Ганс Христиан Андерсен написал эту сказку в 1844 году, и с тех пор она известна во всем мире.
Сказка о верности, дружбе и любви. Главные герои — дети лет десяти, девочка Герда и мальчик Кай.
Живут они в датском городе по соседству, ходят друг к другу в гости, выращивают розы в маленьком садике под крышей. Однажды в сердце Кая попадает осколок разбившегося зеркала, и он начинает видеть весь мир и людей в ином свете. Мальчик становится грубым, злым, обижает свою подругу, его больше не интересует красота роз.
Он любуется снежинками. И однажды его увозит в свое царство Снежная королева. А Герда отправляется на поиски Кая. По пути она встречает много людей и животных, которые помогают ей добраться до чертогов Снежной королевы: это Ворон и Ворона, Принц и Принцесса, Маленькая Разбойница, Северный Олень, Лапландка и Финка. Много интересных моментов в этой увлекательной сказке. На мой взгляд, один из самых захватывающих — в конце повествования, когда Герда попадает наконец во дворец Снежной Королевы.
Описание чертогов очень красивое и захватывающее, словно сам оказался на Севере, в краю вечной мерзлоты и вечной тьмы. Но все заканчивается хорошо, Герда вызволяет своего названого брата.
Сказка прекрасна своей верой в добро и преданность. По ней поставлено множество спектаклей, мюзиклов, сняты фильмы и мультфильмы. Долго еще ее будут читать с увлечением дети всего мира.
Все категории
- Фотография и видеосъемка
- Знания
- Другое
- Гороскопы, магия, гадания
- Общество и политика
- Образование
- Путешествия и туризм
- Искусство и культура
- Города и страны
- Строительство и ремонт
- Работа и карьера
- Спорт
- Стиль и красота
- Юридическая консультация
- Компьютеры и интернет
- Товары и услуги
- Темы для взрослых
- Семья и дом
- Животные и растения
- Еда и кулинария
- Здоровье и медицина
- Авто и мото
- Бизнес и финансы
- Философия, непознанное
- Досуг и развлечения
- Знакомства, любовь, отношения
- Наука и техника
2
Как написать рекомендацию читателям сказки «Снежная королева» по плану?
1)представь в ней главных героев: назови их имена, возраст, скажи, где они живут.
2)Коротко расскажи, как начинаются главные события, как они развиваются, остановись на самом интересном месте.
3 ответа:
6
0
Меня настолько потрясла рассказанная писателем история, что после прочтения сказки мне захотелось написать рекомендацию для других детей. На мой взгляд, в сказке одна главная героиня — это бесстрашная маленькая девочка по имени Герда. После того как ее друг Кай был унесен Снежной королевой, девочка оставила родной дом и отправилась на его поиски.
Долгая дорога и множество приключений только закалили характер Герды: ничто не могло поколебать ее решимость или остановить ее.
Особенно меня впечатлила встреча Герды и Кая — оледеневшее сердце Кая оставалось равнодушным и безучастным, но привязанность Герды была настолько сильна, а эмоции настолько искренны, что заколдованное сердце не выдержало и растаяло от горячей слезинки девочки.
2
0
Рекомендация для сказки Андерсена «Снежная королева» может звучать так:
Перед вами лежит книга, в которой рассказывается о самой Снежной королеве, великой волшебнице, которая повелевает миллионами снежинок. Но также эта книга и о том, что простое человеческое сердце оказалось более стойким, чем холодный лед.
Главными героями этой сказки являются мальчик Кай и девочка Герда, живущие в соседних домах и встречающиеся в своем садике каждый день. Нам не важно сколько им лет, но вероятно не более 10-12, ведь мальчик Кай уже знал таблицу умножения и изучал географию.
Жили Кай и Герда в Дании и именно там случилась эта захватывающая история. А началась она так: однажды разбилось зеркало злого тролля и один из его осколков попал в глаз мальчику Каю, совершенно изменив его характер. Кай не стал суперегроем, но он он стал злым и бессердечным. Его похищает Снежная королева и Герда отправляется на поиски своего названного брата.
Много трудностей и опасностей ей предстоит преодолеть, а сможет ли девочка спасти Кая можно узнать, прочитав эту книжку.
1
0
Ганс Христиан Андерсен написал эту сказку в 1844 году, и с тех пор она известна во всем мире.
Сказка о верности, дружбе и любви. Главные герои — дети лет десяти, девочка Герда и мальчик Кай.
Живут они в датском городе по соседству, ходят друг к другу в гости, выращивают розы в маленьком садике под крышей. Однажды в сердце Кая попадает осколок разбившегося зеркала, и он начинает видеть весь мир и людей в ином свете. Мальчик становится грубым, злым, обижает свою подругу, его больше не интересует красота роз.
Он любуется снежинками. И однажды его увозит в свое царство Снежная королева. А Герда отправляется на поиски Кая. По пути она встречает много людей и животных, которые помогают ей добраться до чертогов Снежной королевы: это Ворон и Ворона, Принц и Принцесса, Маленькая Разбойница, Северный Олень, Лапландка и Финка. Много интересных моментов в этой увлекательной сказке. На мой взгляд, один из самых захватывающих — в конце повествования, когда Герда попадает наконец во дворец Снежной Королевы.
Описание чертогов очень красивое и захватывающее, словно сам оказался на Севере, в краю вечной мерзлоты и вечной тьмы. Но все заканчивается хорошо, Герда вызволяет своего названого брата.
Сказка прекрасна своей верой в добро и преданность. По ней поставлено множество спектаклей, мюзиклов, сняты фильмы и мультфильмы. Долго еще ее будут читать с увлечением дети всего мира.
Читайте также
Про злого тролля мы узнаем в самой первой главе сказки Андерсена «Снежная королева». И судя по описанию, это мерзкий и весьма злющий персонаж, радующийся от того, что приносит людям горе и беды. Поэтому замысел рисунка, на мой взгляд, должен включать в себя не только облик, который вы себе нарисовали в голове, тролля, но и зеркало, придуманное им.
- В моем представлении (рисунок 1), тролль должен иметь рога на голове, по типу черта. У него непременно длинный-предлинный носище и покрытые волосами огромные уши. Ноги должны быть кривоватыми (ну как получилось изобразить в силу своих не художественных способностей), а зеркало оснащено острыми зубьями, т.е. способно кусаться даже в целом (не разбитом состоянии). При этом, пока оно было цело, тролль видел себя в нем прекрасным принцем, в отличии от добрых людей, которое оно искажало.
- Рис. 1
Варианты-подсказки образа тролля из сети:
Если вспомнить, что первый чемпионат мира по биатлону состоялся лишь в 1984 году в Шамони (Франция), то первой чемпионкой мира соотвтественно стала победительница первого старта в рамках этих соревнований.
И отрадно созновать, что первой чемпионкой мира по биатлону стала наша соотечественница — Венера Чернышова! К слову, она была и первым триумфатором чемпионата мира-1984, взяв золотые медали во всех трех видах — в спринте (5 км), индивидуальной гонке (10 км) и эстафете (3*5км).
По настоящему главный герой в этой сказке только один — девочка Герда, ее друг мальчик Кай, Снежная королева, все, кто встречался по пути Герде, герои второстепенные. Герда же девочка хоть и маленькая, но необычайно храбрая и настойчивая. Ее главной силой по сказке названо любящее сердце, которое одно способно победить Снежную королеву, и которое привлекает к Герде сердца всех, кто ей встречался, вызывая желание помочь ей в странствиях всем, чем можно. Герда самоотвержена, она не сомневается в правильности своего решения, она знает, что раз человек ей дорог и он оказался в беде, то ее долг помочь ему. Герда добрая, милая, преданная. Можно найти много хвалебных эпитетов для описания ее характера и все они будут в самую точку. Отрицательных черт характера у Герды в сказке не показано.
Что касается Кая, то он легкомысленный как все мальчишки, не злой, но задиристый, также добрый, и очень любит приключения. Именно эта любовь и подвела его. Снежная королева считается главным отрицательным персонажем, но по моему мнению, она просто выражает суровую силу природы — зиму, мороз. А зима всегда холодна и равнодушна, но разве она жестока к своим жертвам?
Главным персонажем, не героем, а злодеем в первой главе является презлющий тролль, который смастерил зеркало, глядя в которое люди видели себя в искаженном образе. Прекрасные пейзажные картинки напоминали вареный шпинат, а добрые люди казались уродами или вовсе выглядели стоящими на голове и без животов.
- Однажды, одержимый манией величия, тролль захотел добраться до Творца. Он снарядил своих учеников, и те понесли зеркало на небо. Но, оно вырвалось из их мерзких рук и разбилось на биллионы осколков, которые попав людям в глаза или сердца, наделали много вреда. Тролль хохотал до колик в животе от того эффекта, что натворило его зеркало в мире. Это, что касается краткого содержания первой истории.
Теперь запишем план по прочитанному тексту
———————<wbr />———————<wbr />———————<wbr />——————
- Злой тролль мастерит зеркало;
- искажение образов: картинки природы, качества людей и т.п.;
- мечта посмеяться над ангелами;
- ученики летят на небо;
- биллионы зеркальных брызг;
- осколок, попавший в глаз;
- сердце, превращающееся в лед;
- оконные рамы и очки из кривых стекол;
- хохот тролля.
П.С. Переходим ко второй истории сказки.
Сказка Ханса Христиана Андерсена с таким холодным названием, как «Снежная королева», уже самим названием настраивает читателя на философский лад, подсказывающий, что в её повествовании обязательно будут присутствовать люди, имеющие на месте сердца холодный кусок льда. Ведь таких людей немало бродит по нашей удивительной и живописной планете.
Именно так и случается в сказке, в которой Снежная королева, имея холодное сердце, желает расширить круг живых земных существ с такими сердцами. Для этого она крадёт вполне нормального парнишку и замораживает его простое человеческое сердце.
Вот только мечтам злой королевы не суждено сбыться на все 100 процентов, поскольку у людей есть мощное «оружие» против «льда» — ЛЮБОВЬ, способная растопить любой лёд и согреть в самую ненастную снежную пургу.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 67»
Методические рекомендации по формированию нравственных ценностей и культуры поведения младших школьников.
Составитель:
Глушкова В.В.
учитель начальных классов
Новокузнецк, 2015г.
Содержание
Рекомендации по формированию нравственных ценностей и культуры поведения младших школьников.
Одними из первых литературных произведений, с которыми знакомится младший школьник, являются сказки, мир которых прекрасен и увлекателен. Сказка — самый любимый учащимися начальных классов литературный жанр. Их привлекает занимательный сюжет, яркость образов, выразительность характеров персонажей. Слушая сказки, дети становятся участниками происходящих событий. Ученики легко «входят» в непривычную для них обстановку, мгновенно превращаясь в «Королевича» или «Белоснежку». Кроме ожидания необычайного, чудесного, волшебного детскому возрасту присуща еще одна особенность — желание подражать именно положительным героям сказки: добрым феям, храбрым принцам и т. д.
Сказка для ребенка имеет большое воспитательное и познавательное значение. Это любимый жанр многих детей. И не случайно в программу начальной школы включены различные сказки. Их воспитательное значение огромно. Они учат скромности, бескорыстию, вежливости, высмеивают пороки, что обусловило их сатирическую направленность.
Одна из главных задач взрослых – познакомить ребенка с содержанием сказки. В лучшем случае побеседовать о том, что лежит на поверхности текста, обыграть, драматизировать. Это так называемое традиционное направление работы со сказкой.
Л. Б. Фесюкова предлагает подойти к использованию сказочного материала нетрадиционно.
Нетрадиционно – это значит научить детей оригинально, непривычно, по – своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т. д.
Цель проводимой работы — научить ребенка осознанно и адекватно действовать в различных жизненных ситуациях, т.е. научить культуре поведения на примере различных сказок.
Задачи:
• помочь детям оригинально, непривычно воспринимать содержание сказки;
• преобразовывать ход повествования;
• придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один.
Работа с народными и авторскими сказками может проводиться с использованием разнообразных стратегий и организационных форм. Кроме занятий, это могут быть разнообразные игры и упражнения, рисование, лепка, конструирование, творческие задания.
Формы и методы работы со сказкой
Сказка — богатый терапевтический материал, который может быть использован в нескольких аспектах:
-
Использование сказки, как метафоры (текст и образы сказок вызывают свободные ассоциации, касающиеся личности, личной жизни ребенка);
-
Обсуждение поведения и мотивов действий персонажа (служит поводом к обсуждению ценностей поведения человека, «хорошо — плохо»);
-
Использование сказки как притчи — нравоучения;
-
Проигрывание эпизодов сказки (дает возможность ребенку почувствовать эмоционально значимые ситуации и проиграть эмоции);
-
Творческая работа по мотивам сказки (дописывание, переписывание, работа со сказкой).
Основные приемы работы со сказкой.
-
Анализ сказок.
Цель — осознание, интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, за конструкцией сюжета, за поведением героев. Например, для анализа выбирается известная сказка. После прослушивания детьми сказки им задается ряд вопросов:
-
Как вы думаете, о чем (про что, про кого) эта сказка?
-
Кто из героев вам больше всего понравился (не понравился)?
-
Как вы думаете, почему тот или иной герой совершал те или иные поступки?
-
Что такого делали другие герои, что поспособствовало сложившейся ситуации?
-
Как можно было поступить каждому из героев, что бы ситуация развивалась по-другому?
-
Подумайте, что было бы, если бы главный герой не совершил такого-то поступка и т.д.
Анализ сказок и сказочных ситуаций может быть построен в форме как индивидуальной работы, так и групповой дискуссии, где каждый высказывает свое мнение относительно того, что «зашифровано» в той или иной сказочной ситуации.
-
Рассказывание сказок.
Ребенку или группе детей предлагают рассказать сказку от первого или от третьего лица. Можно предложить ребенку рассказать сказку от имени других действующих лиц участвующих или не участвующих в сказке. Например, как сказку о Колобке рассказала бы Лиса, Баба-Яга или Василиса Премудрая. Давайте попробуем рассказать историю Колобка глазами Лисы, Бабы-Яги или Василисы Премудрой или пенька, на котором сидел Колобок.
-
Переписывание сказок.
Переписывание или дописывание авторских и народных сказок имеет смысл тогда, когда ребенку чем-то не нравится сюжет поворот событий, ситуаций, конец сказок и т.д. Это важный диагностический материал. Переписывая сказку, дописывая свой конец или вставляя необходимых ему персонажей, ребенок сам выбирает наиболее соответствующий его внутреннему состоянию поворот и находит тот вариант разрешения ситуаций, который позволяет ему освободиться от внутреннего напряжения — в этом заключается психокорекционный смысл переписывания сказки.
-
Постановка сказки.
Драматическая постановка обеспечивает проигрывание ситуаций. Работая с куклой, ребенок видит, что каждое его действие немедленно отражается на поведении куклы. Это помогает ему самостоятельно корректировать свои движения и делать поведение куклы максимально выразительным.
-
Сочинение сказок.
Ребенок может сочинить сказку, самостоятельно выбирая тему или по заданной первой фразе. В первой фразе взрослой может указать главных героев и место действия. В своей собственной сказке ребенок отражает свою проблемную ситуацию и способ её решения. Она дает возможность отреагировать значимые эмоции, выявить внутренние конфликты и затруднения.
Начало сказок может быть разным: «Один раз пришел медведь к зайцу и говорит….»; В некотором царстве, некотором государстве, на опушке волшебного леса стоял маленький домик «Жил в нем…»; «Жил-был царь, и было у него три сына и одна дочь…».
Сочиняя сказку, ребенок осмысливает свой жизненный опыт, делится им, на бессознательно — символическом уровне строит планы на будущее.
Разнообразные формы работы со сказками совмещаются, комбинируются. Рассказывание и анализ сказок комбинируется с процессами создания кукол, сочинение собственных историй — с рисованием.
В сказочной стране возможно все. Поэтому главный ресурс, который забирает с собой человек из волшебного путешествия — это осознание собственных поступков и ресурсов, которыми необходимо научиться пользоваться.
Модель работы со сказкой:
1) выяснение конкретного содержания сказки:
-
выделение персонажей сказки, разграничение их ролей;
-
определение места действия (обычный мир или иной), последовательности событий;
-
определение характерных черт на основании поведения и поступка героя (персонажа);
-
выяснение причин поведения;
-
обсуждение взаимоотношений героев;
2) словесное описание по воображению персонажей сказки, эпизодов;
3) сравнение персонажей;
4) выявление посыла сказки, морального, этического урока;
5) определение личного отношения к персонажам сказки, событиям, высказывание оценочных суждений;
6) наблюдения над жанровыми особенностями сказки (композицией, сказочными выражениями, яркими изобразительными средствами);
7) творческая работа по мотивам сказки.
Рекомендации по проведению игр, игровых и творческих заданий
Искренняя заинтересованность взрослого в росте творческого потенциала детей, улыбка и похвала. Привлекайте к оценке самого ребенка:
-
Что тебе сегодня удалось? Что не совсем получилось?
-
Необходимость чередовать разные типы заданий, не играть в одну игру много раз подряд.
-
Взрослый — рядом, но не надо выполнять задание за ребенка.
-
Начинать с заведомо легких заданий, учитывать темперамент каждого ребенка, продумать варианты одного и того же упражнения.
-
Не предлагать сразу много игр, заданий. На одном занятии брать несколько игр, различных по своему характеру.
-
Учитывая образный характер мышления младшего школьника, проводить оживление разных игровых ситуаций.
-
Создать свободную, непринужденную обстановку, сосредоточить внимание на самой игре, а не на дисциплине.
-
Закреплять умения, приобретенные в играх (давать на дом варианты игр).
Общие рекомендации по работе со сказкой
-
Обычно перед чтением сказки проводится небольшая подготовительная беседа (можно спросить, какие сказки бывают, какие читали; организовать выставку сказок).
-
Перед чтением сказок о животных желательно напомнить о повадках животных, показать иллюстрацию этих животных.
-
Если читается сказка о природе, близкой детям, то используется материал экскурсии, записи в календарях природы, то есть наблюдения и опыт.
-
Обычно чтение сказки о животных не требует никакой подготовки, но иногда следует напомнить в беседе о нравах и повадках животных
-
Сказку читает учитель, но желательно ее рассказывать.
-
Специфика фольклорной сказки в том, что она создавалась для рассказывания. Поэтому прозаические сказки пересказываются как можно ближе к тексту. Рассказывание должно быть выразительным. Хорошим приемом подготовки к нему является чтение сказки в лицах. Инсценировка сказок во внеклассное время помогает выражать сказочный характер, развивает речь и творческие способности у детей.
-
Большое значение при чтении сказок имеет интонация. Неверная интонация «разрушает иллюзию сказочного мира». Сказка становится тусклой, неинтересной, бесцветной, а ее темперамент, отражение в ней личности, неповторимые оттенки смысла исчезают.
-
Речь сказки проста, пересказ должен быть близким к тексту (со смехом, игрой или грустью).
-
Работу над сказкой вести как над реалистическим рассказом, не растолковывая, что «так в жизни не бывает», что это вымысел.
-
Сказку можно использовать для составления характеристик и оценок, так как персонажи сказок обычно являются выразителями одной – двух характерных черт, ярко раскрывающихся в их поступках.
-
Работая со сказкой (чтение детей, чтение вслух взрослыми, различные формы пересказа и переложение сказок на другие виды) необходимо указывать на ее особенности, вместе с детьми добираться до ее смысла, широко использовать сказку, как источник эстетического воспитания детей и их наслаждения искусством.
-
Сопоставление вариантов сказок, различных «редакций» одного сюжета у разных народов, привлечение игрушки для глубокого осмысления сказки, установление связи народной сказки с литературой.
-
Прием устного (словесного) рисования поможет ребятам подметить характерную деталь, схватить главную мысль.
-
Не переводить мораль сказки в область человеческих характеров и взаимоотношений. Дидактизм сказки настолько силен, ярок, что дети сами делают выводы: «Поделом лягушке – не надо хвастаться» (сказка «Лягушка — путешественница»). Если дети придут к подобным заключениям то можно считать, что чтение сказки достигло цели.
-
Главное в работе со сказкой – извлечение морального, этического урока. Для этого необходимо обсудить события, происходящие в сказке с разных сторон. Например, колобок ушел от бабушки и дедушки. Да, колобок поступил не очень правильно, но что такого сделали бабушка и дедушка, что колобок ушел? Как можно было поступить, что бы у колобка не возникло желания уйти и т.д.
-
При анализе сказки не следует акцентировать внимание на том, что что-то в ней вымысел, иначе пропадает очарование сказки.
-
После отработки содержания сказки, его полного анализа, сказку следует прочитать по ролям. Выразительное чтение, чтение по ролям всегда доставляет ребятам удовольствие, облегчает усвоение типичных особенностей сказки: разговорный язык, повторы, особая ритмика.
-
В связи с чтением сказки возможно изготовление кукол, декораций для кукольного театра, фигурок зверей и людей для теневого театра.
-
Под руководством взрослым составление детьми киносценариев по сюжету сказки. Данная работа – надежный путь к осмыслению сказки.
Упражнения для работы над формированием культуры поведения и нравственных ценностей
Приведенные ниже этюды могут послужить основой для создания множества вариантов на заданную тему. Можно вспомнить сказки, в которых герои обладают теми или иными качествами личности, или обсудить и проиграть ситуацию, произошедшую в группе. При изображении отрицательного качества необходимо проиграть ту же ситуацию, но чтобы в ней была показана модель желательного поведения, а возможно, и несколько его вариантов, предложенных разными детьми. Старайтесь, чтобы дети, имеющие склонность проявить жадность, эгоизм и т.д., проигрывали положительные варианты. После проигрывания этюда полезно обсудить его с детьми, задавая следующие вопросы:
-
Что ты чувствовал, когда тебе не помогли (не поделились, соврали и т.д.)? А потом, когда помогли?
-
Что ты чувствовал, когда жадничал (обманывал и т.д.)? А когда поделился?
-
Приятно ли было совершить добрый поступок? Трудно ли это? Почему?
-
Как, по-твоему, в этом случае поступила бы Баба-Яга (Карлсон, Бармалей, Буратино и т.д.)? А как поступил бы ты? Покажи.
Этюд «Потерянная варежка»
Зима. Дети играли во дворе: кидались снежками, лепили снеговика, строили горку. Одна девочка потеряла варежку. У нее замерзли руки, пальцы не слушаются. Она дышит на ручки, пытается согреть, но без варежек это плохо получается.*
Один мальчик, увидел это, сказал: «Эх, ты Маша-растеряша! Разве можно зимой без варежек? Вот у меня пара пуховых варежек, и мне совсем не холодно!» И побежал дальше играть в снежки. А другой, мальчик ничего не сказал, он молча подошел и надел на ее руку свою рукавицу. Девочка с благодарностью посмотрела на него.
Этюд «Жадный поросенок»
Котенок встречает скулящего щенка. Щенок голоден, он потерял родителей. Котенок решает ему помочь. В этот момент мимо проходит толстый поросенок и жует пышную булку. Котенок и щенок просят поросенка дать им кусочек булки, на что тот отвечает, что ему самому мало, и поскорее убегает к маме.
Этюд «Забытый зонтик»
В такси (составить стулья) сел пассажир с зонтиком. Он сказал шоферу, куда ему надо ехать, и они быстро прибыли на место. Пассажир расплатился, вышел из машины и скрылся в подъезде дома. Только теперь шофер заметил оставленный пассажиром зонтик. Шофер взял зонтик и пошел к подъезду, в который зашел пассажир. Водитель не знал, в какой квартире живет рассеянный пассажир, поэтому звонил во все квартиры подряд. Наконец одну из дверей ему открыл сам хозяин зонтика. Водитель протянул ему потерю, пассажир поблагодарил его.
Этюд «Помощник»
Не мешайте мне трудиться! Я водицы притащу. И колодезной водицей всех, конечно, угощу. Пейте, пейте, не жалейте! А хотите – в лейку лейте. И полью я огород, он ведь тоже воду пьет!
(Е. Благинина)
Этюд «Две девочки»
Как у нашей Ирки на чулках по дырке!
Почему, почему на чулках по дырке?
Потому что неохота штопать нашей Ирке.
Как у нашей Натки штопка на пятке!
Почему, почему штопка на пятке?
Потому что неохота быть неряхой Натке.
(Е. Благина)
Этюд «Айога»
Жила девочка Айога, лицом красивая, а вот характер…. Сказал кто-то, что красивее ее нет на свете. Задрала нос Айога, зазналась. Ходит важная, напыщенная, ничего не делает, только собой любуется. Мать просит ее: «Принеси воды, доченька». А она в ответ: «Вот еще! Работать буду – красота моя испортится!» Испечет мать пироги, Айога себе самый большой кусок берет: «Мне надо хорошо кушать, чтобы щечки были розовыми!» И так все время, чуть что – кричит: «Айога самая красивая, Айога!» Не заметила, как превратилась она в гуся. Все слова человеческие забыла, кроме своего имени. Как увидит людей, до сих пор кричит: «Айога-га-га-га!»
Этюд «Дом с колокольчиком»
Стоит небольшой старинный дом над зеленым бугром.
У входа висит колокольчик, украшенный серебром.
И если ты ласково, тихо в него позвонишь,
То поверь, что в доме проснется старушка,
Седая-седая старушка, и сразу откроет дверь.
Старушка приветливо скажет:
«Входи, не стесняйся дружок».
На стол самовар поставит, в печи испечет пирожок.
И будет с тобою вместе чаек распивать дотемна.
И старую добрую сказку расскажет тебе она.
Но если, но если, но если ты в этот уютный дом
Начнешь кулаком стучаться, поднимешь трезвон и гром,
То выйдет к тебе не старушка, а выйдет Баба-Яга,
И не слыхать тебе сказки, и не видать пирога.
(Я. Кузьмина)
*Звездочкой в тексте указано то место, где можно остановиться и проиграть с детьми различные варианты: «Как бы в этом случае поступили разные герои сказок (или сами дети)?» В этом случае получится этюд с неопределенным концом. Важно то, что дети сами находят выход из той или иной ситуации, а не действуют по готовому рецепту. А также понимают, что в каждой ситуации может быть не одна, а несколько приемлемых моделей поведения.
Варианты сюжетов для этюдов с неопределенным концом: «Как бы ты поступил?»:
-
Дети помогают убирать территории школы, подшефного садика: собирают мусор, метут дорожки и т.д. Один мальчик просто сидит на скамейке.
-
Дети собирают урожай. Одна девочка набрала так много фруктов, что не может удержать их в руках.
-
У тебя есть новая игрушка. Твой друг тоже хочет поиграть с этой игрушкой, рассмотреть ее – она его заинтересовала.
-
К тебе на день рождения пришли гости. Пока ты ходил на кухню за фруктами, сломалась твоя новая машинка.
Понятно, что здесь нет какого-то одного вида «правильного» поведения. Например, в первом сюжете мальчик может лениться, а может быть у него что-то болит. Значит, прежде чем сделать ему замечание, надо узнать причину такого поведения.
Необходимо ориентировать детей на проигрывание разных вариантов.
Игры
«Скажи наоборот»
Дети делятся на две команды. Каждая команда по очереди называет какое-либо качество личности, а другая должна назвать противоположное качество.
«Подбери синоним»
Учитель называет какую-либо черту характера (или показывает картинку), а дети вспоминают те слова, которые обозначают ее. Можно разделить детей на две команды. Представители каждой команды по очереди называют синонимы. Выигрывает та команда, которая последней назвала слово.
«Сказка на новый лад»
После чтения сказки и обсуждения ее героев детям предлагается вспомнить, какие качества являются противоположными. После этого учитель предлагает детям сочинить сказку, в которой разные герои обладают противоположными качествами личности. Например, поросята НифНиф и НуфНуф будут смелыми и трудолюбивыми, Наф-Наф – трусливым и ленивым, а Волк – добрым и честным.
«Угадай, кто это?»
Ведущий (в роли ведущего по очереди выступают дети) загадывает какого-либо известного сказочного героя (или героя мультфильма) и описывает его. Задача остальных участников – узнать этого героя.
По ходу этой игры можно задавать такие вопросы:
-
Почему ты выбрал именного этого героя?
-
В каких эпизодах сказки он проявил эти черты характера?
Задание можно упростить. В этом случае ведущий называет качество личности, а участники должны вспомнить героев сказок (мультфильмов), обладающих этим качеством.
«Сравни героев сказок»
Какие черты характера у сказочных героев:
Буратино, Бабы-Яги, Колобка, Кота в сапогах, Карабаса-Барабаса, Серого Волка и т.д.? Для сравнения в один прием берется три-четыре персонажа. Детям задают вопросы:
Какими качествами обладают названные герои?
-
По каким поступкам можно это определить?
-
Чем они отличаются друг от друга?
-
Как вел бы себя Буратино на месте Колобка (Баба-Яга на месте Серого Волка и т.д.)?
«Напиши письмо»
Детям предлагается написать письмо одному из героев прочитанной сказки. В нем он должен выразить свое отношение к нему, описать свои чувства, переживания. На первых порах это задание может вызвать затруднение у детей. Помогите им, задавая следующие вопросы:
-
Понравился ли тебе этот герой сказки? Почему?
-
Что ты чувствовал, когда с ним что-то происходило (например, когда Лиса выгнала Зайчика из его избушки)?
-
Хотел бы ты что-то изменить в этой сказке? Что именно? Почему?
-
Что бы ты сделал на месте этого героя?
-
Что бы ты хотел пожелать этому герою?
Исходя из возрастной группы детей возможен вариант устного письма к герою сказки. Также можно предложить детям послать телеграмму герою сказки или поговорить с ним по телефону.
Рекомендации по использованию приема драматизации сказок
Часто имеет смысл драматизировать сказку, поэтому можно предложить несколько правил драматизации, которые помогут учителю выполнить эти задания:
-
Правило индивидуальности. В драматизации нет строго очерченных ролей с заранее выученным текстом. Дети «встают» на место героя, переживают за него, действуют от его имени. Зайчик, сыгранный одним ребенком, будет беззаботный, подвижный, шумный, а другим – тихий, осторожный, сдержанный. Тот же самый ребенок, играя во второй раз того же Зайчика, может быть совсем другим, не похожим на описанных двух.
-
Правило всеобщего участия. В драматизации участвуют все дети. Не беда, если не хватает ролей для изображения людей и зверей. Деревья, кусты, ветер, избушка тоже могут стать активными «участниками» спектакля. Они могут помогать героям сказки, могут мешать, а могут передавать и усиливать настроение главных героев – возможности здесь не ограничены.
-
Правило свободного выбора. Каждая сказка проигрывается неоднократно. Она повторяется (но это будет каждый раз другая сказка) до тех пор, пока каждый ребенок не проиграет все роли, которые он хочет проиграть.
-
Правило помогающих вопросов. Для облегчения проигрывания той или иной роли необходимо ее с ребенком обсудить, «проговорить». В этом могут помочь следующие вопросы:
-Что ты хочешь делать?
-Что тебе мешает? Что поможет сделать это?
-Что чувствует твой персонаж? Какой он?
-Что он хочет сказать? О чем мечтает?
-
Правило обратной связи. После проигрывания сказки проходит ее обсуждение. Учитель задает детям вопросы:
-Какие чувства ты испытывал во время спектакля?
-Чье поведение, чьи поступки тебе понравились? Почему?
-Кто тебе больше всего помог в игре?
-Кого ты хочешь теперь сыграть? Почему?
-
Атрибутика (элементы костюмов, масок, декораций) помогает детям погрузиться в сказочный мир, лучше «почувствовать» своих героев, передать их характер. Атрибутика не должна быть сложной: детали костюмов дети делают, по возможности, сами.
Например, готовясь к драматизации сказки «Три поросенка», дети рисуют маски для своих героев. При этом каждый персонаж (поросята, волк) имеет несколько масок, ведь на протяжении сказки эмоции героев неоднократно меняются. При создании маски важным является не портретное сходство с персонажем, а передача настроения героя и нашего отношения к нему. Это правило соблюдается и при создании элементов костюмов, и при создании декорации. Например, каким будет лес в тот момент, когда НифНиф убегает от волка? Может быть, колючим, холодным, бесцветным? А может быть, дети предложат свое видение этого эпизода?
Список используемой литературы
-
Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст]. – СПб. 1997, — 208с.
-
Зимина. И. народная сказка в системе воспитания дошкольника [Текст]. // Дошкольное воспитание, 2005. №8. – с. 26-31.
-
Нартова-Бачавер, С. К. Народная сказка как средство стихийной психотерапии [Текст]. — М., 1996.- 459 с.
-
Пропп, В. Я. Русская сказка [Текст].- М. 2000. – 423 с.
-
Родари, Дж. Грамматика фантазии [Текст]. — Калуга, 1992. – 231с.
-
. Соколов, Д. Ю. Сказки и сказкотерапия [Текст]. — М., 2000. — 138с.
-
Фесюкова, Л. Б, Гончарова, Л. Игры и упражнения [Текст]. – Бишкек: Мактен, 1991. – 376с.
-
Фесюкова, Л. Воспитание сказкой. [Текст]. — М. 2000. — 462с.
МКОУ «Борисоглебская средняя школа»
ГДО «Мишутка»
Методика работы со сказками с детьми дошкольного возраста
Подготовил: воспитатель Поплавская Е.В.
с. Борисоглебка, 2021
Оглавление
Введение 3
1. Анализ научно-методической литературы в отношении роли сказки в системе воспитания и образования 4
1.1 Понятие сказки 4
1.2. Классификация сказок 5
1.3. Психолого-педагогическое значение сказки 6
1.4. Функциональные особенности сказки 7
2. Методика работы со сказкой в детском саду 10
2.1. Направления и формы организации в работе 10
2.2. Методы и приемы в работе со сказками 11
2.3. Роль педагога в совместной взросло-детской деятельности при работе со сказкой 12
2.4. Использование сказки в работе с родителями 14
Заключение 16
Литература 17
Приложение А 19
Приложение Б 22
Приложение В 27
Введение
Сказка — это один из первых видов художественного творчества, с которым знакомится ребенок. Наверное, нет ни одного малыша, который был бы равнодушен к сказке. Любая сказка, даже самая простая, несет в себе определенный опыт поколений, мудрость предков, глубокий смысл.
Сказка не только помогает ребенку взглянуть на сложные взаимоотношения, поведение, поступки сказочных героев со стороны, но и сделать на основании этого правильные оценки и выводы и, что самое главное, реализовать их в повседневной жизни. В настоящее время сказка стала все чаще использоваться в качестве терапевтического средства, которое призвано решать ряд разносторонних задач: обогащение внутреннего мира ребенка, определение модели поведения и нахождение выхода из проблемной ситуации.
Цель в образовательной работе с детьми-дошкольниками, обеспечивающий детское развитие в целом и творческих способностей в частности.
Параллельно необходимо решить следующие задачи:
- анализ научно-методической литературы в отношении роли сказки в системе воспитания и образования;
- создание рекомендаций по использованию методов и приемов творческого развития дошкольников при работе со сказкой;
- апробирование методов и приемов, а так же форм организации, использованных в целях развития творчества дошкольника;
В своей работе опираюсь на исследования и разработки Л. Стрелковой, Л. Фесюковой, В. Проппа, Д. Родари, авторского коллектива под руководством профессора Ю. Лебедева (г. Нижний Новгород), а также на свой собственный опыт. Используют элементы сказкотерапии (Д. Соколов, И. Вачков), кинезотерапии, арт-терапии.
-
Анализ научно-методической литературы в отношении роли сказки в системе воспитания и образования
1.1 Понятие сказки
Понятие сказка имеет множество трактовок, в силу того, что сказка является объектом изучения множества научных дисциплин. И решает множество воспитательных, педагогических, психологических и иных задач. В связи с этим приведем несколько определений для понятия «сказка», по версии разных источников:
— вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть, сказание (В. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1994. Т.4.С.170);
— повествовательное, обычное народно-поэтическое, произведение и вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил (С. Ожегов. Словарь русского языка. М., 1986. С.625);
— один из основных жанров устного народно-поэтического творчества, эпическое, преимущественно прозаическое художественное произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел (Литературный энциклопедический словарь. М., 1988. С.383);
— краткая поучительная, чаще оптимистичная история, включающая правду и вымысел» (С.К. Нартова-Бочавер. 1996);
— произведение, в котором главной чертой является «установка на раскрытие жизненной правды с помощью возвышающего или снижающего реальность условно-поэтического вымысла» (В.И. Аникин. 1973);
— абстрагированная форма местного предания, представленная в более сжатой и кристаллизованной форме: Изначальной формой фольклорных сказок являются местные предания, парапсихологические истории и рассказы о чудесах, которые возникают в виде обычных галлюцинаций вследствие вторжения архетипических содержаний из коллективного бессознательного (М.А. фон Франц. 1998. С. 28-29).
Как видно из приведенных выше определений, практически все определения подразумевают собой определение сказки как вида устного повествования с фантастическим вымыслом. При этом, согласно определению принадлежащему М.-Л. Фон Францу сказка выходит за пределы простого фантастического рассказа за счет установления связей с мифами и легендами.
Отсюда можно сделать следующий вывод, что сказка — не только поэтический вымысел или игра фантазии. Это произведение, которое через содержание, язык, сюжеты и образы отражает культурные, нравственный и моральные ценности ее создателя.
1.2. Классификация сказок
В настоящее время в педагогической науке используется несколько разных типов классификации сказок, в зависимости от задач ставящихся педагогом.
Одна из основных классификаций принадлежит Т.Д. Зинкевич – Евстигнеевой (рис. 1.1), которая предполагала использование сказок в сказкотерапии, которая является синтезом психологии, педагогики и ряда иных наук.
Рис. 1.1. Классификация сказок по Т.Д. Зинкевич – Евстигнеевой
В фольклористике наиболее часто используют классификацию сказок, созданную В.Я. Проппом (рис. 1.2).
Рис. 1.2. Классификация сказок по В.Я. Проппу
В данной работе используется авторское разделение сказок, в котором выделяются фольклорные сказки, авторские сказки.
Несмотря на то, что сказка в настоящее время становится преимущественно авторской, приобретает новые формы и пытается отвечать требованиям времени, она не утрачивает связи с фольклором. Происходит это потому, что писатель, сочиняющий сказку, продолжает оставаться представителем того языка и той культуры, к которой он принадлежит.
1.3. Психолого-педагогическое значение сказки
Традиционное образование противопоставляет сказку императивному знанию, как легковесное — тяжеловесному, как естественное- противоестественному, как доступное и нужное здесь и сейчас — труднодоступному и непонятно зачем нужному.
Сказка — это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром ребенка, мощный инструмент развития.
Сказка в определенной степени удовлетворяет три естественные психологические потребности ребенка (рис. 1.3).
Рис. 1.3. Удовлетворение сказкой естественных психологических потребностей ребенка, по Яничеву (1999):
Таким образом, сказка для ребенка — это не просто сказка, не только литературное произведение, не просто игра, это — жизнь, это — приемлемое и созвучное возможностям ребенка средство материализации волнующих его отношений и обстоятельств, конституция нравов и свод законов бытия, правил общежития и норм деликатности, категорий добра и зла, многополярности и относительности социальных оценок.
1.4. Функциональные особенности сказки
Сказки априори ориентированы на социально-педагогический эффект: обучают, побуждают к деятельности и в некоторых случаях могут иметь ярко выраженный лечебный эффект. Обуславливая тот факт, что потенциал сказки как правило гораздо богаче ее идейно-художественной значимости.
С социально-педагогической точки зрения важны следующие функции сказки: социализирующая, креативная, голографическая, валеолого-терапевтическая, культурно-этническая, вербально-образная.
В данной работе используются в практике обыденно-бытового, педагогического, художественного и других видов использования сказки используются следующие функции сказки:
- Социализирующая функция — приобщение следующих поколений к общечеловеческому и этническому опыту, аккумулированному в интернациональном мире сказок;
- Креативная функция — способность выявлять, формировать, развивать и реализовать творческий потенциал личности, его образное и абстрактное мышление;
- Голографическая функция достаточно объемная, и проявляется в трех основных формах (рис. 1.4.).
Рис. 1.4. Составные части голографической функции сказок
- Развивающе-терапевтическая функция — воспитание здорового образа жизни, охрана человека от вредных привычек:
- Культурно-этническая функция — приобщение к историческому опыту разных народов, этнической культуре (быт, язык, традиции, символика);
- Лексико-образная функция — формирование языковой культуры личности, владение многозначностью и художественно-образным богатством речи.
Таким образом, функциональные особенности сказок охватывают широкую сферу человеческой жизни, в том числе вопросов касающихся повседневности, тем самым приобщая ребенка в понятной форме к общечеловеческим ценностям.
-
Методика работы со сказкой в детском саду
2.1. Направления и формы организации в работе
Рассмотренные в предыдущей главе функциональные особенности сказки определяют ведущие направления в работе с ней, которые согласно ФГОС ДО образуют неразрывный цикл развития ребенка (рис. 2.1.).
Рис. 2.1. Направления в работе со сказкой по областям развития
Исходя из направления работ, предлагается использовать следующие формы организации работы, в которых задействованы сказки:
- игровые занятия;
- комплексные занятия;
- самостоятельная игровая деятельность детей;
- самостоятельная продуктивная деятельность детей;
- экскурсии;
- встречи с интересными людьми;
- праздники.
Таким образом, во время занятий могут быть задействованы различные формы организации работы, направленные на все области развития ребенка.
2.2. Методы и приемы в работе со сказками
В работе используются сказки народные (русские народные сказки, украинские народные сказки и др.) и сказки литературные (русских и зарубежных авторов): А.С. Пушкина, П. Ершова, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, Г.-Х. Андерсена, Ш. Перро, Д. Родари и др.).
Важным условием выбора той или иной авторской сказки является ее соответствие законам построения сказки, отсутствие в ней личностных бессознательных проекций автора, возможность проигрывания самых причудливых сюжетных вариантов, открытость материала и доступность речевых конструкций, актуальность житейских коллизий, классическая эмоциональная схема завязки — кульминации — катарсиса.
Прежде чем рассказывать детям сказку, воспитатель должен твердо знать ее содержание, а его рассказ должен быть живым и эмоциональным, поэтому необходимо всегда повторять текст сказки используя интонационную выразительность речи, мимику и жесты. Воспитатель должен тщательно готовить иллюстрации к сказке. Они должны быть эстетичны, с естественной окраской и понятны детям.
Чтобы детям было комфортно и удобно слушать сказку, непосредственно на занятии, можно посадить их на стульчики полукругом и самим садиться напротив, или предложить детям разместиться на ковре (дети могут сесть, лечь, стать на коленки), а воспитатель присаживается так, чтобы его лицо и иллюстрации к сказке были видны всем детям.
В работе со сказками нами используются и показали высокую эффективность следующие методы и приемы (табл. 1.1.). Примеры игр приведены в Приложениях А, Б и В.
Таблица 1.1.
Методы и приемы работы со сказками
Методы |
Приемы |
Словесные |
Чтение сказок Пересказ Беседа Выразительное чтение Прослушивание аудиозаписей Просмотр мультфильмов |
Практические |
Речевые игры и упражнения Игры-драматизации Театрализованные игры Инсценировка Рисунок (поделка) после прочтения |
Наглядные |
Рассматривание иллюстраций, репродукций картин, игрушек, тематических альбомов Работа с мнемотехникой Оформление выставок |
Использование данных методов и приемов способствует развитию познавательной активности, формированию креативности как качества личности у дошкольников и учит действиям, с помощью которых осуществляется творчество.
2.3. Роль педагога в совместной взросло-детской деятельности при работе со сказкой
Работа со сказками проходит в форме игры, но при этом сохраняются элементы познавательного и учебного общения.
Роль педагога состоит в том, чтобы грамотно совместит традиционные методы и приемы работы со сказкой (чтение, рассказывание, пересказ, просмотр спектаклей, мультфильмов и кинофильмов по сказкам) и нетрадиционные -технология ТРИЗ (рис. 2.2).
Так сложилось, что житейский опыт передавался чаще всего через образные истории. При этом преподнести историю можно по разному, или просто рассказать историю, которая недавно произошла, или подвести под сюжет определенный вывод, или задать вопрос, который бы подтолкнул слушателя к размышлениям о жизни. Именно такие истории являются особенно ценными, терапевтическими. В обычаях, сказках, мифах, легендах описаны основы безопасной и созидательной жизни. Главное – заронить в душу ребенка зерно осмысления. А для этого необходимо оставить его с вопросом внутри.
Рис. 2.2. Компоненты технологии ТРИЗ
Современному ребенку мало прочитать сказку, раскрасить изображения ее героев, поговорить о сюжете, необходимо осмысливать сказки, вместе искать и находить скрытые значения и жизненные уроки, которые помогут ему в реальной жизни стать активным созидателем.
В сказке можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения. Слушая сказки, ребенок накапливает в бессознательном некий символический «банк жизненных ситуаций», который в случае необходимости может быть активизирован. Таким образом воспитатель готовит ребенка к жизни, формируя человеческие ценности.В работе со сказками педагогом используются следующие принципы (табл. 2.2.).
Все вышеперечисленное, при комплексном использовании, инициирует у детей умение нестандартно, оригинально воспринимать содержание сказок, отражать его во всех видах деятельности, а также создавать предпосылки для сочинения ребенком собственной сказки.
Таблица 2.2
Принципы работы педагога со сказками
Принцип |
Основной акцент |
Комментарий |
Осознанность |
Осознание причинно-следственных связей в развитии сюжета; понимание роли каждого персонажа в развивающихся событиях. |
Задача: показать воспитанникам, что одно событие плавно вытекает из другого, даже не смотря на то, что на первый взгляд незаметно. Важно понять место, закономерность появления и назначения каждого персонажа сказки. |
Множественность |
Понимание того, что одно и тоже событие, ситуация могут иметь несколько значений и смыслов. |
Задача: показать одну и ту же сказочную ситуацию с нескольких сторон. |
Связь с реальностью |
Осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок. |
Задача: кропотливо и терпеливо прорабатывать сказочные ситуации с позиции того, как сказочный урок будет нами использован в реальной жизни, в каких конкретно ситуациях. |
При этом, в обязательном порядке учитываются индивидуальные психофизиологические особенности детей в группе, и соблюдается принцип «От простого — к сложному». Для чего необходимо создать и поддерживать в группе комфортную для ребенка предметно-пространственную среду.
Результатом работы должен быть не готовый ответ, а возможность ребенку найти этот ответ самостоятельно. Для этого педагог должен хотеть и уметь выслушать ребенка.
2.4. Использование сказки в работе с родителями
Для успешной работы со сказками важно не только применить указанные выше методы и приемы в воспитательно-образовательном процессе в дошкольном учреждении, но и привлекать к этой работе родителей. Проблема в том, что многие родители сами не испытывая потребности в чтении, не понимают что не читая своему ребёнку, упускают важные в его жизни моменты. Совместное чтение дает ребёнку ощущение тепла и спокойствия, оставляем в его душе незабываемые впечатления о детстве, воспитываем любовь к книге и тем самым помогаем им стать читателями. Задача воспитателя донести этот момент до родителей.
Успех в этом случае определяется совместной работой педагога и родителей, которые должны понимать важность сказки в развитии внутренней жизни ребенка, его творческих способностей, эмоциональной и чувственной сферы. Отдельно подчеркнем, что игра и сказка не должны представляться как временные явления в развитии ребенка.
Для достижения цели используются виды работы, с родителями приведенные на рисунке 2.3.
Рис. 2.3. Виды работы с родителями
Таким образом, можем с уверенностью говорить о том, что работа со сказками в воспитательных целях, реализуется путем совместной работы педагога и семьи, причем со стороны дошкольного учреждения эта работа направлена не только на воспитанников, но и на родителей.
Заключение
Резюмируя все вышеизложенное, можем сделать вывод, что по результатам длительных наблюдений использование сказки дает весьма высокие результаты в плане детского развития (познавательного, эмоционального, личностного, творческого). Данные достижения замечаются не только по результатам практической деятельности, но и поведению воспитанников в детском коллективе, а также отмечены родителями и педагогами начальной школы, в которую поступают наши выпускники.
В заключении хотелось бы сказать: читайте и анализируйте с детьми сказки, применяйте методы и приёмы в работе со сказкой, тем самым Вы поможете ребёнку осознать, что добро побеждает зло, научите преодолевать трудности, воспитаете любовь к книге и чтению. С помощью сказки Вы повысите уровень речевого развития и творческих способностей ребёнка, что очень важно при подготовке к школе. И самое главное вы оставите у ребёнка неизгладимые впечатления от общения с вами.
Литература
- Акишина А. А. Жесты и мимика в русской речи. Лингвострановедческий словарь. — М., 1991
- Аллан Дж. Ландшафт детской души. СПб: Минск, 1997
- Богат В., Нюкалов В. Развивать творческое мышление (ТРИЗ в детском саду)/ Дошкольное воспитание.- 1994.-N1.-С. 17-19
- Богат В. Сказочные задачи на занятиях по ТРИЗ║ Дошкольное воспитание.-1995- N10.-С. 30-32.
- Большева Т.В. «Учимся по сказке. Пособие для воспитателей детского сада». / С – Пб., « Детство – пресс», 2001.
- Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте.-СПб, 1997
- Выготский Л. С. Психология искусства.- Мн.: современное слово, 1998.
- Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка.- М. 1994. Т.4.
- Дьяченко О.М. «Методика развития творческого воображения под ред. Ткаченко, Т.А. Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша. Пособие для воспитателей детского сада» — М.: Эксмо, 2006.
- Зинкевич- Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии.- СПб, 2000.
- Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по креативной терапии.- СПб.: Речь, ТЦ Сфера, 2001.
- Кудрявцев В. Воображение ребенка: природа и развитие: Ст 1/В.Т. Кудрявцев║ Психологический журнал.-2001.-Т. 22.-N5.-С.57-68.
- Кудрявцев В., Синельников В. Ребенок — дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей║ Дошкольное воспитание.- 1995.- N9.- С. 52-59.
- Литература и фантазия / Сост. Л. Стрельцова.- М. 1992
- Литературный энциклопедический словарь / Под общей ред. В. М. Кожевникова, П. А. Николаева.- М., 1988.
- Нартова- Бачавер С. К. Народная сказка как средство стихийной психотерапии / Хрестоматия. Сказки народов мира. — М., 1996.-С. 3-14
- Ожегов С. И. Словарь русского языка. — М. , 1986.
- Пропп В. Я. Мифология сказки. Исторические корни волшебной сказки. (Собрание трудов В. Я. Проппа).- М., 2000.
- Пропп В. Я. Русская сказка. ( Собрание трудов В. Я. Проппа).- М., 2000.
- Прохорова П. Л. Развиваем творческую активность дошкольников. — Владимир, 1995.
- Родари Дж. Грамматика фантазии.- Калуга, 1992.
- Руководство по кинезотерапии / под ред. Л. Бонева, П. Сланчева и Ст. Банкова. — София, 1978.
- Словарь русского языка в 4 томах. — Т. 4.- М., 1988.
- Соколов Д. Ю. Сказки и сказкотерапия.- М., 2000.
- Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой. — Харьков, 1996.
- Франц фон М.-Л. Психология сказки. Толкование волшебных сказок.- СПб, 1998.
- Яковлева Е. и др. Программа развития творческого потенциала в старшем дошкольном возрастей / школьный психолог.- 2001.- NN42,43,44,45,47,48; 2002-NN 1,3.
- Яничев П.И. Психологические функции волшебной сказки ║журнал практического психолога.-1999, N10-11. С.27-37.
Приложение А
Нетрадиционная методика работы со сказками в детском саду
1.Составление словаря по сказке.
Воспитатель знакомит детей с новыми словами из сказки, а затем вместе с детьми наклеивают картинки с их изображением, например: амбар, сусек (сказка «Колобок») и т.д.
В последующей работе со сказкой, дети, рассматривая картинки, пытаются уже сами объяснить их значение.
2.Изготовление книги по сказке.
Цель. Обогащение речи детей эмоционально-окрашенной лексикой, эстетическими терминами через знание содержания сказки. Развитие творческого воображения, цветовосприятия, мелкой моторики рук. Воспитание у детей интерес к созданию книги.
3. Назови героя.
Цель. Учить детей объединять героев по заданному признаку, развитие памяти, внимания, интереса к сказкам.
Описание. Воспитатель называет какой-либо образ, а дети должны найти конкретных героев из других сказок, например — Назовите мне героев-мальчиков (Кай из «Снежной Королевы», Пьеро из «Золотого ключика»).
4. Действия героя.
Цель. Учить детей перечислять все возможные действия какого-либо сказочного героя. Учить детей проводить аналогии в действиях героев разных сказок.
Описание. Например, сказка «Колобок». Воспитатель предлагает детям назвать все действия колобка, говорить только глаголы: пел, ушёл, покатился и т.д. Далее воспитатель предлагает вспомнить героев, которые выполняли бы эти же действия в других сказках.
5.Поможем герою.
Цель. Развитие связной речи, мышления, интереса к сказке.
Описание. Воспитатель предлагает детям, поставить себя на место героя: Как бы вы поступили в такой ситуации?
6.Шаг за шагом.
Цель. Закрепление знания сказок, развитие речи, памяти, мышления.
Описание. Воспитатель говорит название сказки, а ребёнок, шагает по группе и на каждый шаг называет героя из этой сказки.
7.Помоги герою найти свою сказку.
Цель. Закрепление знания сказок, развитие речи, памяти, внимания.
Описание. На столах сюжеты из 2-3 сказок. Воспитатель раздаёт детям картинки с изображением сказочных героев и дети к каждому сюжету приносят своего сказочного героя.
8.Встреча с героем.
Цель. Развитие связной речи, творческих способностей, мышления.
Описание. Воспитатель предлагает детям представить, что они встретились с героем сказки. – Что вы спросите? Как вы думаете, что ответит герой?
9.Узнай сказку по песенке героев.
Цель. Развитие речи детей, закрепление знания песенок, воспитание интереса к русским народным сказкам.
Описание. Воспитатель предлагает детям узнать сказку по песенке героя, например: ∙ Отворитеся, отопритеся! («Волк и семеро козлят»).
10.Сказочные слова.
Цель. Учить детей перечислять разные варианты слов и словосочетаний по заданному признаку.
Описание. Воспитатель предлагает детям вспомнить и сказать все заклинания, которые они знаю в сказках (Сим-сим, открой дверь”, Сивка-бурка, вещая каурка… и т.д.) затем перечислить все слова, с которых начинается сказка (Однажды в некотором царстве, в стародавние времена…и т.д.).
11.Покажи мимикой и жестами.
Цель. Учить детей через мимику и жесты передавать черты характера героя, развивать воображение, наблюдательность.
Описание. Воспитатель предлагает детям продемонстрировать свое эмоциональное отношение к герою, ситуации с помощью мимики или жестов.
12.Шкатулка.
Цель. Развитие речи, памяти, мышления.
Описание. Воспитатель предлагает заполнить шкатулку, положив в неё качества характера, пожелания и т.д. Например: Соберите в шкатулку все, что необходимо герою с вашей точки зрения, все, что поможет ему в дальнейшем.
13. Что было бы, если бы …
Цель. Развитие творческих способностей детей, связной речи.
Описание. Воспитатель предлагает детям придумать и продолжить предложение, например: Что было бы, если бы колобок укатился от лисы?
14.Верно — неверно.
Цель. Закрепление знания сказки, развитие связной речи, умения внимательно слушать друг друга.
Описание. Воспитатель читает предложение, а дети должны согласиться или не согласиться. Например: Дедка за репку, внучка за дедку тянут, потянут, вытянуть не могут. Позвала внучка мышку. Снесла курочка яичко, не простое — золотое.
15. Хорошо-плохо.
Цель. Формировать умение находить положительные и отрицательные стороны в любом объекте, ситуации.
Описание. Например: Мышка прибежала вытянуть репку. Это хорошо. Почему? (Мышка помогла вытянуть репку.) Это плохо. Почему? (Кошка могла съесть мышку).
16. Использование мнемотаблицы в работе со сказкой.
16.1. при пересказе сказок, например сказка «Репка».
При пересказе с помощью мнемотаблицы дети видят всех действующих лиц, и свое внимание концентрируют на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений. Также можно предложить детям придумать и зарисовать свой конец сказки в мнемотаблице.
в различных играх:
16.2. «Нарисуй сказку»
Цель: научить составлять рисуночный план к тесту, использовать его при рассказывании.
Ход игры. Детям читают сказку и предлагают ее записать с помощью рисунков. Таким образом, ребёнок сам изготавливает серию последовательных картинок (мнемотаблицы), по которым потом рассказывает сказку. Сказка должна быть краткой.
16.3. «Где начало рассказа (сказки)?»
Цель: учить передавать правильную временную и логическую последовательность рассказа с помощью карточек из мнемотаблицы.
Ход игры. Ребенку предлагается разложить карточки и составить рассказ. Карточки позволяют точно передать сюжет, от начала до конца.
16.4«Какая карточка не нужна?»
Цель: научить находить лишние для данного рассказа детали.
Ход игры. Перед ребёнком выкладывают карточки в правильной последовательности, но одну карточку берут из другого набора мемотаблицы. Ребёнок должен найти ненужную карточку, убрать ее, а затем составить рассказ.
Приложение Б
Таблица 1
Пальчиковые игры для детей 3-4 лет
Произносимый текст |
Методические указания |
Жил-был зайчик – |
Хлопают в ладоши. 3 пальца в кулак, указательный и средний — ушки. |
У нашего |
Выставляют два кулака. |
Коленька хороший, |
Поглаживают кисть левой руки. |
Жили-были зайчики |
3 пальца в кулак, указательный и средний — ушки. |
Мои пальчики расскажут, |
Хлопают в ладоши с растопыренными пальцами. |
«Пирог» |
Ребёнок сжимает и разжимает пальчики. |
«Алые цветки» |
Ребёнок соединяет ладони в форме тюльпана. |
«Шарик и подружки» |
Пальчики обеих рук ребёнок сжимает в «щепотку» и соприкасается только кончиками. |
«В гостях у гномиков» |
Перед началом игры ребёнок сжимает кулачки на обеих руках. |
Таблица 2
Пальчиковые игры для детей 5-7 лет
Название игры |
Произносимый текст |
Методические указания |
«Козлик» |
Вышел козлик из дверей, |
Левая рука изображает козлика: средний и безымянный пальцы согнуты, снизу их прижимает большой, мизинец и указательный палец выпрямлены. Такое положение сохраняется всю игру. |
«Перчатки и мышата» |
Шустрая мышка |
Раскрыть ладошки, пальцы растопырены, поворачивать руки то ладонью, то тыльной стороной вверх. |
«Шла кукушка» |
Шла кукушка мимо рынка, |
Ребёнок «идёт» по столу на выпрямленных указательном и среднем пальцах, остальные пальчики поджаты. |
«Десять котят» |
У Мурочки нашей |
Ребёнок складывает ладошки, пальцы прижимает друг к другу. Локти должны опираться на стол. |
«Иголка и напёрсток» |
Вышивает, шьёт иголка. |
Левая ладонь ребёнка раскрыта, в правой руке — воображаемая иголка; иголка шьёт и задевает указательный пальчик на левой руке. |
«Кот-повар» |
Падал снег на порог, |
Ребёнок поднимает руки вверх, а затем медленно опускает ладошки на стол. |
«Мышонок» |
Сел мышонок на маслёнок, |
Ребёнок ладонью левой руки накрывает кулачок правой. |
«Ветер, ветер, ветерок» |
Ветер по лесу гулял, |
Ребёнок выполняет ладошками плавные волнообразные движения. |
«Жирафы и слоны» |
У жирафов пятна, пятна, |
Ребёнок хлопает ладошками по всему телу. |
Приложение В
Загадки по сказкам
На полянке вырос дом,
Разместились звери в нем.
Вдруг пришел большой лохматый,
Раздавил он домик лапой
(Теремок)
Я жил один в лесу густом.
Да взял хозяйку себе в дом.
Хозяйство чтоб она вела,
Пирожки бы мне пекла.
(Маша и медведь)
У Аленушки — сестрицы
Унесли братишку птицы,
Высоко они летят,
Далеко они глядят
(Гуси — лебеди)
Лисе доверились вы зря.
Вокруг вас пальца обвела,
Остались вы без сыра —
Вас жадность погубила.
(Два жадных медведя)
Возле леса на опушке
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки
Кто герои этой сказки?
(Три медведя)
В детстве все над ним смеялись
Оттолкнуть его старались
Ведь никто не знал, что он
Птицей белою рожден.
(Гадкий утенок)
Говорят, я простота
Сплоховал немножко.
Не послушал я кота —
Выглянул в окошко.
(Кот, петух и лиса)
Железные зубы, костяная нога,
Все дети знают – это …
(Баба Яга)
У отца был мальчик странный,
Необычный, деревянный!
Но любил папаша сына
Шалунишку …
(Буратино)
Хрю-хрю-хрю — каких три братца
Больше волка не боятся?
Потому что зверь тот хищный
Не разрушит дом кирпичный
(Три поросенка)
Появилась девочка
В чашечке цветка.
А была та девочка
Чуть больше ноготка,
В ореховой скорлупке
Девочка спала.
Вот какая девочка,
Как она мила.
(Дюймовочка)
Скачет лошадь непростая,
Чудо – грива золотая.
По горам парнишку носит
Да никак его не сбросит.
Есть у лошади сынок,
Удивительный конек,
По прозванью …
(Горбунок)
Скорей бы приблизился вечер,
И час долгожданный настал,
Чтоб мне в золоченой карете,
Поехать на сказочный бал.
Никто во дворце не узнает,
Откуда я, как я зовусь,
Но лишь только полночь настанет,
К себе на чердак я вернусь.
(Золушка)
Он и весел и не злобен,
Этот милый чудачок.
С ним хозяин мальчик Робин
И приятель Пятачок.
Для него прогулки – праздник,
А на мед особый нюх.
Это плюшевый проказник
Медвежонок …
(Винни Пух)
Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей.
И однажды из болота
Вытащил он бегемота!
Он известен, знаменит
Это доктор …
(Айболит)
Всех он любит неизменно,
Кто б к нему не приходил.
Догадались? Это Гена
Это Гена …
(Крокодил)
Он дружок зверям и детям,
Он живое существо,
Но таких на белом свете
Больше нет ни одного!
Потому что он не птица,
Не котенок, не лисица,
Не волчонок, не сурок,
Но заснята для кино,
И известна всем давно,
Эта милая мордашка,
А зовется …
(Чебурашка)
Всем он каши наварил
Съесть ее не хватит сил
(Горшочек каши)
И зайчиха волчица
Все бегут к нему лечится.
(Доктор Айболит)
Убежали от грязнули
Чашки, ложки и кастрюли
Ищет их она, зовет
И в дороге слезы льет
(Федорино горе)
Нравом зол, цветом сер,
Шестерых козлят он съел
(Волк и семеро козлят)
Светофор нам починил
Милиционер один
Он высок и как-то раз
Бабушку на льдине спас.
(Дядя Степа милиционер)
Нашла однажды мышка
Совсем пустой домишко.
Стала жить да поживать
Да жильцов к себе пускать.
(Теремок)
Чтобы вопрос опубликовался, войди или зарегистрируйся
Восстановление пароля
Мы отправили письмо со ссылкой на смену пароля на username@mail.ru.
Если письма нет, проверь папку «Спам».
Чтобы вопрос опубликовался, войди или зарегистрируйся
Нужна регистрация на Учи.ру
«Ваш урок» теперь называется Учи.Ответы. Чтобы зайти на сайт, используй логин и пароль от Учи.ру. Если у тебя их нет, зарегистрируйся на платформе.