Как составить развернутый план по литературе 7 класс

Что такое развернутый план — это подробная логическая схема текста, состоящая из нескольких блоков: введение, основная часть, заключение — и подпунктов к ним. Он отличается от тезисного методом написания. Какие еще бывают виды, типы и правила такой работы с текстом?

Виды планов

Что значит тезисный план

Умение раскладывать информацию по полочкам — необходимый навык не только для учебы. Но в школе без него не обойтись, поэтому разберем, как составить план текста по русскому языку, литературе или любому другому предмету.

Различают два вида планов:

  • простой (краткие заголовки главных частей текста);
  • сложный (развернутый); в развернутом плане, кроме основных пунктов, есть подпункты, которые уточняют и раскрывают содержание раздела.

По типу языкового оформления:

  • вопросный;
  • назывной;
  • тезисный;
  • опорная схема.

Вопросный от назывного отличается построением.

Пример:

Назывной Вопросный
1. Птицы, зимующие у нас. 1. Какие птицы зимуют у нас?
2. Перелетные птицы. 2. Какие птицы улетают на юг?
3. Поможем птицам перезимовать. 3. Как помочь птицам перезимовать?

Опорная схема — самый «индивидуальный» тип, он составляется так, как удобно его автору — отдельными предложениями или словами. Пример: Сказка «Колобок»:

  1. Испекся Колобок.
  2. В лесу: заяц, волк, медведь, лиса.
  3. Съели Колобка.

Тезисный план (в отличие от развернутого) — это не заголовки, а пункты, содержащие кратко сформулированную основную мысль отрывка. Одно или два предложения, объясняющих не только «про что», но и «о чем» говорится в части текста, т. е. и пересказ фактов, и смысловая нагрузка.

Вот простой пример, что такое тезисный план, к русской народной сказке «Колобок»:

  1. Бабушка и Дедушка собрали остатки припасов и испекли Колобок.
  2. Колобок убежал от Бабушки и Дедушки в лес.
  3. Колобок встретил Зайца и с шутками-песнями сбежал от него и т. д.

При работе с литературными произведениями иногда используют цитаты.

Пример — роман «Евгений Онегин»:

  1. «Онегин, добрый мой приятель…».
  2. «Деревня, где скучал Евгений…»
  3. «По имени Владимир Ленский…» и т. д.

Какие существуют требования

Общие требования:

  • Структурированность. Правильный план имеет ту же логику и последовательность, что и текст, отражает его основные элементы, части от начала до конца.
  • Информативность. В заголовках и подзаголовках — законченная по форме и ясная по содержанию мысль. В этом случае план поможет пересказу текста.
  • Последовательность, т. е. логическая связь отдельных пунктов между собой и в направлении от начала (и заголовка) к общему выводу.
  • Единообразие. Пункты и подпункты необходимо обозначать в единой системе символов — если цифры римские, то римские, а не вперемешку с арабскими и т. д.

Алгоритм составления тезисного плана

Составление ведется по одному алгоритму:

  • прочитать;
  • разделить на части по смыслу;
  • озаглавить каждую часть.

Полезные рекомендации, как составить тезисный план текста и проверить себя:

  1. Внимательно (несколько раз) прочитайте текст.
  2. Сформулируйте основную тему: про что, о чем, зачем это написано.
  3. Выделите основные части. Сформулируйте основную мысль каждой из них.
  4. Прочитайте текст еще раз, соотнося с тем, что у вас получилось; проверьте, нет ли несоответствий, противоречий или повторов; если заметили пропущенные важные детали — запишите, но не увлекайтесь, не перегружайте план.
  5. Проверьте готовый план, попробуйте по нему пересказать текст.

Как составить развернутый план

Важно помнить: обязательные части сочинения, эссе, другой творческой работы — введение, основная часть, заключение. Их необходимо отразить.

В остальном алгоритм, как делать развернутый план, такой же, как и другие:

  • разделить текст на основные части, озаглавить их;
  • пункты разделить на подпункты, прописать самые важные элементы, увязать их в логическую систему;
  • проверить, чтобы не пропустить важные моменты и исключить повторы.

Важно следить за единством символов, обозначающих заголовки и подзаголовки.

Чем различаются тезисный и развернутый планы

По смыслу и задачам — ничем. Их цель — создать «фарватер», расставить «маяки», опорные точки в тексте, по которым его проще уложить в голове, изложить устно или на бумаге.

Разница в том, что обычный развернутый — это озаглавленные пункты, ступени от введения через аргументы к заключениям и выводам.

Тезисы — перечень последовательно выхваченных их текста основных мыслей. Это главное, чем тезисы отличаются от плана развернутого — вместе они составляют не скелет текста, а его краткий, сжатый пересказ. Характерный признак: развернутые бывают типовыми, по образцу одного штампуются еще несколько. Тезисный — всегда конкретный.

Примеры

На примере образа главного героя романа Пушкина «Евгений Онегин» разберемся, чем план текста отличается от тезисов по этой же теме.

Развернутый

  1. Онегин — ключевой образ романа:
  • культурная среда, в которой жил Онегин;
  • возможные прототипы.
  1. Раскрытие образа:
  • детство, воспитание;
  • отношение к высшему свету;
  • Онегин и Ленский;
  • Онегин и Татьяна;
  • отношение автора к герою.
  1. Заключение: эволюция характера Онегина.

Тезисный

Пример того, что такое тезисный план по литературе, и чем он отличается от обычного развернутого:

  1. Роман «Евгений Онегин» — «энциклопедия русской жизни», а главный герой — типичный молодой дворянин-помещик начала XIX века. Это собирательный образ, в котором угадываются черты многих современников поэта — П. Чаадаева, А. Раевского и самого Пушкина.
  2. В начале романа Онегин, столичный житель, которому успел надоесть высший свет, попадает в деревню. Знакомство с поэтом Ленским и Татьяной Лариной — толчок к эволюции характера героя. Привычное высокомерие Онегина к Татьяне, к Ленскому, приведшее к дуэли, отъезд из деревни и новая встреча с Татьяной в Петербурге — эпизоды драмы Онегина как «лишнего человека», не видящего места для себя. Пушкин не жалеет и не осуждает своего героя, а отражает в его образе судьбу своего поколения.
  3. Евгений Онегин в конце романа — тот же скучающий и разочарованный светом человек, но уже не легкомысленный и циничный, а переживший глубокую душевную драму.

Сложный план текста


Сложный план текста

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 559.

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 559.

План текста – это последовательный и связный перечень основных мыслей, которые автор в нем высказывает. Он необходим школьнику для того, чтобы понять, о чем говорил автор, а также лучше запомнить все то, что изложено в его произведении. Таким образом, систематизация текстового материала является необходимостью, позволяющей ученику не только улучшить навыки работы с текстом, но и научиться лучше и быстрее понимать написанное, что поможет ему в будущем.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Основные требования к сложному плану текста

Чтобы составить грамотный сложный план текста, нужно понимать, каким критериям должен соответствовать результат. И первый из них – это структурированность, то есть план, как и сам текст, должен иметь начало и конец и вообще полностью соответствовать по структуре исходнику.

Второй важный критерий касается грамотной формулировки заголовков и подзаголовков, которые должны выражать законченную мысль. В хорошем сложном плане они не повторяются и не наслаиваются друг на друга.

Третий критерий – это информативность. Он означает, что, взяв в руки составленный план, школьник не должен испытывать затруднений при пересказе по нему текста. При этом он не должен быть чересчур общим – это сильно помешает при воспроизведении.

И последний критерий – это последовательность, то есть все пункты и подпункты следуют в таком плане друг за другом, последовательность повествования и изложения мыслей не нарушается.

Как составить сложный план: порядок работы

Обращая внимание на пример сложного плана текста, составленный действительно грамотно, можно увидеть, что автор работы опирался на абзацы и выделял самые яркие из использованных в этом тексте образов. Это действительно сильно облегчает выполнение работы.

Приступая к составлению плана, нужно прочитать текст целиком и выделить его главную мысль. После этого нужно разделить весь текст на отдельные смысловые части и придумать им соответствующие заглавия, которые и станут основными пунктами плана. После этого каждая большая часть разделяется на более мелкие по основным мыслям, которые высказывает автор. К этим частям придумываются названия, которые становятся подпунктами.

Такие подпункты должны быть в каждом основном пункте плана и их должно быть не меньше двух.

После этого нужно проверить, насколько удачно сформулированы пункты и подпункты: они не должны быть просто цитатами из текста или выдержками из отдельных предложений. Также нужно проверить, насколько хорошо этот план отражает структуру текста и его основную мысль.

Пример сложного плана текста

В качестве примера можно рассмотреть план текста о феодальной раздробленности Руси, который легко найти в учебнике истории.

1.Феодальная раздробленность: причины явления.

а) социально-экономические предпосылки;
б) политические предпосылки.

2. Как развивалась Русь в период феодальной раздробленности.

а) русские княжества и специфика их развития;
б) культура этого исторического периода;
в) борьба с иноземными захватчиками.

3. Последствия феодальной раздробленности.

а) социально-экономические последствия;
б) политические последствия.

По составленному таким образом плану школьник без труда может воспроизвести главу из учебника, так что полученный навык можно и нужно использовать при подготовке к экзаменам.

Заключение

Что мы узнали?

Составление сложного плана – это полезный навык. Он делается по определенной схеме и должен соответствовать четырем критериям. По хорошо составленному сложному плану школьник с легкостью может воспроизвести исходный текст.

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Айымжан Куатова

    2/10

  • Айсулу Нуралиева

    10/10

  • Svetlana Vasilieva

    8/10

  • Цирек Мальцев

    10/10

  • Дамир Жунусов

    9/10

  • Dilya Zholdibaeva

    8/10

  • Даша Головина

    8/10

  • Павел Суров

    6/10

Оценка статьи

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 559.


А какая ваша оценка?

Цели урока:

1.Познавательные:
а) повторить изученные речеведческие понятия
(план, тема, основная мысль, заголовок, стиль, тип речи, микротемы, опорные
слова в микротемах);

б) закрепить новые понятия: тезисный план,
цитатный план

2.Практические: 

а) составлять простой и
сложный план;

а) закрепить умение работать с речеведческими
понятиями при подготовке к сжатому изложению;

б) формировать умение анализировать текст,
умение отделять основную информацию от второстепенной.

3.Общепредметные:
а) воспитывать:
-интерес к предмету с помощью содержания текста;
-интерес к истории и литературе;
б) развивать логическое мышление во время
анализа смысла и структуры текста;

в) развивать разные виды речевой деятельности
(слушание, говорение, чтение, письмо);

г) формировать умение самостоятельно пополнять
знания (пользоваться орфографическим  и толковым словарями).

                                                    
Ход урока.

I. Оргмомент.
(1 минута)

II.     Актуализация
знаний. (7 минут)

Мы продолжаем изучать раздел русского языка – текстоведение.
Какие понятия нам уже известны? Что они обозначают?

(Текст, микротема, структура текста: зачин (вступление), основная
часть (развитие темы), концовка (заключение). Текст – «это письменное по форме
речевое произведение, принадлежащее одному участнику коммуникации, законченное
и правильно оформленное», — такова точка зрения лингвиста Н.Д. Зарубиной

— Назовите признаки текста.  (единство
темы, наличие идеи, смысловая законченность, логическая связь частей, смысловая
и грамматическая связь предложений, стилевое единство)

(1слайд)- В науке даются разные определения понятию «текст». Их
уже более 200. Текст – это объект изучения не только лингвистики, но и
психологии, истории, философия. Подумайте над определением текста известного
лингвиста Ильи Романовича Гальперина:
«Текст
– это произведение речетворческого процесса, обладающее завершённостью, объективированное
в виде письменного документа, литературно обработанное в соответствии с типом
этого документа, произведение, состоящее из названия (заголовок) и ряда особых
единиц (сверхфразовых единств), объединённых разными типами лексической,
грамматической, логической, стилистической связи, имеющее определённую
целенаправленность и прагматическую установку» (рассчитанный на практическое
применение)

Микротема — это тема фрагмента текста, его части. Сумма микротем
передает основное содержание текста.)

— На уроке мы будем вспоминать, что такое план. Как вы думаете,
для чего нам нужно это знать?

(Он необходим при написании сочинений и изложений. При сжатом
изложении мы будем составлять план, чтобы пересказывать кратко, оставляя только
самое главное, существенное.)

— Действительно, задачей подробного изложения является максимально
полное воспроизведение исходного текста с сохранением авторского стиля. Сжатое
изложение требует навыков отбора существенной информации, краткую передачу
содержания текста при условии, что основные мысли автора, последовательность
событий, характеры действующих лиц передаются без искажений.

     II. Постановка
целей урока. (2 минуты)

— Цель нашего урока, чтобы каждый из вас научился воспринимать и
правильно интерпретировать содержание исходного текста, выделять микротемы и
составлять план. Кроме того, мы расширим представление о разных видах плана.

I.                 
Новая
тема. (33 минут)

1.    
— Какой бывает план? (2 минуты)

(Простой и сложный)

(2 слайд) — Как вы думаете, какой план представлен на слайде?

(В простом плане пункты обозначаются арабскими цифрами, в сложном
– римскими и арабскими цифрами или буквами).

— Чем сложный план отличается от простого?

(Сложный план – развёрнутый, объёмный, обстоятельный)

— Где нам с вами уже встречался план?

(При морфологическом разборе частей речи, составлении
характеристики простого и сложного предложения и др.)

2.                
Работа в парах. (5 минут). (Выдаются
карточки с заданием: составить план к предложенной теме.

1.    
Звуки речи (3 ряд)

I.    Гласные

1.

2…

II.
Согласные

1.

2.

2. Предложение (1 ряд)

I. По цели высказывания

1. …

2. …

3. …

II. По интонации

1. …

2. …

III. По количеству грамматических основ

1. …

2. …

IV. По наличию второстепенных членов

1. …

2. …

3. Жанры литературы (2 ряд)

I. Прозаические:

1. …

2. …

3. …

4. …

II. Поэтические:

1. …

2. …

3. …

III. Драматические:

1. …

2. …

3. …

3.                
Работа с 3 частью учебника. (5 минут)

-Найдите примеры простого и сложного плана в 3 части учебника.

-(3 слайд) Выполним синтаксический разбор 2 предложения из
стихотворения С. Есенина. В этом году исполнилось 120 лет со дня рождения этого
самого русского поэта.

Этой грусти теперь не рассыпать

Звонким смехом далёких лет.

Отцвела моя белая липа,

Отзвенел соловьиный рассвет.

4.    
Упр. 152. (15 минут)

1. Чтение текста.

— Каковы ваши первые
впечатления от текста?

— Объясним значение некоторых слов:

Лайка (4 слайд) – охотничьи
собаки. С ними охотятся на медведей кабанов, пушных зверей (белок, соболей,
куниц), на копытных животных (лосей и др.), на лесную и водоплавающую дичь

Хаски (5 слайд) – это порода ездовых собак, которых жители Крайнего Севера запрягают
в упряжки и ездят на них по бескрайним снежным просторам, отличаются
выносливостью, способны бежать без остановок целый день, лайки на такие подвиги
не способны.

Новая Земля (6, 7 слайды) – архипелаг в Северном Ледовитом
океане между Баренцевым и Карским морями; входит
в Архангельскую область России в ранге муниципального
образования «Новая Земля». Климат арктический, суровый. Зима продолжительная и
холодная, с сильными ветрами (скорость ветров достигает 40-50 м/с) и метелями,
в связи с чем Новую Землю в литературе иногда принято называть «Страной
ветров». Морозы достигают −40 °C. Средняя температура самого тёплого
месяца – августа – от +2,5 °C на севере до +6,5 °C на юге.
Предположительно Новую Землю открыли в XII-XIII
веках новгородские купцы, однако убедительных
историко-документальных подтверждений тому не имеется. 

2. Работа с содержанием текста

— Какова тема текста? (Собаки в жизни человека)

— Какой заголовок можно придумать к этому отрывку? (Умные лайки. Собака – друг человека. Воспоминание о
собаках.
)


Определите тип речи данного текста.

(Тип данного текста рассуждение с элементами повествования и
описания, так как в начале автор пишет, что самые умные собаки – лайки, далее в
доказательство тезиса приводит случай из собственной жизни, произошедший с ним
на Новой Земле, доказывая, что лайки – дружелюбны, ласковы и умны, и в
заключении делает вывод  о том, что собака доставляют радость человеку)

—  На сколько частей можно разделить текст? (На три части, где во второй части будет три подпункта)

— Каковы микротемы 1-6 абзацев?

(1. Собаки
бывают разные по характеру, но особенно добрые и понятливые лайки.

2.
Случай на Новой Земле

3.
Воспоминание о собаках доставляет радость)

— Как вы думаете, какой план нужно составить к данному тексту?

Сложный:
I. Лайки – умные собаки.

II.
Случай на Новой Земле

1.     Один
на берегу;

2.     Стая
собак;

3.     Собаки
ласковы с человеком.

III.
Приятные воспоминания.

5.    
Вспомните, какой ещё бывает план? Каким планом мы пользуемся на
уроке литературы.

(Цитатный)

Задание: Составьте простой цитатный
план (из 5 пунктов) к басне И.А. Крылова «Ларчик» (3 минуты)

Случается нередко нам
И труд и мудрость видеть там,
Где стоит только догадаться
За дело просто взяться.

К кому-то принесли от мастера Ларец.
Отделкой, чистотой Ларец в глаза кидался;
Ну, всякий Ларчиком прекрасным любовался.
Вот входит в комнату механики мудрец.
Взглянув на Ларчик, он сказал: «Ларец с секретом,
Так; он и без замка;
А я берусь открыть; да, да, уверен в этом;
Не смейтесь так исподтишка!
Я отыщу секрет и Ларчик вам открою:
В механике и я чего-нибудь да стою».
Вот за Ларец принялся он:
Вертит его со всех сторон
И голову свою ломает;
То гвоздик, то другой, то скобку пожимает.
Тут, глядя на него, иной
Качает головой;
Те шепчутся, а те смеются меж собой.
В ушах лишь только отдается:
«Не тут, не так, не там!» Механик пуще рвется.
Потел, потел; но, наконец, устал,
От Ларчика отстал
И, как открыть его, никак не догадался:
А Ларчик просто открывался.

Простой
цитатный план:

1.     «Стоит
только догадаться За дело просто взяться»

2.     «К кому-то
принесли от мастера Ларец»

3.     «Вот
входит в комнату механики мудрец»

4.     «Я отыщу
секрет и Ларчик вам открою»

5.     «Как
открыть его, никак не догадался:
А Ларчик просто открывался»

6.    
В чём особенность плана, представленного на слайде (2 минуты):

1.     Интонация
– один из важнейших признаков предложения.

2.     Интонация
– средство выражения смысла речи, чувств, отношения говорящего к тому, о чём
говорится.

3.     Основные
элементы интонации:

а)
логическое ударение (выделение голосом наиболее важного по смыслу слова);

б)
мелодика (движение голоса вверх и вниз во время речи);

в)
пауза (небольшой перерыв в речи);

г)
темп (скорость речи);

д) тон
речи (окраска голоса, которая придаёт речи разные эмоциональные оттенки).

— Это
тезисный план. Что такое тезис? (кратко сформулированная основная мысль)
VI. Подведение итогов. (2 минуты)


Какой бывает план?


Зачем нужен план?

VII.
Подведение итогов. Д/з. (1 минута)

1.    
Подготовиться к изложению по тексту упр. 152

2.    
Составить тезисный план статьи из любого учебника за 6 класс.

Вы знаете, что такое цитатный план по литературе? Всем известно, что без плана очень сложно что-либо сделать, а в частности – составить пересказ или написать сочинение. Планов существует множество. 

В этой статье речь пойдёт об одной из разновидностей этого «семейства» — цитатном плане.

Что такое цитатный план и чем он отличается от обычного

План составляют для того, чтобы вкратце отразить последовательность действий в произведении. В обычном плане составителю приходится самостоятельно придумывать названия пунктов. 

Что такое цитатный план

У цитатного же имеется несколько особенностей:

  1. Во-первых, нет необходимости самому формулировать и подбирать слова.

  2. Во-вторых, цитаты можно использовать в сочинении. Это поднимет оценку на более высокий уровень и поможет развитию образной речи.

Как составить цитатный план по литературе

Если в классе задают подготовить пересказ какого-нибудь рассказа или сказки, то делать надо вот что:

  1. Для составления цитатного плана, так же как и для обычного, необходимо сначала прочитать само произведение.

  2. Далее – мысленно разбить текст на смысловые части, каждая из которых повествует об одном из действий, происходящих в книге.

  3. Теперь в каждой части найти предложение, в котором отражена её основная мысль.

  4. Записать их дословно и по порядку, не забывая пронумеровать.

Правила составления цитатного плана

Если нет опыта в составлении цитатного плана произведения, то для облегчения работы можно составить таблицу, где в первом столбце прописать все пункты традиционным способом, а во втором – соответствующую каждому пункту цитату.

Грамотный человек всегда помнит о недопустимости ошибок в сочинении и значит не забудет:

  • что по правилам русского языка нужно заключать каждую цитату в кавычки;

  • если цитата начинается не с начала предложения, то перед первым словом ставится многоточие, а начинаться оно будет со строчной буквы;

  • в том случае, когда в качестве цитаты берётся целое предложение, то в начале пишется заглавная буква и в конце ставится точка перед кавычками;

  • пропущенные слова заменяются многоточием.

Пример готового цитатного плана

Хозяйка медной горы

В качестве образца можно использовать план, составленный по произведению П. П. Бажова «Хозяйка медной горы»:

  1. «Глядит молодой, а перед ним на горке руды… женщина какая-то сидит».

  2. «Была не была, сделаю, как она велела».

  3. «…приковали Степана на … цепь…».

  4. «Ну, … пойдём смотреть моё приданое».

  5. «…я человек рабочий, простой».

  6. «Не иначе… Степан душу нечистой силе продал».

  7. «Сперва вольную пиши, потом стараться буду…».

  8. «Что ему, коли … сама Хозяйка ему пособляла».

  9. «… Степан на волю вышел, а в Гумешках после того все богатство ровно пропало».

  10. «А он … на руднике у высокого камня мертвый лежит…».

План текста помогает уловить суть материала, а пункты становятся ориентиром, благодаря которым можно легко находить нужный блок информации. Он способствует тому, чтобы ученик в классе смог усвоить, уверенно воспроизвести и освежить в памяти изученный материал. Сложный план текста, к примеру, необходим при подготовке к написанию различных письменных работ: эссе, сочинения по рассказу, изложения, а также для выступления с презентацией, докладом или сообщением.

Сложный план как составить

Основные критерии

Сделать план текста — это как составить краткую программу, в которой выделены основные части (микротемы). Подробный план отличается от простого тем, что, кроме пунктов, в нем пишутся подпункты. Так делают, когда нужно отразить важную информацию, которая не вмещается в один пункт. В таком случае микротема разделяется на составные части.

Можно выделить следующие основные критерии сложного плана:

Сложный план пример

  1. Целостность.Текст имеет вступление, содержание и вывод, такой же структурой обладает план.
  2. Точность высказывания. Выделяемые пункты и подпункты — это законченные мысли автора. Они не могут прерываться, содержать набор слов или словосочетаний.
  3. Содержательность, которая поможет с легкостью пересказать текст. Благодаря продуманному составлению можно «развернуть» каждый пункт в связный текст.
  4. Порядок пунктов. Последовательность пунктов не нарушается, мысль и повествование идут в одном направлении. Здесь важным является определение причинно-следственных и логических связей между ключевыми мыслями автора.

Примеры написания

В учебниках русского языка и литературы часто встречаются параграфы с биографией творческих деятелей. Для начала нужно определиться с темой. Например, текст о поэтессе М. И. Цветаевой. Первый абзац посвящен началу жизненного пути, второй — творчеству. Именно так можно назвать пункты, то есть его смысловые части:

  1. Начало жизненного пути:
    1. Рождение в Москве, детство в Тарусе.
    2. Учеба в училище и зарубежных пансионах.
    3. Первые сборники:
      • «Вечерний альбом» (1910),
      • «Волшебный фонарь» (1912).

      Сложный план текста пример

  2. Творчество Марины Цветаевой:
    1. Сборники стихов.
    2. Поэмы.
    3. Поэмы-сказки.
    4. Драматические произведения.
    5. Проза.

Другой пример составлен по статье из учебника по истории:

  1. Определение понятия «восточный вопрос»:
    1. Родовая принадлежность: комплекс международных противоречий (конфликтов).
    2. Хронологические рамки: конец XVIII-начало XX веков (1756−1918 гг.).
    3. Сущностные признаки:
      • упадок Османской империи,
      • соперничество великих держав,
      • борьба стран Европы за разделение ее территорий.
    4. Направления:
      • геополитическое,
      • экономическое,
      • идеологическое,
      • территориальное.

      Сложный план текста

  2. Тактические операции:
    1. Русско-турецкая война 1768−1774 гг.
    2. Русско-турецкая война 1787−1791 гг.
  3. Договоры:
    1. Кючук-кайнарджийский мирный договор, 10 июля 1774 г.
    2. Георгиевский трактат, 24 июля 1791 г.
    3. Ясский мирный договор, 29 декабря 1791 г.
    4. Верельский мирный договор, 3 августа 1790 г.
  4. Разделы Речи Посполитой.

Зная основные критерии, порядок составления и распространенные ошибки, можно с легкостью составить развернутый план для анализа произведения, написания письменной работы и выступления.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Как найти ден средства
  • Как найти номер сотового телефона в казахстане
  • Как найти лекарство которого нет в аптеках
  • Как исправить ошибку гта 5 нехватка игровой памяти
  • Как найти куки на айфоне

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии