Психограмма профессии (психолог) Личностные особенности, профессиональные умения
-
Внимание, стремление
понять позицию других -
Дружелюбие,
общительность -
Способность стать
лидером -
Вежливость,
обходительность -
Руководство
здравым смыслом, следование предписаниям -
Жизнерадостность
-
Терпеливость,
упорство -
Большое чувство
ответственности -
Способность
выполнять работу, полную разнообразия -
Энтузиазм в
трудовой деятельности -
Тщательность
действий -
Схватывание новых
идей, самостоятельность суждений -
Аккуратность и
последовательность в работе -
Способность к
планированию своего будущего -
Способность к
устным высказываниям -
Хорошая память
-
Способность
обучать других -
Умение заботиться
о больных -
Умение заботиться
о посторонних
Качества
и навыки, которые рекомендуют развивать
в себе школьникам, ориентированным на
профессию психолога: логичность и
независимость мышления, групповая
работа, лидерство, межличностное
общение, точность, изобретательность,
внимательное отношение к людям.
Для
профессионального самосовершенствования
школьного психолога нужна примерная
модель, в которой были бы указаны
необходимые знания, умения и профессионально
важные качества (ПВК). В самом приближенном
варианте эту модель можно представить
следующим образом.
Психолог
должен хорошо знать свои личностные
особенности, способности, возможности,
сильные и слабые стороны, способы
компенсации недостатков.
Он
должен уметь регулировать свои
эмоциональные состояния, мобилизовывать
свои психологические функции (память,
внимание, мышление), осуществлять поиск
и анализ необходимой научной,
социальной, учебной и профессиональной
информации, тренировать профессионально
важные качества.
Наконец,
психолог должен иметь и постоянно
развивать в себе профессионально важные
качества: интеллектуальность
(любознательность, логичность и
практичность ума, рефлексивность);
социабельность (эмпатия, потребность
в социальных контактах и социальном
одобрении, коммуникабельность). Очень
важным нам представляется сочетание
потребности в достижениях, силы «я»
и самокритичности, эмоциональной
устойчивости, жизнерадостности и
оптимизма.
В
работе с учащимися психологу нужны
знания об их возрастных и типологических
особенностях; представление о динамике
развития личности в онтогенезе;
соотношение воспитания, обучения и
развития; взаимодействие обучаемости
и обученности школьников. Ему придется
сталкиваться с отклонениями в развитии,
поведении, учении и общении учащихся,
для распознания которых психолог
должен знать психологию этих процессов
и явлений. Поскольку развитие ребенка
во многом предопределяется условиями
семейного воспитания, психологу важно
ориентироваться в психологии семьи
и семейного воспитания. Выявляя
влияние детского коллектива на
формирующуюся личность, психолог
обязательно будет опираться на знания
социально-психологических особенностей
классного коллектива и малых групп.
Следует
также подчеркнуть роль отношений с
учащимися в работе психолога. Общение
психолога с детьми требует эмпатии,
доброжелательности, внимательности и
наблюдательности, большой выдержки,
терпения, настойчивости. Все эти
профессионально важные качества
психолога должны неизменно сочетаться
с педагогической интуицией и оптимизмом.
Для
того чтобы помочь ребенку, надо, чтобы
он сам захотел что-то изменить в себе,
научился каким-то способам самопознания,
самовоспитания и самообразования. Это
означает, что психолог должен иметь
представление о психологических
закономерностях названных процессов
и т.д.
В работе с учащимися
особую роль играют следующие
профессиональные умения: организационные,
коммуникативные, психодиагностические,
возрастно-индивидуального и семейного
консультирования, прогнозирования
вариантов развития, психопрофилактики
и психокоррекции.
Не
менее сложна и другая основная категория,
с которой работает школьный психолог,—
учителя. О специфике категорий речь
пойдет в следующих параграфах книги.
Здесь же ограничимся описанием
компонентов модели психолога в
зависимости от направленности его
деятельности.
Итак,
что должен знать психолог, работая с
учителями? Прежде всего — психологию
учителя и педагогической деятельности,
профессиограммы и психограммы педагогов
различных профилей, психологию
обучения и воспитания, психологические
особенности педколлектива,
психологические основы обучения. Работая
с педагогами, очень важно придать общим
коммуникативным, организационным,
психодиагностическим, психопрофилактическим
и психокоррекционным умениям особый,
щадящий самолюбие и профессиональный
опыт учителя характер. Этому в большей
степени будут способствовать такие
профессионально важные качества
психолога, как дипломатичность, такт,
стремление понять коллегу, чувство
эмпатии, самообладание, внимательность,
дружелюбие, высокая профессиональная
компетентность и широкий кругозор.
Знание педагогического
процесса также многогранно. Специалисту
следует глубоко изучить психологию
учебной и воспитательной деятельности;
вникнуть в психологическую характеристику
учебных предметов и специфику их
преподавания, видов, методов, средств
и форм обучения.
Его
умения в этой области связаны с
организацией педагогически
целесообразного и психологически
оправданного общения в системе
«учитель — ученик*, «ученик —
класс»;
логическим
анализом учебно-воспитательного процесса
с точки зрения его гуманности и
развивающего характера; планированием,
прогнозированием и моделированием
педагогической системы школы, как
развивающей и развивающейся.
В
этой работе ему потребуются критичность,
независимость, нестандартность мышления
и руководство здравым смыслом,
восприимчивость, чувство новизны и
способность выполнять разнообразную
деятельность, энтузиазм, аккуратность
и последовательность, терпеливость
и упорство, способность обучать других,
подчинять себе и большое чувство
ответственности.
Таким
образом, сложность и многоаспектность
объектов деятельности школьного
психолога делают его работу очень
значимой и напряженной, а к личности
самого специалиста предъявляются
высокие и разнообразные требования.
Вполне понятно, почему не каждый, кто
желает быть школьным психологом, может
им стать. Главное и неоспоримое, с чего
должен начинаться школьный психолог,
— любовь к детям, школе, желание помочь
им стать лучше. Когда он каждый день
идет на встречу с ними с радостью, а
завершив свой трудный день, хочет к ним
возвращаться еще и еще, все его
существование наполняется большим
человеческим смыслом, и каждый раз
вместе со своими подопечными он будет
подниматься на ступеньку выше.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Показания:
- Аналитическое, системное, творческое мышление
- Логические, математические способности
- Интерес к работе с информацией
- Исследовательский интерес
- Высокая общая эрудиция
- Высокая нравственность
- Медицинская подготовка, знания психологии и педагогики
- Высокая продуктивность
- Целеустремленность, активность
- Саморазвитие, стремление к обучению
- Лидерские и организаторские способности
- Умение работать коллегиально, в команде
- Умение работать в режиме многозадачности
- Коммуникативность
- Развитые вербальные и невербальные способности
- Желание работать в сфере общения
- Этичность,эмпатия, интуиция
- Высокая концентрация внимания,
- Хорошая память, воображение, речь
- Лексические способности
- Стрессоустойчивость
- Саморегуляция, в том числе эмоционально-волевая
- Объективность, критичность
- Уметь оставлять работу на работе
- Полноценно восстанавливаться после работы
Противопоказания:
- Наличие психических заболеваний, сердечно-сосудистых, вирусных, проблемы с памятью, вниманием, речью, зрением, слухом, хронические мигрени и прочее, что препятствует ведению клинической практики.
Пояснение
Клинический психолог должен обладать особенностями мышления, которые позволят ему успешно осуществлять свою деятельность. Прежде всего, это наличие аналитического мышления.
Аналитика нужна для того, чтобы анализировать имеющуюся информацию верно и выстраивать, соответственно, работу в отношении разрешения проблемного поля клиента, корректировать ее в зависимости от имеющихся результатов.
Клинический психолог работает не с самой патологией, а с ее носителем и тем проблемным полем, которое имеется у него. Не всякая патология («патос» – страдание) является болезнью.
Клинический психолог работает как с носителями диагнозов, так и с людьми, находящимися в норме, имеющими определенного рода проблемы, вызывающие страданья, в той или иной степени.
Каждый человек индивидуален. Соответственно, индивидуальным должен быть подход в работе с человеком. Более того, не все случаи, которые имеются в практике клинического психолога описаны и изучены.
Мозг и психика человека до конца не изучены и ответы на многие вопросы только предстоит найти.
Поэтому мышление клинического психолога должно быть творческим и системным. Это позволит справляться с нестандартными задачами, случаями, которые еще не описаны в клинической практике.
Системное мышление позволит систематизировать имеющиеся данные, организовать процесс хранения информации, ведение документации.
Математические способности позволят обрабатывать диагностический материал, работать с цифрами, графиками и иными способами обработки и систематизации информации. Логические способности помогут выстраивать верную тактику и стратегию в отношении разрешения проблемного поля клиента.
Без исследовательского интереса и интереса к работе с информацией вовсе не представляется возможным осуществлять деятельность клинического психолога, так как это основа его деятельности.
Более того, при проведении диагностики и клинической беседы дополнительно необходимо так же иметь высокую концентрацию внимания и хорошие лексические способности, чтобы установить все значимые моменты, определить симптомы. Так же, определить степень выраженности симптомов, наличие и степень выраженности синдромов у клиента.
Не только проблемные, но и имеющиеся в наличие сохраненные характеристики клиента так же необходимо зафиксировать и учесть для полной общей клинической картины.
Для максимально верной интерпретации полученных данных от клиента и выстраивании эффективной работы в отношении него, клиническому психологу необходимо обладать большим объемом знаний.
Высокая общая эрудиция позволит работать с разной категорией граждан, имеющих разный социальный статус и профессиональную направленность. Владение профессией и ряд других факторов накладывает определенный отпечаток на личность человека и этот факт необходимо учитывать, в том числе, при работе с людьми.
Безусловно, у клинического психолога должна быть хорошая медицинская подготовка в первую очередь, достаточные знания психологии и педагогики. В компетенцию клинического психолога входит много функций, в том числе, и просветительская работа, профилактика профессионального выгорания, например, обучение медицинского персонала.
Не только в отношении клиентов происходит педагогический процесс с целью обучения более эффективным стратегиям, навыкам и способам справляться с теми трудностями, которые имеются у них по факту, но и с родственниками клиента в случае необходимости, с медицинским персоналом работает клинический психолог. Для этого необходимо иметь педагогические способности и знания в области педагогики, коррекционной педагогики и не только.
Саморазвитие, стремление к обучению у клинического психолога является так же, важными и значимыми условиями для осуществления успешной деятельности.
Медицина, педагогика и психология являются динамично развивающимися науками, в которых происходят новые открытия, разрабатываются более эффективные методики на основе их и многое другое, что позволяет сохранять профессиональную пригодность и развиваться как специалисту, выдерживать конкуренцию, а также соответствовать установленным требованиям, предъявляемым к профессии клинического психолога.
Знания, носителем которых является клинический психолог должны быть прежде всего, актуальными и достаточными. Для этого необходимо постоянно развиваться в профессиональном плане.
Кроме того, клинический психолог должен развиваться как личность. Что бы помогать другим людям, необходимо прежде всего, самому быть в ресурсном состоянии и научится помогать самому себе, а также пользоваться помощью со стороны других специалистов. Обратная связь от них поможет определить проблемное поле и зону роста, направление развития.
С этим всем необходимо работать постоянно, чтобы исключить возможность решать свои проблемы через взаимодействие с клиентами. Клинический психолог должен быть в ресурсном состоянии для того, чтобы вести эффективную практику в отношении других людей.
Безусловно, требования этики, морали и нравственности в работе должны соблюдаться безоговорочно. Объективность в отношении клиента, критичность к происходящему и своим собственным действиям так же является обязательным условием для ведения практики, без которого не представляется возможным оказывать эффективную помощь людям.
Такие личностные особенности, как стрессоустойчивость, саморегуляция, в том числе эмоционально-волевая регуляция позволит клиническому психологу выдерживать моральные и эмоциональные нагрузки, чтобы оставаться в ресурсном состоянии и самому профессионально не выгореть, а также оказывать эффективную помощь, особенно в работе с тяжелыми случаями.
Желание работать в сфере общения, так же, является ключевым в профессии клинического психолога. Но, только одного желания, безусловно, не достаточно.
Клинический психолог должен быть эмпатичным к людям, что является основой консультирования и психотерапии. Психотерапия – это не просто лечение «словом», это лечение души душой. Психика (психея – душа) является тонкой материей. Ее необходимо, кроме всего вышеперечисленного, еще и чувствовать.
Не все возможно объяснить с помощью слов. Есть вещи, не поддающиеся объяснению, но играющие значимую роль. Поэтому, интуиция тоже, должна быть развита у клинического психолога.
Механизм интуиции прост: это та гамма запахов, которая попадая в мозг не имеет словесно-логической интерпретации, но дающая верную информацию. Аналитический ум человека способен ошибаться, поэтому ему на помощь приходит интуиция как процесс, который работает безошибочно, конечно, если у человека нет патологий в работе головного мозга. И это важный фактор.
Клинический психолог должен иметь хорошо развитые высшие функции своей психики. Хорошая память позволит удерживать необходимую информацию, используемую в работе.
Воображение лежит в основе творческого мышления и разработке новых методов, способов решения, поставленных задач. Важным также является речь. Это главный инструмент в работе клинического психолога.
Вербальная и невербальная речь должна быть развита в достаточной степени что бы осуществлять взаимодействие, коммуницировать, достигать нужных целей в отношении людей, а также верно интерпретировать информацию, поступающую от них, влиять и воздействовать на них с психотерапевтическими целями.
Письменная и устная речь так же, должна быть, соответственно, грамотной.
Высокие коммуникативные навыки необходимы не только для успешного ведения практики в отношении клиентов, но и для эффективного взаимодействия с иными специалистами, принимающими участие в терапевтическом и консультационном процессе.
Достаточно часто встречаются клинические случаи, выходящие за пределы компетенции клинического психолога и требующие вмешательство со стороны других специалистов, например, врачей, иного медицинского персонала, социальных педагогов, социальных работников и не только.
Поэтому, умение работать в команде, лидерские и организаторские способности, так же, должны иметься у клинического психолога. Клинический психолог должен уметь работать коллегиально.
Более того, задачи, которые стоят перед клиническим психологом разные, в зависимости от того, чем именно будет заниматься клинический психолог и в какой форме, в каком формате будет осуществлять свою деятельность.
В независимости от того, будет он являться частным специалистом или работать в соответствующих заведениях, ему необходимо уметь работать в режиме многозадачности, чтобы осуществлять свою деятельность согласно должностным обязанностям в полном объеме.
В завершении могу добавить, что все вышесказанное осуществимо если клинический психолог будет активен, соответственно, иметь высокую продуктивность деятельности и целеустремленность, а также уметь оставлять работу на работе, полноценно восстанавливаться после трудовой деятельности.
С уважением к вам, Марина Аглямова
-
-
June 5 2014, 10:35
- Психология
- Cancel
психограмма профессии психолога
Психограмма – система психологических качеств и черт, определяющих потенциальную возможность человека овладеть и успешно заниматься той или иной профессиональной деятель-ностью.
Не каждый человек пригоден для работы с людьми. Как представитель одной из «помогающих», человеческих профессий психолог имеет дело с личностью, обладающей психической реальностью; в то же время он и сам ею обладает.
Важными личностными характеристиками психолога являются гармоничность «Я-концепции», эмоциональная устойчивость, социальная адаптированность.
ПСИХОГРАММА ПРОФЕССИИ ПСИХОЛОГА
1. Внимание, стремление понять позицию других.
2. Дружелюбие, общительность.
3. Способность стать лидером.
4. Вежливость, общительность.
5. Руководство здравым смыслом, следование предписаниям.
6. Жизнерадостность.
7. Терпеливость, упорство.
8. Большое чувство ответственности.
9. Способность выполнять работу, полную разнообразия.
10. Энтузиазм в трудовой деятельности.
11. Тщательность деятельности.
12. Схватывание новых идей, самостоятельность суждений.
13. Аккуратность и последовательность в работе.
14. Способность к планированию своего будущего.
15. Способность к устным высказываниям.
16. Хорошая память.
17. Способность обучать других.
18. Умение заботиться о больных.
19. Умение заботится о посторонних.
Данная психограмма была впервые опубликована в работе Укке Ю. М. «Диагностика сознательного выбора профессии японских школьников». Качество и навыки, которые рекомендуют развивать в себе школьникам, которые хотят избрать профессию психолога: логичность и независимость мышления, групповая работа, лидерство, межличностное общение, точность, изобретательность, внимательное отношение к людям.
Разработка психограммы психолога
Составление психограммы — итог тщательного изучения профессии с разных сторон. Этот процесс называется профессиографированием. Этапы составления психограммы:
1. Установление перечня обязательных задач, выполняемых профессионалом.
2. Реконструкция действий, необходимых для достижения заданных целей (действий внешних и выполняемых во внутреннем плане).
3. Соотнесение важных часто встречающихся, ведущих профессиональных действий и психических функций, процессов, способностей, умений, обеспечивающих их выполнение.
Таким образом, составляется функциональная модель работы психики профессионала, устанавливаются предполагаемые профессиональные качества (ПВК) и требуемый уровень их развития (высокий, средний или низкий).
Личность психолога, его профессиональные качества
Психология и психолог пришли в детский дом, чтобы сделать его более гуманным, способствующим личностному росту каждого ребенка, педагога, сотрудника и руководителя. Поэтому совершенно оправданно в требованиях к личности психолога можно выделить следующие характеристики:
1. Психолог должен иметь высокие (общие) умственные способности, быть проницательным, рассудительным, свободомыслящим, вдумчивым аналитиком, экспериментатором.
2. Психолог социабелен, любит работать с людьми, радуется социальному признанию (одобрению), великодушен к людям, легко формирует активные группы, хорошо запоминает имена людей, любезен, тактичен, дипломатичен в общении.
3. Он любит совместные действия, подчиняет интересы личности групповым интересам, совестливый, добросовестный, имеет чувство долга и ответственности, сильный, энергичный, умеет подчинить себе. Он смел, быстро решает практические вопросы.
4. Психолог эмоционально устойчив, выдержан, спокоен, реально взвешивает обстановку, устойчив к стрессу.
Какие личностные проявления несовместимы с работой психолога?
Это незрелость личности, низкая сила «эго», низкий интеллект, отсутствие эмпатии, неумение решать свои проблемы, излишняя заторможенность, низкая организованность, плохое сопротивление стрессу, потребность в опеке, высокая тревожность.
Конечно, эти требования абсолютизированы, трудно найти людей, у которых бы они органично сочетались. Поэтому данные требования нужно рассматривать как эталонные, которые могут служить общим ориентиром.
Психограмма профессии (психолог)
Личностные особенности, профессиональные умения психолога |
Понимание, стремление понять позицию других Дружелюбие, общительность Способность стать лидером Вежливость, обходительность Руководство здравым смыслом, следование предписаниям Жизнерадостность Терпеливость, упорство Большое чувство ответственности Способность выполнять работу, полную разнообразия Энтузиазм в трудовой деятельности Последовательность действий Схватывание новых идей, самостоятельность суждений Аккуратность и последовательность в работе Способность к планированию своего будущего Способность к устным высказываниям Хорошая память Способность обучать других Умение заботиться о больных Умение заботиться о посторонних |