Что влияет на выбор профессии
Удачный выбор профессии – одна из главных составляющих человеческого счастья, осознание своей нужности в социуме. Следует отметить, что процесс профессионального самоопределения является достаточно сложным, на него оказывают влияние различные факторы.
По мнению Е.А.Климова, существует восемь углов ситуации выбора профессии:
1. Позиция старших членов семьи.
Конечно, забота родителей о будущей профессии своего чада понятна, они несут ответственность за судьбу своих детей. Чаще всего родители предоставляют свободу выбора своему ребенку, но при этом ждут от него обдуманного, взвешенного решения. Однако многие родители являются сторонниками какой-нибудь определенной профессиональной сферы и считают, что ребенок должен продолжать семейную династию и заниматься той же профессиональной деятельностью, что и они.
Нередки случаи, когда родители навязывают детям определенный выбор, желая, чтобы ребенок компенсировал их нереализованные желания в той или иной сфере профессиональной деятельности. Такие родители считают своего ребенка еще недостаточно самостоятельным, фактически выбирая профессию за него.
Как показывают наблюдения, дети часто соглашаются со своими родителями, но забывают при этом, что работать по профессии, которую они выбрали, придется им, а не папе с мамой.
2. Позиция друзей.
Дружба молодых людей в таком возрасте довольно крепкая. И именно позиция сверстников может стать решающим фактором при выборе профессии. «Зачем отдаляться от своих друзей? Буду учиться там же, где мои друзья, и неважно где».
3. Позиция учителей, школьных педагогов, классного руководителя.
Личность любимого школьного учителя оказывает значительное влияние на выбор профессионального пути. Обычно у школьников есть «любимые» и «нелюбимые» предметы, которые становятся такими под влиянием в том числе и личных качеств преподавателя. Кроме того, наблюдая за поведением, учебной и внеучебной активностью школьников, опытный педагог хорошо знаком не только с уровнем успеваемости, но и с интересами, склонностями, потенциальными возможностями учащихся.
4. Личные профессиональные планы.
У каждого молодого человека есть какие-то представления о своем будущем, о том, чем он хочет заниматься. Он имеет определенные цели, желания, и именно эти представления формируют его поведение, пути достижения профессиональных планов.
5. Способности.
Каждый человек талантлив и имеет свои природные способности. Для успешной профессиональной деятельности их необходимо определить и использовать по максимуму.
Способности являются неотъемлемой частью профессиональной пригодности человека, тесно связанной с интересами и склонностями. Это такие индивидуально-психологические свойства человека, от которых зависит возможность успешного осуществления определенного рода деятельности.
Различают общие умственные и специальные способности. Общие способности обеспечивают относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности. К ним относятся: критичность ума, его самостоятельность, глубина, пытливость, быстрота умственной ориентировки, скорость мышления. Люди, обладающие общими (умственными) способностями, как правило, быстро осваиваются в новых видах деятельности, областях знаний, хорошо обучаются.
Специальные способности – это свойства личности, которые помогают достигнуть высоких результатов в какой-либо определенной области деятельности. Выделяют следующие виды специальных способностей: учебные, творческие, математические, конструктивно-технические, музыкальные, литературные, художественно-изобразительные.
6. Уровень притязаний на общественное признание.
Профессиональная сфера играет важную роль в структуре общества в целом. Профессии приписывают человеку статус, профессиональный авторитет, влияют на его образ жизни и достаток. Уровень притязаний – это стремление к достижению цели той степени сложности, на которую человек считает себя способным. Он тесно связан с самооценкой личности и мотивацией достижения успехов в различных видах деятельности.
Планируя свой трудовой путь, очень важно позаботиться о реалистичности своих притязаний. Люди, обладающие реалистическим уровнем притязаний, отличаются уверенностью, настойчивостью в достижении своих целей, большей продуктивностью по сравнению с людьми, уровень притязаний которых неадекватен их способностям и возможностям.
7. Информированность.
Одно из самых важных условий выбора профессии – информированность молодого человека о мире профессий (в целом и об отдельных профессиях или группах профессий), правилах выбора профессии, типичных ошибках выбора, востребованных профессиях на рынке труда, а также умение соотносить информацию со своими возможностями, склонностями и интересами.
В настоящее время основным источником информации для абитуриентов и их родителей является интернет. Далее следуют образовательные выставки, Дни открытых дверей в учреждениях образования, информационно-справочные материалы и т.д. Абитуриент может быть недостаточно осведомлен о какой-либо специальности, вследствие чего происходит неправильный выбор, ожидания молодого человека оказываются неоправданными, в итоге он не получает того, к чему стремился.
8. Склонности.
Для молодого человека склонности крайне важны, т.к. допрофессиональные увлечения значительно влияют на выбор будущей профессии. Склонности проявляются в любимых занятиях, на которые тратится большая часть свободного времени. Это интересы, подкрепленные определенными способностями.
Склонность – это влечение, интерес к какому-либо занятию, стремление заниматься определенной деятельностью, жажда этой деятельности. Это желания человека, побуждения, потребности в определенных занятиях, стремление не только к результату, но и к самому процессу того, что человек делает. Все значительные профессиональные достижения выросли из интересов, которые при благоприятных условиях развились в склонности. Если интересы выражаются формулой «хочу знать», то склонности – «хочу делать». Склонности не только проявляются, но и формируются в деятельности.
Применительно к выбору профессии выделяют следующие виды склонностей: к работе с людьми, техникой, условными знаками, растениями и животными, художественными образами.
Личный профессиональный план
Для того чтобы сделать более обоснованный выбор, рекомендуется разработать свой личный профессиональный план, который являет собой обоснованное представление человека о своем желаемом профессиональном будущем и путях его достижения. Содержание профессионального плана для каждого человека будет индивидуальным, но есть основные пункты, которые обязательно должны присутствовать.
Схема личного профессионального плана (по Е.А. Климову)
Главная цель | Чем буду заниматься, какой трудовой вклад внесу в общее дело, кем буду, каким буду, где буду, чего достигну, на кого буду равняться |
Ближайшие задачи | Первая область деятельности, специальность, работа |
Более отдаленные перспективы | Чему и где учиться, перспективы повышения мастерства, профессионального роста |
Пути и средства достижения цели | Изучение справочной литературы, беседы со специалистами, самообразование, поступление в определенное учебное заведение (профессиональный лицей, колледж, вуз, курсы) |
Внешние сопротивления на пути достижения цели | Трудности, возможные препятствия, возможные противодействия тех или иных людей |
Внутренние условия достижения цели | Свои возможности: состояние здоровья, способности к обучению, настойчивость, терпение, склонности к практической и теоретической работе, другие личные качества, необходимые для учебы и работы по данной специальности, работа по самовоспитанию |
Запасные варианты и пути их достижения | Например: «Не поступлю в институт – попробую поступить на ту же специальность в колледж» |
Личный профессиональный план может представлять собой последовательные действия (шаги) по получению образования и последующему профессиональному продвижению.
Шаг 1. Определитесь с профессиональной целью – выберите предпочтительные сферы деятельности, профессии.
Шаг 2. Изучите свои профессиональные интересы и склонности, проанализируйте свои возможности. Проведите самоанализ своих способностей и предпочтений. Если испытываете затруднения – обратитесь за помощью к психологу-профконсультанту, пройдите профдиагностическое тестирование. Ознакомьтесь с полученными рекомендациями.
Шаг 3. Узнайте о содержании деятельности специалиста выбранной вами профессиональной сферы. Информацию о специфике профессиональной деятельности, функциональных обязанностях, особенностях рабочего дня специалиста можно получить в интернете, а также при личной встрече с ним. Существенную помощь окажет изучение профессиограмм (описаний профессий). Профессиограмма включает следующие разделы:
- содержание деятельности (основное содержание профессиональных действий, выполняемых представителем данной профессии);
- условия деятельности (рабочее место, режим труда, специфика профессии, профессиональные вредности);
- квалификационные требования (что должен знать и уметь специалист);
- требования к профессионально важным качествам, которые предъявляет профессиональная деятельность к работнику, т.е. перечень психологических характеристик (способностей и личных качеств), которым должен соответствовать работник;
- профессиональное образование (данная позиция позволяет определить, какую специальность необходимо получить для овладения конкретной профессией, где эту профессию можно получить (указываются учебные заведения));
- медицинские противопоказания (перечень заболеваний, с которыми не рекомендуется заниматься данной профессиональной деятельностью);
- родственные профессии (профессии, наиболее близкие по содержанию своей профессиональной деятельности к рассматриваемой).
Соотнесите требования профессии со своими интересами, склонностями и возможностями. Сравнение своих индивидуальных особенностей с нормативами профессиограмм позволит установить соответствие профессии и профессиональную пригодность к данному виду труда.
Шаг 4. Определитесь с желаемым учебным заведением, а также задумайтесь об усилиях, которые необходимо приложить для успешного поступления. Следует учесть правила приема, особенности поступления и пр.
Возможно, выбранную вами профессию можно получить в нескольких учебных заведениях. В таком случае возникает проблема выбора конкретного учреждения образования. Правильный выбор можно сделать, внимательно изучив всю информацию об учебном заведении. Это можно сделать, ознакомившись с информацией на официальном сайте, а также посетив Дни открытых дверей.
- Собирая информацию об учебном заведении, следует получить ответы на следующие вопросы:
- Какой уровень образования позволяет получить учебное заведение (профессионально-техническое, среднее специальное, высшее)?
- По каким специальностям (направлениям специальностей, специализациям) осуществляется профессиональная подготовка?
- Какая квалификация присваивается по окончании обучения по выбранной специальности?
- Каковы предоставляемые формы обучения (дневная, вечерняя, заочная, дистанционная)?
- Какие требования предъявляются к поступающим (возраст, состояние здоровья, пол, уровень образования)?
- По каким специальностям (направлениям специальностей, специализациям) существует возможность платного обучения? Каков размер оплаты?
- Каков порядок приема в учебное заведение (сроки подачи документов, сроки сдачи экзаменов)?
- Какова продолжительность обучения?
- Каков процент трудоустройства выпускников? Куда распределяются выпускники? С какими организациями-заказчиками кадров сотрудничает учебное заведение?
- Оказывает ли учебное заведение помощь в трудоустройстве выпускникам платной формы получения образования?
- Когда проводятся Дни открытых дверей в учебном заведении, в каком формате (очно, онлайн)?
- Имеется ли возможность проживания иногородних студентов (учащихся) в общежитии?
- Какова оснащенность материально-технической базы учебного заведения?
- Есть ли подготовительные курсы, когда они начинают работать?
- Адрес учебного заведения и его полное название.
Особое внимание следует уделить информации о государственной аккредитации учреждения образования:
- Когда учебным заведением было получено специальное разрешение (лицензия) на право осуществления образовательной деятельности?
- Когда была последняя государственная аккредитация учреждения образования?
Шаг 5. Вспомните о своих сильных и слабых сторонах, которые вам могут помочь или наоборот помешать в достижении профессиональной цели. Если возникли сложности в этом вопросе, то можете обратиться за помощью к тем, кто вас хорошо знает: друзья, учителя, родственники и т.д.
Здесь же следует оценить свой багаж знаний, умений и навыков, необходимых для предполагаемого варианта. Адекватная оценка своего потенциала позволит вам успешно окончить учебу и стать высококвалифицированным специалистом в своей области.
Шаг 6. Подумайте, кто может оказать вам помочь в достижении цели. В вашем окружении, наверняка, найдутся люди, которые будут готовы вас поддержать, дать ценный совет.
Шаг 7. Продумайте заранее запасные варианты профессионального выбора. Если вам не удастся поступить туда, куда хотелось изначально, целесообразней будет сохранить верность профессии и поискать другие варианты ее получения. Можно попробовать простроить свой профессиональный путь несколько по-иному. Например, пойти получать не высшее, а среднее специальное образование по выбранной профессии, имея в виду, что после окончания колледжа будет возможность продолжить обучение в вузе по сокращенной программе.
Или поискать другие варианты высших учебных заведений, где возможно получить данную специальность, пусть даже эти учебные заведения будут менее престижными, чем выбранный изначально вуз. Это лучше, нежели поступать на заведомо непривлекательную для себя специальность.
Шаг 8. Получите информацию о вариантах трудоустройства и возможных вакансиях по данной профессии. Оцените ее востребованность и перспективность на рынке труда. Эти данные вы можете собрать в интернете, проанализировав сайты с предложениями о работе, а также проанализировав информацию на сайтах управлений по труду, занятости и социальной защите.
Валентина АНТОНИК
Тема: Предмет и задачи курса. Понятие и построение личного профессионального плана. Интересы и склонности в профессиональном выборе.
Тема: Предмет и задачи курса. Понятие и построение личного профессионального плана. Интересы и склонности в профессиональном выборе.
1. Понятие и построение личного профессионального плана.
У каждого человека: и у взрослого, и у ребёнка – есть удивительная возможность – мечтать. Пока человек живёт, он всегда о чём-то мечтает. Иногда его мечты становятся явью, превращаясь в жизненные цели. Давайте представим себе нашу жизнь в виде лестницы, по которой мы идём вверх, в будущее, во взрослую жизнь. Ваше право – выбрать, какой будет ваша лестница, большая или маленькая, из каких ступенек она будет состоять. Вы можете считать, что каждая ступенька – это то, к чему вы стремитесь в вашей жизни. Давайте назовём эту лестницу “лестницей желаний”.
Поднимаясь по лестнице, мы не всегда идём уверенно, можем ошибаться, можем оступиться и даже упасть. В жизни тоже бывает всякое: нас сопровождают болезни, разочарования и даже потери. Ваш подъём зависит во многом от того, как вы будете вести себя по отношению к другим людям, которые идут вместе с вами по лестнице: будете толкаться, переступать через кого-то, пропускать вперёд, идти рядом.
Вы сейчас находитесь в такой ситуации, когда вам необходимо спланировать своё движение по лестнице жизни, найти свой жизненный путь. Однако не всем удается достичь желаемых успехов. Одна из причин заключается в том, что план не всегда хорошо продуман, составлен без учета своих способностей и возможных препятствий.
Жизненный план – это представление человека о желаемом образе жизни.
А что же такое профессиональный план?
Профессиональный план – это представление человека о своём профессиональном будущем.
Построение профессионального плана зависит от человека, его опыта. Говоря о профессиональном плане, мы говорим о пути, имеющем протяжённость во времени.
Личный профессиональный план – это обоснованное представление об избираемой области трудовой деятельности, о способах овладения будущей профессией и перспективах профессионального роста.
Планирование обычно бывает: долгосрочное (на несколько десятилетий вперёд); на средний срок (несколько месяцев или лет) и краткосрочное (несколько дней, недель).
Планирование профессионального пути у человека чаще всего идёт как намётки основных вех. Причём эти вехи могут быть разные: временные (например, к 23 годам окончить институт и найти хорошую работу), событийные (стать менеджером) без чёткого указания возраста человека при совершении события.
Планируя свою профессиональную карьеру, необходимо проявить максимум самостоятельности. Ошибки, пока они только в планах, исправимы. У вас есть знания о себе и о мире профессий, ведь осознанным выбор человека может быть только тогда, когда учитываются все обстоятельства дела.
Поскольку профессиональный план – не вещь, а представление, то личное в нём зависит от личных качеств человека, обдумывающего свой план, от его характера, опыта, склада ума. Планы у разных людей могут быть смутными, отрывочными или полными, ясными, реалистическими или фантастическими. Пока это только планы, следует проанализировать их всесторонне, обдумать также различные приемлемые и возможные варианты.
Профессиональные планы с различными вариантами решения жизненных проблем являются хорошей возможностью избежать стрессов от каких-либо неудач. Важно научиться быть исследователем своей жизненной и профессиональной перспективы, изучать себя в различных жизненных ситуациях.
Успешно составленный профессиональный план – это фундамент будущей профессиональной деятельности человека, его карьеры.
При составлении профессионального плана надо обдумать свою главную цель, полезно продумать реальные пути и средства достижения поставленной цели. Необходимо помнить, что в профессиональном плане всегда должен присутствовать и запасной вариант, ведь наша жизнь изменчива, и на пути к поставленной цели могут возникнуть неожиданные препятствия: неудача на ЕГЭ, непредвиденное снижение спроса на избранную профессию, отсутствие материальных возможностей и многое другое.
Для планирования своего профессионального пути часто используется схема профессионального планирования, разработанная российским академиком Е.А. Климовым.
По мнению российского академика Е. А. Климова, профессиональный план должен содержать:
· главную цель;
· ближайшие задачи;
· более отдаленные цели;
· пути и средства достижения ближайших целей;
· внешние препятствия на пути достижения цели;
· внутренние условия достижения цели;
· запасные варианты(профессия).
Задание 1.Составить личный профессиональный план
( написать на листе А-4 или в тетради, вопросы переписывать не надо, пишем № вопроса и ответ)
Цель: ответив на предложенные вопросы, ты сможешь проверить:
знаешь ли ты:
– понятие выбора профессии;
– понятие личного профессионального плана;
– этапы осуществления своей профессиональной мечты;
умеешь ли ты:
– формулировать проблему своего профессионального выбора.
1. Выбрал ли ты профессию, если да, то какую?
2. Выдели основные этапы на пути к твоей профессиональной мечте (что собираешься делать после школы?)
3. Что ты знаешь о своей будущей профессии? :
• предмет( это то, с чем или с кем работает человек; например, люди, растения, машины ит.д.), содержание (какую он работу выполняет.; например, лечит людей, ремонтирует машины ит.д.) и условия труда (где работает: в кабинете, на открытом воздухе, в цехе, есть скользящий график работы. командировки ит.д.)
• профессионально важные качества, для твоей профессии
• где можно получить эту профессию (ВУЗ, колледж ит.д.)
• востребованность профессии на рынке труда (например, не хватает врачей, воспитателей)
4. Что повлияло на твой выбор (выбери нужное):
• самостоятельно принял(а) решение;
• посоветовали родители;
• посоветовали друзья;
• влияние оказали занятия в школе;
• что-то другое
5. Какие твои недостатки могут помешать на пути к профессиональной цели? Если можно, напиши что-то кроме лени, ведь многие, например, невнимательны, стеснительны, имеют проблемы со здоровьем и т.д.
6. Как ты собираешься работать над собой и готовиться к профессии?
7. Кто и что может помешать тебе в реализации твоих профессиональных планов? (какие люди и обстоятельства)
8. Как ты собираешься преодолевать эти внешние препятствия?
9. Есть ли у тебя резервные варианты на случай неудачи по основному варианту?(запасная профессия)
10. Что ты уже сейчас делаешь для подготовки к избранной профессии и для поступления в соответствующее учебное заведение? Напиши, что ты делаешь кроме хорошей учебы в школе?
11. Если ты еще не выбрал будущую профессию или сомневаешься в своем выборе, то почему? (напиши нужное из списка, а если другой вариант, то напиши что конкретно):
• плохо знаю мир профессий;
• плохо знаю свои возможности;
• не могу выбрать из нескольких вариантов;
• не знаю, как выбрать профессию;
• другой вариант
Запиши вывод о своей готовности к построению личного профессионального плана (Вывод: мой план готов; или готов наполовину, или не готов).
2. Профессиональные интересы и склонности.
Для того, чтобы иметь четкий профессиональный план, человек должен знать свои особенности личности, свои интересы и склонности.
Интерес помогает раскрыть способности, преодолеть препятствия на пути к цели.
Как ни парадоксально, именно с «хочу» всё и начинается. Желание рождает мечту. «Хочу — значит, это будет»- вот установка, которой следуют люди, добивающиеся успеха в своей профессии.
— Так что же такое «интерес»?
Интерес — это желание заниматься чем-либо.
Интересы бывают различными по содержанию (интерес к литературе, музыке, технике, животным, цветам, компьютерным играм, моделированию одежды), по глубине, по длительности. Способность проявлять интерес связана с особенностями темперамента человека: у меланхоликов и флегматиков обычно интересы более устойчивые и глубокие. Зато у холериков и сангвиников интересы шире.
Известны случаи, когда интересы ребенка шли вразрез с планами родителей.
«У тебя на уме только стрельба, возня с собаками и ловля крыс, ты будешь позором для всей семьи», — стыдил мистер Дарвин своего сына Чарльза.
Большинство великих людей — ученых, писателей, композиторов, художников — уже в детском возрасте проявляли интересы и склонности к занятиям наукой, литературой, музыкой, изобразительным искусством. Но интерес этот возникал не на пустом месте. На формирование интересов влияют окружающая среда, воспитание и образование. У каждого человека есть своя «программа», которую психологи называют жизненным сценарием. Сценарий складывается еще в раннем детстве в основном под влиянием родителей.
Интерес- это активная познавательная направленность человека на тот или иной предмет (записать в тетрадь).
Применительно к выбору профессии интересы — это положительное отношение к определенной области труда, стремление к познанию и деятельности.
Интересы различаются по содержанию (музыкальные, технические), широте (разносторонние или поверхностные), длительности (устойчивые или неустойчивые). Значение интересов в жизни человека велико: они побуждают овладевать знаниями, расширять кругозор, помогают преодолевать препятствия.
В своем развитии интересы проходят несколько этапов. Сначала они носят характер временных, эпизодических и проявляются в положительном отношении к определенному предмету. Такие интересы, если их не развивать, могут скоро ослабеть или совсем угаснуть. По мере глубокого и систематического изучения того или иного предмета, проникновения в заинтересовавшую область трудовой деятельности интересы закрепляются, усиливаются и постепенно могут стать устойчивыми. Такие интересы часто перерастают в склонность — стремление заниматься определенной деятельностью, постоянно накапливать знания и совершенствовать умения и навыки, соответствующие этой деятельности (записать в тетрадь).
Между интересом и склонностью много общего, но есть и различие. Как вы думаете, какое?
Интересы выражаются формулой «я хочу знать», а склонности можно выразить словами «я хочу делать». Можно проявлять интерес к кинематографу: с удовольствием смотреть различные фильмы, читать книги по киноискусству, изучать биографии артистов и собирать их фотографии. Но при этом самому совершенно не стремиться к деятельности в области кино. Одно дело интересоваться новинками радиотехники, а другое — пытаться самому разобраться в устройстве магнитофона.
Конечно, профессию лучше выбирать в соответствии со своими устойчивыми интересами и склонностями.
Интересы и склонности человека в какой-либо области знаний или практической деятельности не всегда переходят в профессиональные. Они становятся профессиональными только в том случае, если с ними связаны жизненные планы человека.
Оптимальный вариант в ситуации профессионального выбора — когда интересы и склонности согласованы между собой и дополняют друг друга.
Может ли человек развивать свои интересы, склонности? Естественно, да, но это очень длительный процесс, для которого необходимо:
1. повышать свою информированность об интересующем предмете деятельности (чтение специальной литературы, подготовка рефератов, докладов, участие в днях открытых дверей и др.);
2. заниматься практической деятельностью (факультативные занятия, занятия в спецшколах по интересующим направлениям);
3. заниматься самопознанием и развитием своих индивидуальных качеств (анализ устойчивости и степени выраженности интересов и склонностей, их соответствие профессиональным интересам и своим индивидуальным особенностям).
Задание 2.Выполни диагностический блок:
1.Исследование интересов:
Дифференциально-диагностический опросник.(ДДО по Климову Е.А.). Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.А. Климова, который все профессии разделил на 5 типов по предмету труда (предмет труда- это то, с чем или с кем работает человек: растения, техника, люди, и т.д.).
Инструкция: В каждой из 20 пар выберите только одну возможность и отметьте значком «+» в таблице , а то, что отвергли значком « -». Затем подсчитайте количество «+» по каждой вертикальной колонке. Если набрано 0-2 балла, то результат свидетельствует о том, что интерес к данной профессиональной сфере не выражен. При результате 3-6 баллов профессиональная направленность и интерес выражены в средней степени, при результате 7-8 баллов — профессиональная направленность выражена довольно ярко и отчетливо. В вывод записываем ту сферу, по которой набрали максимум баллов и рядом пишем выбранную профессию. Например: Человек-Природа, выбрал профессию ветеринара, выбор совпал. Если 2 максимальные цифры получатся по тесту, то записать оба типа.
Я предпочту:
la. Ухаживать за животными или 1б. Обслуживать машины, приборы
2а. Помогать больным людям или 26. Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин
За. Следить за качеством иллюстраций, плакатов, открыток или 36. Следить за состоянием,развитием растений
4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань и т. п.) или доводить товары до потребителя (рекламировать, продавать)
5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи или 56. Обсуждать художественные книги, пьесы, концерты
6а. Ухаживать за животными или 66. Тренировать товарищей в выполнении каких-либо действий
7а. Копировать рисунки, настраивать музыкальные инструменты или 76. Управлять каким-либо транспортом
8а. Сообщать, разъяснять, людям нужные им сведения или 8б. Художественно оформлять выставки, витрины, участвовать в подготовке концерта
9а. Ремонтировать вещи, изделия(одежду, технику, жилище) или 96. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах
10а. Лечить животных или 106. Выполнять вычисления, расчеты
11 а. Выводить новые сорта растений или 16. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, дома, одежду, продукты питания)
12а. Разбирать споры между людьми или 126. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах
13а. Участвовать в работе кружков художественной самодеятельности или 136. Изучать простейшие организмы под микроскопом
14а. Налаживать медицинское оборудование или 146. Оказывать людям медицинскую помощь
15 а. Составлять точные описания наблюдаемых явлений, событий или 156. Художественно описывать события (наблюдаемые или воображаемые)
16а. Делать лабораторные анализы в больнице или 166. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними
17а. Красить и расписывать стены помещения, изделия или 176. Строить здания, собирать машины, приборы
18а. Организовывать походы в театр, экскурсии в музеи или 186. Играть на сцене, принимать участие в концертах
19а. Изготавливать по чертежам детали, изделия (машины, одежду) или 196. Делать чертежи, карты
20а. Вести борьбу с болезнями растений или 206. Работать на компьютере, пишущей машинке и т. п.
Результаты диагностики учащегося по спецкурсу «Я и профессия»
Прочитать внимательно описание всех типов:
1.Человек — Природа: это- животный и растительный мир, неживая природа, сельское хозяйство, лесная отрасль, природоохранная деятельность, биотехнологии, метеорология, геодезия. преобразование, переработка обслуживание, охрана флоры и фауны, заготовка продуктов, эксплуатация природных ресурсов, восстановление, лечение, профилактика заболеваний растений и животных, их изучение, описание, изыскание.
2. Человек-Техника:
это- обслуживание технических объектов (ремонт, наладка, установка и обслуживание оборудования, управление станками, машинами, механизмами, транспортными средствами и строительными машинами); производство и обработка материалов; преобразование деталей, изделий, механизмов (изготовление деталей, машин, механизмов вручную, на станках и автоматических линиях, слесарно-сборочные работы, монтажные и электромонтажные работы);сборка и монтаж электрооборудования; строительно-отделочные работы; обработка и использование неметаллических изделий, полуфабрикатов, промышленных товаров переработка продуктов сельского хозяйства, изготовление пищевых продуктов , изучение (контроль и анализ качества изделий и механизмов, испытание качества изделий).
3.Человек-Человек:
это — люди и общение: обслуживание людей , воспитание, обучение, тренировка других людей, медицинское обслуживание людей и уходом за ними, правовая помощь, организация людей, руководство и управление ими; изучение, описание, исследование других людей.
4.Человек-Знаковая система:
это — схемы, знаки, устная и письменная речь, цифры, ноты, химические и физические символы, чертежи, карты, схемы, умственный труд, работа с документами преобразование, расчеты, сортировка ,шифровка, дешифровка, распознавание символов ,управление движением, составление и хранение документации, восстановление, устранение искажений.
5.Человек-Художественный образ:
это — изобразительная, музыкальная, литературно-художественная, актёрская деятельность, преобразование, создание, проектирование, исполнение, изготовление изделий по образцу в единичном экземпляре, воспроизведение, копирование, размножение художественных произведений.
2.Исследование интересов по методике «Профиль»:
Инструкция:
Нравится ли вам делать то, о чем говорится в опроснике? Если да, то в бланке ответов рядом с номером вопроса поставьте «+». Если не нравится – знак « -» . Если сомневаетесь, поставьте «?». Чем искреннее вы ответите на все вопросы, тем точнее будет результат.
Мне нравится…
1. Узнавать об открытиях в области физики и математики.
2. Смотреть передачи о жизни растений и животных.
3. Выяснять устройство электроприборов.
4. Читать научно-популярные технические журналы.
5. Смотреть передачи о жизни людей в разных странах.
6. Бывать на выставках, концертах, спектаклях.
7. Обсуждать и анализировать события в стране и за рубежом.
8. Наблюдать за работой медсестры, врача.
9. Создавать уют и порядок в доме, классе, школе.
10. Читать книги и смотреть фильмы о войнах и сражениях.
11. Заниматься математическими расчетами и вычислениями.
12. Узнавать об открытиях в области химии и биологии.
13. Ремонтировать бытовые электроприборы.
14. Посещать технические выставки, знакомиться с достижениями науки и техники.
15. Ходить в походы, бывать в новых неизведанных местах.
16. Читать отзывы и статьи о книгах, фильмах, концертах.
17. Участвовать в общественной жизни школы, города.
18. Объяснять одноклассникам учебный материал.
19. Самостоятельно выполнять работу по хозяйству.
20. Соблюдать режим дня, вести здоровый образ жизни.
21. Проводить опыты по физике.
22. Ухаживать за животными, растениями.
23. Читать статьи об электронике и радиотехнике.
24. Собирать и ремонтировать часы, замки, велосипеды.
25. Коллекционировать камни, минералы.
26. Вести дневник, сочинять стихи и рассказы.
27. Читать биографии известных политиков, книги по истории.
28. Играть с детьми, помогать делать уроки младшим школьникам.
29. Закупать продукты для дома, вести учет расходов.
30. Участвовать в военных играх, походах.
31. Заниматься физикой и математикой сверх школьной программы.
32. Замечать и объяснять природные явления.
33. Собирать и ремонтировать компьютеры.
34. Строить чертежи, схемы, графики, в том числе на компьютере.
35. Участвовать в географических, геологических экспедициях.
36. Рассказывать друзьям о прочитанных книгах, увиденных фильмах и спектаклях.
37. Следить за политической жизнью в стране и за рубежом.
38. Ухаживать за маленькими детьми или близкими, если они заболели.
39. Искать и находить способы зарабатывания денег.
40. Заниматься физической культурой и спортом.
41. Участвовать в физико-математических олимпиадах.
42. Выполнять лабораторные опыты по химии и биологии.
43. Разбираться в принципах работы электроприборов.
44. Разбираться в принципах работы различных механизмов.
45. “Читать” географические и геологические карты.
46. Участвовать в спектаклях, концертах.
47. Изучать политику и экономику других стран.
48. Изучать причины поведения людей, строение человеческого организма.
49. Вкладывать заработанные деньги в домашний бюджет.
50. Участвовать в спортивных соревнованиях.
2. Методика «Профиль»
Вывод:___________________________________________________________________________
Обработка результатов:
Подсчитайте количество плюсов в каждой из десяти колонок, по вертикали. В выводе записываем только те результаты, где набрали «5» и «4», это максимально выраженный интерес, который должен совпадать с тем профессиональным направлением, который вы выбираете.
Десять колонок – это десять возможных направлений профессиональной деятельности:
1 – физика и математика;
2 – химия и биология;
3 – радиотехника и электроника;
4 – механика и конструирование;
5 – география и геология;
6 – литература и искусство;
7 – история и политика;
8 – педагогика и медицина;
9 – предпринимательство и домоводство;
10 – спорт и военное дело.
Например: физика и математика, география и геология.
-
Личностный профессиональный план.
Н.С.
Пряжников предлагает модифицированный
вариант построения личного профессионального
плана (ЛПП) (по Е.А. Климову) дополненный
ценностно-нравственными компонентами
самоопределения: 1.Осознание
ценности честного (общественно-полезного)
труда
(ценностно-нравственная основа
самоопределения). 2.Общая
ориентировка в социально-экономической
ситуации
в стране и прогнозирование перспектив
ее изменения.3.Осознание
необходимости профессиональной
подготовки
для полноценного самоопределения и
самореализации. 4.Общая
ориентировка в мире профессионального
труда
(макроинформационная
основа самоопределения). 5.Выделение
дальней профессиональной цели (мечты)
и ее согласование с другими важными
жизненными целями (досуговыми, семейными,
личностными). 6.Выделение
ближних и ближайших профессиональных
целей как
этапов и путей к дальней цели. 7.Знание
о выбираемых целях:
профессиях и специальностях(макроинформационная
основа самоопределения). 8.Представление
об основных внешних препятствиях
на пути к выделенным целям. 9.Знание
путей и способов преодоления внешних
препятствий.
10.Представление
о внутренних препятствиях
(недостатках), осложняющих достижение
профессиональных целей, а также знание
своих достоинств. 11.Знание
путей и способов преодоление внутренних
недостатков
(и оптимального использования достоинств).
12.Наличие
системы резервных вариантов выбора.
13.Начало
практической реализации личной
профессиональной перспективы и
постоянное совершенствование
(корректировка)
намеченных планов по принципу «обратной
связи».
Можно
выделить следующие четыре
типа ЛПП.
А.
Отсутствие
самостоятельно построенного
профессионального плана
(за учащегося это делают другие —
родители, товарищи, учителя,
профконсультанты).Б. ЛПП
построен самостоятельно, но на очень
неполной ориентировочной основе
(например, учтено только свое желание
или позиция сверстников и пр.).В. ЛПП
построен с учетом многих существенных
обстоятельств
конкретной — «вот этой» — ситуации
выбора профессии.Г. Дополнительно к
тому, что указано в пункте «В»,
сформирована готовность
(умение, настрой) самостоятельно строить
новые ЛПП
в усложняющихся, изменяющихся условиях
(переезд семьи, болезнь и т.п.).
Что
касается вариантов
реализованности ЛПП,
то предлагаются следующие:
1)
пассивное положительное принятие того
способа порождения ЛПП, который
фактически состоялся, и успокоенность;2)
выражение ЛПП в повседневных разговорах,
спорах о выборе профессии;3) частичная
реализация ЛПП в тех или иных формах
самообразования, пробах сил;4) после
школы осуществляется выбор проф
учебного заведения или работы, обучения
на производстве;5) успешная адаптация
к избранной профессии и дальнейшее
проф развитие.
Общая
же последовательность действий при
принятии человеком решения об
очередном выборе для себя профессии
может быть примерно такой:1) составить
себе обзорную ориентировку
в мире профессий;2) выделить
возможности и ограничения,
связанные с обстановкой в группе
близких людей, в обществе;3) собрать,
упорядочить
сведения в соответствии с формулой
«моей» профессии,
учтя и возможные запасные варианты
выбора;4) если необходимо, уточнить
для себя формулу своей профессии;5)
обдумать
варианты шагов на пути освоения новой
профессии
(или повышения квалификации в рамках
имеющейся);6) мысленно «проиграть»,
продумать
элементы структуры ЛПГТ
(они приведены выше при характеристике
компонентов ситуации выбора профессии);7)
окончательно
принять решение,
объявить его уважаемым людям.
Главное
— состояние удовлетворенности сделанным
выбором и принятие на себя ответственности
за него.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Кем быть? Куда пойти учиться? В эпоху всеобщей нестабильности, когда между странами и континентами мигрируют потоки беженцев, а ваше рабочее место может сравнять с землей случайное попадание ракеты, тема поиска своего нового места в жизни (или места в новой жизни?) может в любой момент стать актуальной для каждого из нас.
У вас все не так мрачно, и максимум, что угрожает вашему благополучию, так это потенциально возможное сокращение штатов или закрытие предприятия, на котором вы работаете? Это тоже крайне неприятно, однако к этому можно морально подготовиться, если заранее понимать, что делать в этом случае и как именно искать свое новое место в меняющейся структуре занятости.
Вы будете лучше ориентироваться и адаптироваться в любых обстоятельствах, если пройдете наши программы «Самопознание» и «Лучшие техники самообразования». А сегодня мы поговорим про профориентацию по методике Е. А. Климова, которая считается одной из наиболее эффективных в своем научном сегменте и применимых в российских реалиях.
Тест на профориентацию Е. А. Климова: зачем нужен?
При всей актуальности пословицы «век живи – век учись» самой актуальной она остается для школьников, выбирающих свою будущую профессию. Любой взрослый человек даже при кардинальной смене сферы деятельности опирается на ранее накопленный жизненный опыт, знания из смежных отраслей и профессий и просто знание самого себя, своих сильных и слабых сторон.
А вот молодежи нужно начинать свой жизненный путь практически «с белого листа», поэтому важно вовремя понять направленность своих талантов и сферу деятельности, в которой есть шанс достичь максимальных результатов. В противном случае есть вероятность никак не преуспеть и ничего не заработать даже там, где зарабатывают, казалось бы, все.
Такую репутацию заведомо «успешной профессии» имеют менеджерские и юридические специальности, специальности экономиста и финансиста. Однако в отсутствие минимальных данных к такой работе обладатель диплома юриста или экономиста имеет перспективу всю жизнь проработать за минимальную зарплату, «трясясь» за свое рабочее место и до ужаса боясь сокращения штатов.
Понимание того, что экономические и правовые знания в отсутствие нужных софт-скиллс монетизировать практически невозможно, придет очень быстро. Равно как и понимание того, что сомнительная репутация малопригодного к практической деятельности специалиста уже разнеслась в рамках регионального профессионального сообщества, поэтому новое трудоустройство будет затруднительно и весьма маловероятно.
Так что не слишком коммуникабельному человеку однозначно лучше выбирать иную сферу приложения усилий, где большую часть времени он будет творить или же выполнять кем-то поставленные задачи. И тест Климова на профориентацию поможет вовремя распознать особенности человека, избавить его от ненужных ошибок и непродуктивной траты времени.
Тест на профориентацию по методике Климова, вовремя пройденный старшеклассниками, будет полезен и их родителям. Глядя на результаты теста, будет гораздо понятнее, стоит ли «толкать» ребенка в медицинский университет, чтобы он «стал врачом, как бабушка», или на специальность «Банковское дело», потому что «работать в банке хорошо для девочки».
Разумеется, аргументация в духе «стать врачом, как бабушка» или «хорошая работа для девочки» вряд ли может считаться продуктивной. Однако все родители желают детям добра и в силу возрастной склонности к консерватизму понимают «добро», как некую уже зарекомендовавшую себя положительно схему действий.
То обстоятельство, что зарекомендовавшая себя положительно 20 лет тому назад схема действий может уже не действовать, мало, кто понимает. Равно как и то, что формальное образование для успеха в бизнесе и построения карьеры дает преимущество только тем, кто обладает нужным личностным и лидерским потенциалом.
Заметим, что тут мы никоим образом не отговариваем представителей старшего поколения давать советы своим великовозрастным и пока не определившимся детишкам. Более того, попросив ребенка пройти тест Климова на профориентацию, родители могут заметно усилить свою позицию и аргументы в пользу выбора той или иной профессии.
Так, если тест укажет на наличие у ребенка склонности к работе с людьми, родителям будет легче обосновать свой совет поступать в экономический университет на «Банковское дело». Необходимые для работы с людьми эмпатия, интуиция и навыки коммуникаций в такой сфере заметно упрощают поиск клиентов, повышают шансы на успех в переговорном процессе, позволяют избежать грубых ошибок и не ввязаться в заведомую аферу.
Итак, подытожим кому и чем полезен тест Климова по профориентации:
- Людям, желающим сменить профессию.
- Студентам, желающим уточнить предпочтительное направление будущей специализации.
- Школьникам для определения будущей сферы деятельности.
- Родителям школьников для более адекватных советов в деле выбора профессии.
- Педагогам и психологам для организации эффективной профориентационной работы со школьниками.
Итоги теста, попавшие в руки профессионала, позволят более точно интерпретировать результат, чем когда школьники проходят тест самостоятельно и «никому не показывают, что у них получилось». И, соответственно, дать полезный и применимый на практике совет с тем, чтобы дети не «витали в облаках», а могли уже на старте адекватно понимать, какие потребуются затраты сил, энергии и родительских денег для того, чтобы мечта стала реальностью. Что же это за тест? Давайте рассмотрим подробнее.
Методика Климова: профориентация по основным типам профессий
Российский психолог Евгений Александрович Климов (1930-2014) практически всю свою научную карьеру посвятил теме психологии профессиональной деятельности. Тот простой вывод, что профессиональный успех во многом зависит от правильности выбора профессии, предопределил исследования в направлении выработки методики профессиональной ориентации.
Самые общие наработки Евгений Климов изложил в своей книге «Как выбирать профессию» [Е. Климов, 1990]. Далее ученый разработал опросник, который ныне известен как «Опросник Климова по профориентации» или «Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Климова «Профориентация», и написал книгу «Психология профессионального самоопределения» [Е. Климов, 2012].
Заметим, что суммарно наследие ученого составляет более 300 книг и статей. Мы упоминаем только самые актуальные в контексте нашей сегодняшней темы, посвященной профессиональной ориентации.
Итак, что же это за методика Климова и профориентация по основным типам профессий? Для начала, скажем, что «Опросник Климова по профориентации» существует в двух вариациях: на 20 вопросов и на 30 вопросов.
Оба варианта тестирования направлены на то, чтобы выявить, к какому типу профессий есть склонность у испытуемого. В целом, Евгений Климов выделяет пять типов профессий по объекту взаимодействия:
- «Человек – человек» – это работа с людьми во всех ее видах и проявлениях: педагогика, психология, журналистика, юриспруденция, бизнес, врачебная деятельность, предполагающая общение с пациентами, руководящая должность на предприятии любой формы собственности, в государственных и коммерческих структурах.
- «Человек – природа» – это работа, связанная с растениями, животными и природными ресурсами. Например, ветеринар, дрессировщик, заводчик, садовник, егерь, эколог, геолог, геодезист, агроном, ландшафтный дизайнер. Это не значит, человеку с такими наклонностями противопоказана работа с людьми, однако с растениями и животными ему будет явно интереснее.
- «Человек – техника» – любая работа, связанная с техникой, начиная от водителя троллейбуса и сантехника и заканчивая инженером-технологом на производстве и электромехаником на сухогрузах.
- «Человек – знаковая система» – любая деятельность, связанная с необходимостью систематизации и обозначения чего-либо: программист, бухгалтер, редактор, патентовед, архивариус, физик-теоретик, специалист по базам данных и т.д.
- «Человек – художественный образ» – это все профессии творческого спектра и все специальности, требующие творческого подхода и креатива: актер, музыкант, дизайнер, писатель, реставратор, мастер художественной росписи, мастер резьбы по дереву, ювелир, художник-модельер, проектировщик.
При прохождении теста на профориентацию по методике Климова в онлайн-режиме подсчет набранных баллов ведется автоматически. Итоговые результаты могут быть выражены в баллах или процентах. Так, на сервисе «Профориентация.ру» подсчет идет в баллах и результаты интерпретируются следующим образом:
- 0-2 балла – отсутствие склонностей к данному типу профессий.
- 3-6 баллов – средние склонности к данному типу профессий.
- 7-8 баллов – ярко выраженные склонности к данному типу профессий.
На сервисе «ПрофГид» результаты выставляются в процентах. Особой разницы при прохождении этих вариаций тестов с разницей в несколько минут не наблюдается:
Впрочем, тут мы забежали немного вперед. Для того чтобы понять, как формируются эти баллы и проценты, нужно рассмотреть собственно тесты Климова на профориентацию. Начнем с короткого варианта.
Опросник Климова по профориентации на 20 вопросов
Выше мы уже дали ссылки, где можно пройти тест на профориентацию Климова онлайн. Короткий тест содержит 20 вопросов-ситуаций жесткого выбора из двух доступных профессий. Проще говоря, тестируемый должен на секунду представить, что на выбор у него только две профессии, описание которых он сейчас видит на экране компьютера. И ответить, какое «из двух зол» для него является меньшим.
Уточним, что гипотетически злом можно считать любое навязанное и ненужное ограничение, однако, как полагает Евгений Климов, профориентация и определение пригодности к той или иной сфере деятельности требует именно такого подхода.
Давайте посмотрим, какой выбор предоставляет данный тест, и как это все работает. Итак, если вы собрались тест Климова на профориентацию пройти онлайн, на протяжении всего тестирования вы будете отвечать на вопрос: «Если бы на свете существовали только две профессии, какую из представленных двух профессий вы бы предпочли?» В более мягкой редакции вопрос звучит так: «Если бы вам пришлось выбирать только одну из двух возможностей, что бы вы предпочли?»
В первом вопросе предлагается на выбор два ответа – «Ухаживать за животными» и «Обслуживать машины и приборы»:
Какой смысл задавать этот вопрос человеку, который, например, хочет стать врачом и лечить людей, а не животных? Самый прямой, потому что врачебные специализации очень сильно различаются степенью контакта с пациентами. Есть хирурги, которые непосредственно оперируют людей, сращивая кости и сшивая сухожилия. Есть отоларингологи, которые осматривают ухо, горло и нос на предмет наличия воспалительных процессов и прочих нарушений. А есть врачи, работающие в кабинетах УЗИ, рентгенографии и на компьютерном томографе.
Так, если потенциальный доктор отвечает, что готов ухаживать за животными, скорее всего, он морально готов и производить медицинские манипуляции с людьми. Если же он предпочел бы обслуживать машины и приборы, видимо, ему лучше в будущем работать с медицинской аппаратурой.
Во втором вопросе есть выбор из ответов «Помогать больным» и «Составлять таблицы, схемы, программы»:
Что ответят испытуемые, желающие стать врачами и программистами, уже понятно. А что, если испытуемый окончил художественную школу и ищет применение своему ярко выраженному художественному вкусу? Тогда сделавшему выбор в пользу «Помогать больным» можно посоветовать найти себя в сфере арт-терапии, а желающему составлять схемы – работать дизайнером и составлять схемы расположения элементов интерьера в домах и квартирах, элементов экстерьера на приусадебных участках и т.д.
В третьем вопросе предлагается на выбор «Следить за качеством книжных иллюстраций и художественных открыток» либо «Следить за состоянием и развитием растений»:
Что, если человек не хочет быть ни редактором, ни иллюстратором, ни цветоводом, а вознамерился поступать на исторический факультет? А вот тут ответ может дать хорошую подсказку относительно того, на каком историческом периоде ему стоит специализироваться.
Если испытуемый предпочел бы иметь дело с иллюстрациями, что предполагает работу в чистом уютном помещении за столом, ему точно не стоит специализироваться на истории первобытного общества, потому что в этом случае его каждое лето ждут археологические экспедиции и работа «по уши в грязи» на раскопках. Если же человек готов возиться с рассадой и прополкой огорода, он потенциально готов и к работе на раскопках.
Рассматривать все 20 вопросов не будем – думается, общий принцип, как работает этот тест, уже понятен. Детям сложно тут выбрать, пожалуй, только из пары вопросов под №7: «Копировать рисунки, изображения, настраивать музыкальные инструменты» и «Управлять каким-либо грузовым транспортным средством, подъемным краном, тепловозом»:
В детстве каждый второй хочет гитару, а также управлять КАМАЗом, тепловозом или еще чем-то большим и красивым, и каждый первый любит рисовать и срисовывать.
В принципе, ничего страшного, если дети ответят по настроению. В первом случае у них будет больше баллов в пользу предрасположенности к творческим профессиям, а во втором отыщется больше склонностей к работе с техникой.
Есть и еще один нюанс теста Е. А. Климова «Профориентация». Выше мы уже начали говорить о том, что тест представлен в разных редакциях, и формулировки могут отличаться. Некоторые ресурсы пошли намного дальше, и предлагают пройти тест на профориентацию онлайн по Климову с картинками:
С одной стороны, так, конечно, красочнее. С другой стороны, далеко не все тинейджеры способны абстрагироваться от картинки и сосредоточиться исключительно на сути вопроса. Поэтому такое оформление может сбить с толку и человек, который не любит собак, но готов дрессировать тигров в цирке, выберет менее раздражающую картинку с парнем в каске возле распределительного щита.
Опять же, изображение переключателей на распределительном щите вряд ли дает исчерпывающее представлении обо всем многообразии возможностей работы с техникой. Поэтому юноша, мечтающий стать астрономом и наблюдать в телескоп за звездами может дать эмоциональный, а не релевантный своим истинным наклонностям ответ. Особенно, если он любит собак и ему понравилась картинка с собакой.
Есть и просто малоинформативные и явно не отвечающие современным реалиям картинки. Так, на картинке слева не особо понятно, что именно там ремонтируют, а картинка справа не отражает сегодняшние реалии, когда тексты, таблицы и изображения редактируются в цифровом формате на компьютере:
Можно поспорить и относительно иллюстрации вопроса насчет оказания медицинской помощи при ранениях, ушибах и ожогах. На словах «медицинская помощь» большинство людей представляют врача, а не спасателя или пожарного, поэтому такая картинка может сбить с толку:
Впрочем, не будем долго придираться, а перейдем к рассмотрению следующей вариации теста Климова на профориентацию на 30 вопросов.
Опросник Климова по профориентации на 30 вопросов
Данный тест тоже направлен на то, чтобы выявить, к какому типу профессий есть склонность у испытуемого. Однако, в отличие от первого теста, тут нужно выбрать варианты ответов «Да» или «Нет» либо же поставить «+» или «-» в зависимости от версии теста. Так, сервис Prevolio.com предлагает отвечать «Да» или «Нет»:
А вот сервис Schelcol.ru предлагает прозрачную систему подсчета баллов, в которой сразу понятно, какую именно склонность выявляет конкретный вопрос. Поставив «+» или «-» напротив той или иной цифры, вы сможете самостоятельно просуммировать баллы, набранные по каждой группе профессий:
Группы профессий вполне предсказуемо обозначены буквами «П» («Человек – природа»), «Т» («Человек – техника»), «Ч» («Человек – техника») и т.д. В каждой группе можно набрать максимум 8 баллов. Сложив все цифры со знаком «+», вы как раз и получите свои «8 из 8», «7 из 8», «6 из 8» и далее в зависимости от обнаруженных склонностей.
Обратите внимание, что «вес» вопросов, выявляющих склонность к определенному типу профессий, неодинаков. Так, «Легко знакомлюсь с людьми» и «Почти ни с кем не ссорюсь» имеют меньший вес в определении пригодности для работы с людьми, чем «Легко улаживаю разногласия между людьми» и «Удается помогать даже незнакомым людям»:
Во всех остальных группах профессий соблюдается аналогичный принцип: четыре вопроса, имеющих «вес» в 1 балл, плюс два вопроса, имеющих «вес» в 2 балла, что в сумме при всех положительных ответах может дать максимум 8 баллов. К слову, на сервисе Schelcol.ru вы можете скачать бланк в формате пдф и распечатать на принтере для того чтобы вам было удобнее его заполнять.
В чем еще заключаются отличия теста на 30 вопросов относительно короткого варианта? Ту практически невозможно набрать 0 баллов, даже если у вас объективно нет никаких склонностей к тому или другому типу профессий.
Рассмотрим эти отличия на примере группы профессий «Человек – природа». В тесте из 20 пар вопросов есть немало отпугивающих описаний, которые предопределяют не всегда релевантный способностям выбор. Например, пара вопросов «Лечить животных» и «Выполнять вычисления»:
Или вот выбор между художественной самодеятельностью и изучением жизни микробов:
Так, эколог или геолог не имеет дел с «болячками» растений и животных, поэтому отрицательный ответ вряд ли означает противопоказание к такой деятельности. А такой вот отрицательный ответ могут дать крепкие здоровые юноши, вполне готовые ходить в экспедиции, жить в палатке и в силу возраста воспринимающие как абстракцию то обстоятельство, что существуют такие создания, как микробы, и из-за них можно чем-то заболеть.
В тесте на 30 вопросов, для того чтобы набрать какие-то баллы пригодности к профессиям группы «Человек – природа», достаточно будет читать о растениях и животных, наблюдать за растениями и животными и самонадеянно считать, что у вас есть способности к работе с растениями и животными:
Учитывая, что сложно найти человека, который не читал бы рассказы Михаила Пришвина и останется совсем уж равнодушным при виде красивых цветов или сладко спящего котенка (щенка, хомячка), хотя бы средние способности к профессиям группы «Человек – природа» этот тест выявит почти у всех.
Тест Климова на профориентацию пройден: что дальше?
Что же делать с полученными результатами далее? Тем более что каждый тип включает в себя огромный диапазон различных профессий. Диапазон группы профессий «Человек – человек» простирается от врача и учителя до топ-менеджера международной корпорации. Группа профессий «Человек – природа» объединяет дрессировщиков, агрономов и ландшафтных дизайнеров. А как определиться в группе профессий «Человек – техника», стоит ли вам стать инженером-электриком или авиаконструктором?
Тут уместно напомнить, что никакой результат даже самого «продвинутого» теста не является истиной в последней инстанции. Тем более что и сам Евгений Климов указывал на то, что его методика способна лишь выявить основную предрасположенность к тому или другому типу деятельности, но никак не сделать выбор профессии за человека.
Более того, Климов утверждал, что даже термин «профпригодность» является весьма условным, потому как если принять существующие условия труда и особенности человека за некий стабильный показатель, тогда можно считать, что человек пригоден для конкретной работы «здесь и сейчас» [Е. Климов, 2012].
Доля справедливости в этом есть, потому что, условно говоря, водитель, получивший категорию «С» после обучения на автомобиле ЗИЛ, может оказаться непригоден для управления импортным грузовым автомобилем, нашпигованным современнейшей электроникой. Или же ему потребуется дополнительное обучение.
Как вариант, можно использовать только базовые функции авто типа «завел – поехал», однако это вряд ли будет свидетельством профессионализма и рациональным использованием дорогостоящей техники. Помимо склонностей к работе с техникой, многое зависит от прочих особенностей человека, включая интеллект и способность осваивать новые знания.
Условно говоря, среди проявивших склонность к типу профессий «Человек – техника» могут быть как будущие конструкторы космических кораблей, так и автомеханики, ремонтирующие исключительно «Жигули» и прекрасно себя ощущающие и в профессиональном, и в материальном плане.
В то же самое время не стоит понимать термин «профпригодность» совсем узко. Бывают случаи, когда человек в силу своих особенностей не сможет выполнять какую-то специфическую работу ни при каких обстоятельствах. Например, заикающийся социопат, которому страшно спросить у незнакомого человека, выходит ли тот на следующей остановке, вряд ли станет хорошим актером, даже если вдруг бросит себе такой вызов.
Это экстремальный пример, однако и при наличии проблем помельче тоже возникают ограничения. Так, человек, совсем не умеющий ладить с людьми, вряд ли добьется успеха в крупном бизнесе. Тот, кто не может связать двух слов, не сможет стать хорошим учителем. Тому, кто умножает 12 на 3 исключительно с помощью калькулятора, практически нереально освоить профессию инженера или бухгалтера.
Так что опросник Климова по профориентации может быть весьма полезен для получения общих ориентиров, в каком направлении двигаться дальше. Тем более что, как заметил Евгений Климов, компенсирующие возможности человека и его индивидуального стиля ограничены и меняются на протяжении жизни незначительно [Е. Климов, 2012].
Проще говоря, интроверт все равно не станет экстравертом, экстраверт все равно будет стремиться к социальной активности, слишком чистоплотный и брезгливый человек как максимум научится сдерживать свои эмоции, но не перестанет быть очень чистоплотным и брезгливым.
И, наконец, остается еще один вопрос: а что если тест выявил одинаковые или почти одинаковые склонности сразу к двум или трем типам профессий? С одной стороны, возникает проблема выбора. С другой стороны, существенно расширяются возможности приложения и монетизации усилий.
Сегодня есть множество сфер деятельности не просто на стыке профессий, а и на стыке типов профессий. Так, дизайнеру, проектирующему внешний вид самолета или автомобиля, нужно разбираться в устройстве этих транспортных средств для того, чтобы красота не оказалась в ущерб безопасности. Следовательно, лучшие кандидаты для сферы промышленного дизайна – это те, что набрали высокие баллы в категории «Человек – художественный образ» и «Человек – техника».
Ландшафтному дизайнеру нужно иметь не только чувство прекрасного, но и минимальное представление о совместимости растений и их защите от болезней. В противном случае все будет красиво, но недолго. Таким образом, оптимальный кандидат – это тот, кто набрал высокие баллы и в категории «Человек – художественный образ», и в категории «Человек – Природа», и в категории «Человек – человек», потому что дизайнеру нужно еще и продвигать свои услуги.
Людям, нацеленным на серьезный бизнес, стоит научиться не только считать деньги и строить отношения с партнерами и инвесторами, но и вникать в особенности того дела, посредством которого они намерены зарабатывать деньги. Желающим строить дома и продавать квартиры в новострое желательно понимать этапы строительства и ориентироваться в строительных технологиях.
Мечтающим о своем IT-бизнесе нужно иметь навыки программирования и понимание, как создается цифровой продукт, иначе ни о каком уважении в этой сфере речь не идет и об инвестициях можно сразу забыть. Таким образом, для серьезного бизнеса более пригодны люди, набравшие высокие баллы не только в категории «Человек – человек», но и в категории «Человек – техника» либо «Человек – знаковая система».
Существует масса видов деятельности, где желательно иметь способности сразу к двум типам профессий: «Человек – знаковая система» и «Человек – художественный образ». Это, прежде всего, UI/UX-дизайнеры, журналисты и переводчики. Без понимания знаковой системы, с которой они работают, будь то английский язык, русский язык или JavaScript, будет допускаться много ошибок. А без творческой жилки конечный продукт будет иметь унылый вид. Поэтому специалисты без творческой жилки будут востребованы только на низовых должностях для выполнения простейших малооплачиваемых работ.
Итак, мы с вами разобрались, что собой представляет и зачем нужен тест на профориентацию по методике Климова. Очень советуем его пройти, потому что займет это всего 3 минуты, а сэкономить может годы последующей работы, избавив вас от ненужных ошибок и непродуктивных усилий.
Мы желаем, чтобы все ваши усилия приносили нужный результат. Мы верим, что у вас все получится. И предлагаем ответить на вопрос по теме статьи:
1.
«УЧЕБНО – ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР»
г. Тирасполь
Курс
«Я и профессия»
Преподаватель:
Сергейко Любовь Дмитриевна
2. «УЧЕБНО — ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР» г. Тирасполь
Директор УПЦ: Шишканова Юлия Алексеевна
Раб. телефон: 9 – 14 – 62
Завуч по УВР: Кириенко Анна Васильевна
Раб. телефон: 9 – 13 -41
3.
Цели курса
1) раскрыть психологические особенности
личности;
2) познакомить тебя с многообразием мира
профессий;
3) помочь выбрать тебе сферу будущей
профессиональной деятельности.
4.
Тема:
Понятие и построение
личного профессионального
плана. Интересы и
склонности в
профессиональном выборе.
5. «ПЛАН»
I.
II.
Заранее намеченный порядок, последовательность
осуществления какой-либо программы;
Способ подхода к чему-либо или построение
чего-либо.
План
Смутный, отрывочный, полный, ясный
Устойчивый, изменчивый
Реалистический, фантастический
6.
Жизненный план
Жизненный план – это представление
человека
о
(социальный,
желаемом
образе
профессиональный,
статус) и путях его достижения.
жизни
семейный
!
7.
Личный профессиональный план
Личный
профессиональный
план
–
это
обоснованное представление об избираемой области
трудовой деятельности, способах овладения будущей
профессией и перспективах профессионального роста.
!
8. Планирование личного профессионального пути (по Климову Е.А.)
I.
II.
III.
Главная цель (кем я буду? Чего
достигну?)
Цепочка более отдаленных
конкретных целей (где буду
учиться? Первая работа,
дальнейшие перспективы)
Пути и средства достижения
ближайших жизненных целей
(ознакомление, проба сил,
самообразование и т.п.)
9. Профессиональный план программа самовоспитания
I.
II.
III.
IV.
Какие профессионально важные качества
надо сформировать и развить
Как укреплять свое здоровье
Какую литературу читать
В каких кружках или группах по
интересам заниматься
10. ПРАВИЛЬНЫЙ ПРОФПЛАН
11. Задание1. Составить личный профплан
1.Выбрал ли ты профессию, если да, то какую?
2.Выдели основные этапы на пути к твоей
профессиональной мечте.
3.Что ты знаешь о своей будущей профессии?
(предмет, содержание, условия труда,
профессионально важные качества для твоей
профессии, где можно получить эту профессию,
востребованность профессии на рынке труда);
4.Что повлияло на твой выбор (самостоятельно
принял решение, посоветовали родители, влияние
оказали занятия в школе, УПЦ; что-то другое);
12. Задание1. Составить личный профплан
5.Какие твои недостатки могут помешать на пути к
профессиональной цели?
6.Как ты собираешься работать над собой и
готовиться к профессии?
7. Кто и что может помешать тебе в реализации
твоих профессиональных планов?
8. Как ты собираешься преодолевать эти внешние
препятствия?
13. Задание1. Составить личный профплан
9.Есть ли у тебя резервные варианты на случай
неудачи по основному варианту? (запасная
профессия)
10.Что ты уже сейчас делаешь для подготовки к
избранной профессии и для поступления в
соответствующее учебное заведение?
11. Если ты еще не выбрал будущую профессию или
сомневаешься в своем выборе, то почему?
Запиши вывод о своей готовности к построению
личного прфессионального плана
14.
Внимание
Выбор
Желание
Интерес
УМ
Любопытство
Увлеченность
Хобби
15.
Интерес — это активная познавательная
направленность человека на тот или иной
предмет.
Применительно к выбору профессии
интересы – это положительное
отношение к определенной области
труда, стремление к познанию и
деятельности в этом направлении.
(«хочу знать»)
16.
В своем развитии интересы проходят несколько этапов.
Сначала они носят характер временных, эпизодических и
проявляются в положительном отношении к
определенному предмету. Такие интересы, если их не
развивать, могут скоро ослабеть или совсем угаснуть.
По мере глубокого и систематического изучения того или
иного предмета, проникновения в заинтересовавшую
область трудовой деятельности интересы закрепляются,
усиливаются и постепенно могут стать устойчивыми.
Такие интересы часто перерастают в склонность.
17.
Склонность – это стремление заниматься
определенной деятельностью,
постоянно накапливать знания и
совершенствовать умения и навыки,
соответствующие этой деятельности.
(«хочу делать»)
18.
От склонностей зависит привлекательность
различных видов деятельности, интерес к ним.
Если интересы выражаются формулой «хочу
знать», то склонности «хочу делать». Одно дело
интересоваться книгами о животных, совсем
другое находить удовольствие в ежедневной
работе по уходу за животными. Склонности не
только проявляются, но и формируются в
деятельности. Только активная деятельность,
причем в разных направлениях, позволит вам
познать и проверить свои склонности.
19. Интересы и склонности в профессиональном выборе («ХОЧУ»).
Между интересами и
склонностями много общего, но
есть и свои различия. Как правило,
интересы означают «ХОЧУ ЗНАТЬ»,
а склонности – «ХОЧУ ДЕЛАТЬ».
Оптимальный вариант в ситуации
профессионального выбора –
когда интересы и склонности
согласованы между собой и
дополняют друг друга по их
предметной соотнесенности,
широте содержания,
устойчивости, силе, длительности.
20.
Интересы и склонности проявляются и формируются только в
деятельности, связанной с ними. Поэтому надо не ждать, когда
проявится интерес или склонность, а активнее включаться в
разнообразную деятельность. Именно такое поведение позволит
вам выявить и сформировать интересы и склонности.
Если интересы и склонности к какой-то области знаний или
практической деятельности связываются с жизненными планами,
то они переходят в профессиональные. И это, конечно же,
хорошо.
21. Тест «ДДО» по Климову Е.А. (выполнить в тетради)
Итак, тест предназначен для отбора на различные типы
профессий в соответствии с классификацией типов
профессий Е.А. Климова, который все профессии разделил
на 5 типов по предмету труда (предмет труда- это то, с
чем или с кем работает человек: растения, техника, люди,
и т.д.).
Инструкция: в каждой из 20 пар выберите
только одну возможность и отметьте значком
«+».
Подсчитать количество «+» по колонкам.
22. Таблица для ответа(начертить в тетради)
Ч-П
1а
3б
6а
Ч-Т
1б
4а
7б
9а
10а
11а
13б
16б
11б
14а
17б
19а
20а
Ч-Ч
2а
4б
6б
8а
12а
14б
16б
18а
Ч-З
2б
5а
9б
10б
12б
15а
19б
20б
Вывод: _________________________________________________
Ч-Х
3а
5б
7а
8б
13а
15б
17а
18б
23.
КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОФЕССИЙ
Человек-природа
Человек-техника
Человек-человек
Человек-знак
Человекхудожественный образ
24. Профессии типа «Человек-Природа»:
Специалистам этой области приходится:
Изучать, исследовать, анализировать состояние, условия жизни
растений и животных;
выращивать растения, ухаживать за животными;
проводить профилактику заболеваний растений и животных, бороться
с вредителями растений
(агроном, зоотехник, гидробиолог, агрохимик, микробиолог, полевод,
овощевод, пчеловод, агроном по защите растений, ветеринар)
25. Профессии типа «Человек-Техника»:
создание, монтаж, сборка технических
средств, ремонт, установка, эксплуатация
технических устройств:
(Слесарь-сборщик, токарь, столяр, сварщик, монтажник, водитель,
инженер, энергетик, автослесарь)
26. Профессии типа «Человек-Человек»:
воспитание, обучение; бытовое, торговое,
медицинское, информационное обслуживание
людей; управление, руководство людьми.
(воспитатель, учитель, врач, продавец, юрист,
экскурсовод)
27. Профессии типа «Человек — Знаковая система»:
тексты, цифры, формулы, таблицы, чертежи,
схемы, карты, звуковые сигналы
(редактор, корректор, экономист, делопроизводитель, маркетолог,
программист, переводчик , бухгалтер, аудитор,топограф)
28. Профессии типа «Человек – Художественный образ»:
создание, проектирование, моделирование художественных
произведений, воспроизведение, изготовление различных
изделий по эскизам, образцу
(писатель, художник, композитор, модельер, архитектор, скульптор,
журналист, хореограф, ювелир, реставратор, гравер, музыкант, актер,
мастер по росписи фарфора)
29. Самые интересные вакансии в мире
Профессиональный соня (для
научных целей изучения сна). Они
также могут тестировать матрацы.
Зарплата – 1,3-2 тыс. долларов
в месяц.
30. Смотритель тропического острова
31. Сторож в замок с привидениями
А в Шотландии готовы платить 20 тыс. фунтов в год человеку, который устал
от всех и ищет уединения. На необитаемый остров Инчкольм недалеко от
Эдинбурга нужен сторож, который готов 8 месяцев наблюдать за
заброшенным замком XIII века с привидениями. Для него на острове
построен двухэтажный дом, в котором есть телевизор и компьютер с
доступом в Интернет. Единственное неудобство — ограниченные запасы
питьевой воды и продуктов, которые доставляют раз в 8 месяцев.
32. Обниматель панд
За то, что ты целый день гладишь пушистых
милых панд в зоопарке Китайского научноисследовательского центра (провинция Сычуань),
тебе готовы платить 32 тысячи долларов.
Обнимателю должно быть не более 22 лет, ему
нужно знать базовую информацию о пандах,
описывать их поведение и фотографировать.
33. Работа мечты в России
Испытатель диванов (зарплата-56 тыс.
руб.)
Задания: просмотр фильмов в разных
позах, занятия йогой ит.д. Главная задача:
оценить достоинства дивана, выявить
недостатки и отправить конструкторам
замечания.
34. Работа мечты в России
Дегустатор шоколада (зарплата-120 тыс.
+ фитнес+ командировки в Бельгию).
Ежедневно: 9 тортов, 14 пирожных,
11 десертов и это еще неполный список сладких
обязанностей.
Главный конкурс-узнать
точный состав представленного
десерта, на котором срезаются.
Вакансия пока свободна!
35.
Шартрский собор
Путешественник увидел трех рабочих, которые толкали тяжело
нагруженные тачки, и спросил каждого, что он делает.
Первый ответил: «Толкаю эту тяжелую тачку, будь она проклята».
Второй сказал: «Зарабатываю на хлеб для своей семьи».
А третий гордо произнес: «Я строю прекрасный храм».