Как составить бюджетный прогноз

Экономические процессы, связанные с бюджетным планированием, характерны для многих видов хозяйственной деятельности. Бюджетное планирование необходимо для домохозяйств, бюджетных учреждений, государства в целом.

Что из себя представляет бюджет

Бюджет — это план, в котором фиксируются показатели различных экономических активностей. Здесь в численном выражении обозначаются планы на определённый период (например, на год или на несколько лет).

Бюджет требует не формального, а предметного подхода. Здесь не обойтись без бюджетного планирования.

Как происходит бюджетное планирование: основные этапы

Бюджетное планирование можно разделить на пять общих этапов:

  1. финансовые органы разных уровней составляют проекты бюджетов;
  2. проекты бюджетов рассматривают исполнительные органы власти;
  3. проекты бюджетов рассматриваются и утверждаются в законодательных и представительных органах госвласти разных уровней и в органах местного самоуправления;
  4. финансовые органы поквартально распределяют государственные, региональные и муниципальные уровни доходов и расходов;
  5. составляются сводные бюджетные росписи.

Как построить прогноз

Для построения бюджета необходим прогноз. На основании реальных расчётов нужно обосновать предположение о направлениях развития бюджета, какими путями и в какие сроки будут достигнуты в будущем возможные состояния доходов и расходов. Вариантов бюджетной политики и концепций развития бюджета может быть несколько. Из них нужно выбрать оптимальный.

Чтобы построить прогноз, нужно:

  • изучить информацию о состоянии бюджета на текущий момент;
  • на основании выявленных закономерностей определить различные варианты достижения планируемых бюджетных показателей;
  • аналитически определить наилучший вариант развития бюджетных отношений.

В прогнозах необходимо рассматривать разные концепции развития бюджета. Учесть различные ситуации и факторы, действующие на федеральном, региональном и местном уровнях, различные варианты федеральной бюджетной политики, различные социальные и экономические задачи. По мере формирования свежих данных бюджетные показатели систематически уточняются.

Какие методы бюджетного планирования и прогнозирования существуют

Можно выделить девять наиболее известных методов (таблица 1).

Таблица 1. Девять методов бюджетного планирования и прогнозирования

Метод

Особенности

1. Нормативный метод

Определяет целевые расходы бюджета в рамках пределов прогнозированных доходов. Как правило, используется при планировании средств на финансирование бюджетных мероприятий и составлении смет бюджетных учреждений.

Метод строится на применении установленных норм и нормативов (законодательных или подзаконных актов).

Например:

  • нормы индивидуальных выплат (размеры пособий, ставки заработной платы);
  • денежные выражения натуральных показателей удовлетворения соцпотребностей;
  • нормы, основанные на средних статистических величинах расходов за определённые периоды и т.д.

2. Метод экспертного прогнозирования

Основан на совмещении уже имеющихся статистических данных с оценками, сделанными и обоснованными специалистами-экспертами в различных областях экономики, финансов, налогообложения, финансов, бюджетов, социальной сферы и т. д.

Метод можно использовать при отсутствии возможности достаточно достоверно определить, как развиваются социально-экономические условия извне, нет возможности выработать формализованную прогностическую модель

Экспертные оценки могут быть индивидуальными и коллективными. Чем больше экспертов, тем точнее результат.

3. Индексный метод

Метод основан на использовании различных индексов, отражающих динамику цен, уровня жизни, реальных доходов населения.

Индексы, полученные путём сравнения статистических данных, позволяют использовать их для прогнозного расчёта несоизмеримых показателей. Количественно несравнимые величины приводятся к некоторому общему единству, которое позволяет их сравнить, соизмерить.

Например, с помощью индексов, характеризующих изменение каких-либо условий в будущем по сравнению с настоящими условиям, можно спрогнозировать число получателей бюджетных услуг, приведя количество таких получателей в настоящем времени к моменту времени в будущем.

4. Балансовый метод

При помощи такого метода составляется баланс доходов и расходов бюджета. Он применяется при разработке планов, программ и прогнозов.

Метод позволяет:

  • увязать финансовые ресурсы органов госвласти с потребностями в них, вытекающими из прогноза социально-экономического развития;
  • увязать расходы бюджетов с их доходами;
  • установить пропорции распределения средств между бюджетами разных уровней;
  • распределить доходы и расходы по кварталам.

В основе метода лежит принцип сбалансированности и пропорциональности. Он предполагает разработку балансов, которые представляют собой систему показателей, где одна часть (характеризующая ресурсы по источникам поступления) равна другой (показывающей распределение по всем направлениям расходования).

Результаты балансовых расчётов служат основой при формировании структурной, финансовой, социальной политики, политики внешнеэкономической деятельности, позволяют выявить диспропорции в текущем периоде, вскрыть неиспользованные резервы и обосновать новые пропорции.

5. Метод бюджетирования, ориентированного на результат

Планирование расходов тесно связано с достигаемыми результатами.

Метод представляет собой механизм планирования бюджетных расходов и подготовки проекта бюджета, при котором:

  • формулируются цели расходования бюджетных средств;
  • определяется система показателей для мониторинга степени достижения поставленных целей;
  • получатели и распорядители бюджетных средств обладают большими свободами в принятии решений по наиболее эффективной структуре расходов;
  • внедряется система мониторинга и оценки эффективности деятельности распорядителей, которая позволяет отслеживать степень выполнения принятых обязательств, за счёт этого распорядители бюджетных средств несут повышенную ответственность за достижение поставленных целей;
  • труд работников бюджетной сферы оплачивается по результатам деятельности и степени личного вклада в достижение результатов.

6. Метод экономического анализа

Метод является одним из основных элементов логики прогнозирования и планирования. Он должен осуществляться на макро-, мезо- и микроуровнях.

Метод предполагает применение системного подхода и комплексного анализа, т.е., необходимо рассматривать как экономику в целом, так и её структурные части: отрасли, сферы, регионы, предприятия.

Экономический процесс нужно разделить на части и выявить взаимосвязь и влияние этих частей друг на друга и на развитие всего процесса, раскрыть его сущность, определить закономерности изменения в плановом периоде и оценить возможные пути достижения поставленных целей.

При проведении экономического анализа можно придерживаться следующего алгоритма:

  • установите проблемы, определите цели и критерии для их оценки;
  • подготовьте информацию для анализа;
  • изучите и проанализируйте данные;
  • разработайте рекомендации о возможных вариантах решения проблемы и достижения целей;
  • оформите результаты анализа.

7. Метод экстраполяции

Метод предполагает внедрение тенденции развития прошлых и текущего этапов в планирование последующих.

Необходимо изучить сложившиеся в настоящем и прошлом устойчивые факторы развития объекта прогноза и перенести их на будущий период.

Экстраполяция может нескольких видов:

  • формальная — базируется на предположении о сохранении в будущем прошлых и настоящих тенденций развития объекта прогноза;
  • прогнозная — фактическое развитие увязывается с гипотезами о динамике исследуемого процесса с учётом изменений влияния различных факторов в перспективе.

8. Программно-целевой метод

Метод, как правило, используют для обеспечения ресурсами государственных целевых программ. Он способствует

соблюдению единого подхода к рациональному использованию денежных средств для решения наиболее значимых задач и служит инструментом стабилизации экономического положения отдельных территорий.

Метод предполагает разработку плана, начиная с оценки конечных потребностей в зависимости от целей развития экономики, и последующий поиск эффективных способов и средств достижения и обеспечения ресурсами.

Необходимо отобрать основные цели развития: экономического, социального и научно-технического. Разработать взаимоувязанные мероприятия по их достижению в планируемые сроки при сбалансированном обеспечении ресурсами и с учётом их эффективного использования.

9. Метод моделирования

Метод предполагает конструирование модели. Объект или процесс предварительно изучаются, выделяются их существенные признаки и характеристики.

В модель закладываются разные условия развития социально-экономических процессов. Если выбранный вариант прогноза ошибочный, метод позволяет быстро исправить допущенные отклонения.

Модели можно классифицировать по нескольким направлениям:

  • в зависимости от уровня управления экономическими и социальными процессами (макроэкономические, межотраслевые, межрайонные, отраслевые, региональные модели и модели микроуровня).
  • по аспектам развития экономики (модели прогнозирования воспроизводства основных фондов, трудовых ресурсов, цен и т.п.).

Есть и другие признаки классификации моделей: факторный, производственный, временной, транспортный.

Бюджетное планирование осуществляется ежегодно на федеральном, региональном и местных уровнях.

Предприниматели понимают, что прогноз бюджета – это необходимая часть бизнеса. Однако у многих предсказания не сбываются, из-за чего прогнозирование становится сложной частью ведения бизнеса. Проблема кроется в неправильном составлении расчетов планов.

Сущность бюджетного планирования и прогнозирования

Прогноз бюджета – это варианты статей доходов и расходов компании в будущем. Они основаны на анализе бюджета в текущем периоде и на факторах, которые могут на него повлиять в будущем. С помощью прогноза можно определить цели компании и мероприятия, которые необходимо провести для их достижения.

Однако при составлении плана мероприятий на долгосрочный период нужно учитывать, что прогнозом должно стать научно обоснованное суждение, а не личные пожелания руководителя предприятия.

С понятием прогнозирования связано планирование бюджета. Это распределение доходов и расходов в будущем. Планирование является более детальной частью прогнозирования. По сути, это тот самый план мероприятий. В нем прописываются источники, откуда компания может получить ресурсы в будущем. А затем они распределяются по целям и задачам компании.

Цель прогнозирования

Бюджетное прогнозирование осуществляется ради того, чтобы укрепить бюджет. Прогноз формируется на основе сложившихся тенденций, внутренних и внешних условий. Руководитель компании видит, как могут в будущем развиваться источники его доходов, на какие бизнес-процессы потребуются дополнительные траты. На основании этого он ищет пути увеличения выручки до того уровня, чтобы покрыть все расходы и не потерять прибыль.

Задачи планирования

После прогноза руководитель приступает к составлению плана. В нем определяются источники доходов, направления расходов, величина дефицита бюджета и объем средств, который придется заимствовать в банках. Важными задачами планирования являются:

  • определение объема выручки, которую в ближайший год может получить компания;
  • определение источников, откуда придут средства;
  • формирование расходов, выбор направлений для вложения;
  • оптимизация затрат, чтобы все вложенные средства приносили максимум выгоды;
  • надзор за деятельностью подразделений.

Контроль и оценка результатов работы

С помощью планирования бюджета можно контролировать сотрудников. Ведь вместе с планом должны быть сформированы и ключевые показатели эффективности. В процессе реализации можно сверять достигнутые результаты и плановые. А затем анализировать факторы, повлиявшие на конечный итог.

Коммуникация между сотрудниками

Когда у предприятия есть план, руководителям подразделений проще поставить личные цели для каждого сотрудника. В результате работники понимают, чего от них ждет руководитель. Чем четче распределены обязанности между отделами, тем проще сотрудникам разных специальностей коммуницировать друг с другом.

Научные основы финансового прогнозирования и планирования

Планирование и прогнозирование проводится на базе конкретных фактов, а не по желанию предпринимателей. Поэтому перед началом составления прогноза необходимо изучить методологию прогнозирования. Это система подходов, принципов, методов, с помощью которых можно разрабатывать прогнозы и обосновывать их реалистичность. Также в методологию входит логика планирования. В ее основе лежит экономическая теория, которая изучает законы и закономерности развития общества. Однако экономическая теория меняется и совершенствуется каждое десятилетие по мере того, как у общества накапливается опыт ведения экономической деятельности в разных условиях. Вслед за развитием теории происходит развитие и методологии.

Предприниматели, которые осуществляют планирование с учетом методологии, быстрее достигают целей и решают задачи, которые стоят перед компанией в текущей экономической ситуации.

Методология прогнозирования

Прогноз является базой, на которой строится последующий план. В основе лежит изучение данных о бюджете на текущий момент. Пока аналитик выясняет закономерности в достижении бюджетных показателей, он может не только выбрать оптимальный сценарий вложения и получения денег. Именно на этапе прогнозирования компания определяет бюджетную политику на ближайшие годы с учетом своих экономических задач. При этом прогнозирование осуществляется регулярно, даже если план бюджета уже составлен. Регулярное непрерывное прогнозирование позволяет вовремя уточнить показатели доходов и расходов, если изменилась рыночная ситуация или появились новые данные (например, новый источник доходов).

Существует три вида прогнозирования:

  • Долгосрочные прогнозы формируются сразу на десятилетний период. Однако составляются они каждые 5 лет, чтобы изменения на рынке можно было своевременно учесть и скорректировать планы. Затем данные долгосрочного прогноза используются при разработке модели экономического развития. Кроме того, долгосрочные прогнозы ложатся в основу среднесрочных.
  • Среднесрочные прогнозы формируются на период от трех до пяти лет. Однако каждый год в них вносятся изменения.
  • Краткосрочные прогнозы составляются на год.

Методология бюджетного планирования

Центральное место в управлении предприятием занимает бюджетное планирование. С его помощью можно связать в единое целое все сферы финансов компании: управление долгом перед кредиторами, инвестиции в другие проекты, закупки, выручку с продаж. В контексте методологии бюджетное планирование представляет собой комплекс процедур формирования бюджета компании.

Бюджетное планирование (БП) – это система, состоящая из двух финансовых планов: годового, который считается краткосрочным, и перспективного, то есть среднесрочного. Разработка годового бюджета происходит за счет дробления среднесрочного плана на составляющие. Каждая составляющая относится к очередному бюджетному году. Важно, чтобы кратко- и среднесрочный планы не противоречили друг другу. Годовой бюджет является лишь более детализированной частью перспективного.

Этапы планирования

БП осуществляется в несколько этапов. Сперва формируются сценарные условия и определяются направления финансовой деятельности. Затем финотдел разрабатывает среднесрочный бюджетный план. Его дробят на несколько краткосрочных. Но в первую очередь составляется годовой план на следующий год. Для этого определяются контрольные цифры – это «скелет», на основе которого будет формироваться проект.

После утверждения финансового плана отдел разрабатывает бюджет, то есть более подробное описание источников поступления денег и их расходов. С учетом утвержденного бюджета предприниматель рассчитывает показатели эффективности, с помощью которых будет контролировать выполнение плана.

Если планирование выполнено правильно, то в результате предприниматель имеет такие документы:

  • описание экономических и рыночных условий, в которых находится предприятие на момент составления плана;
  • перечень направлений финансовой политики компании, например налоговая, долговая, инвестиционная;
  • непосредственно бюджет на год или на несколько лет.

Методы прогноза бюджета

При прогнозировании бюджета применяются разные методы: экспертные оценки, экстраполяция, исторические аналогии.

Метод экспертных оценок

С помощью него можно решить несколько задач. Он определяет варианты развития компании и помогает оценить вероятность наступления каждого из них. Метод похож на «мозговой штурм»: несколько экспертов оценивают ситуацию в компании и в короткие сроки предлагают свои варианты развития событий.

Экспертные оценки – это целый комплекс методов, которые отличаются по наличию обратной связи между руководителем предприятия и экспертами. Если обратная связь есть, то руководитель может акцентировать внимание экспертов именно на тех вариантах, которые подходят для достижения цели компании. Однако прежде чем отбирать среди предложенных вариантов подходящие, нужно дать экспертам свободу действий. Так они смогут озвучить все прогнозы, которые кажутся им вероятными. Если искусственно задавать ограничения, то предприниматель может не увидеть нестандартные способы достижения цели.

Сбор экспертной группы

Прогнозирование бюджета с помощью группы экспертов происходит в несколько этапов. Сперва формируется группа. Рекомендаций по количеству участников нет: руководитель определяет число экспертов эмпирическим путем, ориентируясь на их должности, уровень профессионализма и связь их отрасли работы с целью компании. Важно задействовать специалистов из разных отраслей, чтобы итоговая оценка получилась всесторонней.

На втором этапе составляется проблемная записка. Она включает описание ситуации и метода прогнозирования. Вот что содержит описание:

  • принципы метода;
  • условия, которые обеспечивают мозговой атаке самую высокую эффективность;
  • правила проведения анализа.

Также в записке необходимо изложить ситуацию, анализ опыта других компаний и классификацию вариантов планирования бюджета.

Business people

Генерация идей

В группе экспертов должен быть ведущий, который управляет мозговым штурмом. Он концентрирует внимание экспертов на проблемном вопросе, не позволяет критиковать друг друга. Постепенно его вовлеченность в процесс сходит на нет, и участники высказывают идеи в свободной форме.

Затем информация систематизируется. Составляется номенклатурный перечень идей, они группируются по общим признакам, определяются дублирующие мысли. Оставшиеся прогнозы оцениваются критически. Необходимо предположить, какие препятствия возникнут на пути компании в случае выбора каждого прогноза. Группа экспертов снова обсуждает проблемы и к каждой идее выдвигает критические замечания. Таким образом, обсуждение происходит до тех пор, пока не будет составлен один прогноз – самый благоприятный для предприятия.

Экстраполяция

Метод экстраполяции предполагает оценку прошлых периодов, чтобы выявить тенденции и закономерности. Затем на этой основе моделируется будущий период. Различаются формальная и прогнозная экстраполяции. Вот чем они отличаются:

  • формальная. Она базируется на идее о том, что тенденции и закономерности прошлых периодов сохраняются в будущем без изменений;
  • прогнозная. Фактическое развитие предприятия связывается с гипотезами о динамике бюджета и факторами, которые влияют на доходы и расходы.

Прогнозирование через экстраполяцию – целый комплекс похожих методов. Наибольшее распространение получил метод подбора функции. Он основан на понятии наименьших квадратов. Прогноз сводится к расчетам переменной величины и значений, которые она будет принимать. Однако для этого нужно знать, какое значение принимала величина в прошлые периоды.

При прогнозировании с помощью методов экстраполяции важное значение имеют тренды и тенденции развития. Тренд – это длительная тенденция изменения показателей. Например, на протяжении пяти последних лет рекламные расходы в общем бюджете составляли более 20 %. Значит, выделение такой доли на продвижение продукции является трендом. При планировании и прогнозировании на будущий период необходимо закладывать на рекламу такую же долю.

Тенденция развития – это общее направление и долговременная эволюция. Например, компания существует на рынке 10 лет и за этот период доходы от продаж плавно выросли с 1 млн до 3 млн рублей в месяц. Значит, такой прирост является тенденцией. При экстраполяции нужно учитывать, что в будущем прирост сохранится на том же уровне.

Моделирование

Еще один метод прогнозирования бюджета – моделирование. Он предполагает конструирование модели будущего на основе предварительного изучения бюджета. Для этого выделяются важные характеристики или признаки, которые влияют на то, какая модель получается.

Если прогнозируются экономические процессы, то моделирование осуществляется в несколько этапов. Сначала разрабатывается модель на основе результатов анализа. Затем проводится ее экспериментальный анализ. У специалиста есть результаты прогнозных расчетов. Он сопоставляет их с фактическими данными о текущем бюджете. Если есть значительные расхождения, то модель корректируется.

Методы планирования бюджета

Существует несколько самых распространенных методов планирования бюджета. Традиционным считается нормативное или постатейное бюджетирование. Используя этот метод, следует делать акцент на расходах и использовании средств. Подразделения предприятия составляют перечень статей расходов и детально обосновывают каждую статью. Затем руководитель определяет, какие статьи и какого отдела являются приоритетными. Решение принимается на основе стратегической цели. На выбранные статьи выделяется та сумма, которую запросили отделы. По оставшимся проводится сокращение расходов, и ресурсы распределяются по остаточному принципу.

Нормативный метод чаще всего используется в бюджетных учреждениях. Суммы расходов по статьям определяются на основе норм, которые обозначены законодательными или подзаконными актами. Вот какие это могут быть нормы:

  • расходы на питание или на удовлетворение других социальных потребностей;
  • индивидуальные выплаты – зарплаты, льготы, стипендии;
  • средние статистические расходы за несколько периодов, например, установленные нормы энергоресурсов.

Индексный метод

Этот метод основан на использовании разнообразных индексов. Например, тех, что отражают динамику цен, изменение уровня жизни населения или его доходов. Специфика метода заключается в том, что отдельные величины, которые не сравнимы между собой, приводятся к общему единству. Благодаря этому их можно сопоставить. Например, у компании есть число новых клиентов за текущий период. Чтобы прогнозировать количество новых покупателей в будущем периоде, нужно использовать индексы, обозначающие те факторы, которые влияют на спрос. Возможно, это демографические или экономические причины, климатические условия. Чем больше факторов выявляется на этапе прогнозирования, тем точнее расчеты.

Балансовый метод

Третий метод позволяет связать ресурсы организации с потребностями в них. Необходимость в ресурсах вытекает из прогноза развития компании. Например, запущена реклама, нацеленная на привлечение новых клиентов. Так как в компании прогнозируется повышение заявок, потребуется выделить больше ресурсов на закупку сырья или готовой продукции.

Балансовый метод предполагает разработку системы показателей. В ней есть две части: имеющиеся или планируемые ресурсы, а также распределение их по направлениям деятельности. При правильной разработке системы две части оказываются равны.

Бюджетирование, ориентированное на результат

Это система организации управления компанией, при которой планирование происходит в непосредственной связи с достигаемыми результатами. Такую систему нужно использовать тем фирмам, которые хотят улучшить свои показатели и развиваться. Вот какие особенности есть у метода:

  • для его применения потребуется сформулировать цели. Они должны быть достигнуты в результате использования бюджетных средств;
  • чтобы контролировать процесс достижения цели, необходимы показатели, которые будут отражать ход работы;
  • бюджет распределяется между отделами компании, работа которых влияет на достижение цели. Значит, решения в процессе принимает не руководитель фирмы, а руководители подразделений, так как они более квалифицированы в узкоспециализированных вопросах;
  • оплата труда сотрудников рассчитывается на основе их личных результатов и вклада в достижение цели.

Программно-целевой метод

Программно-ориентированный или целевой метод представляет собой системное планирование. Деньги выделяются из бюджета для реализации конкретных схем. Поэтому перед началом планирования создаются целевые программы, то есть документы, задачей которых является решение вопросов, приоритетных для компании на данный момент. У программно-целевого метода есть несколько преимуществ:

  • если у компании несколько направлений деятельности, то программно-ориентированный метод позволяет поддерживать баланс между ними. Средства вкладываются равномерно во все виды деятельности;
  • деньги расходуются рационально, поскольку в первую очередь направляются на решение приоритетных вопросов.

Однако метод в сравнении с другими является более новым. Он не настолько хорошо проработан как балансовый или нормативный.

Экономический анализ

Метод экономического анализа является основным и самым распространенным методом и планирования, и прогнозирования. В основе лежит анализ с использованием системного подхода. Экономическая деятельность компании расчленяется на составные части: последовательные этапы производства и сбыта, а также разные проекты компании, филиалы, регионы. Затем выявляются связь составных частей и их влияние друг на друга. Зная это, предприниматель может понять, какие есть закономерности в экономической деятельности. На их основе можно прогнозировать положение компании в будущем периоде и решить, как возможно быстрее достигнуть своей цели.

Экономический анализ проводится в несколько этапов. Сперва ставится проблема, потом определяются цели и критерии оценки. Затем собирается вся нужная информация для анализа, которую впоследствии будет изучать аналитик. Он определяет рекомендации, на основе которых можно достичь поставленной цели. Последний этап – оформление итогов анализа.

Заключение

Прогноз бюджета необходимо делать регулярно, чтобы показать, сколько в действительности может потратить компания на исполнение проектов и достижение цели. Зная возможности своего предприятия, руководитель выбирает подходящую стратегию для решения приоритетных задач. Однако прогнозирование и планирование бюджета принесет бизнесу пользу только при условии, что оно выполнено в соответствии с методологией, а результаты прогнозов научно обоснованы. Поэтому предпринимателям и сотрудникам финансового отдела важно знать все методы формирования бюджета.

Автор статьи

Оксана Антипова

Эксперт по предмету «Финансы»

Задать вопрос автору статьи

Понятие бюджетного планирования

Определение 1

Бюджетное планирование – это перераспределение национального дохода между уровнями и звеньями бюджетной системы. Оно осуществляется централизованно, в соответствии с социально-экономическими целями развития страны.

Бюджетное планирование выступает в качестве составной части финансовой политики, способствуя координации работы финансовой системы. В процессе бюджетного планирования национальный доход распределяется между двумя фондами – потребления и накопления.

Бюджетное планирование выполняет ряд важных задач:

  • определение объёма финансовых поступлений в государственный бюджет;
  • распределение мобилизованных средств между звеньями бюджетной системы;
  • нивелирование имеющихся диспропорций между бюджетами различных уровней;
  • обеспечение контроля поступления и расходования финансовых ресурсов.

В процессе бюджетного планирования даётся оценка потенциальных налоговых и неналоговых поступлений на плановый период. На основе данных о вероятных доходах бюджетов проводится оптимизация расходов бюджета, определяется его сбалансированность.

Благодаря бюджетному планированию возможно оценить целесообразность распределения финансовых ресурсов между всеми уровнями бюджетной системы и тем самым реализовать принципы целесообразности и справедливости распределения средств.

Роль бюджетного прогнозирования

Определение 2

Бюджетное прогнозирование – это варианты развития бюджета, основанные на анализе его текущего состояния и факторов, оказывающих на него влияние в перспективе.

Основой бюджетного прогноза является статистически обоснованные закономерности достижения планируемых показателей состояния бюджета, его доходов и расходов. В результате анализа может быть получено несколько альтернатив.

«Бюджетное планирование и прогнозирование» 👇

Роль бюджетного прогнозирования – помощь органам власти в выборе оптимального варианта бюджетной политики на краткосрочную и среднесрочную перспективу. Бюджетный прогноз – основа бюджетного планирования.

В процессе бюджетного прогнозирования может быть применено два подхода:

  • генетический
  • нормативный или целевой.

Различие между подходами заключается в выборе «точки отсчёта». При генетическом подходе – это текущее состояние. Вектор прогнозирования – от настоящего к будущему. При нормативном (целевом) подходе точка отсчёта – желаемой перспективное состояние бюджета. Исходя из будущей цели строится план её достижения.

Бюджетный прогноз строится на основе определённой информационной базы, в которую включены:

  • прогноз состояния экономики и её динамики на определённую временную перспективу;
  • данные о состоянии ВВП, инфляции;
  • основные показатели макроэкономики (состояние рынка труда; производство по основным отраслям; состояние инвестиционного рынка; уровень доходов населения и т.п.);
  • приоритеты и цели экономической и финансовой политики;
  • объем налоговых поступлений;
  • состояние бюджетов всех уровней за несколько прошедших лет.

На основе данных о состоянии экономики и финансовых ресурсов строится аналитический прогнозный (сводный) баланс.

Определение 3

Сводный баланс – это совокупность показателей, отражающая основные данные об источниках доходов бюджета и направлениях их расходования, пропорции поступления и использования финансовых ресурсов государства.

Качество бюджетного прогнозирования, его достоверность зависит от того, насколько верно проведён анализ текущего состояния экономики и определена вероятная динамика развития конъюнктуры рынка.

Некоторые факторы, такие, например, как колебания курса валюты, объёмы импорта и экспорта не могут быть оценены однозначно, так как находятся под влиянием большого числа разнообразных факторов. Для того, чтобы максимально приблизить прогноз к реальности составляется несколько вариантов:

  • оптимальный или режим наибольшего благоприятствования;
  • нейтральный (средний);
  • негативный.

Бюджетный прогноз позволяет оценить фактическое состояние финансовых ресурсов государства и тенденции их изменения в определённой перспективе в зависимости от рыночных факторов и мер государственного регулирования экономики.

Методы бюджетного планирования и прогнозирования

При составлении прогноза и планировании бюджета могут быть применены следующие методы:

  • статистический;
  • математического моделирования;
  • нормативно-целевой;
  • индексный;
  • экспертных оценок;
  • балансовый и другие.

Определение 4

Математическая модель в бюджетном планировании – это описание бюджетных процессов при помощи математических средств, позволяющее исследовать объект и управлять его динамикой.

Метод математического моделирования широко распространён в бюджетном планировании и прогнозировании. Позволяет учесть влияния большого количества разнообразных факторов, что обеспечивает высокую точность прогнозов.

В основе нормативно-целевого метода бюджетного планирования и прогнозирования правила и нормы, установленные уполномоченными финансовыми органами на основе макроэкономических показателей. На основе нормативов определяется требуемый объем доходов бюджета. Основные нормативы:

  • предельная величина государственных заимствований;
  • максимально возможный объем бюджетного дефицита;
  • уровень налогового бремени.

Индексный метод планирования и прогнозирования основывается на применении широкого спектра индексов, отражающих состояние экономики, уровня доходов граждан, инфляционных процессов и т.п.

При недостаточной точности имеющихся данных, динамичности рынка и неопределённости перспектив его дальнейшего развития, могут быть использованы экспертные оценки на основе которых строится бюджетный прогноз.

Бюджетное планирование и прогнозирование предполагает анализ существующего налогового и бюджетного законодательства. На основе бюджетных прогнозов и планов в действующее законодательство могут быть внесены необходимые изменения, которые позволят оптимизировать уровень налогового бремени, повысить эффективность расходов бюджетов всех уровней.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Прогнозный баланс составляется в процессе бюджетирования. Сначала составляем Бюджет движения денежных средств, Бюджет доходов и расходов. Прогнозный баланс составляется по типу бухгалтерского баланса. Активы включают в себя долгосрочные и краткосрочные. Пассивы — собственный капитал, долгосрочные и краткосрочные обязательства.

Шаги по построению прогнозного баланса.

Шаг 1

Определяем остатки на начало периода. Обычно прогнозный баланс составляют в ноябре предыдущего года на следующий. В этот момент еще не наступил конец года, а тем более не составлен бухгалтерский баланс по фактическим данным. Поэтому, сначала нужно составить прогноз баланса на начало. Обычно это 1 января следующего года. Берем данные за предыдущие 10 месяцев года и корректируем их на прогнозные данные по ноябрю-декабрю. Баланс на начало года готов.

Шаг 2

Обороты по счетам.

По каждой статье баланса нужно спрогнозировать увеличение сумм по оборотам и снижение. Например, увеличение по статье “Запасы” произойдет в случае новых поступлений товаров. А уменьшение — при продаже партии товаров, которую мы спишем в себестоимость.

Шаг 3

Расчет остатков на конец следующего года.

Производится следующим образом.

Остатки на начало года + операции, увеличивающие сумму по статье

— операции, уменьшающие сумму по статье = остаток на конец года.

Кроме Бюджетов, в качестве исходных данных для составления

прогнозного баланса будут служить бухгалтерские данные, отчеты по

продажам, по стоимости основных средств, амортизации, складских

остатков товаров, дебиторской и кредиторской задолженности,

действующие договоры и контракты на стадии подписания многие

другие документы.

Анализ прогнозных данных

В процессе бюджетирования мы составляем Бюджеты движения денежных средств, Доходов и расходов и Прогнозный баланс.

На основании этих данных мы можем сделать анализ. Так, по бюджету движения денежных средств, составленному на год вперед, можно понять хватит ли нам денег на этот период, в каком месяце возможен недостаток финансов.

По бюджету доходов и расходов мы можем проанализировать такие показатели как доходность компании, как изменяются промежуточные показатели прибыли, такие как валовая, операционная, чистая. Определяем, что повлияло на эти показатели.

По прогнозному балансу мы можем рассчитать будущую ликвидность и платежеспособность. То есть насколько оборотные активы могут погасить текущие платежи. Расчет финансовой устойчивости дает понять, будет ли фирма стабильной в ближайшее время, насколько велика вероятность ее банкротства.

Рентабельность и оборачиваемость — это показатели эффективности бизнеса. Они рассчитываются на основе баланса и бюджета доходов и расходов. К примеру, рентабельность капитала рассчитывается как отношение чистой прибыли к среднегодовой стоимости активов компании. А оборачиваемость дебиторской задолженности, как отношение выручки к среднегодовой стоимости дебиторской задолженности.

Если по данным бухгалтерской отчетности, мы рассчитываем эти показатели на основе так сказать “посмертного” учета, то анализ прогнозных данных позволяет нам заглянуть в будущее нашего бизнеса и понять, что нас может ожидать в ближайший год. И это же нам поможет скорректировать какие-то бизнес-процессы компании, если мы хотим добиться лучших результатов.

Что делать с данными анализа

Для чего мы составляем бюджеты, делаем прогнозы и анализ? В бизнесе важно отслеживать текущее положение вещей, поиск вариантов решения и улучшения имеющейся ситуации.

На основе анализа фактических и прогнозных данных можно увидеть, что идет не так. И принимать управленческие решения. Эта и есть главная цель всех предыдущих действий. Весь алгоритм шагов в управленческом учете можно расписать так:

Примеры решений, которые можно принимать на основе выводов по результатам анализа:

1. Упала оборачиваемость запасов. Причин тут может быть несколько: плохие продажи, затоваренность складов, логистические схемы неправильно проработаны.

Что делаем? Ищем конкретную причину и решаем как улучшить ситуацию, чтобы в следующем отчетном периоде повысить оборачиваемость. Например, увеличиваем продажи.

2. Ухудшились показатели ликвидности. Имеется недостаток оборотных средств для погашения текущих обязательств. Причины — высокая закредитованность, большая нагрузка по кредиторской задолженности, низкая доля оборотных активов.

Что делаем? Стараемся снизить задолженность перед банками, сделать реструктуризацию долгов, расписываем график погашения кредиторской задолженности.

3. Невысокая финансовая устойчивость. Здесь важным моментом является соотношение между собственными источниками финансирования компании и заемными. По нормативу коэффициента автономии оно должно быть на уровне 0,5. Это означает, что 50% компании должны быть обеспечены собственными средствами, а другие 50% — заемными. А мы получили значение 0,3. То есть 30% — собственный капитал и 70% — заемный капитал.

Что делаем? Стараемся выровнять удельный вес собственного и заемного капитал в структуре пассивов. К примеру заемных средств больше. Величина собственного капитала увеличивается чаще за счет нераспределенной прибыли. То есть стремимся к росту прибыли. И гасим долги постепенно.

Со
сводным финансовым планированием тесно
связано бюджетное
прогнозирование.

Важнейшее
условие успешного ведения хозяйства —
постоянное совершенствование методов
его управления. Управлять — значит
предвидеть. В связи с этим возрастает
роль перспективного планирования, а
значит и научного прогнозирования.
Прогнозирование параметров натуральных
показателей должно сопровождаться
прогнозом финансовых ресурсов, так как
невозможно качественное прогнозирование
развития хозяйства без учета перспективы
роста этих ресурсов.

В
отличие от сводного финансового
планирования осуществляемого, как
правило, на более длительный период,
бюджетное прогнозирование является
адресным и рассчитано на бюджетный
период, т. е. не более чем на год. Но так
как основная подавляющая часть показателей
сводного финансового баланса включает
ряд бюджетных показателей, то при
составлении перспективного сводного
финансового баланса необходимо проводить
прогнозные расчеты основных бюджетных
показателей.

Под
прогнозом развития бюджета подразумевается
комплекс вероятностных оценок возможных
путей развития его доходной и расходной
частей.

Цель
бюджетного прогнозирования

— на основе сложившихся тенденций,
конкретных социально-экономических
условий и перспективных оценок разработать
и обосновать оптимальные пути развития
бюджета и на этой основе дать предложения
по его укреплению.

Своевременный
учет результатов такого прогнозирования
является важным условием для принятия
наиболее эффективных мер в финансовой
политике государства, региона.

Расчет
прогнозируемых бюджетных показателей
основан на иных методологических
подходах, нежели расчеты показателей
годового бюджета. Если показатели
годовых и квартальных бюджетов
определяются на базе прямых расчетов
экономических и финансовых параметров,
то при определении прогнозных бюджетных
показателей, как правило, такой возможности
нет из-за отсутствия необходимых
статистических и отчетных данных.

Финансово-бюджетное
прогнозирование является сравнительно
молодой отраслью финансовой науки. Ее
развитие было связано с необходимостью
составления сводных финансовых балансов
на перспективу.

Существенный вклад в разработку методов
перспективных финансовых расчетов
внесли
А.
М. Волков, В.А. Галанов, Л.П. Евстигнеева,
B.C.

Павлов,
Г.Б. Поляк, Г.Я. Шахова.

Бюджетное
прогнозирование и в первую очередь
прогнозирование территориальных
бюджетов связано с распространением в
70-е годы практики разработки перспективных
комплексных планов экономического и
социального развития территорий, в
которых необходимо было производить
прогнозные расчеты бюджетных показателей
как основы планирования финансового
обеспечения мероприятий, предусмотренных
этими планами.

Методология
прогнозирования территориальных
бюджетов впервые в нашей стране была
разработана и апробирована в 1976 г.
Г.Б.
Поляком
в
ходе подготовки и реализации комплексных
планов экономического и социального
развития административно- территориальных
единиц. Проблемы территориального
бюджетного прогнозирования отражены
также в работах
С.
К. Битокова, Н.М.Дементьевой, Т.Т. Тулебаева.

При
разработке
прогноза развития бюджета
могут
быть использованы различные методы.

1)
Метод экстраполяции, т. е. составление
перспективы исходя из практики

предшествующих
периодов. Однако этот метод пригоден
для прогнозирования лишь некоторых
статей расходов и доходов бюджета,
имеющих более или менее стабильный
характер.

2)
Метод экспертных оценок, т. е. прогноз,
строящийся на базе оценок, сделанных и
обоснованных компетентными специалистами
в отдельных отраслях науки и народного
хозяйства, также не лишен недостатков,
поскольку имеет элемент субъективизма.

3)
Применение этих двух методов одновременно;
при этом используются как

объективные
тенденции развития, так и мнения
экспертов.

Одним
из способов экстраполяции основных
финансовых закономерностей могут быть
линии регрессии, надежность которых
повышается при построении многошаговых
корреляционных моделей, ставящих
прогнозируемые бюджетные показатели
в зависимость от нескольких переменных.
Поэтому работу над бюджетным прогнозом
следует начать с выявления и изучения
факторов (переменных величин), влияющих
на формирование бюджета. К таким факторам
следует отнести развитие производительных
сил страны и наличие общегосударственных
финансовых ресурсов, демографические
изменения, развитие отраслей хозяйства
и др.

Для
расчетов основных показателей федерального
бюджета на перспективу могут быть
использованы корреляционные связи
между объемом доходов федерального
бюджета и двумя переменными: произведенным
национальным доходом и валовой продукцией
промышленности и сельского хозяйства,
а также связь между этими показателями
и налогом на прибыль. Коэффициенты
корреляции показывают большую тесноту
в изучаемых связях, и это понятно: доходы
бюджета формируются прежде всего за
счет национального дохода, а связь между
налогом на прибыль и самой прибылью
очевидна.

При
прогнозировании объема ресурсов бюджета
на перспективу следует использовать
глубокий экономический и cmamucmuческий
анализ сложившихся тенденций, позволяющий
в среднем с определенной степенью
вероятности нивелировать влияние
множества факторов, выявить наиболее
общее в совокупности тенденций.
Качественный анализ показал, что
статистические модели, с помощью которых
определяются ресурсы федерального
бюджета, дали хорошо согласовывающиеся
данные, касающиеся его объема на ближайшую
перспективу.

Уравнения
регрессии с указанными выше двумя
переменными величинами имеют линейный
вид:

у
= a0 + а1 x

где
у — объем ресурсов федерального бюджета;

х
— 1) произведенная в отраслях народного
хозяйства продукция, 2) произведенный

национальный
доход;

a0,
a1 — коэффициенты линии регрессии,
определяющие ее конкретный вид на основе
исходных данных.

При
разработке этих моделей самостоятельную
проблему представляет нахождение
значений независимых переменных
(национальный доход и произведенная
продукция) в прогнозируемом периоде.
Для их определения используются
прогнозные расчеты указанных общих
экономических показателей. Экономический
анализ дополняется изучением темпов
развития исследуемых показателей, их
взаимными соотношениями, расчетами
среднегодовых темпов исследуемых
явлений по годам, сопоставлением их
развития с темпами других экономических
величин (производственными основными
фондами, численностью населения и др.).
Такой анализ необходим потому, что
федеральный бюджет связан с реальными
экономическими ситуациями и поэтому
быстро реагирует на изменения в любой
отрасли народного хозяйства, связан с
политикой в области социальной защиты
населения, изменениями в порядке
финансирования основных затрат
государства и т.д.

Прогнозирование
развития территориальных бюджетов
основывается
на других показателях. Так как рост
населения и изменения его структуры
оказывают непосредственное влияние на
развитие всех отраслей местного
хозяйства, а следовательно, на развитие
территориальных бюджетов, большое
внимание в прогнозировании уделяется
анализу перспектив демографических
изменений.

Демографическое
прогнозирование позволяет определять
направления использования средств, т.
е. выявлять приоритеты в финансировании
отраслей местного хозяйства.

1)
Функциональная зависимость объема
территориальных бюджетов от роста

численности
населения описывается уравнениями:

у
= a0 + а1 x ; у = aх3,

где
у — объем территориальных бюджетов;

х
— численность населения
административно-территориальной
единицы.

В
первом случае использована линейная
модель, во втором — параболическая.

Коэффициенты
корреляции этих уравнений показали
большую тесноту в изучаемых связях.

И
это вполне понятно, так как размеры
расходов территориальных бюджетов
зависят в первую очередь от численности
населения, для которого эти расходы
предназначены.

С
помощью этих экономико-математических
моделей можно рассчитывать не только
размеры общих расходов территориальных
бюджетов, но и расходов на народное
хозяйство, социально-культурные
мероприятия.

2)
Можно также спрогнозировать величину
расходов на просвещение и

здравоохранение.
Для этих целей используется многофакторная
линейная модель:

у
= ах1 + ах2,

где
у — расходы на социально-культурные
мероприятия;

x1
— расходы на просвещение;

х2
— расходы на здравоохранение.

Подобная
модель может быть применена при расчете
прогнозных показателей расходов на
содержание общеобразовательных школ,
больниц и др.

В
перспективе экономико-математический
метод в сочетании с долгосрочными
государственными минимальными социальными
стандартами и нормами может найти
широкое применение в бюджетном
прогнозировании, обеспечив ему более
объективную, научно разработанную
основу.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Как найти формат в компасе
  • Как найти определение термина
  • Как найти в одноклассниках кого я поздравил
  • Как найти последнюю цифру трехзначного числа
  • Как найти площадь ломаной фигуры по клеточкам

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии