Конспектом называют краткое письменное изложение статьи, научного труда. Они имеют разную форму: план-конспект, текстуальный, свободный конспекты. Чтобы написать план-конспект статьи, следует выполнить несколько шагов:
- Внимательно прочитать статью, отмечая микротемы, выделяя термины, непонятные слова.
- Структурировать текст. Составить простой или сложный план, озаглавив выделенные части.
- Записать краткий пересказ каждой части.
Для удобства лист делят на две части: в левую записывают пункты плана, в правую – краткий пересказ.
Текстуальный конспект отличается большим количеством цитат, отражающих суть статьи.
Свободный конспект сочетает в себе признаки разных видов изложения. Автор может использовать планы, схемы, цитаты, тезисы.
Опубликовано 24 февраля, 2019
Как писать конспект статьи
Необходимость усваивать большие объемы информации, озвученные на лекциях и содержащиеся в научной литературе, заставляет учащихся вырабатывать навык фиксировать эти сведения, записывать их в более кратком и понятном виде. Кроме того, конспектирование научных статей и монографий является одной из основных форм самостоятельной работы и подготовки к практическим занятиям. Поэтому умение «правильно» написать конспект является одним из самых важных в процессе обучения.
Инструкция
Прежде чем начинать писать конспект научной статьи, вы должны четко понимать, что конспектирование целостной, законченной работы довольно серьезно отличается от конспектирования под диктовку в реальном времени, к примеру, на лекции. В этом случае ставится задача не просто зафиксировать изложение материала автором, а составить на его основе целостное, логически связанное изложение.
Начинайте работу с внимательного прочтения всей статьи целиком. В процессе чтения отметьте основные части статьи. Как правило, они включают в себя введение с постановкой проблемы, основную часть работы и заключение, содержащее выводы. В каждой части выделите основные мысли автора. Для этого удобно делать пометки на полях статьи карандашом, которые потом не трудно стереть.
Уяснив для себя основную суть статьи и выводы, сделанные автором, переходите к непосредственному написанию конспекта. Обратите внимание, что конспект предполагает краткое изложение материала и ваша работа по объему должна быть значительно меньше оригинальной статьи. Это значит, что не нужно переписывать авторский текст подряд. Выбирайте только самое необходимое.
Начинайте конспект с вводной части, содержащей постановку научной проблемы и основные исходные положения. Прежде чем писать, еще раз перечитайте первую часть (как правило, несколько абзацев) и выделите в тексте главные мысли, отбрасывая все сторонние рассуждения. При составлении конспекта не очень желательно переписывать текст дословно, цитировать его подряд. Будет намного лучше, если вы сможете переформулировать выделенные мысли своими словами.
Записав основные положения первой части статьи, переходите к следующему разделу и повторите с ним весь описанный ранее алгоритм действий. Если в статье содержатся какие-либо научные выкладки, формулы, постулаты, обратите на них особое внимание. Это тот фундамент, на котором строится вся доказательная база научной работы. Постарайтесь зафиксировать эти данные максимально точно.
Законспектировав основную часть статьи, особое внимание обратите на ее заключение и содержащиеся в нем выводы. Обычно в научных работах итоговые выводы излагаются в виде последовательных списков или тезисов. Но если этого нет, желательно самостоятельно привести заключительную часть к максимально формализованному виду. В дальнейшем такое изложение материала очень поможет при его усвоении и обработке.
Полезный совет
Если в конспектируемой статье содержатся какие-либо отсылки к другим авторам или научным работам, зафиксируйте их также. Это может быть важно для теоретических построений автора статьи.
Связанная статья
Как эффективно вести конспекты для подготовки к ЕГЭ
Войти на сайт
или
Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Обновлено: 24.05.2023
Конспектом называют краткое, но связное и последовательное изложения существенного содержания статьи, главы книги, брошюры, лекции и т.д. В конспекте обычно заносятся основные положения, важнейшие факты, примеры, цифры, цитаты.
Конспект, так же как и тезисы, -разновидность сжатого изложения, и к нему предъявляются те же требования, что и к сжатому изложению.
Конспект строится по определенной схеме: 1) план, который занимает 1/3 страницы и пишется слева; 2) собственно конспект, который занимает 2/3 страницы и пишется справа.
Схема написания конспекта
Языково- стилистические особенности конспекта
1. Сложные предложения и распространенные словосочетания трансформируются в более краткие. Например, это объясняется тем, что= т.к., остается неизменным= не изменяется, если опухоль разрастается= при разрастании опухоли, во время процесса воспаления в его острой фазе= при остром воспалении и т.п.
2. При написании конспекта часто используются сокращения слов.
В конспекте преимущественно употребляются предложения, между которыми нет союзной местоименной или наречной связей. Соединяются предложения посредством простого подробный анализ одного текста- первоисточника. Он отвечает на вопрос
Образец написания конспекта
Конспект подразумевает объединение плана, выписок, тезисов .
Основные требования к написанию конспекта: 1. системность; 2. логичность 3. краткость; 4. убедительность; 5. доказательность.
Этапы конспектирования: 1. Прочитай текст, отметь в нем новые слова, непонятные места, имена, даты; составь перечень основных мыслей, содержащихся в тексте, составь простой план. 2. Выясни в словаре значение новых непонятных слов, выпиши их в тетрадь. 3. Вторичное чтение сочетай с записью основных мыслей автора и их иллюстраций. Запись веди своими словами, не переписывай текст статьи. Стремись к краткости, пользуйся правилами записи текста. 4. Прочитай конспект еще раз, доработай его.
ПРАВИЛА ЗАПИСИ ТЕКСТА Запись должна быть краткой. При записи текста необходимо пользоваться сокращениями. Необходимо применять выделения и разграничения.
Выделения и разграничения Подчеркивание и отчеркивание . Отступы .Пробельные строки . Нумерация. Рамки. Цветовые выделения .
Подчеркивание и отчеркивание для выделения: — заголовков, — подзаголовков, выводов, тем.
Отступы Необходимы для обозначения абзацев и пунктов плана. Они обозначают переход к новой микротеме. Обозначаются в виде красной строки.
Рамки Обычно в рамки заключают -определения — формулы — правила – законы.
Цветовые выделения должны быть системными, при этом не следует превращать текст в пестрые картинки. Виды конспектов:
План-конспект — сжатый в форме плана пересказ прочитанного или услышанного. Тематический – это конспект ответа на поставленный вопрос или конспект учебного материала темы . Текстуальный (цитатный) — это конспект, созданный из отрывков подлинника – цитат . Свободный требует серьёзных усилий при составлении; в высшей степени способствует усвоению материала, требует умения активного использования всех типов записей: планов, тезисов, выписок.
План — конспект — это сжатый в форме плана пересказ прочитанного или услышанного. Характеристика: краток, прост, быстро составляется, учит выбирать главное, помогает четко и логично излагать мысли, дает возможность усвоить материал в процессе изучения.
Обзорный тематический конспект – это тематический обзор с использованием одного или чаще нескольких источников.
Текстуальный (цитатный) конспект .Это конспект, созданный из отрывков подлинника – цитат. Характеристика: строится из высказываний автора, используется для работы с первоисточником, к нему можно обращаться неоднократно. Однако он не способствует активной мыслительной деятельности. Служит как правило иллюстрацией к изучаемой теме.
Свободный конспект. Это сочетание выписок, цитат, тезисов . Характеристика: он требует серьезных усилий при составлении, в высшей степени способствует усвоению материала ,требует умения активного использования всех типов записей, планов, тезисов, выписок.
Основные научные достижения Средневековья: Ситуация в средневековой науке стала меняться к лучшему с.
Социальное обеспечение и социальная защита в РФ: Понятие социального обеспечения тесно увязывается с понятием .
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Конспект из научной статьи Малеева Е. А
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ГЕОГРАФИИ КАК УСЛОВИЕ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ОДАРЕННОГО ПОДРОСТКА
«. Человечество действительно нуждается в чрезвычайно многочисленных гениях и замечательных талантах. Если это так, то откуда они возьмутся? Их нужно выискивать, развивать и давать им возможность реализации»
У одарѐнных детей особенно проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности, которая позволяет обучающимся погрузиться в творческий процесс самообучения и воспитывает в них жажду знаний, стремление к открытиям, к достижениям в области искусства или спорта, к активному умственному труду и самопознанию. Если вы видите у ребенка яркие, устойчивые интересы к какой-либо деятельности, это всегда знак, что у него может быть выявлен тот или иной тип одаренности.Процесс выявления, обучения и воспитания одарѐнных детей составляет задачу совершенствования системы образования, так как обучение одаренных детей сегодня – это модель обучения всех детей завтра. Перед педагогом, работающим в современной школе и акцентирующим свое внимание на работе с одаренными детьми, возникает целый комплекс проблем:
1) определение направления и степени одаренности ребенка;
2) поиск эффективных педагогических технологий, способствующих повышению одаренности;
3) формирование условий для гармонично развитой личности ребенка.
Необходимо учитывать, что развитие одаренности происходит не только в системе обучения, но и воспитания. Свою задачу как педагога я вижу в том, чтобы выявить способных и одарѐнных детей. Талантливые дети требуют особого отношения, поэтому главным направлением в работе с ними я выбираю индивидуальный подход и создание развивающей среды, которая поможет раскрыть их творческий и интеллектуальный потенциал. Важным фактором, влияющим на развитие одаренных учащихся и на выявления скрытых одаренностей и способностей, является система внеурочной воспитательной работы в школе.
Цели организации внеурочной деятельности учащихся:
· способствовать личностному становлению учащегося;
· способствовать развитию творческих способностей учащихся;
· предоставить возможность реализации учащихся в различных видах деятельности (научно-познавательной, исследовательской, проектной).
Задача учителя состоит в том, чтобы помочь ребѐнку выбрать те направления научной или творческой деятельности, в которых он будетнаиболее успешным
Работа ведѐтся по трем направлениям (блокам):
Блок I: Познавательно-интеллектуальное развитие школьников.
· Приобретение учащимися навыков научного поиска. Решение проблем, используя различные технические средства обучения, включая глобальную всемирную сеть Интернет.
· Подготовка и участие во Всероссийской олимпиаде школьников. В подготовке используются разнообразные формы групповой и индивидуальной работы.
· Подготовка и участие во Всероссийских конкурсах и дистанционных предметных викторинах.
Блок II. Проектно-исследовательская деятельность:
· Создание учебных проектов
Для активизации исследовательской, поисковой активности школьников особое место занимают экскурсии. Учащиеся гимназии частые посетители детской библиотеки, ЭБЦ и краеведческого музея. Экскурсия дает мощный импульс детскому мышлению, позволяет увидеть множество проблем для собственных изысканий, создает прекрасную базу для аналитической работы мысли.
· Участие в школьной научно-практической конференции Исследовательская деятельность помогает развить у школьников следующие ключевые компетентности:
· коммуникативную– умение вступить в общение;
· информационную– владеть информационными технологиями, работать со всеми видами информации;
· продуктивную– уметь работать, быть способным создавать собственный продукт. Результаты своей работы обучающиеся представляют на ежегодной школьной мартовской научно-практической конференции в виде научного доклада. Но любой исследовательский проект – это ещѐ и сценарий, компьютерная презентация, игра или спектакль.
Блок III:Творческое самовыражение обучающихся:
· Участие в творческих конкурсах:
· Постановка по рассказам писателей литературных композиции и их сценическое исполнение на различных городских конкурсах и внеклассных мероприятиях.
Список литературы:
3. Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей / Под ред. А.М. Матюшкина. – М.; Воронеж, 2004
Студентам и соискателям ученой степени для того, чтобы успешно подготовиться к семинарам или экзаменам, а также собрать материал для научного исследования, требуется изучить много литературы по конкретной теме. Чтобы успеть прочитать и записать как можно больше информации, необходимо освоить навык грамотно конспектировать научные материалы. Поверьте, овладев подобным умением, вы значительно облегчите себе жизнь и научитесь эффективно использовать время, проведенное в библиотеке.
Следует понимать, что в составлении конспекта лекции и конспекта научного труда имеются различия. В первом случае преподаватель, рассказывая материал занятия, просит студентов обратить внимание на те или иные моменты, чтобы они обязательно были зафиксированы в конспектах. При конспектировании научной статьи и монографии необходимо самостоятельно выделить суть исследования, основные гипотезы, доказательства и выводы.
Прежде всего, прочтите научную статью. На данном этапе работы выделите вводную часть, где обозначены объект, предмет исследования, цели и задачи, основную часть, где изложен материал, и заключение. Подчеркните главные мысли, можно это сделать простым карандашом, только закончив работу, не забудьте убрать из книги все пометки.
После того, как станет понятно, о чем идет речь в исследовании, а также к каким выводам пришел автор по поставленной проблеме, можно приступать к конспектированию статьи. Вы допустите большую ошибку и потратите много времени, если будете просто целиком переписывать научный труд себе в тетрадь. Конспект подразумевает под собой сжатое изложение материала, причем допускается передача смысла текста своими словами.
Начинайте с введения, где исследователь обозначил проблему статьи и ее актуальность, указал, какие использовал источники и дополнительные материалы, а также методологическую базу. Ваша задача – кратко записать основные положения, избегая излишних рассуждений и отступлений.
Начиная записывать основную часть статьи, обратите внимание, какие материалы, примеры, расчеты, лабораторные опыты, теории и гипотезы использует автор. Все вышеперечисленное желательно перенести в конспект наиболее детально и подробно. Эти данные – ядро научного исследования, на основании которых сделаны выводы и заключения.
Завершив работу над основной частью, переходим к третьей. Конспектировать ее обычно проще всего, поскольку итоги и выводы автор преподносит тезисно и без пространных объяснений и отступлений. Поэтому выделить смысл заключения не составляет труда.
Обратите внимание на ссылки в тексте и на список литературы, который обычно размещается в конце научной работы. Это поможет понять, какие источники и исследования использовал автор для написания статьи. Их тоже необходимо перенести в конспект. В дальнейшем, когда вам понадобится дополнительный материал по данной проблеме, вы легко сможете его найти.
- Как писать конспект статьи
- Как оформить конспект
- Как законспектировать текст
Прежде чем начинать писать конспект научной статьи, вы должны четко понимать, что конспектирование целостной, законченной работы довольно серьезно отличается от конспектирования под диктовку в реальном времени, к примеру, на лекции. В этом случае ставится задача не просто зафиксировать изложение материала автором, а составить на его основе целостное, логически связанное изложение.
Начинайте работу с внимательного прочтения всей статьи целиком. В процессе чтения отметьте основные части статьи. Как правило, они включают в себя введение с постановкой проблемы, основную часть работы и заключение, содержащее выводы. В каждой части выделите основные мысли автора. Для этого удобно делать пометки на полях статьи карандашом, которые потом не трудно стереть.
Уяснив для себя основную суть статьи и выводы, сделанные автором, переходите к непосредственному написанию конспекта. Обратите внимание, что конспект предполагает краткое изложение материала и ваша работа по объему должна быть значительно меньше оригинальной статьи. Это значит, что не нужно переписывать авторский текст подряд. Выбирайте только самое необходимое.
Начинайте конспект с вводной части, содержащей постановку научной проблемы и основные исходные положения. Прежде чем писать, еще раз перечитайте первую часть (как правило, несколько абзацев) и выделите в тексте главные мысли, отбрасывая все сторонние рассуждения. При составлении конспекта не очень желательно переписывать текст дословно, цитировать его подряд. Будет намного лучше, если вы сможете переформулировать выделенные мысли своими словами.
Записав основные положения первой части статьи, переходите к следующему разделу и повторите с ним весь описанный ранее алгоритм действий. Если в статье содержатся какие-либо научные выкладки, формулы, постулаты, обратите на них особое внимание. Это тот фундамент, на котором строится вся доказательная база научной работы. Постарайтесь зафиксировать эти данные максимально точно.
Законспектировав основную часть статьи, особое внимание обратите на ее заключение и содержащиеся в нем выводы. Обычно в научных работах итоговые выводы излагаются в виде последовательных списков или тезисов. Но если этого нет, желательно самостоятельно привести заключительную часть к максимально формализованному виду. В дальнейшем такое изложение материала очень поможет при его усвоении и обработке.
Читайте также:
- Конспект занятия по конструированию из природного материала в средней группе
- Прикладная культурология кратко конспект
- Во времена древней руси 4 класс конспект
- Промышленность торговля города и местечки в беларуси в первой половине xix в план конспект
- Конспект урока пирамида 11 класс
Как записывать? Делать конспекты, с одной стороны, легко и просто – записывайте под диктовку и все. С другой, не все то, что рассказывает лектор, достойно находиться в вашей тетради. По сути, все подряд фиксировать и не нужно, только главную мысль.
Что учесть? Вы можете делать записи от руки или набирать на клавиатуре – кому как удобно. Не лишним будет выделять заголовки и основную суть маркерами. Самые продвинутые рекомендуют специальные мобильные приложения, которые запишут лекцию за вас.
В статье рассказывается:
- Что такое конспект и в чем его польза
- Виды конспектов
- Общие принципы конспектирования
- Как делать конспект
- 5 типичных ошибок в конспектировании
- Приложения и онлайн-сервисы для создания конспектов
- Часто задаваемые вопросы про составление конспекта
-
Пройди тест и узнай, какая сфера тебе подходит:
айти, дизайн или маркетинг.Бесплатно от Geekbrains
Что такое конспект и в чем его польза
Конспект – это переработанная вами информация, полученная из лекции, учебника или другого первоисточника, имеющая определенную структуру. Чаще всего к помощи конспектов прибегают учащиеся, но это не означает, что больше такие записи никому не нужны. К примеру, вы можете законспектировать доклад на конференции. Отдельная тема – как оформить такую запись.
Это целая наука, применение которой зависит от целей структурирования информации. Поэтому как делать конспект, каждый выбирает сам. Кому-то нравится красиво оформлять свои записи, но на это уходит время; кто-то хочет ускорить процесс и быстро записывает большой объем информации без какой-либо структуризации.
Конспекты обычно пишут хорошие ученики. И не только потому, что этого требует преподаватель. Чтобы объяснить остальным учащимся преимущества конспектирования, определим проблему, которая состоит из трех пунктов:
- Лекции – это большой объем данных.
- Этот объем далеко не весь состоит из полезной информации.
- Время усвоения материалов лекции у вас ограничено.
Скачать
файл
Все правильные лекции строятся по одной схеме: лектор обозначает проблему, рассказывает о ее возникновении, предлагает решение, приводит жизненные примеры.
Предпосылки – да, должны быть, но это может быть большой и запутанный клубок. В первую очередь вас интересует само решение, но лектор вдруг решил показать, как оно связано с предпосылками. И вот уже важная для вас информация перемешивается со второстепенной. На примерах из жизни материал лучше усваивается, но они никак не структурируют знания и чаще всего обособлены от остальных деталей лекции.
Правильное решение – выяснить, как делать конспект урока, и кратко записывать все, что говорит преподаватель. Проблема, которой посвящена лекция, должна стать заголовком текста – так ее легче будет найти при необходимости. Предпосылки лучше сократить до пары фраз и записать рядом, но в отдельный столбик. Когда мы захотим вспомнить содержание лекции и откроем конспект, то сможем проглядеть этот столбик и связать основную проблему с ее зарождением.
Решение надо записать очень подробно, но в тезисной форме, чтобы можно было потом сформулировать алгоритм ответа. Если примеры играют важную роль, записываем их в отдельный блок на странице, чтобы быстро просмотреть и вспомнить, если это потребуется.
Конспект – это не просто краткое изложение учебного материала. Чтобы его составить, нам надо проанализировать входящий поток информации, отсеять то, что можно не записывать, сократить до минимума и перенести на лист. В итоге вы пропускаете данные через себя, то есть в процессе составления записи учите лекционный материал. Поэтому даже от конспектирования в свободной форме будет больше пользы, чем от простого прослушивания.
Еще один положительный момент – свои записи вы всегда сможете перечитать, чтобы разобраться в материале и лучше его понять.
Виды конспектов
Преподаватели требуют ведения конспектов не просто так. С ними учебный материал усваивается заметно быстрее. Существует несколько видов таких записей:
- В основе план-конспекта лежит план, по которому выстраивается вся информация.
- Конспект-схема демонстрирует логические связи между отдельными частями лекции.
- Текстовый конспект – это цитаты, имеющие между собой логическую связь.
- Свободный конспект состоит из выписок, тезисов, цитат.
- Тематический конспект пишется по конкретной теме, например, фиксирует хронологию событий.
Общие принципы конспектирования
Даже при свободной записи лекции надо знать, как правильно делать конспект, чтобы сохранить эффективность. Существуют общие принципы оформления записей:
- Структура. Она определяется тремя основными подходами составления плана и может представлять собой дерево, набор блоков или сплошной поток. При выборе древовидной структуры запись ведется от центра, в который вынесена основная мысль, к другим записям-ветвям. Если вы решили конспектировать блоками, то заносите в виде них отдельные мысли, а потом логически связываете их между собой. Поточный конспект – самый простой вид записи: вы просто фиксируете основные мысли в том порядке, в каком их преподносит лектор.
- Краткость. Это суть любого конспекта – записываете только основные мысли, умещая каждую в одно предложение.
Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2023
Поможет разобраться в актуальной ситуации на рынке труда
Подборка 50+ ресурсов об IT-сфере
Только лучшие телеграм-каналы, каналы Youtube, подкасты, форумы и многое другое для того, чтобы узнавать новое про IT
ТОП 50+ сервисов и приложений от Geekbrains
Безопасные и надежные программы для работы в наши дни
Уже скачали 20958
- Сокращения. При конспектировании сокращения используются всегда. Есть общепринятые обозначения: «таким образом» – «т.о.», «из этого следует, что» – «->» и так далее (и т. д.). Можно придумать и свои сокращения, главное — потом понять, что вы написали. Лучше всего составить небольшой словарик и записать его на первой странице конспекта.
- Визуализация. Можно обойтись и без этого принципа, но с ним гораздо удобнее. Простые схемы, зарисовки, стрелочки помогут структурировать материал, который с их помощью лучше запомнится.
- Подведение итогов. Очень полезный принцип, которым пользуются крайне редко. Обычно конспект пишется второпях, пока идет лекция, и на выводы не остается времени. Но лучше немного задержаться после занятия и записать результаты лекции в трех-четырех предложениях. Благодаря подведению итогов можно быстро повторить даже очень большую тему, читая только выводы.
Как делать конспект
Когда речь заходит о конспектировании, бывает очень сложно решить, как делать конспект текстов различного вида. В каждом отдельном случае рекомендации могут отличаться, но всегда можно найти то, что их объединяет. Предлагаем вам познакомиться с тем, как должно происходить конспектирование информации из разных источников.
Лекции
Студентам для записи лекций больше всего подойдет знание того, как делать план-конспект, но можно использовать и свободную форму. Порой выбор зависит не столько от обучающегося, сколько от преподавателя, читающего материал.
Чаще всего происходит синтез этих видов: в начале лекции составляется план конспекта, а потом студент делает краткие записи, исходя из собственных возможностей.
Главное – не нарушать логические связи между планом и цитатами.
Статьи
Иногда приходится конспектировать статьи из журналов или газет. В этом случае удобнее всего воспользоваться формой тематического или схематического конспекта.
Первый вариант поможет записать наиболее важные мысли из статей по конкретной теме в виде единого текста.
Конспект в схематичной форме поможет зафиксировать разные взгляды и по этому признаку отделить статьи друг от друга. Сухой язык схем не дает в полной мере проявить субъективность, которая присуща тематическому конспекту. Так что студент должен сам решить, в какой форме записывать статьи.
Но надо сказать, что схематический конспект считается наиболее быстрым и удобным способом записи информации. Здесь не надо продумывать текст, но с помощью схемы «вопрос-ответ» можно занести в конспект гораздо больше информации.
Книги
Если не знаете, как делать конспект книги, советуем выбрать для этого сразу две формы – текстуальную и свободную. Так вы сможете не только получить максимально информативный конспект, но и сделать сам процесс записи более увлекательным.
Только до 29.05
Скачай подборку тестов, чтобы определить свои самые конкурентные скиллы
Список документов:
Тест на определение компетенций
Чек-лист «Как избежать обмана при трудоустройстве»
Инструкция по выходу из выгорания
Чтобы получить файл, укажите e-mail:
Подтвердите, что вы не робот,
указав номер телефона:
Уже скачали 7503
Эмоционально окрашенный текст создаст ту атмосферу, которая сопутствовала автору в процессе чтения книги. Возникнет ассоциативный ряд, благодаря которому память восстановит все подзабытые нюансы.
Параграфа
Здесь подойдет свободная форма. Источник информации не так велик, поэтому автор конспекта может почти дословно его переписать.
Читайте также
Учебника
Проще всего составлять конспект по учебнику. Обычно основные правила и положения в них и так выделяют. Надо только найти их в тексте и переписать в тетрадь.
Если в материале нет выделенных цитат, то работать придется с план-конспектом, так как содержание учебника и является тематическим планом.
Мы привели вам варианты, как можно конспектировать информацию из разных источников. Если вы примените наши советы и рекомендации, то в результате будете иметь отличные конспекты. Но хотим предупредить вас, что в процессе их создания вы можете столкнуться с целым рядом проблем.
5 типичных ошибок в конспектировании
- Делать несколько дел одновременно
Как делать конспект занятия, если вы параллельно разговариваете с товарищем и просматриваете ленту соцсетей в смартфоне? Хороших результатов в такой ситуации ждать не приходится. Человек не способен делать несколько дел одновременно.
Хотя, почему нет? Способен, конечно, но результат будет некачественным. Когда вы пытаетесь одномоментно выполнять несколько дел (слушать и конспектировать лекцию, разговаривать с товарищем, переписываться в мессенджере), вы делите свое внимание на все действия, но в то же время до конца не выполняете ни одного.
- Записывать все подряд
Многие студенты глубоко заблуждаются, когда считают, что должны дословно записать все, что рассказывает лектор. Разумеется, они не успевают, прерывают преподавателя, просят повторить уже разобранный материал.
Не стоит думать, что от полноты конспекта у вас в голове прибавится знаний. Если вам так интересны подробности и примеры из жизни, возьмите книгу по этой тематике и прочитайте ее. Зачем мешать проведению занятия?
Учебные материалы, преподнесенные в виде лекции, помогают лучше уяснить законы и принципы действия изучаемого предмета, а не многочисленные следствия этого явления.
- Не пользоваться сокращением слов, а записывать их полностью
В предыдущем пункте мы убеждали вас, что не надо пытаться записывать каждое слово. Но иногда бывают ситуации, когда за одну лекцию надо успеть законспектировать большой объем действительно важной и нужной информации.
Когда перед студентами встает такая задача, они бывают не готовы записывать лекцию даже под диктовку преподавателя, потому что не успевают. И что тогда делать?
Подскажем, как делать краткий конспект с помощью собственной системы сокращений слов и часто употребляемых выражений. Вы сможете пользоваться ей на всех предметных лекциях.
Сокращать слова можно как угодно. Главное, чтобы, во-первых, длинные слова действительно уменьшались до нескольких букв и, во-вторых, вы смогли потом понять, что именно вы сократили.
Вот несколько примеров: «который» можно записать как «к-й», «государство» сократить до «г-во», «в том числе» заменить на «в т.ч.», а слово «через» заменить на «ч/з».
Это только малая часть сокращений. У каждого человека со временем вырабатывается своя система, поэтому мы не претендуем на то, чтобы диктовать какие-то правила.
- Не выделять основные моменты лекции цветом или как-то еще
Это даже не пожелание, а острая необходимость. Представьте типичную ситуацию, когда до сессии осталась пара дней, а вам надо найти в конспекте тему, которую лектор дал помимо учебника.
Вы знаете, что записывали, но найти именно этот материал не можете, а в учебнике его нет. Время идет, надо готовиться к экзаменам.
Вы начинаете паниковать, погружаетесь в состояние глубокого стресса и т. д. Но подобной ситуации можно легко избежать, чтобы не создавать проблему на пустом месте.
Как делать конспект в тетради и быстро находить то, что нужно? Выделяйте цветом основные моменты лекции так, чтобы потом можно было найти не только саму запись, но и то место в ней, которое вам кажется наиболее важным (тогда его не придется в панике искать по всей тетради).
Но не переборщите с цветными ручками и маркерами – в таком «раскрашенном» конспекте вы также ничего не сможете найти.
Выделять надо только самое основное: обязательно тему лекции, кроме нее можно отметить главные определения, формулы, тезисы и т. п.
А рисовать будете на досуге и в другом блокноте. Не надо из конспекта делать объект для творчества.
- Делать записи неаккуратно
Первой ошибкой при составлении конспекта мы назвали то, что человек не способен одинаково хорошо производить несколько действий одновременно.
В итоге конспект записывается небрежно, неаккуратно, корявым почерком, хотя автор считает, что он свою задачу выполнил – законспектировал всю лекцию, да еще и с товарищем успел поговорить.
А в результате студент не может прочитать ни слова из того, что он, как ему казалось, усердно записывал за преподавателем.
Такой конспект годится разве что для того, чтобы отметить галочкой его наличие. Если вы и учитесь ради «галочки» или «корочек» об образовании, то этого вам будет достаточно.
Но если вы пришли получать знания, то пишите конспекты аккуратным разборчивым почерком. Хороший конспект для студента – залог его успеваемости и глубины знаний, его хлеб. Не забывайте, что хлеб – всему голова.
Приложения и онлайн-сервисы для создания конспектов
Сегодня существует множество технических возможностей для того, чтобы делать конспект красиво. Различные сервисы помогают автоматизировать процесс: облегчают составление плана, грамотно выделяют основные мысли, обрабатывают лекционный материал для придания ему удобной формы.
- Speechpad. Преобразует любую речь в текст на экране.
- SpeechTexter. Онлайн-приложение для телефонов, способное преобразовать речь лектора в написанный текст.
- HandWriter. Способен преобразовать любой печатный материал из учебника в рукописный текст лекции.
- Писец. Легко преобразует конспект из электронной формы в рукописную.
- Canva. Систематизирует и структурирует записанный материал, облегчая запоминание текста лекции.
- ЭБС Лань. Создает лекции по уже пройденному материалу. Одно окно позволяет производить выгрузку, запись и цитирование текста.
Часто задаваемые вопросы про составление конспекта
Какой объем конспекта считается приемлемым?
Четких правил здесь нет. Ведь объем конспекта зависит от целого ряда субъективных факторов. У разных людей скорость записи слов может сильно отличаться. Кто-то пишет мелким почерком, а у кого-то всего три слова в строчке помещаются. Одни без устали строчат все слова под диктовку, словно пишущая машинка, другие в процессе записи теряют смысл речи и выхватывают из нее только ключевые слова.
Читайте также
Объем конспекта напрямую зависит и от объема первоисточника – учебника или статьи. Так что при конспектировании на объем записей обращать внимание не стоит.
Что лучше – конспект, написанный вручную, или отпечатанный?
Нет никаких ограничений на то, как делать конспект, выбор всегда за вами. Можем только обратить ваше внимание на то, что схематические конспекты с блоками, стрелочками и другими пометками проще писать от руки. Но если вы способны печатать вслепую всеми десятью пальцами, то у вас точно получится быстрее набирать текст на клавиатуре, чем писать его.
Как выделять в конспекте главные идеи?
Многие выделяют основные мысли цветными ручками или маркерами. Но постарайтесь, чтобы конспект оставался учебным материалом, а не превращался в альбом для раскрашивания.
Очень удобно для каждого случая использовать только определенный цвет. Например, заголовки выделять красным, подразделы – желтым, важные факты и определения – зеленым и т.д. Ориентироваться в записях станет проще.
Зачем каждый раз перечитывать конспекты?
Это проще, чем каждый раз листать учебник. Весь материал в сжатом виде у вас перед глазами. Если вы будете регулярно его перечитывать, то быстро усвоите. Лучше просматривать не весь конспект сразу, а по пять минут каждый день или методом интервальных повторений. Тогда новая информация надежно закрепится в вашей памяти.
Откуда питать вдохновение?
Благодаря Интернету мы имеем свободный доступ к различным видео, фото, инструкциям ведения записей. Многие блогеры выпускают для этого собственные планеры и стикеры.
Так что нет ничего постыдного в изучении чужих идей и способов ведения конспектов с целью использовать эти знания в собственной практике. Заведите на диске папку и сохраняйте в нее скриншоты и фото, или зарегистрируйтесь на Pinterest для создания собственной доски. Это станет отличной мотивацией для изучения того, как сделать опорный конспект.
Запомните одно: вы ведете эти записи не для учителя или куратора, а только для себя! Превратите конспект в удобный, понятный и приятный способ закрепления новых знаний и навыков!
Как писать конспект научной статьи
Студентам и соискателям ученой степени для того, чтобы успешно подготовиться к семинарам или экзаменам, а также собрать материал для научного исследования, требуется изучить много литературы по конкретной теме. Чтобы успеть прочитать и записать как можно больше информации, необходимо освоить навык грамотно конспектировать научные материалы. Поверьте, овладев подобным умением, вы значительно облегчите себе жизнь и научитесь эффективно использовать время, проведенное в библиотеке.
Инструкция
Следует понимать, что в составлении конспекта лекции и конспекта научного труда имеются различия. В первом случае преподаватель, рассказывая материал занятия, просит студентов обратить внимание на те или иные моменты, чтобы они обязательно были зафиксированы в конспектах. При конспектировании научной статьи и монографии необходимо самостоятельно выделить суть исследования, основные гипотезы, доказательства и выводы.
Прежде всего, прочтите научную статью. На данном этапе работы выделите вводную часть, где обозначены объект, предмет исследования, цели и задачи, основную часть, где изложен материал, и заключение. Подчеркните главные мысли, можно это сделать простым карандашом, только закончив работу, не забудьте убрать из книги все пометки.
После того, как станет понятно, о чем идет речь в исследовании, а также к каким выводам пришел автор по поставленной проблеме, можно приступать к конспектированию статьи. Вы допустите большую ошибку и потратите много времени, если будете просто целиком переписывать научный труд себе в тетрадь. Конспект подразумевает под собой сжатое изложение материала, причем допускается передача смысла текста своими словами.
Начинайте с введения, где исследователь обозначил проблему статьи и ее актуальность, указал, какие использовал источники и дополнительные материалы, а также методологическую базу. Ваша задача – кратко записать основные положения, избегая излишних рассуждений и отступлений.
Начиная записывать основную часть статьи, обратите внимание, какие материалы, примеры, расчеты, лабораторные опыты, теории и гипотезы использует автор. Все вышеперечисленное желательно перенести в конспект наиболее детально и подробно. Эти данные – ядро научного исследования, на основании которых сделаны выводы и заключения.
Завершив работу над основной частью, переходим к третьей. Конспектировать ее обычно проще всего, поскольку итоги и выводы автор преподносит тезисно и без пространных объяснений и отступлений. Поэтому выделить смысл заключения не составляет труда.
Полезный совет
Обратите внимание на ссылки в тексте и на список литературы, который обычно размещается в конце научной работы. Это поможет понять, какие источники и исследования использовал автор для написания статьи. Их тоже необходимо перенести в конспект. В дальнейшем, когда вам понадобится дополнительный материал по данной проблеме, вы легко сможете его найти.