СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ БАЗАМИ ДАННЫХ
MICROSOFT ACCESS
База данных в Access представляет собой несколько таблиц, между
которыми некоторым образом распределены данные. Для хранения базы данных Access
используется один файл, который содержит все объекты базы данных.
запуск
Запуск Microsoft Access производится в
следующем порядке:
ПУСКÞПрограммыÞ Microsoft
Access.
Если все проделано
правильно, на экране появляется форма выбора:
Переименуйте базу данных в «Практическое
занятие1», укажите путь к файлу и нажмите «Создать»
Сохраняйте новые
файлы только в своей папке.
Окно Microsoft Access
После открытия или
создания базы данных на экране появится файл базы данных и окно Microsoft
Access для создания систем обработки баз данных:
Файл базы данных содержит все основные объекты Microsoft
Access: Таблица (Конструктор таблиц), Запрос, Форма, Отчет, Макрос,
Модуль.
Создание простой таблицы
Создадим таблицу «Записная
книжка» с полями. Для этого воспользуемся режимом конструктором.
Переименуем таблицу в «Записная книжка». Нажмем ОК.
В разделе Имя поля введем названия
столбцов нашей таблицы (Фамилия, Имя, Дата рождения, Телефон и Адрес), это
будут поля нашей базы данных.
Для каждого поля таблицы необходимо задать тип данных,
указывающий БД, каким образом нужно обрабатывать поле. Из раскрывающегося
списка выберем тип поля, соответствующий значениям, которые будут храниться в
данном столбце.
После
чего перейдите в режим таблицы.
Заполнение таблицы данными своих одноклассников. Сначала необходимо открыть нужную таблицу. На экране
появится окно таблицы для ввода данных. Например:
Закончив
ввод данных, сохраните внесенные изменения или закройте таблицу.
ФОРМЫ
Формы
в Access позволяют создавать пользовательский интерфейс для таблиц базы
данных. Формы предоставляют преимущества для представления данных в
упорядоченном и привлекательном виде.
Источником
строк для списка или поля со списком может служить список фиксированных
значений (это удобно, если список меняется редко), а также таблица или запрос
(удобно при частом обновлении списка).
Формы
создаются с помощью Создание- Форма, а редактируются в режиме Конструктора
Запросы
Запрос – это специально подготовленный вопрос
об информации в базе данных. С помощью запросов можно просматривать,
анализировать и изменять данные из нескольких таблиц. Они также используются в
качестве источника данных для форм и отчетов.
Находится
во вкладке Создать-Мастер запросов, там же находится и Конструктор
запросов.
Наиболее
часто используется запрос на выборку (Простой запрос). При его выполнении
данные, удовлетворяющие условиям отбора, выбираются из одной или нескольких
таблиц и выводятся в определенном порядке.
Например,
необходимо создать запрос 1, выводящий два столбца из нашей таблицы – Фамилии
и номера телефонов.
После этого закрываем окно добавления таблицы
и начинаем работу в режиме Конструктора. Настраиваем сортировку
фамилий по возрастанию
Переходим
из режима конструктора в режим Таблицы и просматриваем запрос 1.
Задание критерия в запросах
Иногда
бывает необходимость просмотреть не все записи базы данных, а только те,
которые отвечают заданному условию. Для этого устанавливают критерии отбора в
запросах, используя специальные операторы.
Например, создадим запрос 2,
выдающий информацию о людях из записной книжки, фамилии, которых начинаются на букву
С. В начале, как и запросе 1 выберем поля для обработки
информации.
Затем обратим
внимание на строку конструктора «Условие отбора», в которой как
правило задается критерий на выборку.
Оператор Like – позволяет задать образец искомого значения поля. Синтаксис: Like <текстовая строка>, где <текстовая строка> определяет
образец отбора и может содержать символы: “?” — для замены одного символа, и
“*” — для замены нескольких символов.
Например, создадим запрос 2,
выдающий информацию о людях из записной книжки, фамилии, которых начинаются на букву
С.
В
начале, как и запросе 1 выберем поля для обработки информации. Затем
обратим внимание на строку конструктора «Условие отбора», в
которой как правило задается критерий на выборку.
Оператор Like – позволяет задать образец искомого значения поля. Синтаксис: Like <текстовая строка>, где <текстовая строка> определяет
образец отбора и может содержать символы: “?” — для замены одного символа, и
“*” — для замены нескольких символов.
В нашем запросе критерий Like “А*” в строке «Условие отбора» для поля Фамилия обеспечит поиск в
записной книжке людей, фамилия которых начинается на букву “А”.
Создадим запрос 3 с выбором имени, начинающегося с буквы А.
Создадим запрос 4, который позволяет по
введенному с клавиатуры номеру телефона просмотреть остальные данные обладателя
этого номера.
Перейдем в режим конструктора. Для начала
традиционным способом переместим все поля таблицы в столбцы конструктора.
А далее опять работаем со строкой «Условие отбора», но в данном
случае воспользуемся квадратными скобками, внутри которых поместим приглашение
ввести номер телефона.
После чего пейдём в
режим таблицы. При просмотре
данного запроса, в результате мы увидим окно. Где необходимо ввести номер
телефона, а затем откроется таблица с информацией об обладателе данного номера.
Очень часто условие задается только с помощью
знаков отношения =,<>,<,>,>=,<=.
Запрос 5 позволит просмотреть информацию о людях рожденных
позднее определенной даты, к примеру, позднее вашей даты рождения. Начнем как
обычно, создавая запрос с помощью конструктора.
Затем в строке «Условие отбора» сделаем
следующую запись >#01.01.2004# (естественно между двумя знаками решетки
должна быть дата вашего рождения).
Обратите внимание на то, что в примере в
строке «Вывод на экран» поля Дата рождения снят флажок, что
означает что в результате мы увидим только список фамилий, данные которых
удовлетворяют заданному условию.
Отчеты
Создание отчета в режиме Мастера отчета:
1.
Выберите закладку Отчеты окна БД и нажмите кнопку Создать.
2.
В окне Новый отчет
выберите режим Мастер отчетов. В нижней части окна нажмите на
кнопку раскрытия списка. Выделите нужную Вам таблицу или запрос и нажмите
кнопку Ок.
Сохраните получившуюся базу данных.
program Zadanie6; uses crt; type odnoklassniki=record fam:string[30]; mec:iteger; nom:integer; end; type fil=file of odnoklassniki; mas=array[1..5] of odnoklassniki; var f,od,q:fil; d,y,:plan; a:mas; f1:string; i,n,m,k,l:integer; flag:boolean; procedure sozd(var f:fil); begin clrscr; assign(f,'odnoklassniki.txt'); rewrite(f); write('Введите количество фамилий: '); readln(k); writeln; for m:=1 to k do begin with d do write('Введите фамилию: '); readln(fam); write('Введите месяц и год рождения: '); readln(mec); write('Введите номер телефона: '); readln(nom); writeln; end; write(f,d); end; close(f); writeln('Для выхода нажмите ENTER'); readkey; end; procedure mk (var f:fil); begin clrscr; flag:=false; assign(od,'odnaklassniki2.txt'); write('Введите фамилию: '); readln(f1); writeln; reset(f); rewrite(od); while not eof(f) do begin read(f,d); with d do begin if f1=fam then begin flaf:=true; write('Фамилия: '); writeln(fam); write('Месяц и год рождения: '); writeln(mec); write('Номер телефона: '); writeln(nom); write(od,d); writeln; end; end; end; if flag=false then writeln('Такой фамилии нет!'); close(od); close(f); writeln('Для выхода нажмите ENTER'); readkey; end; procedure dob(var f:fil); begin clrscr; write('Введите количество новых данных которые вы хотите добавить:'); readln(n); writeln; assign(f,'odnoklassniki.txt'); reset(f); seek(f,filesize(f)); for i:=1 to n do begin with d do begin write('Введите фамилию: '); readln(fam); write('Введите месяц и год рождения: '); readln(mec); write('Введите номер телефона: '); readln(nom); writeln; write(f,d); end; end; close(f); writeln('Для выхода нажмите ENTER'); readkey; end; procedure prm (var f:fil); begin clrscr; flag:=false; write('Введите месяц и год рождения: '); readln(f1); assign(q,'odnoklassniki.txt'); writeln; reset(f); rewrite(q); while not eof(f) do begin read(f,d); with d do begin if (f1=mec) then begin flag:=true; writeln; write('Фамилия: '); writeln(fam); write('Месяц и год рождения: '); writeln(mec); write('Номер телефона: '); writeln(nom); write(q,d); end; end; end; if flag=false then writeln('Таких фамилий нет!'); close(q); close(f); writeln('Для выхода нажмите ENTER'); readkey; end; procedure mash(var f:fil); begin assign(f,'odnoklassniki.txt'); reset(f); k:=filesize(f); for i:=1 to k do with d do begin clrscr; read(f,d); a[i].fam=fam; a[i].mec=mec; a[i].nom=nom; end; for l:=k downto 2 do for i:=1 to l-1 do if a[i].
Архитектура и платформа проекта Одноклассники
Время на прочтение
10 мин
Количество просмотров 118K
Архитектура и платформа проекта Одноклассники
В этом посте расскажем о накопленном за 5 лет опыте по поддержанию высоконагруженного проекта. Надеемся, что коллегам-разработчикам будет интересно узнать, что и как мы делаем, какие проблемы и трудности у нас возникают и как мы справляемся с ними.
Базовая статистика
До 2.8 млн. пользователей в онлайне в часы пик
7,5 миллиардов запросов в день (150 000 запросов в секунду в часы пик)
2 400 серверов, систем хранения данных
Сетевой трафик в час пик: 32 Gb/s
Архитектура
Слоеная архитектура:
• presentation layer (презентационный слой или попросту WEB сервера, формирующие HTML)
• business services layer (сервера, обеспечивающие подбор и обработку данных)
• caching layer (кеширование часто используемых данных)
• persistence layer (сервера БД)
• common infrastructure systems (системы логирования статистики, конфигурации приложений, локализация ресурсов, мониторинг)
Презентационный слой:
• Используем свой фреймворк, позволяющий строить композицию страниц на языке JAVA, используя собственные GUI фабрики (оформление текста, списки, таблицы, портлеты).
• Композиция страниц состоит из независимых блоков (обычно портлетов), что позволяет обновлять информацию на экране частями, используя AJAX запросы. Такой подход к навигации позволяет избавиться от постоянных перезагрузок страницы, тем самым важные функции сайта (Сообщения, Обсуждения и Оповещения) всегда доступны пользователю. Без javascript страница полностью работоспособна, кроме функциональностей, написанных на GWT — при переходах по ссылкам она просто полностью перерисовывается.
• Функциональные компоненты как Сообщения, Обсуждения и Оповещения, а также все динамичные части (шорткат меню, фотометки, сортировка фотографий, ротирование подарочков) написаны, используя фреймворк Google Web Toolkit.
Подбор, обработка и кеширование данных:
Код написан на Java. Есть исключения – некоторые модули для кеширования данных написаны на C и C++.
Java потому, что это удобный для разработки язык, много наработок в различных сферах, библиотек, open source проектов на Java.
На уровне бизнес логики располагаются порядка 25 типов серверов/компонентов и кешей, которые общаются между собой через удаленные интерфейсы. Каждую секунду происходит порядка 3 000 000 удаленных запросов между этими модулями.
Для кеширования данных используется «самописный» модуль odnoklassniki-cache. Он предоставляет возможность хранения данных в памяти средствами Java Unsafe. Кешируем все данные, к которым происходит частое обращение. Например: информацию из профайлов пользователей, группы пользователей, информацию о самих группах, конечно же, граф связей пользователей, граф связей пользователей и групп, праздники пользователей, некоторую мета информацию о фотографиях и т.п.
Для примера, один из серверов, кеширующий граф связей пользователей, в час пик способен обработать около 16 600 запросов в секунду. CPU при этом занят до 7%, максимальный load average за 5 минут — 1.2. Количество вершин графа > 85 миллионов, связей 2 500 миллиона (два с половиной миллиарда). В памяти граф занимает 30 GB.
Распределение и балансировка нагрузки:
• взвешенный round robin внутри системы;
• вертикальное и горизонтальное партиционирование данных как в базах данных, так и на кеширующем уровне;
• сервера на уровне бизнес логики разбиты на группы. Каждая группа обрабатывает различные события. Есть механизм маршрутизации событий, т.е. любое событие (или группу событий) можно выделить и направить на обработку на определенную группу серверов.
Управление сервисами происходит через централизованную систему конфигурации. Система самописная. Через WEB интерфейс можно поменять расположение портлетов, конфигурацию кластеров, изменить логику некоторых сервисов и т.д. Измененная конфигурация сохраняется в базе данных. Каждый из серверов периодически проверяет, есть ли обновления для приложений, которые на нем запущены. Если есть – применяет их.
Данные, сервера БД, резервные копии:
Общий объем данных без резервирования – 160 TB. Используются два решения для хранения и сервирования данных – MS SQL и BerkeleyDB. Данные хранятся как минимум в двух копиях. В зависимости от типов данных, копий может быть от двух до четырех. Имеется ежесуточный бэкап всех данных. Каждые 15 минут делаются резервные копии накопившихся данных. В результате такой стратегии резервного копирования максимально возможная потеря данных – 15 минут.
Оборудование, датацентры, сеть:
Используются двухпроцессорные, 4-х ядерные сервера. Объем памяти от 4 до 48 GB, в зависимости от функционала. В зависимости от типов и использования данных, они хранятся либо в памяти серверов, либо на дисках серверов, либо на внешних системах хранения.
Все оборудование размещено в 3 датацентрах. Всего около 2 400 серверов и систем хранения данных. Датацентры объединены в оптическое кольцо. На данный момент на каждом из маршрутов емкость составляет 30 Gb/s. Каждый из маршрутов состоит из физически независимых друг от друга оптоволоконных пар. Эти пары агрегируются в общую “трубу” на корневых маршрутизаторах.
Сеть разделена на внутреннюю и внешнюю. Сети разделены физически. Разные интерфейсы серверов подключены в разные коммутаторы и работают в разных сетях. По внешней сети WEB сервера, общаются с миром. По внутренней сети все сервера общаются между собой.
Топология внутренней сети – звезда. Сервера подключены в L2 коммутаторы (access switches). Эти коммутаторы подключены как минимум двумя гигабитными линками к agregation стеку маршрутизаторов. Каждый линк идет к отдельному коммутатору в стеке. Для того, чтобы эта архитектура работала, используем протокол RSTP. При необходимости, подключения access коммутаторов к agregation стеку осуществляются более чем двумя линками. Тогда используется link aggregation портов.
Agregation коммутаторы подключены 10Gb линками в корневые маршрутизаторы, которые обеспечивают как связь между датацентрами, так и связь с внешним миром.
Используются коммутаторы и маршрутизаторы от компании Cisco. Для связи с внешним миром мы имеем прямые подключения с несколькими крупнейшими операторами связи
Сетевой трафик в часы пик – 32 Gb/s
Система статистики:
Существует библиотека, отвечающая за логирование событий. Библиотека используется во всех модулях. Она позволяет агрегировать статистику и сохранять ее во временную БД. Само сохранение происходит с помощью библиотеки log4j. Обычно храним количество вызовов, максимальное, минимальное и среднее время выполнения, количество ошибок, возникших при выполнении.
Из временных баз вся статистика сохраняется в DWH. Каждую минуту сервера DWH ходят во временные базы в production и забирают данные. Временные базы периодически очищаются от данных.
Пример кода, который сохраняет статистику об отосланных сообщениях:
public void sendMessage(String message) {
long startTime = LoggerUtil.getMeasureStartTime();
try {
/**
* business logic - send message
*/
LoggerUtil.operationSuccess(LogFactory.getLog({log's appender name}), startTime, "messageService", "sendMessage");
} catch (Exception e) {
LoggerUtil.operationFailure(LogFactory.getLog({log's appender name}), startTime, "messageService", "sendMessage");
}
}
Наша система DWH хранит всю статистику и предоставляет инструменты для ее просмотра и анализа. Система построена на базе решений от Microsoft. Сервера баз данных – MS SQL 2008, система генерации отчетов – Reporting services. Сейчас DWH – это 13 серверов, находящихся в отделенной от production среде. Некоторые из этих серверов обеспечивают операционную статистику (т.е. онлайн статистику). Некоторые отвечают за хранение и предоставление доступа к исторической статистике. Общий объем статистических данных — 13 TB.
Планируется внедрение мультиразмерного (multi-dimension) анализа статистики на основе OLAP.
Мониторинг
Мониторинг разделен на две составляющие:
1. Мониторинг сервисов и компонентов сайта
2. Мониторинг ресурсов (оборудование, сеть)
Первичен мониторинг сервисов. Система мониторинга своя, основанная на оперативных данных в DWH. Есть дежурные, чья обязанность мониторить показатели работы сайта и в случае каких-либо аномалий предпринимать действия для выяснения и устранения причин этих аномалий.
В случае с мониторингом ресурсов, следим как за “здоровьем” оборудования (температура, работоспособность компонентов: CPU, RAM, дисков и т.д.), так и за показателями ресурсов серверов (загрузка CPU, RAM, загруженность дисковой подсистемы и т.п.). Для мониторинга “здоровья” оборудования используем Zabbix, статистику по использованию ресурсов серверов и сети накапливаем в Cacti.
Оповещения о наиболее критичных аномалиях приходят по смс, остальные оповещения отсылаются по емейлу.
Технологии:
• Операционные системы: MS Windows, openSUSE
• Java, C, C+. Весь основной код написан на Java. На С и С+ написаны модули для кеширования данных.
• Используем GWT для придания динамики WEB интерфейсу. С использованием GWT написаны такие модули как Сообщения, Обсуждения и Оповещения
• WEB сервера – Apache Tomcat
• Сервера бизнес логики работают под JBoss 4
• Балансировщики нагрузки на WEB слое – LVS. Используем IPVS для балансировки на Layer-4
• Apache Lucene для индексирования и поиска текстовой информации
• Базы данных:
MS SQL 2005 Std edition. Используется во многом потому, что так исторически сложилось. Сервера с MS SQL объединены в failover кластера. При выходе из строя одной из рабочих нод, standby нода берет на себя ее функции
BerkeleyDB – для работы с BDB используется своя, внутренняя библиотека. Используем BDB, C реализацию, версии 4.5. Двухнодовые master-slave кластера. Между мастером и слейвом родная BDB репликация. Запись происходит только в master, чтение происходит с обеих нод. Данные храним в tmpfs, transaction логи хранятся на дисках. Каждые 15 минут делаем бэкап логов. Сервера одного кластера размещены на разных лучах питания дабы не потерять обе копии данных сразу.
В разработке новое решение для хранения данных. Нам необходим еще более быстрый и надежный доступ к данным.
• При общении серверов между собой используем свое решение, основанное на JBoss Remoting
• Общение с SQL базами данных происходит посредством JDBC драйверов
Люди:
Над проектом работают около 70 технических специалистов. Из них 40 разработчиков, 20 системных администраторов и инженеров, 8 тестеров.
Все разработчики разделены на небольшие команды (1-3 человек). Каждая из команд работает автономно и разрабатывает либо какой-то новый сервис, либо работает над улучшением существующих. В каждой из команд есть технический лидер или архитектор. Он ответственен за архитектуру сервиса, выбор технологий и подходов. На разных этапах разработки к команде могут примыкать дизайнеры, тестеры и системные администраторы.
Например, существует отдельная команда сервиса Группы. Или команда, разрабатывающая коммуникационные сервисы сайта (такие как системы сообщений, обсуждений, ленту активности). Есть команда платформы, которая тестирует, обкатывает и внедряет новые технологии, оптимизирует уже существующие решения. В данный момент одна из задач этой команды – разработка и внедрение высокоскоростного и надежного решения для хранения данных.
Основные принципы и подходы в разработке
Разработка ведется небольшими итерациями. Как пример жизненного цикла разработки можно привести 3-х недельный цикл:
0 неделя — определение архитектуры
1 неделя — разработка, тестирование на компьютерах разработчиков
2 неделя — тестирование на pre-production среде, релиз на production среду
Практически весь новый функционал делается «отключаемым». Типичный запуск новой «фичи» выглядит следующим образом:
1. функционал разрабатывается и попадает в production релиз
2. через централизованную систему конфигурации функционал включается для небольшой части пользователей. Анализируется статистика активности пользователей, нагрузка на инфраструктуру
3. если предыдущий этап прошел успешно, функционал включается постепенно на все большей аудитории. Если в процессе запуска нам не нравится собранная статистика, либо непозволительно вырастает нагрузка на инфраструктуру, то функционал отключается, анализируются причины, исправляются ошибки, происходит оптимизация и все повторяется с 1-го шага
Best practices, tricks & tips
Специфика работы с СУБД:
• Мы используем как вертикальное, так и горизонтальное партиционирование, т.е. разные группы таблиц располагаются на разных серверах (вертикальное партиционирование), а данные больших таблицы дополнительно распределяются между серверами (горизонтальное партиционирование). Встроенный в СУБД аппарат партиционирования не используется — вся логика располагается на уровне бизнес сервисов.
• Распределенные транзакции не используются — все транзакции только в пределах одного сервера. Для обеспечения целостности, связанные данные помещаются на 1 сервер или, если это невозможно, дополнительно программируется логика восстановления данных.
• В запросах к БД не используются JOIN даже среди локальных таблиц для минимизации нагрузки на CPU. Вместо этого используется денормализация данных или JOIN происходят на уровне бизнес сервисов. В этом случае JOIN происходит как с данными из БД, так и с данными из кеша.
• При проектировании структуры данных не используются внешние ключи, хранимые процедуры и триггеры. Опять же для снижения нагрузки на CPU серверов БД.
• SQL операторы DELETE также используются с осторожностью — это самая тяжелая операция из DML. Стараемся не удалять данные лишний раз или используем удаление через маркер — запись сначала отмечается как удаленная, а потом удаляется фоновым процессом из таблицы.
• Широко используются индексы. Как обычные, так и кластерные. Последние для оптимизации наиболее частых запросов в таблицу.
Кеширование:
• Используются кеш сервера нашей собственной разработки, реализованные на Java. Некоторые наборы данных, как например профили пользователей, социальный граф, и т.п. целиком хранятся в кеше.
• Данные партиционируются на кластер кеш серверов. Используется репликация партиций для обеспечения надежности.
• Иногда требования к быстродействию настолько велики, что используются локальные короткоживущие кеши данных полученных с кеш серверов, расположенные непосредственно в памяти серверов бизнес логики.
• Кеш сервера, кроме обычных операций ключ-значение, могут выполнять запросы по данным, хранящимся в памяти, минимизируют таким образом передачу по сети ненужных данных. Используется map-reduce для выполнения запросов и операций на кластере. В особо сложных случаях, например для реализации запросов по социальному графу, используется язык C. Это помогает повысить производительность.
• Для хранения больших объемов данных в памяти используется память вне кучи Java (off heap memory) для снятия ненужной нагрузки с Java GC.
• Кеши могут использовать локальный диск для хранения данных, что превращает их в высокопроизводительный сервер БД.
Оптимизация скорости загрузки и работы страницы
• Кешируем все внешние ресурсы (Expires и Cache-Control заголовки). CSS и JavaScript файлы минимизируем и сжимаем (gzip).
• Для уменьшения количества HTTP запросов с браузера, все JavaScript и CSS файлы объединяются в один. Маленькие графические изображения объединяются в спрайты.
• При загрузке страницы скачиваются только те ресурсы, которые на самом деле необходимы для начала работы.
• Никаких универсальных CSS селекторов. Стараемся не использовать типовые селекторы (по имени тэга).
• Если необходимы CSS expressions, то пишем «одноразовые». По возможности избегаем фильтров.
• Кешируем обращения к DOM дереву, а так же свойства элементов, приводящие к reflow. Обновляем DOM дерево в «оффлайне».
• В GWT используем UIBinder и HTMLPanel для создания интерфейсов.
Полезного чтения! Будем рады вопросам.
Презентация на тему Формирование сложных запросов к готовой базе данных
Содержание
-
1.
Формирование сложных запросов к готовой базе данных -
2.
№ 1 База данных «Одноклассники»запишите условие выбора -
3.
№ 2 Результаты тестирования представлены в таблице: -
4.
№ 3 Сколько записей в нижеследующем фрагменте -
5.
Скачать презентацию -
6.
Похожие презентации
№ 1 База данных «Одноклассники»запишите условие выбора для следующих запросов:Выбрать информацию об одноклассниках, фамилии которых начинаются на «В» и родившихся в 1994;Выбрать информацию об одноклассниках, увлекающихся баскетболом или футболом
Слайды презентации
Слайд 1
Тема урока:
«Формирование сложных запросов к готовой базе
данных»
Практическая работа №4
Цель
Отработать навыки:
формирования запросов с использованием логических
операций;
создания вычисляемых полей.
Слайд 2
№ 1 База данных «Одноклассники»
запишите условие выбора для
следующих запросов:
Выбрать информацию об одноклассниках, фамилии которых начинаются на
«В» и родившихся в 1994;
Выбрать информацию об одноклассниках, увлекающихся баскетболом или футболом
Слайд 3
№ 2 Результаты тестирования представлены в таблице:
Сколько
записей в ней удовлетворяют условию «Пол =’ж’ ИЛИ Химия
> Биология»?
1) 5 2) 2 3) 3 4) 4
ЕГЭ
Слайд 4
№ 3 Сколько записей в нижеследующем фрагменте турнирной
таблицы удовлетворяют условию
«Место
4 ИЛИ MЗ > 12)»
(символ <= означает «меньше или равно»)?
1) 5 2) 2 3) 3 4) 4
ЕГЭ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Нижне-Саловская средняя общеобразовательная школа»
Ростовская обл., Семикаракорский р-он,
п. Нижний Саловск, ул. Торговая, 14
тел. 8 86356 26571
Проект. Создание базы данных «Мои одноклассники. А все ли я знаю о них?»
Учитель: Уткина Г.В.
п.Нижний Саловск
2015 г.
Проект. Создание базы данных «Мои одноклассники. А все ли я знаю о них?»
МЕТОДИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ ПРОЕКТА
- ТЕМА: «Мои одноклассники. А всё ли я знаю о них?»
- ЦЕЛИ:
- Образовательные:
- формирование практических умений учащихся при работе с изученными информационными технологиями;
- обобщение изученного материала по теме «Информационные технологии хранения данных».
- Воспитательные:
- воспитание трудолюбие, ответственности за результаты своего труда;
- формирование навыков и умений самостоятельной исследовательской работы в группах и индивидуально.
- Развивающие:
- развитие умения слушать других, навыков самоконтроля и взаимоконтроля, навыков публичных выступлений;
- развитие познавательных и творческих способности учащихся;
- совершенствовать умения коммуникативного общения.
- ЗАДАЧИ:
- Класса:
- провести исследования в области читательских, музыкальных и спортивных интересов одноклассников;
- Группы
- изучить интересы, согласно своей теме;
- представить полученную информацию в среде MS Access;
- создать базу данных с удобными критериями поиска и отбора нужной информации.
- Каждого учащегося
- участвовать в обсуждениях проблемных моментов во время реализации проекта, предлагать новые идеи;
- включать все свои знания, умения и навыки для успешного выполнения коллективной работы.
- ВОЗРАСТ УЧАЩИХСЯ: 11 класс (15-17 лет)
- ВРЕМЯ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ: 3 занятия
- МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ, ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
- Компьютеры кабинета «Информатики»;
- Офисная программа MS Access;
- Интернет;
- Презентация первого занятия;
- УМК «Информатика и ИКТ, 11 класс» под редакцией Н.В.Макаровой.
- ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- Метапредметные:
- постановка и формулирование проблемы;
- поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска;
- структурирование и визуализация информации; в
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
- Предметные:
- формирование умений работы с инструментами MS Access;
- формирование умений последовательности структуризации при разработке базы данных;
- формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
- Личностные:
- Формирование коммуникативной компетентности в процессе творческой, учебно-исследовательской деятельности;
- Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию на основе мотивации;
- Развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
Реализация проекта. Конспекты занятий.
1 занятие
-Добрый день, ребята.
(Актуализация знаний – 3 мин)
На прошлых занятиях мы с вами изучали информационные системы, систему управления базами данных Microsoft Access.
- Скажите, пожалуйста, что же такое информационная система?
- Что такое база данных?
- Что такое модель данных и для чего она нужна?
- Какие вы знаете формы представления информационной модели?
- Для какой модели данных используется СУБД Access.
(Введение в сюжет урока – 2-3 мин)
— Молодцы. Сегодня я хотела бы предложить вам окунуться в мир исследовательской деятельности.
— Но прежде посмотрите, пожалуйста, на доску. Здесь представлены картинки. Как вы думаете, какой смысл заложен в них?
(Дети предлагают ответы)
(Тема урока – 1 мин)
— Здорово. Все ваши предположения в той или иной степени раскрывают смысл картинок. Поэтому сегодня я хочу, чтобы вы начали изучать новые стороны своих одноклассников. Вы уже давно обучаетесь вместе, многое вы друг о друге знаете, а многое еще нет. Итак, тема нашего проекта: «Мои одноклассники. А все ли я знаю о них?»
(Постановка целей, задач, определение объекта и предмета исследования – 3 мин)
Чтобы больше узнать о своих сверстниках, мы будем разрабатывать информационный проект в СУБД Access.
Что же такое учебный проект?
Учебный проект – это деятельность, позволяющая каждому проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.
Объектом исследования: одноклассники.
Предмет: интересы
Цель проекта: исследование интересы одноклассников.
Для достижения цели потребуется решить ряд следующих задач:
- Провести исследование в области интересов;
- Проанализировать полученные данные;
- Создать базу данных на основе имеющейся информации;
- Обеспечить возможность удобного просмотра, ввода и обработки данных;
- Разработать критерии поиска в базе данных;
- Презентовать свою работу.
(Объяснение системы работы над проектом – 2 мин)
Время реализации проекта заложено в 3 занятия. На сегодняшнем занятии мы определим группы, которые будут вместе разрабатывать проект, обозначим структуру проекта, а также попытаемся выбрать методы исследования. На 2 занятии вам предстоит систематизировать информацию, которую вы получите. И на заключительном уроке вы будете защищать свои проекты. Конечно, сбор информации потребует от вас трудоемкой работы, выходящей за рамки урочной деятельности. Вам предстоит пообщаться со своими одноклассниками в свободное от занятий время. Но зато у вас есть возможность не только получить нужную информацию, но и больше узнать друг друга, может быть даже, открыть кого-то с новой стороны.
(Распределение участников проекта на группы – 6 мин)
— Итак , 1 этап – определение предметной области, структуры проекта, методов исследования.
На этом этапе мы с вами разделимся на 3 группы. 1 группа будет заниматься исследованием «Читательских интересов сверстников» 2 группа – «Музыкальных интересов», 3 группа – «Спортивных интересов».
Давайте не будем томиться в ожидании и сделаем это прямо сейчас. Посмотрите на доску. Здесь представлены ячейки, открыв которые мы узнаем, кто в какой группе будет работать. Синий цвет: «Читательские интересы», Красный цвет– «Музыкальные интересы», Желтый — «Спортивные интересы».
(Распределение на группы).
— Ну что же теперь мы знаем, кто, что будет исследовать. Теперь я попрошу вас быстренько присоединиться к своей группе. Как вы заметили, у нас сегодня есть три секции, обозначенные цветами. Займите, пожалуйста, места в соответствие с вашим цветом.
(Дети занимают места)
— Давайте теперь обратимся к тому, что вам следует делать, когда сбор нужной информации закончится.
(Инструкции и рекомендации к выполнению проекта – 5 мин)
Здесь начинается 2 этап.
Итак, мы уже провели мини-исследование, мы знаем классы объектов, которые будут в нашей базе. И здесь начинается практическая работа, связанная со знаниями СУБД Access. Нам следует создать свою базу данных, не забывая о том, что она должна быть комфортной в использовании. Обращаясь к одной из целей нашего проекта, мы должны представить базу данных с удобным поиском и вводом информации. Т.е. уже на 1 этапе нам следует четко определить структуру, ключевые моменты, а также продумать, какие возможны операции с нашей базой данных и как они будут работать.
Мне бы хотелось, чтобы во время выполнения проекта, вы не забывали об эстетической стороне. Вы можете наполнить вашу базу данных не только информацией, но и возможными ссылками, например ссылками на литературу. Возможно, у вас удастся включить картинки, фотографии, музыку и пр. Вы также можете подобрать какие-нибудь интересные моменты из жизни знаменитых людей. Может быть, в вашем классе найдутся люди, которые захотят дать какие-либо рекомендации в тех или иных моментах. Здесь, как говорится, «необъятное поле для вашей фантазии».
И заключительным этапом нашего проекта станет его презентация. Помните, готовясь к защите, не следует просто представить отчет о проделанной работе. Вы должны рассказать нам непосредственно о процессе вашего исследования: какими методами вы пользовались для сбора информации, с какими проблема вы столкнулись, что помогло вам решить ту или иную проблему, какие навыки и умения вам пригодились для выполнения работы.
(Начало реализации 1 этапа проекта – 15 мин)
— Ну что ж, давайте преступим к реализации нашего проекта. Прежде всего, я вас поздравляю. На некоторое время вы стали компаньонами, и успех вашей фирмы зависит от каждого участника. Так давайте же преступим к непосредственной разработке проекта.
У вас на столах лежат листики, попробуйте сейчас определить классы объектов и составить примерную реляционную модель.
(Дети составляют реляционную модель)
Хорошо, ребята, как вы думаете, какие классы объектов у вас будут одинаковыми?
(фамилия, имя, название деятельности)
-Отлично, как вы думаете, какими классами объектов могут отличаться ваши базы данных?
(например, использование спортивного инвентаря, любимые цитаты и др.)
— Хорошо. Теперь, пожалуйста, подумайте, какие методы исследования помогут достичь вам цели.
(анкеты, опросы, тесты …)
(Подведение итогов урока – 2 мин)
-Молодцы, Итак, ребята, мы сейчас с вами сделали хоть и маленький, но все же шаг вперед. Разумеется, в процессе исследовательской деятельности возможны корректировки в ваших сегодняшних реляционных моделях, методах исследованиях. Наш урок мне хотелось закончить словами Сократа «В каждом человеке солнце. Только дайте ему светить».
2 занятие (2 этап)
(Организационный момент – 1 мин)
— Добрый день. Сегодняшнее наше занятие я хотела бы начать с одного хорошего афоризма «Вы должны позволить себе видеть, а не судить то, что происходит вокруг. Уважайте факты, даже если они не совпадают с вашими ожиданиями».
Сегодня на занятии мы с вами будем оформлять наш проект. В ходе занятии вы сможете систематизировать информацию в единую базу данных, применить все свои знания и умения в своей собственной работе, а также проявить креативность и гибкость ума.
(Работа над проектом – 25-30 мин)
(План защиты – 5-8 мин)
—Итак, ребята, чьи-то работы уже закончены, кому-то еще предстоит доработать свои проекты. Теперь, чтобы ваш труд был по достоинству оценен, нам следует наметить план защиты:
План выступления
- Название проекта. Вступительная часть
- Презентация проекта. Демонстрация полученной информации, использованных функций в СУБД Access
- Авторы проекта
Требования к выступлению.
- Высокое качество выступления. У выступающего должны быть свободная и правильная речь, логика изложения.
- Слова защиты должны точно соответствовать проекту
- Учащиеся должны дать точные ответы на вопросы и уметь аргументировать свое мнение.
- Должны уметь дискуссировать с другими группами.
- Участвовать должны все члены группы.
-Таким образом, вы должны хорошо знать исследуемый вами материал.
(Подведение итогов 1- 2 мин)
-Сегодня у нас с вами получилось создать свои собственные базы данных, внести данные. Если у вас возникли какие-нибудь вопросы, готова встретиться с вами после занятия. Хочу пожелать вам удачи в подготовке к защите проекта.
До свидания
3 занятие (3 этап)
(Организационный момент – 1 мин)
— Здравствуйте, ребята. Мы завершаем изучение раздела «Информационные технологии хранения данных» творческим проектом. Сегодня вы представите плод своих творений. Вам предстоит итоговая защита проекта. В ходе защиты вы сможете доказать свою точку зрения, правильно излагать полученную информацию и отвечать на вопросы.
(Защита проекта проходит в определенном порядке: презентация проекта, обсуждение, подведение итогов)
(Выступление. Презентация проекта – 15-20 мин)
— Мы сегодня будем выступать в следующем порядке:
1. «Спортивные интересы»
2. «Читательские интересы»
3. «Музыкальные интересы»
( Каждой группе отводится 5-7 минут для представления своего проекта.
(Обсуждение – 10 мин)
— Спасибо всем участникам проекта. Вы все проделали огромную работу. Давайте теперь обсудим наши проекты.
1. Какие моменты вам показались наиболее удачными у ваших компаньонов?
2. Какие моменты, как вы думаете, требуют доработки?
3. Какие пожелания и предложения у вас есть по проектам?
(Рефлексия – 5 мин)
— Спасибо за ваши ответы. А сейчас ребята вопросы для каждой группы: (задаются по очереди каждой группе)
- Появились ли у вас новые знания, умения в процессе работы над проектом?
- Что в работе над проектом было для вас наиболее интересным. Почему?
- Какие трудности возникли во время работы над проектом и как вы их решали?
- Довольны ли вы своим результатом?
- Замечания и предложения одноклассникам, учителям, себе.
- Что вы могли бы пожелать себе на будущее?
(Выставление оценок- 3 мин)
— Ребята, я сейчас вам раздам бланки для выставления оценок группам. Поставьте, пожалуйста, баллы от 0 до 5 в каждой графе.
Критерии оценок |
Группа «………………» |
Группа «……………….» |
Соответствие теме |
||
Комфортность поиска информации |
||
Использование графики, дополнительных ссылок |
||
Четкость, последовательность, убедительность в защите |
Итого:
Максимальный балл: 20
— Просуммируйте, пожалуйста, ваши выставленные баллы. Если общий балл в рамках между 17-20 – это «5», 14 -16 – «4», 11- 13 – «2». Меньше 11 – это «2»
— Итак, давайте с вами по очереди выставим отметки каждой группе.
(Подведение итогов – 1-2 мин)
— Подведем итоги нашей работы. Мы рассмотрели работы учащихся. Во всех работах, представленных на уроках, ребята показали хорошее и отличное знание информационных технологий и умение применять их на практике. Никто из учеников не был равнодушен к работе. Всем спасибо. До свидания.