Практическая работа 14: Построение картограммы «Урбанизированность стран мира»
(10 класс, географический профиль)
Цель: закрепить знания о системе расселения населения и процессе урбанизации в современном мире; развивать картографические умения, самостоятельность.
Оборудование: политическая карта мира, географический атлас, контурные карты, приложения учебника № 9-11, таблица «Уровень урбанизации регионов мира», материалы блога «Школьная география».
ХОД РАБОТЫ
1. Используя данные приложения учебника № 9, построить столбчатые диаграммы динамики урбанизации с 1950 по 2005 гг. в регионах мира (в млн чел), сделать выводы о причинах процесса.
2. Используя данные таблицы, сравнить средний уровень урбанизации регионов мира, построить картограмму (в %)
Уровень урбанизации регионов мира
3. На контурной карте мира обозначьте регионы с разным уровнем урбанизации:
— желтым цветом – ниже 40%;
— оранжевым – 40-50%;
— розовым – 51-60%;
— красным – 61-70%;
— бардовым – 71-80%;
— фиолетовым – более 80%.
4*. Используя данные приложений учебника № 10-11, обозначить на контурной карте наибольшие в мире агломерации и мегаполисы.
Сделать вывод к работе.
На чтение 12 мин. Опубликовано 14.03.2023
Содержание
- Конспект урока Экология, 11 класс Урок 7. «Урбанизация. Демографические проблемы России и устойчивое развитие»
- Коммуникативный педагогический тренинг: способы взаимодействия с разными категориями учащихся
- Урбанизация в России
- Что это такое
- Текущее состояние
- Развитие
- По годам
- По городам и регионам
- Сравнение с другими странами
- Проблемы
Конспект урока Экология, 11 класс Урок 7. «Урбанизация. Демографические проблемы России и устойчивое развитие»
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
Коммуникативный педагогический тренинг: способы взаимодействия с разными категориями учащихся
Сертификат и скидка на обучение каждому участнику
Урок 7. «Урбанизация. Демографические проблемы России и устойчивое развитие»
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
- о понятиях «город» и «урбанизация»;
- каковы особенности функционирования урбоэкосистемы;
- какие существуют экологические проблемы на территории крупных городов и каковы их основные причины.
- давать определение понятию «урбанизация» и описывать ее мировые тенденции;
- различать естественные экосистемы и урбосистемы;
- описывать ресурсный цикл города.
- приводить примеры и характеризовать урбоэкологические проблемы;
- выявлять специфику экологических проблем мегаполисов России;
- анализировать особенности демографических проблем в России и их влияние на экологическую обстановку;
- предлагать способы их решения на основе имеющегося жизненного опыта, информационных источников;
- анализировать и представлять взаимосвязь между региональными и глобальными демографическими проблемами как противоречия на пути к устойчивому развитию.
Урбанизация (от лат. urbanus — городской) – процесс роста городского населения, увеличения числа городов и их укрупнения, возникновения сетей и систем городов, а также повышения роли городов в современном мире.
Урбосистема – неустойчивая природно-антропогенная система, состоящая из архитектурно-строительных объектов и нарушенных естественных экосистем.
Демография – наука о закономерностях воспроизводства населения, о зависимости его характера от социально-экономических, природных условий и миграций, изучающая численность, территориальное размещение и состав населения, а также их изменения, причины и следствия.
Город – это крупный населённый пункт, жители которого заняты не сельским хозяйством.
Основная и дополнительная литература (точные библиографические данные с указанием страниц):
- Экология. 10–11 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций: базовый уровень / М. В. Аргунова, Д. В. Моргун, Т. А. Плюснина. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2018. – 143 с.
- Экология. 10–11 классы: учебник для общеобразоват. организаций: базовый уровень / Н. М., Чернова, В. М. Галушин, В. М.: Константинов; под род. Н. М. Черновой. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2018. – 302 с.
- Ларина О.В. Удивительная экология / О. В. Ларина. – Москва: ЭНАС-КНИГА, 2014. – 256 с. – (О чём умолчали учебники).
- Экологический словарь в 2-х томах / Данилов-Данильян В. И. – М.: Энциклопедия, 2018.
- Федеральная служба государственной статистики РФ. Сайт: http://www.gks.ru/
- Организация объединённых наций. Сайт: http://www.un.org/ru/index.html.
Теоретический материал для самостоятельного изучения:
Все люди на Земле образуют популяцию – человечество. Как и любая друга популяция животных стремится к росту. На протяжении практически всей истории человеческого общества рост населения земли был медленным. Однако, в последние 200 лет численность людей на Земле начала возрастать со значительным ускорением. Это явление было названо демографическим взрывом. в середине 2018 года составляло 7,6 млрд. человек. Основной прирост в население нашей планеты приходится на развивающиеся страны.
Изучением закономерностей воспроизводства населения, зависимости его характера от социально-экономических, природных условий и миграций, численности, территориального размещения и состава населения, а также их изменения, причины и следствия занимается наука демография.
Несмотря на общее увеличение численности населения в мире на протяжении последних двух десятилетий в России наблюдалась депопуляция населения (смертность превышает рождаемость), для исправления ситуации государство проводит активную демографическую политику по повышению рождаемости и снижения смертности, а также увеличения средней продолжительности жизни.
Рост в городах промышленности, развитие их культурных и политических функций, углубление территориального разделения труда всё это способствует переселению людей из сельской местности в город. Процесс роста городского населения, увеличения числа городов и их укрупнения, возникновения сетей и систем городов, а также повышения роли городов в современном мире называется урбанизацией.
Город – это крупный населённый пункт, жители которого заняты не сельским хозяйством. Населённый пункт в России может приобрести статус города, если в нём проживает не менее 12 тыс. жителей и не менее 85 % населения занято не сельским хозяйством.
Городская среда существенно отличается от природной. Она преобразуется в соответствии с потребностями человека. Урбосистема представляет собой неустойчивую природно-антропогенную систему, состоящую из архитектурно-строительных объектов и нарушенных естественных экосистем.
Человек должен регулировать как потребление городом энергии и ресурсов, так и количество загрязняющих веществ, поступающих в атмосферу, воду и почву в результате деятельности промышленности и транспорта. Для создания благоприятной окружающей среды в городах необходимо проведения различных природоохранных мероприятий.
Самый крупный город России – Москва
Площадь города составляет 2 561 км2. Это немногим меньше, чем территория целого европейского государства Люксембург.
Москва занимает лидирующую позицию среди крупных городов Российской Федерации по численности населения, а также возглавляет список городов-миллионников. Численность постоянного населения на 01.01.2018 составила 12 500,1 тыс. человек и увеличилась в 2017 году более чем на 170 тыс. человек. В 2017 году наблюдалось снижение естественного прироста населения: по состоянию на 01.12.2017 прирост населения составил 14 923 человек, что на 6 563 человек меньше, чем в 2016 году.
В последнее время в связи с дефицитом свободных площадей на территории Москвы и увеличением численности населения идет активное освоение подземного пространства. Ежегодно открываются новые станции метро, прокладываются подземные тоннели, строятся подземные паркинги, прокладываются сотни километров подземных инженерных коммуникаций, в том числе кабельные линии.
Метрополитен играет огромное значение в жизни города, поскольку разгружает наземное пространство. Сегодня протяженность линий Московского метрополитена составляет 348,6 км.
Москва — один из крупнейших европейских городов — исторически является транспортным узлом страны и точкой схода множества дорог и автомагистралей. По состоянию на 2017 год автомобильный парк города Москвы насчитывал порядка 4 641 тыс. ед., из которых 90,4 % легковые, 8,5 % грузовые, 1,1 % автобусы. Сумма выбросов загрязняющих веществ от автомобильного транспорта в г Москве в 2017 году составила порядка 845 тыс. тонн.
Рост потребления ведет к увеличению удельного количества образования отходов. В Москве данный показатель составляет около 300 кг/год на душу населения.
В 2017 году около 4,5 млн тонн твердых коммунальных отходов (в том числе крупногабаритные отходы – 1,2 млн тонн) образовано в жилом секторе города, преобладающим видом обращения с твердыми коммунальными отходами, образующимися от населения, сохранялось их размещение на полигоне ТБО.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля (не менее 2 заданий):
1. Текст задания: Заполните пропуски в тексте.
Город является ________________, так как обменивается с ____________ веществом и _________ и состоит из множества взаимосвязанных компонентов. Урбосистема представляет собой ______________ природно-антропогенную систему, состоящую из архитектурно-строительных объектов и нарушенных _________________________. Город как урбосистема коренным образом отличается от естественных экосистем. Хрупкость экологического баланса городской среды проявляется в ___________ фундаментальных законов и правил ____________, включая нарушение биологического круговорота веществ в результате антропогенного воздействия.
Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):
Город является открытой системой, так как обменивается с окружающей средой веществом и энергией и состоит из множества взаимосвязанных компонентов. Урбосистема представляет собой неустойчивую природно-антропогенную систему, состоящую из архитектурно-строительных объектов и нарушенных естественных экосистем. Город как урбосистема коренным образом отличается от естественных экосистем. Хрупкость экологического баланса городской среды проявляется в нарушении фундаментальных законов и правил экологии, включая нарушение биологического круговорота веществ в результате антропогенного воздействия.
2. Текст задания: Найдите и выделите цветом по вертикали и горизонтали слова.
1. Крупный населённый пункт, жители которого заняты не сельским хозяйством.
2. Город как система, состоит из множества взаимосвязанных компонентов и находится в постоянном взаимодействии с окружающей средой, поэтому город это … система.
3. Остатки производства и потребления, являющиеся одной из основных экологических проблем городов во всём мире.
4. Наибольший вклад в процесс урбанизации вносят … страны.
Тип вариантов ответов: (Текстовые, Графические, Комбинированные).
Источник
Урбанизация в России
Ситуация и проблемы урбанизации в России выглядят достаточно интересно и разнообразно. В период после ВОВ толчком к урбанизации стала переброска многих промышленных предприятий за Урал. Но потом, в период после развала СССР, стала наблюдаться дезурбанизация. Люди, из-за тяжелой экономической ситуации, старались максимально переехать на дачные участки.
В дальнейшем, после определенной нормализации ситуации в современной России, стала наблюдаться гипертрофия столичного Московского региона. Его рост все время набирает обороты, особенно если сравнивать ситуацию с ситуацией на других территориях страны. О том, какой уровень и темпы набирает этот процесс в РФ и как это коррелирует по сравнению с показателями в других странах, попробуем детально разобраться в данной статье.
Что это такое
Урбанизация – это усиление позиции городских населенных пунктов со всех сторон, начиная от численности, заканчивая культурой и развитием общества. Этому процессу подвержены большинство государств мира. Связано это с непрерывным технологическим ростом, а также со стремлением молодежи покинуть депрессивные регионы.
Текущее состояние
Рассматривая уровень урбанизации России, необходимо отметить, что за последние 10 лет эти показатели колеблются около отметки 70%. Именно такое количество жителей зарегистрировано в городах разной численности и ПГТ (поселках городского типа).
Но, одного этого числа будет недостаточно. Ведь есть определенные характеристики особенностей миграционного движения населения России. Мало того, что плотность в Центральном районе гораздо выше, чем в Северных регионах. Cамый высокий и самый низкий уровень урбанизации распределен также с учетом регионального фактора по России. Обусловлено это несколькими моментами и особенностями:
- Сложными климатическими условиями в некоторых регионах страны.
- Неравномерностью инфраструктуры и других различных благ.
- Культурными особенностями.
Развитие
Как видно из статистических данных, наибольшая концентрация населения в городах наблюдается на европейском юге и севере России, А также в Западном экономическом районе. Именно здесь уровни этого показателя наиболее высоки.
Минимальная численность городского населения наблюдается в Крыму и республиках Кавказа. Связано это в первую очередь с определенными культурными особенностями.
По годам
Анализируя данные Росстата, в Российской Федерации уровень урбанизации начиная с 2013 года выглядит следующим образом:
- 2013 год – 74%.
- 2014 год – 74,2%.
- 2015 год – 74%.
- 2016 год – 74,09%.
- 2017 год – 74,3
- 2018 год – 74,4%.
- 2019 год – 74,59%.
Как видно, этот показатель изменяется в сторону увеличения, хотя темпы довольно малы.
Правда, стоит отметить, что если отсутствуют какие-либо глобальные потрясения как с точки зрения политической ситуации в стране, так и учитывая экономические факторы, ни в какой другой стране мира эти показатели в процентах или абсолютных численных значениях не изменяются достаточно быстро. Даже там, где достаточно высокий уровень урбанизации, резких скачков не наблюдалось на небольшом временном интервале.
По городам и регионам
Если рассматривать, какой уровень урбанизации в регионах страны, то ситуация в 2019 году выглядит таким образом, по данным Росстата:
- В Центральном федеральном округе уровень наиболее высокий и составляет 82,3%.
- В Северо-Западном федеральном округе он составляет 84,5%.
- В Южном федеральном округе – 62,7%.
- В Северо-Кавказском ФО – 50,1%.
- В Приволжском – 72,09%.
- В Уральском – 81,5%.
- в Сибирском федеральном округе – 84,3%.
- В Дальневосточном федеральном округе – 72,9%.
- По Крымскому федеральному округу этот показатель достигает 58,3%.
Если проводить непосредственно анализ городов, то ситуация будет следующей:
- В Санкт-Петербурге – 100%;
- В Москве – 98,7%;
- В Севастополе – 93%.
Сравнение с другими странами
Учитывая все вышеперечисленные статистические данные, интересно сравнить данный показатель в стране с основными цифрами уровня урбанизации в других государствах:
- Лидируют с показателями в 100% Гонконг, Кувейт, Монако, Науру, Сингапур;
- Незначительно отстает с показателем в 99,1% Катар.
- Далее идет Бельгия со своими 98%.
- Затем целый блок государств, с показателями от 97% до 91% – это Сан-Марино, Уругвай, Мальта, Исландия, Израиль, Аргентина, Япония, Нидерланды, Иордании, Люксембург;
- С показателем от 89,4% до 80% в рейтинге идут следующие страны по убыванию этого числа – Габон, Бахрейн, Венесуэла, Андорра, Дания, Чили, Швеция, Бразилия, Новая Зеландия, Объединенные Арабские Эмираты, Австралия, Финляндия, Оман, Саудовская Аравия, Великобритания, США, Норвегия, Южная Корея, Канада, Доминикана, Колумбия, Мексика, Ливия, Франция, Испания;
Далее идет еще ряд государств с более низкими показателями:
- На 48 месте Белоруссия с показателем 78,6%.
- На 60 месте Россия с отметкой 74,4%.
- Украина занимает 73 позицию в мировом рейтинге со своим показателем 69,4%.
- Следующая за ней идет Эстония.
Наименее урбанизированными являются преимущественно отстающие страны азиатско-тихоокеанского региона и экваториальной Африки, например, такие как Руанда, Самоа, Бурунди, Нигер, Новая Гвинея, Непал, Сент-Люсия. Уровень городского населения здесь составляет не более 20%.
Как видно, большее количество населения живет в городах в тех странах, где наблюдается высокий технологический уровень развития или площадь страны не позволяет развивать сельское хозяйство на довольно интенсивном уровне. Так, например, для Японии эти два фактора сложились в одно весомое целое. По этой причине большинство японцев живет исключительно в городских агломерациях.
Что же касается государств с минимальными показателями, то здесь все объясняется достаточно просто -это отсутствие крупных городских центров, которые способны дать работу населению. В результате чего люди вынуждены заниматься любым видом сельскохозяйственных работ для того, чтобы вырастить для себя продукты пропитания.
Поэтому, проводя анализ, наиболее благополучными выглядят страны, где эта цифра колеблется в интервале 70 – 90%. Именно здесь имеются высокотехнологичные города, которые позволяют развивать общество и в то же время, присутствуют сельские населенные пункты, которые продолжают развивать сельское хозяйство или фермерство.
Проблемы
Важно понимать, что еще около 150 лет назад в городах проживало около 30% населения теперь уже развитых стран. Тогда как за 150 лет эти цифры поменялись местами. Проблемы, которые захватывают такие типы сообществ представлены следующими негативными моментами:
- Транспортным коллапсом.
- Ухудшением экологической ситуации.
- Трудностями водоснабжения.
- Психологической нагрузкой на человека в связи с повышенным темпом жизни и невозможностью провести время на природе.
Но, несмотря на это качество жизни выше именно в крупных населенных пунктах.
Источник
1. Динамика размещения населения по
регионам мира.
Задание:проанализировать изменение
доли отдельных регионов мира в совокупной
численности населения Земли за последние
1000 лет.
Исходные данные: таблица 1 в приложении.
Порядок работы:
1) рассчитать долю регионов мира в
совокупном населении Земли;
2) построить график изменения доли разных
регионов;
3) проанализировать график, выделив
регионы с разными траекториями изменения
доли, указав причины этих различий.
2.
Динамика населения крупнейших городов
и стран мира.
Задание:
проанализировать изменение численности
населения в крупнейших странах мира с
населением более 100 млн. человек.
Исходные
данные:
таблица 5 в
приложении.
Порядок работы:
1)
укажите, в каких регионах мира находятся
страны, которые войдут в число крупнейших
в начале XXI
века;
2) построить
соответствующую диаграмму, проанализировать
ее, выделив страны, численность населения
которых растет в настоящее время особенно
быстро, и указать причины этого.
Задание:
проанализировать изменение численности
населения в крупнейших городах (городских
агломерациях) мира за последние 5 лет.
Исходные данные:
таблицы 3 и 4 в приложении.
Порядок работы:
1) определить
численность населения 10 крупнейших
городов (агломера-ций) в 1996 и 2001 гг.;
2) построить
соответствующую диаграмму, проанализировать
ее, выделив города, численность населения
которых растет в настоящее время особенно
быстро, и указать причины этого.
Литература: [1, 2, 3, 4, 5, 6, 10, 11, 18, 21, 23,
25, 29, 36, 42, 43, 44, 45, 49, 59, 60].
Тема 3. Особенности размещения и расселения в российской федерации.
1. Структура размещения населения по
регионам России.
Задание:проанализировать размещение
населения по регионам-субъектам РФ.
Исходные данные: таблица 2 в приложении.
Порядок работы:
1) разделить регионы России на 5 –
6 групп по численности населения
(Москва и Санкт-Петербург вместе с
областями!);
2) построить диаграмму, отражающую
структуру размещения населения по
регионам;
3) проанализировать диаграмму, указав
группы, на которые приходятся минимальные
и максимальные доли регионов проживающего
населения, а также указать теоретический
тип, к которому наиболее близка структура
размещения населения по регионам.
2.
Этнический и конфессиональный состав
населения России.
Задание:
на основе статистических данных
(электронные ресурсы) заполните ниже
указанную таблицу, характеризующую
этнический и конфессиональный состав
населения России. Определите (в %) этносы
и религии, преобладающие в стране. Для
каждой религии укажите основные районы
их распространения. Выделите самые
многонациональные и поликонфессиональные
районы России.
Таблица
–
Этнический и конфессиональный состав
населения РФ
Языковая |
Этнос |
Численность |
Преобладающая |
1 |
2 |
3 |
4 |
3.
Густота сети городских поселений в
России.
Задание:
проанализировать обеспеченность
территории России городскими поселениями
на уровне субъектов Российской Федерации.
Исходные
данные: таблица 2 в приложении.
Порядок работы:
1)
рассчитать густоту сети городских
поселений (площадь, приходящуюся на
одно поселение) по регионам-субъектам
РФ;
2)
отобразить полученный результат на
контурной карте способом картограммы;
проанализировать карту: описать
дифференциацию территории России по
густоте сети городских поселений,
указать ее причины и социально-экономические
последствия, назвать возможные перспективы
изменения ситуации.
4.
Уровень урбанизации в Российской
Федерации.
Задание:
проанализировать уровень урбанизации
по регионам и федеральным округам РФ и
объяснить имеющиеся территориальные
различия.
Исходные
данные: таблица 6 в приложении.
Порядок работы:
1)
построить картограмму уровня урбанизации
по регионам и федеральным округам РФ;
2)
отобразить полученный результат с
помощью диаграммы;
3)
проанализировать диаграмму: описать
дифференциацию территории России по
уровню урбанизации и объяснить имеющиеся
территориальные различия.
5.
Изменение сельского расселения в России.
Задание:
проанализировать изменение сельского
расселения в России на протяжении ХХ
века.
Исходные
данные: таблица 7 в приложении.
Порядок работы:
1)
построить диаграмму изменения сельского
расселения в России на протяжении ХХ
века, проанализировать ее и указать
причины этих изменений;
2)
составить прогноз дальнейших изменений
сельского расселения в России на
ближайшие 25 лет.
6.
Типы сельского расселения в России
Задание:
проанализировать
зависимость типов сельского расселения
в России от природных и социально-экономических
условий.
Порядок работы:
1)
составить карту типов сельского
расселения в России;
2)
указать причины формирования разных
типов сельского расселения в зависимости
от природных и социально-экономических
условий.
Литература: 1, 2, 4,
9, 10, 12, 13, 16, 18, 21, 23, 25, 28, 32, 24, 36, 37, 38, 39, 40,
42, 43, 45, 49.
Соседние файлы в папке МУ ТОН
- #
- #
Российская Федерация относится к странам с высокой долей городского населения. Значение этого показателя продолжает постепенно расти, хотя и не так быстро, как во времена СССР. Уровень урбанизации в России на 1 января 2022 года составил 74,8%, т. е. в городах проживали 108,9 млн чел.
Между разными федеральными округами и отдельными регионами существуют большие различия по доле городских жителей в населении. Это объясняется множеством факторов, например, историей освоения той или иной территории, её географическим положением, хозяйственным значением, климатом и т. д.
Список федеральных округов России по уровню урбанизации:
— Северо-Западный федеральный округ — 85%;
— Центральный федеральный округ — 82,4%;
— Уральский федеральный округ — 81,9%;
— Сибирский федеральный округ — 74,4%;
— Дальневосточный федеральный округ — 73,2%;
— Приволжский федеральный округ — 72,4%;
— Южный федеральный округ — 63%;
— Северо-Кавказский федеральный округ — 50,4%.
На региональном уровне наибольшая доля городского населения характерна для городов федерального значения (являются отдельными субъектами РФ): Санкт-Петербург — 100%, Москва — 98,3%, Севастополь — 94,2%. Среди остальных регионов максимальный уровень урбанизации отмечен в Магаданской области — 96,1%, Ханты-Мансийском АО — 92,7%, Мурманской области — 92,1%.
Читайте также: Численность населения России по регионам на 1 января 2022 года
Самая низкая доля городских жителей среди российских субъектов в Республике Алтай — 29,1% и Чеченской Республике — 38%.
В России наблюдается достаточно высокая степень концентрации людей в крупных городах, например, на 2022 год в стране есть 15 городов-миллионеров, где проживают свыше 33,5 млн жителей (23% населения страны).
В большинстве регионов с 2015 года уровень урбанизации незначительно вырос (значительный рост зафиксирован только в Республике Ингушетия — с 40,7% до 55,8%), а некоторое снижение данного показателя отмечено только в 13 субъектах (например, в Иркутской и Самарской областях).
Практическая работа по географии 8 класса
Малыгина Ольга Владимировна
Тема: «Составление картосхемы «Урбанизация в России».
Цель:
составление картосхемы для обобщения и применения знаний и умений по темам «Урбанизация в России», «Городское и сельское население страны».
Задачи:
- Повторить лекционный материал, необходимый для выполнения практикума.
- Нанести на контурную карту города миллионеры, агломерации и формирующиеся мегаполисы.
- Вспомнить классификацию городов по функциям, отразив ее на контурной карте с примерами.
- Продолжить формировать умения работать с атласом и статистическими материалами, анализировать, обобщать, ранжировать.
- Сопоставить названия одних и тех же городов, которые меняли « свои имена».
- Формировать умения делать выводы, формулировать главные мысли, собственные суждения.
- Расширить кругозор учащихся, их жизненный опыт.
Оборудование:
- карта «Административно-территориальное деление России»,
- контурная карта,
- атлас 8 или 9 класса,
- статистический и теоретический материал учебника Алексеева ,
- презентация по теме «Урбанизация в России» ,
- логический опорный конспект, составленный по итогам 2х лекций.
Способы познавательной деятельности:
- мыслительная и проектная деятельность,
- приемы анализа и сравнения,
- наглядность,
- эвристическая беседа,
- работа с картой, собственным опорным конспектом,
- самостоятельная работа учащихся,
- связь с жизненным опытом.
Результат работы: выполненная картосхема «Урбанизация в России»
Этапы урока:
- Повторение ( фронтальный опрос)
- Какие типы поселений вам известны?
- Какой тип появился впервые? Почему?
- Что такое город?
- Когда и как впервые в нашей стране появились города?
- Что такое урбанизация?
- Как классифицируются города :
А) по людности
Б) по функциям?
- Назовите и покажите на карте города миллионеры РФ?
- Какой уровень урбанизации в России и мире?
- Что такое агломерация?
- Назовите крупнейшую агломерацию в нашей стране и мире?
- Что такое мегаполис?
- Где на территории России могут сформироваться мегаполисы?
- Назовите города, которые потеряли и вновь приобрели статус «города миллионера»?
- Работа на контурной карте.
Задания для учащихся :
- На контурную карту нанести города миллионеры с учетом численности населения.
- Приведите примеры городов по выполняемым функциям ( №18, Алексеев), обозначьте их пунсонами разного цвета ( по 2-3 примера).
- Красным пунсоном выделите крупнейшую агломерацию России.
- Пунктиром покажите формирующиеся мегаполисы страны.
- Покажите штриховкой самые урбанизированные субъекты РФ и самые «сельские» ( по 3 примера).
- Подберите группы названий для городов, которые меняли свои «имена»
Молотов, Нижний Новгород, Вятка, Екатеринбург, Царицын, Самара, Тверь, Ленинград, Горький, Санкт-Петербург, Киров, Куйбышев, Калинин, Свердловск, Волгоград, Орджоникидзе, Устинов, Ульяновск, Дзауджикау, Екатеринодар, Симбирск, Ижевск, Владикавказ, Пермь, Сталинград, Краснодар.
Например: Царицын-Сталинград-Волгоград
- Закончи фразу, отразив в ней собственное суждение «Урбанизация – это….»
Примечание: ответы на задания №6-7 разместить на отдельном листе и прикрепить к выполненной картосхеме.
- Закрепление и обобщение полученных знаний
- Проверка выполнения заданий №6 и №7
Ответы:
1. Нижний Новгород- Горький
2. Вятка – Киров
3. Екатеринбург – Свердловск
4. Самара – Куйбышев
5.Тверь-Калинин
6. Санкт-Петербург – Ленинград
7. Дзауджикау – Орджоникидзе – Владикавказ
8. Молотов – Пермь
9. Царицын-Сталинград-Волгоград
10. Ижевск – Устинов
11. Симбирск – Ульяновск
12. Краснодар – Екатеринодар