Словообразовательная пара — это два однокоренных слова, одно из которых является производящим, а второе производным непосредственно от него с помощью словообразовательной морфемы (морфем).
Чтобы понять, что такое словообразовательная пара, укажем, что нужно учитывать, чтобы назвать два слова этим термином. Из двух однокоренных лексем можно составить пару, если между ними существует словообразовательная мотивация.
Словообразовательная мотивация
Большинство слов современного русского языка являются производными от других лексем. Слова могут быть словообразовательно мотивированными (производными) и немотивированными (непроизводными). Непроизводные слова не образованы от других слов. Их невозможно определить через посредничество других слов:
- стол
- стена
- зеленый
- красный
Непроизводные слова являются простыми. Их основа чаще всего включает только корень:
красный — корень/окончание
Многие непроизводные глаголы имеют более сложную основу, состоящую из корня и суффикса:
- пилить
- сказать
- хотеть
- веять
В русском языке постоянно происходит обновление лексического состава. От однокоренных слов образуются новые лексемы. Значение производного слова можно объяснить с помощью производящего:
настольный — это «находящийся на столе«;
лесник — это «человек, охраняющий лес«.
Основа производного (мотивированного) слова называется производной, а основа производящего (мотивирующего) слова является производящей.
Таким образом, производные слова в языке являются вторичными. Они образуются непосредственно от производящих основ однокоренных лексем с помощью различных словообразовательных аффиксов (приставок, суффиксов, приставок и суффиксов, постфиксов и пр.) Учитываем, что в основу не входят формообразующие суффиксы и окончания.
Основные способы словообразования | Примеры |
---|---|
1. Приставочный |
прилететь → лететь |
2. Суффиксальный |
темнота → темный |
3. Приставочно-суффиксальный |
безработица → работать |
4. Бессуффиксный |
переход → переходить |
5. Сложение: |
телефон-автомат → телефон, автомат |
6. Слияние (образование слов из словосочетаний) |
малопригодный → мало, пригодный |
7. Переход из одной части речи в другую |
больной (сущ.) → больной (ребенок), |
Между производным и производящим словом всегда существует словообразовательная мотивация.
Выяснив значение этих терминов, определим, что такое словообразовательная пара.
Какие слова составляют словообразовательную пару?
Каждое производное слово имеет свою пару, которую составляет ему производящая (мотивирующая) лексема:
Понаблюдав, как образуются однокоренные слова друг от друга, можно сделать вывод, что такое словообразовательная пара.
Определение
Словообразовательная пара — это два однокоренных слова, одно из которых является производящим (мотивирующим), второе — производным (мотивированным) непосредственно от него.
Как определить производящее слово?
Чтобы составить словообразовательную пару, необходимо к исследуемому производному слову подобрать мотивирующее слово. Этим словом, как правило, является однокоренная лексема, самая близкая единица языка, которая лучше всего подходит к производному слову по смыслу и по форме. В этом поиске учитываем, что производное слово обычно является более сложным по составу и отличается от производящего однокоренного слова одной-двумя словообразовательными морфемами.
Понаблюдаем:
- слон → слонёнок;
- бежать → убежать;
- побелить → побелка;
- снег → подснежник;
- цвет → соцветие.
Каждое производное слово имеет одно производящее слово. Производящее слово может составлять пару нескольким производным словам:
- земля → земляной;
- земля → земелька;
- земля → приземлить;
- земля → заземлить.
Если расположить по порядку однокоренные слова, учитывая их мотивацию и постепенность образования, получим словообразовательную цепочку. Началом её служит исходное, чаще всего непроизводное мотивирующее слово, которое называют вершиной словообразовательного гнезда:
камень → каменеть → окаменеть → окаменелый → окаменелость
белый → белить → побелить → побелка
греть → подогреть → подогревать → подогреватель
При словообразовательном анализе часто ошибаются, неверно выбрав производящее (мотивирующее) слово. Составляя словообразовательную пару нередко выбирают один из членов цепочки, игнорируя постепенность словообразования.
К примеру, не являются членами словообразовательной пары лексемы:
Слово «быть» является производящим для глагола «убыть», а следующим в цепочке укажем существительное «убыток»:
Из этих слов можно составить две словообразовательные пары:
- быть → убыть;
- убыть → убыток.
Значит, производящее слово может быть непроизводным (быть) и производным (убыть).
Чтобы не совершать ошибок при составлении словообразовательных пар, учитываем некоторые закономерности образования новых лексем.
Закономерности словообразования
1. существительные, обозначающие овеществленное качество, отвлеченный признак, образуются от однокоренных имен прилагательных:
- злой → злость;
- синий → синь;
2. существительные, обозначающие процесс, результат действия, образуются от соответствующих бесприставочных и приставочных глаголов как с помощью материально обозначенных суффиксов, так и с использованием нулевого суффикса:
варить → варенье [эн’й’э]
3. существительные, обозначающие лиц женского пола, образуются от однокоренных слов, называющих лиц мужского пола, даже при равноправной мотивации:
- болтун → болтунья [й’а];
- скрипач → скрипачка;
- приёмщик → приёмщица;
- художник → художница;
4. бесприставочный глагол несовершенного вида образуем от бесприставочного глагола совершенного вида:
- (что сделать?) повторить → (что делать?) повторять;
- ответить → отвечать;
5. приставочные глаголы несовершенного вида образуются от однокоренных приставочных глаголов совершенного вида:
- обезболить → обезболивать;
- созреть → созревать .
6. наречия и слова категории состояния с суффиксом -о/-е образуются от однокоренных бесприставочных и приставочных качественных прилагательных:
- блестящий ответ → ответил блестяще;
- ветреный день → ветрено;
- безветренный вечер → безветренно;
- безошибочный вариант → безошибочно написать.
План словообразовательного разбора
Поупражняемся, какая словообразовательная пара составлена правильно. Найдем ошибки в словообразовательных цепочках.
Тест
А. Производящее и производное слово объединены правильно в парах:
- скорый — ускорить;
- номер — номерок;
- грязь — грязноватый;
- построить — постройка;
- светлый — светлеть;
- верхушка — верхушечный;
- фасовать — фасовочный;
- делать — недоделанный;
- трудный — затруднение;
- родной — родственный.
Б. Укажите номера слов, составляющих словообразовательную пару:
- гримировать — гримировочный;
- пять — впятером;
- стройка — перестройка;
- болтать — болтливый;
- зимовать — зимовка;
- шутить — шуточка;
- замарать — замарашка;
- глубокий — углубить;
- певун — певунья;
- черствый — почерстветь.
В. Какая словообразовательная пара составлена правильно?
- море — приморский;
- жестко — жестковатый;
- ежиха — ежонок;
- жизнь — жизненный;
- буксир — буксировка;
- семеро — всемером;
- знание — знаток;
- подготовить — подготовительный;
- заземлить — заземление;
- лечение — лечебный.
Г. Укажите номера рядов слов с правильно составленной словообразовательной цепочкой:
- говорить → говор → говорок;
- голос → голосование → голосовать;
- ходить → ход → выходить;
- играть → выиграть → выигрыш → выигрышный;
- сосенка → сосновый → сосняк;
- лист → листва → лиственный → лиственница;
- зима → зазимовать → зимовка;
- чары → очаровать → очаровательный;
- городить → перегородить → перегородка → перегородочный;
- стрелять → стрельба → стрельбище.
Словообразовательная пара – два слова, связанные отношениями словообразовательной мотивации. То есть это два однокоренных слова, одно из которых является производящим, а второе производным непосредственно от него с помощью словообразовательной морфемы (морфем).
Чтобы понять, что такое словообразовательная пара, укажем, что нужно учитывать, чтобы назвать два слова этим термином. Из двух однокоренных лексем можно составить пару, если между ними существует словообразовательная мотивация. Приведем примеры словообразовательных пар слов, принадлежащих к разным частям речи.
Содержание
- Основные понятие словообразовательной пары
- Словообразовательная мотивация
- Какие слова составляют словообразовательную пару?
- Как определить производящее слово?
- Закономерности словообразования
- План словообразовательного разбора
Основные понятие словообразовательной пары
В языке постоянно образуются новые слова на базе уже имеющихся. Все слова языка можно разделить на производные и непроизводные.
- Производные слова — это такие слова, которые образованы от других однокоренных слов. Например: прилагательное ночной образовано от существительного ночь; существительное читатель образовано от глагола читать.
- Непроизводные слова — это те, которые не образованы от какого-либо другого однокоренного слова, существующего в языке. Основа таких слов — непроизводная: ночь, стол. Например, стол — слово непроизводное, то есть в современном русском языке нет слова, от которого было бы образовано это существительное.
Непроизводная основа обычно включает только корень, хотя иногда непроизводная основа может включать, помимо корня, суффикс, реже — префикс: брат, ночь, стен‑а, окн‑о.
Например, основа глагола читать (чита-) включает корень чит- и глагольный суффикс ‑а-. Но данное слово не образовано ни от какого другого однокоренного слова. Поэтому слово и его основа являются непроизводными.
Слово, от которого образовано производное слово, называется производящим (или мотивирующим). Например, существительное ночь является производящим (мотивирующим) словом для прилагательного ночной, глагол читать — производящее слово для существительного читатель.
Группа производного слова и производящего слова (производящих слов) образует словообразовательную пару: ночь → ночной; читать → читатель.
Сложные слова имеют две и более производящие основы: семь лет → сем-и-лет-н-ий; носΟ, рогΟ → нос-о-рог.
Производящая основа может включаться в производную как в полном виде (например: за-жиг-а-ть → за-жиг-а-лк‑а), так и в усечённом виде (например: рез-а-ть → рез-к‑а — усекается глагольный суффикс ‑а-).
При образовании производного слова может наблюдаться наложение морфем: одинаковые части конца производящей основы и начала суффикса накладываются друг на друга, в результате устраняются повторы звуков (и букв) на стыке морфем.
Например, в паре: берёз‑а → берез-няк — наложения морфем нет (конечные звуки производящей основы берёз- и суффикса ‑ник не совпадают), а в паре: сосн‑а → сос-няк — конечный согласный производящей основы н (сосн-) и начальный согласный суффикса н (-няк) совпадают и накладываются друг на друга.
Совокупность всех однокоренных слов, расположенных с учётом последовательности их образования, называют словообразовательным гнездом. Возглавляет словообразовательное гнёздо исходное слово, или вершина словообразовательного гнезда
Словообразовательная пара (производящее слово → производное слово) — это минимальная единица словообразовательного гнезда.
Помимо пары в словообразовательном гнезде можно выделить словообразовательную цепь (или цепочку) — это ряд однокоренных слов, связанных между собой отношениями непосредственной производности:
- соль → солить → засолить → засолка;
- соль → соляной → солянка → соляночка;
- соль → солить → пересолить → пересаливать → пересаливание.
Члены словообразовательной пары — производные слова (производные основы) и производящие слова (производящие основы) — связаны по значению и формально.
Это интересно: Какие бывают стили текста — определение и примеры.
Словообразовательная мотивация
Большинство слов современного русского языка являются производными от других лексем. Слова могут быть словообразовательно мотивированными (производными) и немотивированными (непроизводными). Непроизводные слова не образованы от других слов. Их невозможно определить через посредничество других слов:
- стол
- стена
- зеленый
- красный
Непроизводные слова являются простыми. Их основа чаще всего включает только корень:
- красный — корень/окончание;
- стол — корень/окончание.
Многие непроизводные глаголы имеют более сложную основу, состоящую из корня и суффикса:
- пилить
- сказать
- хотеть
- веять
В русском языке постоянно происходит обновление лексического состава. От однокоренных слов образуются новые лексемы. Значение производного слова можно объяснить с помощью производящего:
- стол → настольный
настольный — это «находящийся на столе»;
- лес → лесник
лесник — это «человек, охраняющий лес».
Основа производного (мотивированного) слова называется производной, а основа производящего (мотивирующего) слова является производящей.
Таким образом, производные слова в языке являются вторичными. Они образуются непосредственно от производящих основ однокоренных лексем с помощью различных словообразовательных аффиксов (приставок, суффиксов, приставок и суффиксов, постфиксов и пр.) Учитываем, что в основу не входят формообразующие суффиксы и окончания.
Основные способы словообразования | Примеры |
---|---|
1. Приставочный |
прилететь → лететь |
2. Суффиксальный |
темнота → темный |
3. Приставочно-суффиксальный |
безработица → работать |
4. Бессуффиксный |
переход → переходить |
5. Сложение: |
телефон-автомат → телефон, автомат |
6. Слияние (образование слов из словосочетаний) |
малопригодный → мало, пригодный |
7. Переход из одной части речи в другую |
больной (сущ.) → больной (ребенок), |
Между производным и производящим словом всегда существует словообразовательная мотивация.
Выяснив значение этих терминов, определим, что такое словообразовательная пара.
Это интересно: Разбор слова по составу, или морфемный разбор слов, — выделение частей, из которых слово состоит.
Какие слова составляют словообразовательную пару?
Каждое производное слово имеет свою пару, которую составляет ему производящая (мотивирующая) лексема:
- белый → беловатый;
- запевать → запевала;
- заря → зарница;
- громкий → громко .
Понаблюдав, как образуются однокоренные слова друг от друга, можно сделать вывод, что такое словообразовательная пара.
Словообразовательная пара — это два однокоренных слова, одно из которых является производящим (мотивирующим), второе — производным (мотивированным) непосредственно от него.
Как определить производящее слово?
Чтобы составить словообразовательную пару, необходимо к исследуемому производному слову подобрать мотивирующее слово. Этим словом, как правило, является однокоренная лексема, самая близкая единица языка, которая лучше всего подходит к производному слову по смыслу и по форме.
В этом поиске учитываем, что производное слово обычно является более сложным по составу и отличается от производящего однокоренного слова одной-двумя словообразовательными морфемами.
Понаблюдаем:
- слон → слонёнок ;
- бежать → убежать ;
- побелить → побелка;
- снег → подснежник ;
- цвет → соцветие.
Каждое производное слово имеет одно производящее слово. Производящее слово может составлять пару нескольким производным словам:
- земля → земляной;
- земля → земелька;
- земля → приземлить;
- земля → заземлить.
Если расположить по порядку однокоренные слова, учитывая их мотивацию и постепенность образования, получим словообразовательную цепочку. Началом её служит исходное, чаще всего непроизводное мотивирующее слово, которое называют вершиной словообразовательного гнезда:
- камень → каменеть → окаменеть → окаменелый → окаменелость;
- белый → белить → побелить → побелка;
- греть → подогреть → подогревать → подогреватель.
При словообразовательном анализе часто ошибаются, неверно выбрав производящее (мотивирующее) слово. Составляя словообразовательную пару нередко выбирают один из членов цепочки, игнорируя постепенность словообразования.
К примеру, не являются членами словообразовательной пары лексемы:
убыток — быть
Слово «быть» является производящим для глагола «убыть», а следующим в цепочке укажем существительное «убыток»:
быть → убыть → убыток
Из этих слов можно составить две словообразовательные пары:
- быть → убыть ;
- убыть → убыток .
Значит, производящее слово может быть непроизводным (быть) и производным (убыть).
Чтобы не совершать ошибок при составлении словообразовательных пар, учитываем некоторые закономерности образования новых лексем.
Закономерности словообразования
1. существительные, обозначающие овеществленное качество, отвлеченный признак, образуются от однокоренных имен прилагательных:
- злой → злость ;
- синий → синь ;
2. существительные, обозначающие процесс, результат действия, образуются от соответствующих бесприставочных и приставочных глаголов как с помощью материально обозначенных суффиксов, так и с использованием нулевого суффикса:
- восхитить → восхищение;
- варить → варенье [эн’й’э];
- платить → плат а;
- ожидать → ожидание [й’э];
- обменять → обмен ;
- уколоть → укол ;
3. существительные, обозначающие лиц женского пола, образуются от однокоренных слов, называющих лиц мужского пола, даже при равноправной мотивации:
- болтун → болтунья [й’а] ;
- скрипач → скрипачка;
- приёмщик → приёмщица;
- художник → художница;
4. бесприставочный глагол несовершенного вида образуем от бесприставочного глагола совершенного вида:
- (что сделать?) повторить → (что делать?) повторять;
- ответить → отвечать;
5. приставочные глаголы несовершенного вида образуются от однокоренных приставочных глаголов совершенного вида:
- обезболить → обезболивать;
- созреть → созревать .
6. наречия и слова категории состояния с суффиксом ‑о/-е образуются от однокоренных бесприставочных и приставочных качественных прилагательных:
- блестящий ответ → ответил блестяще ;
- ветреный день → ветрено ;
- безветренный вечер → безветренно ;
- безошибочный вариант → безошибочно написать.
План словообразовательного разбора
Типичной ошибкой при словообразовательном анализе является неправильный выбор производящего (мотивирующего слова). Очень часто, составляя словообразовательную пару, учащиеся в качестве производящего слова избирают вершину всего словообразовательного гнезда или один из членов словообразовательной цепочки.
При составлении словообразовательной пары рассматриваются два слова, из которых одно непосредственно связано с другим словообразовательными отношениями.
Например, для производного слова пересолить нельзя в качестве производящего рассматривать существительное соль или прилагательное солёный, поскольку данные существительное и прилагательное не связаны непосредственно с производным глаголом.
Производящим для глагола пересолить является бесприставочный глагол солить (солить → пересолить).
В русском языке возможны случаи, когда производящая и производные основы равны по сложности. В этом случае на первый план выходит мотивированность по значению.
Например, в паре: агит-ирова-ть — агит-атор — основы равны по сложности (включают корень и суффикс). Но по значению существительное сложнее глагола (значение существительного мотивировано значением глагола). Поэтому глагол признаётся производящим, а существительное — производным: агитировать → агитатор («лицо, которое агитирует»).
Тема непростая, но если постараться, то вы легко будете находить словообразовательные пары.
Приведите примеры таких пар. СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПАРА — это такие два слова, из которых одно образовано непосредственно от другого. Слово, от которого образовано новое слово, является производящим (или мотивирующим), а само новое слово является производным (или мотивированным). Например: белый — белить, волос — волосатый, пять — пятеро, топтать — вытоптать, цыган — цыганенок, крыло — окрылить, стол — настольный, стонать — постанывать, Есть словообразовательные пары и у сложных слов. Например: остроглазый образовано от прилагательного острый и существительного глаз; белоголовый — от прилагательного белый и существительного голова. Каждое простое производное слово имеет свое, только одно производящее слово, то есть образует с ним одну пару. Поэтому словообразовательных пар столько, сколько есть производных слов. А одно производящее слово может иметь при себе несколько производных, то есть оно может входить в несколько пар. Например, производящее слово голова образует несколько словообразовательных пар: голова — головастый, голова — безголовый, голова — поголовно, голова — головушка. Или слово черепаха образует пары со словами черепашка, черепаший, черепаховый. Видно, что производящее слово является как бы пассивным членом пары, его подыскивают себе в пару производные слова. Поэтому словообразовательные пары следует определять по производным словам, а не по производящим. автор вопроса выбрал этот ответ лучшим Rogneda 4 года назад Что такое словообразовательная пара, можно понять, если учитывать, что многие слова русского языка являются производными от других слов. Каждое производное слово образовано от производящей однокоренной лексемы с помощью какой-либо словообразовательной морфемы: приставки автор — соавтор; кто — некто; что — ничто; суффикса укрепить — укрепление; победить — победитель; тягать — тягач; приставки и суффикса береза — подберезовик; ухо — наушник; шея — ошейник и т. д. Важно найти самое близкое производящее слово, чтобы правильно определить словообразовательную пару. Чаще всего производное и производящее слово различаются только одной морфемой, с помощью которой образовано новое слово. Исходя из этих размышлений, сделаем вывод: Словообразовательная пара — это два однокоренных слова, одно из которых является производящим, а другое производным от него. Примеры словообразовательных пар лед — ледяной; серебро — серебряный; поздний — поздно; конь — конница; лыжа — лыжник; украсить — украшение; восхитить — восхищение; удивить — удивление. Ксюшенька 8 лет назад Примеры словообразовательных пар:
Примеры словообразовательных пар раскрывают, что же такое словообразовательная пара. Словообразовательная пара — это однокоренные слова, состоящие из производящего слова ( ночь ) и производного слова ( ночной ), которые связаны между собой словообразовательными отношениями ( дарить — передарить ). Производящая основа всегда легче, проще, чем производящая ( поить ), а на производную основу уже идет «наращивание» морфем, в данном случае морфемы —пере— ( перепоить ). Агафья 4 года назад Пара слов, между которыми существуют взаимоотношения словообразовательной мотивации, называются словообразовательной парой. Основное (исходное) слово является мотивирующим, другой член пары (более сложный) называется мотивируемым. Примеры словообразовательных пар: козёл (мотивирующее)-козлёнок (мотивируемое), по формальному признаку козлёнок сложнее, потому что включает суффикс -ёнок, семантически козлёнок тоже сложнее, так как подразумевается компонент «детёныш». гора (мотивирующее)-гористый (мотивируемое). цена (мотивирующее)-равноценный, бесценный-слова мотивируемые. Краснота ← красн(ый) + от(а). kellymilena более года назад В системе русского языка есть четко определенный, подчиняющийся правилам, процесс создания новых слов. Происходит это на базе уже существующих структурных единиц языка. Самая маленькая единица имеет название — -словообразовательная пара. Состоит она из пары, имеющих общий корень, слов. Однокоренными, проще говоря, являются, с одним и тем же корнем, близкие по смыслу слова. При этом производящим является одно из них, а второе с помощью словообразовательной морфемы становится производным от него непосредственно. Примеры: писать — писатель, стол -настольный, заря-зарница. дольфаника 7 лет назад Если в паре слов , основное слово и новое образовавшееся, есть связь, то это называется словообразовательное значение. То есть для образования словообразовательной пары нужно, чтобы от одного слова образовалось новое слово. Основное слово производит другое слово, пара из основного и производного слов Чтение — читать. Учить — учитель. Мастер — мастерица. На примере основного слова вдохновлять можно составить словообразовательные пары с этими частями речи вдохновлять — вдохновение вдохновлять — вдохновенно и другие владсандрович 4 года назад Такой парой слов, являются два слова, при связи которых, первое слово, образует от себя второе, а потому его в русском языке принято именовать как производящее слово. Ну а что касается второго слова, то раз оно произвелось из первого, то его и называют — производным. Например возьмем такие пары слов: спор — спорный. хороший — хорошеть. город — городской. Словообразовательные пара — это два слова, где одно происходит от второго, являясь более сложным по структуре. Например:
Попросту говоря, словообразовательные слова — это слова однокоренные, то есть состоящие из производящего слова, например, день, и производного — дневной. Или еще примеры: пешеход — ходить потемнеть — темнеть веселый — повеселить смелый — осмелеть В общем, смысл должен быть понятен. Знаете ответ? |
Узнаем, что такое словообразовательная пара, определив, что её составляют производящее (мотивирующее) и производное слово. Приведем 30 примеров пар слов.
Словообразовательная пара — это два однокоренных слова, одно из которых является производящим, а второе производным от него с помощью словообразовательной морфемы (морфем).
Основные понятие словообразовательной пары
[su_divider top=»no» divider_color=»#3498db» size=»4″]
В языке постоянно образуются новые слова на базе уже имеющихся. Все слова языка можно разделить на производные и непроизводные.
- Производные слова — это такие слова, которые образованы от других однокоренных слов. Например: прилагательное НОЧНОЙ образовано от существительного НОЧЬ; существительное ЧИТАТЕЛЬ образовано от глагола ЧИТАТЬ.
- Непроизводные слова — это те, которые не образованы от какого-либо другого однокоренного слова, существующего в языке. Основа таких слов — непроизводная: НОЧЬ, СТОЛ. Например, СТОЛ — слово непроизводное, то есть в современном русском языке нет слова, от которого было бы образовано это существительное.
Непроизводная основа обычно включает только корень, хотя иногда непроизводная основа может включать, помимо корня, суффикс, реже — префикс: БРАТ, НОЧЬ, СТЕН-А, ОКН-О.
Например, основа глагола ЧИТАТЬ (ЧИТА-) включает корень ЧИТ- и глагольный суффикс ‑А-. Но данное слово не образовано ни от какого другого однокоренного слова. Поэтому слово и его основа являются непроизводными.
Слово, от которого образовано производное слово, называется производящим (или мотивирующим). Например, существительное НОЧЬ является производящим (мотивирующим) словом для прилагательного НОЧНОЙ, глагол ЧИТАТЬ — производящее слово для существительного ЧИТАТЕЛЬ.
Группа производного слова и производящего слова (производящих слов) образует словообразовательную пару: НОЧЬ → НОЧНОЙ; ЧИТАТЬ → ЧИТАТЕЛЬ.
Сложные слова имеют две и более производящие основы: СЕМЬ ЛЕТ → СЕМ-И-ЛЕТ-Н-ИЙ; НОСО, РОГО → НОС-О-РОГ.
Производящая основа может включаться в производную как в полном виде (например: ЗА-ЖИГ-А-ТЬ → ЗА-ЖИГ-А-ЛК-А), так и в усечённом виде (например: РЕЗ-А-ТЬ → РЕЗ-К-А — усекается глагольный суффикс ‑А-).
При образовании производного слова может наблюдаться наложение морфем: одинаковые части конца производящей основы и начала суффикса накладываются друг на друга, в результате устраняются повторы звуков (и букв) на стыке морфем.
Например, в паре: БЕРЁЗ-А → БЕРЕЗ-НЯК — наложения морфем нет (конечные звуки производящей основы берёз- и суффикса ‑ник не совпадают), а в паре: СОСН-А → СОС-НЯК — конечный согласный производящей основы Н (СОСН-) и начальный согласный суффикса Н (-НЯК) совпадают и накладываются друг на друга.
Совокупность всех однокоренных слов, расположенных с учётом последовательности их образования, называют словообразовательным гнездом. Возглавляет словообразовательное гнёздо исходное слово, или вершина словообразовательного гнезда
Словообразовательная пара (производящее слово → производное слово) — это минимальная единица словообразовательного гнезда.
Помимо пары в словообразовательном гнезде можно выделить словообразовательную цепь (или цепочку) — это ряд однокоренных слов, связанных между собой отношениями непосредственной производности:
- СОЛЬ → СОЛИТЬ → ЗАСОЛИТЬ → ЗАСОЛКА;
- СОЛЬ → СОЛЯНОЙ → СОЛЯНКА → СОЛЯНОЧКА;
- СОЛЬ → СОЛИТЬ → ПЕРЕСОЛИТЬ → ПЕРЕСАЛИВАТЬ → ПЕРЕСАЛИВАНИЕ.
Члены словообразовательной пары — производные слова (производные основы) и производящие слова (производящие основы) — связаны по значению и формально.
Словообразовательная мотивация
[su_divider top=»no» divider_color=»#3498db» size=»4″]
Большинство слов современного русского языка являются производными от других лексем. Слова могут быть словообразовательно мотивированными (производными) и немотивированными (непроизводными). Непроизводные слова не образованы от других слов. Их невозможно определить через посредничество других слов:
- СТОЛ
- СТЕНА
- ЗЕЛЕНЫЙ
- КРАСНЫЙ
Непроизводные слова являются простыми. Их основа чаще всего включает только корень:
- КРАСНЫЙ — корень/окончание;
- СТОЛ — корень/окончание.
Многие непроизводные глаголы имеют более сложную основу, состоящую из корня и суффикса:
- ПИЛИТЬ
- СКАЗАТЬ
- ХОТЕТЬ
- ВЕЯТЬ
В русском языке постоянно происходит обновление лексического состава. От однокоренных слов образуются новые лексемы. Значение производного слова можно объяснить с помощью производящего:
- СТОЛ → НАСТОЛЬНЫЙ
настольный — это «находящийся на столе«;
- ЛЕС → ЛЕСНИК
лесник — это «человек, охраняющий лес«.
Основа производного (мотивированного) слова называется производной, а основа производящего (мотивирующего) слова является производящей.
Таким образом, производные слова в языке являются вторичными. Они образуются непосредственно от производящих основ однокоренных лексем с помощью различных словообразовательных аффиксов (приставок, суффиксов, приставок и суффиксов, постфиксов и пр.) Учитываем, что в основу не входят формообразующие суффиксы и окончания.
Основные способы словообразования | Примеры |
1. Приставочный | ПРИЛЕТЕТЬ → ЛЕТЕТЬ ПРИГОРОД → ГОРОД ДОНЫНЕ → НЫНЕ |
2. Суффиксальный | ТЕМНОТА → ТЁМНЫЙ РЫБНЫЙ → РЫБА БОРОНИТЬ → БОРОНА |
3. Приставочно-суффиксальный | БЕЗРАБОТИЦА → РАБОТАТЬ УДОЧЕРИТЬ → ДОЧЬ ОЦЕПИТЬ → ЦЕПЬ |
4. Бессуффиксный | ПЕРЕХОД → ПЕРЕХОДИТЬ |
5. Сложение: 1) целых слов 2) основ слов с помощью соединительных гласных о, е 3) основ и присоединения суффикса 4) сокращенных частей слов 5) начальных букв или звуков |
ТЕЛЕФОН-АВТОМАТ → ТЕЛЕФОН, АВТОМАТ ХЛЕБОЗАВОД → ХЛЕБ, ЗАВОД ЧЕРНОМОРЕЦ → ЧЁРНОЕ МОРЕ ЗАРПЛАТА→ ЗАРАБОТАННАЯ ПЛАТА ВУЗ → ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ |
6. Слияние (образование слов из словосочетаний) | МАЛОПРИГОДНЫЙ → МАЛО, ПРИГОДНЫЙ |
7. Переход из одной части речи в другую | БОЛЬНОЙ (сущ.) → БОЛЬНОЙ (РЕБЕНОК), ДЕТСКАЯ (сущ.) → ДЕТСКАЯ (КОМНАТА) |
Между производным и производящим словом всегда существует словообразовательная мотивация.
Как определить производящее слово?
[su_divider top=»no» divider_color=»#3498db» size=»4″]
Чтобы составить словообразовательную пару, необходимо к исследуемому производному слову подобрать мотивирующее слово. Этим словом, как правило, является однокоренная лексема, самая близкая единица языка, которая лучше всего подходит к производному слову по смыслу и по форме. В этом поиске учитываем, что производное слово обычно является более сложным по составу и отличается от производящего однокоренного слова одной-двумя словообразовательными морфемами.
Понаблюдаем:
- СЛОН → СЛОНЁНОК;
- БЕЖАТЬ → УБЕЖАТЬ;
- ПОБЕЛИТЬ → ПОБЕЛКА;
- СНЕГ → ПОДСНЕЖНИК;
- ЦВЕТ → СОЦВЕТИЕ.
Каждое производное слово имеет одно производящее слово. Производящее слово может составлять пару нескольким производным словам:
- ЗЕМЛЯ → ЗЕМЛЯНОЙ;
- ЗЕМЛЯ → ЗЕМЕЛЬКА;
- ЗЕМЛЯ → ПРИЗЕМЛИТЬ;
- ЗЕМЛЯ → ЗАЗЕМЛИТЬ.
Если расположить по порядку однокоренные слова, учитывая их мотивацию и постепенность образования, получим словообразовательную цепочку. Началом её служит исходное, чаще всего непроизводное мотивирующее слово, которое называют вершиной словообразовательного гнезда:
- КАМЕНЬ → КАМЕНЕТЬ → ОКАМЕНЕТЬ → ОКАМЕНЕЛЫЙ → ОКАМЕНЕЛОСТЬ;
- БЕЛЫЙ → БЕЛИТЬ → ПОБЕЛИТЬ → ПОБЕЛКА;
- ГРЕТЬ → ПОДОГРЕТЬ → ПОДОГРЕВАТЬ → ПОДОГРЕВАТЕЛЬ.
При словообразовательном анализе часто ошибаются, неверно выбрав производящее (мотивирующее) слово. Составляя словообразовательную пару нередко выбирают один из членов цепочки, игнорируя постепенность словообразования.
К примеру, не являются членами словообразовательной пары лексемы:
- УБЫТОК — БЫТЬ
Слово «БЫТЬ» является производящим для глагола «УБЫТЬ», а следующим в цепочке укажем существительное «УБЫТОК»:
- БЫТЬ → УБЫТЬ → УБЫТОК
Из этих слов можно составить две словообразовательные пары:
- БЫТЬ → УБЫТЬ;
- УБЫТЬ → УБЫТОК.
Значит, производящее слово может быть непроизводным (БЫТЬ) и производным (УБЫТЬ).
Чтобы не совершать ошибок при составлении словообразовательных пар, учитываем некоторые закономерности образования новых лексем.
Закономерности словообразования
1. существительные, обозначающие овеществленное качество, отвлеченный признак, образуются от однокоренных имен прилагательных:
- ЗЛОЙ → ЗЛОСТЬ;
- СИНИЙ → СИНЬ;
2. существительные, обозначающие процесс, результат действия, образуются от соответствующих бесприставочных и приставочных глаголов как с помощью материально обозначенных суффиксов, так и с использованием нулевого суффикса:
- ВОСХИТИТЬ → ВОСХИЩЕНИЕ;
- ВАРИТЬ → ВАРЕНЬЕ [эн’й’э];
- ПЛАТИТЬ → ПЛАТА;
- ОЖИДАТЬ → ОЖИДАНИЕ [й’э];
- ОБМЕНЯТЬ → ОБМЕН;
- УКОЛОТЬ → УКОЛ;
3. существительные, обозначающие лиц женского пола, образуются от однокоренных слов, называющих лиц мужского пола, даже при равноправной мотивации:
- БОЛТУН → БОЛТУНЬЯ [й’а] ;
- СКРИПАЧ → СКРИПАЧКА;
- ПРИЁМЩИК → ПРИЁМЩИЦА;
- ХУДОЖНИК → ХУДОЖНИЦА;
4. бесприставочный глагол несовершенного вида образуем от бесприставочного глагола совершенного вида:
- (что сделать?) ПОВТОРИТЬ → (что делать?) ПОВТОРЯТЬ;
- ОТВЕТИТЬ → ОТВЕЧАТЬ;
5. приставочные глаголы несовершенного вида образуются от однокоренных приставочных глаголов совершенного вида:
- ОБЕЗБОЛИТЬ → ОБЕЗБОЛИВАТЬ;
- СОЗРЕТЬ → СОЗРЕВАТЬ.
6. наречия и слова категории состояния с суффиксом -О/-Е образуются от однокоренных бесприставочных и приставочных качественных прилагательных:
- БЛЕСТЯЩИЙ ОТВЕТ → ОТВЕТИЛ БЛЕСТЯЩЕ;
- ВЕТРЕНЫЙ ДЕНЬ → ВЕРЕТЕНО;
- БЕЗВЕТРЕННЫЙ ВЕЧЕР → БЕЗВЕТРЕННО;
- БЕЗОШИБОЧНЫЙ ВАРИАНТ → БЕЗОШИБОЧНО НАПИСАТЬ.
План словообразовательного разбора
[su_divider top=»no» divider_color=»#3498db» size=»4″]
1. | Поставьте слово в начальную форму. |
2. | Укажите основу слова и определите является ли оно производным. |
3. | Для производного слова подберите словообразовательную пару (слово, от которого непосредственно образовано разбираемое слово). |
4. | Укажите основу в производящем слове. |
5. | Укажите словообразовательные приставки, суффиксы, постфиксы (если они есть). |
6. | Укажите способ образования слова. |
Видеоурок по теме: Словообразовательная пара, словообразовательная цепочка и гнездо
[su_divider top=»no» divider_color=»#3498db» size=»4″]
Словообразовательная пара – два
слова, связанные отношениями
словообразовательной мотивации:
-
дрессировать
→ дрессировка‘действие по глаголу дрессировать’; -
цена
→ бесценный‘не имеющий цены’; -
холм
→ холмистый‘имеющий холмы’.
Общая для производного и производящего
слова часть называется производящей
базой:
-
слепнуть
←слеп
(ой) + ну(ть); -
синева
← син‘(ий)
+ ев(а).
Понятие производящая базашире
понятия производящая основа,
т.к. производящей базой могут быть не
только основы словоформ, но и
-
целые
слова: цвести → от-цвести, -
словосочетания:
глубоко уважаемый → глубокоуважаемый, -
сочетание
нескольких основ: свобод-+о+люб-+-ив
(ый), -
сочетание
основы и слова: сух-+о+фрукты, -
сокращенные
части слов: заведующий лабораторией
→ завлаб.
Производящая база в производном слове
часто сочетается со словообразовательным
формантом. Словообразовательный
формантпредставляет собой наименьшее
в формальном и семантическом отношении
словообразовательное средство, которым
производное слово отличается от
производящего:
-
лисий
← лис-(а) + ий;
словообр. формант –
суффикс —ий +
смена системы флексий
сущ. на
систему флексий
притяжат. прилагат.; -
заоблачный
← за-
+ облак- (о) + -н(ый);
словообр. формант –
конфикс за-
…-н-
+ сменапарадигмы.
Словообразовательный формант может
состоять из однойилинесколькихморфем. Он может быть непрерывным или
прерывным [Русская грамматика, с. 134,
СРЯШ, с. 64–66].
Словообразовательный формант выражает
словообразовательное значение–обобщенное значение ряда мотивированных
словс одним и тем же формантом,
отличающее все эти слова от их мотивирующих.
При установлении словообразовательного
значения отвлекаются от конкретных
лексических значений слов, ср.:
-
‘производитель
действия, названного основой’ (-тель), -
‘относящийся
к тому, что названо производящей основой’
(-н-, -ов-:
лес-н-ой, парк-ов-ый), -
‘невзрослость’
(-онок)…[ЭРЯ, с. 501].
3.2. Словообразовательная цепочка
Словообразовательная цепочка–
это ряд однокоренных слов, находящихся
в отношениях последовательной
мотивированности.
Напр., глагол учитьмотивирует
существительноеучитель, а оно в
свою очередь мотивирует словоучительница:
-
учить
→ учитель → учительница [ЭРЯ, с. 501].
Слова учитьиучительсвязаны
отношениями непосредственной
производности, аучить иучительница– опосредованной.
Начальным, исходным звеном цепочки
являетсянемотивированное слово.
Чем дальше от исходного слова цепочки
входящее в нее мотивированное слово,
тем вышеступень его мотивированности
(словопроизводства). Напр.,мотивированность– слово 3 ступени мотивированности:
-
мотив
→ мотивировать1 →
мотивированный2 →
мотивированность3.
3.3. Словообразовательная парадигма
Между однокоренными словами существуют
не только отношения последовательной
производности, но и отношения совместнойпроизводности (кодеривации).
Совокупность всех производных одного
производящего, находящихся на одной
ступени словопроизводства, представляет
собой словообразовательную парадигму.
Члены одной словообразовательной
парадигмы (кодериваты) противопоставлены
друг другу своимисловообразовательными
значениями:
виноград-ин(а)– ‘единичность’
виноград → виноград-ник
– ‘место’
виноград-арь
– ‘лицо’
виноград—н(ый)– ‘признак’.
В отличие от словообразовательной
цепочки, словообразовательная парадигма
не включаетслово, от которого
образованы все ее члены [СРЯ, с. 334;
СРЯШ, с. 84–85].
Соседние файлы в папке 4. Грамматика
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #