Как составить картинный план произведения

План того или иного произведения в школе составляют, как правило, для перессказа его содержания кратко своими словами. План обычно состоит из пунктов, каждый из которых представляет собой краткое описание действий и событий в той последовательности, в которой они описаны автором произведения.

По сути произведение разбивается на значимые части, каждая из которых получает свое название.

Картинный план — это практически то же самое, но вместо слов для описания частей используются картинки/ рисунки.

Смысл картинного плана тот же. Произведение условно делится на части. К каждой части нужно нарисовать иллюстрацию, отражающую содержание этой части.

Для того, чтобы правильно составить картинный план, нужно правильно разделить произведение на части и уловить главное в каждой из них. А потом, конечно, суметь передать эту мысль в своем рисунке.

Что такое картинный план произведения — это последовательно выстроенные иллюстрации (картинки) к каждой части текста. Для чего он нужен и как его составить?

Что это такое

В картинном плане пункты обозначены не словами (или не только словами), но и графическими образами.

Картинный план: что это такое и как его составить

Самые древние планы в картинках рисовали первобытные люди на стенах пещер, когда последовательно изображали процесс охоты: человечек берет лук или копье — человечек бежит за зверем — стрела или копье торчит из убитого зверя. Такая схема выполняет главную функцию — отражает последовательность ключевых эпизодов, их логику через эмоциональное, образное восприятие.

Это не просто набор иллюстраций; например, что такое картинный план к рассказу — это разбивка текста на смысловые части, каждая из которых выражается через образ-картинку.

Такой способ составления подходит для дошкольников и ребят из младших классов, которые легче оперируют конкретными зрительными образами, чем абстрактными конструкциями. И это полноценная аналитика, так как требует сознательного понимания текста, деления его на отрывки, поиска взаимосвязей между его частями, развивает мышление и речь детей.

Эта методика прекрасно зарекомендовала себя в работе с детьми с нарушенной речью. Зрительные образы такие малыши воспринимают легче слов и шаг за шагом, от картинки к картинке восстанавливая ход событий в тексте, учатся связной монологической речи.

Для школьников среднего и старшего возраста такая методика используется редко, но тоже полезна для поддержания способности к открытому эмоциональному восприятию.

Как составляется

Основных видов работы с картинными планами несколько:

  • с готовыми, напечатанными в книге, в методических пособиях и т. д.: в этом случае задание — рассказать по картинкам или разложить перепутанные иллюстрации по порядку и т. д.;
  • прочитать или прослушать текст и «нарисовать» по нему план;
  • комбинация двух предыдущих: прочитать или прослушать текст, рассмотреть картинки и решить, все ли эпизоды повествования отражены в иллюстрациях. Если нет, то каких не хватает, дорисовать недостающие самому или дополнить готовыми.

Если у вас домашнее задание из пункта 2, как составить картинный план к сказке или рассказу:

  1. Прочитать произведение, определить его основную тему.
  2. Разделить текст на основные смысловые части и сформулировать содержание каждой их них.
  3. Нарисовать картинки к каждой части текста.
  4. Прочитать весь текст еще раз, соотнося с планом.
  5. Попробовать по картинкам пересказать текст.

Какие требования предъявляются

Общие требования к картинному плану те же, что и к другим:

  • Структурированность. Количество изображений равно количеству эпизодов — смысловых частей текста, без пропусков и повторов.
  • Последовательность. Выстроенные в ряд изображения имеют ту же логику и последовательность, что и в тексте, отражают его основные элементы, части от начала до конца.
  • Единообразие. Картинки не обязательно делать под копирку, но соответствовать по общему начертанию и размерам (если один эпизод изображен намного больше другого, то он более важный?).
  • Информативность. Как в обычном плане, в заголовках и подзаголовках необходима законченная по форме и ясная по содержанию мысль для опоры в правильном пересказе текста, в картинном плане необходимо изобразить содержание эпизода. Здесь принципиальна не красота рисунка (пусть он получится схематичным), а выразительность и понятность происходящего.

Вот, например, что такое картинный план к сказке А.С.Пушкина «О мертвой царевне и о семи богатырях»—- это не последовательные «портреты» царя, мачехи, царевны, королевича и богатырей, а ключевые «кадры» повествования:

  1. Царь с маленькой дочкой на руках, а поодаль мачеха.
  2. Мачеха с зеркальцем в руках отдает приказ стоящей на коленях чернавке.
  3. Царевна выходит из леса к терему богатырей.
  4. Богатыри и царевна.
  5. Старушка дает царевне яблоко.
  6. Богатыри стоят возле мертвой царевны.
  7. Елисей расспрашивает про царевну у солнца, месяца, ветра.
  8. Королевич Елисей нашел царевну.

Подобная методика используется не только для разбора и пересказа литературных произведений, но и в других учебных предметах: опорные схемы посадки растений, рассказа о явлениях природы и т. д.

Пример составления

Картинные планы составляют как к целому произведению, так и к отдельным темам.

Пример готового картинного плана — рассказ, как меняется море в «Сказке о рыбаке и рыбке» Пушкина:

  1. Начало. «Пришел невод с одною рыбкой…» — картинка со стариком и пойманной рыбкой на берегу спокойного моря.
  2. «Видит — море слегка разыгралось…» — картинка, где старик у моря с волнами и маленькими облачками.
  3. «Помутилося синее море…» — волны и облака.
  4. «Неспокойно синее море…» — темные тучи на небе, высокие волны.
  5. «Почернело синее море…» — темное небо, темное море с высокими волнами.
  6. «…на море черная буря…» — черные волны, ветер, шторм.

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • К.И.Чуковский «Федорино горе»
Учитель начальных классов
Евтюхова Л.А.Методика...

    1 слайд

    К.И.Чуковский «Федорино горе»
    Учитель начальных классов
    Евтюхова Л.А.
    Методика работы с картинным планом

  • ОпределениеКартинный план- это разбивка текста на смысловые части, каждая из...

    2 слайд

    Определение
    Картинный план- это разбивка текста на смысловые части, каждая из которых выражается через образную картинку.
    Такой способ подходит для детей, которые оперируют зрительными образами.
    Положительные характеристики такого способа в том, что правильно развивается речь: последовательно и осознанно.

  • Методика работы с картинным планомРасскажи по  иллюстрациям

    3 слайд

    Методика работы с картинным планом
    Расскажи по иллюстрациям

  • Методика работы с картинным планом2 Разложи перепутанные иллюстрации
по поряд...

    4 слайд

    Методика работы с картинным планом
    2 Разложи перепутанные иллюстрации
    по порядку.
    3. Соедини иллюстрацию и название части

  • Методика работы с картинным планом4. Нарисуй картинный план по 
названиям час...

    5 слайд

    Методика работы с картинным планом
    4. Нарисуй картинный план по
    названиям частей.
    5 Нарисуй картинный план и озаглавь
    Каждую выделенную часть

  • Методика работы с картинным планом6. Угадай все ли  иллюстрации 
из сказки «Ф...

    6 слайд

    Методика работы с картинным планом
    6. Угадай все ли иллюстрации
    из сказки «Федорино горе?»

  • Методика работы с картинным планом7. Раскрась и подпиши  иллюстрации

    7 слайд

    Методика работы с картинным планом
    7. Раскрась и подпиши иллюстрации

  • Методика работы с картинным планом8. Рассмотри и реши- все ли 
Эпизоды отобра...

    8 слайд

    Методика работы с картинным планом
    8. Рассмотри и реши- все ли
    Эпизоды отображены в иллюстрациях
    Если нет, то каких не хватает?
    Дополни словесным рисованием.

  • Методика работы с картинным планомКак составить картинный план?
1. Прочитай п...

    9 слайд

    Методика работы с картинным планом
    Как составить картинный план?
    1. Прочитай произведение, выдели основную мысль.
    2. Раздели текст на основные смысловые части. Озаглавь.
    3. Нарисуй картинки к каждой части.
    4. Соотнеси текст и картинный план.
    5. Расскажи текст по картинкам
    (1-3 предложения по каждой)

  • Методика работы с картинным планомТребования к картинному плану?
1. Структури...

    10 слайд

    Методика работы с картинным планом
    Требования к картинному плану?
    1. Структурированность
    2. Последовательность
    3. Единообразие
    4. Информативность

Все категории

  • Фотография и видеосъемка
  • Знания
  • Другое
  • Гороскопы, магия, гадания
  • Общество и политика
  • Образование
  • Путешествия и туризм
  • Искусство и культура
  • Города и страны
  • Строительство и ремонт
  • Работа и карьера
  • Спорт
  • Стиль и красота
  • Юридическая консультация
  • Компьютеры и интернет
  • Товары и услуги
  • Темы для взрослых
  • Семья и дом
  • Животные и растения
  • Еда и кулинария
  • Здоровье и медицина
  • Авто и мото
  • Бизнес и финансы
  • Философия, непознанное
  • Досуг и развлечения
  • Знакомства, любовь, отношения
  • Наука и техника


0

Что такое картинный план? Как составить картинный план произведения?

Как правильно составить картинный план?

Как составить картинный план к сказке?

Как составить картинный план рассказа, стихотворения?

Картинный план — это что такое?

Как составлять картинные планы правильно?

Читайте также

План пересказа для рассказа Куприна «Бедный принц» можно составить так:

  1. Даня сидит в комнате и слушает как наряжают елку.
  2. Даня не понимает, что интересного в елке и мечтает стать авиатором.
  3. Даня смотрит в окно и видит соседских ребят из бедного дома.
  4. Он мечтает оказаться вместе с ребятами и тоже ходить с летающей звездой и петь песни.
  5. Даня крадется из дома и бежит к ребятам
  6. Ребята не хотят принимать Даню, так как узнают, что он сын городского головы.
  7. Даня обещает дать 50 копеек и его срауз берут в компанию
  8. Даня веселится с ребятами и убегает от городового.
  9. Даню находят и приводят домой.
  10. Отец говорит, что Дане было полезно побегать, но женщины накидываются на него.

» Война и мир». Причем читала я только — мир, как и все девчонки в классе. А мальчишки читали только про войну. Поэтому наша умная учительница вызывала нас отвечать парами. Мы так спорили, что интересней- война или мир. Теперь- то , я думаю, даже наши мальчики согласились бы- что мир всегда интересней. А вообще, все, что надо было читать в школе, читать мне не хотелось, как и многим. Достоевского прочитала уже лет в 30. А Тургенева все произведения прочитала после рождения второго ребенка- оторваться не могла.

Сказ «Чугунная бабушка» повествует о каслинском литье, которое славится во всем мире. Изначально модели для отливки делали французские и немецкие художники, каслинским мастерам это не нравилось. Однажды формовщик Василий Тороков решил сам сделать фигурку, которая я была ближе к обыденной жизни. Так появилась чугунная бабушка — портрет простой старушки с веретеном. Фигурка понравилась начальству, наладился массовый выпуск, другие мастера завода тоже стали лепить фигурки. Однако потом Василия Торокова решили выгнать с завода, а его чугунную бабушку снять с производства. Дело в том, что хозяином завода тогда был немец, которого вырастила тетка Каролина. Каролине не понравилась идея изображать в литье сцены из обычной жизни. Однако немного позже производство возобновилось, т.к. выручки завода упали. В конце произведения рассказчик делает вывод о долговечности результатов человеческого труда.

План пересказа:

  1. Каслинское литье, его сравнение с литьем других заводов.
  2. Традиционные формы для литья, сдалнные иностранными мастерами.
  3. Василий Тороков решает сделать свою фигурку.
  4. Налаживается производство фигурок, изображающих простую жизнь.
  5. Запрет. Объяснение запрета недовольством тетки хозяина Меллера Каролины.
  6. Убытки.
  7. Возобновление производства.
  8. Вывод о долговечности результатов человеческого труда.

А вот, собственно, как выглядит чугунная бабушка:

«Как рубашка в поле выросла» К.Ушинский. Стиль текста сказки «Как рубашка в поле выросла» художественный, главный образ культурное растение лен. В сказке рассазывается, как растение помогает человеку.

Сказка «Как рубашка в поле выросла» учит бережно относиться к вещам, учит уважать чужой труд и не рвать растения просто так, знакомит с технологией изготовления льняного полотна.

Пословица к рассказе «Как рубашке в поле выросла» звучит так

Кто посеет лен, пожнет золото.

Но чтобы получить золото, нужно трудиться и ценить чужой труд. Пока лен рос и сшили рубашки прошло несколько месяцев. А сорвав один цветочек, могло бы не хватить льна на рубашку.

Мне не читали сказки на ночь. Днем тоже не читали. Я их сам читал лет с четырех.

Несколько раз, когда сильно болел, мама по памяти декламировала «Песнь о вещем Олеге». Я обливался слезами в финале, было жалко лошадь и ее князя. Но спал хорошо (после слез сладкий сон).

К пяти годам я знал Песнь наизусть.

в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Для составления описательных рассказов мы используем опорные схемы. Это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.

Схемы-модели рассматриваются как основа для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, диких и домашних животных и птицах, временах года, профессиях. Составные части схем отражают основные свойства объектов (цвет, форма, величина, материал, действия с объектами, части объекта).

Сложность обучения описанию обусловлена тем, что для создания и понимания такого функционального типа речи не достаточно накопленного жизненного опыта, а необходима активная интеллектуальная работа самого ребенка по выделению признаков и свойств предмета или явления.

Прежде чем описывать предмет, ребенок должен научиться выделять наиболее существенные черты предмета, подбирать точные слова, выражать свое отношение к описываемому предмету и грамматически правильно оформлять фразу. Наглядное моделирование стимулирует развитие исследовательских способностей детей, привлекает их внимание к признакам предмета, помогает определять способы сенсорного обследования предмета и закреплять результаты обследования в наглядном виде. ( Схемы- модели)

Рассмотрим использование наглядного моделирования, представленного в виде картинного плана высказывания, в формировании различных видов речевой деятельности.

Картинный план со стимулирующими вопросами мы используем для составления рассказа. А также для пересказа. Пересказ — более легкий вид монологической речи, т.к. он придерживается авторской позиции произведения, в нем используется готовый авторский сюжет и готовые речевые формы и приемы. Это в какой-то мере отраженная речь с известной долей самостоятельности. (Картинный план со стимулирующими вопросами).

Картинно-графический план выступает здесь как средство мнемотехники (мнемотехника, или мнемоника — система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования допсотшгсельных-атхгоцишщй);

С помощью картинно-графического плана, представленного как в виде пиктограмм, так и в виде предметных картинок дети пересказывают тексты, учат загадки и т.д.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. (Мнемотаблицы) Составление рассказа по сюжетной картине.    

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Как найти сайт поэтов
  • Как мне найти игру карты
  • Internet неопознанная сеть как исправить
  • Опущение овала лица как исправить
  • Как правильно составить соглашение на алименты

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии