Ключевые вопросы
Разработка мероприятий при НМУ: нормативные требования, выбор источников и веществ, оценка эффективности, особенности для II категории, различия РД и Требований
Согласование мероприятий при НМУ
Реализация мероприятий при НМУ: назначение ответственных, порядок действий при НМУ, получение прогнозов НМУ, выполнение мероприятий и контроль
Ответственность за невыполнение требований в области НМУ
При получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий (далее — НМУ) юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух[1].
Эта обязанность подразумевает необходимость:
• разработки хозяйствующим субъектом мероприятий;
• согласования их с госорганом;
• получения информации о наступлении НМУ;
• выполнения согласованных мероприятий, а в некоторых случаях — также других действий (например, представления отчета о выполнении таких мероприятий в госорган).
Набор действий, составляющих обязанность «проводить мероприятия», колеблется в зависимости от субъекта РФ, в котором расположен природопользователь, т.к. регулирование в части выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ отнесено к компетенции органов исполнительной власти субъектов РФ (см. ст. 19 Закона № 96-ФЗ). За субъектами РФ — организация работ по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ и согласование мероприятий при НМУ.
Разработка мероприятий при НМУ
Нормативные требования
Долгое время разработка мероприятий при НМУ велась в соответствии с руководящим документом еще советских времен — РД 52.04.52-85 «Методические указания. Регулирование выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях» (далее — РД 52.04.52-85).
Причем само требование о необходимости разработки мероприятий было конкретизировано региональным законодательством: например, где-то требование распространялось на тех хозяйствующих субъектов, выбросы которых по каким-либо загрязняющим веществам превышали на границе с жилой застройкой 0,2 ПДК, где-то — 0,1 ПДК, а где-то все владельцы источников выбросов несли в госорган материалы по НМУ — либо для согласования мероприятий, либо для получения ответа, что мероприятия не нужны.
Были и такие, кто не разрабатывал мероприятия, ссылаясь на отсутствие сети наблюдений за наступлением НМУ в районе расположения предприятия, такая позиция была основана на соответствующих положениях РД 52.04.52-85.
С 01.11.2019 ст. 19 Закона № 96-ФЗ претерпела изменения: была добавлена необходимость установления на федеральном уровне требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ; такие требования были утверждены Приказом Минприроды России от 28.11.2019 № 811 (далее — Требования) и начали действовать с 27.06.2020.
На сегодняшний день при разработке мероприятий при НМУ руководствоваться необходимо нормами Требований. Нормы РД 52.04.52-85 допускается применять в случае, если они не противоречат Требованиям.
Выбор источников и веществ
В соответствии с Требованиями мероприятия при НМУ разрабатываются для всех источников выбросов объектов НВОС[2] I, II и III категорий, подлежащих нормированию в области охраны окружающей среды. В отношении «подлежащих нормированию» дана ссылка на ст. 22 «Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов» Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Закон № 7-ФЗ).
Согласно ст. 22 Закона № 7-ФЗ нормированию подлежат загрязняющие вещества, включенные в Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 08.07.2015 № 1316-р. Таким образом, мероприятия при НМУ касаются только веществ, содержащихся в указанном Перечне.
Причем нормативы рассчитываются (ст. 22 Закона № 7-ФЗ):
• для строящихся объектов I и II категорий;
• действующих объектов II категории;
• объектов III категории (только по веществам I, II классов опасности).
При этом действующие объекты I категории в ст. 22 не упоминаются.
Обратите внимание: объекты III категории разрабатывают мероприятия при НМУ только для тех веществ, для которых рассчитывают нормативы выбросов (вещества I, II классов опасности).
Также любопытен п. 8 Требований:
8. При отсутствии для рассматриваемого ОНВ расчетов нормативов допустимых выбросов, подлежащих нормированию в области охраны окружающей среды, разработка мероприятий при НМУ начинается с проведения расчетов рассеивания выбросов по данным инвентаризации стационарных источников и выбросов для ОНВ, указанных в пункте 6 настоящих Требований.
Пунктом 6 Требований определено, что мероприятия при НМУ разрабатываются в том числе на основании результатов расчетов рассеивания выбросов. Таким образом говорится о том, что при отсутствии для объекта НВОС расчетов нормативов допустимых выбросов (и расчетов рассеивания в рамках расчетов нормативов) разработка мероприятий при НМУ начинается с проведения расчетов рассеивания по данным инвентаризации стационарных источников.
Непонятно, зачем в Требованиях такой пункт, потому как мероприятия разрабатываются только для источников, подлежащих нормированию, а значит, в отношении таких источников нормирование и разработка НМУ проводятся в комплексе (Методика разработки (расчета) и установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее — Методика № 581), утвержденная Приказом Минприроды России от 11.08.2020 № 581, предусматривает необходимость наличия в расчете нормативов выбросов расчетов выбросов в период НМУ).
Мероприятия разрабатываются по веществам, по которым расчетные приземные концентрации, создаваемые выбросами объекта НВОС в точках формирования наибольших приземных концентраций за границей территории объекта (контрольные точки) при их увеличении на 20, 40 и 60 % соответственно при НМУ 1, 2 и 3 степени опасности могут превысить гигиенические нормативы загрязняющих веществ в атмосферном воздухе (с учетом групп суммации).
Причем, с точки зрения Минприроды России[3], при определении перечня загрязняющих веществ для разработки мероприятий при НМУ целесообразно предусматривать увеличение в том числе фонового уровня загрязнения атмосферного воздуха. Согласно такой позиции мероприятия следует разрабатывать для веществ при увеличении их концентраций на границе объекта на 20, 40 и 60 % (в зависимости от режима НМУ) с учетом фона, если при таком увеличении концентрации превысят гигиенические нормативы загрязняющих веществ в атмосферном воздухе.
Если фон в районе расположения объекта велик, это может повлечь необходимость закладывания в мероприятия остановки всех источников, выбрасывающих данное вещество (большая вероятность таких мероприятий для веществ с высокими фоновыми концентрациями и входящих в одну группу суммации).
К сведению
Мероприятия при НМУ должны обеспечивать снижение создаваемых выбросами источников объекта НВОС приземных концентраций:
• на 15–20 % при НМУ 1 степени опасности;
• на 20–40 % при НМУ 2 степени опасности;
• на 40–60 % при НМУ 3 степени опасности.
Для объектов НВОС, относящихся к деятельности по обеспечению электрической энергией, газом и паром, установлены более низкие требования к снижению выбросов (уменьшение приземных концентраций каждого загрязняющего вещества в периоды НМУ составляет: до 5–10 % при НМУ 1 степени опасности, до 10–20 % при НМУ 2 степени опасности, до 20–25 % при НМУ 3 степени опасности) из соображений недопущения ограничения потребителей в поставках электроэнергии и тепла и их качества. По мнению Минприроды России[4], эти требования будут распространяться на деятельность по обеспечению электрической энергией, газом и паром класса 35 Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2014.
Подход Требований к определению источников, на которых необходимо снижать выбросы в периоды НМУ, как и ранее, основан на ранжировании источников по их вкладу в расчетные приземные концентрации в контрольных точках.
Оценка эффективности мероприятий
Эффективность мероприятий при НМУ оценивается в соответствии с разделом V Методики № 581.
[1] Пункт 3 ст. 19 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (в ред. от 11.06.2021; далее — Закон № 96-ФЗ).
[2] Объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду.
[3] См. письма Минприроды России от 07.09.2020 № 12-50/11538-ОГ «О разработке мероприятий по уменьшению выбросов в периоды НМУ», 08.04.2021 № 12-50/4498-ОГ «О мероприятиях при НМУ».
[4] См. письмо Минприроды России от 03.08.2020 № 12-50/9761-ОГ «О разъяснении».
Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 12, 2021.
Вступление в силу ряда изменений в области разработки плана мероприятий при НМУ породило огромное количество вопросов у разработчиков и природопользователей: как разрабатывать, где согласовывать, и что с планом мероприятий впоследствии делать? В статье мы собрали все спорные вопросы, возникающие в ходе разработки, согласования планов мероприятий при НМУ в свете нового законодательства, а также разобрали особенности представления информации об НМУ хозяйствующему субъекту.
Наталья Шаповалова
Инженер-проектировщик 1 категории EcoStandard group
Обзоры, интервью, свежие новости и изменения в законодательстве — оперативно в нашем Telegram-канале. О самых важных событиях — в нашей группе ВКонтакте.
Исходные данные для разработки плана мероприятий НМУ
Ранее разработка мероприятий при неблагоприятных метеорологических условиях основывалась на качественном и количественном составах выбросов, а также на результатах расчета рассеивания выбросов ЗВ. Теперь в качестве исходных данных используются:
- Отчет по инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
- Результаты расчетов технологических нормативов, нормативов допустимых выбросов, временно согласованных выбросов;
- Результаты расчетов рассеивания выбросов;
- Сведения о результатах государственного мониторинга атмосферного воздуха и санитарно-гигиенического мониторинга;
- Сведения о превышении предельно допустимых концентраций ЗВ на границе СЗЗ объекта НВОС по результатам осуществления федерального и регионального госэконадзора.
Документы для разработки плана мероприятий при НМУ
НМУ — метеорологические условия, способствующие накоплению загрязняющих веществ в приземном слое атмосферного воздуха, являющиеся помехой для рассеивания загрязняющих веществ. Согласно статье 1 ФЗ от 04.05.1999 г № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее — Закон № 96-ФЗ) к НМУ относятся:
- штиль,
- ветер неблагоприятного направления,
- слабый или сильный ветер,
- туман,
- инверсия (атмосферные условия, при которых такие характеристики воздуха, как влажность и температура, увеличиваются при наборе высоты).
Согласно статье 19 Закона № 96-ФЗ мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ (далее — мероприятия при НМУ) разрабатываются для всех объектов, имеющих источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, за исключением объектов IV категории.
Приказом Минприроды России от 28.11.2019 г. № 811 утверждены Требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий, в которых отражены общие вопросы разработки предприятиями, имеющими источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, мероприятий при НМУ с учетом степени опасности прогнозируемых НМУ. Требования вступили в силу с 27 июня 2020 г.
Природопользователи зачастую путают категории, присвоенные на основании расчетов рассеивания исходя из максимальных приземных концентраций загрязняющих веществ с категориями постановки на учет объектов ОНВ.
Критерии отнесения объектов НВОС к объектам ОНВ I, II, III и IV категорий утверждены Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 г. № 2398 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий», вступившим в силу с 01.01.2021 г.
Обязанность разработки мероприятий при НМУ зависит от уровня негативного воздействия на окружающую среду, который оказывает эксплуатируемых объект — ОНВ. Согласно п.1 Требований Мероприятия при НМУ должны разрабатывать, согласовывать и организовывать работы по их реализации хозяйствующие субъекты, эксплуатирующие ОНВ I, II и III категорий, на которых расположены источники выбросов ЗВ в атмосферу.
Согласно п.3 статьи 19 Закона № 96-ФЗ при получении прогнозов НМУ юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов ЗВ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов ЗВ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.
В настоящий момент в ряде субъектов РФ действуют нормативно-правовые акты регионального уровня, определяющие требования при НМУ, а также соответствующие административные регламенты органов исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченных на осуществление регионального государственного экологического надзора. В связи с этим , вопросы разработки для конкретного предприятия мероприятий при НМУ регулируются порядком проведения таких работ, установленным в советующем субъекте РФ.
Рекомендуется начинать работу по разработке плана мероприятий для конкретного предприятия с ознакомления нормативно-правовых актов регионального уровня соответствующего субъекта РФ
Таким образом, законодательным основанием для разработки плана при НМУ являются:
- Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;
- Федеральный закон Российской Федерации от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»;
- Приказ Минприроды России № 811 от 28.11.2019 «Об утверждении требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий»;
- Нормативно-правовые акты регионального уровня (например, для Москвы — это Постановление Правительства Москвы от 25.04.2017 г. № 231-ПП).
Согласно статье 19 Закона № 96-ФЗ, порядок проведения работ по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ определяется органами государственной власти субъектов РФ; мероприятия при НМУ должны быть согласованы с уполномоченным на осуществление регионального государственного экологического надзора органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ. Приказ № 811 не отменяет нормативные правовые акты субъектов РФ по вопросам регулирования выбросов в периоды НМУ. На основании положений Требований органами исполнительной власти субъекта РФ вносятся уточнения в нормативные правовые акты субъекта РФ, касающиеся регулирования деятельности в периоды НМУ.
Требования при НМУ утверждены впервые. Ранее до утверждения Требований при НМУ нормативный документ, в соответствии с которым необходимо было проводить разработку мероприятий при НМУ, отсутствовал. Природопользователи руководствовались нормативно-технической документацией — РД 52.04.52-85 «Методические указания. Регулирование выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях». В настоящий момент РД 52.04.52-85 имеет рекомендательный характер и может применяться в части, не противоречащей действующему законодательству РФ, в том числе положениям Приказа № 811.
За отсутствие плана при неблагоприятных метеорологических условиях полагаются штрафы:
- 2000-5000 руб. — штрафы для должностных лиц;
- 20000-100000 руб. — штрафы для юридических лиц (КоАП РФ, Статья 8.1.)
Помимо этого, в качестве меры воздействия госинспектор может выписать предписание о приостановке деятельности на объекте.
Алгоритм действий по разработке мероприятий при НМУ
При разработке плана мероприятий при НМУ можно выделить следующие этапы:
- Проведение инвентаризации стационарных источников и выбросов
- Определение перечня загрязняющих веществ, в отношении которых необходимо уменьшение выбросов в периоды НМУ
- Определение перечня источников, на которых проводится уменьшение выбросов в периоды НМУ
- Для НМУ 1-й степени — превышение гигиенических нормативов (ПДК) при увеличении приземных концентраций загрязняющих веществ в точке максимума за границей ОНВ на 20%
- Для НМУ 2-й степени — превышение гигиенических нормативов (ПДК) при увеличении приземных концентраций загрязняющих веществ в точке максимума за границей ОНВ на 40%
- Для НМУ 3-й степени — превышение гигиенических нормативов (ПДК) при увеличении приземных концентраций загрязняющих веществ в точке максимума за границей ОНВ на 60%
- Определение количественной характеристики выбросов загрязняющих веществ, выбросы которых подлежат сокращению при наступлении НМУ
- Разработка мероприятий при НМУ для выбранных источников выбросов
- Расчет приземных концентраций загрязняющих веществ на период НМУ для всех степеней опасности с учетом реализации разработанных мероприятий при НМУ
- Формирование пояснительной записки к плану
Отчет по инвентаризации стационарных источников и выбросов прикладывается к пояснительной записке к плану мероприятий при НМУ в составе Приложений, заверенный предприятием. В некоторых регионах требуют прикладывать том проекта нормативов допустимых выбросов, вместо отчета по инвентаризации.
Согласно п. 7 Требований при НМУ перечень загрязняющих веществ, по которым производится сокращение выбросов в периоды НМУ, формируется из списка веществ, которые, согласно статье 22 Федерального 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» (далее — «7-ФЗ»), подлежат нормированию в области охраны окружающей среды.
Согласно ст.22 7-ФЗ на объектах I и II категорий нормируются вещества, включенные в Распоряжение Правительства РФ от 08.07.2015 № 1316-р «Об утверждении перечня загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды». На объектах III категории нормируются радиоактивные, высокотоксичные вещества, вещества, обладающие канцерогенными, мутагенными свойствами (вещества I, II класса опасности).
Согласно п. 13 Требований при НМУ перечень источников выбросов, для которых производится сокращение выбросов в периоды НМУ, формируется на основании анализа результатов расчетов рассеивания. Таким образом, для определения источников, выбросы которых подлежат сокращению при наступлении НМУ, проводится расчет приземных концентраций загрязняющих веществ в штатном режиме работы предприятия. По результатам приземных концентраций в точках максимума за границей ОНВ для выбранных веществ проводится увеличение максимальных приземных концентраций.
Согласно п. 10 Требований при НМУ в Перечень ЗВ включаются выбранные загрязняющие вещества при соблюдении следующих условий:
На данном этапе проводятся расчеты выбросов ЗВ на источниках, по которым необходимо провести сокращение выброса при наступлении НМУ. По мнению Минприроды России показатели снижения мощности выброса на источниках, выбросы которых при инвентаризации были получены инструментальными методами, могут быть определены расчетно-балансовым методом.
Обязательно прописывается технология проведения каждого из мероприятий по уменьшению выбросов с обоснованием выбранных мероприятий, их экономическая оценка.
На данном этапе проводятся расчеты рассеивания по тем степеням опасности, для которых необходимо сокращение выбросов при наступлении НМУ. По результатам расчетов рассеивания проводятся сравнительные анализы, оценивающие достаточность предлагаемых мероприятий.
Если мероприятия при НМУ по результатам расчетов рассеивания обеспечивают снижение создаваемых выбросов до необходимой эффективности (п.12 Приказа), то мероприятия считаются достаточными.
По итогу работы для каждой степени опасности составляются параметры выбросов загрязняющих веществ на соответствующий период НМУ.
Рекомендуемый образец содержания записки представлен в Приложении № 2 Требований
Особенности представлении информации об НМУ
Предоставление информации об НМУ заинтересованным лицам осуществляется территориальными органами и подведомственными организациями федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежными с ней областях. На сегодняшний день таким органом является Росгидромет.
Правовое обоснование:
- Закон № 96-ФЗ;
- Положение о Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 23.07.2004 г. № 372;
- Положение об информационных услугах в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей среды (далее — Положение), утвержденное Постановлением Правительства РФ от 15.11.1997 г. № 1425;
- Порядок предоставления информации о неблагоприятных метеорологических условиях, требованиями к составу и содержанию такой информации, порядок ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам (далее — Порядок), утвержденный Приказом Минприроды России от 17.11.2011 г. № 899.
Информацию об НМУ получают заинтересованные лица (п.3 Порядка):
- органы государственной власти субъектов РФ;
- органы местного самоуправления, которые организуют в городском или ином поселении работы по регулированию выбросов ЗВ в периоды НМУ;
- территориальные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление государственного экологического надзора, которые обеспечивают контроль за проведением хозяйствующими субъектами согласованных мероприятий по уменьшению выбросов ЗВ на эксплуатируемых объектах;
- хозяйствующие субъекты, имеющие источники выбросов ЗВ в атмосферу.
Информация Росгидромета представляется в форме прогнозов об НМУ на 1-3 суток I-III степеней опасности с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия на безвозмездной основе:
- территориальным органам федерального органа исполнительной власти;
- органам исполнительной власти субъекта РФ уполномочен на осуществление регионального государственного экологического надзора;
’
на платной основе:
- хозяйствующим субъектам (в соответствии с договором на услуги по информационному обеспечению).
Законодательством не установлена обязанность по заключению договорных отношений для получения от Росгидромета прогнозов об НМУ. Информация об НМУ публикуется уполномоченным органом на его официальном сайте в информационной телекоммуникационной сети интернет. Таким образом, для получения информации о наступлении НМУ во избежание финансовых затрат можно использовать сайты территориальных органов Росгидромета и органов исполнительной власти субъектов РФ. Однако информация об НМУ уполномоченным органом публикуется на официальных сайтах далеко не во всех регионах. Расчет степеней опасности осуществляется самим Росгидрометом.
Составление прогноза НМУ осуществляется Росгидрометом с учетом текущей синоптической и метеорологической ситуации в такие временные интервалы, как с 13:00 — 15:00 местного времени текущего дня. Уточнение информации об НМУ производится до 10:00 местного времени следующих суток. Если в результате уточнения прогноза степень опасности НМУ меняется, то Росгидромет предоставляет уточненную информацию. Непредставление уточненной информации об НМУ свидетельствует о прекращении НМУ по истечению периода, указанного в первичном сообщении. Следовательно, далее можно осуществлять производственную деятельность в штатном режиме. Информация об НМУ/уточнение информации об НМУ предоставляется в течение 1 часа с момента составления прогноза.
Как проводить мероприятия при НМУ
В целях своевременной организации работ по реализации мероприятий при НМУ на предприятии назначается ответственное лицо, отвечающее за получение прогнозов НМУ, за своевременное выполнение в полном объеме мероприятий при НМУ, за проведение расчетов приземных концентраций ЗВ, а также оценку реализаций мероприятий при НМУ.
Этапы проведения мероприятий при НМУ на хозяйствующем субъекте после получения прогноза об НМУ:
- регистрация поступившего предупреждения об НМУ в журнале записей предупреждений НМУ;
- передача информации об НМУ в структурные подразделения предприятия;
- организация и проведение работ в режиме, соответствующем степени опасности НМУ;
- контроль за выполнением мероприятий при НМУ;
- регистрация информации о выполненных мероприятиях.
Контроль за выполнением мероприятий в период НМУ осуществляется хозяйствующим субъектом посредством проведения:
- визуальных наблюдений;
- инструментальных измерений;
- автоматического контроля выбросов на источниках выбросов и на границе СЗЗ, предусмотренных программой ПЭК.
Проведение натурных исследований осуществляется хоз.субъектом:
- посредством привлечения сторонней специализированной лаборатории (п.23 Требований ФЗ от 26.06.2008 г. № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений»;
- автоматического контроля выбросов на источниках выбросов и на границе СЗЗ, предусмотренных программой ПЭК.
Основные причины для отказа в согласовании плана мероприятий НМУ
- Неполнота комплекта документов при подаче
- Отсутствие среди приложений фоновой справки, в соответствии с которой были проведены расчеты рассеивания приземных концентраций ЗВ
- Отсутствие план-графика контроля выбросов в периоды НМУ
- Оформление отчета по инвентаризации, противоречащее установленному порядку
Чтобы избежать отказа по данному замечанию рекомендуем перед началом работы ознакомиться с требованиями по комплектности документов при согласовании НМУ в конкретном регионе. Некоторые органы исполнительной власти предоставляют возможность подачи электронного варианта тома инвентаризации и нормативов допустимых выбросов.
В некоторых регионах наличие такого план-графика, заверенного предприятием — является обязательным критерием успешного согласования плана мероприятий.
Напоминаем, что с 01.03.2022 г. в силу вступил «Порядок проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки», утвержденный Приказом от 19.11.2021 г. № 871.
Неблагоприятные метеорологические условия (далее НМУ) – метеорологические условия, способствующие накоплению загрязняющих веществ в приземном слое атмосферного воздуха. Что принято считать неблагоприятными метеорологическими условиями: штиль; слабый ветер; ветер неблагоприятного направления; туман; инверсия.
При получении прогнозов НМУ юридические лица, имеющие источники выбросов ЗВ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов ЗВ в атмосферный воздух. Основание: Приказ Минприроды от 24.12.2019 г. № 811 от 28.11.2019 «Об утверждении требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий» (вступил в силу 27.06.2020).
Требования к мероприятиям по уменьшению выбросов ЗВ в атмосферный воздух в период НМУ распространяется на разработку, согласование и организацию работ по реализации мероприятий в периоды НМУ на объектах I, II и III категорий, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, на которых расположены источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ не проводятся на объектах IV категории (за исключением случаев поступления в органы государственного надзора обращения или заявления, содержащих сведения о возникновении угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, животным, растениям, окружающей среде).
Разработка мероприятий при НМУ осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями для всех источников выбросов на ОНВ I, II и III категорий, подлежащих нормированию в области охраны окружающей среды (на основании ст. 22 ФЗ-7).
Разработанные мероприятия при НМУ направляются на согласование с органами исполнительной власти субъектов РФ регионального государственного экологического надзора. Рекомендуемый срок рассмотрения указанными органами мероприятий при НМУ не должен превышать 60 дней с даты их поступления в соответствующий орган.
- Приказом Минприроды от 28.11.2019 г. №811 установлены:
- порядок разработки и согласования мероприятий в период НМУ, включая перечень необходимой документации для разработки мероприятий в период НМУ случаи, при которых необходима корректировка мероприятий в период НМУ;
- порядок организации работ по реализации мероприятий в период НМУ;
- рекомендуемый перечень мероприятий по уменьшению выбросов в период НМУ для некоторых видов деятельности (энергетика, металлургия и пр.);
- содержание пояснительной записки к плану мероприятий в период НМУ.
- Разработка мероприятий при НМУ проводится на основании:
- данных документации по инвентаризации стационарных источников и выбросов;
- результатов расчета технологических нормативов в части выбросов нормативов допустимых выбросов, временно согласованных выбросов;
- результатов расчетов рассеивания выбросов;
- сведений о результатах государственного мониторинга атмосферно воздуха и санитарно-гигиенического мониторинга;
- сведений о превышении ПДК загрязняющих веществ на границе СЗЗ по результатам осуществления федерального и регионального государственного экологического надзора.
При отсутствии расчетов нормативов допустимых выбросов, подлежащих нормированию в области охраны окружающей среды, разработка мероприятий при НМУ начинается с проведения расчетов рассеивания выбросов по данным инвентаризации стационарных источников и выбросов для ОНВ.
- Хозяйствующим субъектом осуществляется:
- определение перечня загрязняющих веществ для НМУ 1, 2 и 3 степеней опасности, подлежащих нормированию в области охраны окружающей, в отношении которых необходимо уменьшение выбросов в периоды НМУ;
- определение перечня источников, на которых проводится уменьшение выбросов в периоды НМУ;
- разработка мероприятий при НМУ для выбранных источников выбросов;
- определение перечня организационных мероприятий при НМУ, проведение которых направлено на снижение загрязнения атмосферного воздуха в периоды НМУ 1, 2 и 3 степеней опасности;
- расчет приземных концентраций загрязняющих веществ в штатном режиме работы предприятия, в том числе на период НМУ, и с учетом реализации разработанных мероприятий при НМУ;
- оценка мероприятий, проведенных на объекте негативного воздействия (ОНВ) в период НМУ.
Корректировка плана мероприятий при НМУ
Корректировка мероприятий при НМУ осуществляется хозяйствующим субъектом в случае изменения технологических процессов, объемов выпускаемой продукции, товаров, оказываемых услуг, объемов и (или) состава выбросов, в результате которых максимальные разовые выбросы источника, включенного в Перечень источников выбросов, на которых реализуются мероприятия по уменьшению выбросов при НМУ, изменились более чем на 25%.
После корректировки мероприятия при НМУ согласовываются с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора, в соответствии с регламентными сроками.
Порядок организации работ на ОНВ
В целях организации работ по реализации мероприятий при НМУ на ОНВ назначается ответственное лицо, отвечающее за получение и передачу в структурные подразделения прогнозов о НМУ, а также за реализацию мероприятий при НМУ, в том числе:
- за получение прогнозов о НМУ;
- за своевременное выполнение в полном объеме мероприятий при НМУ;
- за проведение расчетов приземных концентраций загрязняющих веществ и оценку реализации мероприятий при НМУ.
Обязанности хозяйствующего субъекта организации работ на ОНВ при получении информации о НМУ
- Получение информации о НМУ
- Регистрацию ответственным лицом прогноза о НМУ;
- Передачу информации в структурные подразделения
- Принятие решения о введении/отмене режимов работы по степени опасности НМУ;
- Проведение работ в режиме, соответствующем степени опасности;
- Контроль за выполнением мероприятий в период НМУ;
- Регистрацию информации о выполненных мероприятиях;
- Проведение визуальных наблюдений, инструментальных измерений или автоматического контроля на источниках выбросов и на границе с СЗЗ.
Стоимость разработки мероприятий при НМУ
Наименования услуги | Цена | Сроки выполнения |
---|---|---|
Мероприятия при НМУ | От 25 000 руб. | От 15 дней |
Ответственность по КоАП РФ:
КоАП РФ (п. 2 ст. 8.21) Нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него –
- должностные лица – от 10 000 до 20 000 рублей;
- юридические лица – от 80 000 до 100 000 рублей.
Часто задаваемые вопросы по НМУ
Нужно ли учитывать фон при разработке проектов НМУ?
Нужно.
В пункте 6 приказа Минприроды РФ №811 от 28.11.2019 помимо прочих оснований приведен расчет рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе по приказу Минприроды РФ №273 от 06.06.2017. Данным приказом предусмотрен расчет рассеивания с учетом фоновых концентраций п. 11.1
Так же следует обратить внимание на п. 12 приказа Минприроды РФ №811 от 28.11.2019: «Мероприятия НМУ должны обеспечивать снижение создаваемых выбросами источников ОНВ приземных концентраций по Перечню загрязняющих веществ совместно с другими источниками для рассматриваемой контрольной точки«. Данное положение можно трактовать, как совместно с источниками ОНВ, так и сторонних объектов (фон).
Письмо Минприроды РФ № 12-50/11845-ОГ от 14.09.2020
Так же следует отметить, что в периоды НМУ имеется источники, на которые мы ни как повлиять не можем. Например, автотранспорта или АИТ, но эти источники учтены в фоне. Поэтому фон при разработке планов на периоды НМУ должен учитываться.
Нужно ли увеличивать фон на 20, 40 и 60% при разработке проектов НМУ?
Ответ в письме Минприроды РФ № 12-50/4498-ОГ от 08.04.2021
Периоды НМУ способствуют росту концентраций загрязняющих веществ, формируемых выбросами всех источников, по мнению Минприроды России, в целях обеспечения благоприятной окружающей среды целесообразно при расчетах в соответствии с пунктом 10 Требований при НМУ предусматривать увеличение, в том числе фонового уровня загрязнения атмосферного воздуха.
Эксперт настаивает на проведении расчета рассеивания по увеличенным на 20, 40 и 60% выбросам. Правомерно ли это требование?
Такой нормы права приказ Минприроды РФ №811 от 28.11.2019 не содержит.
В пункте 10, на который, возможно, ссылается эксперт, речь идет об увеличенных концентрациях, а не об увеличенных выбросах в периоды НМУ.
Следует отметить, что концентрация в приземном слое в периоды НМУ увеличивается не за счет изменения в большую стороны выбросов ИЗАВ, а за счет изменения метеопараметров.
Согласно РД 52.04.52-85 п.3.1. к НМУ относятся — приподнятая инверсия выше источника, штилевой слой ниже источника, туманы.
Такие условия учесть при расчетах рассеивания по приказу Минприроды РФ №273 от 06.06.2017 нельзя. Данный приказ позволяет рассчитать 98% процентиль функции распределения концентрации. 2% вероятностей приходятся на НМУ.
В настоящее время нет методики, которая позволяла бы произвести расчеты рассеивания именно в периоды НМУ. Что бы перекрыть 2% вероятностей возникновения более высоких концентраций из-за НМУ, производят механическое увеличение полученных концентраций при нормальных метеоусловиях на 20, 40 и 60%.
Требование эксперта не законно.
Нужно ли производить расчет среднегодовых концентраций при разработке проектов НМУ?
Периоды НМУ носят кратковременный характер и не могут наблюдаться длительный период времени. Поэтому, исходя из здравого смысла, при наступлении периодов НМУ предприятие может уменьшить г/с выброс. Именно этот выброс является исходным данным для расчета максимально-разовых концентраций. При расчете среднегодовых и среднесуточных концентраций используются другие выбросы.
Превышение среднесуточной или среднегодовой концентрации загрязняющего вещества в атмосферном воздухе, образуемой ОНВ за границей своей территории и увеличенной на 20%, 40% или 60%, относительно ПДКсс и ПДКсг для загрязняющего вещества, определенных в соответствии с СанПиН 1.2.3685-21, не является поводом для разработки и проведения мероприятий по уменьшению выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях в соответствии с п. 10 приказа Минприроды РФ № 811 от 28 ноября 2019 г. в случае, если расчетное увеличение максимально-разовых концентраций по этому же загрязняющему веществу на 20%, 40% или 60% не вызывает превышения ПДКмр для этого загрязняющего вещества.
Исключением, на наш взгляд, может быть ситуация, когда ПДКмр поэтому же загрязняющему веществу отсутствует, а ПДКсг (только ПДКсс) имеется. Раньше (до приказа Минприроды РФ № 273) для таких веществ фактически проводились расчеты максимально-разовых концентраций, их результаты делились на 10 и сравнивались с ПДКсс (ПДКсг), т.е. фактически в качестве ПДКмр бралось 10 ПДКсс (ПДКсг).
Для этого вещества следует провести расчеты среднегодовой концентрации по упрощенному алгоритму (формула 144 приказа Минприроды РФ № 273) и при превышении полученных концентраций ПДКсг (только ПДКсс) разрабатывать мероприятия при НМУ. При этом уменьшать было бы необходимо максимальный (г/с) выброс в эти периоды.
Почему по веществу нет превышений, но оно включено в план мероприятий?
Значит по группе суммации, в которую входит это вещество, есть превышение. А так как в выбросах ИЗАВ присутствуют именно вещества, а не группы суммации, то и снижать выбросы мы должны именно для компонентов группы, а следовательно в план мероприятий включаются ИЗАВ их выбрасывающие.
Основание — п. 10 приказа Минприроды РФ №811 от 28.11.2019: «В Перечень веществ по конкретному ОНВ включаются загрязняющие вещества, подлежащие нормированию в области охраны окружающей среды, по которым расчетные приземные концентрации загрязняющего вещества, подлежащего нормированию в области охраны окружающей среды,… могут превысить гигиенические нормативы загрязняющих веществ в атмосферном воздухе (далее — ПДК) (с учетом групп суммации)».
Вещество не нормируется, но включено в план мероприятий в период НМУ. Почему?
Вероятно, есть превышение по группе суммации, в которую входит данное вещество.
Кроме того, возможно, что при задании условий отбора веществ Вы выбрали опцию «все». В этом случае программа определила это вещество, как нормируемое.
Отрицательная эффективность мероприятий. Почему?
Отрицательна эффективность может свидетельствовать о том, что выбросы до мероприятий были меньше чем после мероприятий.
А это значит, что базовый расчет рассеивания при нормальных метеоусловиях и расчеты рассеивания выполненные на режимы НМУ были выполнены при разном наборе исходных данных (разное количество источников), либо при разном задании на расчет (фон, учёт источников в расчете, перебор метеопараметров и т.д.).
Снижаю выбросы, а эффективность мероприятий по концентрации практически не меняется. Почему?
Вероятно, вы проводите расчеты рассеивания с фоном, который превалирует над выбросами источников. Поэтому снижение выбросов источников ОНВ не позволяет значительно уменьшить концентрацию, что бы достигнуть желаемой эффективности. Можно предложить выполнить два проекта. Один с фоном, другой без фона, в котором будет отражена истинная эффективность мероприятий, которые предлагается выполнить в периоды НМУ.
Что делать, если технологический процесс производства не позволяет разработать и реализовать мероприятия по уменьшению выбросов в период НМУ?
При невозможности снижения выбросов в силу технологических особенностей производства, например, на очистных сооружениях, полигонах ТБО и пр. сокращение выбросов следует предусматривать на источниках, которые не вносят основной вклад в уровень загрязнения атмосферного воздуха рассматриваемым веществом (например, на источниках вспомогательного производства). Данные мероприятия следует предусмотреть даже в том случае, если снижение выбросов не обеспечит необходимое сокращение концентраций в соответствии с п. 12 приказа Минприроды РФ №811 от 28.11.2019. В проектных материалах следует дать соответствующее обоснование по невозможности сокращения выбросов в период НМУ.
В Письме Минприроды РФ от 03.08.2020 № 12-50/9761 указано:
«По вопросам разработки для конкретного предприятия, с учетом его производственной деятельности и места расположения, мероприятий при НМУ целесообразно обращаться в уполномоченный на осуществление регионального государственного экологического надзора орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации».
Чем руководствоваться при выборе контрольных точек при определении перечня ЗВ, для которых надо разрабатывать мероприятия в период НМУ, надо ли выбирать контрольные точки на границе СЗЗ?
В п. 10 приказа Минприроды РФ №811 от 28.11.2019 указано, что в перечень веществ по конкретному ОНВ включаются загрязняющие вещества, подлежащие нормированию в области охраны окружающей среды, расчетные приземные концентрации которых в точках формирования наибольших приземных концентраций за границей территории ОНВ (далее — контрольные точки) при их увеличении на 20 %, 40% и 60 % могут превысить гигиенические нормативы загрязняющих веществ в атмосферном воздухе. Под точками формирования наибольших приземных концентраций следует понимать максимальные значения концентраций (по абсолютной величине) на нормируемых объектах, полученные расчетным путем в соответствии с МРР-2017.
Таким образом, в п. 10 дается ссылка на контрольные точки, характеристика которых раскрыта в пп. 11 и 16 Приказа: «на границе и на территории жилой зоны и особых зон, к которым предъявляются повышенные санитарно-эпидемиологические требования к атмосферному воздуху в городских и сельских поселениях».
Оценка уровня загрязнения атмосферного воздуха на границе жилой зоны и особых зон, к которым предъявляются повышенные санитарно-эпидемиологические требования, является объективным показателем необходимости разработки мероприятий при НМУ и позволит снять избыточные требования для промпредприятий, зона влияния которых не распространяется на населенные пункты и которые не формируют на границе нормируемых объектов уровни приземных концентраций, указанные в п. 10 приказа Минприроды РФ №811 от 28.11.2019.
Что должно быть в обосновании, если разработка мероприятий по уменьшению выбросов ЗВ в период НМУ не требуется?
В том случае, если разработка мероприятий по уменьшению выбросов не требуется, в соответствии с п. 18 приказа Минприроды РФ №811 от 28.11.2019 составляется пояснительная записка, сформированная с учетом рекомендаций приложения 2.
При этом предоставляются общие сведения о предприятии, анализ результатов государственного экологического надзора и санитарно-гигиенического мониторинга, номера протоколов и другая документация, показывающая отсутствие превышений ПДК на границе СЗЗ, краткая характеристика основных технологических процессов и характеристика их воздействия на атмосферный воздух.
В разделе «Перечень загрязняющих веществ, по которым производится сокращение выбросов в периоды НМУ с обоснованием включения в него загрязняющих веществ» приводится анализ разрешительной документации на выбросы загрязняющих веществ, перечень разрешенных к выбросу ЗВ, перечень контрольных точек, принятых в соответствии с требованиями п. 11 приказа Минприроды РФ №811 от 28.11.2019, результаты расчета рассеивания ЗВ и групп суммаций при штатном режиме работы предприятия с учетом фона в табличном варианте, которые показывают, что на границе жилой зоны концентрации загрязняющих веществ с учетом групп суммаций при их увеличении 20, 40 и 60% для трех режимов НМУ, соответственно, не превышают ПДК населенных мест.
В разделе «Перечень источников выбросов загрязняющих веществ, от которых необходимо сокращать в период НМУ с обоснованием включения в него источников выбросов» делается вывод, что на ОНВОс отсутствуют загрязняющие вещества, выбросы которых необходимо уменьшать в периоды НМУ 1, 2 и 3 степеней, следовательно, отсутствуют источники, на которых необходимо уменьшать выбросы в период НМУ.
В соответствии с п. 17 приказа Минприроды РФ №811 от 28.11.2019 в периоды НМУ 1, 2 и 3 степеней осуществляются организационные мероприятия. В разделе приводится перечень организационных мероприятий, сформированный с учетом специфики ОНВ.
В разделе «Результаты расчета рассеивания выбросов загрязняющих веществ при проведении мероприятий по сокращению выбросов в период НМУ и определение эффективности мероприятий» делается вывод, что в связи с отсутствием необходимости проведения мероприятий по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ 1, 2 и 3 степени, расчеты рассеивания не проводились.
В разделе «Предложения по проведению контроля за реализацией мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в периоды НМУ на ОНВ» делается вывод, что в связи с отсутствием необходимости проведения мероприятий по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ 1, 2 и 3 степени контроль на источниках выбросов и в зоне влияния предприятия не проводится.
Программы, которые помогут в разработке планов мероприятий в период НМУ
«ПДВ-Эколог»
«НМУ-Эколог» — планирование мероприятив в приод НМУ и формирование отчтеных таблиц по приказу Минприроды РФ №811
Формирование таблиц НМУ по РД 52.04.52-85 — учитывает некоторые региональные формы отчетов
УПРЗА «Эколог» — расчет рассеивания максимально-разовых концентраций
Упрощенные средние — упрощенный расчет среднегодовых концентраций
22.03.2023 15:01:00
План мероприятий при НМУ
Сэкономьте время. Поручите разработку экологической документации профессионалам:
- Нормативно-правовая база разработки плана мероприятий при НМУ
- Что такое регулирование выбросов при НМУ?
- Порядок регулирования выбросов загрязняющих веществ в атмосферу при НМУ
- Согласование плана мероприятий
- Штрафы за отсутствие согласованного плана мероприятий при НМУ
- Срок и стоимость разработки плана мероприятий НМУ
Нормативно-правовая база разработки плана мероприятий при НМУ
Приказом Минприроды России от 28.11.2019 №811 «Об Утверждении требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных условий» установлены требования на разработку, согласование и организацию работ по реализации мероприятий в периоды НМУ на объектах I,II,III категорий.
Согласно этому приказу, все юридические лица и индивидуальные предприниматели, использующие в границах города Санкт-Петербурга производственные объекты-территории со стационарными источниками выбросов, обязаны проводить регулирование выбросов при НМУ.
Что такое регулирование выбросов при НМУ
Неблагоприятные метеорологические условия (НМУ) – это состояние воздушной среды или метеорологические условия, способствующие накоплению вредных (загрязняющих) веществ в приземном слое атмосферного воздуха.
Под регулированием выбросов в атмосферу при НМУ понимается их временное сокращение.
Цель регулирования выбросов в атмосферу при НМУ – защита воздушного бассейна , а также предотвращение роста концентраций выбросов загрязняющих веществ в приземистых слоях атмосферы.
Регулирование выбросов осуществляется с учетом прогноза НМУ на основе предупреждений о возможном опасном росте концентраций примесей в воздухе с целью его предотвращения.
+ 7 812 903 51 73
Есть вопросы? Звоните!
Порядок регулирования выбросов загрязняющих веществ в атмосферу при НМУ
Регулирование выбросов в городе Санкт-Петербурге включает в себя комплекс мероприятий:
- Разработка и согласование плана мероприятий по уменьшению выбросов в атмосферу при НМУ (далее- план мероприятий);
- Информирование природопользователей о НМУ;
- Проведение природопользователей соответствующих мероприятий в соответствии с согласованным планом;
- Состав плана мероприятий.
При разработке мероприятий по регулированию выбросов следует учитывать различные составляющие, имеющие воздействие на приземные концентраций примесей в воздухе.
Каждый случай имеет индивидуальный характер, поэтому необходимо определить, на каких источниках следует сокращать выбросы в первую очередь, чтобы получить наибольший эффект.
Все тонкости разработки плана мероприятий, а также состав Вы можете изучить в Приказе Минприроды России от 28.11.2019 №811.
Согласование плана мероприятий
Мероприятия при НМУ согласовываются
органами Исполнительной власти субъектов РФ (в СПБ: комитет природопользования
Санкт-Петербурга).
Рекомендуемый срок согласования в
исполнительном органе – до 60 дней с даты их поступления в надзорный орган.
Срок действия согласованных мероприятий не прописан в Приказе 811, однако согласно административному регламенту (см. 403-р), заключение выдается сроком на 5 (пять) лет с момента регистрации.
Распоряжение 403-р
Заключение выдается сроком на 5 (пять) лет с момента регистрации.
Есть вопросы? Звоните!
+7 812 903 51 73
Штрафы за отсутствие согласованного плана мероприятий при НМУ
На сегодняшний день участились случаи проверок госинспекторов на наличие плана мероприятий при мероприятий при НМУ.
В случае отсутствия согласованного плана мероприятий у юридического лица или ИП, инспектор имеет право выписать предписание о приостановке выбросов ЗВ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий, а также наложить штраф на организацию и должностных лиц в соответствии с КоАП РФ, Статья 8.1.
1,5 млн руб.
сэкономили в 2109 году наши заказчики, доверив нам свою документацию
Срок разработки и стоимость плана мероприятий НМУ
Стоимость и срок разработки зависит от количества стационарных источников загрязняющих веществ, наличие действующей нормативной документации, а также наличия/необходимости проведения лабораторных анализов.
+ 7 812 903 51 73
Позвоните, чтобы рассчитать стоимость разработки плана мероприятий при НМУ для вашей компании.
Позвоните нам для точного расчёта разработки плана мероприятий при НМУ для вашей компании: +7 812 903 51 73, или пишите на info@ekoers.ru. Проконсультируем, разработаем, оформим, согласуем.
Новости экологии
28 апреля 2023
Невский экологический оператор отчитался о доходах
Согласно публичной версии отчетности, НЭО заработал 1,77 млрд рублей. Однако оговаривается, что часть этой суммы, 1,4 млрд рублей, уже потрачено на финансирование мусорной инфраструктуры Санкт-Петербурга.