Как правильно составить рецензию на программу

Алгоритм

написания рецензий

к дополнительным образовательным
программам

1.    
Рецензию может написать
высокопрофессиональный специалист системы внешкольного образования: методист,
директор, замдиректора. Здесь проявляется у административно-методического аппарата
запас знаний об особенностях системы внешкольного образования, определяется
методика и технология реализации образовательной программы.

2.    
Рекомендации по написанию
рецензий.

Рецензия на образовательную программу (название
программы) в ВУУ (название) города, посёлка, области.

ФИО педагога, методиста.

Введение (общая характеристика программы):
рассматриваемая образовательная область, краткая характеристика детского
творческого объединения, в рамках которого реализуется рецензируемая
образовательная программа:

§  разновозрастной состав, одновозрастной состав,
морально-психологический климат в детском коллективе, диагностические данные по
интеллектуальному развитию детей и т.д.;

§  кому адресована программа (адресат) –
возрастные особенности детей, социальный состав;

§  срок реализации программы (краткосрочные программы
– это программы со сроком реализации в полгода, со сроком реализации от года и
более – долгосрочные программы
).

3.    
Обоснование актуальности,
новизны, оригинальности концептуальных идей автора, в том случае, если программа
носит авторский характер; если программа модифицированная, эксперту надлежит
определить, в чём заключаются изменения прежней программы, например – типовой (в
структуре, в обновлении содержания, во введении новых дисциплин и т.д.
)

4.    
Определить наличие межпредметных
связей в программе.

5.    
Краткая характеристика
структурных компонентов программы (введение, пояснительная записка,
учебно-тематический план, содержание программы, условия эффективного
обеспечения образовательной деятельности, характеристика применяемых методик и
технологий педагога внешкольного образования, система поэтапного, итогового
контроля образовательной деятельности и фиксации достигнутых результатов,
библиография
).

6.    
Рецензентам следует
учитывать, в какой степени учебно-методические материалы соответствуют
специфике системы внешкольного образования.

7.    
Анализ
учебно-методического комплекса, сопровождающего программу (схематическая и
прикладная методическая продукция, методические рекомендации и разработки и
т.д.
)

8.    
Рецензенты должны дать объективную
оценку профессиональным умениям педагога внешкольного образования как автора
или разработчика программы.

9.    
В рецензии делается вывод
о качестве программы и предлагаются рекомендации по её использованию в системе
внешкольного образования или рекомендации по её усовершенствованию.

10.          
Рецензенты заверяют
содержание рецензий личной подписью, указывая ФИО, место работы, занимаемую
должность, наличие учёной степени, высшей квалификационной категории и др.
Документ скрепляется печатью учреждения, удостоверившей подпись рецензента.


Образец внутренней рецензии

на модифицированную образовательную программу
«Волшебница игла», разработанную ФИО, педагогом внешкольного образования ВУУ.

            Рецензируемая образовательная программа представляет собой модифицированный
вариант разноуровневого планирования образовательной деятельности в детском
объединении декоративно-прикладного цикла «Элегия». Данная программа рассчитана
на возрастную категорию детей и подростков в возрасте от 7 до 12 лет со сроком
реализации 3 года. Автором внесены модификации в существующие типовые программы
по декоративно-прикладному искусству системы внешкольного образования детей (указать
перечень использованных типовых и других программ, годы издания и т.д.
)

            Изменения произведены в структурно-содержательном аспекте
программы (определена блочно-модульная структура – рецензентом даётся краткая
характеристика содержательных блоков).

            Рецензируемая образовательная программа содержит научно-методическую
базу по декоративно-прикладному искусству: методику преподавания вышивания,
шитья мягкой игрушки, бисероплетения, изготовления сувениров. Программа
является комплексной, так как в ней пластично соединяются такие виды искусства,
как: изобразительная деятельность, народное и декоративно-прикладное искусство,
художественное слово. Автор программы в Пояснительной записке убедительно
обосновал актуальность, новизну данной модифицированной программы.

            Педагогом разработаны новые технологические карты по
изготовлению вышитых сувениров, шитых игрушек, панно из бисера. Ценность данной
программы заключается в том, что автор средствами народного и
декоративно-прикладного искусства, воспитывает гармоничную личность в системе
внешкольного образования детей, приобщает подрастающее поколение к историческим
и культурным ценностям края. Педагог уделяет огромное внимание развитию
психологического и нравственного здоровья детей, использую на занятиях
психологические разминки, тренинги, игровые ситуации. На каждом занятии
дидактический материал выстраивается систематично с последующим усложнением.

            На каждом этапе обучения материал распределяется по трём
разделам декоративно-прикладного искусства: изобразительная деятельность, шитьё
и вышивание, Бисероплетение. Реализуя данную программу, автор добивается
высокой результативности в образовательной и воспитательной деятельности
(«Карта результативности», «Этапы контроля за развитием нравственных качеств
обучающихся», практическое участие обучающихся в выставках декоративно-прикладного
искусства и т.д.)

            Программа является весьма актуальной и составлена в
соответствии с государственными требованиями к образовательным программам
системы внешкольного образования детей. Программа снабжена богатым
учебно-методическим комплексом, призванным обеспечит её успешную реализацию.

            Педагог ВУУ обладает высоким профессионализмом, а также
аналитическими и конструкторскими умениями.

            Данная
программа заслуживает оценки «отлично»

Рецензенты:

            ФИО,
занимаемая должность, звание, учёная степень и т.д.

«___» ________ 20__
г.

Характеристика элементов программы

(по уровням)

1.    
Согласованы ли цели
программы с социальным заказом города, села, района на услуги ВУУ.

2.    
Соответствует ли
оформление, структура, содержание учебно-методические комплекс программы
государственным нормативным требованиям.

3.    
Обеспечение достижения
цели программы через решение дидактических задач раздела.

4.    
Соответствие содержания
учебного материала достижению целей и задач программы.

5.    
Степень реализации
воспитательного аспекта учебного материала.

6.    
Степень реализации
развивающего аспекта учебного материала.

7.    
Качество
учебно-методического комплекса, сопровождающего разделы программы.

8.    
Форма подведения итогов по
изученным разделам программы.

9.    
Уровень соответствия
ожидаемых результатов реализации программы социально-значимым целям развития
личности учащегося.

10.
Наличие оригинальной
авторской концептуальной идеи в авторской программе.

11.
Степень практической
целесообразности отбора содержания, форм, средств и методов
образовательно-развивающей деятельности, учёт возрастных и индивидуальных
особенностей детей, сочетание теории и практики, методы стимулирования
творческой деятельности детей.

12.
Наличие тенденции
потенциальных образовательных потребностей детей и их родителей, развитие
природных особенностей и способностей детей, эмоциональная и интеллектуальная
сфера, социальная адаптация.

Выводы: рекомендации по совершенствованию раздела программы
(изменение, дополнение, сохранение раздела программы.

Социальное проектирование — приоритетное направление в работе организаций социального обслуживания. Специалисты разрабатывают множество разнонаправленным программ, проектов, методик, технологий. Бывают ситуации, когда необходимо написать рецензию к программе: собственной или для коллеги. Как написать рецензию? Существуют ли какие-то правила? Своим опытом делится специалист высшей квалификационной категории по реабилитационной работе в социальной сфере — Никулина Елена Аркадьевна, г. Юрга, Кемеровская область


Пример рецензии на программу

Рецензия составлена на рабочую программу по социально – бытовой адаптации и социально – средовой реабилитации для лиц с ограниченными возможностями «Я – гражданин», реализующую практическую подготовку получателей социальных услуг к самостоятельной жизни посредством повышения общего уровня социального развития, способствующего их интеграции в общество.
Рецензия подробно раскрывает: цель, назначение, задачи, концептуальную идею реабилитационной программы, направленные на адаптивное обучение клиентов к самостоятельной жизни в обществе.
Рецензия составлена по алгоритму:
— Название учреждения, реализующее программу
— Автор (ы) программы
— Общая характеристика программы
— Актуальность программы
— Концептуальная идея программы
— Ценность программы
— Цель программы
— Задачи программы
— Формы работы
— Вывод о программе
— Кому рекомендована к действию
— Заверяется любым методическим образовательным учреждением (Департаментом образования Кемеровской области, Информационным методическим центром любого города)

РЕЦЕНЗИЯ

на рабочую программу по социально – бытовой адаптации и социально – средовой реабилитации для лиц с ограниченными возможностями «Я – гражданин», реализующую практическую подготовку получателей социальных услуг к самостоятельной жизни посредством повышения общего уровня социального развития, способствующего их интеграции в общество

Учреждение, реализующее программу: Государственное автономное учреждение Кемеровской области «Юргинский психоневрологический интернат».

Автор программы: Никулина Елена Аркадьевна, воспитатель высшей категории ГАУ КО «Юргинский психоневрологический интернат».

            Общая характеристика программы

            Социально – реабилитационная направленность, в рамках которой реализуется рабочая программа (далее программа)  «Я – гражданин» по социально – бытовой адаптации и социально – средовой реабилитации для лиц с ограниченными возможностями – адаптивно обучающая. Вид деятельности, в рамках которой реализуется данная программа: реабилитационный процесс.

Программа предназначена для лиц с ограниченными возможностями и составлена с учетом возрастных и психологических особенностей, линейного уровня их знаний и умений (высокий, средний, низкий уровень), местных условий. Возраст получателей социальных услуг от 18 до 23 лет, социальный статус – дееспособные. Срок реализации программы: 1 год по 3 модулям. Курс обучения составляет 39 рабочих недель, в каждом модуле по 86 часов + 4 часа на оформление диагностических и мониторинговых материалов. Состав участников может меняться согласно обученности. Тренинговые занятия проводятся 4 раза в неделю (2 – учебных занятия, 2 – индивидуальная работа на закрепление), продолжительностью до 45 минут. В  основе  тренинговых занятий  лежит  групповая  и  индивидуальная  деятельность. Это занятия, включающие теоретическую и практическую части, вводные  и  итоговые занятия.

Актуальность программы и новизна определяются ее направленностью на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья в целях социальной адаптации граждан – инвалидов, достижения ими самостоятельности, материальной и иной независимости и интеграции в общество, что соответствует социальной политике, изложенной в Концепции совершенствования государственной системы медико – социальной экспертизы и реабилитации инвалидов (государственная программа «Доступная среда на 2011 – 2015гг.) и нормативно закрепленной в Законе РФ № 442 «Об основах социального обслуживания граждан в РФ» от 28.12.2013г.

Реализация данной программы позволит повысить эффективность реабилитационной работы специалистов в социальной сфере: психолога, социальных работников, специалистов по реабилитационной работе в социальной сфере, а также сформировать положительную мотивацию у граждан – инвалидов на адаптивное обучение бытовых и социальных навыков.

Ведущей концептуальной идеей программы, подчиненной основной цели – оказание помощи получателям социальных услуг в приобретении жизненного опыта, занимаясь разнообразными видами деятельности, а также  достаточного уровня самостоятельности при выборе социально приемлемых выходов из экстремальных и обыденных проблемных ситуаций, полное или частичное социализирование людей с ограниченными возможностями здоровья в общество. Данная цель достигается посредством организации адаптивного обучения и самостоятельной работы, осуществлением практических работ в системе деятельностного метода, что и является единым процессом социализации получателей социальных услуг, образующий коррекционно – реабилитационное пространство.

Ценность программы в ее задачах:

  1. С помощью данной программы создать систему социально – реабилитационной работы с целью подготовки получателей социальных услуг дальнейшему самостоятельному проживанию в социуме.
  2. Создать материально – технические условия социальной реабилитации граждан – инвалидов, в том числе, социально – средовой реабилитации и социально – бытовой адаптации как средства адаптивного обучения гражданина – инвалида.
  3. Организовать предметные условия профессиональной реабилитации инвалидов, включающей в себя профессиональную ориентацию, трудовое и профессиональное обучение через организационные формы работы: экскурсии, беседы, деловые игры, консультации, рекомендации и пр.
  4. Осуществлять динамический контроль над процессом реабилитации граждан – инвалидов посредством документационного оформления.

Программа соответствует специфике адаптивного обучения получателей социальных услуг:

  • стимулирование познавательных процессов;
  • развитие коммуникативных навыков;
  • создание социокультурной среды общения;
  • развитие ручной умелости в различных видах деятельности;
  • поддержание стремления к самостоятельной практической деятельности;
  • творческому использованию жизненного опыта.

Для достижения поставленной цели, использованы следующие методы: практические методы (дидактические игры, упражнения, задания, самостоятельная работа); наглядные методы (натуральные предметы: одежда, обувь, посуда; реальные объекты: помещение, учреждение; муляжи, изображения: предметные, сюжетные); словесные методы (рассказ, объяснение, беседа).

Формы работы: а) коррекционно – развивающие тренинговые групповые занятия; б) практические работы; в) моделирование реальной ситуации; г) трудовая деятельность; д) самостоятельная деятельность.

Программа носит целостный характер, выделены структурные части, основные направления работы в каждом из 3-х модулей 16-ю разделами, согласованы цели, задачи, общие требования к знаниям, умениям, навыкам, критерии оценки, их достижение, дальнейшая перспектива развития программы, список литературы. Пояснительная записка составлена методически грамотно. Язык и стиль изложения четкий, ясный, доказательный, логичный. Таким образом, программа учитывает основные требования к организации реабилитационного процесса в социальном учреждении «закрытого типа». Содержание программы носит практический характер, соответствует современным достижениям науки и практики, все занятия целесообразно распределены по видам и направлениям реабилитационной деятельности и трудоемкости в часах на каждую тему.

В приложениях к программе описан примерный перечень тренинговых занятий по разделам программы, циклограмма рабочего времени специалиста по реабилитационной работе в социальной сфере, технология проведения в системе дифференцированного обучения, схематический анализ – отчет к Дневнику наблюдений, указатель промежуточных результатов обученности получателей социальных услуг.

Вывод:  данная  программа  заслуживает   положительной  оценки  и  может  быть  рекомендована  для  использования  специалистами реабилитационной работы в социальной сфере, психологам, социальным работникам для  организации и проведения  тренинговых занятий с получателями социальных услуг.

РЕЦЕНЗЕНТЫ: ____________________________________

(фамилия, инициалы) (должность)

____________________________________

(фамилия, инициалы) (должность)

ДАТА:__________________

©Е.А. Никулина

Еще статьи автора:

Годовой отчет о воспитательно-реабилитационной работе (извлечение) в ГАУ КО «Юргинский психоневрологический интернат»

Аналитический отчет по теме «Анализ реабилитационной работы методом проекта»

Рассуждения о счастье

Рейтинг статьи:

Загрузка…

По нормам действующего законодательства рецензия на программу дополнительного образования детей – обязательный сопроводительный документ. Для него не разработана строгая унифицированная форма, но при его составлении надо учитывать примерные требования к содержанию и структуре программ ДОД, изложенные в письме Минобрнауки от 2006 года № 06-1844, и опираясь на них анализировать предлагаемый план учебно-образовательной деятельности.

Виды рецензий на программу ДОД

Сопроводительная рецензия на программу дополнительного образования детей бывает двух видов:

  • внутренняя – этот документ составляет сотрудник учреждения, в котором будут работать по предлагаемой программе; обычно рецензирование поручают методисту или заместителю директора организации (если это лицей, гимназия, школа, вуз, то обязанность проанализировать и критически оценить программу возлагается на зама, курирующего в учреждении дополнительное образование);
  • внешняя – ее пишет сторонний эксперт, не имеющий отношения к учреждению, в котором работает составитель программы, но прекрасно разбирающийся в направлении, по которому предстоит обучение детей; внешняя рецензия нужна не для стандартных, полностью соответствующих официальным рекомендациям и примерным требованиям к содержанию, а для экспериментальных, авторских программ дополнительного образования.

Виды рецензий

Итак, для стандартных, в том числе адаптированных под особенности конкретного УДОД программ, которые будут использоваться внутри учреждения, достаточно рецензии методиста или руководящего сотрудника и утверждения на педсовете. Но если программа экспериментальная, или представляется на какой-либо конкурс, или будет опубликована в СМИ, к примеру, на специализированных интернет-порталах, то для нее внешняя рецензия обязательна.

Примерный план

Рецензия на программу дополнительного образования пишется произвольно, но по примерному плану, который включает несколько последовательных пунктов:

  • заголовок;
  • общая характеристика;
  • актуальность;
  • анализ структуры;
  • полнота и целостность;
  • ведущая идея;
  • язык и стилистика изложения;
  • соответствие специфике ДОД;
  • оценка приложений;
  • сведения об авторе.

В заголовке рецензии приводятся ключевые сведения о программе: ее название, Ф. И. О. и занимаемая в организации должность автора-составителя, наименование заведения, в котором программу намерены реализовывать.

Общая характеристика программы должна раскрывать область, а также вид объединения, где она реализуется (секция, кружок, клуб, студия, школа, лаборатория, музыкальный коллектив и др.). Также в этом разделе указывают адресата – целевую аудиторию, на которую ориентирована программа (категория, возрастная градация, социальный и гендерный состав учеников). В описании уделяют внимание ее реализации в учреждении ДОД и соответствию принципу дополнительности. В этом же разделе приводят информацию о временных рамках, на которые рассчитана описываемая образовательная деятельность, оценивают стилистику и качество представления материала (грамотность, системность, профессионализм).

Актуальность учебной деятельности для подрастающего поколения. В блоке раскрываются те аспекты, которые будут способствовать развитию природных задатков и приобретению навыков, необходимых для успешной адаптации детей в современном социуме. Тут же указывают новизну программы (чем она отличается от предыдущих версий). В этом пункте в полной мере проявляется уровень профессионализма рецензента, ведь ему нужно четко и аргументированно обосновать нужность и уникальность программы (или наоборот, доказать их отсутствие). Чтобы определить ценность анализируемой разработки по этим критериям, надо в совершенстве знать всю систему дополнительного образования детей.

В следующем разделе проводится аналитика основной части. Структурно образовательная программа состоит из 4 компонентов, по каждому из которых рецензент дает заключение:

  • пояснительная записка;
  • содержание (анализируется полнота раскрытия тем);
  • методическое оснащение (рассматривают организационное, психологическое и педагогическое сопровождение учащихся);
  • перечень вспомогательной литературы, использованной при составлении программы и необходимой педагогам для работы, а детям – для освоения учебного направления (в том числе оценивают его доступность для детей).

Структура образовательной программы

В итоге блок «Анализ структуры образовательной программы» должен включать вывод, насколько глубоко в документе отражено содержание учебного процесса и критерии оценивания знаний и навыков учащихся.

В разделе о полноте и целостности программы оценивается представление всех рекомендуемых письмом Минобрнауки структурных элементов документа и степень согласованности задач и способов достижения цели. Затем делается заключение о ведущей идее и методах ее реализации, для этого оценивают:

  • новизну предлагаемого подхода;
  • оригинальность используемых обучающих приемов;
  • степень пригодности программы для реализующего ее учреждения;
  • возможность ее применения в других учебных заведениях.

В блоке «язык и стиль изложения» оценивается четкость представления материала, его логичность, наличие доказательной базы и другие параметры.

Каждая программа должна соответствовать специфике ДОД, поэтому в рецензии отображают, насколько она соответствует основным задачам дополнительного образования детей:

  • стимулировать познавательную активность;
  • способствовать развитию творческих задатков;
  • поддерживать самообразование и стремление к самостоятельности;
  • помогать взвешенному выбору будущей профессией;
  • развивать коммуникативные навыки и формировать социальную и культурную среду общения;
  • побуждать учащихся творчески использовать накопленный опыт.

При оценке приложений программы ДОД в рецензии рассматриваются:

  • схемы и планы проведения занятий;
  • методические наработки;
  • формы заключаемых договоров;
  • дидактический материал и прочее.

Задача эксперта – оценить их содержательную часть.

Следующий этап – анализ профессионализма автора программы, уровня его педагогических знаний, продемонстрированного при составлении документа.

В заключении рецензии на программу ДОД дается ее общая оценка, в которой отмечаются сильные и слабые стороны рассматриваемой разработки и даются рекомендации по устранению выявленных недостатков. Кроме аргументированной аналитики (и если они есть, то и замечаний, сопровождающихся предложениями по устранению недочетов), рецензия должна содержать вывод о возможности использования программы в системе дополнительного образования детей. В качестве дополнения могут вноситься предложения о присвоения ей статуса авторской, модифицированной или экспериментальной.

Рецензия на программу ДОД составляется в двух экземплярах. Оба заверяются личной подписью эксперта с полной расшифровкой его фамилии, имени, отчества, указанием занимаемой должности, места основного трудоустройства. На документах ставится печать организации, в которой работает рецензент.

Написать рецензию на программу дополнительного образования детей помогут:

  1. Алгоритм написания рецензий к программам ДОД.
  2. Примерный текст рецензии (чек-лист для самоанализа).
  3. Пример рецензии на рабочую программу ДО для детей-инвалидов.

Как написать рецензию на программу

Рецензия — жанр, подразумевающий авторскую оценку чему-либо. Это может быть книга, фильм, спектакль или любой предмет, требующий оценки. Поэтому, вполне имеет место быть и рецензии на компьютерный софт.

Как написать рецензию на программу

Инструкция

Не начинайте сразу с оценки. Как и любая рецензия, рецензия на программу подразумевает минимум трехчастную конструкцию: вступление, основную часть и заключение. Во вступлении вам не стоит говорить о плюсах или минусах софта, лучше введите зрителя в вопрос, опишите контекст. Это может быть небольшой рассказ о рынке программ в целом, история фирмы или конкретно серии обозреваемых программ. Например, многим пользователям перед рецензией на новую операционную систему было бы интересно прочитать, как развивался Windows на протяжении своей истории.

Опишите интерфейс и оболочку программы. Пропускать этот шаг крайне нежелательно: так вы сможете сформировать у читателя, который на разу не видел описываемый софт, более-менее ясное о нем впечатление. Если же вы этого не сделаете, то останется некая недосказанность, неопределенность – и сама суть рецензии не будет реализована. При этом, старайтесь только описывать, пока не давая никакой оценки.

Опишите отличительные особенности. Каждая программа, для того чтобы выделиться на рынке, имеет тот или иной козырь, туз в рукаве: говоря о Mozilla Firefox это будут подключаемые модули; для Google Chrome – скорость; Opera – режим Turbo. Ваша задача на данном этапе состоит в том, чтобы выделить главные достоинства, которые помогут пользователю выбрать именно эту программу.

Определите менее важные плюсы и минусы. Это – самая детальная часть разбора программы, и сюда следует вписать все то, что не нашло места в предыдущем тексте. Именно здесь раскрывается самая суть рецензии – вы не просто даете описательную информацию, но приводите свое, субъективное мнение. Однако пытайтесь быть более-менее объективным: берясь за написание, вы предполагаете некую авторитетность в разбираемом вопросе, поэтому читатель, не имея возможности составить собственное мнение, будет пользоваться вашим.

Опишите рынок и прямых конкурентов. Это стоит делать в конце, отдельным пунктом: тогда зритель присоединится к анализу вместе с вами, уже имея относительно полное впечатление об описываемом софте. Эта часть разбора особенно ценна тем, что «все познается в сравнении», и сравнительная характеристика является в разы более ценной, чем абстрактная.

Обратите внимание

Не используйте первое лицо — так текст будет казаться более профессиональным.

Войти на сайт

или

Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

Привет, дорогие мои читатели, друзья и случайные гости блога! Татьяна Сухих всегда рада виртуальной встрече с вами, хотя я вас не вижу, но чувствую, как между нами происходит обмен энергетикой. Хотелось бы, чтобы мои статьи приносили пользу, поэтому часто я затрагиваю сложные для меня самой темы. Сегодня предлагаю узнать, что такое рецензия на программу для дошкольного учреждения.

Какие бывают программы ДОУ?

Тема статьи выбрана неслучайно. Оказывается, я не знала об этом, если я решила написать авторскую или экспериментальную программу для работы с детьми дошкольного возраста и рассчитываю опубликовать ее и защитить свое авторство, то обязательно нужно, чтобы была написана рецензия.

Для внутреннего использования в садике, если я не мечу на всероссийское признание в научных кругах, достаточно рецензии от заведующей или методиста. А вот для публикаций или, к примеру, хочу на конкурс представить авторскую программу, то нужно получить объективное мнение о программе от независимого эксперта.

рабочие программы

Чтобы было понятнее, что из себя вообще представляют программы, составлю для вас классификацию программ. Итак, по философско-концептуальным основам, то есть, взгляду на ребенка как объект воспитания, закономерности его развития, создания условий для становления личности, программы бывают:

  • Вариативные;
  • Альтернативные.

Альтернативные представляют собой инновационные, часто идущие вразрез с общепринятыми системами воспитания и образования. Такие программы редко применяются в государственных учреждениях из-за их спорной целесообразности для общей массы детей.

Вариативные программы строятся по принципу личностно-ориентированного взаимодействия взрослого с детьми. Существует комплекс вариативных программ в нашем дошкольном образовании, который рекомендован Министерством. Каждое ДОУ имеет право выбирать из комплекса любые вариативные программы, адаптировать их «под себя» или писать авторские программы для своего учреждения.

Вариативные программы делятся на:

  • Основные: есть утвержденные программы, которые отвечают всем современным требованиям развития и воспитания детей, содействуют всестороннему развитию, а также образованию в рамках дошкольного учреждения. Они утверждены Министерством. К основным также относятся специализированные и коррекционные программы.
  • Дополнительные: по желанию ДОУ или родителей в садике вводятся программы по иностранным языкам, прикладному искусству, танцам и т.п. Могут быть платными и бесплатными. Дополнительную программу по конкретному направлению утверждает руководство садика.

структура

Еще есть такая разновидность, как примерные программы. Они не являются документом, но прописывают основные обязательные моменты, которые должны быть учтены при составлении авторских программ. Это как конструктор, из блоков которого каждый может возвести свое здание.

Хотите составить программу – «УчМаг» поможет!

Если вам нужно составить рабочую программу, советую воспользоваться специальными предложениями от Интернет-магазина «УчМаг»:

  • Компакт-диск «Разработка программы развития образовательной организации» – это своеобразный бизнес-план для детского садика. Здесь даны практические рекомендации, как составить программу развития дошкольного учреждения, чтобы она отвечала всем современным требованиям системы образования. Есть также шаблон-образец, который можно взять за основу для своей программы.
  • Возможность принять участие в офлайн-семинаре на тему «ФГОС НОО: разработка программ дополнительного образования» и офлайн-мастер-классе на тему «Рабочая программа воспитателя в соответствии с ФГОС ДО». Чем хороши такие семинары? Они дают возможность получить доступ к тематическим материалам, которые разработаны строго по ФГОС, а также вам пришлют сертификат, что очень украсит ваше портфолио.

Скажу откровенно, написать сегодня авторскую программу проблематично, ведь все давным-давно придумано до нас. Кроме того, чтобы получить разрешение на внедрение разработки, нужно пройти очень сложные и длительные процедуры. Самое главное – программа должна пройти экспертизу Федерального экспертного совета.

В нормативных документах все так запутанно, что я не поняла, в каких случаях можно использовать в садике авторские разработки без присвоения специального грифа «Рекомендовано». С одной стороны, руководство учреждения свободно в выборе программ из списка утвержденных, может вносить изменения и внедрять собственные программы.

С другой стороны – запрещено применять программы, которые не прошли экспертизу на федеральном или городском уровне.

Да, в ДОУ мы имеем право варьировать программы, выбирать на усмотрение руководства садика из утвержденного перечня. Но на практике, чтобы решиться ввести в работу учреждения авторскую разработку, сто раз подумаешь, стоит ли оно того. Проще из списка рекомендованных программ выбрать профессиональную, одобренную и проверенную.

Органы управления образованием составляют примерные программы, качество которых контролируется Министерством. Это комплексные программы: «Истоки», «Радуга», «Развитие», «Детство», «Кроха».

Как должна выглядеть рецензия на программу?

Думаю, что проще всего написать авторскую дополнительную общеобразовательную программу, хотя существует утвержденный перечень и парциальных, то есть, дополнительных программ. Но речь не о них, сейчас я, наконец, отвечу на главный вопрос моей статьи: что такое рецензия на воспитательную программу и как она выглядит?

рецензия

Итак, вы разработали дополнительную образовательную программу и хотите ее внедрить. Советуют специалисты приложить к авторской разработке две рецензии: так называемую, внутреннюю и внешнюю.

Первая – это отзыв вашего руководства о разработке, методике, программе обучения и развития детей. Обычно ее пишет методист детского сада, поскольку он непосредственно курирует дополнительное образование.

Внешняя рецензия пишется независимым экспертом. Где его искать? Оказывается, это сегодня не проблема: в Интернете свои услуги по написанию рецензии предлагают научно-издательские центры, которые имеют соответствующие лицензии. Не нужно никуда ехать, пересылаем на адрес специалиста свою разработку и ждем ответа.

На авторитетных сайтах предоставляют документы, подтверждающие наличие ученой степени человека, который будет рецензировать работу, дают гарантию, что рецензент является членом Гильдии экспертов в сфере образования.

Специалисты оценивают работу по утвержденным критериям системы нашего образования, по желанию заказчика могут дать рекомендации по улучшению и усовершенствованию работы, если она не дотягивает до отличной оценки, условной, конечно.

Вы можете предварительно почитать требования к содержанию и оформлению программ дополнительного образования, которые есть в нормативных документах образовательного учреждения. Думаю, на сайте рецензентов есть образцы их работы, и вы сможете сверить с министерскими требованиями.

Что включает в себя рецензия?

Рецензия обычно оформляется как машинописный документ, заверенный мокрой печатью рецензирующего органа.

Чтобы примерно знать, правильно ли написана рецензия, предлагаю изучить ее составляющие:

  • Заголовок звучит примерно так: рецензия на программу (указываем название программы, полное) такого-то автора (пишутся фамилия, имя и отчество, а также занимаемая должность и если есть – категория) такого-то учреждения (полное наименование садика).
  • Глубокая характеристика разработки: указывается учебная область применения, определяется вид детского объединения, где планируется применение программы. Также пишется возраст детей, к которым применима разработка, срок реализации программы, указывается уникальность или схожесть с другими программами данного вида.

Здесь же подтверждается статус программы как дополнительной образовательной программы и анализируется стиль изложения, а также уровень подачи материала.

  • Новизна и актуальность работы – в этом пункте проявляется уровень профессионализма рецензента. Можно написать все, но ни о чем, либо четко и аргументировано доказать нужность и уникальность работы. Чтобы определить ценность программы по этим критериям, нужно хорошо знать всю систему дошкольного образования;
  • Характеристика структуры программы: перечисляются разделы, и каждый анализируется на предмет полноты раскрывания темы, логики изложения, глубины предмета исследования и т.п.;
  • Описание и анализ полноты изложенного материала соответственно списку разделов;
  • Акцент на целостности работы, последовательности и ее предполагаемого места среди подобных разработок;
  • Определение главной идеи программы, описание ее сути, новизны, актуальности и пригодности для реальных дошкольных учреждений, соответствия ее требованиям Министерства образования;
  • Характеристика приложений к разработке: наглядных материалов, видео и т.п.;
  • Как заключение – выводы о профессионализме автора программы, общая оценка, положительные и отрицательные стороны работы.

Обычно рецензия предоставляется автору программы в двух экземплярах. В принципе, все, что касается рецензии, я вроде изложила.

Еще немного информации…

Современную дошкольную образовательную программу принято рассматривать как инструмент для достижения таких целей:

  • Развитие любознательности – главного показателя познавательной активности ребенка, развитие способностей, воображения, коммуникативности;
  • Обеспечение укрепления и сохранение здоровья малышей – психического и физического в равной мере, создание условий эмоционального благополучия для каждого дошкольника, для интеллектуального и творческого развития, приобщение к общечеловеческим ценностям;
  • Соблюдение трех форм организации жизнедеятельности детей в условиях ДОУ: занятия как форма обучения, нерегламентированные виды деятельности и свободное время в течение дня;
  • Использование игры как основного вида деятельности дошкольников;
  • Реализация дифференцированного и личностного подхода в работе с дошкольниками.

Так вот, если вы решили написать программу, можно себя проверить, прежде чем представить ее на суд специальной экспертной комиссии, отвечает ли ваша работа вышеперечисленным задачам дошкольных образовательных программ.

Мало того, процесс внедрения новой программы в садике предусматривает не менее трудоемкую работу, чем ее написание и утверждение:

  • Изучение теоретической части программы по всем возрастным группам дошкольного учреждения;
  • Диагностика раздела «Предметно-развивающая среда» на предмет соответствия возрасту и типу дошкольного учреждения, а также задач дошкольного образования;
  • Подбор дидактических и методических материалов к новой программе;
  • Опробование программы в каждой возрастной группе и диагностика эффективности;
  • Организация семинаров по вопросам внедрения новой программы;
  • Предоставление информации о программе родителям воспитанников;
  • Внедрение программы в виде эксперимента сначала в одной группе и при подтверждении ее эффективности, переход на новую программу в других группах;
  • Постоянный периодический мониторинг целесообразности данной программы.

Надеюсь, я вас не перегрузила теорией? Если информация показалась вам небезынтересной, поделитесь ею с товарищами через соцпорталы, а также оформляйте подписку на новости, буду благодарна!

автор блога

С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!

Кстати, рекомендую прочитать:

аттестация миниатюра

Подтверждение должности – зачем мы проходим аттестацию?

Опубликовано: 08.01.2017

Привет, дорогие читатели моего блога! Ваша Татьяна Сухих чрезвычайно рада…

16 комментариев

1 категория

Аттестация на первую категорию — критерии и требования

Опубликовано: 18.01.2017

Всем привет, с вами Татьяна Сухих! А ну ка признавайтесь,…

48 комментариев

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Как найти доктора колден
  • Как найти повторяющиеся номера в столбце excel
  • Как найти молению elden ring
  • Как составить претензию по неоплате услуг
  • Как найти угол преломления света формула

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии