Стихотворный размер поэтического произведения можно определить по 2 – 4-ём строкам, которые следует выписать и расставить ударения, помня, что служебные части речи (предлоги, союзы, частицы) и иногда односложные местоимения ударения не несут.
Составляя стихотворную схему, нужно вынести все гласные звуки построчно друг под другом. Ударные гласные схематически обозначаются значком тире с ударением над ним. Безударные гласные обозначаются как простое тире (или дуга).
Когда эта работа сделана, следует выявить закономерность в чередовании ударного и безударного(ых) звуков и определить размер:
_i_ __ хорей
__ _i_ ямб
_i_ __ __ дактиль
__ _i_ __ амфибрахий
__ __ _i_ анапест
Выявив размер, можно увидеть количество стоп в строке, то есть сколько раз повторяется данная закономерность.
Пример:
Насевередиком стоитодиноко** АЕЕ ЕИО ОИО ИОО ** __ _i_ __ I __ _i_ __ I __ _i_ __ I __ _i_ __ *** 4-ёхстопный амфибрахий.
Наголой вершинесосна ******** АОО ЕИЕ ОА******** __ _i_ __ I __ _i_ __ I __ _i_ *** 3-ёхстопный амфибрахий с усечённой последней стопой.
Вывод: стихотворение Лермонтова написано амфибрахием. При этом 4-ёхстопный амфибрахий чередуется с 3-ёхстопным, что придаёт стихотворению бОльшую динамичность.
Опубликовано 5 октября, 2018
Стихотворные размеры – головная боль не только абитуриентов филфака, изучающих теорию литературы, но даже некоторых литераторов. Поэтический арсенал русских поэтов насчитывает пять активно использующихся стихотворных размеров: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Есть и другие, например, спондей. Что это такое? И чем одни отличаются от других?
Стихотворный размер – способ звуковой организации стиха, ритмическая форма стихотворения.
Если же давать определение простым языком, то стихотворный размер – это чередование безударных и ударных слогов в стихе. Самый простой способ, позволяющий научиться определять стихотворный размер – запомнить ритмический рисунок каждого размера.
Стопа – единица измерения стихотворного размера.
Состоит стопа из нескольких слогов, только один из которых ударный, остальные – безударные. Количество ударных слогов в стихе соответствует количеству стоп (за исключением такого размера, как спондей, в котором могут соседствовать два ударных слога).
Двухсложные стопы: хорей и ямб – это двухсложные размеры или, как их панибратски называют литературоведы, двухсложники.
Трёхсложные стопы: дактиль, амфибрахий, анапест – это трехсложные размеры или сокращенно трёхсложники.
Учимся расставлять ударения и определять размер стиха
Чтобы научиться определять размер любого стихотворения, нужно подсчитать количество ударных и безударных слогов и составить ритмический рисунок стиха.
Всем известно, что в одном слове – одно ударение. Но в стихотворной строке в одном слове может быть несколько ритмических ударений. Например, в четверостишье «Мчатся тучи, вьются тучи/ Невидимкою луна/Освещает снег летучий/Мутно небо, ночь мутна» ударные гласные выделены жирным. Это так называемое словесное ударение, то есть «родное», привычное ударение слова. Но если читать этот текст, как считалку, интонационно выделяя каждый слог, то окажется, что здесь несколько ритмических ударений:
«Мчатся тучи, вьются тучи» – здесь словесное ударение соответствует его ритмическому ударению.
«Невидимкой луна» – а вот здесь интереснее, поскольку в слове «невидимкою» к родному словесному ударению на вторую «и» в слоге «дим» прибавляется ритмическое ударение на «е» в слоге «не» и конечную «ю». В слове «луна» словесное и ритмическое ударение одинаковы.
«Освещает снег летучий» – здесь тоже можно наблюдать возникновение ритмического ударение в неожиданном месте: первый слог «о» в слове «освещает» при чтении строки на манер считалки акустически выделяется.
«Мутно небо, ночь мутна» – в этой строке словесное и ритмическое ударение соответствуют друг другу.
Чтобы составить ритмический рисунок (схему) стиха, нужно:
- Расставить словесные ударения в каждой строке, то есть родные ударения во всех словах (за исключением предлогов).
- Расставить ритмические ударения, то есть выделить те гласные, которые при прочтении акустически выделяются и тоже звучат как ударные. При расстановке ритмического ударения учитываются и предлоги.
- Составить схему. Схема нашего четверостишься «Мчатся тучи, вьются тучи…» будет выглядеть так: _U|_U|_U|_U, так как ударный слог обозначают нижним подчеркиванием _ , а безударный кавычкой U. Отделяют стопы друг от друга прямой вертикальной чертой |.
Не литературоведческий метод определять размер стихотворения
- Пронумеровать все слоги в строке.
- Прочитать стихотворение на манер считалки, акустически выделяя не только слоги со словесным, но и с ритмическим ударением.
- Выделить, то есть подчеркнуть или любым другим способом обозначить все обнаруженные ударные слоги: и со словесным ударением, и с ритмическим.
- Выписать подряд номера ударных слогов.
- Должна получиться одна из схем, которая будет соответствовать одному из стихотворных размеров:
- 1-3-5-7-9 — хорей
- 2-4-6-8-10 и т.д. — ямб
- 1-4-7-10 и т.д. — дактиль
- 2-5-8-11 — амфибрахий
- 3-6-9-12 — анапест
Таблица «Двухсложные стихотворные размеры»
То есть стихотворная стопа такого размера будет стоять из двух слогов
Названия |
Хорей |
Ямб |
---|---|---|
Определение |
двусложный размер с ударением на первом слоге. То есть первый слог – ударный, второй – безударный (это одна стопа). Далее (начинается 2 стопа) рисунок повторяется: третий слог – ударный, четвертый – безударный (это вторая стопа). И опять: пятый (если он есть) ударный, шестой – безударный (третья стопа) и т.д. |
двусложный размер с ударением на втором слоге. То есть в ямбе наоборот – первый слог безударный, а второй ударный. Далее (вторая стопа) третий слог вновь безударный, а четвертый ударный и т.д. |
Номер ударных слогов |
1-3-5-7-9 и т.д. |
2-4-6-8-10 и т.д. |
Ритмический рисунок |
‑ U |‑ U |‑ U |‑ U | |
U ‑ | U ‑ | U ‑ | U ‑ | |
Примеры |
Бу́ря мгло́ю не́бо кро́ет, |
Мой дядя самых честных правил, |
Таблица «Трехсложные стихотворные размеры»
То есть стихотворная стопа такого размера будет состоять из трех слогов.
Названия |
Дактиль |
Амфибрахий |
Анапест |
---|---|---|---|
Определение |
трёхсложный размер с ударением на первом слоге. |
Трёхсложный размер с ударением на втором слоге, первый и третий слоги в стопе – безударные. |
Трёхсложный размер с ударением на последнем, третьем слоге, |
Номер ударных слогов |
1-4-7-10 и т.д. |
2-5-8-11 и т.д. |
3-6-9-12 и т.д. |
Ритмический рисунок |
‑ UU | ‑ UU | |
‑ U‑ | ‑ U ‑ | |
‑ UU | ‑ UU| |
Примеры |
В рабстве спасённое |
На севере диком стоит одиноко |
Есть в напевах твоих сокровенных |
Стихотворный размер «Спондей»
Спондей — стопа ямба или хорея со сверхсхемным ударением. Как правило, в таких стихах ритм несколько сбит, нарушен ритмический рисунок стиха. Как результат, в стопе может быть два ударения подряд, то есть два ударных слога могут стоять рядом друг с другом.
Пример:
Швед, русский — колет, рубит, режет – здесь ударный «Швед» соседствует с «русским», первый слог которого также стоит под ударением.
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон, —
И смерть, и ад со всех сторон.
(А.С. Пушкин)
Классический пример — начало «Евгения Онегина» А.Пушкина:
«Мой дядя самых честных правил…»
Здесь в первой ямбической стопе первый слог также кажется ударным, как в хорее. То есть соседствуют ударный «Мой» и «дядя». Это соседство двух ударных слогов и есть спондей.
Если определяя размер стихотворения, то есть расставляя словесные и ритмические ударения, вы сталкиваетесь со спондеем, но вся остальная схема говорит о том, что текст написан ямбом (как, например, в случае с «Евгением Онегиным»), значит ямб и есть размер этого фрагмента.
P.S. Если вы хотите поделиться своими соображениями, наблюдениями и всем-всем-всем, что так или иначе связано с определением стихотворных размеров и работой с ними, оставляйте комментарии.
Знание основ стихосложения крайне необходимо как на ЕГЭ по литературе, так и на обычных уроках. Понимание стихотворного размера (метра) дает представление о ритмике произведения и порой позволят лучше понять его смысл. И в данной статье вы найдете исчерпывающую и понятную инструкцию по определению стихотворного размера, а также дополнительный материал, совмещенный с тестом.
С чего начать?
Начать лучше со знакомства с понятием «метр». Оно частично подскажет суть предстоящей работы.
Размер стиха (метр) — это число и порядок чередования ударных и безударных слогов в строке.
Следуя этой формулировке, искать и считать в стихотворении нам предстоит именно слоги. И уже исходя из количества безударных и ударных слогов, а также их порядка, мы будем определять размер.
Всего размеров, изучаемых в школе, 5:
Название метра | Определение | Стихотворение | Схема |
---|---|---|---|
Хорей | Хорей — двухсложный (состоящий из 2-х слогов) стихотворный размер с ударением на первом слоге. |
Раньше был он звонкий, точно птица, Как родник, струился и звенел, Точно весь в сиянии излиться По стальному проводу хотел. |
—´‿—‿—´‿—´‿—´‿ —‿—´‿—´‿—‿—´ —´‿—‿—´‿—‿—´‿ —‿—´‿—´‿—´‿— |
Ямб | Ямб — двухсложный (состоящий из 2-х слогов) стихотворный размер с ударением на второй слог. |
Провозглашать я стал любви И правды чистые ученья: В меня все ближние мои Бросали бешено каменья. |
‿—‿—´‿—´‿—´ ‿—´‿—´‿—‿—´‿ ‿—´‿—‿—´‿—´ ‿—´‿—´‿—‿—´‿ |
Дактиль | Дактиль — трехсложный (состоящий из 3-слогов) размер с ударением на первый слог. |
Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники С милого севера в сторону южную. |
—´‿‿—´‿‿—´‿‿—´‿‿ —´‿‿—´‿‿—´‿‿—´‿‿ —´‿‿—´‿‿—‿‿—´‿‿ —´‿‿—´‿‿—´‿‿—´‿‿ |
Амфибрахий | Амфибрахий — трехсложный (состоящий из 3-слогов) стихотворный размер с ударением на второй слог. |
Кто создан из камня, кто создан из глины,- А я серебрюсь и сверкаю! Мне дело — измена, мне имя — Марина, Я — бренная пена морская. |
‿—´‿‿—´‿‿—´‿‿—´‿ ‿—´‿‿—´‿‿—´‿ ‿—´‿‿—´‿‿—´‿‿—´‿ ‿—´‿‿—´‿‿—´‿ |
Анапест | Анапест — трехсложный (состоящий из 3-х слогов) размер с ударением на третий слог. |
О, весна без конца и без краю — Без конца и без краю мечта! Узнаю тебя, жизнь! Принимаю! И приветствую звоном щита! |
‿‿—´‿‿—´‿‿—´‿ ‿‿—´‿‿—´‿‿—´ ‿‿—´‿‿´—´‿‿—´‿ ‿‿—´‿‿—´‿‿—´ |
Подробнее о размерах (теория) ТУТ.
А теперь непосредственно к инструкции.
Шаг 1. Деление на слоги
Слог, как вы наверняка знаете, это звуковая единица, произносимая одним толчком выдыхаемого воздуха. Обязательным условием слога является наличие гласного звука.
С самого детства нас обучают новым словам по слогам, а потому их определение скорее интуитивно, чем практически выработано. Ниже представлен пример деления слов по слогам (окончание слога обозначено тире):
дам-ский; из-воз-чик; ку-терь-ма; дождь.
И деление слов на слоги составляет первый шаг в определении стихотворного размера.
Определить слог просто, для этого необходимо знать, что:
- слогов в слове столько же, сколько и гласных звуков (тара — 2 гласных звука = 2 слога)
- слогами считаются и односложные слова (дом — 1 гласный звук = 1 слог; я — 1 гласный звук = 1 слог)
- в слоге может быть как несколько звуков, так и всего один (от-дать; э-та)
В качества примеров разбора были выбраны произведения А. А. Фета и В. А. Жуковского. Далее вы увидите все шаги именно с данными стихотворениями.
Шаг 2. Постановка ударения
Постановка ударения — обязательно условие для определения стихотворного размера. В большинстве случаев ударение в стихотворениях нормативное, но бывает и такое, что оно авторское. Это значит, что поэт, следуя определенному ритму произведения, подразумевает ударение в другом месте, нежели диктует правило. И в случае с определением стихотворного размера нам нужно указывать то ударение, какое диктуется ритмом, т.е. замыслом автора.
Например, в стихотворении Иннокентия Анненского «Дочь Иаира» наблюдается подобная поэтическая вольность в слове «контуров». В нем ударение падает на У, что не соответствует правилам русского языка.
Для чего ж с контУров нежной,
Непорочной красоты
Грубо сорван саван снежный,
Жечь зачем ее цветы?
Подобных случаев поэтической вольности в программных стихотворениях мало, но забывать об этом не стоит, иначе вы не сможете определить размер стихотворения.
Также важно, что ударение не указывается над союзами и частицами.
В выбранном же стихотворении А. А. Фета сложности с постановкой ударения отсутствуют.
Шаг 3. Определение стихотворного размера
Теперь, когда слоги указаны, а ударение проставлено, переходим непосредственно к определению стихотворного размера. Способов определить стихотворный размер много, но мы остановимся на двух, на мой взгляд, самых простых. Пользуясь первым способом вам предстоит рисовать схему, а пользуясь вторым, вести подсчет. Что вам ближе — решайте сами.
Способ 1. Схема
Схематическое отображение стиха — самый эффективный и полезный метод. Умение им пользоваться пригодится на олимпиадах и в университете (на филологическом факультете, к примеру).
Чтобы определить стихотворный размер этим методом, вам необходимо схематично отобразить слоги с ударениями. Графическое изображение подразумевает отсутствие текста, но сохранение ударения и слогов. Слоги при этом рисуются одинаково, уже не подчиняясь форме текста. Ударные слоги могут обозначаться так: —´, а могут так: ‿´ . Безударные всегда ‿
Пример до создания схемы и после (стихотворение Жуковского):
Как видно, слоги в схеме имеют одинаковый вид и благодаря этому можно с легкостью определить размер.
Как это сделать? В школьной программе изучаются только двухсложные (состоят из 2-х слогов) и трехсложные (состоят из 3-х слогов) стихотворные размеры. И если мы поделим строки по два или по три слога, мы сразу поймем, что перед нами трехсложный размер. Двухсложным он быть не может, так как если визуально поделить каждую строку по два слога, у нас есть слоги без ударения, а также ударение в слогах везде разное. Такого быть не может. А вот если визуально поделить каждую строку по 3 слога, у нас получается образцовая схема одного из трехсложных стихотворных размеров:
Таким образом, перед нами видна уже ясная схема размера — это амфибрахий. Этот метр трехсложный и ударение в нем падает на второй слог. Для указания количества стоп надо посчитать количество повторяющихся комбинаций в каждой строке. Здесь мы видим, что это четырехстопный амфибрахий.
Стопа — это ритмическая единица, состоящая из ударного и безударного (-ых) слогов, чередующихся в строго определенном порядке.
В стихотворении Фета, для сравнения, схема представлена ниже. Как видно, интервалы между ударениями в ней значительно короче, равны 1. Это значит, что перед нами двухсложный размер. А их существует всего лишь два — с ударением на первый слог и с ударением на второй. Здесь мы видим, что ударение падает на первый слог, значит это хорей. Считаем количество стоп, получаем четырехстопный хорей.
Способ 2. Подсчет ударных и безударных слогов
Данный способ будет полезен, если требуется только указание размера. В случае, когда нужна схема (олимпиады), этот способ будет неэффективен.
Способ подсчета ударных и безударных слогов сводится к нумерованию сначала всех слогов в произведении, а потом в выделении от них ударных. Вы можете писать цифры сразу только под ударными слогами, но лучше нумеровать все, чтобы не запутаться.
В выбранном стихотворении Фета (см. изображение №1) ударные слоги расположились под цифрами 1, 3, 5, 7. Они, как вы можете заметить, нечетные, а интервал между ними — 1. Это значит, что единственно возможный здесь размер — хорей. Хорей — размер, состоящий из 2 слогов с ударением на первый.
А в стихотворении Жуковского (см. изображение №2) ударные слоги находятся под цифрами 2, 5, 8, 11.
Таким образом, можно вывести определённую формулу определения стихотворного размера, основанную по подсчете:
- Если ударные слоги 1, 3, 5, 7, то это хорей
- Если ударные слоги 2, 4, 6, 8, то это ямб
- Если ударные слоги 1, 4, 7, 10, то это дактиль
- Если ударные слоги 2, 5, 8, 11, то это амфибрахий
- Если ударные слоги 3, 6, 9, 12, то это анапест
На стопы в данном случае указывает количество цифр. Если у вас, например, 2, 4, 6 (3 цифры, размер — ямб), то это трехстопный ямб.
Тесты
Задания на определение стихотворных размеров не могут проверить вашу схему, но могут проверить ваш ответ. И если он будет неправильным, обязательно перечитайте статью, возможно, вы что-то упустили.
1. Определите, схема какого из четырех отрывков из стихотворений приведена. Укажите размер.
Схема:
‿—´‿‿—´
‿—´‿‿—´‿
‿—´‿‿—´‿‿—´‿‿—´‿
‿—´‿‿—´
Отрывки из стихотворений:
- В рабстве спасённое
Сердце свободное —
Золото, золото
Сердце народное!
(Н.А. Некрасов) - Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья:
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.
(«Пророк» Лермонтов) - Стояла зима.
Дул ветер из степи.
И холодно было младенцу в вертепе
На склоне холма.
(Б. Л. Пастернак)
ОТВЕТ
Представлена схема 3 стихотворения (разностопный амфибрахий):
СтоЯла зимА: ‿—´‿‿—´
Дул вЕтер из стЕпи: ‿—´‿‿—´‿
И хОлодно бЫло младЕнцу в вертЕпе: ‿—´‿‿—´‿‿—´‿‿—´‿
На склОне холмА: ‿—´‿‿—´
2. Определите размер отрывков из стихотворений.
- Славная осень! Здоровый, ядреный,
Воздух усталые силы бодрит
(Н.А. Некрасов) - Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную
(М.Ю. Лермонтов) - Есть в напевах твоих сокровенных
Роковая о гибели весть.
Есть проклятье заветов священных,
Поругание счастия есть.
(А. Блок)
ОТВЕТ
- Трехстопный дактиль
- Четырехстопный дактиль
- Трехстопный анапест
Старшее поколение помнит веселый мультфильм и слова одного из героев: «Я поэт, зовусь я Цветик. От меня вам всем приветик», а так же другого героя, Незнайку, который очень страдал, что не умеет писать стихи. Неужели можно научиться писать стихи? Опытные поэты настоятельно советуют как минимум, попробовать излагать свои чувства в рифмованном виде. И для начала полезно узнать, что такое строфа в стихотворении.
Основные понятия системы стихосложения
Главное отличие стихотворной речи от поэтической – ритмическая организация, т.е. повторяющийся ритмический рисунок из безударных и ударных слогов.
Стих | Анализ строения стиха, определение его ритмического рисунка по количеству слогов, сгруппированных по принципу ударности. |
Ритмика стиха | Подчиняется трем основным схемам:
Последняя система более характерна для русского стихосложения. Но нередко использование тонических рисунков, например, дольника. |
Дольник | — (от русск. доля, часть) — один из видов творческого стихосложения: трехсложный размер с пропуском одного-двух безударных слогов внутри строки.
НастоЯщую нЕжность не спУтаешь — — / — — / — — / — — Ни с чЕм, и онА тихА — / — — / — / Ты напрАсно бЕрежно кУтаешь — — / — / — — / — — Мне плЕчи и грУдь в мехА — / — — / — / |
Акцентный стих | тоже разновидность тоники: в каждой строке равное количество ударных и свободное число безударных слогов. |
Русская строфика
Преобладающим направлением русской лирики стала рифмованная поэзия. Так как одним из её источников был фольклор, успешно прижилась в России форма двустишия.
Её можно встретить как в произведениях авторов 18-19 веков (Дмитриева, Державина, Крылова, Пушкина, Лермонтова, Кольцова), так и в творчестве поэтов 20 столетия (Блок, Есенин, Клюев, Ахматова, Цветаева, Мандельштам).
Самой распространённой формой русского стихосложения стало четверостишие. Чуть реже встречаются терцины и пятистишия.
Такая форма, как семистишие, может считаться экзотической (пример – стихотворение Лермонтова «Бородино»). Восьмистишие (или октава) закрепилось в русской поэзии благодаря Пушкину, который написал октавами целую поэму («Домик в Коломне»).
Пушкину также принадлежит собственное русское явление мировой строфики – «онегинская строфа».
Как и сонет, эта форма состоит из 14 строк, но имеет особую схему рифм, сочетающую все три способа рифмовки: АБАБ ВВГГ ДЕЕД ЗЗ. Игривая и лёгкая строфа легла в основу стихотворного романа «Евгений Онегин», придав ему чёткую ритмическую организацию, сюжетную динамику и оригинальность звучания.
Виды строф в лирике
Строфа— это группа стихов (строк), объединенная ритмически и рифмой, составляющая единое целое. Схема, по которой строится строфа в стихотворении (ритм+рифмовка), повторяется на протяжении всего стихотворного произведения.
Трехстишие: терцеп, терация Средняя строка рифмуется с крайними строками следующей строфы: aba bcb cdc и т.д. | Земную жизнь пройдя до половины, Я очутился в сумрачном лесу, Утратив правый путь во тьме долины.
(Данте А. «Божественная комедия») |
Четверостишие: катрен, стансы Четыре стиха четырехстопного ямба с перекрестными рифмами при обязательной строфической замкнутости | В надежде славы и добра Гляжу вперед я без боязни: Начало славных дней Петра Мрачили мятежи и казни.
(Пушкин А.С. «Стансы») |
Пятистишие | Собрались люди мудрые Вокруг постели Гостомысловой. Смерть над ним летает коршуном! Но, махнувши слабою рукою, Говорит он речь друзьям своим…
(Лермонтов М.Ю. «Последний сын вольности») |
Шестистишие: секстина Строфа, состоящая из четверостишия и двустишия с разной системой рифм. | Какая ночь! Как воздух чист, Как серебристый дремлет лист, Как тень черна прибрежных ив, Как безмятежно спит залив, Как не вздохнёт нигде волна, Как тишиною грудь полна!
(Фет А.А. «Какая ночь! Как воздух чист…») |
Семистишие: септима Как правило, ямб с расположением рифм aabcccb. | «Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спаленная пожаром, Французу отдана? Ведь были ж схватки боевые, Да, говорят, еще какие! Недаром помнит вся Россия Про день Бородина!»
(Лермонтов М.Ю. «Бородино») |
Есть фиксированные строфы, характерные для определенного стихотворного жанра. Нарушать структуру такой строфы – значит разрушать жанровые принципы. К таким фиксированным строфам относят, сонеты, хокку и другие формы.
Твердые стихотворные формы
Cтихотворные формы, в которых традицией определены объем и строфическое строение стихотворения
Строфа — это…
Слово «строфа́» происходит от греческого «поворот». Как термин оно стало употребляться в античности и прекрасно сохранилось до наших дней. Правда, в Древней Греции этим названием обозначали песнь хора, которая исполнялась во время движения хористов по сцене.
Когда хор завершал ход в одну сторону и поворачивал в обратном направлении, одна строфа заканчивалась и начиналась другая. Позже так стали называть чередующиеся парные сочетания рифмующихся строк (стихов).
В современном понимании строфа — это часть стихотворного текста, повторяющееся с определённой периодичностью сочетание стихотворных строк, связанных ритмико-интонационным строем, а в рифмованном стихотворении — и способом рифмовки.
По своим функциям строфа в поэзии напоминает абзац в прозе.
Тот, кто задастся вопросом «Строфа – это сколько строк?», не получит однозначного ответа.
Наиболее привычной формой строфы для русскоязычного читателя является четверостишие. Также существуют дву- , трёх- , пяти- , шести- , семи- , восьми- , девяти- , десятистишия и другие разновидности строф, о которых поговорим дальше.
Рифма
Созвучные (зарифмованные) концы строчек. Факультативность рифмы при обязательной ритмике стиха объясняет существование поэтических произведений, выделяющихся среди обычных стихотворений:
- Верлибр – синтез прозы и стиха: деление на строчки, последнее слово которых обязательно акцентируется – от поэзии, а отсутствие четкой ритмики и рифмы – от прозы.
- Белый стих – подчинение речи законам поэтической ритмики, но свободное окончание не зарифмованных между собой строчек.
Значит, поэзию от прозы отличает ритмика, а не рифма.
Что такое строфа?
Ритмической основой всего стихотворения, не зависимо от его размера, является строфа. Древние греки воспевали нежные чувства, сложные отношения между людьми, грандиозные победы и именно тогда начитается история строф и появляется первое определение: строфа обозначает сочетание строк в стихотворной форме, объединенных единой интонацией. Именно строфа определяет ритм всего произведения, а рифма соединяет слова в приятные для слуха стихотворения.
Современные словари дают несколько определений, но в основе всех стоит понятие со времён Средневековья: строфа – это группа стихов, которые являются единицей деления стихотворного произведения. Как правило, размер строф в каждом конкретном стихотворении одинакова, но есть и астрофические примеры произведений: поэма А.Блока «Двенадцать». А знаменитый «Евгений Онегин» дал жизнь знаменитой онегинской строфе А.А.Пушкина.
Стихотворный размер
Схема, по которой строится стихотворная строка. Различают размеры по количеству слогов в одной стопе и количеству стоп в строке. Если количество стоп в стихе не регламентируется, то число слогов, ударных/безударных, объединенных в стопу, – главный критерий для определения стихотворного размера. Для удобства обозначим ударный слог – У, а безударный – б.
Все схемы размеров делят на дву- и трехсложные (по количеству слогов):
Двусложный размер
Двухсложные – в стопе только 2 слога – хорей и ямб у первого ударение на первом слоге, у второго – на втором. То есть, схема хорея – это Уб/, а ямба – бУ/.
- Первый пример – В гостИной встрЕча нОвых лИц – бУ/бУ/бУ/бУ – четырехстопный ямб.
- Второй пример из таблицы – ТЕрек вОет, дИк и злОбен – Уб/Уб/Уб/Уб – четырехстопный хорей, так как в строчке 4 стопы.
Интернациональные строфы
До некоторого момента стихи были тесно связаны с музыкой, поэтому формы строф Западной Европы очень похожи по ритму на музыкальные произведения: рондо, мадригал, октава и другие. Некоторые строфы родились в итальянской поэзии благодаря таким творцам, как Петрарка и Данте. Из Испании пришла строфа «газель» – первая строка этой строфы рифмуется со всеми четными строками. Пятистишие пришло из Англии и считается, что оно дает возможность автору больше возможностей для выражения эмоций. Устоявшаяся форма пятистишия называется «лимерик» – сатирический стишок, имеющий схему ААВВА.Провансальские трубадуры первыми начали слагать лирические стихи на родном, а не на латыни, языке. И свое название строфа «сонет» получила от них: звонкая песня. Спасаясь от войны, трубадуры перебрались на Сицилию, и положили начало итальянскому литературному языку.
В заключение можно сказать, что строфа создается стихотворными методами и подчеркивает структуру произведения. Образование абзацев типографским методами строфу не заменит.
Характеристика строф
Строфы имеют ряд признаков:
Основные:
- Не меняющееся количество строк.
- Графическая обособленность, то есть формат абзаца.
- Завершенность мысли.
- Интонационная и синтаксическая законченность.
Второстепенные:
- Неизменный порядок стихов (строк) определенной длины.
- Постоянный порядок рифм или стиховых окончаний.
В школе все читали и заучивали множество стихотворений и отрывков более крупных произведений: баллады, оды, романы в стихах, поэмы в стихах
Обращается внимание, что все произведения имеет разный ритм – это зависит от того, какая строфа присуща конкретному произведению. Наиболее известные такие виды строф:
Простые:
- Двустишие – строфа из двух стихов (виршей). Иногда две строчки образуют абзац, иногда – разделяются только рифмовкой. Иногда двустишие используют как эпиграф к произведению. Иногда это афоризм какого-либо известного человека, высказывание мудреца.
- Трех-, четырехстишие
Сложные:
- пяти-, шести-, семи-, восьми-, девяти-, десятистишие – характеризуются четким количеством строф из указанного количества стихов (рифмованных строк).
- Онегинская строфа – четырнадцатистишие, созданное А.С.Пушкиным: практически все строфы имеют размер в четырнадцать строк, но каждая может быть разделена на три четверостишия и замыкающее двустишие.
- Балладная строфа характеризуется разной длиной строк: четные строки несколько короче нечётных.
- Сонет – произошло от слова «песенка» и такое произведение твердой формы состоит из трех четверостиший и замыкающего двустишия. Очень популярна в поэзии романтиков, характерно для эпохи Возрождения, барокко.
- Астрофизм характеризуется отсутствием симметричного деления на строфы. Классический пример – «Айболит» К.Чуковского.
Количество слогов в каждой строке строфы, а так же ударения на одинаковых слогах создает ритм всего произведения. Такой ритм обозначают латинскими буквами А, В, С,D. Например, классическое двустишие можно записать так: АА, ВВ, СС. Правильное чередование мужских и женских окончаний, превращает стихотворение в четверостишие:
- Иксообразное АВАВ, СDСD.
- Опоясывающая АВВА, СDDС.
Разные сочетания и объединения простых строф в результате дают сложные строфы. В любом случае строфа остается завершенным по смыслу отрывком. И если смысл не укладывается в одну строфу, то ее соединяют с другой.
Онегинская строфа
Онегинская строфа Александром Сергеевичем была введена в литературу специально для романа под названием «Евгений Онегин». Как нетрудно догадаться, название ее происходит именно от этого произведения. Ей соответствует следующая структурная схема: AbAbCCddEffEgg. Ответить на вопрос «сколько строк в онегинской строфе?» можно, посчитав количество элементов в схеме. Их всего 14. В этой схеме обозначены прописными буквами женские клаузулы (окончания), а строчными указаны мужские. Во всем тексте «Евгения Онегина» структура эта выдерживается, кроме писем Татьяны (глава третья), Онегина (восьмая), а также «Песни девушек» (третья глава).
Современные виды стиха
Белый стих
– нерифмованные стихи с ритмической организацией.
Тот уголок земли, где я провел
Изгнанником два года незаметных.
Уж десять лет ушло с тех пор – и много
Переменилось в жизни для меня,
Верлибр (свободный стих)
– современная система стихосложения, в которой отсутствуют рифма и размер (ритм), однако деление на строки с паузой в конце строки сохраняется. Верлибр представляет собой границу между стихом и прозой.
Чтобы вы влюбились в простого человека,
Больше, чем рифмованные и нерифмованные
Имеет право на звание человека.
Акцентный стих (ударник)
– термин 20 века, обозначающий тонический стих. В русскую поэзию ударник внедрил В. В. Маяковский. Оформление стихов В. В. Маяковского «лесенкой» подсказывало, как читателю расставлять ударения и паузы. Новаторство в стихосложении поэт объяснял рождением нового мировосприятия, отношения к жизни.
(В. В. Маяковский, «Разговор с фининспектором о поэзии»)
Дольник
– переходная форма от силлабо-тонического стихосложения к тоническому. Количество безударных слогов в дольнике колеблется, но в пределах 1 – 2 слогов. Появление термина связано с поэзией «серебряного века». Дольником написаны некоторые стихи А. А. Блока, А. А. Ахматовой, В. В. Маяковского, С. А. Есенина.
Низкий дом с голубыми ставнями,
Слишком были такими недавними
(С. А. Есенин, «Низкий дом с голубыми ставнями…»)
Строфа и рифма
В рифмованных стихах выделить строфу проще, чем в нерифмованных.
На письме расстояния между строфами чаще всего обозначены пробелами (пустыми строками).
Но если автор или издатель забыли это сделать, «опознать» строфическую единицу можно самостоятельно.
Самый простой вид строфы – двустишие. Его образуют две строки с парной рифмовкой. Схема такой рифмовки: АА.
Сочетание двух двустиший – это уже четверостишие. В зависимости от использованных поэтом рифм, оно выстраивается по одной из схем:
Далее при усложнённом сочетании рифмующихся строк появляются шестистишия с возможным расположением рифм: АБАБВВ, АБВАБВ, ААББВВ, АББАВВ, ВВАББА и так далее.
Наконец, вершиной виртуозности можно считать октаву: восемь поэтических строк, зарифмованных по схеме: АБАБАБВВ.
В нерифмованных стихах строфы отделяются друг от друга по принципу чередования мужских и женских окончаний в словах.
В фольклорных текстах главным принципом стихотворной организации выступает синтаксический параллелизм – такой приём, когда предложения выстроены по одной схеме и иллюстрируют уподобление одного явления другому на основе их противопоставления:
«То не ветер ветку клонит, Не дубравушка шумит, — То моё сердечко стонет, Как осенний лист дрожит…»
Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)
Библиографическая запись:
Строфика. Виды строф. — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//137/strofika-vidy-strof/ (дата обращения: 26.05.2023)
Строфа — сочетание строк в стихотворении, обладающих определённым метрическим, ритмическим, интонационно-синтаксическим строением и объединяемых рифмой. Изначально, в трагедии, песнь хора, исполнявшаяся при его движении слева направо до разворота; впоследствии система из 2-х и более строк стихотворного текста («стихов»), в которой стихи располагаются в заданной последовательности; каждое повторение такой последовательности является новой строфой.
Строфика – раздел стиховедения, изучающий формы объединения стихов в композиционно законченное целое.
М. Л. Гаспаровым дано известное определение стиха: «Стих есть речь, в которой, кроме общеязыкового членения на предложения… и пр., присутствует еще и другое членение – на соизмеримые отрезки, каждый из которых тоже называется «стихом». Границы этих отрезков общеобязательно заданы для всех читателей (слушателей) внеязыковыми средствами: в письменной поэзии – обычно графикой (разбивкой на строки), в устной – обычно напевом или близкой к напеву единообразной интонацией. При восприятии текста сознание учитывает объем отрезков и предчувствует их границы; подтверждение или неподтверждение этого предчувствия ощущается как художественный эффект».
Термин «Строфа» возник в древнегреческой хоровой лирике, где означал отрезок текста, исполняемый хором между двумя поворотами в торжеств. шествии. В разных системах стихосложения строфа строится на различных основах, например в античной лирике — на строго метрической; когда рифма восторжествовала в средневековой поэзии Зап. Европы, каркасом строфы стала схема рифмовки, однако ошибочно мнение о строфе как схеме рифм, которая — только один из компонентов, образующих строфу.
«Метрическая» схема строфы определяет состав строфы из метрически различных стихов (например, в древнегреческой лирике сапфическая строфа, алкеева строфа и др.). В западно-европейской и русской поэзии строфы, соединяющие различные стихотворные размеры, остаются формальными экспериментами, за исключением немногих удач (Ф. Шиллер «Ожидание»). Чаще метрический рисунок строфы образован сочетанием разностопных стихов одного размера (во французской поэзии 18 в. часты сочетания 12-сложного и 8-сложного стиха, в русской поэзии соответственно — сочетания 6-стопного и 4-стопного ямба, например у А. С. Пушкина), а особенно часто — чередованием клаузул, т. е. мужских, женских, дактилических и других окончаний: например, преобладающее в русской поэзии четверостишие типа жмжм.
Строфа как форма организации стихотворной речи
Роль строфы в ритмическом строении текста аналогична роли предложения в синтаксическом строении текста; деление текста на строфы предполагает логические паузы, поэтому строфическое и синтаксическое членение текста как правило совпадают. Однако, хотя строфа тяготеет к синтаксической законченности, разложение фразы на разные строфы часто имеет особую выразительную силу; напр. Informis hiemes reducit // Jupiter, idem /// summovet (Horatius, Carmina II 10, 15—17), где Juppiter, idem и summovet разделяются и т. о. подчеркиваются (в современном стихосложении явление получило название «строфический анжамбеман»).
В рифмованном стихосложении наиболее простым и распространённым способом соединения стихов в строфу становится соединение их рифмой, которая своими созвучиями организует стихи в строфические группы. Поэтому элементарные схемы рифмовки являются одновременно простейшими типами строфы. Так, парная рифмовка (AA BB CC и т. д.) даёт кратчайшую из возможных строф — двустишие. Двустишие при правильном чередовании женских и мужских рифм может превращаться в четверостишие. Перекрёстное (ABAB CDCD и т. д.) и опоясывающее (ABBA CDDC и т. д.) представляют собой два основных вида четверостишия.
Соединение в различных комбинациях простейших видов строфы даёт множество сложных строф. Например, сочетание двустишия с четверостишием составляет строфу из шести стихов: CC ABAB или ABAB CC, или CC ABBA или ABBA CC. Из соединений двух четверостиший различных типов получается восьмистишие и т. д.
Соединение стихов посредством рифм является наиболее распространённым, но далеко не единственным способом построения строфы. В белом (нерифмованном) стихе строфа создаётся при помощи сочетания в определённом порядке стихов с различными клаузулами (окончаниями) — чаще всего женских с мужскими. Строфические виды могут быть также получены посредством введения в строфу укороченных и удлинённых стихов. Принципы построения строфы могут комбинироваться друг с другом; многие строфы, например, допускают удвоение посредством прибавления строфы с обратным («зеркальным») строением рифмы.
В жанрах песенной, главным образом народной лирики конструкция строфы, при отсутствии всяких других внешних структурных признаков, иногда создаётся только посредством синтаксического параллелизма. Такое построение строфы тем более примечательно, что, как правило, в «литературных» стиховых формах синтаксис от строфики в определённой степени независим (имеет место расхождение границ строфы с синтаксическим членением текста, т. н. строфический анжамбеман).
Мировая поэзия накопила огромное количество твёрдых строфических форм. Богатейшим источником строфических форм, которые позднее постоянно разрабатывались в лирике европейских народов, является античная поэзия. Отсюда широкоизвестны названия строф античной поэзии, связанные с именами поэтов, которые впервые их применяли (например, Алкеева строфа, Сапфическая строфа, Асклепиадова строфа), или по названию стихов, из которых строфа состоит (например, ионическая строфа, ямбэлегическая строфа).
Виды строф и способы рифмовки
Расположение рифм может быть смежным (ааббвв), перекрестным (абаб), опоясывающим (абба). Самая древняя форма строфы — двустишие (в арабской, ираноязычной и тюркской поэзии — бейт). В пятистишии с двумя рифмами возможны 10 схем рифмовки, из них часто — абааб, реже — абаба. Из шестистиший на три рифмы наиболее употребительны аабввб, абабвв, интересна абаввб. Схемы рифмовки скрепляют строфу и одновременно делают ее гибкой. Этим целям служит умелое сочетание рифменных рядов (абаб…), их завершения кодой (абабвв), задержания (включение стихов, продлевающих ожидание обязательной рифмы: абааб, абаввб). Схема рифмовки связана со схемой клаузул. Некоторые схемы расположения рифм закрепились в качестве «твердых строф», носящих свои названия: сицилиана — восьмистишие с двумя сквозными рифмами (абабабаб); октава — восьмистишие с тремя рифмами, последняя из которых смежна, образуя завершающую коду (абабабвв); спенсерова строфа (абаббабаа); одическая строфа (абабввгддг), онегинская строфа (абабввггдееджж).
Более крупные строфы труднее воспринимаются слухом, хотя были строфы даже по 40 стихов (обычно это сложные строфы, в свою очередь членимые на строфы меньшего объема). Минимальная строфа — двустишие; некоторые стиховеды не признавали строф более 12 стихов (О. Доршен), другие допускали строфу из одного стиха (С. Фурманик).
Кроме этих строф с замкнутыми цепочками рифм, поэзия средневековья выработала и «бесконечную» связь рифм. Например, одна из рифм пронизывает все строфы, что особенно часто в поэзии Востока: двустишия газели, в которых все четные стихи повторяют рифму первого стиха, а нечетные — безрифменны (кроме первого); мусаммат (по схеме: аааааб вввввб гггггб и т. д.). Другой тип — каждая следующая строфа подхватывает одну из рифм предыдущей строфы и в свою очередь передает следующей одну из своих рифм; к этому типу относятся, например, терцины (аба бвб вгв …), которыми написана «Божественная комедия» Данте; сложнейший пример того же типа — строфы трубадура Пьера Раймона Тулузского: 11 стихов на три рифмы в каждой строфе с «подхватом» двух из них в следующей строфе таким образом, что заключительная строфа повторяет в обратном порядке рифмы начальной строфы.
Произведения, в которых все строфы построены по одинаковой схеме, называют равнострофическими.
В античной поэзии метрическте схемы строфы, а у трубадуров средневековья и схемы рифмовки считались собственностью их создателя. Но в дальнейшем они становились достоянием других, а некоторые даже приобретали устойчивую связь с жанром (например, ямбическое десятистишие стало обязательной строфой классической оды).
Строфа — ритмическое целое, в котором ритм каждого стиха подчинен ритмическому движению всей строфы, как показали Б. В. Томашевский, Г. А. Шенгели, Л. И. Тимофеев. В четверостишиях 4-стопного ямба у Пушкина среднее количество ударений на 1-ю строку 3,33, а на последнюю 3,05; в поэме В. Маяковского «В. И. Ленин» на 1-ю строку 3,96 и на 4-ю 3,55: налицо отчетливая тенденция убывания ударений на протяжении строфы (при опоясывающей рифмовке эта тенденция выражена иначе, чем при перекрестной). Построение каждой конкретной строфы отличается от средней статистической, но всегда ритм каждой строки у мастера зависит от ее места в строфе. Исключительно важно интонационно-синтаксическое построение строфы. Ее границы почти всегда обязательны и для границ предложений; случаи междустрофического enjambement редки, несовпадение границы строфы с границей предложения — сильный художественный прием (классический пример в 3-й главе «Евгения Онегина», передающий предельную взволнованность Татьяны перед свиданием с Онегиным). В больших строфах средневековой поэзии различали Aufgesang — «восхождение» и Abgesang — «нисхождение». На сжатой площади малых строф еще важней рассчитанное размещение предложений и их частей в зависимости от их места в строфе.
Интонационно-синтаксические типы строфы чрезвычайно разнообразны. Наиболее отчетливы два «крайних» типа: 1-й — подлежащее и сказуемое главного предложения в начале строфы, а в ее второй половине — придаточные предложения или подчиненные члены главного предложения (преобладает в четверостишиях Пушкина); 2-й — обратный порядок (преобладает в четверостишиях Маяковского).
Соотношения метрической схемы, схемы рифмовки, ритмического течения и интонационно-синтаксического строения открывают неограниченные комбинационные возможности разнообразия и отточенности строфы как единого целого, определяемого стилем и задачей произведения. Строфическое мастерство заключается в умелом сочетании этих линий, в использовании их параллелизма или контрастности (наглядный пример полного синтаксического параллелизма двух рифмующихся стихов: «В синем небе звезды блещут, // В синем море волны хлещут», — «Сказка о царе Салтане» Пушкина). Шестистишие аабввб синтаксически членится у Шиллера преимущественно симметрично ааб/ввб, а у В. Гюго — преимущественно асимметрично (например, аа/бввб). Классический пример эффективного использования всех формальных возможностей сложной строфы — «Евгений Онегин» Пушкина.
Строфы:
Двустишие (дистих) — простейший вид строфы из двух стихов: в античной поэзии — дистих, в восточной — бейт, в силлабической — вирши. Если двустишие образует самостоятельную строфу – это строфическое двустишие. Графически такие двустишия отделяются друг от друга.
Дано мне тело — что мне делать с ним,
Таким единым и таким моим?
За радость тихую дышать и жить
Кого, скажите, мне благодарить?
(Осип Мандельштам)
Нестрофические двустишия входят в состав более сложных строф и определяются по смежному способу рифмовки.
В мире как в море: не спят рыбаки,
Сети готовят и ладят крючки.
В сети ли ночи, на удочку дня
Скоро ли время поймает меня?
(Расул Гамзатов )
Трёхстишие (терцет) — простая строфа из трёх стихов.
В беспечных радостях, в живом очарованье,
О дни весны моей, вы скоро утекли.
Теките медленней в моём воспоминанье.
(А.С. Пушкин)
Четверостишие (катрен) – простая строфа из 4 стихов, самая употребительная в европейской поэзии.
Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела;
Оглянуться не успела,
Как зима глядит в глаза.
(И.А. Крылов)
Пятистишие (квинтет) – строфа из пяти стихов.
Хотя я судьбой на заре моих дней,
О южные горы, отторгнут от вас,
Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз;
Как сладкую песню отчизны моей,
Люблю я Кавказ.
(М.Ю. Лермонтов)
Шестистишие — строфа из шести стихов.
Мороз и солнце; день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный, —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись.
(А.С. Пушкин)
Шестистишие с рифмовкой АВАВАВ — СЕКСТИНА.
Опять звучит в моей душе унылой
Знакомый голосок, и девственная тень
Опять передо мной с неотразимой силой
Из мрака прошлого встаёт, как ясный день;
Но тщетно памятью ты вызван, призрак милый!
Я устарел: и жить и чувствовать — мне лень.
(Л.А.Мей)
Семистишие (септима) — сложная строфа из семи стихов.
— Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Hедаром помнит вся Россия
Про день Бородина!
(М.Ю. Лермонтов)
Восьмистишие (октава) — строфа из 8 стихов с рифмовкой abababcc. Развилась из «страмботто» — строфы итальянских народных песен, представлявшей собой разновидность южноитальянской строфы «сицилианы» (с рифмовкой abababab). Джованни Боккаччо первый использовал октаву как строфу эпической поэмы («Тезеида», «Фьезоланские нимфы»); после этого октава стала традиционной строфой стихотворной эпопеи итальянского и испанского Возрождения (Ариосто, Тассо, Эрсилья, Камоэнс и др.). В других литературах октава долго применялась только в переводах и стилизациях. Лишь в 19 в. Джордж Байрон успешно применил октаву для лирико-сатирической поэмы («Беппо», «Дон Жуан»). Примеру Байрона последовал А. С. Пушкин в «Домике в Коломне»; эта поэма стала образцом для позднейших опытов с русской октавой («Сон статского советника Попова» А. К. Толстого, «Две липки» А. А. Фета и др.). В русском стихосложении октавой пишутся обычно 5-стопным или 6-стопным ямбом, мужские и женские рифмы чередуются. Пример:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдалённые седой зимы угрозы.
(А.С. Пушкин)
Девятистишие (нона) — сложная строфа из 9 стихов.
Отворите мне темницу,
Дайте мне сиянье дня,
Черноглазую девицу.
Черногривого коня.
Дайте раз пор синю полю
Проскакать на том коне;
Дайте раз на жизнь и волю,
Как на чуждую мне долю,
Посмотреть поближе мне…
(М.В. Лермонтов)
Десятистишие (децима) — сложная строфа из 10 стихов.
О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих
И видеть таковых желает,
Каких зовёт от стран чужих,
О ваши дни благословенны!
Дерзайте ныне ободренны
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумов Невтонов
Российская земля рождать
(М.В. Ломоносов)
Одическая строфа – десятистишие с рифмовкой АBАB CC DEED. Одической строфой пишутся торжественной оды. Зародилось в поэзии на рубеже 16—17 вв. во Франции; затем перешло в Германию и в Россию, где традиционно употреблялось в 18 в. в торжественных одах. Одическая строфа — соединение четверостишия с шестистишием по схеме AbAb CCdEEd (прописными буквами обозначаются женские, строчными — мужские рифмы). Вариации этой схемы (изменение порядка рифм) в поэзии 18 в. редки. Писались одические строфы четырехстопным ямбом с соблюдением правила альтернанса, или чередования рифм.
Подай, Фелица! наставленье:
Как пышно и правдиво жить,
Как укрощать страстей волненье
И счастливым на свете быть?
Меня твой голос возбуждает,
Меня твой сын препровождает;
Но им последовать я слаб.
Мятясь житейской суетою,
Сегодня властвую собою,
А завтра прихотям я раб.
(Г. Державин)
Онегинская строфа — строфа из 14 стихов четырехстопного ямба, с рифмовкой AbAb CCdd EffE gg (прописные буквы — женские рифмы, строчные — мужские); создана А. С. Пушкиным для романа в стихах «Евгений Онегин». Ритмически и интонационно распадается на три четверостишия (с перекрестной, парной и охватной рифмовкой) и заключительное двустишие. Композиционно тяготеет к следующему построению: 1-е четверостишие дает тему строфы, 2-е — развитие, 3-е — кульминацию, двустишие — афористическую концовку. Это сложное строение делает онегинскую строфу как бы стихотворением в стихотворении; поэтому онегинская строфа применяется почти исключительно в больших поэтических жанрах с многоплановым развитием сюжета и лирических отступлений. Неоднократно употреблялась в позднейшей русской поэзии («Казначейша» М. Ю. Лермонтова, «Младенчество» В. Иванова и др.), но всякий раз — с ассоциациями, рассчитанными на пушкинскую традицию, пушкинский стих. Пример онегинской строфы:
Итак, она звалась Татьяной.
Ни красотой сестры своей,
Ни свежестью её румяной
Не привлекла б она очей.
Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девушкой чужой.
Она ласкаться не умела
К отцу, ни к матери своей;
Дитя сама, в толпе детей
Играть и прыгать не хотела
И часто целый день одна
Сидела молча у окна.
(А.С. Пушкин)
Балладная строфа — строфа, в которой, как правило, чётные стихи состоят из большего количества стоп, чем нечётные.
Улыбнись, моя краса,
На мою балладу;
В ней большие чудеса,
Очень мало складу.
Взором счастливым твоим,
Не хочу и славы;
Слава – нас учили – дым;
Свет – судья лукавый.
Вот баллады толк моей:
«Лучший друг нам в жизни сей
Вера в провиденье.
Благ зиждителя закон:
Здесь несчастье – лживый сон;
Счастье – пробужденье».
(В.А. Жуковский)
Баллада [от народно-латинского «ballare» — «плясать»] — общее обозначение нескольких различных жанров лирической поэзии, лишь до известной степени представляющих определенные стадии исторического развития одной и той же художественной формы.
- В эпоху расцвета феодальной культуры провансальское «balada», северно-французское «balete» обозначают известную форму плясовой песни с определенной тематикой (восхваление весенней поры и любви, осмеяние «ревнивцев» мужей и т. п.) и слабо выраженными формальными признаками [наличие рефрена, соединенного одной общей рифмой с последней строкой строфы, несколько основных типов строф]. Один из характерных случаев усвоения куртуазной лирикой форм народной поэзии, в данном случае — форм хороводной плясовой песни, связанной с весенней обрядовостью.
- Из Франции и Прованса баллада переходит в Италию (итальянск. «ballata»), освобождаясь от связи с плясовой народной песней и приобретая некоторые новые формальные признаки под влиянием канцоны (изменение строения строфы, устранение рефрена); этой формой пользовались Данте и Петрарка; встречается она и у других поэтов XIII и XIV вв.
- Существенно меняется форма Б. (обозначение «ballade», перенесенное с юга на север Франции, засвидетельствовано с первой половины XIV в.) во французской литературе XIV-XV вв., в период ломки культурных форм феодализма. Характерно прежде всего застывание формы. Обязательными формальными признаками баллады являются: три строфы, сопровождаемые обращением к лицу, которому посвящена баллада; совпадение числа стихов в строфе с числом слогов в стихе; сохранение одних и тех же рифм на протяжении всего стихотворения; обычное расположение рифм по схеме авав | всвС, где С обозначает рефрен. Это канонизирование трудной, требующей большего мастерства, формы идет от аристократических кружков придворных поэтов — носителей замкнутой, законченной и уже лишенной творческого импульса культуры. Формальное совершенство соединяется здесь с застыванием лирической эмоции, непосредственность тематики куртуазной лирики заменяется сухим аллегоризмом. Но наряду с поэтами-аристократами и подражающими им выходцами из других сословий изящной формой Б. овладевают и носители идеологии третьего сословия, влагая в нее совершенно иную тематику — осмеяние куртуазных форм быта и отношений между полами, грубый и примитивный гедонизм, политическую и социальную сатиру, близкую к простонародной дидактике (Ф. Вийон). Необычайно популярная вплоть до середины XVI в., эта форма баллады умирает во второй половине XVI в., с ней ведет борьбу «Плеяда», ее осмеивают теоретики позднейшего времени.
- Французская «ballade» XV в. проникает в английскую лит-ру как подражательная форма, но не укрепляется там. Однако самый термин «ballad» имеет в английском яз. широкое распространение, обозначая форму английской и шотландской народной
поэзии — лирико-эпическую песню с хоровым рефреном. Формальные признаки — наличие (не обязательное) припева, тематически не связанного со строфой.
Со стороны композиции Б. этого жанра характеризуется фрагментарностью изложения, фиксирующего только высшие моменты развития действия и опускающего промежуточные звенья, преобладанием диалога, драматизирующего рассказ. Со стороны тематики — преобладанием трагических сюжетов, связанных с несчастной любовью, кровавой местью, предательством, убийством и обычно переносящих действие в полусказочное средневековье. Со стороны эмоциональной — мрачным, меланхолическим или зловещим лирическим тоном повествования. Выбор героев — людей простого звания, горожан, иногда ремесленников «добрых» разбойников — позволяет определить те социальные круги, эстетической потребности которых удовлетворяла Б. этого типа. - Тематические и эмоциональные особенности англо-шотландской баллады послужили причиной ее широкого проникновения в письменную лит-ру почти всех европейских народов со второй половины XVIII в. «Народная» и средневековая тематика Б. удовлетворяла националистическим и «архаизирующим» тенденциям этих течений, ее лирический тон — потребности в жуткой фантастике. Общая разорванность композиции, гиперболизм, лиризм и трагизм ощущались особенно ярко как контраст к тематике и формам «гармонического классицизма». Распространение Б. влечет за собой постепенное стирание особенностей жанра.
В русской литературе появление баллад связано с традицией сентиментализма и романтизма конца XVIII — начала XIX в. Первой русской Б. считается «Громвал» Г. П. Каменева, но особую популярность она приобретает благодаря В. А. Жуковскому, сделавшему достоянием русского читателя лучшие Б. Гёте, Уланда, Саути, Шиллера, Вальтер-Скотта, балладная традиция не замирает в продолжение всего XIX в.: Пушкин («Песнь о вещем Олеге», «Утопленник», «Бесы»), Лермонтов («Воздушный корабль», «Русалка»), но после утверждения в русской лит-ре народнического реализма сохраняется преимущественно у поборников «чистого искусства» [Ал. К. Толстой], в новейшее время — у символистов [Брюсов].
Сонет
Сонет — стихотворение из 14 строк, разделенных на два 4-стишия (катрена) и два 3-стишия (терцета) в катренах повторяются только 2 рифмы, в терцетах — 2 или 3. Расположение рифм допускает много вариантов наиболее устойчивы два типа:
- «французский» — катрены по схеме abba abba, терцеты по схеме ccd eed или ccd ede.
Из многочисленных условных правил, разработанных теоретиками сонета, наиболее общепризнаны два:
Английский сонет строится по схеме «4+4+4+2» .
Сравню ли я тебя с весенним днем?
Спокойней ты, нежнее и милее.
Но ветром майский цвет на смерть влеком
И лето наше мига не длиннее.
Небесный глаз то блещет без стыда.
То скромно укрывается за тучей
Прекрасное уходит навсегда,
Как рассудил ему природы случай.
Но твой не завершится ясный день,
Ему не страшны никакие сроки
Ты в смертную не удалишься тень,
В бессмертные мои отлитый строки.
Пока дышать и видеть нам дано,
Живёт мой стих — и ты с ним заодно.
Терцина (лат. terzа rima — третья рифма) — 3-стишная строфа из непрерывной цепи тройных рифм ABА BCB CDC («Божественная комедия» Данте).
В начале жизни школу помню я
Там нас детей беспечных было много
Неровная и резвая семья.Смиренная, одетая убого,
Но видом величавая жена
Над школою надзор хранила строго…
Триолет — восьмистишие с рифмовкой АВАА АВAB , где стихи А и В повторяются как рефрены. Употреблялся в легкой поэзии 15-18 вв.
Ты промелькнула, как виденье,
О, юность, быстрая моя,
Одно сплошное заблужденье!
Ты промелькнула, как виденье,
И мне осталось сожаленье,
И поздней мудрости змея.
Ты промелькнула, как виденье -
О, юность быстрая моя!
(К. Бальмонт)
Рондо — стихотворение в 15 строк с рифмовкой AABBA, ABBС, AABBAС (C — нерифмующийся рефрен, повторяющий первые слова 1-й строки). Популярно в поэзии барокко и рококо.
В начале лета, юностью одета,
Земля не ждёт весеннего привета,
Но бережёт погожих, тёплых дней,
Но расточительная, всё пышней
Она цветёт, лобзанием согрета.
И ей не страшно, что далёко где-то
Конец таится радостных лучей,
И что недаром плакал соловей
В начале лета.
Не так осенней нежности примета:
Как набожный скупец, улыбки света
Она сбирает жадно, перед ней
Не долог путь до комнатных огней,
И не найти вернейшего обета
В начале лета.
Сицилиана — восьмистишие с перекрёстной рифмой АБАБАБАБ.
——
——
——
—
Наиболее употребительная строфа в античной поэзии. Имитировалась в тоническом стихосложении.
Алкеева строфа — строфа античного стихосложения из 4-х логаэдов с устойчивым чередованием различных метров.
Королевская строфа — семистишие с системой рифмовки АББААВВ.
Нетождественные строфы — строфы с неупорядоченным чередованием четверостиший с различной рифмовкой, клаузулами и пр.
Строфоиды — строфы с различным количеством стихов. Например, чередование 4-стиший с 5-стишиями, 6-стишиями и т.д.
Астрофизм — стихотворение, в котором нет симметричного деления на строфы, что расширяет интонационно синтаксическое звучание стихотворения и даёт поэту больше композиционной свободы. Астрофизм применяется в баснях, детских стихах, повествовательных поэтических произведениях. Астрофические стихи — стихи без упорядоченного разделения на строфы.
Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и паучок
И медведица!Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит!
Синтаксически-интонационная законченность строфы
Еще с времен Средневековья в европейской поэзии строфа определяется как группа стихов, которая является единицей деления данного стихотворного текста. В графическом выражении строфа в стихотворном тексте выполняет функцию абзаца.
Строфа имеет основные и второстепенные признаки.
Основные признаки строфы:
- графическая обособленность
- постоянное количество стихов (если этого нет, то можно говорить только как о стихотворном абзаце)
- смысловая законченность
- синтаксическая завершенность
- интонационная завершенность
Если присутствует нарушение интонационной и синтаксической завершенности, то это называется междустрофный анжанбеман.
05.03.2016, 84076 просмотров.