МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДОНЕЦКОЙ
НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА
№48 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
БИБЛИОТЕЧНЫЙ
УРОК:
«СОСТАВЛЕНИЕ
СПИСКА ЛИТЕРАТУРЫ. БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ»
Подготовила:
Заведующий библиотекой
Людмила
Николаевна Строева
Донецк
— 2021
Тема: «Составление
и оформление списка использованной литературы. Библиографическое описание
документов.»
Цель урока:
углубление, расширение и систематизация теоретических и практических знаний учащихся
9-11 классов.
Задачи урока:
Обучающая:
продолжить знакомить учащихся с рекомендациями по составлению списка
используемой литературы;
Развивающая: продолжить
формировать умения по библиографическому описанию документов, включенных в
список используемых материалов.
Воспитательная:
повысить навыки самостоятельной работы, уметь применять полученные знания на
практике.
Место проведения:
классная комната
Оборудование:
тетради, ручки, литература для описания, газеты, журналы, словарь
иностранных слов.
Ход урока:
1. Организационный
момент
Учиться в школе не просто. Нужно не только
активно работать на уроке, выполнять ежедневные домашние задания, читать много
дополнительной литературы, но и писать самостоятельные письменные работы,
разные по объёму и форме. В процессе своего умственного труда школьник создает
новый информационный продукт: доклад, реферат, выступление , рецензию.
2. Сообщение
темы и цели
Различные формы письменных работ имеют
свои отличительные особенности, а вот к оформлению предъявляются определенные
требования. Я хочу помочь вам овладеть умением правильно оформить вашу
письменную работу. Мы научимся грамотно составлять список использованных
источников, составлять библиографическое описание документа, оформлять цитаты и
ссылки.
3. Изучение
библиотечно-библиографического материала
3.1 .Оформление
списка.
Список является обязательной частью
реферата, курсовой. То как составлен список показывает умение учащегося
применять на практике знания, полученные при изучении соответствующего
материала.
В список включаются библиографические
сведения об использованных при подготовке работы источниках. Рекомендуется также
включать библиографические записи на цитируемые в тексте работы документы. Список
использованных источников обязателен для любой самостоятельной письменной
работы, кроме сочинения. Помещается он всегда в конце работы после основного
текста. В качестве заглавия используются такие варианты: «Список литературы»,
«Список использованных источников», «Литература», «Библиографический список», и
т.д. В список обычно включают от трех до 10 источников. В зависимости от объёма
выполненной работы их может быть больше.
В начале списка располагаются (если есть)
законы, указы, законодательные акты (в алфавитном порядке). Дальше — остальные
печатные источники в алфавитном порядке по фамилии автора или названия если
автор не указан. В конце списка электронные ресурсы (также в алфавитном порядке).
Независимо от компоновки использованных источников, нумерация сплошная (от
первого до последнего названия). Перед фамилией автора или названием источника
ставится порядковый номер арабскими цифрами с точкой, затем через пробел —
начало записи.
Например:
1. Волшебное
2. и
т. д.
Источники информации располагаются в
строго алфавитном порядке. При составлении списка надо ориентироваться не
только на заглавную букву но и на последующие.
Например:
1. Светин
2. Светлов
3. Смоляков
Если авторы однофамильцы, то на инициалы.
Например:
1. Полевой
Б.Н.
2. Полевой
Н.А.
Если несколько книг одного автора,то после
фамилии автора в алфавите названий.
Например:
1. Симонов К.М. Живые и мертвые
2. Симонов К.М. Солдатами не рождаются
Если книга без указания автора, она
располагается в общем списке в соответствии с алфавитом по названию.
Если в списке есть литература на
иностранном языке, она располагается после книг на русском.
3.2.
Библиографическое описание.
Список используемой литературы
должен быть выполнен в соответствии с ГОСТ Р 7.0.100-2018. Называется он
«Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и
правила составления».
Что же такое «Библиографическое
описание»? Библиографическое описание – это совокупность сведений о ресурсе,
приведенное по определенным правилам, которые устанавливает стандарт, и
необходимая для характеристики документа и его поиска. Элементы
библиографического описания приводят в определённой последовательности и
отделяют друг от друга соответствующими разделительными знаками.
Почти все сведения о книге
находятся на титульном листе или на обороте титульного листа. Как же составить
библиографическую запись для списка использованных источников? Для списка
литературы используется краткое библиографическое описание, поэтому достаточно
усвоить некоторые основные правила.
Основная схема описания книги:
Фамилия , (запятая) инициалы (через
точку) автора. Название произведения (без кавычек) : (двоеточие)
Сведения, относящиеся к названию (если есть) / (косая черта) повторяются
инициалы и фамилия автора ( авторов или составителей) . — (точка и тире)
Сведения об издании ( номер, дополнения и т.д.) .- (точка и тире) Место
издания (город, где была издана книга) .: ( точка и двоеточие) Название
издательства (без кавычек) , (запятая) Год издания (без буквы «г»).-Общее
количество страниц или номера страниц , если использовалась часть книги : (двоеточие)иллюстрации
. – (основное заглавие серии)
Знаки предписанной пунктуации:
.- точка
и тире
. точка
,
запятая
:
двоеточие
; точка
с запятой
/ косая
черта
// две
косые черты
( )
круглые скобки
[ ]
квадратные скобки
До и после предписанных знаков
пунктуации (но не грамматических ! ) ставится пробел. Исключение точка и
запятая — пробел оставляют только после них.
Сокращения применяют осторожно, только
общепринятые и не в основных сведениях.
Нельзя сокращать название книги.
Место издания пишется сокращенно только
когда это Москва (М.) или Санкт Петербург (СПб.), с точкой после записи. Все
остальные п о л н о с т ь ю.
В начале описания делается отступ.
Для списка литературы название издательства
можно не включать в описание. При этом, если вы решите не писать название
издательства, этому надо следовать в описаниях всех источников. В конце каждого
описания источника ставится точка.
Давайте рассмотрим примеры описания
источников.
Пример описания книги одного автора:
Резник, Ю.М. Социология: учебное пособие/
Ю.М.Резник.- 2-е изд., испр. и доп.- М.: Наука, 2003.- 525с.
Пример описания книги двух авторов:
Перепелица, В. Я. Как написать дипломную
работу/ В. Я. Перепелица, Н. А. Резник. – 2-е изд.- Ростов-на-Дону: Феникс,
2003.- 128с.
Точно также описываются книги трех
авторов.
Если авторов больше трёх, описание
делается под заглавием, а за косой чертой приводятся фамилии авторов в таком
порядке:
В книге четырёх авторов за косой чертой /
могут быть указаны все авторы или только первый с пометкой в квадратных
скобках [и др.]
В книге пяти и более авторов могут быть
приведены один или три автора с пометкой в квадратных скобках [и др.]
Пример описания книги четырёх авторов:
Формирование информационной культуры
личности в библиотеках и информационных учреждениях : учебно-методическое
пособие / Н. И. Гендина [и др.] .- 2-е изд., перераб. — М.: Школьная
библиотека, 2003. – 296 с.
Если известен только редактор или
составитель, то описание делается на заглавие и за косой чертой пишется: /
ред. Ю. Д. Балабан или / сост. О. Ю. Тараш.
Пример описания книги под составителем:
Обо всем на свете. Литература:
энциклопедия / авт.- сост. Н. В. Чудакова; худож. Е. В. Гальдяева . – М. , 2007
. – 387 с.
Сведения о других людях , причастных к
изданию:
Если есть художники, переводчики, то они
записываются после фамилий авторов и составителей, а сведения о них разделяются
точкой с запятой ( ; )
Правила описания закона, указа:
Конституция Российской Федерации.- М.:
Приор ,2001 .-32 с.
При описании части источника ( сборник
разных авторов ) используется такая схема описания:
Богданов, А. Между стеной и бездной :
Леонид Андреев и его творчество / А. Богданов; вступ. ст. // Андреев Л. Н.
Собрание сочинений : в 6 т. Т. 1. – М. , 1990 . – с. 5– 40.
При описании статьи из газеты или журнала
используется общая схема описания составной части, в которую включаются
некоторые элементы.
Схема описания статьи из журнала,
(газеты):
Автор. Заглавие // Название журнала ( или
газеты) .- Год выхода (год выпуска газеты) .- № журнала ( дата выпуска или №
газеты) .- Страницы, на которых помещена публикуемая статья.
Пример описания статьи из журнала:
Гросов, А. Русский язык в моей семье //
Ровесники .- 2021 . — № 7-8 . – С. 30-31.
Пример описания статьи из газеты:
Дедицкая, Н. Волшебное царство хлеба //
Донецкое время . – 2021 . – 27 октября . – С.4.
Кроме печатных источников при подготовке
письменной работы используются и другие источники информации, которые получили
название «электронные ресурсы»
Пример описания электронного ресурса :
Арапова, Н. Неузнанные «братья» [Электронный
ресурс] / Н. Арапова // URL : http : // www. nk . ru / archive
/ articles
/ 636 / sph
. — ( дата обращения : 28.10.2021)
При написании любой письменной работы вы
пользуетесь цитатами, которые заключаете в кавычки и делаете ссылку на
источник. В ссылках при описании источника . – (точку и тире ) заменяют
. (точкой)
Принято пользоваться тремя вариантами.
— После цитаты в
квадратных скобках указывается номер книги из списка использованной литературы,
помещенного в конце работы и страница из которой взяты слова автора. Пример :
«Микросхемы и микропроцессоры заменяют тысячи транзисторов.» [4, С.47] где, 4 –
порядковый номер цитируемого произведения в списке, а 47 – страница на которой
расположена цитата в источнике.
— Сведения об источнике
приводятся сразу после цитаты в круглых скобках. Пример: « Код- это шифр.
Полосковый код- это шифр, состоящий из полосок» (Зарецкий, А.В. Энциклопедия
профессора Фортрана: для детей младшего школьного возраста/ А. В. Зарецкий и
др. – М. : Просвещение, 1991. – С. 126 )
— Цитатам, которые
приводятся в тексте, присваиваются порядковые номера, и в конце страницы под
чертой указываются соответствующие источники.
4. Закрепление
материала
Раздать ученикам разные
источники для описания. Сосед по парте проверяет правильность выполнения
задания.
Заранее подготовить на
отдельных листах различные виды библиографического описания с ошибками и
предложить учащимся найти и исправить ошибки.
5. Рефлексия
Был ли интересным
сегодняшний урок? ( Ответы детей)
Насколько доступно была
изложена информация? (Ответы детей)
6. Подведение
итогов работы
Ребята, сегодня мы
учились составлять список использованной литературы и правилам
библиографического описания используемых источников. Если вы будете правильно
выполнять все рекомендации ,то в результате у вас получится грамотно
оформленный цитатами интеллектуальный продукт, а также пронумерованный ,
составленный по алфавиту сначала печатных, а затем электронных источников
,список .
7. Список
использованной литературы:
1. ГОСТ
Р 7.0.100-2018.Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие
требования и правила составления . – введ. 2019- 07- 01. – М . : Стандартинформ,
2018. – 70 с.
2. Голубева,
Е.И. О работе с книгой : подсказки для старшеклассников / Е.И. Голубева .- М .
: РГДБ, 2004 . – 24 с.
3. Савина,
И. А. Методика библиографического описания : практическое пособие . – М . :
Либерия- Бибинформ , 2007 . – 144 с .
Библиотечный урок
Тема: «Правила написания реферата»
Цель урока: Научить студентов правилам написания реферата.
Задачи:
- Ознакомить студентов с основными правилами написания реферата.
- Формировать навыки самостоятельного анализа и оценки информации.
- Применять теоретические знания на практике.
Материалы и оборудование: компьютер, проектор, доска, презентация, листы бумаги, ручки
ХОД УРОКА
1. Теоретическая часть
Реферат – это самостоятельная работа, в ходе которой происходит аттестация обучающегося. Студенту дается тема для исследования, он определяет цели и задачи, отражает свои взгляды на проблему, логически излагает материал.
К написанию реферата предъявляются определенные требования, которые автор должен в обязательном порядке соблюдать.
Главные задачи написания реферата
Студенту дается задание написать реферат с целью демонстрирования им своих достижений, которые будут получены в ходе исследования темы. Также в работе студент показывает свое умение проявлять оценочные знания, высказывать свое мнение по поводу рассматриваемой проблемы, грамотно излагать теоретическую часть, делать выводы и ставить задачи и цели.
Студент в ходе написания работы должен:
— правильно сформулировать тему реферата, если, конечно, преподаватель не задал работу на конкретно заданную тематику;
— по заданной теме работы необходимо грамотно подобрать материал, который необходим для полного понимания и изложения;
— материал, который будет использован для написания работы, должен отражать суть темы;
— при написании введения необходимо написать обоснование выбора конкретной темы реферата;
— если в работе приводятся высказывания авторов, то нужно сделать сноску с пометкой на название литературы и ее составителя;
— излагать материал в реферате нужно последовательно, один абзац должен являться продолжение другого;
— ни в коем случае нельзя допускать орфографические, пунктуационные и стилистические ошибки, нечеткие формулировки;
— для написания реферата следует брать современные издания, возраст которых не превышает 5 лет;
— крайне важно грамотно оформить реферат.
Какие требования предъявляются к оформлению работы?
Написание реферата требует придерживаться и требований, которые предъявляются к его оформлению:
— текст пишется на листах формата А4;
— шрифт для написания работы должен быть черного цвета, Times New Roman размером 12-14пт.;
— междустрочный интервал задается полуторный;
— необходимо сделать отступы, где верхние и нижние поля будут равны 2см, левое поле -3 см, правое -10 см;
— каждый абзац должен начинаться с красной строки, отступ который задается 1,25 см;
— текст выравнивается по ширине, а названия глав пишутся посередине;
— недопустимо переносить слова;
— после написания названия глав и заголовков точка не ставится;
— обязательно проставить нумерацию страниц арабскими цифрами в центре нижней части листа;
— по объему реферат не должен превышать 20 страниц;
— каждая новая глава работы обязательно должна начинаться с чистого листа.
Структура реферата
Каждый реферат имеет четко определенную структуру:
— титульный лист, который оформляется в соответствии с требованиями учебного заведения;
— содержание, где прописываются все главы и номера страниц, на которых они расположены;
— введение – это часть работы, где автор указывает цели, задачи, актуальность выбранной темы;
— основная часть, в которой излагается материал по теме;
— в заключительной части работы прописываются выводы, сравнения, высказывается точка зрения на рассматриваемую проблему;
— в самом конце прописывается список литературы и источников, которые были изучены при написании реферата;
— приложения, если таковые имеются.
Что может содержать приложение?
Будет весьма интересно узнать, что может содержать приложение. Итак, это могут быть:
— иллюстрации, предназначенные для легкого восприятия темы и носящие вспомогательный характер;
— таблицы, где прописаны цифровые данные;
— прочие материалы, которые дополняют работу, но в силу различных причин автор не смог их внести в основную часть реферата.
Стоит заметить, что наличие приложения – это дополнительный плюс к работе, но если их использование нецелесообразно, то они не к чему.
Как только реферат будет написан, автор должен прочитать его полностью пару раз. Это необходимо для того, чтобы определить и обнаружить имеющиеся ошибки и недочеты, которые еще можно исправить. К тому же полное прочтение работы поможет запомнить материал и при защите реферата, автор сможет легко и просто ответить на все вопросы преподавателя.
Все перечисленные выше требования к написанию реферата не так уж и сложны, как может показаться на первый взгляд. Просто нужно их внимательно изучить и выполнить во время составления работы.
2. Практическая часть
Студентам предлагается выбрать тему реферата, обосновать выбор темы, определить цели и задачи работы, представить план раскрытия темы реферата. (Работа в малых группах).
Библиотечный урок «Некоторые правила составления списка использованной литературы и оформления ссылок, сносок к реферату»
Цель урока: дать основы библиографической записи.
I стадия вызова
(5 минут)
Вопросы:
- Давайте подумаем: реферат, который вы пишете в школе, вторичный документ или первичный?
- Что такое первичный документ? А вторичный? Бывает ли первичный и вторичный документ в музыке? Живописи?
- Нужно ли указывать оригинал, послуживший источником для создания вторичного продукта?
- Сегодня мы попробуем сделать библиографическое описание источника для списка использованной литературы.
II. Стадия осмысления
(15 минут)
Все учащиеся делятся на группы. Каждая группа получает книгу или журнал. Им предлагается, советуясь в группах, сделать библиографическое описание (запись) книги так, как они это сейчас представляют правильным (на доске или на листе ватмана – крупно, чтобы потом всем было видно).
После этого начинаем изучать текст, в котором даются основные правила библиографической записи, оформления ссылок и сносок (см. приложение). Читаем текст и записываем в тетрадь то, что не знали раньше. Если есть возможность дать текст каждому, то лучше, чтобы они пока отмечали на полях текста значками (+, –, ?,).
III. Стадия рефлексии
(25 минут)
Правим свою запись в соответствии с полученной информацией.
Совместными усилиями определяем порядок размещения получившихся записей в алфавитном порядке.
Каждый получает свой комплект для описания: книгу и журнал, из которого надо описать статью; листок бумаги, на котором нужно его сделать и пронумеровать две записи в порядке алфавита.
Записи собираются, после урока проверяются и раздаются учащимся для ознакомления со своими успехами в усвоении темы.
Приложение
Некоторые правила оформления списка литературы и ссылок
Для того чтобы при подготовке реферата составление списка использованной литературы не стоило вам большого труда, сразу же записывайте сведения о каждом источнике, который вам понадобился.
- Фиксируйте: кто автор, название, выходные данные; общее количество страниц, если вы переработали всю книгу, или те страницы, на которых расположен интересующий вас раздел.
- Если источник информации – журнал, то кроме автора и заголовка статьи запишите еще название журнала, год издания и номер. А также страницы, на которых напечатана статья.
Использование чужих мыслей требует выполнения определенных требований.
Употребление цитат без кавычек и указания автора является плагиатом, то есть незаконным присвоением результата чужого интеллектуального труда и нарушением авторских прав, а также показывает несостоятельность пишущего реферат, его низкую информационную культуру.
Даже если вы пересказываете чужую мысль своими словами, укажите ее автора и отделите тем самым его мнение от своего, даже если вы с ним согласны.
В этом и есть суть работы по созданию реферата: излагать содержание трудов специалистов в процессе рассмотрения какой-либо темы, сопоставляя их мнения и высказывая свое.
В тексте реферата (как и в любой другой письменной работе) цитата заключается в кавычки и делается библиографическая ссылка на источник. Возможны варианты оформления:
- В скобках указывается номер книги из списка использованной при написании статьи литературы, помещенного в конце работы, и страница, с которой взяты слова автора. Он очень удобен для пишущего реферат: занимает мало места, экономит время. Хотя, если уже в конце работы вы находите новую книгу, которую хотите процитировать, придется вставлять ее в свой список в порядке алфавита (тем самым сбивая прежний порядок) и исправлять номера во всех ваших предыдущих ссылках.
- Источник называется на том же листе, где расположена цитата. Такая ссылка дается внизу страницы под чертой и называется сноской. В конце цитаты ставится звездочка (звездочки) или используются порядковые номера (1,2,3 и так далее). Порядковые номера более удобны читающему, т.к. нет необходимости все время заглядывать в список литературы. Но зато он доставляет хлопоты при вставлении в уже готовую страницу новых материалов: цитата может переехать на следующий лист, нужно все время следить, чтобы сама ссылка осталась на одной странице с цитатой и т.д.
- Сведения об источнике приводятся сразу после цитаты в скобках. Может быть, это удобный способ, но вам придется включать сведения об одной и той же книге несколько раз: столько, сколько раз вы возьмете из нее цитату, и еще – повторить эти же сведения в списке использованной литературы.
Во всяком случае, уже в начале работы вам необходимо определиться: каким вариантом вы будете пользоваться, чтобы реферат был выполнен в единой манере.
Нередко в подтверждение каких-либо положений в реферат помещаются иллюстрации: фотографии, рисунки, карты, чертежи и т.д., которые обозначаются как «рисунки». Все они имеют общую нумерацию. Подпись под каждым рисунком начинается с его номера («Рис. 1» или «Рис. 8»), потом дается название иллюстрации и, если вы ее автор – укажите это, или сообщите, откуда она взята.
Таблицы также имеют свою нумерацию, общую для всей работы, но номер указывается над заголовком самой таблицы с правой стороны.
Когда возникает необходимость обратиться к рисунку или таблице, в тексте делается ссылка (рис. 2) или (табл. 4), если они находятся на этой же странице. В случае вынесения таких материалов в приложение, указывается страница, на которой можно найти данные рисунки или схемы (см. с. 16, рис. 3).
Наклеивание на листы работы каких-либо картинок и схем считается признаком «дурного тона». «Желательно, чтобы все рисунки были выполнены самим автором реферата. Если это невозможно, в тексте работы или под каждым рисунком должно быть указано, кто именно является его исполнителем». (Кулев А. В. Как написать и оформить реферативную работу / А. В. Кулев // Биология в школе. – 1995. – № 2. – С. 34.)
Теперь у нас на очереди список использованной литературы. Он обязателен для любой самостоятельной письменной работы учащегося, кроме сочинения.
Библиографическая запись имеет много тонкостей, но вам достаточно усвоить самые основные правила.
- Почти все сведения о книге можно найти на титульном листе.
- Если вы в процессе изучения отобранной вами литературы делали пометки, о которых говорилось в самом начале этого урока, то вам нужно будет только расположить все эти сведения в определенном порядке.
Сначала пишутся фамилия и инициалы автора, если он один. Далее следует название произведения. Если существует какой-либо подзаголовок (например: «Учебное пособие» или «Роман в стихах»), то его записывают после названия, поставив между ними двоеточие. Кавычек не ставят. Фамилия автора повторяется после заголовка за косой чертой.
Если у произведения два или три автора и они все значатся на титульном листе, то библиографическое описание начнет фамилия первого автора, а после сведений о заголовке ставится косая черта, за которой указываются все авторы.
В книге четырех авторов за косой чертой могут быть указаны все авторы или первый со словами «[и др.]». В книге пяти и более авторов могут быть приведены один или три автора со словами «[и др.]».
Если известен только составитель или редактор издания, то после заголовка, за косой чертой пишется «/ ред. Ю. А. Иванов» или «/ сост. О. М. Петров». (Сведения о редакторах и составителях чаще всего следует искать на обороте титульного листа.) Если есть и другие сведения о людях, причастных к изданию, которые важны для вашей работы (художник, переводчик), то они записываются далее, а сведения о них разделяются точкой с запятой. После всех сведений об авторстве ставим точку и тире.
Если издание, с которым вы работали, выходило в свет не первый раз, то на титульном листе есть указание на номер издания. Сообщите об этом в описании. Например: «3-е изд., перераб. и доп.» или «2-е изд.». Далее опять ставьте точку и тире.
Теперь укажите место издания, поставьте точку, если название города сокращено, и двоеточие перед названием издательства. Потом ставится запятая и указывается год издания. Например: «СПб. : Нева, 2001», и снова – точка и тире.
Затем следует указание общего количества страниц книги, если вы перерабатывали ее всю, или номера страниц, на которых находится использованный вами раздел. В конце описания ставится точка.
В нашей библиотеке есть брошюра «Библиографическое описание для каталогов и картотек», в котором приведены примеры библиографических записей.
Далее все источники информации нужно расставить в алфавитном порядке фамилий авторов произведений и названий сборников.
Обратите внимание, что нужно ориентироваться не только на начальную букву, но и на первый слог, а то и на инициалы однофамильцев. Например, Толстой Л. Н. должен занять место после Толстого А. Н., Стельмах пойдет перед Стругацким, Королева – после однофамильца-мужчины и т.д. Книга без указания автора располагается в соответствии с алфавитом по названию в общем списке.
Расставив все строго по алфавиту, пронумеруйте. (Адреса сайтов, электронные носители указываются по окончании перечня традиционных источников.)
Теперь ваш список готов. Желательно, чтобы он содержал не менее пяти источников.
Библиография
Блинков А. Д. О проведении школьного выпускного экзамена по геометрии в форме защиты рефератов / А. Д. Блинков, Д. В. Прокопенко // Завуч. – 1998. – № 5. – С. 68–78.
Волков Ю. Г. Как написать диплом, курсовую, реферат / Ю. Г. Волков. – 2-е изд. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2003. – 127 с.
Гендина Н. И. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях / Н. И. Гендина, Н. И. Колкова, И. Л. Скипор, Г. А. Стародубцева. – М. : Школьная б-ка, 2002. – С. 122–134.
Иоффе А. Долой лотерею из двадцати билетов: Школьный реферат и проблемы его написания / А. Иоффе // Учительская газета. – 1989 – № 45. – С. 17.
Кулев А. В. Как написать и оформить реферативную работу / А. В. Кулев // Биология в школе. – 1995. – № 2. – С. 33–35.
Лазаревич К. Как писать научную работу / К. Лазаревич // Библиотека в школе. – 2002. – № 10. – С. 18–19.
Лернер П. Написать и защитить, а не вырезать и склеить : Советы работающим над рефератом / П. Лернер // Библиотека в школе. – 2003. – № 1. – С. 9.
Мостаева Л. В. Требования к подготовке реферата / Л. В. Мостовая // Преподавание истории в школе. – 1999. – № 8. – С. 61.
Пантелеева И. К. Как написать реферат / И. К. Пантелеева // География в школе. – 2004. – № 1. – С. 70–72.
Пунский В. О. Азбука учебного труда : Книга для учителя / В. О. Пунский. – М. : Просвещение, 1988. – 144 с.
Резник А. Б. Еще об ученическом реферате / А. Б. Резник // Преподавание истории в школе. – 1990. – № 2. – С. 121–123.
Реферат по обществоведению // Преподавание истории и обществоведения в школе. – 2001. – № 2. – С. 19–20.
Энциклопедический словарь юного историка : Всеобщая история для среднего и старшего школьного возраста. – М., 1994. – С. 18–19.
Эхо Ю. Письменные работы в вузах / Ю. Эхо. – М. : Инфра, 2002. – 126 с.
Елена Ивановна Коптяева – зав. библиотекой Октябрьской СОШ № 2, руководитель пресс-центра, редактор газеты «Школа», п. Октябрьский, Архангельская обл.
Написание любой
научной работы, будь то курсовая работа, реферат или диплом, предполагает сбор
информации из самых разных источников. На финальном этапе написания работы,
наряду с оформлением содержания осуществляется оформление списка
литературы, из которой собиралась информация в ходе исследования. Оперативным
данный процесс быть не может априори, т.к. необходимо соблюсти ряд нюансов и
обязательных к выполнению условий.
Библиография – красноречивое свидетельство
подкованности автора в теме научной работы и истинности проведенного им
исследования. Квалифицированный специалист сможет без труда определить,
насколько работа нова, актуальна, а также узнать суть разработки, и провести её
анализ. Рассмотрим параметры оформления подробнее, приведя примеры описаний для
основных видов источников.
Заполнение списка литературы источникам
Оформляя
реферат, курсовую работу, выпускную квалификационную работу озаглавить список
литературы – первичная задача, сравнимая с созданием чистого текстового
документа. Все обработанные информационные источники необходимо свести в единый
список, но прежде стоит понять, какая литература должна туда попасть.
Рассматривая библиографию следует обращать внимание на следующие источники:
Наиболее современные (не старее 5 лет от момента
проведения исследования).
Источники последних 10-20 лет издания – не
более 30% от общего числа в списке литературы. Если конкретное исследование
имеет современную историю, то неразумно задействовать более старую информацию.
При их внесении в список литературы стоит
учесть ряд нюансов:
Источники значительной давности применяются
наравне с современными при условии, что их содержание полностью соответствует
теме исследования.
Каждый источник
в обязательном порядке упоминается в работе при помощи сноски (библиографической
ссылки).
Максимальную
научную ценность для исследования составляют: журнальные статьи, монографии,
выборки из статистики и прочие специализированные материалы по теме работы.
Учебники и пособия менее ценны в данном плане.
Любые законы и акты
должны представляться в последней своей редакции с указанием даты и источника
их первой публикации.
Количественное
требование к оформлению списка литературы предполагает наличие:
10 и более
источников при написании реферата,
25 и более
источников при написании курсовой работы ,
40 и более
источников при написании дипломной работы (ВКР).
Источники
распределяются по алфавиту.
Дополнительные
условия размещения представлены в ГОСТ 7.1-2003.
Помимо
алфавитного порядка размещения источников стоит учесть нюансы распределения
литературы в списке по типовой принадлежности.
Первыми
указываются нормативно-правовые акты. Затем вносятся научные источники, учебные
пособия и ссылки на Интернет-ресурсы.
Оформление списка
литературы
Описание
книги одного автора:
Смирнова,
Е. О. Детская психология [Текст]: учебник для вузов /Е. О. Смирнова. – 3-е
изд., перераб. – СПб.: Питер, 2012. – 298 с. – (Учебник для вузов).
Описание
книги двух авторов:
Микляева,
Н. В. Дошкольная педагогика. Теория воспитания [Текст]: учебное пособие / Н. В.
Микляева, Ю. В. Микляева. – 2-е изд., испр. – М.: Академия, 2012. – 208 с. –
(Бакалавриат).
Описание
книги трёх авторов:
Панкратов,
Ф. Г. Основы рекламы [Текст]: учебник для вузов / Ф. Г. Панкратов, Ю. К.
Баженова, В. Г. Шахурин. – 13-е изд., перераб. и доп. – М.: Дашков и К, 2011. –
547 с.
Описание
книги под заглавием (книга четырёх и более авторов):
Дошкольное учреждение и семья [Текст]: метод.
руководство для работников дошкольных образовательных учреждений / Т. Н.
Доронова [и др.]. − М.: ЛИНКА −ПРЕСС, 2001. − 224 с.
Описание
книги под заглавием (книга под редакцией):
Педагогика: теории, системы, технологии [Текст]:
учебник / под ред. С. А. Смирнова. – 6-е изд., перераб. – М.: Академия, 2006. –
510 с.
Описание
книги под заглавием (книга на составителя):
Воспитатели и родители [Текст]: из опыта работы
/ сост.: Л. В. Загик, В. М. Иванова. − М.: Просвещение, 1985. − 94 с.
Описание
законодательных материалов под заголовком:
Российская Федерация. Конституция (1993).
Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц. текст. – М.: Маркетинг, 2001. –
32 с.
Описание
законодательных материалов под заглавием:
Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц.
текст. – М.: Маркетинг, 2001. – 32 с.
Описание
статьи из журнала:
Алексеева, Е. Е. Проблемы адаптации родителей и
детей к детскому саду / Е. Е. Алексеева // Дошкольная педагогика. − 2007. − №
2. − С. 58-60.
Описание
статьи из газеты:
Курганова, М. Чужой, выйди вон!: воспитание
толерантности как основа человечности / М. Курганова // Учительская газета. −
2013. – 24 сент. (№ 39). − С. 12.
Описание
CD-диска:
Рузавин, Г. И. Концепции современного естествознания
[Электронный ресурс]: учебник / Г.И. Рузавин. – 2-е изд. – М.: ЮНИТИ-ДАНА,
2011. – 1 CD-диск, 12 см.
Описание
электронных публикаций в Интернете:
Иванова, Н. Н. Формирование индивидуального стиля
педагога как целевая функция управления [Электронный ресурс]: творческая работа
/ Н. Н. Иванова; нач. рук. Н. С. Сапегина. – Ярославль,
2001-2002. – Режим доступа: http://www.iro.yar.ru.8101 / resource /
distant / school manadger / ivanova.htm. – 01.06.2015.
Мудрик, А. В. Воспитание в контексте социализации //
Образование: исследовано в мире [Электронный ресурс] / Рос. акад. образования.
– М.: OIM.RU, 2000-2001. – Режим доступа: http://hronos.km.ru/proekty/mgu Толстой,
Л. Н. Дневник [Электронный ресурс] / Л. Н. Толстой // LITMIR.net: электронная
библиотека. – Режим доступа: http://www.litmir.net /br/?b=121487 – С. 44. –
11.05.15.
12+
28 февраля 2018 года специалист Детской библиотеки с обучающимися 8 «Г» класса ЗСОШ №1 провела библиотечный урок «Как правильно оформить реферат и библиографический список». Правильно оформленный список покажет преподавателю то, насколько серьезно и ответственно учащиеся отнеслись к изучению предложенной темы, следовательно, у них будет возможность получить более высокую оценку за свою работу.
Библиотекарь познакомила восьмиклассников с правилами составления библиографического списка литературы, с основными элементами и знаками описания книг и периодических изданий, рассказала о вариантах расположения литературы в списках. Для закрепления знаний во второй части библиотечного урока было проведено практическое занятие, на котором каждый учащийся мог составить библиографическое описание журналов и книг, предложенных специалистом библиотеки и расставить их в правильной последовательности возможного списка.
Можно сказать, что библиотечный урок прошел не зря, ведь умение правильно составить список использованной литературы всегда пригодится в учебе.