- О молитвенном правиле
- Молитвенное правило Богословско-литургический словарь
- Молитвенное правило для богоугодной жизни свт. Феофан
- Содержание молитвы Н.Е. Пестов
- Как совершать дома свое молитвенное правило
- Молитвенное правило игумен Иларион (Алфеев)
- С чего начать нам прот. Алексий Уминский
- О внимательной молитве, молитвенном правиле
- Слово о келейном молитвенном правиле свт. Игнатий (Брянчанинов)
- Опыт прочтения молитвенного правила
- Личное молитвенное правило в литургической практике М. Верховская
- Правило свящ. Сергий Бегиян
- О молитвенном правиле в дни празднования Святой Пасхи
- Вопросы о молитвенном правиле свящ. Георгий Максимов
- Молитвенное правило
- Толковый православный молитвослов
- Молимся по часам
- Молитвы утренние
- Молитвы на сон грядущим
- Молитвенное правило в Аудиоразделе
- Часы Пасхальные
- Самопроверка
- Тест на понимание молитв на сон грядущим
- Тест на понимание молитв утреннего правила
Моли́твенное пра́вило –
1) ежедневные молитвы, которые совершают христиане, минимально — утренние и вечерние (рекомендуемые тексты можно найти в молитвослове);
2) регламентированное чтение этих молитв.
Правило бывает общим – универсальным для всех — или индивидуальным, подбираемым для верующего духовником с учетом его духовного состояния, сил и занятости.
Этот жизненный ритм необходим, поскольку в противном случае душа легко выпадает из молитвенной жизни, просыпаясь лишь от случая к случаю. В молитве же, как и во всяком большом и трудном деле, одного «вдохновения», «настроения» и импровизации недостаточно.
Чтение молитв связует человека с их творцами: псалмопевцами и подвижниками. Это помогает обрести духовный настрой, родственный их сердечному горению. В том, чтобы молиться чужими словами, пример нам – Сам Господь Иисус Христос. Его молитвенные возгласы во время крестных страданий – строки из псалмов (Пс.21:2, 30:6).
Наиболее распространённые молитвенные правила:
1) Молитвенное правило, которое печатается в «Православном молитвослове».
2) Молитвенное правило по Часослову. См. проект: Домашний Часослов.
3) Краткое молитвенное правило преподобного Серафима Саровского.
В зависимости от характера внутрисемейных взаимоотношений можно рекомендовать чтение молитвенного правила совместно, всей семьей, или каждому члену семьи отдельно. Можно читать совместно несколько выбранных молитв утром/днём/вечером.
Общая молитва рекомендуется перед вкушением пищи, в торжественные дни, перед праздничной трапезой и в других подобных случаях. Семейная молитва – это разновидность церковной, общественной (семья – своего рода «домашняя Церковь»), и поэтому не заменяет молитву индивидуальную, а лишь дополняет её.
Совсем опускать молитвенное правило нежелательно. Даже если молитвенное правило читается без должного внимания, слова молитв, проникая в душу, оказывают свое очищающее воздействие.
Основные молитвы следует знать наизусть (при регулярном чтении они постепенно запоминаются человеком даже с очень плохой памятью), чтобы они глубже проникли в сердце и чтобы их можно было повторять в любых обстоятельствах.
Желательно изучить текст перевода молитв с церковнославянского языка на русский (см. «Толковый молитвослов»), чтобы понимать значение каждого слова и ни одного слова не произносить бессмысленно или без точного осмысления.
Очень важно, чтобы приступающий к молитвословию изгнал из сердца обиды, раздражение, горечь. Без усилий, направленных на служение людям, на борьбу с грехом, на установление контроля над телом и душевной сферой, молитва не может стать внутренним стержнем жизни.
Приступая к делам, надо прежде подумать о том, что предстоит говорить, делать, видеть в течение дня, и испросить у Бога благословения и сил для следования Его воле. В гуще трудового дня следует творить краткую молитву (см. Иисусова молитва), которая поможет и в повседневных делах находить Господа.
Как обрести внимание при молитве
В условиях современного быта, учитывая загруженность и ускоренные темпы, мирянам нелегко отводить для молитвы определенное время. Врагом молитвы утренней является спешка, а молитвы вечерней – усталость. Рассеянность на молитве очень ярко свидетельствует о нашей оторванности от Бога. Можем ли мы себе представить рассеянность при встрече с известным человеком? Вряд ли. А на молитве мы обращаемся к Творцу вселенной!
Подробно, по пунктам причины невнимательности в молитве и способы их преодоления см. в статье: Внимание в молитве.
О помяннике
Молитва за других людей (см. помянник) – неотъемлемая часть молитвословия. Предстояние Богу не отдаляет человека от ближних, но связывает его с ними еще более тесными узами. Не следует ограничиваться только молитвой за близких и дорогих нам людей. Молитва за тех, кто причинил нам огорчение, вносит в душу мир, оказывает воздействие на этих людей и делает нашу молитву жертвенной.
Можно ли сокращать молитвенное правило?
С одной стороны, правило для того и существует, чтобы его соблюдать. Входящие в состав правила молитвы способствуют формированию надлежащих отношений богомольца с Богом, святыми, предохранению его от действий лукавых сил и внутренних страстей.
С другой стороны, существует различные жизненные ситуации, когда верующему, либо ввиду немощи телесной или духовной, либо ввиду иных причин регулярно читать утреннее или вечернее молитвенное правило целиком бывает или крайне затруднительно, или практически невозможно. В таких единичных случаях следует помнить, что молитвенное правило хотя и является правилом, подразумевающим уместность его исполнения, однако не предполагает абсолютной, безусловной необходимости его соблюдения. В таком экстренном случае можно прочесть меньше молитв, но искренне и с особым усердием (от сердца).
Если же сам график жизни не позволяет выделить утром и вечером необходимые полчаса, то следует сделать акцент на краткие молитвы в продолжении дня. Во время же работы дома или в пути произносите тихо: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго (грешную); а если окружают другие люди, то, занимаясь делом, говорите умом только: Господи, помилуй. Подробнее…
За конкретной рекомендацией имеет смысл обратиться к опытному пастырю, духовнику.
Хорошо ли, если молитвенное правило будет побольше: кроме обычных утренних и вечерних молитв – акафисты, каноны?
Важная задача в исполнении молитвенного правила – регулярность, постоянное ежедневное его исполнение. При нужде оно сокращается. Надо иметь такое правило, чтобы оно не превышало ваших сил и чтобы совесть не укоряла за леность.
***
Утреннее и вечернее правила – это лишь необходимая духовная гигиена. Молиться же нам заповедано непрестанно (см. молитва Иисусова). Если сбивать молоко, получится масло, так и молитва – от количества переходит в качество. “С качеством молитвы [мы] должны соединять и количественное множество, потому что второе бывает причиною первого” (Лествица, 28:21).
***
Святитель Феофан Затворник так кратко систематизирует советы по прочтению молитвенного правила:
а) никогда спешно не читайте, а читайте будто нараспев… В древности все читаемые молитвы брались из псалмов… Но нигде не встречаю слова “читать”, а везде “петь”…
б) во всякое слово вникайте и не мысль только читаемого воспроизводите в сознании, но и чувство соответственное возбуждайте…
в) чтобы подсечь позыв на спешное чтение, положите — не то и то вычитывать, а простоять на читательном молитвословии четверть часа, полчаса, час… сколько обычно выстаиваете… и затем не заботьтесь… сколько прочитаете молитв, — а как пришло время, если нет охоты стоять далее, переставайте читать…
г) положив это, однако ж, на часы не посматривайте, а так становитесь, чтобы стоять без конца: мысль и не будет забегать вперед…
д) чтобы способствовать движению молитвенных чувств в свободное время, перечитывайте и передумывайте все молитвы, которые входят в ваше правило, — и перечувствуйте их, чтобы, когда на правиле станете их читать, знать наперед, какое чувство должно быть возбуждаемо в сердце…
е) никогда не читайте без перерыва молитвы, а всегда прерывайте их своеличною молитвою, с поклонами, в средине ли молитв придется это сделать или в конце. Как только вспадет что на сердце, тотчас останавливайтесь читать и кладите поклоны. Это последнее правило — самое нужное и самое необходимое для воспитания духа молитвенного… Если какое иное чувство займет очень, вы и будьте с ним и кладите поклоны, а чтение оставьте… так до самого конца положенного времени.
Цитаты о молитвенном правиле
«Мой духовный отец мне советовал так читать утpенние или вечерние молитвы: стал, помолчал, предстал перед Богом, пеpекрестился: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа», – не в свое имя и не ради себя самого, а во имя Божие и ради Него. Потом пpочти пеpвую фразу молитвы, помолчи мгновение, совеpши земной поклон и повтоpи ее, помолчи мгновение и повтоpи ее еще раз; тогда пеpеходи на следующую фразу. Это значит, что утpенние или вечерние молитвы (с поклонами) занимают приблизительно два часа с половиной, – но они доходят. Они доходят, потому что ты услышишь те же слова три раза и заставишь свое тело поклониться и восстать. Конечно, дойдут, сколько возможно, в пределах твоей глубины».
митрополит Сурожский Антоний. Может ли верить и молиться современный человек
«Не оставляй молитвенного правила, чтобы не впасть в руки врагов твоих. Тщательно исполняй твое молитвенное правило. Остерегись! не допусти себе пренебречь им. От тщательного исполнения правила просвещается и укрепляется душа».
преподобный авва Исайя
«Чтобы правило стало не препятствием, а настоящим двигателем человека к Богу, необходимо, чтобы оно было соразмерно его духовным силам, соответствовало его духовному возрасту и состоянию души. Многие люди, не желая себя отягощать, сознательно выбирают слишком легкие молитвенные правила, которые из-за этого становятся формальными и не приносят плодов. Но иногда и большое правило, выбранное из неразумной ревности, тоже становится кандалами, ввергая в уныние и мешая духовно расти.
Правило — не застывшая форма, в течение жизни оно обязательно должно меняться и качественно, и внешне».
протоиерей Алексий Уминский
«Никогда не вяжите себя правилом и не думайте, что есть что-либо ценное в том, что имеете такое правило или всегда его совершаете. Вся цена в сердечном пред Богом припадании. Всячески избегать надо формальности и механизма в молитве. Будьте госпожа правила, а не раба. Раба же только Божия, обязанная все минуты жизни своей посвящать на угождение Ему».
свт. Феофан Затворник
«Не говорите, что вы любите Бога и ищите Царствия Его, если, просыпаясь поутру, прежде вспоминаете о делах и заботах, а потом благодарите Бога за прошедшую ночь и наступивший день! Никого вы не убедите, что живете правдой, когда прежде исполняете свои намерения, а потом просите у Бога помощи и успеха».
митрополит Серафим Чичагов
Приблизительное время чтения: 3 мин.
Вопрос читателя:
Можно ли самой составлять молитвенное правило? Спасибо.
Ирина
Отвечает протоиерей Александр Овчаренко:
Здравствуйте, Ирина!
Можно, но есть нюансы. И первый вопрос — идет ли речь о составлении новых молитв или компоновке правила из молитвенных текстов, которые уже существуют.
Молитва — это разговор с Богом и святыми. И, в принципе, абсолютно в любой момент времени и в любо месте Вы можете обратиться к Господу, Матери Божией и святым с просьбой, которую сформулируете своими словами. Из практики, увы, мы знаем, что мы не так часто можем горячо помолиться. Как правило, это получается или в минуты опасности, или в моменты глубокой скорби. Бывают, конечно, моменты искренней благодарности и духовной радости, в которых мы забываем о себе и обращаемся всем сердцем к Богу, но такое состояние нас посещает не часто, к сожалению. Правило помогает нам постепенно возгревать наш дух. Сначала постоянное усердие, потом приходит внимание к словам молитв, а затем благодать касается нашего ума и сердца. Поэтому правило нам действительно необходимо. И вот составить молитвы для такого правила, то есть для ежедневного, регулярного молитвенного делания, может не всякий человек, потому что для этого нужно иметь дар молитвенного творчества. Поэтому Церковь благословляет нас читать уже составленное правило, которое состоит из молитв, произнесенных святыми. Это, если можно так сказать, образец. Многие святые отцы горячо защищали применение молитвенного правила и видели в нем огромную пользу.
При этом, повторюсь, обращаться к Господу своими словами не только можно, но и нужно.
А теперь посмотрим на Ваш вопрос, если речь идет именно о составлении самого правила, то есть совокупности молитв для регулярного чтения.
Святые отцы, опытные молитвенники, понимали, что лучше не домолиться, чем перемолиться. Речь идет о ситуациях, когда новоначальные верующие к уже благословленному Церковью правилу начинают добавлять множество своих молитовок, и их правило распухает, как тесто на дрожжах. Сначала оно выполняется на духовном порыве, с радостью и с легкостью. Постепенно, а бывает и очень резко, это все прекращается, сходит на нет. И человек уже не может не то что прочитать хоть какое-то правило, а вообще не может и не хочет читать никаких молитв.
И в равной степени иной раз сокращение правила полезно, а иной раз, наоборот, вредно для человека. И не всегда. не имея должного опыта, можно понять, какие молитвы, к примеру, оставить, а какие можно и пропустить из-за объективного недостатка времени и силы. Поэтому обязательно советуйтесь со священником или, если есть духовный отец, с ним об увеличении или уменьшении своего домашнего правила. Если такой возможности нет, я посоветую сделать Вам это правило небольшим, но оно должно быть постоянным! Пусть будет меньше, но всегда.
Можно и нужно к церковным молитвам в своем правиле добавлять несколько слов от себя, молитвенный вздох от своего сердца. Пусть это будет кратким моментом, но как бы если бы вы встретили Бога и с Ним лично говорили. Главное здесь не представлять себе Бога, не «рисовать» Его своим воображением. Помните, если Вы на молитве не видите Бога, Он все равно рядом. А для концентрации существуют иконы, которые помогают нам «отключить» воображение (см. Зачем нужны иконы? ).
Молитвенный настрой — это самое важное в нашей духовной жизни, это ее пульс. Временами мы горячи и устойчивы в молитве, а бывают дни и даже годы сухости, период пустынного шествия. Это тоже духовная жизнь. Я считаю, что в глазах Божиих эти периоды сухости и «бесплодных» молитв гораздо приятнее, чем те, в когда мы совершали молитвенный труд легко и радостно. Эта легкость была залогом, авансом от Бога. А когда тяжело и не хочется молиться, а мы продолжаем наш молитвенный труд, то в нем видно наше усердие, наше личное стремление, наше произволение. Мы ищем, жаждем Христа. Он наша Цель, а не правило. И это драгоценно для Него.
Так что, резюмируя, самой составлять правило можно, но посоветовавшись со священником, который Вас знает.
С Богом!
Задать вопрос священнику
Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос. Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, задайте его через форму ниже. Обратите внимание: не все ответы публикуются на сайте. Если вы точно хотите получить ответ на свой вопрос, укажите е-mail — ответ придет вам на почту.
P.S. Священник, отвечающий вам в письме, может дать только общие рекомендации. Если вы хотите получить более подробный ответ по вашей личной ситуации, необходима личная встреча со священником.
Время ожидания ответа может быть различным в зависимости от сложности вопроса и загрузки отвечающих священников. Также в праздничные дни, дни особенной занятости священнослужителей (начало Великого поста, Страстная неделя, двунадесятые праздники и т.д.) ожидание ответа может занять более продолжительное время, чем обычно.
Загрузка…
Как совершать дома свое молитвенное правило
Как подготовиться к молитве
Основные молитвы, составляющие утреннее и вечернее правило, следует знать наизусть, чтобы они глубже проникли в сердце и чтобы их можно было повторять в любых обстоятельствах.
Прежде всего, в свободное время, желательно вчитаться в молитвы, входящие в ваше правило, перевести текст молитв для себя с церковнославянского языка на русский, чтобы понимать значение каждого слова и ни одно слово не произносить бессмысленно или без точного осмысления. Это советуют Отцы Церкви. «Потрудись, — пишет преподобный Никодим Святогорец, — не в молитвенный час, а в другое, свободное время обдумать и прочувствовать положенные молитвы. Сделав это, ты и во время молитвословия не встретишь никакого труда воспроизвести в себе содержание читаемой молитвы».
Очень важно, чтобы приступающий к молитвословию изгнал из сердца обиды, раздражение, горечь. Святой Тихон Задонский поучает: «Прежде молитв требуется ни на кого не гневаться, не злобиться, но всякую обиду оставить, чтобы и самим Бог оставил грехи».
«Приступая к Благодетелю, будь сам благодетелен; приступая к Доброму, будь сам добрым; приступая к Праведному, будь сам праведным; приступая к Терпеливому, будь сам терпеливым; приступая к Человеколюбивому, будь человеколюбивым; а также будь и всем иным, приступая к Добросердому, к Благосклонному, к Общительному в благах, к Милующему всякого, и, если еще что усматривается Божественного, уподобляясь во всем этом произволением, приобретай тем себе дерзновение на молитву», — пишет святитель Григорий Нисский.
Как совершать дома свое молитвенное правило
Во время молитвы рекомендуется уединиться, возжечь лампаду или свечу и встать перед иконой. В зависимости от характера внутрисемейных отношений можно рекомендовать чтение молитвенного правила вместе, всей семьей, или каждому члену семьи отдельно. Общая молитва рекомендуется прежде всего в торжественные дни, перед праздничной трапезой и в других подобных случаях. Семейная молитва — это разновидность церковной, общественной (семья — своего рода домашняя церковь) и поэтому не заменяет молитву индивидуальную, а лишь дополняет ее.
Перед началом молитвословия следует осенить себя крестным знамением и совершить несколько поклонов, поясных или земных, и постараться настроиться на внутреннюю беседу с Богом. «Постой молча, дондеже утишатся чувства, поставь себя в присутствие Божие до сознания и чувства Его с благоговейным Страхом и восставь в сердце живую веру, что Бог слышит и видит тебя»,— говорится в начале молитвослова. Многим людям помогает сосредоточиться произнесение молитв вслух или вполголоса.
«Приступая к молитвословию, — советует святитель Феофан Затворник, — утром или вечером, постой немного, или посиди, или походи, и потрудись в это время отрезвить мысль, отвлекши ее от всех земных дел и предметов. Затем помысли, кто Тот, к Кому ты обратишься в молитве, и кто ты, имеющий теперь начать это молитвенное к Нему обращение — и возбуди в душе соответствующее этому настроение самоуничиженного и благоговейным страхом проникнутого предстояния Богу в сердце. В этом все приготовление — благоговейно стать пред Богом, — малое, но немалозначительное. Тут полагается начало молитвы, доброе же начало —половина дела.
Так установившись внутренно, стань затем пред иконою и, положив несколько поклонов, начинай обычное молитвословие: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины» и прочее. Читай неспешно, во всякое слово вникай, и мысль всякого слова до сердца доводи, сопровождая то поклонами. В этом все дело читания молитвы, Богу приятного и плодоносного. Вникай во всякое слово и мысль слова до сердца доводи, иначе — понимай, что читаешь, и понятное чувствуй. Других правил не требуется.
Эти два — понимай и чувствуй, — исполненные как следует, украшают всякое молитвословие полным достоинством и сообщают ему все плодотворное действие. Читаешь: «очисти ны от всякия скверны» — восчувствуй свою скверноту, возжелай чистоты и с упованием взыщи, ее у Господа, Читаешь: «остави нам долги наша, якоже же и мы оставляем должником нашим» — и в душе своей всем прости, и сердцем, все всем простившим, проси себе у Господа прощения. Читаешь: «да будет воля Твоя» — и в своем сердце совершенно предай Господу твою участь и изъяви беспрекословную готовность благодушно встретить все, что Господу будет угодно тебе послать.
Если будешь так действовать при каждом стихе твоей молитвы, то у тебя будет надлежащее молитвословие».
В другом своем наставлении святитель Феофан так кратко систематизирует советы по прочтению молитвенного правила:
«а) никогда спешно не читайте, а читайте будто нараспев… В древности всё читаемые молитвы брались из псалмов… Но нигде не встречаю слова «читать», а везде «петь»…
б) во всякое слово вникайте и не мысль только читаемого воспроизводите в сознании, но и чувство соответственное возбуждайте…
в) чтобы подсечь позыв на спешное чтение, положите — не то и то вычитывать, а простоять на читательном молитвословии четверть часа, полчаса, час… сколько обычно выстаиваете… и затем не заботьтесь… сколько прочитаете молитв,— а как пришло время, если нет охоты стоять далее, переставайте читать…
г) положив это, однако ж, на часы не посматривайте, а так становитесь, чтобы стоять без конца: мысль и не будет забегать вперед…
д) чтобы способствовать движению молитвенных чувств в свободное время, перечитывайте и передумывайте все молитвы, которые входят в ваше правило, — и перечувствуйте их, чтобы, когда на правиле станете их читать, знать, наперед, какое чувство должно быть возбуждаемо в сердце…
е) никогда не читайте без перерыва молитвы, а всегда перерывайте их своеличною молитвою, с поклонами, в средине ли молитв придется это сделать или в конце. Как только вспадет что на сердце, тотчас останавливайтесь читать и кладите поклоны. Это последнее, правило — самое нужное и самое необходимое для воспитания духа молитвенного… Если какое иное чувство займет очень, вы и будьте с ним и кладите поклоны, а чтение оставьте… так до самого конца положенного времени».
Что делать при рассеянии на молитве
Молиться очень трудно. Молитва — это в первую очередь духовный труд, потому не следует ожидать от нее немедленной духовной услады. «Не ищи в молитве наслаждений, — пишет святитель Игнатий (Брянчанинов),— они отнюдь не свойственны грешнику. Желание грешника ощутить наслаждение есть уже самообольщение… Не ищи преждевременно высоких духовных состояний и молитвенных восторгов».
Как правило, внимание на словах, молитвы удается удержать несколько минут, а затем мысли начинают разбредаться, глаз скользит по словам молитвы — а наши сердце и ум далеки.
Если кто молится Господу, а думает о другом, то такой молитвы не послушает Господь», — пишет преподобный Силуан Афонский.
В эти моменты Отцы Церкви советуют быть особенно внимательными. Святитель Феофан Затворник пишет, что мы должны заранее приготовиться к тому, что при чтении молитв мы бываем рассеяны, часто машинально читаем слова молитвы. «Когда во время молитвы мысль отбежит — возврати ее. Опять отбежит — опять возврати. Так каждый раз. Всякий раз, что прочтено будет во время отбегания мысли и, следовательно, без внимания и чувства, не забывай перечитывать. И хоть бы твоя мысль несколько раз отбегала на одном месте, несколько раз читай его, пока не прочтешь с понятием и чувством. Одолеешь однажды это затруднение — в другой раз, может быть, оно и не повторится, или повторится не в такой силе.
Если во время чтения правила прорывается молитва своими словами, то, как говорит преподобный Никодим, «не попуская сему случаю пройти мимолетно, но остановись на нем».
Эту же мысль мы находим и у святителя Феофана: «Иное слово, так сильно подействует на душу, что душе не будет хотеться простираться далее в молитвословии, и хотя язык читает молитвы, а мысль все отбегает назад, к тому месту, которое так подействовало на нее. В таком случае остановись, не читай далее, а постой вниманием и чувством на том месте, попитай ими душу свою, или теми помышлениями, которые оно будет производить.
И не спеши себя отрывать от этого состояния, так что, если время не терпит, оставь лучше недоконченное правило, а этого состояния не разоряй. Оно будет осенять тебя, может быть, и весь день, как Ангел-хранитель! Такого рода благодатные воздействия на душу во время молитвословия означают, что дух молитвы начинает внедряться и что, следовательно, сохранение этого состояния есть самое надежное средство к воспитанию и укреплению в нас молитвенного духа».
Как заканчивать свое молитвенное правило
Хорошо окончить молитвословие благодарением Богу за дарованное общение и сокрушением о своей невнимательности.
«Кончишь свое молитвословие — не тотчас переходи к своим каким-либо занятиям, а тоже, хоть немного, постой и подумай, что это тобой совершено и к чему это тебя обязывает, стараясь, если дано что восчувствовать во время молитвы, сохранить то и после молитвы», — пишет святитель Феофан Затворник. «Не тотчас кидайся на обыденные дела, — учит преподобный Никодим,— и никогда не думай, что, совершив свое молитвенное правило, ты все окончил по отношению, к Богу».
Приступая к делам, надо прежде подумать о том, что предстоит говорить, делать, видеть в течение дня, и испросить у Бога благословения и сил для следования Его воле.
Как научиться молитвенно проводить день
Окончив утренние молитвы, мы не должны думать, что в отношении к Богу все исполнено, и только вечером, во время вечернего правила, надо снова вернуться к молитве.
Добрые чувства, возникшие во время утренних молитв, заглушатся в суете и занятости дня. Из-за этого и нет охоты становиться на вечернюю молитву.
Надо стараться делать так, чтобы душа обращалась к Богу не только тогда, когда стоим на молитве, но и в продолжение всего дня.
Вот как советует обучаться этому святитель Феофан Затворник:
«Первое — необходимо в продолжение дня чаще взывать к Богу из сердца краткими словами, судя по нужде души и текущим делам. Начинаешь что, например, говори: «Благослови, Господи!». Кончаешь дело, говори: «Слава тебе, Господи!», и не языком только, но и чувством сердца. Страсть какая подымется, говори: «Спаси, Господи, погибаю!». Находит тьма помышлений смутительных, взывай: «Изведи из темницы душу мою!». Предстоят неправые дела и грех влечет к ним, молись: «Настави мя, Господи, на путь» или «Не даждь во смятение ноги моея».
Грехи подавляют и влекут в отчаяние, возопи мытаревым гласом: «Боже, милостив буди мне, грешному». Так и во всяком случае. Или просто почасту говори: «Господи, помилуй; Владычица Богородица, помилуй мя. Ангеле Божий, хранителю мой святый, защити мя», — или другим каким словом взывай. Только сколько можно чаще делай эти воззвания, всяко стараясь, чтобы они из сердца исходили, как бы выжатые из него. Когда будешь так делать, частые будут у нас совершаться из сердца умные к Богу восхождения, частые к Богу обращения, частая молитва, а это учащение сообщит навык умного с Богом собеседования.
Но чтобы душа так стала взывать, надобно наперед заставить ее все обращать во славу Божию, всякое свое дело, большое и малое. И это есть второй способ, как научить душу чаще днем обращаться к Богу. Ибо если положим себе в закон исполнять эту заповедь апостольскую, чтоб вся во славу Божию творить, даже едите ли пьете ли, или иное что делаете, все делаете в славу Божию (1 Кор. 10, 31), то непременно при каждом деле вспомним о Боге, и вспомним не просто, а с опасливостью, как бы не поступить в каком случае неправо и не оскорбить Бога каким-либо делом. Это и заставит со страхом к Богу обратиться и молитвенно просить помощи и вразумления. Как мы почти непрестанно что-либо делаем, то почти непрестанно будем к Богу обращаться молитвенно, и, следовательно, почти непрерывно проходить науку молитвенного в душе к Богу возношения.
Но чтобы и это, то есть делание всего во славу Божию, душа исполняла как должно, надо настроить ее к этому с раннего утра — с самого начала дня, прежде чем изыдет человек на дело свое и на делание свое до вечера. Настроение это производится богомыслием. И это есть третий способ обучения души к частому обращению к Богу. Богомыслие — это благоговейное размышление о Божественных свойствах и действиях и о том, к чему ведение их и их к нам отношение нас обязывает, это размышление о благости Божией, правосудии, премудрости, веемогуществе, вездесущии, всеведении, о творении и промышлении, об устроении спасения в Господе Иисусе Христе, о благости и слове Божием, о святых таинствах, о Царстве Небесном.
О каком из этих предметов не стань размышлять, размышление это непременно исполнит душу благоговейным чувством к Богу. Стань размышлять, например, о благости Божией, — увидишь, что ты окружен милостями Божиими и телесно, и духовно, и разве только камень будешь, чтоб не пасть пред Богом во излиянии уничиженных чувств благодарения. Стань размышлять о вездесущии Божием, — уразумеешь, что ты всюду пред Богом и Бог пред тобою, и не можешь не исполниться благоговейным страхом.
Стань размышлять о всеведении Божием,— познаешь, что ничто в тебе не сокрыто от ока Божия, и непременно положишь быть строго-внимательным к движениям сердца своего и ума, чтоб не оскорбить как-нибудь всевидящего Бога. Стань рассуждать о правде Божией,— и уверишься, что ни одно худое дело не останется без наказания, и непременно положишь очистить все грехи свои сердечным пред Богом сокрушением и покаянием. Так, о каком свойстве и действии Божием ни стань рассуждать, всякое такое размышление исполнит душу благоговейных к Богу чувств и расположений. Оно прямо к Богу устремляет все существо человека и есть потому самое прямое средство к тому, чтоб приучить душу возноситься к Богу.
Самое приличное, удобное для этого время есть утро, когда душа еще не обременена множеством впечатлений и деловыми заботами, и именно — после утренней молитвы. Кончишь молитву, сядь и, с освященною в молитве мыслию, начинай размышлять ныне об одном, завтра о другом Божием свойстве и действии и соответственное тому в душе произведи расположение. «Иди,— говорил святой Димитрий Ростовский,— иди, святое богомыслие, и погрузимся в размышление о великих делах Божиих», и проходил мыслию или дела творения и промышления, или чудеса Господа Спасителя, или Его страдания, или другое что, растрогивал тем сердце свое и начинал изливать душу свою в молитве. Так и всякий может делать. Труда немного, желание только и решимость надо; а плода много.
Так вот три способа, как, кроме молитвенного правила, научить душу молитвенно к Богу возноситься, именно: посвящать утром несколько времени на богомыслие, всякое дело обращать во славу Божию и часто обращаться к Богу краткими воззваниями.
Когда утром хорошо будет совершено богомыслие, оно оставит глубокое настроение к помышлению о Боге. Помышление о Боге заставит душу всякое действие свое, и внутреннее и внешнее, осторожно содевать и во славу Божию обращать. А то и другое — в такое поставят душу положение, что из нее почасту будут исторгаться молитвенные воззвания к Богу.
Эти три — богомыслие, всего во славу Божию творение и частые воззвания суть самые действительные орудия умной и сердечной молитвы. Всякое из них возносит душу к Богу. Кто положил упражняться в них, тот скоро приобретет полагать в сердце своем навык восхождения к Богу. Труд этот походит на восхождение на гору. Чем выше подымется кто на гору, тем свободнее и легче дышит. Так и здесь, чем больше кто навыкает показанным упражнениям, тем выше подымет душу, а чем выше подымется душа, тем свободнее будет действовать в ней молитва.
Душа наша по природе есть обитательница горнего мира Божественного. Там бы ей следовало быть неисходно и мыслью и сердцем; но груз земных помышлений и пристрастий влечет и тяготит ее долу. Показанные способы отрывают ее от земли мало-помалу, а там и совсем оторвут. Когда же совсем оторвут, тогда душа вступит в свою область и будет сладостно обитать горе — здесь сердечно и мысленно, после же и самим существом своим сподобится пред лицем Бога пребывать в ликах Ангелов и святых. Чего да сподобит всех вас Господь благодатию Своею. Аминь».
Полноценную духовную жизнь христианина невозможно
представить без ежедневного молитвенного правила. А каким
оно должно быть? Насколько длинным или кратким и из каких
молитв состоять? Как сделать так, чтобы ежедневная молитва
не стала формальной? На что обратить особое внимание,
каких ошибок избегать? И что в молитвенном правиле самое
главное?
Правило для человека, но не наоборот
Протоиерей Андрей
Овчинников:
– В молитвенном правиле есть три важных
составляющих: мера, постоянство и
качество.
1. Мера. В любом деле человека красит
мера – и в трудах земных, и в трудах духовных. Найти
средний, царский путь очень важно. Это залог успеха. В
молитвенном правиле данный закон важен и актуален.
Требуется понуждение себя на молитву – с одной
стороны, и удержание от ревности не по разуму – с
другой. Нельзя лениться, но опасно и переусердствовать. На
мой взгляд, лучше в молитве что-то недоделать, пусть
останется желание помолиться на другой день. Перебор чаще
всего вызывает отторжение и протест. Отцы говорят: малому
правилу цены нет. И здесь очевидно нужна помощь духовника,
опытного и рассудительного практика-делателя. Но его совет
предполагает меру свободы и личного выбора вопрошающего.
Не набирайте большого правила. Пусть оно
будет такое, чтобы его человек мог исполнять всю жизнь.
Помните: правило для человека, но не наоборот. Найденная
правильная мера держит человека в духовном тонусе, но при
этом сохраняется радость в сердце и желание молитвы.
Учитывайте многие факторы: возраст, состояние здоровья,
семейное положение, загруженность на работе и проч. Плодом
правильного молитвенного труда является глубокое смирение
и внутренний мир.
2. Постоянство. В молитве будьте
постоянны. Это завет апостола Павла.
Успех в любом деле зависит от нашего усердия и
постоянства. Но не только. Действительно, под лежачий
камень вода не течет. Но следует помнить, что мы лишь
соработники у Бога. «Посему и насаждающий и
поливающий есть ничто, а всё Бог возращающий» (1
Кор. 3: 7). Важно, чтобы наши труды благословил Бог.
Святые отцы говорят о синергии – о нашем постоянном
труде в молитве и благодатной помощи свыше. В этом залог
успеха. Остановки в молитвенном подвиге быть не может.
Молитвенный труд напоминает катание на двухколесном
велосипеде или плавание на лодке против течения: только
непрестанные усилие и труд обеспечивают движение вперед. В
молитве те же законы: «Непрестанно молитесь»
(1 Фес. 5: 17). За постоянство в молитвенном труде сухость
сердца и душевная скука со временем сменятся бодростью
духа и желанием молитвы. Это признак преуспеяния и
благодатной помощи свыше.
3. Качество. Лучше меньше, да лучше. Об
этом следует помнить всякому, кто приступает к молитвенном
труду. Качество молитвы определяют два признака: внимание
для ума и глубокое покаяние сердца.
Внимание преподобный Иоанн
Лествичник называет душой молитвы. Он советует всякому
заключать ум в слова молитвы. Вначале это у
всех плохо получается, но отступать и сдаваться
нельзя. Приложим труд, и Бог обязательно поможет, пошлет
нам со временем ангела-хранителя нашей молитвы.
Будь на молитве как младенец незлобивый – прощай
обидчиков и молись за обижающих тебя
Покаяние в сердце и глубокое смирение – это
подлинный жертвенник, с которого Бог принимает наши
духовные жертвы, среди которых главная – молитва. А
еще будь на молитве как дитя лепечущее и младенец
незлобивый – прощай обидчиков и молись за обижающих
тебя. Помни о своем неоплатном долге перед Богом, тогда
легче простишь людей. Важно стяжать внутренний плач сердца
о своих грехах – важный признак подлинного покаяния.
Понятно, что выполнение данных условий возможно при
небольшом молитвенном правиле. Всё подлинно качественное
обычно представляет собой штучный товар. В музыке от детей
требуют «чистенько» сыграть простую гамму, при
изучении иностранного языка – правильно построить
фразу, от начинающего водителя – не сбить при
парковке флажки. Опыт придет со временем, и тогда можно
будет добавлять объем труда. А мы будем со смирением
исполнять наше небольшое молитвенное правило –
ежедневно и постоянно, следя за качеством нашей молитвы,
помня, что не наши труды определяют успех, но всесильная
помощь Божия, а с ней нам возможно всё и в этой жизни, и в
будущей.
Фото – fotokto.ru/photo
Нельзя научиться молиться, игнорируя
правило
Священник Валерий
Духанин:
– Наша жизнь так устроена, что всякое содержание
тесно связано с формой. Бессмертная душа присутствует в
смертном теле, Святые Дары хранятся в дарохранительнице,
благовонное миро – в сосуде, а для молитвенных
воздыханий внешней формой является правило. Как у реки
есть русло, по которому вода легко течет вперед, так и
молитвенное правило – это русло, по которому течет
наше молитвенное обращение к Богу.
Когда человек хочет просто молиться без каких-либо правил,
то обычно такая молитва быстро заканчивается, после
нескольких сердечных вздохов душа оскудевает, не знает,
что произнести, потому что мы не можем сами собой обрести
молитвенное настроение.
Молитвенное правило организует душу, настраивает ее на
молитву. Утренние и вечерние молитвы, правило перед
Причащением, различные молитвословия – все эти
молитвы составлены святыми людьми, в них вложены те мысли
и чувства, которые должны быть у любого молящегося.
Поэтому нельзя научиться молиться, игнорируя правило.
В молитвенном правиле важно постоянство. Если правило не
имеет регулярного исполнения, то оно перестает быть
правилом. Это будет своего рода духовное хобби по
выходным, когда от нечего делать берешь в руки
молитвослов: ну-ка, что там такое? Правило – это как
выход солдата на пост, на часы: не важно, какое у тебя
самочувствие или настроение, ты все равно становишься на
молитву. И происходит чудо – на правило ты можешь
встать унылым, вялым, внутренне убитым, а выходишь после
правила бодрым и крепким, внутренне возродившимся. Потому
что молитва дает силы душе.
Молитвенное правило – только средство, а цель
– Божия благодать, которую молящийся должен
стяжать
Но смысл правила не в самой по себе вычитке текстов, а в
том, чтобы обрести живое предстояние пред Богом, стяжать
молитвенное настроение, дух общения с Господом.
Молитвенное правило – только средство, а цель
– Божия благодать, которую молящийся должен стяжать.
Представим, что кто-то пытается найти клад. Кирка и лопата
– лишь средства к этому, они ценны настолько,
насколько способствуют обретению клада. Поэтому смешно
гордиться своим правилом, будто от этого ты уже стал
святым. Преподобный Силуан
Афонский рассказывал про подвижника, который говорил,
что непременно должен спастись, так как выполняет каждый
день такое-то количество поклонов, но в день смерти он
разорвал на себе одежду. Ему открылось, что поклоны сами
по себе его не могут спасти. Нас спасают не наши поклоны
или молитвы, спасает Бог, с Которым мы жаждем общения
посредством наших молений.
Молитвенное правило каждый раз надо совершать с тем
чувством, что Господь присутствует рядом, Он видит, как мы
обращаемся к Нему, это наше личное обращение к Богу.
Молитвенное правило, выполняемое усердно, внимательно и с
покаянием, отверзает сердце для Божией благодати, а
благодать восполнит любую нужду. И может быть, от того, с
каким чувством и вниманием мы исполняем правило, зависит
наша вечная участь.
В феврале 2016 года у близкой знакомой, Светланы, дочь
попала в тяжелую ситуацию. Когда она ехала ночью по
Садовому кольцу, то на дорогу выскочил в неположенном
месте молодой человек. Расстояние оказалось слишком
маленьким, чтобы успеть затормозить, и девушка сбила его.
Как водитель девушка была признана невиновной, но легче ей
от этого не было. С тяжелейшими множественными переломами,
в состоянии комы пострадавшего доставили в больницу имени
Склифосовского. Врачи сказали, что вероятность на
выздоровление невелика: из комы редко кто выходит.
Светлана в слезах обратилась к близким людям. Было решено
в тот же день всем в одно время читать акафист
великомученику Пантелеимону, затем каждый день читали
акафист Божией Матери «Взыскание погибших».
Светлана с дочерью исповедовались и причастились; конечно
же, служили молебен об исцелении пострадавшего. И после
этого свершилось чудо: больной пришел в себя, а на
следующий день уже был переведен в другую больницу в связи
со значительным облегчением его состояния.
Казалось бы, исполнены были просто какие-то молитвенные
правила, но совершилось чудо. Поэтому молитвенное правило,
которое с благословения духовника творится вместе, ради
восполнения какой-то нужды, имеет огромное значение, а
кому-то в буквальном смысле спасает жизнь.
Молитва должна подкрепляться доброй христианской
жизнью
Священник
Димитрий Шишкин:
– Первый вопрос, который возникает, когда заходит
речь о молитвенном правиле, – это то, насколько оно
должно быть длинным и из чего состоять. Но это, как мне
кажется, вопрос хоть и первый, но не главный. И, тем не
менее, без его разрешения мы к главному не подойдем. Итак,
оставим пока в стороне монастырский устав, потому что там
вопрос о составе и продолжительности правила решен, и
поговорим о мирянах, тем более что люди сами задают этот
вопрос довольно часто, а именно: какие молитвы должны
входить в повседневное правило? И вот здесь иногда
приходится сталкиваться с парадоксальной ситуацией, когда
люди и то малое, что надобно исполнять, – не
исполняют как должно, но ищут еще какого-то
«сверхправила» или «особых
молитв». Это подобно тому, как если бы кто-то,
небрежно и поспешно, косо и криво справив фундамент,
спешит построить на нем как можно более высокий дом и,
вместо того чтобы позаботиться о надежности основания,
простирает свой ум к построению новых и новых этажей.
Понятно, чем такое строительство может окончиться.
Самое же простое и, вот не побоюсь сказать, достаточное
для доброй, благочестивой жизни правило – это
внимательное, со смирением чтение утренних и вечерних
молитв. Если есть возможность – ежедневное чтение
главы из Евангелия и из Апостола. Опять же если есть такая
возможность и силы – чтение кафизмы или больше из
Псалтири. Непременно добавим сюда молитвы перед едой и
после еды, перед работой и – благодарственные, по
завершении рабочего дня. А остальное можно добавлять по
совету с духовником, и выбор здесь воистину безграничен.
И вот теперь мы приступаем действительно к главному. Любая
молитва, во-первых, должна быть подкреплена нашей
повседневной доброй христианской жизнью, то есть
внимательным к себе отношением в исполнении заповедей
Христовых. Иначе на нашу молитву Господь отвечает нам
такими словами: «Что вы зовете Меня: Господи!
Господи! – и не делаете того, что Я говорю?»
(Лк. 6: 46). Итак, главное условие исполнения всякого
молитвенного правила есть «постоянство в
доброделании», как говорит апостол Павел (Рим. 2:
7).
Главное в молитвенном правиле – сердечное
сокрушение и всецелое предание себя в руки Божии
Но и это еще не всё. Потому что, как бы мы ни старались
быть внимательными и ревностными в исполнении Христовых
заповедей, мы исполняем в лучшем случае то простейшее, что
должны исполнить, а зачастую, при внимательном к
себе отношении, вынуждены будем признать, что и малой
толики должного не исполняем. И понимание этого пусть
приводит нас не в уныние, а к смиренному осознанию своей
неключимости. И вот это действительно главное во всяком
молитвенном правиле: сердечное сокрушение, внимание в
молитве и всецелое предание себя в руки Божии.
Будем всем сердцем, всей душой, всем помышлением с любовью
устремляться к Господу на всякое время и во всякий час, с
глубоким осознанием своей немощи – и тогда любое,
пусть даже самое простое и небольшое молитвенное правило,
несомненно, милостью Божией принесет нам духовную пользу.
12 января 2017 г.