Как составить психологический портрет ребенка дошкольного возраста

Психологическая  характеристика на ребёнка

1.Ф.И.О.___________________________________________________________

2.Возраст (дата рождения)____________________________________________

3.Учреждение ___________Группа ________________год обучения_________

   _________ очень подвижный, несдержанный, быстро переключается с одного вида деятельности на другой, часто не доводя начатое дело до конца. Не склонен анализировать результаты своих действий и поступков, пытается решать любые, в том числе весьма сложные, задачи «сразу». Часто не осознают своих неудач. Склонен к демонстративности и доминированию. Стремится всегда быть на виду, афиширует свои знания и умения, старается выделиться на фоне других ребят, обратить на себя внимание. Если он не может обеспечить себе полное внимание взрослого успехами в деятельности, то делает это, нарушая правила поведения. На занятиях, например, может выкрикивать с места, комментировать вслух действия воспитателя, кривляться и т.д. Легко включается в занятия, проявляя средний уровень концентрации внимания, средний уровень сформированности знаний об окружающем мире, легко справляется с заданиями, которые необходимо выполнить по аналогии, с удовольствием играет в  дидактические, сюжетно – ролевые, подвижные игры,  с удовольствием перевоплощается, однако  быстро утомляется при серьёзной интеллектуальной деятельности. Память избирательна, хорошо запоминает информацию, которая связана с бытовой направленностью, с действиями и словами людей, особенно эмоционально окрашенными. Воображение слабо развито, испытывает затруднения при самостоятельной работе, конструировании по желанию. Всегда смотрит, что придумывают другие дети, модифицируя затем их работы, создаёт свою.

  При общении со сверстниками стремиться занять лидирующее положение, быть лучшим, часто спорит, если аргументов не хватает, может легко ударить.

    Динамика работы положительная. _________ обучаем, мотивирован на дальнейшее обучение, которое при учёте индивидуальных особенностей ребёнка может иметь хорошие результаты

Дата___________                            Педагог-психолог______________________

Психологическая  характеристика на ребёнка

1.Ф.И.О.___________________________________________________________

2.Возраст (дата рождения)____________________________________________

3.Учреждение ___________Группа ________________год обучения_________

  _________ в поведении и занятиях склонен анализировать результаты своей деятельности, пытается выяснить причины ошибок. Уверен в себе, активен, уравновешен, быстро переключается с одной деятельности на другую, настойчив в достижении цели. Стремится сотрудничать, помогать другим, общителен и дружелюбен. В ситуации неудачи пытается найти правильное решение (спросить у воспитателя, посмотреть, как делают другие)  или выбирает задачи несколько меньшей сложности (но не самые легкие). Успех в деятельности стимулирует его желание попытаться выполнить более сложную задачу. Хорошая мотивация на обучение в школе, слышит замечания, которые делают другим детям и если видит у себя ту же ошибку, обязательно исправляет её. Легко включается в занятия, проявляя средний уровень концентрации внимания, средний уровень сформированности знаний об окружающем мире, легко справляется с заданиями, которые необходимо выполнить по аналогии, с удовольствием играет в  дидактические, сюжетно – ролевые, подвижные игры, любит перевоплощения. Средний уровень развития памяти. устойчивые знания формируются при многочисленных повторениях материала, его постепенном усложнении. Воображение слабо развито, испытывает затруднения при самостоятельной работе, в упражнениях типа «что на что похоже». Низкий уровень сформированности  пространственно–временных связей. Речь нечёткая, использует простые предложения.

  При общении с детьми своей группы доброжелательный, часто помогает маленьким, воспитателю в организации учебной и бытовой деятельности.

    _________ проявляет сильную мотивацию к обучению, в работе проявляет стабильно хорошие результаты. При построении образовательной программы с учетом индивидуальных особенностей ребёнка может быть рекомендовано дальнейшее обучение.

Дата___________                            Педагог-психолог______________________

Психологическая характеристика на ребёнка

1.Ф.И.О.___________________________________________________________

2.Возраст (дата рождения)____________________________________________

3.Учреждение ___________Группа ________________год обучения_________

 __________ отличает состояния пограничной эмоциональности. Может легко заплакать, засмеяться. Часто провоцирует конфликтные ситуации, проявляет агрессивность в общении с детьми, может употреблять бранные слова. Самооценка занижена, наблюдается отрицание самой себя.

  На занятиях проявляет низкий уровень устойчивости   в достижении поставленной цели, невнимательна, быстро отвлекается, старается отвлечь других детей, кривляется. Упражнения, связанные с анализом, классификацией, исключением лишнего вызывают у Саши затруднения и отказ от выполнения деятельности. Мотивация к обучению выражена слабо. С удовольствием играет в сюжетно – ролевые, подвижные игры, любит перевоплощения, участия  в спектаклях. Однако проявляет низкую степень волевой регуляции поведения, во время исполнения роли может комментировать реакцию зрителей, игру других персонажей,  но роли в серьёз не воспринимает и контролировать своё поведение не может. Средний уровень развития памяти, устойчивые знания формируются с трудом, есть склонность к забыванию. Воображение слабо развито, испытывает затруднения при самостоятельной работе, в упражнениях типа «что на что похоже». Низкий уровень сформированности пространственно – временных связей. Речь четкая, эмоционально окрашенная, использует простые предложения, причинно-следственные связи прослеживает с трудом.

     У Саши отсутствует мотивация к обучению, проявляет пассивный характер образовательной  деятельности, новые социальные потребности (в уважении, признании взрослого, стремление быть взрослым отсутствуют).

Дата___________                            Педагог-психолог______________________

Психологическая  характеристика на ребёнка

1.Ф.И.О.___________________________________________________________

2.Возраст (дата рождения)____________________________________________

3.Учреждение ___________Группа ________________год обучения_________

______  подвижный, несдержанный мальчик, быстро переключается с одного вида деятельности на другой, часто не доводя начатое дело до конца. Он отдаёт предпочтения играм и деятельности связанной с конструированием, манипуляциями с какой – либо техникой, может собирать сложные модели опираясь на образец в пособии или книге. Однако, пальчиковые, подвижные игры, динамические паузы, вызывают у него демонстративный отказ от деятельности. Упрям, обидчив, раним, часто нарушает правила поведения.

     Склонен к демонстративности и доминированию. Легко включается в занятия, проявляя высокий уровень концентрации внимания, средний уровень сформированности знаний об окружающем мире, развитое воображение, легко справляется с заданиями, которые требуют анализа, классификации, связанные с интеллектуальной деятельностью, с удовольствием собирает головоломки, однако участия в сюжетно – ролевых  играх связанных с перевоплощением избегает. Память развита хорошо, но носит избирательный характер (активное включение происходит только в те сферы, которые ему интересны).

  При общении со сверстниками стремиться занять лидирующее положение, быть лучшим, часто спорит, если аргументов не хватает, может легко ударить.

     Проявляет мотивацию к обучению в школе, однако система социальных ценностей; моральных норм и правил поведения в обществе, не сформирована, в некоторых ситуациях он не может сдерживать свои желания проявляя капризы, стремление быть взрослым отсутствует.

Дата___________                            Педагог-психолог______________________

Психологическая  характеристика на ребёнка

1.Ф.И.О.___________________________________________________________

2.Возраст (дата рождения)____________________________________________

3.Учреждение ___________Группа ________________год обучения_________

    Поведение _________ отличается отсутствием какой–либо мотивации, ситуативностью, повышенной тревожностью, хаотичностью.

Речь сформирована слабо, испытывает затруднения в ответе на простые вопросы, в понимании вопросов. Контакты устанавливает с трудом, действуя по аналогии. При появлении новых игрушек, людей, предметов пугается, может заплакать. Затрудняется организовать свою деятельность, регулировать своё поведение. Игры довольно однообразны, не сопровождаются речью.

 Интереса к занятиям не проявляет, делает по принуждению или наблюдает за тем, как работают другие дети, механически перебирая предметы, находящиеся у него под руками.

       Динамика отсутствует, социально не адаптирован.

Дата___________                            Педагог-психолог______________________

Психологическая характеристика на ребёнка

1.Ф.И.О.___________________________________________________________

2.Возраст (дата рождения)____________________________________________

3.Учреждение ___________Группа ________________год обучения_________

  _________ очень подвижный, несдержанный мальчик, быстро переключается с одного вида деятельности на другой, часто не доводя начатое дело до конца. Он не склонен анализировать результаты своих действий и поступков, часто нарушает правила поведения. Склонен к демонстративности. Стремится всегда быть на виду, старается выделиться на фоне других ребят, обратить на себя внимание. На занятиях, например, может выкрикивать с места, комментировать вслух действия воспитателя, кривляться и т.д.

На занятиях невнимателен, быстро отвлекается, действия носят соревновательных характер. Интереса к занятиям не проявляет. Мотивация к обучению в школе не проявляется. На разговоры о школе реагирует негативно.

С удовольствием играет в дидактические, сюжетно – ролевые, подвижные игры,  с удовольствием перевоплощается, однако  быстро утомляется при серьёзной интеллектуальной деятельности. Память развита плохо, не любит учить стихи, не любит рисовать.

  При общении со сверстниками стремиться занять лидирующее положение, быть лучшим, может проявить грубость, если аргументов не хватает, может легко ударить.

    Динамика работы слабо — положительная. Мотивация на обучение слабая.

Эмоционально — волевая сфера не  развита.

Дата___________                            Педагог-психолог______________________

Психологическая  характеристика на ребёнка

1.Ф.И.О.___________________________________________________________

2.Возраст (дата рождения)____________________________________________

3.Учреждение ___________Группа ________________год обучения_________

 Развитие ________ не соответствует возрасту, речь не развита, в состоянии эмоционального возбуждения употребляет единичные слова и высказывания. Поведение характеризуется отсутствием какой–либо мотивации, ситуативностью, повышенной тревожностью, хаотичностью.

      Контакты устанавливает с трудом. При появлении новых игрушек, людей, предметов пугается, закрывается руками. Организовать свою деятельность не может, охотно манипулирует только со знакомыми предметами. Игры довольно однообразны, не сопровождаются речью.

 Интереса к занятиям не проявляет, делает по принуждению или наблюдает за тем, как работают другие дети, простые задания выполняет методом подбора, до тех пор, пока что – то не получится. Предметы часто берет в рот.

      Динамика работы слабо – положительная только при ежедневных систематических занятиях. При отсутствии занятий  в течение более чем 3-4 дней выработанные умения утрачиваются. Мотивации на обучение нет.

Эмоционально — волевая сфера  не  развита.

Дата___________                            Педагог-психолог______________________

Психологическая  характеристика на ребёнка

1.Ф.И.О.___________________________________________________________

2.Возраст (дата рождения)____________________________________________

3.Учреждение ___________Группа ________________год обучения_________

 _________  нерешителен, малообщителен, молчалив, скован в движениях. Стремится к сотрудничеству, охотно включается в деятельность, но на показ себя не выставляет, отвечает тогда, когда  спрашивают, обращаясь конкретно к нему, часто давая правильные, очень развёрнутые и неожиданные ответы.

Хорошо усваивает доступный материал, продуктивно работает со знакомыми заданиями, в привычной обстановке, прислушивается к предлагаемому алгоритму, при повторном выполнении аналогичной деятельности делает именно так, как научили. Медлителен. Ждёт поддержки и одобрения. Он долго не приступает к выполнению задания, опасаясь, что не понял, что надо делать и выполнит все неправильно; старается угадать, доволен ли им взрослый. Очень радуется похвале.

        _________ любит заниматься ждёт, что его позовут на занятия, проявляя средний уровень концентрации внимания, средний уровень сформированности знаний об окружающем мире, справляется с заданиями, которые необходимо выполнить по аналогии, с удовольствием играет в  дидактические, сюжетно – ролевые, подвижные игры, любит перевоплощения. Средний уровень развития памяти. Устойчивые знания формируются при систематических  занятиях, многочисленных повторениях материала, его постепенном усложнении  Воображение слабо развито, испытывает затруднения при самостоятельной работе,  в упражнениях типа «что на что похоже». Низкий уровень сформированности  пространственно –временных связей. Речь нечёткая.

       Динамика развития поступательно – положительная особенно при ежедневных систематических занятиях. Мотивирован на дальнейшее обучение, которое при учёте индивидуальных особенностей ребёнка может иметь хорошие результаты.

Дата___________                            Педагог-психолог______________________

Психологическая  характеристика на ребёнка

1.Ф.И.О.___________________________________________________________

2.Возраст (дата рождения)____________________________________________

3.Учреждение ___________Группа ________________год обучения_________

     Поведение и внешний вид __________ не соответствует возрасту. В поведении преобладают ситуативные реакции, доминирование низших потребностей, особенно потребности в еде. На задаваемые вопросы даёт односложные ответы. Диагностике поддаётся с трудом. Создаётся ощущение, что ребёнок не понимает вопросов. С предметами манипулирует, в ответ на предъявляемые требования переадресует вопрос педагогу или говорит «Как? Я не знаю как, покажи»

  Знания и представления об окружающем мире закрепляются плохо. Медлителен.  К возникающим в работе трудностям относится безразлично, желания преодолеть их не возникает. Интереса к занятиям не проявляет. Внимание рассеянное, память избирательна. Воображение не развито, может выполнять задания по аналогии.

        _________ с удовольствием играет в  сюжетно – ролевые игры, любит перевоплощения. Двигательные игры вызывают затруднения, движения не ловкие. Устойчивые знания формируются с трудом. Пространственно–временные связи несформированы.

       Динамика развития слабо – положительная особенно  при ежедневных систематических занятиях. Мотивации на обучение нет. Недостаток формирования произвольных регуляций  и эмоционально–волевой сферы.

Дата___________                            Педагог-психолог______________________

Психологическая  характеристика на ребёнка

1.Ф.И.О.___________________________________________________________

2.Возраст (дата рождения)____________________________________________

3.Учреждение ___________Группа ________________год обучения_________

В поведении ________  активен, быстро включается в любую деятельность, неконфликтен, дружелюбен, хорошо идёт на контакт с окружающими людьми. Уверен в себе, уравновешен, быстро переключается с одной деятельности на другую, настойчив в достижении цели. Стремится сотрудничать, помогать другим, общителен. В ситуации неудач  пытается найти правильное решение (спросить у воспитателя, посмотреть, как делают другие)  или выбирает задачи несколько меньшей сложности (но не самые легкие). Успех в деятельности стимулирует его желание попытаться выполнить более сложную задачу. Хорошая мотивация на обучение в школе, слышит замечания. Легко включается в занятия, проявляя средний уровень концентрации внимания, средний уровень сформированности знаний об окружающем мире, справляется с заданиями, которые необходимо выполнить по аналогии, с удовольствием играет в  дидактические, сюжетно – ролевые, подвижные игры, любит перевоплощения. Средний уровень развития памяти. устойчивые знания формируются при многочисленных повторениях материала, его постепенном усложнении  Воображение слабо развито, испытывает затруднения при самостоятельной работе,  в упражнениях типа «что на что похоже». Низкий уровень сформированности  пространственно–временных связей. Речь нечёткая, использует простые предложения.

      ________ проявляет положительную мотивацию к обучению, в работе проявляет стабильно хорошие результаты, формируется устойчивая характеристика мотивов, зарождаются новые социальные потребности, стремление быть взрослым.

Дата___________                            Педагог-психолог______________________

 Психологическая  характеристика на ребёнка

1.Ф.И.О.___________________________________________________________

2.Возраст (дата рождения)____________________________________________

3.Учреждение ___________Группа ________________год обучения_________

  __________ очень подвижная, несдержанная, быстро переключается с одного вида деятельности на другой, часто не доводя начатое дело до конца. Склонна к демонстративности в поведении. Упряма, капризна.  Стремится быть на виду, старается выделиться на фоне других ребят, обратить на себя внимание. Если она не может обеспечить себе полное внимание взрослого успехами в деятельности, то делает это, нарушая правила поведения. На занятиях, например, может выкрикивать с места, комментировать вслух действия воспитателя и других детей, кривляться и т.д. Легко включается в занятия, проявляя средний уровень концентрации внимания, средний уровень сформированности знаний об окружающем мире, легко справляется с заданиями, которые необходимо выполнить по аналогии, с удовольствием играет в  дидактические, сюжетно – ролевые, подвижные игры,  с удовольствием перевоплощается, однако  быстро утомляется при серьёзной интеллектуальной деятельности. Воображение слабо развито, испытывает затруднения при самостоятельной работе, конструировании по желанию. Всегда смотрит, что придумывают другие дети, модифицируя затем их работы, создаёт свою.

  При общении со сверстниками стремиться занять лидирующее положение, быть лучшей, может ударить.

    Динамика работы положительная. __________ хорошо идёт на контакт, мотивирована на дальнейшее обучение, проявляется зарождение новых социальных потребностей, свидетельствующих о социальном взрослении.

Дата___________                            Педагог-психолог______________________

Психологическая  характеристика на ребёнка

1.Ф.И.О.___________________________________________________________

2.Возраст (дата рождения)____________________________________________

3.Учреждение ___________Группа ________________год обучения_________

  __________ для своего возраста плохо говорит, избегает речи, заменяя её другими средствами общения. Занимается с удовольствием, несмотря на то, что работа требует усидчивости и аккуратности. Однако проявляет высокую утомляемость и истощаемость психических процессов, не умеет подчинять свои действия определённым требованиям и правилам. Затрудняется  в организации своей деятельности и регулировании своего поведения.

Настойчивые требования со стороны педагога по отношению к ребёнку приводит к агрессивным реакциям, поведение отличается повышенной тревожностью.

    На занятиях, проявляет средний уровень концентрации внимания, легко справляется с заданиями, которые необходимо выполнить по аналогии, с удовольствием играет в  дидактические игры. Игры, связанные с речевой активностью вызывают быстрое утомление и отказ от выполнения. Воображение не развито, испытывает затруднения при самостоятельной работе. Ждёт поддержки и одобрения, старается угадать, доволен ли им взрослый. Очень радуется похвале.

  В контакт со сверстниками не вступает, игры носят характер манипуляций с предметом.

    Динамика работы слабо-положительная. _________ идёт на контакт, мотивирована на обучение, однако быстро утомляется и от занятий и от детей, которые находятся с ним в группе, вследствие чего время нахождения на занятиях и .в группе должно быть ограниченным.

Дата___________                            Педагог-психолог______________________

Психологическая  характеристика на ребёнка

1.Ф.И.О.___________________________________________________________

2.Возраст (дата рождения)____________________________________________

3.Учреждение ___________Группа ________________год обучения_________

      __________ для своего возраста плохо говорит, часто повторяя окончание фразы или вставляя заученную реплику, попадая в аналогичную ситуацию. Проявляет высокую утомляемость и истощаемость психических процессов, подчиняет свои действия определённым требованиям и правилам, но испытывает затруднения  в самостоятельной организации своей деятельности.

    На занятиях   проявляет интерес к динамическим паузами и  играм, сопровождающимся речевыми трактовками. Ждёт поддержки и одобрения, старается угадать, доволен ли им взрослый. Очень радуется похвале, любит тактильный контакт. Диагностике поддаётся с трудом. Часто создаётся ощущение, что он не слышит.

      Динамика работы слабо-положительная. _________ идёт на контакт, особенно в группе сверстников. Материал усваивает с трудом, только при постоянном  механическом проговаривании и повторении.

Дата___________                            Педагог-психолог______________________

    Дошкольный возраст  — это ключевой возраст в жизни каждого ребенка, по мнению многих психологов и педагогов. Психологический портрет дошкольника формируется через выявление особенностей познавательной сферы, развития индивидуальности, установку особенностей поведения и общения.

Внимание детей дошкольного возраста становится более осознанным, контролируемым и глубоким. Так же как и память – ребенок лучше запоминает, начинает припоминать, что-то из ранее встречавшегося, пережитого.

У большинства уже развита и механическая и непосредственная память. Дети в дошкольных образовательных учреждениях учатся запоминать при помощи механических повторений. В конце дошкольного возраста ребенок должен уметь понимать рассуждения, логически и правильно использовать слова во многих бытовых ситуациях.

Определенные этапы последовательного совершенствования игр, труда, учения детей можно проследить, условно разделив дошкольное детство на три периода: младший дошкольный возраст (3 — 4 года), средний дошкольный возраст (4 — 5 лет) и старший дошкольный возраст (5 — 6 лет).

Начиная со среднего дошкольного возраста можно различать в играх ребенка сюжетную линию и конкретные роли, и действия им предписанные. На последнем этапе  дошкольного возраста ребенок уже может создавать что-то полезное и сам приносить пользу.

Проследив все черты психологического портрета дошкольника на всех трех этапах, можно отметить, что завершение последнего этапа дошкольного возраста характеризуется тем, что ребенок начинает все делать произвольно и осознанно, не только просто воспринимая окружающий мир, а еще анализируя его и все происходящее вокруг. Детский разум в конце дошкольного возраста берет за основу принцип системности, и  ребенок начинает идентифицировать себя как личность определенного пола.

В заключение рассмотрения психологического портрета дошкольника, надо отметить, что составление схематичного портрета обуславливается индивидуальным развития каждого ребенка и у каждого ребенка взросление идет индивидуально.

Лекционный материал

Психологический портрет дошкольника (6-7 лет)

Составила: педагог-психолог Тулаева О.Н.

Суджа, 2010

Психологический портрет дошкольника (6-7 лет)

Старший дошкольный возраст ребенка – это период его быстрого развития и становления. Ребенок начинает осознавать свое место среди других людей, у него активно формируется внутренняя социальная позиция, он стремится к принятию новой социальной роли.

К шести годам у ребенка за счет установления дистанции с другим человеком и формирования обобщенной концепции другого человека устанавливаются контуры его собственной «Я-концепции». Границы мира ребенка расширяются: кроме членов его семьи значимыми становятся другие люди – чужие, но каким-либо образом имеющие отношения к его жизни. Ребенок начинает понимать, что кроме безусловной родительской любви (присущей в нормально функционирующей семьи) существует чужой, тот человек, который вторгается в психическое пространство ребенка, не спрашивая его, хочет он этого или нет. С этим чужим человеком ребенок должен выстроить какие-то отношения, он должен осваивать модели поведения, подходящие для общения с ним. Дети шести лет повышенно самолюбивы, чувствительны к словам и их оттенкам, к отношению окружающих.

В этот период ребенок активно экспериментирует собственным «я», он исследует свое тело – это помогает осознать границы собственного психологического пространства. В это же время он решает задачу своей половой идентификации. Он начинает усваивать социальные и культурные нормы, характеризующие его половую принадлежность: мальчики не плачут, девочки не дерутся и т.д. К шести годам ребенок начинает ориентироваться на нормы своего пола; образцы мужского и женского поведения встраиваются в структуру его самосознания. Психологические особенности детей как представителей того или иного пола проявляются в игре6 в выборе игровой роли, в проявлении интереса к видам деятельности, связанным с мужскими и женскими социальными ролями. У ребенка формируется чувство тождественности с другими представителями своего пола, он стремится подчеркнуть свою мужскую или женскую сущность. Формирование такого чувства во многом определяет полноценность развития его личности.

К шести годам активно формируются нравственно-этические категории. Ребенок уже в значительной степени может отличить понятия «плохо-хорошо», «правда-неправда», у него развивается и дифференцируется чувство стыда, вины, появляется и развивается чувство собственного достоинства. Дети бурно реагируют на несправедливость, предвзятое отношение, насмешку.

Вместе с тем развиваются и те качества, которые не приветствуются родителями. Так, к шести годам уже практически все дети могут лгать. У детей могут развиваться «агрессивные фантазии». Ребенок может сказать: «мама, ты плохая, я тебя не люблю». Спокойное отношение к таким проявлениям, отсутствие раздражения и нетерпимости позволяет ребенку научиться лучше управлять собой, позитивно перерабатывать конфликтные ситуации.

В 6 лет ребенок стремиться активно познавать окружающий мир предметов и явлений, устройство самих предметов. Основным средством познания продолжает оставаться игра. Детям в этот период их жизни нравятся интеллектуальные игры и занятия типа кроссвордов, головоломок, конструкторов. Сохраняется сюжетно-ролевая игра, из нее выделяется игра по правилам. В сюжетно-ролевой игре воспроизводятся собственно человеческие роли и отношения. В игре с правилами роль отходит на второй план и главным становится четкое выполнение правил игры. Увеличивается время игровой деятельности – она уже может продолжаться час и более. К шести годам главным становится воспроизведение отношений между людьми. В игре моделируются социальные отношения, общественный смысл деятельности взрослого человека.

Для развития полноценной уверенности в себе и комфортного самочувствия ребенку шести лет необходимо общение со сверстниками своего пола, групповая игра со сверстниками.

В результате участия в совместной игре у ребенка накапливается полезный опыт переживания сопротивления границ чужого и собственного психологического пространства, он обучается устанавливать свое место в совместной деятельности, собственными силами «выяснять отношения» с другими. Ребенок осознает особенности своего «я» через то, как сверстники относятся к его игровым качествам.

При этом взрослый находится рядом, но он не вместе с ребенком – только в таком случае ребенок действительно обучается взаимодействовать с окружающим миром. С этой точки зрения даже драка может быть предпочтительнее, чем благополучие, поддерживаемое внешним контролем взрослого. В игре со сверстниками дети учатся также терпению и кооперативности – тем качествам, которое позволяет им в дальнейшем сотрудничать с другими людьми.

Успехи н неудачи ребенка в деятельности и в общении, усваемые им оценки взрослых влияют на его образ самого себя. Если в этом возрасте у ребенка формируется негативный образ собственного «я», если он испытывает дефицит самодоверия, то этот определяет низкий уровень его притязаний на успех в выполнении учебной деятельности, а также негативные ожидания от общения со сверстниками. Поэтому степень готовности ребенка к школе определяет не только уровень его интеллектуального развития, но и то, насколько у него развито чувство собственного достоинства, понимаемое как глобальное переживание собственной ценности, насколько он верит в свои возможности и не испытывает страха в проявлении самого себя.

К концу старшего дошкольного возраста у ребенка должна быть сформирована психологическая и личностная готовность к систематическому школьному обучению. Она включает в себя следующие взаимосвязанные аспекты:

— физиологическую готовность;

— социально-психологическую готовность;

— психологическую готовность.

Физическая готовность к школе определяется уровнем развития основных функциональных систем организма и составлением здоровья ребенка. Оценка физиологической готовности осуществляется специалистами – медиками в соответствии с установленными критериями. В основу этих критериев положена способность и готовность ребенка 6-7 лет переносить возросшие нагрузки, связанные с началом систематической учебной деятельности, в том числе с восприятием и переработкой большого объема информации, необходимостью длительной контрацепции внимания, сохранения вынужденной позы, интеллектуального и физического напряжения и т.д. При этом нужно учитывать, что именно в этом возрасте происходит существенная перестройка всего организма, всех физиологических систем ребенка. Ребенок оказывается готов начать систематическое обучение к школе, но в тоже время он обладает повышенной чувствительностью к неблагоприятным условиям среды. Особенно к чрезмерному интеллектуальному и физическому напряжению. Чем младше ребенок, поступающий в школу. Тем труднее ему будет справляться с повышенными нагрузками и тем выше будет вероятность возникновения различных нарушений в его здоровье. Поэтому поступающие в общеобразовательную школу дети обязательном порядке должны проходить медицинское обследование. На основании обследования дается заключение о физиологической готовности ребенка к обучению в школе. Ребенок считается готовым к обучению в школе, если по своему физиологическому и биологическому уровню развития он соответствует формальному возрасту или опереживает его и не имеет медицинских противопоказаний по состоянию здоровья.

При определении физического развития проводят оценку следующих основных показателей: рост, масса тела, окружность грудной клетки. Критериями биологического возраста являются: количество прорезавших постоянных зубов и достижение возрастной пропорции (соотношение окружности головы и длины тела, которое к этому возрасту становится почти таким же, как и у взрослого человека; кроме того, существенно увеличивается длина рук и ног).

Также необходимо учитывать, что в этом возрасте происходит существенное развитие опорно-двигательной системы (скелета, мускулатуры, суставно-связочного аппарата). Однако процесс окостенения еще не завершен, а в некоторых отделах еще только начинается (фаланги пальцев, запястья). Поэтому неправильная посадка, длительная работа за столом, продолжительные графические упражнения могут привести к нарушению осанки, искривлению позвоночника, деформации кисти пишущей руки. Кроме того, большое значение при определении готовности ребенка к школе имеет уровень развития мелкой моторики, от которой зависит степень подготовленности руки к письму.

Социальная готовность к обучению в школе представляет собой готовность ребенка к новым формам общения с окружающим миром. Развитие этой готовности во многом связано с возрастным кризисом 6-7 лет.

Старший дошкольный возраст – это переходная ступень в жизни ребенка, когда он еще не школьник, но уже не ощущает себя дошкольником. Негативная симптоматика начинает проявляться в полной мере. Ребенок резко меняется, он становится более трудным в общении – проявляются негативизм, упрямство, строптивость. Кроме того, могут проявляться другие, характерные именно для данного возрастного кризиса, особенности: нарочитость, нелепость, искусственное поведение, паясничество, вертлявость, клоунада. Ребенок может ходить вертлявой походкой, говорить писклявым голосом, корчить рожи и т.д. При этом такое поведение вызывает у окружающих не улыбку, а, наоборот, раздражение, осуждение. Такие особенности поведения (по мнению Л.С. Выготского) свидетельствует об утрате детской непосредственности. Старшие дошкольники перестают быть непосредственными и наивными, как раньше, и становятся менее понятными для окружающих. Причиной таких изменений является дифференциация (разделение) в сознании ребенка его внутренней и внешней жизни.

Утрата непосредственности и наивности в поведении старшего дошкольника свидетельствует о возникновении некоторых интеллектуальных элементов, которые вклиниваются между переживаниями и поступками ребенка. Его поведение становится более осознанным и строится уже по схеме « захотел – осознал-сделал». При этом в его сознание включаются постепенно все сферы жизни. Ребенок начинает осознавать отношение к себе окружающих и свое собственное к ним отношение. А также свое отношение к самому себе, свой индивидуальный опыт, результаты своей деятельности и т.д. Но уже в этот период начинается становление важнейшего компонента психического самовоспитания – это осознание своего социального «я». Начинает формироваться внутренняя социальная позиция ребенка.

Симптомы кризиса свидетельствуют о том, что ребенок перешел на новую, более высокую ступень своего развития, а требования и меры воздействия, которые предъявляются к нему, отстают от нового уровня развития его потребностей и возможностей. Если своевременно изменить требования к ребенку, то, как правило, это приводит к тому, что кризис постепенно затухает. При этом замечено, что чем живее, активнее ребенок, тем более ярко у него может проявиться кризис, но и тем быстрее может проходить его адаптация к школе. Многие дети, внешне благополучные в дошкольный период, с приходом в первый класс переживают адаптацию намного болезненнее других, так как кризис у них может совпасть с началом школьного обучения.

Психологическая готовность — это готовность к усвоению определенной части культуры, включенной в содержание образования в форме учебной деятельности.

Психологическая готовность к обучению в школе отражает:

— общий уровень психологического развития ребенка;

-уровень развития учебно-важных качеств.

К учебно-важным качествам относятся:

-личностно-мотивационный блок готовности;

-принятие учебной задачи;

— развитие познавательных процессов;

-уровень развития речи;

— управление деятельностью.

Личностно-мотивационный блок готовности определяет то или иное отношение к школе, учению, желание или нежелание принимать учебную задачу, выполнять задание педагога.

В блок принятие учебной задачи входит понимание ребенком задач, поставленных педагогов, желание их выполнить, стремление к успеху или желание избежать неудачи.

Развитие познавательных процессов это:

-развитие восприятия формы, величины, цвета, времени, художественных произведений;

-развитие наглядно-образной памяти, эмоциональной памяти, словесно-логической памяти, двигательной памяти и произвольной;

-развитие произвольного внимания ( способность удерживать внимание на выполняемой работе);

-развитие логического мышления ( способность находить сходство и различие разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам);

— развитие воображения;

— развитие речи.

С шести или с семи лет нужно отдавать ребенка в 1 класс?

Однозначно ответить на этот вопрос нельзя. Так как необходимо учитывать ряд факторов, определяющих подготовленность ребенка к обучению. Именно от того, насколько ребенок развит физически, психически, умственно и личностно, а также каково состояние здоровье ребенка, и будет зависеть с какого возраста ему необходимо начинать обучение в школе. Имеет значение весь комплекс факторов, определяющих уровень развития ребенка, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут к нарушению его здоровья. Число учащихся, не справляющихся с требованиями стандартной школьной программы настигает 30% и более.

Напомним, что у детей, не подготовленных к систематическому обучению, труднее и дольше проходит период адаптации (приспособления) к школе, у них гораздо чаще проявляются различные трудности обучения, среди них значительно больше неуспевающих, и не только в 1 классе.

Согласно санитарно-эпидемиологическим правилам СанПин 2.42.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» в первые классы школ принимаются дети седьмого или восьмого года жизни по усмотрению родителей на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии (консультации) о готовности ребенка к обучению.

Обязательным условием для приема в школу детей седьмого года жизни является достижением ими к первому сентября возраста не менее 6,5 лет. Обучение детей, не достигших 6,5 лет к началу учебного года проводится в условиях детского сада или в подготовительном классе на базе образовательного учреждения.

Какие занятия полезны для ребенка в период подготовки его к школе?

  1. Развитие мелких мышц руки:

● работа с конструкторами разного типа;

● работа с ножницами пластилином;

● рисование в альбомах (карандашами, красками)

  1. Развитие познавательных способностей ( развитие памяти, внимания, восприятия, мышления).

Какие знания необходимы ребенку при поступлении в школу?

Развитие речи и готовность в овладению грамотой

  1. Одним из важных критериев готовности ребенка к школе является развитие фонематического слуха, которое включает:

● Умение интонационно выделять звук в словах;

● Умение выделять заданный звук в потоке речи;

● Умение определять позицию звука в словах ( в начале, в середине, в конце);

● Владение навыками звукового (фонематического) разбора слов: различение гласных и согласных звуков.

  1. Умение членить слова на слоги.

  2. Умение членить простые предложения на слова.

  3. Умение составлять предложения из 3-4 слов.

  4. Умение использовать обобщающие понятия, подбирать определения к существительному.

  5. Умение составлять рассказ по серии картинок, по сюжетной картинке, рассказ на заданную тему.

  6. Уметь составлять рассказ о предметах.

  7. Самостоятельно, выразительно, последовательно передавать содержание небольших литературных текстов.

Развитие элементарных математических представлений и готовность к обучению математике

1.Счет и отчет предметов заданного количества.

2.Владение прямым и обратным счетом в пределах десяти.

3.Умение называть предыдущее и последующее число от заданного.

4.Знание состава чисел первого десятка (из отдельных единиц) из двух меньших чисел.

5. Значение цифр: 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9.

6. Значение знаков: +,-,=, умение пользоваться арифметическими знаками действий.

7. Умение соотносить цифру и число предметов.

8. Умение измерять длину предметов с помощью условной мерки.

9. Способность составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание.

10. Значение геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник.

11. Умение делить круг, квадрат на две и четыре части.

12. Умение ориентироваться на листе клетчатой бумаги.

Кругозор ребенка и готовность к усвоению знаний.

  1. Уметь назвать домашний адрес, телефон, полные имена родителей и состав семьи.

  2. Иметь общие понятия о различных видах деятельности взрослых.

  3. Знать правила поведения в общественных местах и на улице.

  4. Иметь общие понятия о временах года и сезонных явлениях.

  5. Знать название месяцев, дней недели и их последовательность.

Крайне важно понимать, что задача дошкольного образования – не подменить собой школу, а обеспечить ребенку всестороннюю подготовку и общее развитие для освоения современных программ в начальной школе.

Всегда следует помнить о душе ребенка, его внутреннем мире – трепетном и ранимом. Понять и сохранить эту чистоту, вырастить из малыша умного, благородного, творческого человека – согласитесь, это главная задача.

Презентация «психологический портрет дошкольника»

Скачать материал

Скачать материал

  • Сейчас обучается 113 человек из 46 регионов

  • Сейчас обучается 109 человек из 36 регионов

аудиоформат

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Детский возраст, особенно дошкольный, является определяющим в становлении лич...

    2 слайд

    Детский возраст, особенно дошкольный, является определяющим в становлении личности ребенка, и, особенно важно, в это время осуществлять контроль за сохранением психоэмоционального благополучия ребенка.

  • дошкольный период жизни является периодом наиболее интенсивного  развития, ко...

    3 слайд

    дошкольный период жизни является периодом наиболее интенсивного развития, когда закладывается фундамент физического, психического, социального и нравственного благополучия, и от того, в каких условиях оно будет протекать, во многом зависит будущее ребенка.

  • Дошкольный возраст — этап психологического развития детей от 3 до 6–7 лет.

    4 слайд

    Дошкольный возраст — этап психологического развития детей от 3 до 6–7 лет.

  • А. Н. Леонтьев говорил о том, что каждый период развития определяется ведущей...

    5 слайд

    А. Н. Леонтьев говорил о том, что каждый период развития определяется ведущей деятельностью, которая создает условия для психического развития ребенка и обеспечивает переход к новому возрастному этапу и новой ведущей деятельности.

  • Структура составления психологического портрета дошкольника: 
выявление особе...

    6 слайд

    Структура составления психологического портрета дошкольника:
    выявление особенностей познавательной сферы,
    выявление особенностей развития личности дошкольника,
    определение особенностей деятельности и общения в дошкольном возрасте.

  • Социальные изменения привели к изменениям психологическим в дошкольном возрасте.

    7 слайд

    Социальные изменения привели к изменениям психологическим в дошкольном возрасте.

  • Портрет психологически нездорового ребенкаНарушения умственного развития (неу...

    9 слайд

    Портрет психологически нездорового ребенка
    Нарушения умственного развития (неуспеваемость, плохая память, нарушение внимания, трудности в понимании учебного материала и т.д.);
    Нарушения поведения (неуправляемость, грубость, лживость, агрессивность, доминирование и пр.);
    Эмоциональные и личностные проблемы (сниженное настроение, повышенная возбудимость, частая смена настроения, страхи, раздражительность, тревожность и т.п.);
    Нарушение коммуникативного статуса (замкнутость, неадекватные притязания на лидерство, повышенная обидчивость и т.д.);
    Неврологические проблемы (тики, навязчивые движения, повышенная утомляемость, нарушение сна, головные боли и т.п.).

Краткое описание документа:

•Детский возраст, особенно дошкольный, является определяющим в становлении личности ребенка, и, особенно важно, в это время осуществлять контроль за сохранением психоэмоционального благополучия ребенка.

•дошкольный период жизни является периодом наиболее интенсивногоразвития, когда закладывается фундамент физического, психического, социального и нравственного благополучия, и от того, в каких условиях оно будет протекать, во многом зависит будущее ребенка.

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 267 060 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

  • 31.10.2020
  • 149
  • 0
  • 31.10.2020
  • 129
  • 1
  • 31.10.2020
  • 124
  • 0
  • 31.10.2020
  • 105
  • 0
  • 31.10.2020
  • 593
  • 3
  • 31.10.2020
  • 102
  • 0
  • 31.10.2020
  • 123
  • 0
  • 31.10.2020
  • 1462
  • 48

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Воспитание детей дошкольного возраста»

  • Курс повышения квалификации «Теория и методика развития дошкольника для организации образовательной деятельности в дошкольных образовательных организациях с учетом ФГОС ДО»

  • Курс повышения квалификации «Инновационные подходы к организации социально-личностного развития детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Экологическое образование детей дошкольного возраста: развитие кругозора и опытно-исследовательская деятельность в рамках реализации ФГОС ДО»

  • Курс повышения квалификации «Укрепление здоровья детей дошкольного возраста как ценностный приоритет воспитательно-образовательной работы ДОО»

  • Курс повышения квалификации «Патриотическое воспитание дошкольников в системе работы педагога дошкольной образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Песочная терапия в работе с детьми»

  • Курс повышения квалификации «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»

  • Курс повышения квалификации «Организация развивающей образовательной среды в условиях реализации ФГОС ДО»

  • Курс повышения квалификации «Внедрение технологии решения изобретательских задач в педагогический процесс дошкольной образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста»

  • Курс повышения квалификации «Личностное развитие дошкольника в социальной среде в условиях реализации ФГОС ДО»

  • Курс профессиональной переподготовки «Сурдопедагогика в дошкольном образовании»

  • Курс повышения квалификации «Система сопровождения ребенка с ОВЗ в общеразвивающем детском саду в условиях реализации ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Музыка: теория и методика преподавания в сфере дошкольного образования»

  • Настоящий материал опубликован пользователем Андреева Юлия Олеговна. Инфоурок является
    информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте
    методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них
    сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
    сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал

  • Андреева Юлия Олеговна

    • На сайте: 3 года и 1 месяц
    • Подписчики: 2
    • Всего просмотров: 52810
    • Всего материалов:

      100

психологический портрет ребенка 4 лет, психологический портрет ребенка 3 4 лет, ребенок 3 5 года психология, психология детей 3 4 года, психология воспитания детей 3 4 летНа четвертом году жизни ребенка происходят существенные изменения в его характере, протекании психических процессов, деятельности, отношениях с окружающими и тому подобное. Это — период формирования активного интереса к человеку и его взаимоотношениям с другими.

За первые три года жизни ребенок проходит огромный путь в своем развитии и готов подняться на новую ступень детства. Четвертый год жизни в периоде дошкольного возраста называют младшим дошкольным. Именно здесь закладываются те основы, которые впоследствии будут определять уровень дошкольной зрелости ребенка. Однако для этого он должен пройти длительный путь в своем развитии.

Особенности коммуникативно-речевого развития

На четвертом году жизни стремительно развивается речь ребенка, что проявляется в:

— Увеличении объема как пассивного, так и активного словарного запаса ребенка (не только количества существительных и глаголов, но и других частей речи);

— Обнаружение особого интереса и чувствительности к слову (внимательное прислушивание к новым словам, осознание звукового состава речи и элементов грамматического строя);

— Стремление правильно произносить слова, свободно строить простые предложения.

В младшем дошкольном возрасте для ребенка крайне важно слышать совершенную речи взрослого — партнера по деятельности. Для ребенка четвертого года жизни легче что-либо сделать, чем рассказать о сделанном. Словесное мышление у него еще не развито, он не умеет выполнять задачи мысленно (во внутреннем плане). Отсюда и возникает противоречие между тем, что ребенок делает в процессе решения задачи, и тем, как он объясняет свои действия.

Эмоциональная форма общения ребенка со взрослым, которая формируется на первом году жизни, не теряет своего актуального значения для развития речевой деятельности на протяжении всего дошкольного детства. Особенно актуальна эта форма общения и взаимодействия в младшем дошкольном возрасте, так как происходит качественное усложнение форм и способов коммуникации, которая сопровождает все виды деятельности ребенка в детском саду и семье.

Психическими достижениями эмоционального контакта являются:

— ориентирование на человека;

— коммуникативная направленность;

— коммуникативная активность;

— индивидуализация и разнообразие экспрессивно-мимических способов взаимодействия.

Базовые достижения коммуникативно-речевого развития личности следует рассматривать как возрастную норму для ребенка четырех лет, поскольку они определяют дальнейшее развитие способности ребенка к:

— речевому взаимодействию; сотрудничеству;

— межличностной координации действий в различных ситуациях жизнедеятельности.

Характерной особенностью ребенка младшего дошкольного возраста является появление новой формы общения со взрослым — познавательной развивающейся в совместной с взрослым деятельности, в частности в:

— игре;

— экспериментировании с предметами;

— конструировании.

Особенности развития познавательной сферы

В процессе игры, рисования или конструирования ребенок знакомится со свойствами предметов, развиваются его восприятие, мышление, воображение и тому подобное. В младшем дошкольном возрасте познавательное развитие происходит в следующих направлениях:

— расширение способов и средств ориентирования в окружающей действительности;

— обогащение содержания представлений и знаний об окружающем мире.

Сенсорное развитие

Основой развития ощущений и восприятия у ребенка являются его действующие связи с предметным миром, благодаря которым совершенствуется аналитико-синтетическая деятельность его анализаторов. Эти связи в определенной степени направляет взрослый. Ребенок учится более тонко чувствовать и различать признаки и свойства предметов и явлений. Это касается всех без исключения ощущений, особенно зрительных, слуховых, осязательных и кинестетических. Развивается предметное восприятие, на котором базируется способность ребенка ориентироваться в пространстве предметного мира.

Способность воспринимать предмет как отдельную целостность со своими цветом, формой, величиной постепенно формируется у ребенка на основе его опыта овладения действиями. Если на третьем году жизни рука была ведущим органом познания предметного мира, то в дошкольном возрасте глаз начинает исследовать объект с помощью похожих на ручные действия, но уже на расстоянии, то есть формируются перцептивные действия. У предмета появляется свое «лицо», а затем и свое «имя» (слово-название), помогающие узнать его среди других, хотя слово-название и предмет ребенок отождествляет.

На четвертом году жизни у ребенка развивается способность:

— различать предметы по внешним признакам;

— ориентироваться в пространстве, звуках, вкусах, свойствах предметов на ощупь;

— находить такой же предмет по определенному признаку — сенсорным эталонам цвета, формы, величины.

Ребенок четырех лет все совершеннее и точнее дифференцирует цвета с яркостью и насыщенностью. Различать цвета ему значительно проще, чем называть их или отбирать по названию. Легче ребенок отбирает красный цвет, а хуже всего — фиолетовый. Также он плохо различает оттенки цветов. Для него они еще не имеют существенного значения. И цвет в целом не является для ребенка четырех лет определенным сигналом.

Даже тот ребенок, который различает почти все спектральные цвета и называет их оттенки, при раскрашивании часто не придает значения цветным оттенкам. Он может раскрасить собаку или медведя синим цветом, а утку — красным или желтым. И только вопрос, бывает ли собака синей, заставляет ребенка задуматься и изменить цвет.

Итак, зная особенности восприятия цветов ребенком, взрослый должен следить, насколько правильно он пользуется ими. Побуждая ребенка критически посмотреть на разрисованную им картинку, взрослый приучает его воспроизводить в памяти образы знакомых предметов и обращать внимание на внешний вид каждого из них, в частности на цвет. Постепенно ребенок начинает замечать цвета и оттенки окружающих предметов как определенные сигналы.

Развитие чувствительности к цветам, их дифференцировка тесно связаны с успехами ребенка в овладении названиями цветов и использованием их оттенков. Названия их обостряет и уточняет ощущение цветов, их различия по качеству, яркости и насыщенности.

В течение четырех лет совершенствуется и дифференциация формы предметов. Ребенок способен распознать соответствующие формы в орнаменте, узорах и тому подобное. Помогает ребенку группировать их впечатление от окружающих предметов, обобщать их, осмысленно воспринимать эти предметы-слово взрослого. Поэтому для развития восприятия важно, чтобы взрослый совмещал непосредственное ознакомление ребенка с предметами с их словесным обозначением, употреблением эталонных названий признаков предметов, помогая усваивать сенсорные эталоны.

Развитие наглядно-действенного мышления

Ребенку четвертого года жизни свойственно наглядно-действенное мышление. Он решает задачи в процессе выполнения тех или иных действий методом проб и ошибок. Поэтому то, что надо сделать, он понимает лучше, когда взрослый сопровождает объяснение наглядным показом действия, своим примером его выполнения. Словесные указания взрослого (присмотритесь, подумайте, как сделать лучше), помогают избежать ошибок, поскольку ребенок еще не умеет обдумывать последовательность действий, предвидеть трудности и тому подобное.

В процессе дальнейшего выполнения задач ребенок уже вспоминает, какие ошибки сделал раньше, и не повторяет их. Правильное решение определенной задачи ребенок может перенести на решение нового аналогичного задания.

В период младшего дошкольного возраста у ребенка развиваются мыслительные операции, в частности:

анализ;

синтез;

сравнение;

обобщение;

классификация.

Ребенок младшего дошкольного возраста может подбирать предметы или их изображения в указанных взрослым обобщающих словах (посуда, игрушки), причем не только в виде практического действия, но и в форме речевого воздействия.

Выполняя операцию обобщения, ребенок часто допускает ошибки (примерно в половине случаев), но в конце четвертого года жизни количество ошибок значительно уменьшается. В рамках знакомого материала ребенок способен усвоить классификацию со словесным обобщением. На четвертом году жизни он может классифицировать предметы самостоятельно и при этом не ориентироваться на внешнее сходство предметов, а группировать их по функциональным признакам (мишка, кукла, мячик — чтобы играть).

Особенности развития процессов памяти

В младшем дошкольном возрасте ребенок накапливает опыт ориентирования в окружающей среде. Благодаря этому обогащается его память, которая характеризуется непроизвольностью и эмоциональной окрашенностью.

Ребенок запоминает то, что представляет для него непосредственный интерес. Он сам еще не ставит целью что-то запомнить, не умеет управлять процессами запоминания и воспроизведения, особенно, если требования вспомнить имеют форму учебного задания.

У ребенка четвертого года жизни доминирует образная память: зрительная, слуховая, двигательная. В этом возрасте ребенок из десяти предложенных предметов (или их изображений) может воспроизвести в среднем не более четырех. Эта ограниченность ярко проявляется и в условиях запоминания отдельных слов. Ребенок преимущественно запоминает не более чем одно-два слова из десяти. Но яркие, новые, необычные предметы привлекают внимание ребенка и могут оставить след в его сознании. Ребенок лучше запоминает то, что:

— поражает его своей яркостью;

— может использовать в своих играх, то есть то, чем он может действовать.

Так, процессом запоминания взрослые могут управлять благодаря:

— использованию особенностей объектов в игровой ситуации;

— привлечению ребенка к различным видам детской деятельности (рисование, конструирование, лепка).

Это способствует запоминанию свойств предметов.

Развитие репродуктивного воображения

У ребенка четвертого года жизни развивается репродуктивное воображение, то есть воспроизводящее. Для создания мысленного образа ребенку бывает достаточно отдаленного сходства между тем, что он воспринимает, и предыдущим его опытом. Живость воображения ребенка проявляется в том, насколько быстро он входит в роль во время игры. Под руководством взрослого созданные в воображении образы ребенок реализует в игре и в продуктивных видах деятельности. Ребенок четырех лет уже может фантазировать (например, о будущем подарке на день рождения), представлять объекты, которых в его опыте еще не было, на основе прочитанного может мысленно воспроизводить закрытые части предмета на основе тех частей, которые находятся в поле зрения.

Воображение является основной для развития знаково-символической функции мышления как качественно нового достижения в умственном развитии ребенка. Благодаря усвоению разномодальных средств (вербальных, сенсорных и т.п.) он овладевает знаково-символическими системами в различных видах деятельности, в частности в:

игровой — применяется объектная замещаемость (палочка может быть ложечкой, кубик — стульчиком), воспроизводятся отношения между людьми (взятие роли на себя);

изобразительной — это первые попытки построить систему пространственных координат, которая организует созданную на бумаге картину мира. Это разделение листа на верх, середину и низ и отображение объектов на середине листа, опознавание (круг — солнце) и усвоение графических штампов (линия земли — линия голубого или зеленого цвета или набор вертикальных черточек-травинок; линия неба — линия синего цвета или горизонтальный ряд из солнца, облаков, птиц или места и звезд);

речевой — быстрее, чем в других видах деятельности, выделяются различные категории того, что замещается (объекты, действия, качества, отношения) и фиксируются различными языковыми элементами — словами, предложениями. Образы воображения у младшего дошкольника очень яркие, эмоционально окрашенные. Поэтому ребенок часто не может отделить созданные воображением образы от настоящих. Это накладывает большую ответственность на взрослых, в том числе в выборе сказок, методов воздействия на ребенка и тому подобное. «Если няня читает маленькому ребенку о страшном сером волке, маленький ребенок видит страшного серого волка», — отмечал Иван Сеченов. Однако сегодня угрозы и запугивания стали едва ли не единственным средством общения с ребенком.

Сюжетно-ролевая игра как ведущая деятельность

Важное значение для развития ребенка имеет сюжетно-ролевая игра, во время которой он берет на себя определенную роль и подчиняет ей свое поведение. Сюжетно-ролевая игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Она приближает ребенка к миру взрослых, моделируя соответствующие отношения.

В сюжетно-ролевой игре в период четырех лет ребенок:

— овладевает основными игровыми умениями. Появляются мнимые предметно-игровые действия, они все больше обобщаются, наполняются жестами и словами;

— создает условную ситуацию и действует в ее пределах; использует предметы-заменители;

— овладевает ролевыми действиями.

Совместные игры у младших дошкольников преобладают над индивидуальными и «играми рядом», однако достаточной согласованности между участниками еще нет и продолжительность игры невелика.

Сюжеты игр в этом возрасте постоянно меняются. Стоит ребенку увидеть, как кто-то из ровесников играет с какой-то игрушкой, или вспомнить, как в прошлый раз, например, украшали елку или «нагружали дрова» на машину или какое-то другое действие, как он прекращает начатую игру и быстро забывает, во что играл. Игра идет скачкообразно, один сюжет быстро сменяется другим. В играх ярко проявляется неустойчивость внимания ребенка, его повышенная эмоциональная возбудимость.

Окружающая жизнь воспроизводится в играх нераздельно. Например, изображая самолет, ребенок сидит на кубиках, держит в руках еще один кубик и «гудит». Так слились в одно образ самолета, образ пилота, его действия и звук мотора. Так и не понятно, что ребенок воспроизводит в своей игре. Такая слитность образов в игре присуща ребенку и в других видах деятельности, например, при воспроизведении сложных сюжетов рисунка или рассказы о чем-то.

Совместные действия взрослого с ребенком являются основным условием развития сюжетно-ролевой игры. Взрослый демонстрирует ребенку возможности перевоплощения, принимая на себя роль равноправного партнера по игре. Важно, чтобы ребенок имел полную свободу собственной инициативы. Чтобы сохранить свой замысел и успешно его реализовать, ребенок четырех лет нуждается во внешней поддержке, контроле, применении стимулирующих средств. Это достигается путем превращения в игровой образ, где поведение регулируется ролью, которую взял на себя ребенок, и поддерживается партнерами по игре.

Становление самооценки

Становление образа Я ребенка происходит в процессе общения с другими людьми и при благоприятных условиях воспитания, когда взрослые и сверстники доброжелательно относятся к ребенку, удовлетворяется его потребность в признании, положительной оценке. Негативный опыт общения вызывает агрессию, неуверенность в себе, замкнутость.

В основном самооценка четырехлетнего ребенка является субъективной и завышенной. Он присваивает все положительные и одобряемые взрослыми качества, иногда даже без понимания их содержания («Я сильный!», «Я смелый!»). Завышенная оценка своей личности для маленького ребенка является естественным и закономерным явлением, своеобразным механизмом «личностной защиты» тогда, когда кто-то негативно оценивает его личностные качества («злой, жадный») или сравнивает его поведение с поведением другого ребенка.

Взрослый должен поддерживать высокую самооценку ребенка («Я хороший!»), ему обязательно нужны похвала и положительная оценка. При этом следует выражать положительные чувства («Я рад, что ты послушал меня и пришел домой», «Я благодарна, что ты помогла мне полить цветы»).

Если поведение ребенка вызывает негативные переживания взрослого, нужно сообщить ему об этом («Мне неприятно, когда ты меня не слушаешь»). Для лучшего понимания ребенком себя и взрослого необходимо не только рассказать ему о переживаниях взрослого, но и «озвучить» его собственные чувства, показать готовность разделить их («Я понимаю, что тебе сложно достать мячик, но на прогулке тебе захочется им поиграть», «Ты скучаешь по маме, а твоя кукла скучает по тебе. Пойдем поиграем с ней… »).

При обсуждении поведения ребенка целесообразно оценивать не его личность в целом («вежливый, добрый, ленивый»), а его конкретные действия и поступки («Ты поступила невежливо. Поздоровайся с Леной». Нельзя говорить: «Ты плохая, не поздоровалась»). Достижения и поступки ребенка следует сравнивать не с достижениями других детей, а лишь с ее собственными успехами и неудачами («Сегодня не получилось. Не у всех сразу получается. Завтра ты постараешься и нарисуешь солнышко лучше»).

Особенности развития произвольности

Четвертый год жизни является начальным этапом развития произвольности ребенка — произвольности его поведения, деятельности и психических процессов.

Эмоциональность ребенка

Характерной особенностью ребенка младшего дошкольного возраста является значительная эмоциональная возбудимость, несдержанность и неустойчивость его эмоций. Эмоции не только быстро возникают, но и быстро проходят, меняются на противоположные. Состояние радости легко переходит в грусть и наоборот (еще не высохли слезы, а ребенок уже беззаботно и весело играет). Ребенок аффективно реагирует на те события в своей жизни, ограничивающие его импульсивные желания и стремления. Поэтому нужен особый педагогический такт, чтобы отвлечь детское внимание от недозволенного желаемого и переключить на то, что можно делать в подобной ситуации.

Развитие внимания

Внимание младшего дошкольника привлекает все новое, яркое и интересное. В младшем дошкольном возрасте внимание ребенка имеет следующие особенности:

— Повышение устойчивости непроизвольного внимания;

— Увеличение объема внимания.

Слово взрослого в младшем дошкольном возрасте является средством поддержания внимания ребенка. Процесс идет от языковых указаний — на что именно следует обратить внимание — к выявлению желания самим ребенком.

Игра и продуктивные виды деятельности как средство развития произвольности

У ребенка четвертого года жизни поведение имеет преимущественно импульсивный, непроизвольный характер, действия ребенка непосредственно направляются его интересами. Однако именно в этот период постепенно формируются первые произвольные действия, цель и мотив которых не совпадают. Однако самостоятельное выполнение произвольных действий возможно лишь при условии, когда действие несложное, а мотив близок к цели, то есть поддерживается непосредственным игровым интересом ребенка. Например, ребенок может готовить игрушки для будущей игры. Целенаправленный характер действий ребенка является важнейшим признаком четырех лет. В разных видах деятельности — игре, рисовании, конструировании, а также в повседневном поведении — ребенок начинает действовать в соответствии с поставленной целью, хотя из-за неустойчивости внимания это не всегда ему удается. В игровой, изобразительной и конструктивной деятельности он может четко выразить свое и словесно определить цель своих действий. Например, вынимать кубики из коробки и говорить, что собирается строить башню. Однако определение определенной цели в этом возрасте означает не представление о конечном результате, а лишь осознание ребенком своего желания. В основном самостоятельная реализация ребенком поставленной цели связана с трудностями. Часто внешние обстоятельства отвлекают его, а первые неудачи заставляют изменить замысел или отказаться от него.

Ребенок может играть длительное время (15 минут) не останавливаясь. Но эти успехи свойственны только для игровой деятельности, в других видах деятельности ребенок еще не способен долго удерживать внимание особенно при однообразных действиях. В этом возрасте способность к саморегуляции развита не полностью. Однако, играя в пилота или полицейского, врача или продавца, ребенок оказывается в условиях, внешне его ограничивающих. Играя, он стремится быть уверенным персонажем и вынужден сдерживать себя той ролью, которую требует игра и именно так ребенок упражняется в волевой выдержке. В изобразительной деятельности и конструировании ребенок переходит к обдуманному изображению предметов, хотя средства реализации замысла еще несовершенны. В рисовании возможности ребенка начинают определять графические образы, представления о том, каким изображаемый предмет должен быть на бумаге. Постепенно количество графических образов возрастает, соответственно расширяется и диапазон изображаемых предметов.

Управление действиями ребенка

Пока у ребенка не развито произвольное поведение, нужно помогать ему управлять собой. Необходимо обязательно поддержать готовность ребенка самостоятельно взяться за дело, помочь ему с успехом завершить начатое. Это — залог его будущей инициативности и самостоятельности. Взрослый непосредственно руководит действиями ребенка с помощью указаний к каждому этапу действия, поощрений, ободрений. Разделение действий на последовательные звенья, напоминание способов выполнения задания помогает ребенку организовывать свои действия.

Успешность выполнения ребенком произвольных движений обеспечивает их показ взрослым в сочетании с прямым поощрением к активному подражанию и воспроизведению. Лишь на основе совместных действий со взрослыми у ребенка развивается умение самостоятельно доводить начатое дело до конца.

Постепенно, по мере овладения техникой действий, ребенок становится смелее и самостоятельнее. Этому способствует повседневная практика. В четыре года ребенок уже может многое сделать сам, не дожидаясь и не требуя помощи со стороны взрослого.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Смотреть фильм как найти синюю птицу
  • Как составить иск на обжалование штрафа
  • Как составить педагогический мастер класс
  • Как найти площадь фигуры ограниченной на интеграле
  • Как найти человека анонимно по номеру телефона

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии