Как составить конспект коррекционно развивающего занятия

Технологические подходы к разработке конспекта коррекционно-развивающего занятия

 (рекомендации для начинающих педагогов-психологов)

Хорохорина Ю.Н.

педагог-психолог МБДОУ «Детский сад № 51 «Красная шапочка»

г. Тамбов

         Для понимания содержания материала обратимся  к ключевым понятиям: развитие, коррекция, коррекция развития.

Что понимается под развитием в педагогике? Развитие в педагогике — это количественное и качественное изменение личности от одной возрастной ступени к другой. Что такое коррекция? Коррекция это полное или частичное исправление или смягчение недостатков развития ребенка. Коррекция недостатков развития может осуществляться на специально организованных занятиях, преимущественно индивидуально. Психологическая коррекция — один из видов психологической помощи направленной на исправление особенностей развития с использованием специальных средств воздействия. Кроме того, эта деятельность направлена на формирование у человека психологических качеств, необходимых для его социализации и адаптации к условиям социума. Коррекционно-развивающий процесс может полностью сливаться с учебно-воспитательным процессом при условии четкой постановки и реализации коррекционной цели и задач.

Основные направления коррекционно-развивающей работы, которые наиболее часто встречаются в практике педагога-психолога ДОУ: а) оздоровительное направление. Полноценное развитие ребенка возможно лишь при условии физического благополучия. Воздействие неблагоприятных факторов, наличие хронических и текущих соматических заболеваний ослабляет нервную систему ребенка. Это сказывается на темпах психического развития, снижает познавательную активность ребенка. К этому же направлению можно отнести задачи упорядочения жизни ребенка: создание нормальных жизненных условий, ведение рационального режима дня, создание оптимального режима дня и т.д.;

б) развитие и коррекция сенсорной и моторной сферы. Особенно важно это направление при работе с детьми, имеющими сенсорные дефекты и нарушения опорно-двигательного аппарата. Но не менее важно и при работе со здоровыми детьми, отстающими или имеющими парциальные недостатки в развитии данных функций. Стимуляция сенсорного развития очень важна и в целях формирования творческих способностей детей;

в) развитие и коррекция познавательной деятельности. Система психологического и педагогического содействия полноценному развитию, коррекции и компенсации нарушений развития всех психических процессов (внимания, памяти, восприятия, мышления, речи) является наиболее разработанной и используемой в практике педагогов и психологов;

д) развитие и коррекция эмоциональной сферы. Развитие эмоциональности детей, коррекция невротических проявлений – традиционное направление работы педагога — психолога. Повышение эмоциональной компетентности, предполагающее умение понимать эмоции другого человека, адекватно проявлять и контролировать свои эмоции и чувства, важно для всех категорий детей.

е) содействие личностному росту и коррекция отклонений личностного развития. Работа в этом направлении предполагает воздействие на формирование системы мотивов ребенка, формирование адекватной самооценки, исправление недостатков характера, мешающих адаптации;

ж) формирование видов деятельности, свойственных возрастным этапам развития: игровой, продуктивной деятельности, учебной, общения. Особенно следует выделить специальную работу с дошкольниками по формированию учебной деятельности (готовности к школьному обучению) у тех, кто испытывает трудности. Эта работа предполагает комплексное психолого-педагогическое сопровождение, направленное на коррекцию и формирование всех элементов учебной деятельности от мотивов до конкретных операций, умений и навыков.

Исходным принципом для обоснования целей и задач коррекционно-развивающих занятий, а также способов их достижения является принцип единства диагностики и коррекции развития. Задачи коррекционной работы могут быть правильно поставлены только на основе диагностики и оценки ближайшего вероятностного прогноза развития, определяемого исходя из понятия «зона ближайшего развития»[3]. Алгоритм организации коррекционной работы представлен в таблице:

1

выявление проблемы и определение предмета психологической коррекции;

2

разработка программы или комплекса коррекционных (коррекционно-развивающих) занятий;

3

реализация программы или системы занятий; диагностика (не реже одного раза в три месяца) с целью выявления результатов проведённой работы (оценка эффективности, выявление факторов, препятствующих достижению желаемых результатов);

4

разработка рекомендаций для воспитателей и других специалистов по конкретизации содержания индивидуальной программы или маршрута для каждого ребёнка в соответствии с динамикой его развития.

Как основная организационная форма коррекционно-развивающее занятие целиком подчиняется всем закономерностям процесса обучения: ставится педагогическая цель, определяются педагогические задачи, отбирается содержание, выбираются методы, средства обучения, формы и методы контроля уровня освоения материала. Содержание занятия вытекает из содержания основной образовательной программы дошкольного образования, программы воспитания, перспективного плана групповых занятий с детьми. Учитывается уровень развития детей, входящих в группу. Далее переходим к формулированию цели и задач занятия: образовательных (обучающих), коррекционно-развивающих и воспитательных[7]. Конструктор формулирования задач представлен в таблице:

Задачи

Ключевые слова при формулировке задач

Образовательные

Учить, формировать, способствовать, знакомить, обобщить, расширять  представления.

Конкретизация: выполнять основные виды операций; понимать признаки и понятия, определять причинно-следственные связи, закономерности  и т. п.

Коррекционно-развивающие

корректировать, развивать, уточнять, формировать обогащать, систематизировать, стимулировать.

Конкретизация: словарный запас детей, способность анализировать, выделять главное, доказывать, определять и объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы;

сенсорную сферу (глазомер, ориентировка в пространстве, точность, различение формы и цвета);

двигательную сферу (мелкую моторику рук, сноровку, соразмерность движений);

познавательные способности (виды памяти, внимания)   познавательный интерес и активность;

 самостоятельность;

специальные и творческие способности.  

Воспитательные  

 способствовать формированию нравственных, эстетических, трудовых, патриотических и др. качеств личности (уважение к труду и работающему человеку, любовь к природе родного края, традициям русского народа, и т. д.);

воспитывать общечеловеческие ценности (чувство меры, тактичность и др.);

 способствовать формированию коммуникативных способностей (доброты, взаимопомощи, великодушия).

 В процессе разработки конспекта необходимо предусмотреть и отразить основные дидактические компоненты (аспекты) коррекционно-развивающего занятия[1,5,6].

п/п

Компоненты (аспекты) занятия:

Составляющие компонента

1.

Целостность целеполагания

 наличие обучающих, коррекционных, развивающих и воспитательных задач;  чёткость постановки задач.

2

Содержательность занятия

 соответствие темы календарно-тематическому плану; логика построения занятия;  соответствие содержания форме занятия;  оптимальность объёма учебного материала

3

Методический аспект

 готовность помещения, рабочего места;

 наличие и качество наглядного материала; наличие и качество технических средств обучения;

 разнообразие методов и приёмов коррекции, развития.

4

Управленческий аспект

 дифференциация заданий;

 индивидуализация заданий.

5

Коммуникативный аспект

 взаимоотношение «педагог- ребёнок», «ребёнок – ребёнок».

6

Организационный аспект

наличие микро этапов занятия;

 логичность завершения каждого этапа.

7

Аналитико-синтетический аспект

 включённость детей в самоанализ и совместный анализ занятия;  результативность занятия.

 Как педагогическая система коррекционно-развивающее занятие отличается целостностью, внутренней взаимосвязанностью частей, единой логикой развёртывания деятельности педагога-психолога и детей, что обеспечивает усвоение содержания и управление познавательной деятельностью. Этапы занятия, его структура конструируется, исходя из направления коррекционной работы и поставленной дидактической цели. Движение к реализации цели, как прогнозируемому результату, обуславливает переход от одной части занятия к другой, от этапа к этапу.

 Структура конспекта коррекционно-развивающего занятия:

1раздел — дидактическое обоснование  отражает информацию о цели, задачах занятия, средствах достижения цели.

2 раздел — ход занятия, в котором отражается структура, последовательность содержания, логика выстраивания коррекционно-развивающего материала.

Основные части занятия:

1.Организационная (вводно-мотивационная) часть может включать: сообщение темы, плана работы, ритуал приветствия, разминку, рефлексию прошлого занятия при необходимости. Цель — установление и поддержание эмоционально-положительного контакта, создание установки на позитивную деятельность. Длительность организационной части занятия 2-5 минут.

Рекомендации по введению в тему занятия. Для успешного вхождения в тему необходимо заинтересовать, завладеть вниманием детей. Можно использовать следующие приёмы: сюрпризный момент (письмо с проблемными заданиями, закадровый голос, введение гостя-персонажа); перевоплощение педагога в какого-то героя, который просит детей решить проблему; использование модели 3-х вопросов –  что мы знаем  о….? Откуда мы это знаем? Что бы мы хотели еще узнать?

2. Основная (операционно-исполнительная) часть предусматривает реализацию содержания занятия (выполнение заданий, игр, упражнений). Основное содержание занятия представляет собой совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данного развивающего или психокоррекционного комплекса. Приоритет отдается многофункциональным техникам, направленным одновременно и на развитие познавательных процессов, и на формирование социальных навыков, и на динамическое развитие группы. Важен порядок предъявления упражнений и их общее количество. Учитывая возрастные особенности детей- дошкольников, следует чередовать виды заданий: от подвижного упражнения к статичному, от интеллектуального содержания к релаксационным упражнениям, от простых заданий к более сложным.

3.Заключительная (оценочно-рефлексивная) часть представляет собой подведение итогов, оценивание деятельности детей, разнообразные формы рефлексии, релаксации. Рефлексия предполагает ретроспективную оценку занятия в двух аспектах: эмоциональном (понравилось — не понравилось, было хорошо, было плохо и почему), и смысловом, почему это важно, зачем мы это делали? Рефлексия только что прошедшего занятия предполагает, что дети сами или с помощью взрослого отвечают на вопрос, зачем это нужно, как это может помочь в жизни, дают эмоциональную обратную связь друг другу и педагогу.  Длительность оценочно- рефлексивной части 2-5 минут.

Таким образом, при составлении и оформлении конспекта занятия следует помнить, что от его методической грамотности будет зависеть качество работы с детьми. Кроме того, конспект необходимо продумать так, чтобы, взяв его в руки, самый неопытный педагог сразу имел бы представление, какого вида и типа это занятие, в какой форме оно построено, какие методические приемы будут использованы, где можно проводить занятие, какой материал будет использован, какая должна быть предварительная работа.

Список использованных источников

  1. Буйлова Л.Н. Методические рекомендации по анализу учебного занятия. М., 1999.
  2. Лизинский В.М. Кому нужны открытые уроки // Завуч.2006
  3. Русских Г.А. Подготовка учителя к проектированию адаптивной образовательной среды ученика: Пособие для учителя. – М.: Ладога — 100, 2002
  4. .Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Коррекция нарушений речи. Программа для дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. М.: Просвещение, 2010.
  5. Фомин А.А.Соблюдение педагогических требований как фактор, повышающий профессиональную компетентность современного учителя.// Завуч. – №1. – 2000. с.59–65
  6. Хорохорина Ю. Н.Технологические подходы к разработке конспекта занятия «Введение в образовательную программу»//Методист — № 7.-2016.
  7. file:///C:/Users/user/Desktop/Новая%20папка%20(2)/metodicheskie_rekomendacii_dlja_pedagogov_po_sosta.pdf;  https://superinf.ru/view_article.php?id=303

ПРИЛОЖЕНИЕ

Конспект группового  развивающего занятия «Ответы для Незнайки» (с дифференциацией заданий по уровню сложности) для детей 6-7 лет, имеющих  высокий уровень познавательного развития

Составитель – Хорохорина Ю. Н., педагог – психолог МБДОУ «Детский сад № 51 «Красная шапочка» города Тамбова

Дидактическое обоснование занятия.

Тип занятия – закрепление знаний в рамках образовательных областей «Познание», «Социально-коммуникативное развитие».

Цель – активизировать познавательную деятельность детей (активность, любознательность)

Задачи: обучающие — закрепить знания детей в рамках ФЭМП: состав числа из двух меньших в пределах 10; в рамках ОСОМ: активизировать речь, умение обосновывать и  «доказывать» ответы на вопросы.  

Развивающие в рамках СКД – развивать: способность (умение) сотрудничества со сверстниками (выслушивать точку зрения, соглашаться или бесконфликтно  опровергнуть); умение договариваться при выполнении задания в «паре», «подгруппе»;

развивать познавательные процессы (зрительную, слуховую и тактильную память, логическое мышление (умение анализировать, сравнивать, обобщать);

развивать компоненты творчества (оригинальность, «не шаблонность» мышления,  воображение, фантазию).

Воспитательные — формировать эмоционально-волевые процессы (выдержку, произвольность поведения, самоконтроль, адекватную самооценку).

Методы и приёмы обучения: словесные пояснения, указания, косвенные и проблемные вопросы); наглядные (демонстрация схем, таблиц); практические (выполнение заданий, тренировочных упражнений).

Материалы и оборудование:3 конверта разного цвета с заданиями, один чистый конверт, указатели на столы с цифрами 5 и 7, карточки для решения примеров, карта для фиксации результатов, сигнальные карты для капитанов.

Примечание: в конспекте даётся набор заданий для каждого конверта. Однако, в рамках одного занятия используется не более 4-5 заданий, между которыми даётся динамическая пауза.

Ход занятия

Части и содержание занятия

Организационно-методические указания

1.Организационная часть

До начала занятия

До начала занятия на столах стоят указатели с  цифрами 5 и 7. Детям предварительно даются карточки с примерами на сложение и вычитание в пределах 5; 7. Дети решают примеры и занимают места соответственно ответу (либо за столом  с цифрой 5, либо 7) и, таким образом делятся на 2 подгруппы (по 5 человек). Предлагаю детям по направлению движения часовой стрелки (слева направо) поменяться карточками и проверить правильно ли они заняли место за столом.

Молодцы все правильно нашли своё место

Введение в сюжет

Пришла утром, а на столе лежат конверты. Посмотрите они разного цвета. Что за сюрприз? Давайте заглянем в конверт. А вот письмо. Ребята! Я вас долго ждал и не дождался. Мне сказали, что вы знаете ответы на разные вопросы. Оставляю вам конверты с вопросами, ответы на которые я не смог найти. Помогите мне и пришлите ответы по адресу: (ребята, на конверте указан адрес, на который мы должны  отправить письмо) Цветочный город, ул. Колокольчиков. Кому же мы будем отправлять письмо? Как вы думаете, кто проживает в Цветочном городе, на улице Колокольчиков? (Незнайка)

Выбор капитанов  команд

Чтобы не ошибиться и дать правильные ответы на вопросы Незнайки, предлагаю работать командой (дружно, вместе). У нас 2 команды «Великолепная 5» и «Великолепная 7».

В каждой команде нужен капитан. Как думаете, кто такой капитан? (Ответы детей, обобщение педагога). А, какие качества должен  иметь капитан команды, чтобы  мог правильно руководить командой? Каким  должен быть капитан? (смелый, отважный, ответственный, внимательный, наблюдательный, решительный). Подумайте, посоветуйтесь  и скажите, кто может возглавить вашу команду? «Великолепная 5», кто ваш капитан? А, кого выбрала капитаном «Великолепная 7»?  Вручаю капитанам сигнальные карты.

объяснение правил работы в команде

Внимание, капитаны!! Вы должны выслушивать ответы своей команды и принимать решение, какой ответ правильный. Как только ответ готов, вы поднимаете сигнал и говорите ответ.

Вы совещались и выбирали капитанов команд, а я заглянула в конверты. В конвертах разные по сложности вопросы. В конверте зелёного цвета самые лёгкие, жёлтого цвета сложнее, а  самые сложные вопросы в конверте  красном. Можно брать вопросы из любого конверта, но, если не сможем ответить получим 0 баллов, а, если ответим – получим 5 баллов.

 (на доске карта учёта результатов ответа)

Капитаны посоветуйтесь с командой и скажите, из какого конверта возьмете вопрос?

2. Основная часть

Работа с вопросами и заданиями из конвертов

Примерные задания в конвертах:

Зелёный конверт

Загадки:

Кто четыре раза в году переодевается?

Не птица, а из яйца родится?

Блиц – турнир (хоровые ответы)

1.Детёныш овцы…

2. Тот, кто сражается с врагом…

3. Загородный дом для летнего отдыха…

4.Надпись на письме, посылке, которая указывает, куда и кому посылают это письмо или посылку…

5. Чем забивают гвоздь…

6. Москва, Тамбов, Воронеж …

7. Днём светло, а ночью?

8. Небо —  голубое, а трава?

9. Груши, яблоки, апельсины…

10. Тройка, пятёрка, восьмёрка…

11. А.Б, В.Г.Д и т.д.

12. Футбол, хоккей, гимнастика…

13 Отличительный знак страны, который изображают на монетах, флагах?

Жёлтый конверт

«Как мы это понимаем

Читаю предложение и нам надо объяснить, что это значит? Какой смысл? Как это понимать?

Семеро одного не ждут.

Чувствовать себя не в своей тарелке.

Свалился, как снег на голову.

За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

Старый друг – лучше новых двух.

Любишь кататься — люби и саночки возить.

«Картинка заблудилась»

Детям предлагаются логические таблицы для решения

«Найди ошибку»

Детям предлагаются предложения, которые  имеют смысловые ошибки. Верно ли утверждение?

Если деревья сильно раскачать, то поднимется ветер

Пчела- это маленькая птица.

Зимой холодно, все медведи спят в своих норах.

Лиса в своём дупле вывела лисят.

Красный конверт

«Читай спиной» (дермалексия).

Дети отгадывают букву, слово или картинку, «нарисованную» на спине.

«Буквоед»

Отгадать букву (на картинке), у которой  отсутствуют отдельные элементы.

«Хитрая задача»

На столе стояли 3 стакана с вишней. Папа съел один стакан вишни. Сколько стаканов осталось на столе?

Если у стола отпилить один угол, сколько углов останется?

 Заключительная часть

Время нашей встречи истекло. Давайте вместе посмотрим и посчитаем, на сколько вопросов Незнайки мы дали правильный ответ? Какой вопрос, был самый трудный? Какое задание показалось самым интересным?

Я беру наши ответы, вкладываю в конверт, закрываю.

Что я должна написать на конверте, чтобы письмо дошло до Незнайки? (адрес) Какой адрес у Незнайки? Кто запомнил?

Рефлексия

Давайте оценим, как  мы справились с вопросами Незнайки. Вот лестница нашей активности. Кто считает, что он бы самым активным и находил правильные ответы на вопросы, ставит свою цифру на верхнюю ступеньку.

 Кому активности или смелости не хватило, ставят свою цифру на среднюю (вторую ступеньку).

На третью ступеньку ставят свои цифры те, кто считает, что им было трудно найти правильные ответы на вопросы Незнайки. Дети ставят (по командам) цифры на лестницу активности.

В конвертах у нас ещё остались вопросы Незнайки, на которые мы постараемся ответить на следующем занятии. Спасибо всем за активность, Спасибо за то, что не испугались трудных заданий. Вам, капитаны, большое спасибо. Вы очень хорошо справились со своей ролью.

Составление плана-конспекта коррекционно-развивающего занятия

Конспект занятия
составляется в соответствии с программой
психолого-педагогической коррекции и
по оформлению может быть развернутым
и схематичным.

Развернутый
план-конспект включает следующие
компоненты:

Тема занятия

Дата проведения
занятия

Цель занятия

Задачи
(коррекционно-развивающие, образовательные,
воспитательные, диагностические)

Оборудование

Ход занятия.

Занятие состоит
из этапов, что отражается в конспекте:

а) Организационный
момент (может быть проведен в виде
разминки)

б) Вводная часть
– целью данного этапа является мотивация
участников занятия к выполнению задач,
поставленных педагогом-психологом,
знакомство с целью и задачами занятия

в) Основная часть
– проводится в соответствии с поставленными
целью и задачами коррекционно-развивающего
воздействия и предполагает отработку
формирование определенных знаний,
умений и навыков, развитие каких либо
качеств и т.п.

г) Заключительная
часть
– является обобщающей,
предполагает формулирование выводов
о проведенному занятию, контроль
(самоконтроль), оценку (самооценку)
участников занятия, включение рефлексии
(самоанализа).

Кроме того,
развернутый план конспект предполагает
полное отражение инструкций, которые
дает педагог-психолог участникам
занятия, ответы, и уровень выполнения
последними учебных заданий, возможные
ошибки и трудности участников занятия
и способы помощи в их коррекции,
предъявляемые педагогом психологом.
При разработке способов помощи психологу
следует опираться на учение Л.С. Выготского
об уровне актуального и зоне ближайшего
развития ребенка и, в соответствии с
этим предлагать такие виды помощи как:

1.
Стимулирующая
помощь

используется в условиях низкого
познавательного интереса ребенка,
недостаточной произвольности поведения
при выполнении учебного задания,
сниженной способностью удерживать цель
и организовывать свою деятельность.
Данный вид помощи используется также
при коррекции неверно выполненного
задания вследствие некритичного
отношения обучаемого к результатам
своей деятельности. Педагог-психолог
указывает ребенку на наличие ошибки и
необходимость проверить правильность
решения (например: «Неправильно, подумай
еще»).

2.
Направляющая
помощь

предъявляется в связи с несовершенством
владения средствами и способами
деятельности ребенка, сниженной
способности планировать последовательность
выполняемых действий. В этом случае
психолог может организовать деятельность
ребенка посредством указаний, вопросов,
предложения плана, отражающих порядок
выполнения работы или способствующих
определению ребенком стратегии действия.

3.
Обучающая
помощь

применяется в ситуациях, когда предыдущие
виды помощи не оказались достаточными
для продуктивного выполнения ребенком
учебного задания. Данный вид помощи
может предъявляться в виде показа
педагогом образца действия.

Краткий (схематичный)
план конспекта оформляется следующим
образом:

  1. Тема занятия:
    Страна «Вежливость»

  2. Дата проведения
    занятия: 21.11.2007

  3. Цель занятия

  4. Задачи
    (коррекционно-развивающие, образовательные,
    воспитательные, диагностические)

Время

Наименование
заданий

Оборудование

9.30-9.02

Разминка «Давайте
познакомимся»

мячик

9.02-9.07

Упражнение
«Знаток вежливости»

9.07-9.15

6

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей с
ОВЗ

Цель занятия: 


создание условий для положительного эмоционального настроя на работу;


коррекция и развитие уровня познавательных процессов (восприятия, внимания,
памяти, логического мышления); развитие пространственной ориентации,
зрительно-пространственного анализа и синтеза; коррекцию речи и мелкой
моторики.

Задачи занятия:


создание положительного эмоционального настроя на работу;


формирование и развитие произвольности поведения: умения ребёнка сознательно
подчинять свои действия правилу, ориентироваться на заданную систему
требований;


развитие умения переключать, распределять внимание;


развитие мышления и речи;


развитие мелкой моторики, пространственных представлений;


развитие памяти.

Занятие включает в себя следующие методы:


целенаправленные действия с дидактическими играми;


наглядно-действенный показ;


подражательные упражнения;


коммуникативные упражнения;


речевая инструкция, беседа;


релаксационная пауза;


психогимнастика;


оценка хода выполнения деятельности, ее результата.

Категория учащихся: обучающиеся
начальных классов с ограниченными возможностями здоровья в условиях
инклюзивного обучения.

Форма работы: индивидуальная,
групповая (3-4 учащихся).

Продолжительность занятия:
45 мин.

Оборудование: карточки
с индивидуальными заданиями, запись расслабляющей мелодии, настольная игра
«Дуббль», настольная игра «Мемори», цветные карандаши, тетрадные листы в линию,
ручки, желтый картонный круг, разноцветные прищепки, счетные палочки.

Планируемые результаты занятия:


развитие познавательной активности детей;


развитие и закрепление общеинтеллектуальных умений: приемов анализа, сравнения,
обобщения, навыков группировки и классификации;


формирование умения ориентироваться в задании, воспитание самоконтроля и
самооценки;


развитие коммуникативных навыков детей, умения аргументировать свои
высказывания, строить простейшие умозаключения;


социальная профилактика, формирование навыков общения, правильного поведения.

Содержание занятия

Вводная часть

Педагог-психолог:
Здравствуйте. Я рада видеть вас сегодня. Давайте создадим хорошее настроение:
«Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».

Составляем
«Азбуку хороших слов»: вспомните добрые, хорошие слова на букву «М» (мирный,
мудрый, мечтательный, мягкий, модный, милый и др.), на букву «В» (вежливый,
великодушный, внимательный, веселый, воспитанный, волшебный, вкусный,
всезнающий и др.).

Чтобы
наше занятие прошло успешно, начнём его с гимнастики — она не
только развивает наши мышцы, она ещё и активизирует мозговую деятельность.

Звучит расслабляющая музыка.

Учащиеся выполняют
упражнение мозговой гимнастики «Сова» (улучшает зрительную память, внимание,
снимает напряжение, которое развивается при длительном сидении и чтении).

Описание
упражнения. Ухватитесь правой рукой за левое плечо и сожмите его. Поверните
голову влево так, чтобы смотреть назад через плечо. Дышите глубоко и разведите
плечи назад; теперь посмотрите через другое плечо, опять разводя плечи. Уроните
подбородок на грудь и глубоко дышите, давая мышцам расслабиться. Повторите,
держа плечо другой рукой.

Педагог-психолог.
Молодцы! Теперь приступаем к основной части нашего занятия и введем правило.
Перед вами на столе находится кружок желтого цвета – это будет центр вашего
солнышка, а возле меня – веселые прищепки-лучики. После выполнения заданий вы
будете получать лучик и прикреплять его к солнышку. Чтобы сегодня собрать
солнышко, вам нужно получить 9 лучиков. Готовы приступить к занятию?

Основная часть

Педагог-психолог: давайте
сначала потренируем ваше внимание: поиграем в игру «Дуббль» и выполним
несколько заданий.

Игра «Дуббль».

В
стопку сложены круглые картонные карточки. На них изображены разнообразные
предметы и символы. Картинки расположены таким образом, что на любой отдельно
взятой паре кружков обязательно присутствует один совпадающий рисунок. Суть
игры заключается в том, чтобы как можно быстрее обнаружить его и назвать вслух.

Педагог-психолог озвучивает
правила игры, настраивает на соревновательный момент.

Учащиеся играют, развивая
внимательность и остроту реакции.

Путем
подсчета карточек определяется победитель игры. Все учащиеся получают «лучик» и
похвалу за старания и внимательность.

https://cdn1.ozone.ru/s3/multimedia-q/6031555034.jpg

Задание 1.

Педагог-психолог. Итак,
а теперь послушайте первое задание.

Вам
нужно сосчитать количество разных фигур и занести их в таблицу.

Учащиеся работают с
таблицей.

Педагог-психолог.
Ребята, было ли трудно выполнить задание? Давайте проверим — сколько получилось
у вас  фигур?

Все
учащиеся получают «лучик» и прикрепляют его к «солнышку».

https://fsd.multiurok.ru/html/2021/02/15/s_602a668931408/1636858_1.jpeg

Задание 2.

Педагог-психолог. А
теперь внимательно посмотрите на картинку и помогите животным найти свои вещи.

  Учащиеся
работают с картинкой, отмечая на ней найденные предметы.

Педагог-психолог.
Молодцы! Вы отыскали все предметы и помогли животным! А сами стали еще
внимательней! Прикрепите «лучик» к солнышку.

Задание 3.

Педагог-психолог.
Предлагаю вашим глазкам отдохнуть и потренироваться в составлении предложений с
заданными словами.

Я
буду называть вам два или три слова, а вам надо соста­вить как можно больше
предложений, которые обязатель­но включали бы в себя эти слова (можно менять
падеж и использовать другие слова).

Учащиеся составляют
предложения и короткие рассказы с предложенными словами.

   

Педагог-психолог.


Легко ли было выполнять это задание? Какие трудности вы испытали при выполнении
этого задания? (Ответы детей).


За проявленную смекалку и интересные рассказы вам полагается еще 1 «солнечный
лучик».

Задание 4.

Педагог-психолог. Расскажите,
пожалуйста, какого цвета крокодил? Правильно, зеленого! Возьмите зеленый
карандаш и раскрасьте крокодила на своей картинке, при этом повторяйте слова,
написанные сверху: «Крокодил зарылся в ил, Крокодила Нил манил».

Учащиеся выполняют
задание: раскрашивают, запоминают скороговорку, оценивают свою работу, получают
«награду».

Педагог-психолог:
— Ребята, сколько лучиков вы уже собрали? Правильно, «5», половина пути уже
пройдена!

Задание 5.

Педагог-психолог. Давайте
еще немного поиграем с буквами и словами. У вас на картинке изображен праздник,
как вы думаете, как он называется? Правильно, Новый год. Животные получили
подарки от Деда Мороза, только вот все буквы перепутались, и мы не знаем, что
же это за подарки! Давайте постараемся это выяснить!

Учащиеся разгадывают ребус
и записывают ответы на листочке.

Педагог-психолог: прочитайте,
пожалуйста, что у вас получилось, давайте сверим ответы. Молодцы! Так держать!
Получите свой приз.

Физкультминутка

Педагог-психолог: «Повторяйте
за мной».


Дышите глубоко. Расправьте плечи, закройте глаза, опустите голову вперёд и
медленно покачивайте головой из стороны в сторону.

Покачаем
головой –

Неприятности
долой.

Ушки
сильно разотрём,

И
погладим и помнем.

Покиваем
головой.

Чтобы
был в душе покой

Подбородок
опусти

И
головкой покрути.

Мы
построим светлый дом,

Жить
все вместе будем в нем.


Соедините пальчики домиком, пальцами правой руки нажимайте на пальцы левой
руки.

С
силой на ладошку давим,

Сильной
стать её заставим.


Пальцами правой руки нажимайте на ладонь левой руки. Теперь пальцами левой руки
нажимайте на ладонь правой руки.

Задание 6.

Педагог-психолог. Вот
и пришло время потренировать ваши пальчики. Предлагаю вам аккуратно и
внимательно раскрасить картинку по образцу.

Учащиеся старательно раскрашивают
картинку до конца по образцу.

Педагог-психолог. Давайте
посмотрим, что у вас получилась. Что было сложней всего при выполнении этого
задания? (Ответы учащихся). За вашу старательность я даю вам еще 1 «лучик».

Учащиеся прикрепляют
«лучик» к «солнышку»

Задание 7.

Педагог-психолог. Итак,
следующее задание, благодаря которому вы сможете потренировать свою память.

Сейчас
посмотрите на таблицу из 9 клеток с изображением различных предметов. Ваша
задача запомнить эти предметы (на запоминание отводится 1 минута). Запомнили?

Мы
убираем эту таблицу и появляется новая из 16 клеток также с изображением
различных предметов, среди которых есть предыдущие изображения. Ваша задача
записать предметы, которые были в предыдущей таблице.

https://fsd.multiurok.ru/html/2021/02/15/s_602a668931408/1636858_3.jpeg

https://fsd.multiurok.ru/html/2021/02/15/s_602a668931408/1636858_4.jpeg

Учащиеся работают над
заданиям, выписывая на листочек названия запомненных изображений предметов.

Педагог-психолог. Давайте
проверим, как у вас получилось выполнить задание (обсуждение). Возьмите
«лучик».

Заключительная часть

Игра «Мемори».

Педагог-психолог. Вот
мы и подошли к заключительной части нашего занятия и сыграем еще в одну игру,
которая называется «Мемори» (озвучиваются правила игры).

Игра
состоит из парных картинок, где основной целью игры является «открытие» как
можно большего числа парных карточек.  Все карточки перед началом игры
перемешиваются и раскладываются рядами лицевой стороной (картинкой) вниз.
Игроки по очереди открывают (переворачивают) по 2 карточки. Если открыты
одинаковые карточки, то игрок забирает их себе и открывает следующую пару
карточек. Если карточки не совпадают — игрок кладёт их на прежнее место лицевой
стороной вниз и право хода переходит к следующему участнику. Когда непарные
карточки возвращаются на место, все играющие стараются запомнить, где какая
картинка лежит.

Учащиеся играют в игру, за
каждую найденную пару получают счетную палочку (для удобства подсчета
результата игры). После определения победителя игры, все учащиеся получают
«лучик» и прикрепляют к «солнышку».

Подведение итогов занятия.

Педагог-психолог. Мы
сегодня с вами хорошо потрудились. Посмотрите на ваше «солнышко», посчитайте
количество «лучиков». Вспомните, сколько нам нужно было их получить, сколько вы
получили?

Учащиеся подсчитывают
количество и называют его.

Педагог-психолог.

Правильно! Молодцы! Вы
все старались!


Давайте подумаем, чему мы научились
(ответы учащихся).


У кого и какие возникли трудности? (ответы учащихся)


Продолжи предложение «Мне больше всего удалось…» (ответы учащихся).


Как вы думаете, стоит тренировать свою память и внимание, мышление и
воображение? (ответы учащихся).


Полезно для вас было наше занятие? (ответы
учащихся).


Спасибо за занятие.

План-конспект коррекционно-развивающего занятия №9

Дата: 17.11.2020.

Форма занятия: индивидуальное.

Возрастная группа: 9 класс (Глебов В.А.).

Продолжительность занятия: 45 мин.

Тема занятия: развитие способностей обучающегося.

Место проведения: кабинет психолога.

Тип занятия:  коррекционно-развивающее.

Цель: Формирование оптимального уровня развития внимания, зрительной и кинестетической памяти, наблюдательности.

Задачи: Развитие основных свойств внимания, зрительной и кинестетической памяти, наблюдательности.

Оборудование: ручка, бланки с заданиями.

Ход коррекционно-развивающего занятия

Организационный момент.

— Здравствуй! Мы продолжаем наши занятия по развитию наших способностей. Приступим к выполнению упражнений.

Основная часть.

Игра «Что изменилось»

Решить следующие задачи.

1. На столе лежали книга, ручка, краски, фломастер, тушь. Один предмет убрали и заменили другим. И оказалось, что на столе лежат ручка, тушь, ластик, книга, краски. Что убрали со стола и что положили на стол?

2. Мама попросила сына купить в магазине мясо, мыло, спички. Сын купил по просьбе мамы масло, сало, спички, мясо. Что же он забыл купить?

Упражнение «Память ощущений»

Возьмите в руки любой предмет, который у вас под руками, – например, ручку, карандаш, ластик, компьютерную мышь, пластиковую папку с бумагами. Сосредоточьтесь на ощущениях.

Что воспринимают ваши пальцы, прикасаясь к предмету? Какова его поверхность – гладкая или шершавая, теплая или прохладная, ровная или с изгибами и углами? Он тяжелый или легкий? Несколько секунд воспринимайте предмет на ощупь.

Затем, когда предмета в руках уже нет, попробуйте представить, что все еще держите его. Мысленно воспроизведите все те тактильные ощущения, которые он вызывал. Снова почувствуйте его гладкость или шершавость, вес и т. д.

Затем снова возьмите в руки реальный предмет и сверьте реальные ощущения с теми, которые вы воспроизвели по памяти.

Упражнение «Вычеркни и подчеркни»

Зачеркнуть один предмет и подчеркнуть другой.

Вариант 1

Зачеркни букву «с»

ывраосждйлцяфюфсчвацубоддпадыжсхрдржыэтькбащзфыбячк тмнкосэълсцкродтняйфоуатяжлсъазоьйбяьсбоакенисрпантеьгдл

Упражнение «Сколько чего?»

Осмотреть комнату и назвать как можно больше имеющихся предметов, начинающихся на букву «К», «Т», «С», все стеклянные или металлические, все круглые, или все белые предметы.

У пражнение «Зрительная память»

Упражнение «Мысленные образы»

Каждому из названных слов сделать какой-либо рисунок. Затем глядя на рисунки вспомнить слова.

  • Грузовик

  • Веселый праздник

  • Сомнение

  • Кошка

  • Радость

  • Зависть

  • Гнев

  • Темный лес

Упражнение «Запомни пары»

Прочитать ученику слова вслух. Ему нужно постараться запомнить их попарно. Затем читаются только первые слова каждой пары, а учащийся записывает второе.

Курица — яйцо, ножницы — резать, лошадь — сено, книга – читать, бабочка — цветок, улыбка — зубы, турист – палатка, снежинка — зима, петух — утро, ручка – писать.

Упражнение «Опиши картинку»

Для занятия вам потребуются любые незнакомые для учащегося картинки. Это могут быть иллюстрации к книгам или вырезки из журналов. Желательно, чтобы на картинке было не менее 5 — 6 предметов. Нужно в течение 30 секунд внимательно рассмотреть картинку, стараясь в деталях запомнить то, что на ней изображено. После этого учащийся, закрыв глаза, пробует представить картинку перед своим мысленным взором. А затем он должен максимально подробно описать то, что увидел и запомнил.

Упражнение «Опиши соседа»

Цельразвитие памяти, внимания, наблюдательности.

Выбирается знакомый предмет, человека…все, что угодно. И нужно припомнить как можно больше отличительных его свойств, признаков.

Упражнение «Знакомые чувства»

У каждого человека есть опыт множества ощущений. Если вы захотите, то можете вспомнить их и даже как будто заново ощутить. Вспомните и представьте себе:

● прикосновение чего-то колючего,

● прикосновение чего-то мягкого,

● прикосновение к шершавой поверхности,

● чувство, что вы несете что-то тяжелое,

● чувство, что вы бросаете мяч,

● чувство, что вы бежите,

● прикосновение ко льду,

● прикосновение стопы к горячему песку или камням на пляже,

● чувство, когда вы моете руки холодной водой,

● пьете горячий чай,

● перелистываете книжную страницу,

● пишете что-то ручкой на бумаге,

● вдыхаете свежий прохладный воздух,

● гладите котенка,

● надеваете шерстяную шапочку,

● плаваете,

● отдыхаете под мягким одеялом.

на тему: «Развитие мышления».

(2 класс, обучающиеся с задержкой психического развития).

Тема занятия:Развитие мышления.

Цель занятия:Способствовать формированию интеллектуальных способностей учащегося, развивать высшие психические функции.

Активизация мыслительной деятельности обучающегося.

Активизация познавательной деятельности.

Развивать познавательны интерес к занятию.

Развивать высшие психические функции.

Развитие пространственной ориентации.

Повышать уровень развития логического мышления.

Развивать мелкую моторику.

Развивать сообразительность, любознательность, внимание, память.

Развивать произвольность и самоконтроль.

Способствовать воспитанию сознательного отношения к занятию.

Прививать навыки культуры общения на занятии.

Воспитание чувства ответственности, уверенности в своих силах.

Методы и формы работы: коррекционно-развивающие упражнения, дидактические игры, физ. минутки, релаксационная разминка.

Дидактический материал: индивидуальные бланки с заданиями.

Деятельность педагога-психолога

Деятельность учащихся

I этап: Организационный момент.

-Здравствуйте, я очень рада видеть вас на своем занятии! Перед тем, как вы начнете самостоятельно выполнять задания на листочке, я хочу предложить небольшую разминку для ума. Слушайте внимательно, постарайтесь ответить правильно. НАПОМИНАЮ, для ответа поднимите правую руку.

Разминка.

Вырастает на елке, иногда на лбу? (шишка)

Если б не было его, не сказал бы ничего. Что это? (язык)

Сколько пальцев на 2 руках? (10). А на десяти руках? (50)

На столе лежало 4 яблока. Одно разделили пополам. Сколько яблок на столе? (4.)

Медлительное животное, которое никогда не расстаётся со своим домиком.

Какая фигура не имеет ни начала, ни конца. (Кольцо)

Сколько месяцев в году?

Целеполагание.

-Молодцы! А теперь я раздам вам листки с заданиями. Внимательно читайте каждое задание.

Ответы ученика.

IIэтап: Основная часть.

Активация мозговой деятельности.

Аналогия.

Найди среди пяти слов, написанных под чертой одно, которое так же подходило бы к слову, написанному над чертой, как подходят друг к другу слова соседней пары:

1.Огурец-овощ.                

Георгин-

сорняк, роса, садик, цветок, земля.

2.Учитель-ученик.              

Врач-

 очки, больные, палата, больной, термометр.

3.Цветок- Ваза.                

Птица-

клюв, чайка, гнездо, яйцо, перья.

4.Перчатка- Рука.          

  Сапог-

чулки, подошва, кожа, нога, щётка.

5.Часы-Время.                 

 Термометр-

 стекло, температура, кровать, больной, врач.

6.Стул- Деревянный.                    

Игла-

острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная.

Упражнение «Раздели на группы».
-Как ты думаешь, на какие группы можно разделить эти слова?

Саша, Коля, Лена, Оля, Игорь, Наташа.
Какие группы можно составить из этих слов: голубь, воробей, карп, синица, щука, снегирь, судак.

запиши все слова в столбик, подпиши обобщающее слово.

Упражнение «Подбери слова».

Соедини стрелочками слова, подходящие по смыслу:

мяч                         мебель
тополь                     цветок
шкаф                       насекомые
тарелка                    дерево
пальто                     одежда
муравей                  посуда
щука                       игрушка

роза                        рыба

Дидактическая игра « Четвертый лишний»

Старый, дряхлый, маленький, ветхий;
Храбрый, злой, смелый, отважный;
Яблоко, слива, огурец, груша;
Молоко, творог, сметана, хлеб;
Час, минута, лето, секунда;
Ложка, тарелка, кастрюля, сумка;
Платье, свитер, шапка, рубашка;
Мыло, метла, зубная паста, шампунь;
Береза, дуб, сосна, земляника;
Книга, телевизор, радио, магнитофон.

Ученик самостоятельно выполняет задание на листочке. Если возникают трудности, просит помощи у учителя.

Релаксационная разминка

Веселая переменка.

 -Давайте немножко отдохнем. Повторяй за мной движения.

 Руками массируйте мочки ушей, делайте одновременно ногами круговые движения.

Ученик повторяет движения за педагогом-психологом.

Активация мозговой деятельности (продолжение)

Упражнение «Найди спрятанное слово».

-Итак, в следующем задании тебе нужно будет разделиться на группы и выполнить математическое действие и прочитать слово:

ЛОД+ИМ-МО+ВАН-Л=? (ДИВАН)

ВЕР+ЛИС+ТУ-УС+О-ИЛ+ЛЕТ=? (ВЕРТОЛЕТ)

БИТ+РА-БИР+ОР+ВЕ-ОВ+ЛУК+А-У=? (ТАРЕЛКА)

ЛЯ+РОТ-ЛОТ+УМ+КАР-УК+КО+АЗ-ОЗ=? (ЯРМАРКА)

Найди существенное.

Выделите два слова, наиболее существенные для слова, стоящего перед скобками:

1.БОЛЬНИЦА (сад, врач, радио, больные, помещение)

2.УЧИТЕЛЬ (ученики, парта, объяснение, мел, доска).

3.РЕКА (берег,рыба, рыболов, тина, вода).

4.САД(растения,садовник, собака, забор, земля).

5.КНИГА(рисунки, рассказ, бумага, оглавление, текст).

6.СПОРТ (медаль, оркестр, состязания, победа, стадион).

Ученик самостоятельно выполняет задание на листочке. Если возникают трудности, просит помощи у педагога-психолога.

Физ. минутка

Отправляемся, друзья,

Мы в страну Фантазия.

Вы теперь не мальчики,

А маленькие зайчики.

Прыг-скок, прыг-скок.

Прыгай прямо, прыгай в бок.

Вы теперь не девочки,

А рыженькие белочки.

С ветки – прыг,

На ветку – скок.

Не сорвись, смотри, дружок.

А сейчас вы муравьи.

Надо листик взять с земли.

Наклонились дружно разом

И подняли листик сразу.

Пошутили, посмеялись

Вдруг за партой оказались.

Ученик повторяет движения за педагогом-психологом.

III этап: Завершение занятия. Рефлексия.

-Молодец! Вы прекрасно справились с заданиями. Чем мы занимались сегодня на занятии? Что нового вы узнали? Пожалуйста, оцените, насколько, по вашему мнению, хорошо, вы сегодня справлялись: звездочка – полностью справился, флажок – справился, но допускал некоторые ошибки, грибок – мне было очень сложно, я справился с малым количеством заданий. Спасибо за работу!

До свидания!

 

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Как составить планы на неделю для детского сада
  • Как найти вай фай пароль для телефона
  • Как найти титановый слиток в рафте
  • Как найти площадь стадиона формула
  • Как правильно составить заявление по отлову собак

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии