходимо определиться с
той теоретической концепцией, в рамках
которой будет происходить наблюдение:
выбор объекта, интерпретация и понимание
наблюдаемого. В психологии многие
явления трактуются с различных
теоретических позиций. Поэтому важно
знать специфику того теоретического
подхода, с позиции которого будет
рассматриваться предмет наблюдения.

Еще
одним важным вопросом при проведении
исследования является
выбор
ситуации
наблюдения.
Основное требование, предъявляемое к
ситуациям
в психологическом наблюдении, состоит
в том, что они должны быть
естественными для наблюдаемого человека,
он должен жить своей обычной
жизнью. Естественность поведения
является одним из достоинств метода
наблюдения. Таким
образом, важным моментом при проведении
наблюдения является выбор цели, предмета,
объекта и ситуации исследования.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

7. Практическая работа №
2. «План статистического наблюдения»

В данной работе мы
рассмотрим с Вами типовое решение задач по данной теме.

Статистическое наблюдение
следует проводить по строго определенному плану, включающему как программные,
так и организационные вопросы. В плане статистического наблюдения основной
вопрос – это программа наблюдения. При её составлении исходят из цели и задач
исследования.

Программа статистического
наблюдения включает:

·       
определение объекта наблюдения и единиц
совокупности;

·       
разработку программы описания единиц
совокупности,

·       
установление перечня признаков, по которым
дается характеристика явления, или, иначе, перечня вопросов, по которым
собираются сведения;

·       
формулировку вопросов программы и ряда возможных
ответов;

·       
последовательность постановки вопросов в
программе.

Исходя из целей и задачи
статистического исследования необходимо проверить и закрепить знания по этим
вопросам путем проектирования программы наблюдения.

Исходная задача.
Поставлена задача, исследовать успеваемость студентов
первого курса СПБТОТФиП и факторы, на неё влияющие по результатам зимней
экзаменационной сессии.

Требуется определить
объект наблюдения, единицу совокупности и составить программу наблюдения.

Итак, определим объект
статистического наблюдения.
Первое что приходит в голову, это студенты
первого курса СПБТОТФиП. Но это не совсем так. Необходимо уточнение. Во-первых,
подлежат обследованию не все студенты, а только принимающие участие в зимней
экзаменационной сессии. Например, студенты заочники условно подразделяются на
две категории:

1)   
«городские», проживающие в городах или
пригородах

2)   
«иногородние», живущие в других городах и
населенных пунтах.

Из этого контингента
некоторая часть студентов могла не принять участие в зимней экзаменационной
сессии из-за болезни, в связи с командировками и по другим уважительным
причинам. Эти студенты не подлежат обследованию. Значит, обследованию подлежат
только те студенты, которые приняли участие в зимней экзаменационной сессии.

Во-вторых, так как
поставлена задача не только дать оценку успеваемости по результатам зимней
экзаменационной сессии, но и характеризовать факторы успеваемости, то
необходимо объект обследования отделить от той части студентов, которые были
приняты в результате перевода из других учебных заведений или были приняты в техникум
не в данном учебном году (имели академические отпуска, оставлены на повторное
обучение), но приняли участие в зимней сессии. Эта часть студентов также
обследованию не подлежит. Следовательно, объект исследования – совокупность
студентов первого курса СПБТОТФиП приема текущего года, участвовавших в зимней
экзаменационной сессии.

Далее определим единицу
совокупности. Мы установили, что объект исследования – это совокупность
студентов первого курса СПБТОТФиП. Значит, единицей этой совокупности является
отдельный студент.

Далее переходим к разработке
программы статистического
наблюдения, к перечню признаков, которыми
необходимо характеризовать каждого студента. Правильно составленная программа
статистического наблюдения обеспечивает успех исследования. В неё включают
наиболее существенные признаки, отвечающие поставленной цели. Важно установить
не только признаки, но четко, ясно дать ей формулировки, подсказать ожидаемые
ответы. Вопросы программы записывают в статистический формуляр (бланк, анкету,
форму отчетности и т.д.).

Центральный признак в
нашем примере – результаты сессии. Чтобы получить сведения о них, каждому
студенту зададим следующий вопрос: какие оценки он получил по каждому предмету
на зимней сессии? Ответ на поставленный вопрос получим в словесной форме: Отлично.
Хорошо. Удовлетворительно или в форме подчеркивания соответствующего подсказа.

Далее выявим
признаки-факторы успеваемости. Прежде всего установим признаки, характеризующие
студента первого курса до его поступления в вуз: тип учебного заведения,
которое закончил (средняя школа, техникум и т.д.), окончена ли школа с золотой
медалью, техникум – с отличием (да, нет), средний балл аттестата, длительность
перерыва в учебе после окончания учебного заведения (сколько лет не учился),
стаж практической работы до поступления
в СПБТОТФиП (число
лет, если менее одного года, то месяцев), работает ли студент по специальности
или нет. Перечисленные признаки дают характеристику теоретической подготовки и
возможностей учебы в техникуме. Важными признаками – факторами успеваемости
являются признаки, характеризующие учебу студентов в 1 семестре. В условиях
заочного обучения нас интересует явка студентов на установочную сессию и
посещаемость очных занятий городскими студентами, а также своевременность
выполнения практических письменных заданий (курсовых, контрольных и аудиторных
работ). При ответе на вопрос о своевременности выполнения практических
письменных работ по каждому предмету следует указать: выполнено в срок,
выполнено с опозданием на одну неделю, на две недели, свыше двух недель. При
социологических обследованиях нужно включать общие и демографические признаки:
фамилию, инициалы студента (в контрольных целях), пол (мужской, женский), возраст
(число исполнившихся лет), состояние в браке (состоит в браке, не состоит),
национальность, наличие детей (нет, есть, если есть, то сколько).

Есть много других
факторов, которые влияют на успеваемость студентов. Но нельзя без предела
расширять программу наблюдения. Есть факторы, которые трудно статистически
измерить (например, способность студента к усвоению учебного материала,
работоспособность, бюджет его времени). Следует помнить, что в программе
статистического наблюдения нужно ставить только такие вопросы, которые не
допускают различного толкования и на которые можно получить достоверные ответы.

Заключительной частью
работы по составлению программы наблюдения является определение порядка
расположения вопросов
в статистическом
формуляре и разработка его формы.

Обязательным элементом
статистического формуляра является наличие титульной и адресной части. В
титульной части указываются наименование статистического наблюдения, дата и
орган, утвердивший форму, дата получения сведений, а в адресной — наименование
или фамилия, имя, отчество обследуемой единицы совокупности и её адрес.

В нашем примере в адресной
части следует указать наименование техникума. За образец при разработке
формуляра рекомендуем взять переписной лист переписи населения.

Порядок расположения вопросов
в формуляре должен быть таким, чтобы ответы на предыдущие вопросы логично
контролировали правильность ответов на последующие вопросы. Поэтому лучше
начать с общих и демографических данных: фамилия, имя, отчество. Пол, возраст,
семейное состояние, наличие детей, национальность. Такая последовательность
вопроса позволяет контролировать ответы на них. Далее следует перейти к
вопросам, характеризующим студента первого курса до поступления в техникум,
вопросу о типе учебного заведения, которое закончил, о времени его окончания
(год окончания), о стаже практической работы (число лет, месяцев), о работе по
специальности или нет. Вопросы о времени окончания учебного заведения, о стаже
работы (если работа и учеба не были совмещены) проверяются по данным о
возрасте. Затем необходимо поставить вопросы о результатах приемных испытаний
(число баллов по аттестату, диплому, число баллов на вступительных экзаменах),
учеба в 1 семестре, результатах зимней экзаменационной сессии.

После установления порядка,
тщательно сформулированные вопросы располагают так, чтобы было достаточно места
для ответа,
а также и для
возможных исправлений. Рекомендуется на формуляре оставлять место для шифровки.

План статистического наблюдения содержит  два раздела, первый включает программно-методологические вопросы, а второй организационные вопросы.


Программно-методологическая часть плана включает:

  1. Определение объекта наблюдения.
  2. Определение единицы объекта наблюдения.
  3. Составление программы статического наблюдения.
  4. Составление программы разработки материалов наблюдения
  5. Проектирование формуляра наблюдения.
  6. Определение времени проведения статистического наблюдения и его критического момента.
  7. Составление инструкции.

При планировании статистического наблюдения необходимо, прежде всего, определить его объект и единицу.


Объектом статистического наблюдения называется та совокупность, о которой должны быть собраны нужные сведения. Объектами наблюдения могут быть, например, коммерческие банки, сельхозпроизводители, промышленные предприятия, студенты, население и т.п.


Единицей наблюдения называют составной элемент объекта наблюдения, являющийся носителем признаков, подлежащих регистрации. Единицей наблюдения может быть человек, фермерское хозяйство, коммерческий банк.


Программа наблюдения – это перечень признаков, подлежащих регистрации при проведении статистического наблюдения. К программе наблюдения предъявляется ряд требований, которым она должна удовлетворять, а именно:

а) программа должна включать только существенные признаки, характеризующие изучаемый объект;

б) в программу не следует включать второстепенные вопросы, которые могут затруднить работу по сбору информации, а в дальнейшем ее обработку и анализ;

в) разрабатывая программу, необходимо стремиться к полноте собираемых сведений;

г) в программу наблюдения должны включаться только такие вопросы, на которые действительно можно получить объективные и достаточно точные ответы;

д) в программу иногда следует включать вопросы контрольного характера, служащие целям проверки и уточнения собираемых сведений.


Вопросы программы могут дополняться статистическим подсказом, т.е. вариантами ответов. Подсказ может быть закрытым или открытым. Закрытый подсказ подразуме­вает ряд ответов, из которых респондент должен выбрать один или несколько. При открытом подсказе респондент может выбрать один или несколько ответов из предлагаемого перечня или сформулировать на специально выделенном поле формуляра свой собственный ответ.


При планировании обследования, как правило, составляют и программу разра­ботки собранных материалов, которая конкретизирует задачи статистического наблюдения, показывает, какие данные необходимо собирать и в каком виде оформлять результаты их обработки.


Для записи ответов на вопросы программы конструируется формуляр наблюдения. Формуляр наблюдения разрабатывается специально для записи ответов на вопросы программы и представляет собой особым образом разграфленный лист (листы) бумаги, в котором содержится перечень вопросов программы, свободные места для записи ответов на них, а также для записи шифров (кодов) ответов.

Особое внимание при разработке формуляра следует уделить формулировке вопросов. Они должны быть сформулированы кратко и четко, не должны вызывать разночтения.

Помимо вопросов программы формуляр включает в себя титульную и адресную части.

В титульной части содержится наименова­ние статистического наблюдения, указывается наименование органа, проводящего наблюдение, кем и когда утвержден этот формуляр, иногда и номер, присвоенный ему в общей системе формуляров наблюдений, осуществляемых данным органом статистики.

В адресной части предусматривается запись точного адреса единицы или совокупности единиц наблюдения и ряд других сведений.


Однако насколько четко не был бы составлен формуляр, к нему обычно состав­ляется инструкция, которая включает совокупность разъяснений и указаний, главным образом по программе статистического наблюдения. Инструкция может быть представлена в виде отдельного документа (часто – брошюры) или, изложена на формуляре наблюдения. Инструкцию следует писать кратко, просто, пояснения и указания должны быть ясными и четкими.

При организации статистического наблюдения необходимо решить вопрос о времени проведения данного наблюдения, включая выбор сезона, установления срока (периода) наблюдения, а в некоторых случаях и так называемого критического момента.


Период наблюдения – это время, в течение которого осуществляется регистрация признаков у единиц наблюдения по установленной программе. Продолжительность периода наблюдения зависит от многих факторов, среди которых можно выделить: размер и состояние объекта наблюдения, объем и сложность программы наблюдения.

Для наиболее подвижных объектов изучения, таких как население, например, уста­навливается критический момент статистического наблюдения.


Критический момент – момент времени, по состоянию на который производится регистрация собираемых сведений. На практике критический момент назначается на начало периода наблюдения. Например: 01.02.2019 г. 12 час. 30 мин.



В целях успешного проведения наблюдения разрабатываются организационные вопросы плана статистического наблюдения, которые фиксируются в организационном плане.


 Организационный план предполагает решение следующих вопросов:

  • объект наблюдения (дается его определение, описание, указываются отличитель­ные признаки);

  • цели и задачи наблюдения;

  • орган наблюдения, осуществляющий подготовку и проведение наблюдения;

  • место и сроки наблюдения;

  • подготовительные работы к наблюдению включающие в себя подбор и обучение кадров, составление списков единиц изучаемой совокупности, в некоторых случаях эти работы включают рекламную компанию проводимого наблюдения и т.д.;

  • порядок проведения наблюдения;

  • порядок приема и сдачи материалов наблюдения и представления предварительных и окончательных итогов наблюдения;

  • финансирование и материально-техническое обеспечение работ.

Статистика курс лекций

Контрольное задание

Разработайте проект плана статистического наблюдения, ориентируясь на программно-методологические и организационные вопросы, которые представлены выше в тексте лекции.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Как составить рацион питания для тренировок
  • Пирамида как найти ребро куба
  • Как найти периметр шестиугольника 5 класс 324
  • Как найти драйвера для образа
  • Как найти процентное соотношение от суммы

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии